Биография Иоганна Вольфганга фон Гёте.

Немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской АН (1826).

В 1775 по при-гла-ше-нию Кар-ла Ав-гу-ста, бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го гер-цо-га Сак-сен-Вей-мар-ско-го и Эй-зе-нах-ско-го, Г. пе-ре-ехал в Вей-мар. С 1779 тай-ный со-вет-ник, с 1782 ка-мер-пре-зи-дент, в этом же го-ду воз-ве-дён в дво-рян-ст-во. Соб-ст-вен-но ху-дож. твор-че-ст-во для Г. в это вре-мя ото-шло на вто-рой план: од-но-вре-мен-но с адм. и хо-зяйств. дея-тель-но-стью в Вей-ма-ре Г. за-ни-мал-ся ес-теств. нау-ка-ми: круг его ин-те-ре-сов вклю-чал зоо-ло-гию и бо-та-ни-ку [«Ме-та-мор-фо-за рас-те-ний» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], ос-тео-ло-гию и ана-то-мию (в 1786 Г. от-крыл меж-че-лю-ст-ную кость у че-ло-ве-ка), оп-ти-ку и тео-рию цве-та («Beiträge zur Op-tik», 1791-92; «Zur Farbenlehre», Bd 1-2, 1810), ме-тео-ро-ло-гию, гео-ло-гию и ми-не-ра-ло-гию. Пред-став-ле-ние о ми-ре как о жи-вой це-ло-ст-но-сти рас-кры-ва-ет-ся в та-ких по-ня-ти-ях на-тур-фи-ло-со-фии Г., как «мор-фо-ло-гия» [впер-вые вве-дён-ный им тер-мин для обо-зна-че-ния уче-ния о фор-ме (Gestalt), фор-ми-ро-ва-нии и пре-об-ра-зо-ва-нии («ме-та-мор-фо-зе») ор-га-нич. тел, рас-те-ний и жи-вот-ных], «пра-фе-но-мен» [об-на-ру-жи-вае-мая в об-ли-ке кон-крет-ной ве-щи (напр., «пра-ра-сте-ния») сущ-ность це-ло-го клас-са ана-ло-гич-ных яв-ле-ний], «по-ляр-ность» (ди-на-мич. един-ст-во про-ти-во-на-прав-лен-ных сил в их взаи-мо-обу-слов-лен-но-сти). Об-ра-ще-ние к на-тур-фи-ло-соф-ским про-бле-мам обу-сло-ви-ло из-ме-не-ния в его ли-ри-ке: в сти-хо-тво-ре-ни-ях «Зим-няя по-езд-ка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Бо-же-ст-вен-ное» («Das Göttliche», 1782), «Иль-ме-нау» («Il-me-nau», 1783), двух «Ноч-ных пес-нях стран-ни-ка» (1776, 1780) субъ-ек-тив-ное на-ча-ло ус-ту-па-ет ме-сто кос-мич. чув-ст-ву со-под-чи-нён-но-сти че-ло-ве-ка при-ро-де. Та-ин-ст-вен-ная ма-гия при-ро-ды вос-пе-та Г. в зна-ме-ни-тых бал-ла-дах «Ры-бак» («Der Fi-scher», 1778) и «Лес-ной царь» («Erlkönig», 1782).

