Рахманинов камерные произведения. Рахманинов.описание избранных произведений

Великий русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов является автором огромного количества произведений разнообразных жанров - от этюдов до опер. Его гениальную музыку знают во всём мире. Известные произведения Рахманинова и сегодня звучат в разных уголках земли. Заниматься музыкой композитор начал в 5 лет, а когда ему было 13, он был представлен П.И.Чайковскому, который высоко оценил его дарование.

Произведения Рахманинова пропитаны романтикой и лирикой, энергией и свободой. Особое воплощение в его музыке находит тема Родины.

Произведения Рахманинова - список

Приведем список произведений, которые подарил миру композитор:

  • четыре концерта для фортепиано с оркестром;
  • три симфонии;
  • три оперы;
  • сюита «Симфонические танцы»;
  • вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, посвящённый оперной певице Антонине Неждановой;
  • 3 поэмы («Князь Ростислав», «Колокола» и «Остров мёртвых»);
  • 2 симфонии
  • пять пьес-фантазий для фортепиано;
  • 2 сонаты для фортепиано;
  • соната и две пьесы для виолончели с фортепиано;
  • каприччио на цыганские темы;
  • две пьесы для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна»;
  • шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • 2 произведения для хора акапелла;
  • вантазия «Утёс».

А также прелюдии, этюды, романсы, русские песни и так далее.

Студенческие годы композитора

В 1882 году Сергей Васильевич поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге, а с 1885 г. продолжил своё дальнейшее обучение уже в Московской консерватории сразу на двух отделениях - фортепиано и композиции. В 1981 году Рахманинов с золотой медалью окончил отделение фортепиано, а через год завершил обучение и как композитор.

Произведения Рахманинова (список), которые были им написаны в его студенческие годы:

  • концерт для фортепиано с оркестром №1;
  • Юношеская симфония;
  • симфоническая поэма «Князь Ростислав», написанная по которая впервые была исполнена для публики уже после смерти автора;
  • опера «Алеко», сюжетом для которой послужила поэма А.С. Пушкина, стала дипломной работой Рахманинова на отделении композиции.

Произведения, написанные в 1893-1899 годах

В 1893 году Рахманинов написал Элегическое трио под названием «Памяти великого художника», которое посвящено Петру Ильичу Чайковскому и создано по случаю его смерти. В этом произведении слышится скорбь утраты и вместе с тем светлые воспоминания о великом человеке, а также и философские рассуждения о том, как быстротечна жизнь. Другие произведения Рахманинова, которые он написал в период с 1893 по 1899 годы: симфоническая фантазия «Утёс», Музыкальные моменты для фортепиано, прелюдия для фортепиано до-диез минор. Год 1895 ознаменовался написанием Симфонии №1, премьера которой состоялась лишь через два года после ее создания. Симфония провалилась, композитор воспринял себя творчески несостоятельным и несколько лет выступал исключительно в качестве пианиста и дирижёра, написанием музыки не занимался.

1900-е годы в творческой жизни композитора

В это время композитор преодолевает и вновь начинает писать. С этих пор начинается самый плодотворный период в его деятельности. Рахманинова, созданные в эти годы:

  • второй концерт для фортепиано с оркестром;
  • соната для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна», которая создана на стихи Н. А. Некрасова;
  • симфония №2;
  • концерт №3 для фортепиано с оркестром;
  • мрачная симфоническая поэма «Остров мёртвых», на которую композитора вдохновила чёрно-белая копия мистической картины Арнольда Беклина.

В период с 1904 по 1906 годы Сергей Васильевич написал две одноактных оперы: «Франческа да Римини» по Данте и «Скупой рыцарь» по произведению А. С. Пушкина. В 1906 году обе оперы были поставлены в Большом театре, но широкой популярности не получили. В то же время Рахманинов работал над оперой «Монна Ванна» (на сюжет пьесы М. Метерлинка), но она осталась незавершённой.

В 1910 году композитор обратился к хоровой музыке и написал Литургию Святого в 1913 году - поэму «Колокола», а в 1915 году - богослужебную композицию «Всенощное бдение». Были созданы две тетради прелюдий для фортепиано и столько же тетрадей «Этюдов-картин».

