Выставка в эрмитаже лейденская коллекция время работы. Рембрандт, Вермеер и Леонардо: Что нужно знать о шедеврах Лейденской коллекции в Эрмитаже

В Эрмитаже 5 сентября открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». 82 картины голландских художников XVII века (две главные звезды — Рембрандт и Вермеер — в названии проекта) принадлежат американскому бизнесмену Томасу Каплану и его жене Дафне и собраны всего за 15 лет.

Выставка представляет примерно треть их самого большого в мире частного собрания золотого века голландской живописи. Оно названо «Лейденской коллекцией» в честь Лейдена - родины Рембрандта и «малого голландца» Геррита Дау.

«Город 812» расспрашивал Томаса Каплан а про старую живопись и современную публику.

Справка. Томас Каплан (1962) - американский миллиардер, на июль 2018 года его состояние оценивается в один миллиард долларов. Он специализируется на инвестициях в добычу драгоценных металлов и консалтинге. Каплан — коллекционер и филантроп, основатель фонда по защите диких кошачьих. Собранная им «Лейденская коллекция» включает более 250 картин и рисунков художников, созданных между 1620 и 1700 годами.

Про живопись

— В Голландии в XVII веке вдруг появился огромный интерес к живописи. Тысячами художников были написаны миллионы картин. А знаем мы из этих тысяч немногих.

— Это был удивительный феномен творческого энтузиазма. 3-5 миллионов картин были созданы в стране, где проживали всего несколько миллионов человек.

Конечно, лишь небольшая часть всего этого на сегодня считается значимым. Но этот взрыв активности навсегда изменил мир искусства. Рембрандт, на мой взгляд, был самым главным художником того времени. Анри Мальро как-то сказал, что Рембрандт был первым художником, которому удалось затронуть душу. Это субъективное суждение, но я с ним согласен.

Рембрандт переосмыслил классическое понятие красоты и дал свободу художникам, которые с тех пор сами имеют возможность определить для себя, что есть прекрасное. Генетический посыл Рембрандта вдохновил Гойю, Ван-Гога, Пикассо, Френсиса Бэкона, современных китайских художников.

— Почему золотой век голландской живописи был таким недолгим — всего около полувека?

— Это характерно для мира живописи, появился гений, который вдохновлял многих. А потом всплески затухают. Рембрандт и Вермеер считаются сейчас главными фигурами того времени.

— Могут ли со временем сместиться акценты, появится другие имена?

— Карел Фабрициус был на пути к достижению качества Рембрандта. Это был самый талантливый его ученик. Возможность приобрести картину Фабрициуса - невероятная удача.

Ян Ливенс был равен Рембрандту, когда они делили мастерскую в Лейдене. Но 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, он популярный портретист, деньги дают ему свободу и он пишет «Миневру». Она показана на выставке. Это начало его пути к величию и трансцедентности, которую мы видим на протяжении веков.

Если бы Ливенс умер молодым, то возможно о нем бы говорили как несостоявшемся Рембрандте. «Мальчик в тюрбане» из нашего собрания — тому свидетельство, Эрмитаж использует эту картину как «лого» выставки.

Но Ливенс уехал в Лондон, намереваясь стать придворным живописцем. Он стал работать в мастерской Ван-Дейка и утратил страсть и драматичность.

Про коллекционирование

— Считается, что музей, особенно государственный, более правильное место для хранения шедевров, чем частная коллекция (особенно если ее владеют наследники художника) судьба которой непредсказуема. Так ли это на самом деле?

— Скажу про нас. Наша задача — извлечь произведения искусства из таких частных собраний и сделать доступными публике.

— Если бы картины, которыми вы владеете, попали бы в большие музеи, то многие осели бы фондах, изредка появляясь на выставках? Или я не прав?

— Все зависит от музея. В Эрмитаже хватает Рембрандта, но думаю, что мои картины были бы у него в постоянной экспозиции.

— Частное собрание обычно отражает вкус владельца. Музейное, особенно если музею много лет, считается объективно отражающим историю искусства. Так ли это?

— Лейденская коллекция отражает наши вкусы, но мы глубоко погружаемся именно в это время.

