Современная школьная библиотека в едином информационном пространстве школы (медиатека) Подготовила: Зав.библиотекой Бедова О.Н.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в учебе. Зачастую это зависит именно от богатства школьной библиотеки. Следовательно, важно узнать, какие подвижки в библиотечном деле в школе наблюдаются?

Современное положение дел в школе

Разумеется, многие взрослые люди вспоминают о том, какие учебники и книги были в их детстве, во время обучения в школе. Чаще всего это были книжки, повидавшие многое с подранными корешками и вылезающими страничками. Кто-то обвинял самих учеников в том, что они неправильно обращаются с книгами, а кто поднимал глаза вверх, чтобы посмотреть на реакцию государства. Собственно, реакции не последовало до сих пор.

Современные школьники при невероятном развитии России на данный момент, все еще пользуются теми самыми учебниками, которые были у предыдущих поколений. Конечно, школьная программа регулярно меняется, в нее вносятся свои изменения, однако это никак не помогает детям.

Многие библиотекари свидетельствуют о том, что если в программе появляется новый учебник, то на каждую школу их предоставляется 5-10 штук. Небольшое количество, с учетом, что в одной параллели обычно обучаются больше сотни детей. Следовательно, в каждом классе лишь одному ученику достанется новый учебник. Чаще всего, это дети из неблагополучных семей, которые не имеют абсолютно никакой возможности приобрести учебную книгу самостоятельно. Все остальным детям, и, конечно, родителям, в преддверии нового учебного года, необходимо будет приобретать книги.

Кстати, современная школьная библиотека предоставляет и не слишком большой выбор классической литературы. Так, найти произведения классиков, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, удается далеко не всегда. Даже если в библиотеке и есть необходимая литература, на всех учеников ее не хватает.

Разумеется, подобная ситуация складывается не во всех школах. В элитных гимназиях и учебных заведениях, обладающих дополнительным финансированием государства, в этом плане все гораздо лучше. Чаще всего, в таких библиотеках и книги новенькие, и предоставляются они в том количестве, которое необходимо детям. В провинции дела обстоят гораздо хуже. Дело в том, что зачастую дети даже не могут найти книгу по школьной программе по литературе.

К чему это может привести в будущем? Для начала, важно отметить, что уже происходит заметное снижение количества читающих детей. Многие школьники настолько увлечены интернетом и его культурой, что обогащение литературными знаниями их мало волнует. К тому же, благодаря распространению в интернете разнообразных кратких содержаний, ребенок вообще может не читать величайшие произведения литературы, узнав об их смысле при помощи пары страниц текста.

Далее, благодаря скудности предоставляемого детям учебного материала, можно столкнуться с общим понижением успеваемости. Значит, что дети просто не будут испытывать желания учиться по старой и некрасивой литературе, которую даже неприятно взять в руки.

Для изменения сложившейся ситуации необходима не только инициатива, идущая со стороны взрослых, учителей, но и помощь государства. Все-таки, при правильном и равноценном финансировании, дети в провинциальных школах также смогут рассчитывать на хорошие учебники.

Популярность библиотек снижается еще и за счет того, что постепенно в обучение все больше вводятся компьютерные методы обучения. Во многих школах обязательным предметом, который должен присутствовать у каждого ребенка на уроке, стал планшетный компьютер. Сейчас легко можно скачать любой ученик в интернете и с его помощью изучать материал на уроке на планшетном компьютере. По всем параметрам, ситуация для российских библиотек удручающая.

Взгляд в будущее на разрешение проблемы

Школьная библиотека сегодня вполне имеет будущее, если на него уже сейчас обратится внимание правительства.

Так, например, при достойном финансировании учебных заведений, можно будет наконец избавиться от старых книг, приобрести новые и порадовать ими детей. Разумеется, важно, чтобы финансирование доходило и до сельских школ, где ситуация еще хуже, чем в городах. Там положение спасают учителя, которые приносят в школу свои библиотеки или приобретают необходимую литературу за свои средства.

Также очень важно, чтобы и детей привлекли к работе в библиотеке. Во многих школах проводятся специальные лекционные занятия в начале учебного года для того, чтобы рассказать детям, как работать с книгой, обращаться с ней, как вести себя в библиотеке? Это помогает не только повысить культурное воспитание ребенка, но и научить его правильному обращению с печатным изданием. Таким образом, жизнь книги и ее служба будет продлена.