В 1917 году композитор уехал на гастроли и обратно в Россию не вернулся. До самой смерти он жил в США. В первые девять лет жизни в эмиграции Сергей Васильевич не писал музыку. По прошествии этих девяти лет он написал Концерт №4 для фортепиано и оркестра (не слишком известное произведение, при жизни автора не имевшее успеха и несколько раз переправленное им самим), «Три русские песни» (трагическое произведение, в которое вложена тоска по России), Вариации на тему Корелли (которые имеют необычную для этого жанра музыки форму), знаменитую Рапсодию на тему Паганини, Симфонию №3, «Симфонические танцы» для оркестра. Последние произведения Рахманинова пронизаны тоской по Родине.

Романсы

Завершают историю русского классического романса дореволюционной эпохи вокальные произведения Рахманинова. Список романсов, написанных Сергеем Васильевичем в разные годы:

  • «У врат обители» на стихи М. Ю. Лермонтова;
  • «В молчаньи ночи» на слова А. Фета;
  • «Ты помнишь ли вечер» на стихи А.К. Толстого;
  • «Апрель» на перевод с француского В. Тушновой;
  • «Не пой, красавица» на стихи А. С. Пушкина;
  • «Речная лилия» на слова А. Плешнёва из Г.Гейне;
  • «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева;
  • «О, не грусти» на слова А. Апухтина;
  • «Они отвечали» на перевод стихов Виктора Гюго;
  • «Ночью в саду» на слова Александра Блока;
  • «Ау» на слова Бальмонта.

Самые известные произведения С. Рахманинова

Огромное наследие оставил потомкам один из величайших русских композиторов - Рахманинов. Самые известные произведения Сергея Васильевича: это три его оперы, концерты для фортепиано, рапсодия на тему Паганини, сюита «Симфонические танцы», вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, поэма «Колокола», романсы.

Знаменитый «Вокализ» написан для тенора либо сопрано, но всё-таки чаще его исполняют обладательницы сопрано. Вокализ поётся без слов, на одном (любом) гласном звуке. Произведение также аранжировано для исполнения в сопровождении оркестра, для хора с оркестром, для оркестра без вокалиста, для солиста-инструменталиста, существует много интерпретаций этого произведения.

Сюита «Симфонические танцы» была написана в эмиграции в 1940 году и стала последним произведением Сергея Васильевича, он создал её за три года до смерти. Эта музыка вся пронизана тревогой за судьбы людей, на долю которых выпала Вторая мировая война.

Опера «Франческа да Римини» - сюжет её взят из Божественной комедии Данте. Автором либретто к этой опере стал М. И. Чайковский.

Поэма «Колокола»

Пожалуй, самое известное произведение Рахманинова - это симфоническая поэма «Колокола». Она написана для трёх солистов (баритон, тенор, сопрано), хора и симфонического оркестра. Одноимённое стихотворение Эдгара По послужило основой этого произведения. Поэма состоит из четырёх частей различных по характеру, которые раскрывают различные этапы человеческой жизни. Части 1 и 2 (свадебный перезвон и бубенцы) выражают безмятежное счастье, части 3 и 4 - это уже набат, похоронный звон, который звучит трагически. В первой части Allegro солирует тенор; во второй части Lento солирует сопрано - звучит свадебный звон, и музыка рассказывает о любви; третью часть Presto исполняет хор и оркестр - звучит набат, музыка выражает страх; в четвёртой части солирует баритон - здесь звучит похоронный звон и музыка - есть выражение смерти. По словам самого Рахманинова, именно это своё сочинение он любил больше всех других и именно его творил он особенно увлечённо.

Опера «Алеко»

Оперные произведения Рахманинова немногочисленны. Самая первая его опера, которую он написал будучи студентом консерватории, - «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Это была дипломная работа композитора. Автор либретто В. И. Немирович-Данченко. Премьера оперы состоялась через год в Большом театре и имела большой успех. В большом восторге от оперы был великий Пётр Ильич Чайковский. По сюжету красавица цыганка Земфира изменяет своему мужу Алеко с молодым цыганом, которого полюбила. Алеко в гневе убивает любовника Земфиры и её саму. Цыгане не смиряются с жестоким поступком Алеко и уходят, оставив его наедине с его тоской.