— Коллекционер со временем при настойчивости и удаче может сравниться с лучшими музеями, если не по количеству, то по качеству произведений искусства?

— Это и есть наша цель, не так много музеев имеет столько картин Рембрандта и его школы. Во многих музеях нет Вермеера, Карла Фабрициуса. Это вызов для коллекционера.

Нам невероятно повезло. Удача превалировала над мудростью и другими рациональными вещами. В искусство Рембрандта я влюблен с 6 лет, когда впервые его увидел. Когда я начинал коллекционировать, не думал, что мне удастся приобрести хотя бы одну работу Рембрандта. Сейчас у нас их 14 — почти половина из того, что находится в частных собраниях.

— А вторая половина?

— Ее не выпустят из рук владельцы.

— Как вам удалось собрать столько работ Рембрандта?

— 15 лет назад мне продавали работы Рембрандта по цене меньшей, чем цена работ Энди Уорхола. При том, что в природе существует 70 тысяч работ Уорхола и всего 350 — Рембрандта. Но у нас была любовь и страсть к Рембрандту и голландцам, а у других ее не было. Мы собирали то, что нам нравится, покупали по картине в неделю. Над нами шутили — вы собираете, как Екатерина Вторая.

— Вас не подозревали в инвестировании?

— Никогда не слышал о таком мнении, и мы сами не думали так. С одной стороны, я не думал, что мы совершаем финансовую ошибку, но с другой, и не думал о покупке картин как инвестициях.

Сейчас интерес к старым мастерам стал расти. Собрать такую коллекцию, как наша, невозможно. Но можно собирать других старых мастеров.

— Кого, например?

— Удивительно, но Веласкеса до сих пор можно найти. Эль-Греко, Тициана… Есть возможность проявить себя любителям старых мастеров.

Можно ли говорить, что ваши приобретения вывели картины голландских мастеров из небытия?

— Определенную роль мы сыграли в реабилитации Яна Ливенса и более заметную роль для «тонкой» живописи — Геррит Дау, Готфрид Шелтон, Фердинад Болл. Для Карела Фабрициуса мы, конечно, сделали меньше, чем роман Донны Тартт «Щегол».

— Если к вам попросится исследователь голландского искусства, который сомневается в подлинности каких-то произведений, пустите его?

— Да, пусть работает. Чем больше мы будем знать о наших картинах, тем лучше.

Ян Вермеер. Девушка за вёрджинелом

— Коллекционирование не мешает работе? Случалось ли так, что вы заняты важным проектом, и в это время звонит дилер?

— Такое случалось. Решение принимаем сразу. Однажды я был по делам в Пекине, мне пришлось уйти с совещания, чтобы завершить сделку по приобретению картины Вермеера «Девушка за верджинелом» и автопортрета Рембрандта, которые продавались в Лас-Вегасе.

Я абсолютно уверен, что на этот звонок надо было ответить. Это единственный Вермеер в частной коллекции.

— Китайские партнеры не обиделись?

— Совсем нет.

Про публику

— Как вы думаете, зачем люди ходят в музеи?

— По разным причинам. Думаю, что одни — за красотой. Многие люди, чтобы считать себя культурными, хотят все видеть своими глазами. Некоторые вдохновение черпают в том, что видят. Наконец, некоторые ищут утешение в нашем тяжелом, временами злом мире.

Красота - это истина, которая соединяет. Я считаю, что Достоевский был абсолютно прав, когда говорил, что красота спасет мир. Это не наивная фраза. Когда Солженицын впервые услышал ее, то был удивлен и недоумевал. Но позже согласился с Достоевским.

— Ажиотаж — это хорошо или плохо?

— Думаю, что если выставка делается для того, чтобы познакомить людей с искусством, то это нормально.

Почему выставки старых мастеров пользуются большей популярностью, чем искусство даже XIX века, не говоря уже про ХХ?

— Потому что есть волшебные имена - Леонардо, Рембрандт… Публика знает, что это важные художники. Если хотите, в ДНК зрителей заложено - это то, что надо увидеть.

— Если воспользоваться вашим образом, Уорхол волшебным художником не станет?