Ус-тав от слож-ных взаи-мо-от-но-ше-ний при Вей-мар-ском дво-ре, Г. 3.9.1786 тай-но от-пра-вил-ся в пу-те-ше-ст-вие по Ита-лии. Впе-чат-ле-ния от этой по-езд-ки лег-ли в ос-но-ву эс-те-ти-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма; они так-же от-ра-зи-лись в «Рим-ских эле-ги-ях» («Römische Elegien», изд. в 1795), вдох-нов-лён-ных лю-бов-ной ли-ри-кой др.-рим. по-этов (Ка-тул-ла, Ти-бул-ла, Про-пер-ция, Ови-дия) и свя-зан-ных с Кри-стиа-ной Вуль-пи-ус, с ко-то-рой Г. по-зна-ко-мил-ся по воз-вра-ще-нии из Ита-лии в 1788 (ста-ла же-ной Г. в 1806). В 1788 за-кон-че-на и вы-шла в свет тра-ге-дия «Эг-монт» («Egmont»), в 1790 опуб-ли-ко-ва-на дра-ма «Тор-ква-то Тас-со» («Torquato Tasso»), став-шая, как и тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» («Iphi-genie auf Tau-ris», 1787), яр-ким сви-де-тель-ст-вом об-ра-ще-ния Г. к иде-аль-ной «пре-крас-ной гу-ман-но-сти». Вто-рое итал. пу-те-ше-ст-вие (1790) при-нес-ло раз-оча-ро-ва-ние, что про-яви-лось в иро-нич-но-по-ле-мич. «Ве-не-ци-ан-ских эпи-грам-мах» («Vene-zia-nischen Epigramme», 1796). Франц. ре-во-лю-ция по-на-ча-лу бы-ла вос-при-ня-та Г. в ко-мич. клю-че [ко-ме-дии «Ве-ли-кий Коф-та» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гра-ж-да-нин ге-не-рал» («Der Bürgergeneral»), «Мя-теж-ные» («Die Aufgereg-ten»), обе 1793]. В сти-хотв. эпо-се «Гер-ман и До-ро-тея» («Hermann und Dorothea», 1797) Г. со-еди-нил идил-лич. кар-ти-ны сель-ской жиз-ни с изо-бра-же-ни-ем дра-ма-тич. судь-бы эмиг-ран-тов. Ве-ли-чие ре-во-лю-ции как со-бы-тия, от-крыв-ше-го но-вый пе-ри-од ми-ро-вой ис-то-рии, бы-ло осоз-на-но Г. в пе-ри-од во-ен. кам-па-нии во Фран-ции в 1792-93. Свои мыс-ли о франц. по-хо-де Г. за-фик-си-ро-вал в ав-то-био-гра-фич. соч. «Кам-па-ния во Фран-ции» («Cam-pagne in Frank-reich 1792») и «Оса-да Майн-ца» («Bela-gerung von Mainz», оба 1822). В 1794 Г. по-лу-чил от Ф. Шил-ле-ра при-гла-ше-ние при-нять уча-стие в но-вом ж. «Оры» («Die Horen»), что при-ве-ло к пло-до-твор-ной друж-бе двух по-этов. В этом же го-ду вы-шел в свет са-ти-рич. жи-вот-ный эпос «Рей-не-ке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794-95 в «Орах» опуб-ли-ко-ван ро-ман в но-вел-лах «Раз-го-во-ры не-мец-ких эмиг-ран-тов» («Un-terhaltungen deuts-cher Ausge-wan-der-ten»), по-стро-ен-ный в осн. на об-ра-бот-ке тра-диц. ев-роп. по-ве-ст-во-ва-тель-ных сю-же-тов.

В ро-ма-не «Го-ды уче-ния Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Lehr-jah-ren», изд. в 1795-96), вы-звав-шем бур-ную дис-кус-сию (с уча-сти-ем Ф. Шил-ле-ра, К. В. фон Гум-больд-та, К. Г. Кёр-не-ра, Ф. Шле-ге-ля, Но-ва-ли-са, Жан По-ля), дан клас-сич. об-ра-зец нем. «ро-ма-на вос-пи-та-ния», вос-соз-даю-ще-го ис-то-рию со-ци-аль-но-го и нравств. ста-нов-ле-ния лич-но-сти. В 1797 Г. и Шил-лер опуб-ли-ко-ва-ли яз-ви-тель-ные «Ксе-нии» («Xenien»), при-мер лит. по-ле-ми-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма. В 1797 Г. на-пи-сал и опуб-ли-ко-вал ряд по-лу-чив-ших ми-ро-вую из-вест-ность бал-лад: «Кла-до-ис-ка-тель» («Der Schatzgräber»), «Уче-ник вол-шеб-ни-ка» («Der Zauberlehrling»), «Ко-ринф-ская не-вес-та» («Die Braut von Korinth»), «Бог и бая-де-ра» («Der Gott und die Ba-jadere»). Сле-дуя при-ме-ру Шил-ле-ра, Г. из-да-вал жур-на-лы «Про-пи-леи» («Pro-pyläen», 1798-1800) и «Об ис-кус-ст-ве и древ-но-сти» («Über Kunst und Alter-thum», 1816-28), с 1804 - «Иен-скую все-об-щую ли-те-ра-тур-ную га-зе-ту» («Jenai-sche Allgemeine Literaturzeitung»).