Рапсодия на тему Паганини

Произведения Сергея Рахманинова для фортепиано и оркестра являются также одними из самых известных его работ. Рапсодия на тему Паганини входит в их число. Написано произведение уже в эмиграции. В него входят 24 вариации на тему одного из знаменитейших Каприсов Николо Паганини - Каприса №24. Это одно из популярнейших творений Рахманинова по сей день, его можно услышать в качестве саундтрека ко многим иностранным фильмам.

  • 1. «Алеко». Опера в 1 действии по поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Либретто В. И. Немировича-Данченко. 1892. (Большой театр)
  • 2. «Скупой рыцарь». Опера в 3 картинах. Текст А. С. Пушкина. 1903-1905. (пост. 1906, Большой театр)
  • 3. «Франческа да Римини». Опера в 2 картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. И. Чайковского по5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте. 1900, 1904-1905. (пост. 1906, Большой театр)

Для хора, в т. ч. с солистами и оркестром:

  • 1. 6 хоров для женских или детских голосов с фортепиано. 1895-1896.
  • - «Славься» G-dur - Сл. Н. А. Некрасова
  • - «Ночка» F-dur -- Сл. В. Н. Лодыженского
  • - «Сосна» a-moll -- Сл. М. Ю. Лермонтова
  • - «Задремали волны» D-dur -- Сл. К. Р.
  • - «Неволя» F-dur -- Сл. Н. Г. Цыганова
  • - «Ангел» E-dur -- Сл. М. Ю. Лермонтова
  • 2. «Весна», кантата E-dur для баритона соло, хора и оркестра, на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум». 1902.
  • 3. Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора без сопровождения. 1910.
  • 4. «Колокола», поэма для солистов (сопрано, тенор, баритон), хора и оркестра. Слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта. 1913.
  • 5. Всенощное бдение для смешанного хора без сопровождения. 1915.
  • 6. «Три русские песни» для хора и оркестра. 1926.
  • - «Через речку, речку быстру» e-moll
  • - «Ах ты, Ванька, разудала голова» d-moll
  • - «Белилицы, румяницы вы мои» h-moll

Для оркестра:

  • 1. «Князь Ростислав», симфоническая поэма d-moll на стихотворение А. К. Толстого. 1891.
  • 2. «Утес», симфоническая поэма по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утёс», рассказу А. П. Чехова «На пути». 1893.
  • 3. «Каприччио на цыганские темы». 1894.
  • 4. 1-я симфония d-moll. 1895.
  • 5. 2-я симфония e-moll. 1907.
  • 6. «Остров мертвых», симфоническая поэма a-moll по картине А. Бёклина. 1909.
  • 7. 3-я симфония a-moll. 1936.
  • 8. «Симфонические танцы». 1940.

Для фортепиано с оркестром:

  • 1. концерт № 1 fis-moll. 1891.
  • 2. концерт № 2 с-moll. 1901 .
  • 3. концерт № 3 d-moll. 1909.
  • 4. концерт № 4 g-moll. 1926, 2-я ред. 1941.
  • 5. Рапсодия на тему Паганини а-moll. 1934.

Для фортепиано:

  • 1. 1-я сюита для двух фортепиано. «Фантазия». 1892.
  • 2. Прелюдия cis-moll, 1893.
  • 3. Morceaux de salon («Салонные пьесы»). 1894.
  • - Ноктюрн
  • - Вальс
  • - Баркарола
  • - Мелодия
  • - Юмореска
  • - Романс
  • - Мазурка
  • 4. Пьесы для фортепано в 4 руки. 1894.
  • - Баркарола
  • - Скерцо
  • - Русская песня
  • - Вальс
  • - Романс
  • - Слава
  • 5. «Музыкальные моменты». 1896.
  • 6. 2-я сюита для двух фортепиано. 1901.
  • 7. Вариации на тему Шопена c-moll. 1903.
  • 8. 10 прелюдий. 1903.
  • 9. 1-я соната d-moll. 1907.
  • 10. 13 прелюдий. 1910.
  • 11. 6 этюдов-картин. 1911.
  • 12. 2-я соната b-moll. 1913.
  • 13. 9 этюдов-картин. 1917.
  • 14. «Восточный эскиз» B-dur. 1917.
  • 15. «Осколки» As-dur. 1917
  • 16. Вариации на тему Корелли d-moll. 1931.

