Почему художники считают сон увлекательным сюжетом? Невероятная многогранность сна.

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира" , который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.

Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.

Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с и Оноре Домье .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.

1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)

Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.

2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".

3. "Дробильщики камня" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина" , написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.

4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа . На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".

5. "Спящие" (1866)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.

Сандро Боттичелли, Анри Руссо, Винсент Ван Гог, Франсиско де Гойя, Джорджоне. Они являются не только одними из самых известных и впечатляющих творцов в истории культуры, они также разделяют между собой один общий интерес: изображение загадочного состояния сна. Меир Кригер — это профессор Йельской школы медицины и эксперт в области сна. Сон привлекал его с того момента, как он может себя вспомнить. «Я изучал сон уже огромное количество времени, — объяснил Кригер. — Я всегда был им заинтересован».

Исследование сна

Исследования Кригера изучают механику, функции и патологию сна, например, он анализирует дыхание во время сна и изучает его соотношение с сердечной недостаточностью. Однако существуют определенные вопросы о загадочных аспектах сна, на которые ни один ученый еще даже не начал отвечать. Например, почему люди спят? Почему люди видят сны?
«Для меня сон является очень загадочным явлением, — сказал Кригер. — Определенно, это иное состояние. Мы не до конца понимаем, почему мы спим. Конечно же, существуют разнообразные теории, но с уверенностью сказать невозможно. Также существует еще огромное количество вопросов о сновидениях. У детей проявляется некоторое подобие способности видеть сны еще до того, как они рождаются. Но тут появляется еще один вопрос: о чем их сны?».

Сон в искусстве

В одной из глав «Атласа клинической медицины сна» (книги о сне, которую Кригер написал в соавторстве с двумя другими специалистами в этой области) под названием «Сон в искусстве и литературе» авторы проводят читателя по истории искусства, которая включает в себя тему сна, изучая различные способы, с помощью которых художники изображали банальное, но все же невероятно загадочное состояние покоя. «Что может быть более скучным, чем сон? — шутит Кригер. — Но все же все эти художники нашли в нем что-то привлекательное. Когда бы я ни отправлялся в художественную галерею или музей, меня всегда притягивают картины сна. Мне интересно, что было на уме у художника, который рисовал спящего человека. Что, с его точки зрения, делает этот человек? Отдыхает? Восстанавливается? Находится в опасности? О чем думает художник, когда создает подобные картины и что они означают для человека, который затем смотрит на эти произведения искусства?».

Представления сна в искусстве

Путем анализа Кригер определил несколько тематических представлений сна, которые постоянно появлялись на протяжении истории искусства. «У художников присутствует очень сильное восхищение мифологией, сновидениями, религиозными темами, параллелями между сном и смертью, вознаграждениями, потерей контроля над сознанием, исцелением, изображением невинности и спокойствия, а также эротикой», — объяснил он. И начал он с мифологии, изучив творение Сандро Боттичелли «Марс и Венера». Эта картина была написана в пятнадцатом веке и является в данном случае идеальным примером. Картина изображает Венеру, богиню любви, сидящую рядом с Марсом, богом войны, пока он спит. Маленькие сатиры вокруг них играют с оружием Марса и с его бессознательным телом. «Эта картина фактически говорит, что любовь побеждает войну», — сказал Кригер, описывая власть Венеры над Марсом в момент его сна. В этой конкретной картине сон приравнивается к слабости и уязвимости.

Спящие женщины

Однако «Спящая Венера» Джорджоне, написанная в 1508 году, показывает другой взгляд на сон — тот, который прочно связан с властью и эротизмом. Венера отдыхает без одежды, ее рука аккуратно прикрывает ее гениталии, но хотя она абсолютно открыта для обозрения, кажется, что она полностью контролирует свое тело и себя. Она находится в своем собственном мире и кажется практически неприкосновенной в этом лиминальном состоянии. Сон зачастую идет в одном ряду с понятиями эротизма и невинности. Все становится немного более сложным, когда начинают проводиться параллели между сном и смертью. Начиная со знаковой картины Джона Миллы «Офелия» и заканчивая скульптурой «Анотомическая Венера», которая когда-то считалась медицинским стандартом анатомической модели, история, а в особенности история искусства, издавна имела склонность к идеализированию красивых мертвых девушек. Художники, которые концентрируются на спящих женщинах, занимают подобную территорию проблематики: они предполагают, что женщина является наиболее желанной, когда она неподвижна, хотя замена смерти на сон делает все немного менее ужасающим.