В 1808 Г. при-нял уча-стие в Эр-фурт-ском кон-грес-се и бе-се-до-вал с На-по-ле-о-ном I. В это же вре-мя, не-смот-ря на не-бла-го-при-ят-ные внеш-ние об-стоя-тель-ст-ва (тя-го-ты во-ен. вре-ме-ни, вы-зван-ные втор-же-ни-ем На-по-ле-о-на в Гер-ма-нию), за-кон-че-ны 1-я часть тра-ге-дии «Фауст» (изд. в 1808), ро-ман «Из-би-ра-тель-ное срод-ст-во» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1-2, изд. в 1809); на-чат ав-то-био-гра-фич. труд «По-эзия и прав-да. Из мо-ей жиз-ни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1-4, изд. в 1811-33). В «Из-би-ра-тель-ном срод-ст-ве» Г. дал но-вую, сим-во-лич. ин-тер-пре-та-цию про-бле-мы бра-ка и взаи-мо-от-но-ше-ний ме-ж-ду по-ла-ми: тон-кий пси-хо-ло-гич. ана-лиз от-те-ня-ет-ся ана-ло-гия-ми из хи-мич. нау-ки. «По-эзия и прав-да» ох-ва-ты-ва-ет ран-ний пе-ри-од жиз-ни Г. (до пе-ре-ез-да в Вей-мар), кри-ти-че-ски оце-ни-вая субъ-ек-ти-визм и бун-тар-ст-во «Бу-ри и на-тис-ка». С 1813 Г. ра-бо-та-ет над но-вым ав-то-био-гра-фич. со-чи-не-ни-ем - «Италь-ян-ское пу-те-ше-ст-ви-е» («Die Italienische Reise», Bd 1-3, изд. в 1816-29), в цен-тре ко-то-ро-го - идея «вто-ро-го ро-ж-де-ния» Г., осоз-на-ние се-бя как ар-ти-ста, ху-дож-ни-ка и пи-са-те-ля. С 1814 по 1819 Г., вдох-нов-лён-ный Ха-фи-зом в пе-ре-во-де Й. фон Хам-ме-ра и лю-бо-вью к Ма-ри-ан-не фон Вил-ле-мер, соз-да-ёт по-этич. цикл «За-пад-но-вос-точ-ный ди-ван» («West-östlicher Divan», изд. в 1819), со-про-во-див его за-ме-ча-ния-ми и ком-мен-та-рия-ми («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ори-ен-таль-ная те-ма, во мно-гом иду-щая от ро-ман-ти-ков, ис-тол-ко-ва-на Г. в ду-хе сбли-же-ния куль-тур За-па-да и Вос-то-ка. Не ме-нее ва-жен ав-то-био-гра-фич. мо-тив об-ре-те-ния влюб-лён-ным по-этом вто-рой юно-сти (об-ра-зы Ха-те-ма и Зу-лей-ки). Идил-лич., пат-ри-ар-халь-ный Вос-ток - «край люб-ви, ви-на и пес-ни» («Хид-жра») - пред-ста-ёт у Г. как жи-вое, гар-мо-нич-ное един-ст-во люб-ви, по-эзии и ре-ли-гии. С 1816 Г. воз-вра-тил-ся к ра-бо-те над «Фау-стом» (2-я часть). В 1823 лю-бовь к Уль-ри-ке фон