Определение классического романса. Жанр романса

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

История романса

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.

В России

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

Известные романсы

  • Plaisir d’amour - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Чивилихин, Владимир Алексеевич
  • Live Cream Volume II

Смотреть что такое "Романс" в других словарях:

    Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    "Романс к И..." - Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия

    романс - См … Словарь синонимов

    романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РОМАНС - (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия

    РОМАНС - (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь

Под словом «романс» понимают особый жанр произведений литературы или же музыки . Мы будем рассматривать значение данного термина именно с музыкальной точки зрения. Согласно определению получим, что:

Романс – это маленькое произведение музыки, предназначенное для вокального исполнения, имеющее основой лирические стихи. Он даёт возможность исполнителю импровизировать от чётко прописанных тактов и квадрантов.

Также его характеризует цельность текста и музыки, соотношение которых должно быть один к одному и которые невозможно отделить друг от друга.

Чтобы подробнее разобраться в этом жанре, углубимся немного в историю и узнаем, на какие направления он дробится.

Как зародился романс

Романс – дяденька старый, и ведёт он своё происхождение со времён «тёмного» Средневековья. Родом он из Испании. Появился он в эпоху Ренессанса, когда человечество радикально меняло свои взгляды, отходило от церковных канонов, что приводило к появлению светской культуры. Её частью и был романс.

Тогда они представляли собой стихи известных поэтов, положенные на музыку и передававшие самые сокровенные переживания стихотворцев.

Ещё в романсах могли быть отражены исторические события, войны и сражения; воспевались подвиги легендарных личностей. И в целом этот жанр был близок к балладе. К светскому искусству его относили потому, что он исполнялся на родном для испанцев языке, а не на латинском, на котором пелись все церковные песни.

Зачастую песен было так много, что их объединяли в вокальные циклы, каждый из которых звучал на свою тематику. Это могли быть романсы, посвящённые любви и прекрасной даме , или посвящённые героям из легенд, их грандиозным свершениям и масштабным событиям старины.

Гораздо позже этот термин перекочевал во Францию, где его до 18 века объединяли с понятием «шансон».

Дальнейшая эволюция жанра

Расцветом романса принято называть две последние четверти девятнадцатого века. Именно в это время звучат небезызвестные имена композиторов, вложивших огромный вклад в развитие музыкального жанра.

Больше всего потрудились немцы: это и Ф.Э. Бах, Л. Бетховен, прославившиеся на весь мир своими композициями; это и Гёте и Гейне – их стихи послужили основой для многих песен романса. Вскоре этот жанр возник и в опере.

Примерами могут послужить опера «Иоланта» П. Чайковского , в которой прозвучал романс Водемона, романс Синодала в «Демоне». Романс в первом действии «Гугенотов» Дж. Мейербера или в «Алеко» С. Рахманинова также являются представителями «оперного» романса.

Расцветая всё больше и больше, романс становится настолько значимым романтическим жанром, что постепенно обрастает различными школами. Чаще всего все равнялись на немецкую, французскую и российскую школу.

Возникает не только высококлассная классика, но и её бытовой аналог.

Русский романс

В России романс разбивался на несколько направлений:

  1. Городской. Его характеризует твёрдое знание человеком самого себя, чёткость в изображении явлений и событий, идея о невозможности истинных любовных чувств для человека.
  2. Цыганский. Отличается специфичностью музыки и текстов, в которых русское переплеталось с цыганским. Начало этому направлению положил хор графа А.Г. Орлова-Чесменского, который был собран первой половине восемнадцатого века.
  3. Жестокий. Выставлял жизнь такой, какая она есть. Зачастую в основу романсов ложились трагичные сюжеты.

В России существовало множество талантливых людей, способных создать замечательные романсы. Примерами могут служит музыкальные произведения («Не уходи, не покидай») Н.Зубов, (Не искушай меня без нужды») М.Глинка или («Восточный романс») Римский-Корсаков. Многим людям пришлось по душе исполнение сёстрами Керн Пушкинского произведения «Я помню чудное мгновенье…».

В двадцатом веке жанр ищет способы как-то иначе реализовать себя, открыть новые направления. Это было проблематично. Основу проблем также составляло соединение стиха и музыки.

Люди начинают не только петь, но и декламировать стихотворения под музыкальное сопровождения, что позже выльется в то самое новое направление, которое пытался отыскать романс. Послушать пример этой декламации можно, включив творения, вышедшие из-под рук Дебюсси, коими являются «Песни Билитис».

Появление новой аппаратуры для прослушивания музыки – граммофонов и пластинок – в целом изменяет плавное звучание романса. Однако лишь благодаря этому изобретению человечества мы в полной мере можем насладиться творчеством таких романсистов, как: А. Вальцевая, Н. Тамара.

В этой статье мы постарались подробно изложить, что же такое значит термин «романс», как он развивался и во что вылился, и какова его богатая история. Надеемся, что смогли в полной мере удовлетворить интерес читателя и что вы почерпнули что-то новое из неё.

"Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение"

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Термин «романс » возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов - А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова - сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями.
Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Так, в лирическом романсе М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина слова:

Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...

И жизнь, и слезы, и любовь. Основной признак романса - более детальная связь слова и музыки - определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля. Начало расцвета романса - первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека.

Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения Глинки и его современников распевались по всей России, а некоторые стали народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова; «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева.

Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П. И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»). А вокальные произведения М. П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»). Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: Ю. А. Шапорина, А. Н. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Г. В.. Свиридова, Б. Н. Лятошинского, О. В. Тактакишвили.

Черты вокального романса

По своей форме, романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).

Романс - это и музыкальное, и литературное произведение искусства. Если говорить простыми словами, то романс - это стихотворное произведение, которое размеренно декламируется либо под музыку, либо без нее. Романсы - это излюбленный жанр поэтов XVIII-XIX века в России. Многие стихи, написанные в определенном ритме и чаще всего на любовную тематику, затем ложились на музыку, превращаясь уже в музыкальные романсы.

Сейчас многие знают, что такое романс, но мало кто помнит, откуда в русском языке вообще взялось это слово. На самом деле, оно пришло из испанского и в этой жаркой стране означало светскую песню. В европейских странах романс, каким мы его знаем сегодня, являлся видом обычных песен, которые пели и светские дамы под гитару или фортепиано, и обычные крестьянки. Большое влияние на европейские романсы оказывали поэты XVIII века: Гете, Гейне. Писали музыкальные романсы крупнейшие композиторы тех веков: Бетховен, Шуберт и Брамс создавали размеренные грустные мелодии под красивые стихотворные романсы.

Романсы в музыке

Что такое романс в музыке, знает каждый человек, который когда-нибудь смотрел старые советские фильмы. В наши края романс пришел в XIX веке, когда богатые поместья обеднели и страна готовилась к войне. На фоне всего этого обмельчавшего и обедневшего населения все еще бурлили нешуточные любовные страсти. Чем тяжелее было положение ранее богатых семей, тем сильнее накалялась обстановка: девушек старались выдавать замуж более выгодно, прерывали истинные любовные отношения и т. п. Поэтому большинство музыкальных русских романсов - это довольно тоскливые произведения. Их основные особенности - это неназойливое музыкальное сопровождение в виде гитары, скрипки или фортепиано, большое количество куплетов и почти полное отсутствие припевов. Романс, если так можно выразиться, - это затяжной крик души, когда в песне выражается вся боль и все переживания поющего.