— Слишком рано сейчас об этом говорить. Для собирателей Уорхола - он уже волшебный. Но кто знает, кем будет считать его публика через сто лет.

В золотой век голландской живописи были тысячи имен. Если выжил хотя бы один процент, то уже хорошо. Время является судьей. Рембрандт и Вермеер прошли проверку временем. Что касается Уорхола - может быть.

Питер ван Лар. Автопортрет с атрибутами занятий магией.

Мешает ли восприятию искусства старых мастеров привычка современных молодых людей жить в виртуальном мире?

— Не знаю. У меня трое детей. Младшему 8 лет, он лучше меня разбирается в новых технологиях. Я — историк по образованию, мне понятнее и ближе прошлое.

— В России стали популярными виртуальные выставки. В специально созданном пространстве показывают мультимедийную инсталляцию, представляющую например, все известные шедевры импрессионизма. В реальности собрать их вместе невозможно. Как вы относитесь к подобным проектам?

— Думаю что это правильно.

— И вы согласились бы участвовать в подобном проекте?

— Если бы наша коллекция была дополнена другими частными собраниями голландских мастеров. Например, весь Рембрандт из частных собраний.

— Как вы представляете себе идеального зрителя для вашей коллекции?

— Не думаю, что должен быть какой-то идеальный посетитель. У людей много разных причин приходить в музеи. И я не стану делить их на категории - идеальные, случайные и т.д.

Вадим Шувалов

На заставке — Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635

Шедевры Рембрандта и Вермеера можно увидеть в Эрмитаже. В главном музейном комплексе — в Николаевском зале — разместилась Лейденская коллекция — одно из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.

Впервые мир увидел эту коллекцию в 2017 году. Сейчас у нее, если так можно выразиться, напряженный гастрольный график. Европа, Китай, Россия, потом арабские Эмираты. Как признался Михаил Пиотровский, в Петербурге экспозиция получилась в эрмитажном вкусе. Кажется невероятным, но Лейденское чудо удалось, пусть временно, но дополнить. А вот чем — расскажет Анна Безкровная.

АННА БЕЗКРОВНАЯ, корреспондент:

«Эта выставка - можно сказать событие беспрецедентное. Ведь соединяет в себе сразу две экспозиции: одну из самых больших музейных и, пожалуй, самую крупную частную коллекцию голландской живописи XVII века, потому во временную экспозицию включили сразу 8 эрмитажных шедевров. Отличить картины можно по рамам: эрмитажные позолоченные, а привезенные - минималистично черные».

Впрочем, разница обрамления не мешает диалогу произведений. Причем, вступить в это общение некоторые полотна не могли столетиями. «Отдыхающего путника» из Лейденской коллекции и эрмитажную крестьянку разлучили. А картины, по-видимому, создавали как парные: на одной мужчина со спущенным чулком, а на второй Франц ван Мирис старший изобразил девушку с корзиной, наполненной яйцами. Одно и них разбито.

ИРИНА СОКОЛОВА, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи государственного Эрмитажа:

«В XVII веке яйца считались афродизиаком. Неслучайно эта картина еще в XVIII веке была описана, как аллегория утраченной невинности. Поэтому эти картины, которые кажутся простой бытовой сценой, имеют сложный символический подтекст».

Пусть и временно дополнять уже сложившиеся экспозиции — одна из целей коллекционеров. Супруги Дафна и Томас Каплан мыслят свое собрание как некую библиотеку, в которой музеи могут брать картины напрокат. Такая открытость поражает, как поражает и сама коллекция. За 15 лет, в XXI веке собрать истинные шедевры голландцев — это чудо, по-другому собрание и не называют.

ТОМАС КАПЛАН, коллекционер, владелец «Лейденской коллекции»:

«Сейчас я и моя семья верят в то, что пропаганда вечных ценностей - это очень важно. Цинизм, которого сейчас так много, это не совсем для нас, точнее, мы вообще его отвергаем. Вместо того, чтобы строить стены и сжигать мосты между людьми, мы используем самое свое самое сильное оружие - Ремрандта и страсть к тому, чтобы объединить людей.