Для виолончели и фортепиано:

  • 1. Соната для виолончели с фортепиано g-moll. 1901.
  • 2. «Элегическое трио» g-moll для скрипки, виолончели и фортепиано. 1892.
  • 3. «Элегическое трио» d-moll для скрипки, виолончели и фортепиано. (Памяти великого художника). 1893.
  • 1. «В молчаньи ночи тайной» - D-dur, слова А. А. Фета. 1893.
  • 2. «Не пой, красавица» - a-moll, cлова А. С. Пушкина. 1893.
  • 3. «Весенние воды» - Es-dur, слова Ф. И. Тютчева. 1896.
  • 4. «Сирень» - As-dur, слова Е. А. Бекетовой. 1902.
  • 5. «Здесь хорошо» - A-dur, слова Г. Галиной. 1902.
  • 6. «Маргаритки» - F-dur, слова И. Северянина. 1916.

И другие романсы.

Для камерно-инстументальных ансамблей:

  • 1. Две пьесы для виолончели с фортепиано. 1892.
  • - Прелюдия F-dur
  • - Восточный танец a-moll
  • 2. Две пьесы для скрипки с фортепиано. 1893.
  • - Романс d-moll

Венгерский танец d-moll

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. - Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Романс он трактовал как область выражения лирических чувств и настроений. Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ» , написанный в 1915 г. (посвящен великой певице Неждановой). Широта мелодии, неторопливый и, как кажется, "бесконечный" характер ее развития говорит о связи "Вокализа" с русской протяжной песней. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. "Вокализ" хочется назвать русской "песней без слов".
На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.

«Сирень» (сл. Бекетовой) - одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.

Романс «Здесь хорошо» (сл. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.

"В молчаньи ночи тайной" (слова А. А. Фета) - весьма характерный образец любовной лирики. Господствующий чувственно-страстный тон определяется уже в инструментальном вступлении.
Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах - жемчужинах вокальной лирики - ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей - не создал ни одного.

Сирень

сл. Е. Бекетовой - исп. Ирина Архипова

Здесь хорошо

сл. Г. Галиной - исп. Алибек Днишев

Ветер перелётный

сл. К. Бальмонт - исп. Ирина Архипова

Перед иконой

сл. А. Голенищев-Кутузов - исп. Валентина Левко

Апрель

сл. Э. Пайерон -исп. Павел Лисициан

В душе у каждого из нас

сл. Н. Минский - исп. Владимир Захаров

Музыка

сл. Я. Полонский - исп. Андрей Иванов

Я жду тебя

Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.

Историю создания Романсов Рахманинова , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Тяга к сочинительству проявилась у Сергея Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить.

Отсчет своих вокальных творений композитор решил начать с 1890 года, когда были написаны его сочинения для голоса «У врат обители святой» на слова М. Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова А. Фета, обозначенные им как № 1 и № 2. С тех самых пор романс стал одним их любимых жанров Рахманинова, и он регулярно возвращался к нему в своем творчестве. Если эти сочинения первых лет были очень похожи по стилю на музыку П.И. Чайковского , то в вокальных сочинениях 1891 года отчетливо слышится влияние Эдварда Грига . Речь идет о двух романсах: «Это было в апреле», написанном на французский текст Э. Пайерона, и «Смеркалось» на слова А. Толстого.


В период после окончания Московской консерватории и до второй половины 1890-х годов Сергеем Васильевичем было написано три опуса сочинений для голоса. В них уже отчетливо намечаются черты творческой индивидуальности Рахманинова, и становится очевидной характерная для его пера трактовка жанра романса, когда широкая и экспрессивная вокальная мелодия органично сливается с виртуозной фортепианной партией, богатой колористическими оттенками.