Невероятная многогранность сна

«Спящая женщина может выглядеть, как мертвая, но при этом она определенно жива, — пишет Кригер в «Атласе». — Она сознательна, но при этом не осознает. Физически она лежит в реальном мире, но ее мысли находятся в мире фантазий. Сон радует, пугает, восстанавливает и утомляет. Он может нависнуть над нами, как тяжелый неукротимый туман, или ускользать от нас, как сладкие ощущения счастья». В истории искусства существует гораздо больше всемирно известных картин, на которых изображены женщины, чем тех, на которых изображены спящие мужчины, однако Кригер напоминает, что существует больше известных картин, изображающих женщин, чем картин, изображающих мужчин в принципе. Некоторые работы, такие как «Полдень: отдых от работы» Винсента Ван Гога, показывают спящего мужчину, демонстрируя при этом сон как приятную награду за долгий день тяжелого физического труда.

Сюжет для всех

Независимо от того, идет речь о художнике эпохи Возрождения или об эксцентричном сюрреалисте, сон является неожиданной художественной темой, которой не может противиться ни один творец. Даже Энди Уорхол затронул эту тематику в своем типичном стиле, записывая на видео то, как его друг Джон Гиорно спит в течение пяти часов двадцати минут, назвав получившийся фильм довольно просто: «Сон».

«Спящие» (фр. Le Sommeil) - эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. Также известна по названиям «Две подруги» (Les Deux Amies) и «Лень и похоть» (Paresse et Luxure). настоящее время хранится в парижском Малом дворце.
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Анализ
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан, которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу, связанных с лесбийскими отношениями.

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца.

Описание

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки. Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища. Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке. На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки. Центр полотна занимают ягодицы брюнетки. Есть прямой намёк на их отдых после полового акта. Возле ног спящих видны некоторые украшения (шпилька, ожерелье), брошенные на белую постель. Ещё одним намёком на страстные отношения является разорванное ожерелье. У правой руки брюнетки видна часть платья. качестве фона изображён тёмно-синий занавес. Справа от кровати находится столик, на котором стоит жёлтая ваза с яркими цветами. Слева - стакан, кувшин и хрустальная ваза, расположенные на тумбе восточного стиля. нижнем правом углу картина подписана «Г. Курбе 66».

Анализ

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Дельфин и Ипполит» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла» (1857). Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашиваний, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль.

Примечания

  1. 1 2 3 Dorothy M. Kosinski. Gustave Courbet"s "The Sleepers." The Lesbian Image in Nineteenth-Century French Art and Literature. - Artibus et Historiae, 1988. - Т. 9. - С. 187-199.
  2. 1 2 Le sommeil. Gustave Courbet (фр.). Парижский Малый дворец. Проверено 6 октября 2015.
  3. Griselda Pollock. Differencing the canon: feminist desire and the writing of art"s histories. - Routledge, 1999. - С. 315. - ISBN 978-0-415-06700-3.
  4. Gustave Courbet. The Origin of the World. Музей Орсе. Проверено 6 октября 2015.
  5. Sarah Faunce. Courbet Reconsidered. - Brooklyn Museum, 1988. - С. 176. - ISBN 978-0-300-04298-6.
  6. George Haggerty, Bonnie Zimmerman. Encyclopedia of lesbian and gay histories and cultures. - Taylor and Francis, 2000. - С. 311. - ISBN 978-0-8153-3354-8.
  7. 1 2 Wendy Michallat. Lesbian inscriptions in Francophone society and culture. - Durham Modern Languages, 2007. - С. 8. - ISBN 978-0-907310-62-4.
  8. Elisabeth Ladenson. Dirt for art"s sake: books on trial from Madame Bovary to Lolita. - Cornell University Press, 2007. - С. 75-. - ISBN 978-0-8014-4168-4.

Ссылки

  • Le sommeil. Gustave Courbet (фр.). Парижский Малый дворец. Проверено 5 октября 2015.

, Франция

К:Картины 1866 года

История

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже . Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира », на котором крупным планом изображена женская вульва . Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта . Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан , которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру . Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось .

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу , связанных с лесбийскими отношениями .

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца .

Описание

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки . Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища . Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке . На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки. Центр полотна занимают ягодицы брюнетки. Есть прямой намёк на их отдых после полового акта . Возле ног спящих видны некоторые украшения (шпилька, ожерелье), брошенные на белую постель. Ещё одним намёком на страстные отношения является разорванное ожерелье . У правой руки брюнетки видна часть платья. В качестве фона изображён тёмно-синий занавес. Справа от кровати находится столик, на котором стоит жёлтая ваза с яркими цветами. Слева - стакан, кувшин и хрустальная ваза, расположенные на тумбе восточного стиля. В нижнем правом углу картина подписана «Г. Курбе 66».

Анализ

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла » (1857) . Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашивания, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль .

Напишите отзыв о статье "Спящие (картина Курбе)"

Примечания

Ссылки

  • (фр.) . Парижский Малый дворец . Проверено 5 октября 2015.

Отрывок, характеризующий Спящие (картина Курбе)

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Для большинства мужчин, нет ничего эротичнее, трогательнее и беззащитнее, чем спящая женщина (если она не храпит, конечно). Проснувшаяся женщина тоже прекрасна, иногда.

Джорджоне «Спящая Венера», 1510г.

Эта «Спящая Венера» считается одним из самых эталонных женских образов эпохи Возрождения, имеющим бесчисленное количество повторов и вариаций. Джорджоне её не окончил, и дописывал уже Тициан.



Анри Жерве «Ролла», 1878г.

А это моя любимая картина на эту тему - на Парижском салоне 1878 года её отказались выставлять, сочтя неприличной и нарушающей общественную мораль. Причем, по мнению устроителей салона неприличие картины заключалось не в том, что на кровати спит обнаженная женщина, а в том, что на полу и в кресле небрежно свалена куча белья и одежды. И всем сразу понятно, что женщина раздевалась не сама, а её раздевал мужчина.


Гюстав Курбе «Спящие», 1866г.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником?» – так писал Александр Дюма-сын об авторе этой картины, которая буквально взорвала буржуазную Европу второй половины XIX века: две обнажённые женщины спят в обнимку на пришедшей в беспорядок белой простыне, а разорванное жемчужное ожерелье только усиливает ощущение предыдущей сцены лесбийской любви. Не видел такую, но осуждаю.


Фридрих фон Амерлинг «Спящая рыбачка», 1834г.

Когда женщина спит, то она беззащитна и трогательна, как ребенок. А когда она спит вместе с ребенком, то это трогательно вдвойне.


«Спящая девушка», 1620г. Неизвестный художник (предположительно Доменико Фетти)

Во сне женщина обычно молчит, что не может не радовать. А если женщине снятся красивые сны, то она не только молчалива, но еще и счастлива. Эта спящая девушка улыбается, а картина считается одной из самых ранних интерпретаций счастливого женского сна.


Луис Рикардо Фалеро «Лежащая обнаженная», 1879г.

А эта картина показывает нам, какие похотливые сны снятся иногда женщинам.


Леон Франсуа Коммер «Даная или Золотой дождь», 1908г.

Здесь изображена сцена из древнегреческой мифологии – когда царь древнегреческого города Аргоса Акрисий узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи, то заключил её в подземелье. Зевс, однако, проник к Данае (и в Данаю) в виде золотого дождя, после чего та родила Персея.


Фабио Фабби «Одалистка», 1898г.

В эту одалиску вряд ли проникнет «золотой дождь» в виде султана – обычно наложницы, состоящие в гареме, самого султана и не видели ни разу.


Сергей Маршенников «Браслет»

Судя по браслету и расстегнутому но неснятому платью, героиня этой картины засыпала после празднования 8 марта. После такого пробуждения в женских глазах обычно калейдоскопом мелькают вопросы: «Где я? Кто ты? И что вчера было?». Да понятно что...


Теодор Шассерио «Спящая нимфа», 1850г.

К изображению обнаженной спящей женщины даже у самых-самых моралистов никогда не было особых претензий – считалось, что когда женщина спит, то она не ведает о своей наготе, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому эта нагота безгрешна.
Ой ли?