К собирательству семья Капланов действительно подошла со страстью. Они начали покупать картины в 2000 году. И впервые 5 лет приобретали по одному полотну в неделю. Причем, некоторые из произведений с захватывающей историей. «Аллегорию обоняния» Рембранта, например, считали утраченной.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ,

«Картину обнаружили во время местного аукциона в Нью-Джерси. Ее хотели продать за 800 долларов, ее описали как произведение некого европейского художника XIX века. Но арт-диллеры поняли, что это не так и предположили, что это пропавший Рембрандт. Исследования это доказали.

Сейчас в коллекции три картины из серии «аллегория чувств». Это ранний Рембарндт. Его зрелая работа величественная «Минерва» уже по-настоящему монументальное произведение. Причем, художник здесь используют не только свою оригинальную, свойственную только ему светопередачу. Он новаторски смотрит и на образ богини.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«В XVII веке греческих богинь изображали обнаженными, их идеализировали, они должны были возвышаться над реальностью. Но Рембрандт не делает этого. Он не идеализирует, а находит индивидуальные черты. Поэтому мы видим как будто бы обычную голландскую женщину».

Если Рембрандт стремился к некому историзму, то Вермеер запечатлел обычную жизнь. В Лейденовской коллекции есть одна его картин. Единственная в частном собрании.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«Мы видим на полотне простой и понятный момент, но в этом и есть его красота. Девушка сидит за верджиналем, ее руки на клавишах, вокруг простой интерьер. Вермеер как бы запечатлел момент, который произошел в течение дня. И эта мягкость и простота привлекают».

Художник всего-то оставил чуть больше 30 полотен, и ни в одном российском музее его произведений нет. Потому на «Девушку с верджиналем» публика смотрит с особым трепетом. В Эрмитаж уже не раз привозили по картине Вермеера. Но эту российская публика видит впервые.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор государственного Эрмитажа:

Мировым в прямом смысле этого слова. Картины голландцев из американской коллекции уже были во Франции и Китае. Теперь в России. Следующий пункт — Арабские эмираты. Такой пестрый набор стран, не похожих друг на друга, еще раз доказывает: у искусства и любви к нему нет никаких границ.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

С 5 сентября по 13 января в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой представлены около 80 произведений старых голландских мастеров XVII века, в том числе картины Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера. Основной корпус работ принадлежит американскому коллекционеру Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Собрание их уникально не только художественной значимостью подборки, но и своей историей: Лейденская коллекция основана только в 2003 году, а сейчас она одна из лучших в мире. The Village собрал основные факты об этом примечательном феномене, а также составил компактный гид по главным экспонатам выставки.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 450 рублей

Коллекция

Американский бизнесмен Томас Каплан одержим голландской живописью с раннего детства. В шесть лет он впервые увидел картины Рембрандта в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в девять лет, отправившись с родителями в Европу, попросил отвезти его в Амстердам, потому что там родился художник. Свою карьеру он в итоге с искусством не связал (его компания занимает инвестициями в добычу полезных ископаемых), но увлечение не забросил, поддерживая отношения в сфере галеристов, искусствоведов, музейщиков и арт-критиков. Впрочем, до 40 лет о коллекционировании Каплан не помышлял. Как он позднее рассказывал в интервью, он был уверен, что интересующие его работы давно распределены по музеям и на арт-рынке их просто нет.

Первую работу «Портрет Дирка ван Берестейна» Геритта Дау Каплан приобрел только в 2003 году, а вот дальше коллекция росла стремительно: порядка 250 работ, включая 12 картин Рембрандта, были куплены всего за 15 лет - ничтожный по музейным меркам срок. Такого результата Каплан добился в первую очередь благодаря почти полному отсутствию азарта: за все это время он ни разу не принял личного участия в аукционах, действуя через представителей, почти не торговался, а решение о покупке той или иной работы принимал в считаные часы, благодаря чему в среде арт-дилеров добился репутации идеального покупателя.