Шесть романсов, которые были написаны до середины 1893 года, вошли в op.4. Лучшим сочинением этой группы считается романс «В молчаньи ночи тайной » (стихи А. Фета), который был адресован родственнице маэстро В.Д. Скалон.

Романсы op.8 были сочинены осенью 1983 года и стали своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта Н. Плещеева. Любопытно, на сам Рахманинов его никогда не видел, и знал его только по книгам и словам своих знакомых. Возможно, он что-то слышал про великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В данный опус включено шесть сочинений, самыми известными их которых считаются «Дитя, как цветок ты прекрасна! » и «Сон ».


В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов, который был обозначен под op. 14. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были «Весенние воды ».

Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень » на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо » на стихи Г. Галкиной.


Четыре года спустя Рахманинов завершает еще группу романсов, которые объединяются под опусом №26. Этот цикл из пятнадцати произведений выделяется среди прочих своими стилистическими особенностями, которые связаны с оперными исканиями композитора. Именно поэтому некоторые его сочинения из этой группы носят характер драматического монолога. К числу таковых, например, принадлежит романс «Мы отдохнем » на слова А. Чехова.

36-й опус составили четырнадцать романсов. Двенадцать из них были записаны в разгаре 1912 года, один под названием «Не может быть » вышел в свет двумя годами ранее, в 1910, а «Вокализ » сочинялся в 1915 году и был добавлен в группу позже. В этом опусе обращает на себя внимание интерес Рахманинова к пушкинской поэзии. Если ранее он обращался к ней единожды в романсе «Не пой красавица при мне», то здесь на его стихи написано три произведения – «Муза », «Буря » и «Арион ». Помимо этого композитор использовал стихи К. Бальмонта, Ф. Тютчева, А. Фета и многих других.

Особое место в творческом наследии Рахманинова занимает его последний камерно-вокальный цикл из шести романсов, обозначенный опусом №38. Отличительной особенностью этой группы сочинений, написанных в 1916 году, являются поэтические источники – все они принадлежат перу современных композитору авторов, которые стремились к обновлению образов и средств поэтики. Самыми лучшими романсами в этом цикле Рахманинов считал «Маргаритки » и «Крысолов ».



Интересные факты

  • Дед композитора Аркадий Александрович был музыкально одаренным человеком и очень любил играть на фортепиано. Он прожил 73 года и до последнего по несколько часов в день проводил за музыкальным инструментом. Он тоже сочинял и особенно любил романсы и фортепианные пьесы, как и его внук. Некоторые его творения были опубликованы, но большая часть из них утеряна. До наших дней дошли 11 сочинений Аркадия Александровича, среди которых 7 романсов и 3 вокальных дуэта.
  • Аркадий Александрович Рахманинов написал романс на слова А.Н. Плещеева «Сон». Много лет спустя эти же стихи для своего вокального сочинения взял и Сергей Васильевич.
  • Романс на слова А. Толстого «Ты помнишь ли вечер» Рахманинов считал самым неудачным среди всех своих вокальные творений.
  • Романс «В молчаньи ночи тайной» был сочинен 17 октября 1890 года, но впоследствии композитор неоднократно возвращался к нему и переписывал отдельные фрагменты. Окончательный вариант этого произведения, который сегодня звучит в концертных залах, мало похож на первоначальную версию.
  • В творческом наследии великого композитора есть и другие сочинения, носящие название «Романс» - например, вторая часть в Квартете №1 и первая пьеса для скрипки в опусе № 6.
  • Свой первый гонорар в размере 500 рублей, полученный от издателя К. Гутхена за печать клавира «Алеко », двух пьес для виолончели op.2 и шести романсов op.4, Рахманинову не удалось потратить, поскольку им он сразу же погасил свои долги.
  • Романс «Весенние воды» во времена Рахманинова имел весьма любопытную трактовку. Революционеры слышали в порывах пробуждающейся природы призывы к борьбе и подъему общественного самосознания. О том, как это вокальное сочинение помогало освобождаться от векового гнета, сейчас можно почитать в музыкальной литературе советского времени.
  • В основу сочинения «Судьба» из op.21 Рахманинов положил известнейший мотив из бетховенской Пятой симфонии . Этот романс посвящен Ф. Шаляпину, который преимущественно и исполнял его первое время после создания.
  • В сердце величайшего маэстро не раз вспыхивала любовь, которая вдохновляла его на написание романсов. Именно под воздействием этого чувства были созданы «В молчаньи ночи тайной» (посв. В. Скалон), «О нет, молю не уходи» (посв. А. Лодыженской), «Не пой красавица при мне (посв. Н. Сатиной).
  • Будучи в эмиграции, Рахманинов не написал ни одного романса.

Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.


Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во много можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Особенно остро это слышится в романсах «Полюбила я на печаль свою » и «Ух ты нива моя ». Композитор отбирает такие поэтические тексты, где повествуется о страданиях от любви и нестерпимых душевных терзаниях. Эта тема родственна и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические» композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе «Не пой красавица при мне », а также зарисовках «Она как полдень хороша », «В моей душе », «Ночью в саду у меня » и другие. Правда, ориентализм в этих композициях больше условен, и не так отчетливо воссоздан, как в сочинениях М. Балакирева .

В своей вокальной музыке Рахманинов сумел показать себя как великолепный мастер кисти и краски, «нарисовавший» настоящую галерею природных картин – «Островок », «Здесь хорошо », «Сирень », и многие другие.


В творчестве Рахманинова нашла воплощение и трагедийная тема. Именно она преобладает в романсах из опусов №21 и №26, которые создавались в непростой для художника период. Тогда Сергей Васильевич сильно переживал из-за провала дебютной симфонии и все чувства попытался передать в своих творениях – композициях «Судьба », «Как мне больно », «Я опять одинок », «Проходит все ».

Как истинный художник, Рахманинов не мог не затронуть тематику искусства и своей судьбы. В этом плане показательны романсы «Ариона », «Муза » и «Оброчник ».

Был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.

Видео: слушать Романсы Рахманинова

Преимущественной сферой камерного вокального творчества Рахманинова была лирика, мир личных чувств и настроений. В своих истоках оно связано главным образом с наследием Чайковского , что проявляется и в общей эмоциональной «открытости», искренности и непосредственности выражения, и в некоторых более конкретных стилистических признаках. Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в росте, динамике и развитии. Отсюда те длительные линии подъема, нарастания и патетические кульминации, которыми изобилуют рахманиновские романсы. Вместе с тем он не прошел мимо опыта старших мастеров «петербургской школы» с их бережным, внимательным отношением к поэтическому слову. Рахманинов, за отдельными редкими исключениями, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха, его вокальная декламация, как правило, точна и отчетлива. В этом отношении он стоит вполне на уровне своего времени - эпохи высочайшей, утонченнейшей поэтической культуры.

Одной из черт, характеризовавших развитие камерного вокального жанра в начале XX века, была возрастающая роль фортепианной партии, которая приобретала часто не только равноправное с партией певца, но даже главенствующее значение. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. Римскому-Корсакову казались даже чрезмерными звуковая насыщенность и густота рахманиновских аккомпанементов, их сложная многослойная фактура, порой, казалось бы, развивающаяся вполне самостоятельно. Однако мелодически яркая, рельефная, вокальная партия никогда не теряется в этой плотной густой ткани, отчетливо выделяясь на ее фоне. Иногда у фортепиано проходит особый мелодический голос, переплетающийся с вокальной линией, в результате чего между двумя партнерами возникает выразительный диалог. По поводу романса «Ночь печальна» на слова И. А. Бунина Рахманинов замечает в одном из писем, что «собственно не ему (Собинову. - Ю. К. ) нужно петь, а аккомпаниатору на рояле». Но каковы бы ни были степень сложности и форма изложения, партии голоса и фортепиано почти всегда находятся в тесном взаимодействии, образуя единое нераздельное художественное целое.

За двадцатипятилетний промежуток времени, отделяющий первый вокальный опус Рахманинова от последней группы его романсов, характер его камерной вокальной лирики испытал значительные изменения: не только усложняется и обогащается звуковая палитра, более строгим становится отбор выразительных средств, но во многом меняется и ее образно-эмоциональный строй.