Ле-вет-цов при-ве-ла к соз-да-нию «Ма-ри-ен-бад-ской эле-гии» («Elegie von Marienbad», 1823) - ше-дев-ра позд-ней ли-ри-ки Г., ко-то-рая в це-лом тя-го-те-ет к на-тур-фи-ло-соф-ской от-вле-чён-но-сти, иро-нии и ди-дак-ти-ке [«Пер-во-гла-го-лы. Уче-ние ор-фи-ков» («Urwor-te. Orphisch», изд. в 1820); «Дорн-бург-ские сти-хо-тво-ре-ния» («Dornburger Ge-dichte», 1828, из-да-но посм. в 1833)]; в ней про-яв-ля-ет-ся тен-ден-ция к цик-ли-за-ции [«Ки-тай-ско-не-мец-кие вре-ме-на го-да и дня» («Chine-sisch-deutsche Jahres- und Tages-zeiten», 1827, изд. в 1830)]. В 1829 из-дан ро-ман «Го-ды стран-ст-вия Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Wan-der-jahren, oder Die Entsagenden»), в ко-то-ром тес-но пе-ре-пле-те-ны важ-ней-шие для Г. те-мы: прак-тич. кол-лек-тив-ной дея-тель-но-сти на бла-го об-ще-ст-ва, стран-ст-вия, от-ре-че-ния от субъ-ек-тив-ных же-ла-ний и уст-рем-ле-ний, со-пут-ст-вую-ще-го про-цес-су дея-тель-но-го вос-пи-та-ния, ду-хов-но-го воз-рас-та-ния лич-но-сти. Пуб-ли-ци-сти-ка позд-не-го Г. от-ли-ча-ет-ся ис-клю-чит. ши-ро-той ин-те-ре-сов: он от-кли-ка-ет-ся на осн. со-бы-тия лит. жиз-ни Ев-ро-пы, со-сто-ит в пе-ре-пис-ке с ве-ду-щи-ми ев-роп. жур-на-ла-ми, ин-те-ре-су-ет-ся разл. нац. ли-те-ра-ту-ра-ми, вы-со-ко оце-ни-вая твор-че-ст-во Дж. Бай-ро-на, Т. Кар-лей-ля, Ф. Р. де Ша-тоб-риа-на, В. Гю-го, П. Ме-ри-ме, А. Манд-зо-ни, В. А. Жу-ков-ско-го и др. Ин-тен-сив-ные лит. кон-так-ты зре-ло-го и позд-не-го Г. при-ве-ли его к фор-ми-ро-ва-нию кон-цеп-ции все-мир-ной лит-ры как еди-ной «кро-ве-нос-ной сис-те-мы» совр. куль-ту-ры. Идея все-мир-ной лит-ры Г. свя-за-на с его кон-цеп-ци-ей клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за, по-ни-мае-мо-го им как спор и диа-лог двух ти-пов твор-че-ст-ва. В це-лом не при-ни-мая ро-ман-тизм как тен-ден-ци-оз-ное, ма-нер-ное, «боль-ное» иск-во, Г. обя-зан ро-ман-ти-кам не толь-ко ин-те-ре-сом к Вос-току, но и ув-ле-че-ни-ем ср.-век. нем. иск-вом и ар-хи-тек-ту-рой (со-труд-ни-че-ст-во в 1810-е гг. с кол-лек-цио-не-ром и пи-са-те-лем С. Бу-ас-се-ре).