Каталог и музейные выставки

Изначально супруги Каплан планировали сохранить анонимность, имена владельцев быстрорастущей коллекции оставались неизвестными широкой общественности. В то же время работы регулярно выставлялись - как в специально созданной для этих целей галерее, так и на музейных выставках. Однако в какой-то момент Каплан решил не просто выставлять картины для показа, но и создать , доступный для изучения студентами и искусствоведами. И в дальнейшем сохранять анонимность было уже невозможно. Следующим шагом стали крупные международные выставки, на которых Лейденскую коллекцию уже представляли как целостное собрание: показы уже прошли в Лувре, Национальном музее Китая, Пушкинском музее, а теперь добрались до Эрмитажа. Причем выставка в Петербурге проходит в самом расширенном варианте: помимо 82 работ из коллекции (в Москве подборка была такой же), на ней показывают восемь эрмитажных картин, так или иначе связанных с произведениями из собрания Каплана. Кроме раннего и зрелого Рембрандта - главных сокровищ коллекции, - посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Геррита Дау, а еще рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя» - набросок, который был использован художником для создания картины «Дама с горностаем». Никакого отношения к голландцам рисунок, разумеется, не имеет и на выставке проходит чем-то вроде бонуса.

Рембрандт

«Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»)

В Лейденской коллекции хранятся 12 картин Рембрандта, и это почти половина всех живописных произведений великого голландца, которые находятся в частных руках. Самая ценная работа - «Минерва», созданная художником в возрасте 29 лет и, по одной из версий, написанная с молодой Саскии. Но куда любопытнее история трех ранних полотен из серии «Аллегории пяти чувств»: «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания»), «Три музыканта» («Аллегория слуха») и «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»). Последняя из них три года назад стала сенсацией: прежний коллекционер приобрел ее на маленьком аукционе в Нью-Джерси. Изначально полотно было атрибутировано неизвестному художнику, его стартовая цена составляла всего 800 долларов. Но уже в процессе подготовки торгов специалисты стали догадываться о настоящем авторстве - и в результате картина была продана за 870 тысяч долларов, превысив эстимейт более чем в тысячу раз.

Ян Ливенс

«Портрет мальчика в плаще и тюрбане»

Второй по значимости художник в собрании - современник и друг Рембрандта, в ранней молодости делившей с ним одну мастерскую в Лейдене - Ян Ливенс. Его «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» - изображение принца Руперта Пфальцского в восточном тюрбане со страусиным пером и накидке, закрепленной золотой цепочкой, - это и кивок в сторону библейских сюжетов, и примета моды в Нидерландах и Англии того времени, когда в Европе активно развивалась торговля с Персией, а роскошь восточных посольств поражала воображение голландцев.

Геррит Дау

«Ученый, затачивающий перо»

Один из самых успешных учеников Рембрандта, создатель техники живописного письма на миниатюрных дощечках и основатель собственной школы, Геррит Дау добился непревзойденного уровня в искусстве создавать миниатюрные жанровые сценки из жизни простых голландцев. На выставке, например, представлена его работа «Ученый, затачивающий перо»: овальное изображение старика, склонившегося над письменным столом с пером и перочинным ножиком в руке, будет выставлено рядом с эрмитажной картиной Дау «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном» и «Гераклит»). На обоих из них изображен один и тот же натурщик, которого часто называют «отцом Рембрандта», поскольку он многократно появляется в произведениях Дау и многих других живописцев из Лейдена.

Карел Фабрициус

«Агарь и ангел»

Карел Фабрициус - другой талантливый ученик Рембрандта, мастер светотени и лирических пейзажей, проживший всего 32 года и погибший в результате взрыва на пороховом складе. Во всем мире сохранилось всего 16 его картин, одна из которых представлена в Лейденской коллекции. «Агарь и ангел» написана в 1645-м, вскоре после того, как Фабрициус окончил обучение у Рембрандта. Его влияние выражено здесь сильнее, чем в более поздних работах. Интересна история, связанная с интерпретацией сюжета. Изначально считалось, что картина изображает первую встречу Агари с ангелом в пустыне, куда та сбежала беременной от притеснения Сары. Однако во время одной из реставраций был удален потемневший слой лака в правой части картины, за которым скрывался сосуд с водой, - так стало понятно, что картина изображает более поздний сюжет скитания Агари с сыном по пустыне, когда ангел спасает умирающего от жажды Измаила, выведя его с матерью к источнику.

Фотографии: The Leiden Collection