Раннее вокальное творчество Рахманинова 90-х годов еще не вполне самостоятельно стилистически и в целом развивается в рамках сложившихся форм и традиций русского романса XIX века. Особенно заметно проявляется влияние Чайковского (например, «Я жду тебя », «О, не грусти »). Композитор отдает дань и таким традиционным жанрам, как песня в народном духе («Уж ты, нива моя », «Полюбила я на печаль свою »), элегия («Давно ль, мой друг » с недостаточно оправданным бравурным окончанием). В то же время уже в самых первых юношеских образцах рахманиновской вокальной лирики с достаточной ясностью проступают черты самостоятельной творческой индивидуальности. Замечателен по единству и выдержанности настроения романс девятнадцатилетнего композитора «Не пой, красавица, при мне ». В отличие от Балакирева Рахманинов не стремится в музыкальной интерпретации этого пушкинского стихотворения к этнографической точности колорита; музыка его романса окрашена лишь в самые общие, условные ориентальные тона (узорчатый мелодический рисунок рефрена, материал которого развивается преимущественно в партии фортепиано, многочисленные органные пункты). Основное в нем - чувство глубокой ностальгической грусти, тоски по чему-то прекрасному, дорогому, но далекому и недостижимому. Этот характерный мотив рахманиновской лирики выражен с поражающими в столь юном авторе художественной силой и законченностью.

Обращает на себя внимание красивый поэтичный романс на слова А. А. Фета «В молчаньи ночи тайной », в котором страстное лирическое чувство сливается с образом природы. Как и в предыдущем романсе, тщательной разработанностью отличается партия фортепиано, развивающаяся самостоятельно и как бы параллельно вокальной линии. Этот своеобразный контрапункт способствует особой выразительной насыщенности музыки. Мечтательная атмосфера тихого ночного пейзажа сменяется в момент кульминации восторженным порывом, в котором слышатся радостное упоение жизнью и жажда слияния с окружающим миром.

В изящной вокальной миниатюре «Островок » на слова К. Д. Бальмонта Рахманинов достигает тонкого выразительного эффекта с помощью крайне простых и экономных средств. Настроение безмятежного покоя и тишины, нарушаемой только легким дуновением ветерка, передается ровным и плавным движением вокальной мелодии, неизменно возвращающейся к исходному звуку, с почти графическим по рисунку скупым прозрачным фортепианным сопровождением.

Одной из вершин рахманиновского вокального творчества 1890-х годов являются «Весенние воды » на слова Ф. И. Тютчева, этот, по характеристике В. А. Васиной-Гроссман, «гимн стихийным порывам, буйному цветению молодых сил». Здесь уже слышатся те настроения весеннего обновления, раскрепощения и подъема душевных сил, которые в полный голос зазвучат в произведениях Рахманинова начала нового века. Тем самым образ природы приобретает более широкое символическое значение. Вокальная партия романса, развертывающаяся на фоне раскатистых волнообразных фортепианных пассажей, проникнута активными призывными интонациями. Почти как боевой клич звучит фраза «Весна идет!» в момент кульминации, приходящейся на начало репризы.

Новый подъем вокального творчества Рахманинова приносят 1900-е годы. Среди двух серий романсов ор. 21 и , написанных в период между Вторым и Третьим фортепианными концертами , мы находим ряд совершеннейших образцов рахманиновской лирики, в которых композитор выступает уже как вполне сложившийся мастер со своим неповторимым творческим лицом. «Романсы Рахманинова, подобные „Сирени", „У моего окна", - замечает Асафьев, - хотя и не являлись исповеданием символизма, в действительности были отражением атмосферы новой, тончайшей (но не утонченной модернистски) душевности и касанием музыки русской природы - качество, какое слышалось и в чеховской мудрой „Свирели", и в ряде лирических моментов у Бунина...».