В 1831 Г. за-вер-шил 2-ю часть «Фау-ста», соз-дав од-но из са-мых зна-чит. про-из-ве-де-ний ми-ро-вой лит-ры. Г. вос-при-нял из-вест-ный сю-жет о чер-но-книж-ни-ке и ма-ге че-рез приз-му нар. книг 16-17 вв. и пьес для ку-коль-но-го те-ат-ра, из-ме-нив под влия-ни-ем Про-све-ще-ния трак-тов-ку центр. пер-со-на-жа: Фа-уст у Г. оп-рав-дан без-ус-лов-ной во-лей к со-зи-да-нию. Дея-тель-но-му Фау-сту на про-тя-же-нии всей тра-ге-дии слу-жат де-мо-нич., ма-гич. си-лы при-ро-ды, во-пло-щён-ные в фи-гу-ре Ме-фи-сто-фе-ля, ко-то-рый сво-им от-ри-ца-ни-ем и скеп-си-сом при-зван бес-по-ко-ить и по-бу-ж-дать Фау-ста к но-вым свер-ше-ни-ям и к са-мо-пре-одо-ле-нию. Ком-по-зи-ци-он-но тра-ге-дия со-сто-ит из «По-свя-ще-ния», «Те-ат-раль-но-го всту-п-ле-ния», «Про-ло-га на не-бе» и двух час-тей. 1-я, го-ти-че-ски-ср.-век., часть тра-ге-дии вклю-ча-ет две осн. сю-жет-ные ли-нии: ис-то-рию Фау-ста как учёно-го (мо-ти-вы не-до-воль-ст-ва схо-ла-стич. ср.-век. учё-но-стью, по-ис-ков но-вой жиз-нен-ной муд-ро-сти; са-ти-ра на фи-ли-сте-ров от нау-ки в об-ра-зе Ваг-не-ра) и лю-бов-ную ис-то-рию Фау-ста и Грет-хен (мо-ти-вы столк-но-ве-ния с тра-диц. мо-ра-лью, по-гру-же-ния в мир эле-мен-тар-ных ин-стинк-тов, по-ис-ка «веч-но жен-ст-вен-но-го»). 2-я часть тра-ге-дии, со-стоя-щая из пя-ти ак-тов, вы-во-дит ге-ро-ев на про-стор ми-ро-вой ис-то-рии, по-зво-ляя Фау-сту с по-мо-щью Ме-фи-сто-фе-ля реа-ли-зо-вы-вать свои дерз-кие по-мыс-лы. Брак с Еле-ной - сим-во-лич. ото-бра-же-ние идеи клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за - за-кан-чи-ва-ет-ся тра-ги-че-ски: гиб-нет сын Еле-ны и Фау-ста Ев-фо-ри-он (в нём уга-ды-ва-ют-ся чер-ты Бай-ро-на), Еле-на ос-тав-ля-ет Фау-ста, воз-вра-ща-ясь в не-дос-ти-жи-мый мир клас-сич., ан-тич-но-го идеа-ла. В 5-м ак-те Фа-уст, по-лу-чив в дар от им-пе-ра-то-ра кло-чок су-ши на бе-ре-гу мо-ря, стре-мит-ся осу-ще-ст-вить иде-ал «сво-бод-но-го тру-да на сво-бод-ной зем-ле», по-пут-но об-ре-кая на ги-бель пат-ри-ар-халь-но-идил-лич. па-ру - Фи-ле-мо-на и Бав-ки-ду. Ос-ле-п-лённый За-бо-той, Фа-уст до кон-ца про-дол-жа-ет ру-ко-во-дить стро-ит. ра-бо-та-ми; фи-наль-ная сце-на пред-став-ля-ет со-бой по-срам-ле-ние Ме-фи-сто-фе-ля и три-умф Фау-ста, ис-тол-ко-вы-вав-ший-ся разл. об-ра-зом: как яв-ле-ние Бо-же-ст-вен-ной бла-го-да-ти, тор-же-ст-во «веч-но жен-ст-вен-но-го», «все-об-щее спа-се-ние» в ду-хе бо-го-слов-ской кон-цеп-ции Ори-ге-на или как сви-де-тель-ст-во творч. не-уда-чи ав-то-ра.

Про-из-ве-де-ния Г. пе-ре-во-ди-лись в Рос-сии с 1780 («Кла-ви-го» в пер. О. П. Ко-зо-дав-ле-ва). Сре-ди пе-ре-во-дчи-ков Г. - В. А. Жу-ков-ский, М. Ю. Лер-мон-тов, Ф. И. Тют-чев, К. С. Ак-са-ков, Н. П. Ога-рёв, А. А. Фет, А. К. Тол-стой, К. Д. Баль-монт, И. Ф. Ан-нен-ский, Вяч. И. Ива-нов, В. Я. Брю-сов, М. А. Куз-мин, С. М. Со-ловь-ёв, Б. Л. Пас-тер-нак, Н. А. За-бо-лоц-кий, Д. С. Са-мой-лов и др. Наи-бо-лее из-вест-ные пе-ре-во-ды «Фау-ста» при-над-ле-жат Н. А. Хо-лод-ков-ско-му (1878) и Б. Л. Пас-тер-на-ку (1-я часть - 1949, 2-я часть - 1952); его пе-ре-во-ди-ли так-же А. А. Фет (1882-83) и В. Я. Брю-сов (1919-20).

В университете Гете, молодой человек с приятной внешностью и огромными темными глазами, вел довольно богемный образ жизни. Его короткий роман "Страдания юного Вертера" принес ему литературную известность и превратил самоубийство по причине неразделенной любви в весьма популярное занятие среди молодежи во всей Европе. Высшее общество во Франкфурте приняло его после возвращения из Лейпцига с распростертыми объятиями, а в 1775 году герцог Веймара пригласил Гете на службу при дворе. После нескольких месяцев отдыха и развлечений с веселым 18-летним герцогом (с выбрасыванием посуды из окон дворца и, вероятно, с участием в оргиях) Гете занялся серьезным делом. Он был назначен главным министром герцогства. Гете стал вести весьма аскетический образ жизни: он отказался от кофе и перестал носить парик. До конца своей жизни Гете жил в Веймаре, совершив за все эти годы только две поездки в Италию. Он написал в Веймаре все свои литературные шедевры, руководил местным театром и проводил научные исследования (он, в частности, явился основателем морфологии, а его научные труды по растениям предвосхитили гениальные открытия Дар вина). Целые тома Гете посвятил описанию своих романтических чувств. Внутреннее напряжение, которое всегда помогало ему в творчестве, оказывало влияние на его личную жизнь. Гете часто попадал в странные треугольники, в которые, помимо него, были вовлечены еще две женщины (одна из их - сама невинность, а вторая - зрелая и опытная женщина, например). Его романы крайне редко протекали гладко.

Один из биографов указывает, что в молодости у Гете, вероятно, были проблемы с преждевременным семяизвержением, и по этой причине он практически не имел сексуальных отношений, пока ему не исполнилось 39 лет. Прямых доказательств это го не существует. Гете действительно легко возбуждался даже самым обычным физическим контактом. Поцелуй мог привести его в состояние экстаза. Многие из тех женщин, которых любил Гете, были для него недосягаемы. Некоторые из них были женами его друзей. Шарлотта Буфф, например, которая вдохновила Гете на создание "Вертера", была помолвлена с его другом Иоганном Кристианом Кестнсром. Несмотря на принадлежность к аристократии, у Гете была склонность поддерживать отношения и с хорошенькими женщинами из более низких слоев общества. Один из ярких примеров - круглолицая Кэтхен Шэнкопф, дочь владельца гостиницы, и, вероятно, первая настоящая любовь Гете. Он то был совершенно равнодушен к ней, то мог написать в письме другу такие, например, слова: "Я люблю ее. Мне кажется, что из ее рук я принял бы даже яд... Мы - сами себе дьяволы, мы сами изгоняем себя из нашего собственного рая". Его любовь и страсть к Фредерике Брион, дочери пастора, были "волшебным садом", но он же и написал" Человек не становится ни на один атом счастливее, когда получает то, чего так страстно желал". Некоторые из биографов Гете писали, что после его ухода от Фредерики у нее осталось не только разбитое сердце, но и ребенок.

Во Франкфурте Гете был помолвлен с Лилли Шенеманн, дочерью банкира. После нескольких весьма драматичных ссор и примирений помолвка прекратила свое существование, чему помог отъезд Гете в Веймар. Позже Лилли утверждала, что между ними никогда не было интимной близости. В то же время в дневнике Гете сохранилась такая запись: "Эпизод с.Лилли. Прелюдия. Совращение. Оффенбах".