Подобным же чеховско-бунинским поэтическим ощущением природы проникнуты романсы « », «Ночь печальна ». При этом композитора интересует не пейзаж как таковой: природа во всех названных романсах является лишь своеобразным резонатором лирического переживания. Звукописные элементы сведены в них к минимуму и всецело подчинены выражению внутреннего эмоционального переживания. Отбор выразительных средств строго продуман и исключает все лишнее, необязательное, служащее только для заполнения звукового пространства. В «Сирени » на слова популярной в свое время поэтессы Е. Бекетовой вокальная партия, сопровождаемая неизменно ровным ритмически остинатным движением у фортепиано, рождается из краткой бесполутоновой трихордной попевки. Преобладание ангемитонных оборотов передает одновременно и ощущение утренней свежести, и состояние незамутненного душевного покоя. Только постепенно экспрессия нарастает, сгущается, и хроматический ход мелодии на заключительных словах «Мое бедное счастье цветет» вносит отгенок щемящей грусти.

Мелодически рельефная начальная фраза голоса становится источником всего дальнейшего развития и в романсе « » на слова Г. Галиной. Во второй строфе постепенное нарастание звучности, приводящее к звуковысотной кульминации, сопровождается одновременным уплотнением фактуры, у фортепиано появляется самостоятельный мелодический голос, переплетающийся с вокальной мелодией. Этот контрапунктирующий голос продолжает развиваться и после окончания вокальной партии, как бы досказывая то, что осталось не до конца высказанным в словах. Постоянное колебание ладовой окраски между мажором и параллельным минором подчеркивает своеобразную двойственность выражаемого чувства. Как и в «Сирени», к настроению тихой безмятежной радости и покоя примешивается нотка какой-то скрытой безотчетной печали.

Такой же тонкостью нюансировки, постоянной «игрой светотени» при единстве и выдержанности основного эмоционального тона отличается романс «У моего окна » на слова Г. Галиной, близкий предыдущему не только по общему колориту, языку, но и по характеру изложения и даже прямому сходству некоторых интонационных оборотов.

Одним из замечательнейших образцов рахманиновской вокальной лирики по глубине и емкости образного содержания является романс «Ночь печальна » на слова И. Бунина. Образ одинокого путника, бредущего ночью в глухой степи к далекой, неясной, но неудержимо притягательной цели, приобретает в этом кратком, лаконичном бунинском стихотворении символическое значение.

Вечное стремление к недостижимому - один из основных мотивов романтического искусства - такова в представлении художника-романтика вся человеческая жизнь. Рахманиновым тонко уловлена лирическая многозначность поэтического текста, которую он передает посредством одновременного сочетания нескольких самостоятельных музыкальных планов. Ровное однообразное движение квинтолями у фортепиано, составляющее постоянный фон, ассоциируется с бесконечностью пути странника и вместе с тем способствует единству и выдержанности основного настроения безысходной тоски. Вокальная партия, развертывающаяся в сравнительно ограниченном диапазоне, сурова и сдержанна по выражению. В то же время в партии фортепиано возникает широкая выразительная мелодия с типично рахманиновским длительным постепенным восхождением к вершине, в которой слышится страстная жажда жизни.

Другую сторону лирики Рахманинова представляют романсы драматического типа, проникнутые чувствами одиночества, неудовлетворенности или страстным протестующим пафосом. К этой группе относятся «Отрывок из Мюссе » (перевод А. Апухтина), «Я опять одинок » на слова Бунина и ряд других. В первом из названных романсов Рахманинов неожиданно сближается с Мусоргским: по силе трагизма он может быть сопоставлен с некоторыми из песен цикла «Без солнца». Бурным взрывам отчаяния противопоставлено жуткое оцепенение тишины и безмолвия в декламационном среднем разделе, отличающемся тонкой дифференциацией выразительных средств. Каждая фраза текста, каждое слово интонационно рельефно очерчено и оттенено с помощью особых фактурно-гармонических приемов.

В декламационной манере выдержан и большой драматический монолог «Судьба » на стихи Апухтина, посвященный Шаляпину. По форме этот романс представляет собой развернутую композицию балладно-повествовательного типа, состоящую из последовательности более или менее самостоятельных контрастных эпизодов. Объединяющим началом служит «ритм судьбы» из Пятой симфонии Бетховена как символ неумолимого рока, настигающего человека в разные моменты его жизни и в разных ситуациях. Однако некоторый налет ходульности и однообразие колорита снижают художественную ценность этого сочинения, не принадлежащего к лучшим образцам рахманиновского вокального творчества.