В Веймаре у Гете начался роман, скорее всего платонический, с Шарлоттой фон Штайн, матерью восьмерых детей, замужней интеллигентной да мой. Она была старше Гете на 7 лет. Их знакомство продолжалось более 10 лет. Гете отправил Шарлотте более 1500 писем и практически больше ни чего не написал за весь этот период.

После поездки в Италию в 1786 - 1788 годах Гете познакомился с Кристиан фон Фульпиуе, которая работала на фабрике по производству искусственных цветов. Приземистая и темноглазая Кристиан любила театр, танцы, красивую одежду, вино. Полюбила она и Гете. Она переехала к нему в дом и жила до конца своей жизни. Когда он куда-нибудь уезжал, они часто писали друг другу. Гете женился на Кристиан в 1806 году, после захвата Германии Францией. Во время войны Кристиан даже однажды спасла Гете жизнь, упросив двух солдат не расстреливать его.

Этот брак пробудил в. Гете интерес в другим женщинам. Среди них были, например, Минна Херзлиб, которая вдохновила его на написание сонетов, и Марианна фон Виллемер, жена одного из друзей Гете. Кристиан умерла в 1816 году. Когда Гете было 74 года, он сделал предложение Ульрике фон Левенцов, которой не было еще 20 лет и, которую он сам называл "доченькой". Ульрика ответила на его предложение отказом.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне - 22 марта 1832, Веймар) - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

«В отца пошел суровый мой

Уклад, телосложенье;

В мамашу - нрав всегда живой

И к россказням влеченье» ,

Писал он в одном из поздних стихотворений.

Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами стихосложения и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.

Специально сохранен был стихотворный сборник «Аннете», посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного».

В Страсбурге, где в 1770-1771 гг. Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х. Готшедом (1700-1766 гг.) и теоретиками Просвещения.

Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775-1786 гг.), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте - неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников попечитель парков, архитектурных памятников и музеев -находился в самом центре придворного общества.

Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее - государственным министром, ведая прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн.

Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве являются сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди (автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», сборник лирических стихов «Западно-восточный диван»).

Творчество Гёте отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении - трагедии «Фауст» (1808-1832 гг.), насыщенной научной мыслью своего времени, - он воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. На темы произведений Гёте писали музыку Я. Бетховен, Ш. Гуно.

Описание http://ru.wikipedia.org и http://citaty.su

×

Иоганн Вольфганг фон Гёте - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710-1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, 1731-1808) - дочь городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия. После нее родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве. Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм. Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако, Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Катарина поддерживала переписку с Анной Амалией Брауншвейгской.

Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому, причём последнему, слушая то, как отец обучает Корнелию. Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.

Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. В Лейпциге он влюбляется в Кэтхен Шойнкопф и пишет о ней веселые стихи в жанре рококо. Кроме стихов Гете начинает писать и другое. Его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Стихотворение «Höllenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Совиновники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюбленного), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Гёте пишет ряд тонких произведений, не открывающих, однако, его самобытности. Как и у поэтов рококо, любовь у него - чувственная забава, олицетворенная в резвом амуре, природа - мастерски выполненная декорация; он талантливо играет присущими поэзии рококо поэтическими формулами, хорошо владеет александрийским стихом и т. п.

Во Франкфурте Гете серьёзно заболел. За полтора года, которые он из-за нескольких рецидивов пролежал в постели, его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни Иоганн написал криминальную комедию. В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гете покинул Франкфурт, чтобы закончить учебу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.

Перелом в творчестве намечается именно там, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenröslein» (Степная розочка) и др., Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире - 1772), находит восторженные слова для оценки памятников готики - «Von deutscher Baukunst D. M. Erwini a Steinbach» (О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха, 1771). Ближайшие годы проходят в интенсивной литературной работе, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

14 октября 1806 года, Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.

Гёте умер в 1832 году в Веймаре.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.
Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.