Возможно, стоит внести какие-то регулярные сборы со стороны родителей, для того чтобы обогащать фонд библиотеки. В таком случае, можно приступить к реорганизации храма знаний в рамках каждой школы уже сейчас, не ожидая помощи от государства. Конечно, сложно рассуждать о перспективе развития библиотечной культуры в будущем, зная, что к этому нет никаких подвижек. Если только инициатива многих учителей подтолкнет Министерство образования к изменению сложившейся проблемы.

Любой ребенок заслуживает достойного и качественного образования. Однако представить подобное без книг просто невозможно. Поря уяснить, что библиотека – важная часть обучения детей по всей стране.

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

Во всем мире библиотекарь — это самый уважаемый человек, образованный, эрудированный. А школьная библиотека — это кабинет не только информационный, но и духовно питающий. Это сердце, мозг школы, это своего рода кабинет психологической разгрузки, где должно быть уютно и комфортно, светло и красиво. В ней должно быть все самое лучшее, чтобы дети тянулись в библиотеку, а значит, получали достойное образование и развивались духовно.
А на деле?

Какой должна быть школьная библиотека?

В библиотеке (БИЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной Интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к Интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники этого самого БИЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…», а сами БИЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки на любых носителях должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».

Что ж, в стандарте емко выражена суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы, чего и сколько должно быть в образовательном учреждении для обеспечения заявленного образовательного стандарта.

Что нужно сделать, чтобы в современной школе появилась и прочно укоренилась качественно новая современная школьная библиотека?
На мой взгляд, следующее:

1. Школьная библиотека — важнейшая часть школьной инфраструктуры, важнейший компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. Без хорошей библиотеки школа не может реализовать свою образовательную деятельность. Библиотекарь не должен быть «прослойкой» между учителем и техническим работником. Необходимо введение квалификации «библиотекарь-педагог». Библиотекарь, так же как и учитель, учит детей умному, доброму, вечному, защищает и развивает интересы учащихся. Необходимо материальное стимулирование библиотекаря, у него должна быть нормальная зарплата, а не то нищенское пособие, которое существует в настоящее время. На государственном уровне должно быть общественное признание библиотекаря. Да и сам библиотекарь должен быть профессионалом, личностью, не только использующей все формы и методы традиционной библиотечной деятельности, но и внедряющей инновации в своей работе. Именно в библиотеке может и должно развиваться все инновационное.

2. В последние годы мы только и говорим о том, что наши дети мало читают. ДЕТИ ЧИТАЮТ. Вопрос в другом — что они читают? Что мы можем им дать при бедности наших фондов? Часто при визите в библиотеку и виде убожества книг у ребенка исчезает желание посещать ее. Нет книг, которые бы заинтересовали ребенка. Старые, грязные, обветшавшие, они отталкивают его от книги вообще. Все это приводит к тому, что дети редко посещают библиотеки.

Для успешной реализации идей нового стандарта библиотечные фонды должны быть укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также дополнительной литературой на всех видах носителей информации.

3. Должны быть созданы все условия для работы с информацией — это и достаточное количество компьютеров, принтеров, сканирующих и тиражирующих устройств для записи и обработки информации различными способами. В библиотеках должны внедряться программы по автоматизации библиотечного обслуживания учащихся.

4. Библиотека должна быть обеспечена не только современной мебелью и техникой, но и расходными материалами, канцелярскими принадлежностями. Помещение библиотеки должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, обладать достаточной площадью и освещенностью. Создание такой комфортной библиотечной среды приведет обязательно к заинтересованности не только библиотекой, но и книгой.

5. И самое главное, руководители школы должны нести не формальную ответственность за библиотеку — комплектование библиотечных фондов и обеспечение библиотеки всем необходимым для работы. Для того чтобы решить эти проблемы, необходимы финансовые средства, которых у школы на библиотеку нет. А значит, библиотекари работают на голом энтузиазме, что ведет к некачественному обслуживанию учащихся школ и не соответствует требованиям к результатам работы школьных библиотек в условиях реализации планов.

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Библиотека - это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное - этот потенциал раскрыть Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой..

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал программу «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах.

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу – каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.
Эта статья для тех, кому уже недостаточно ни перестановки мебели, ни даже новых книг. Сегодняшней публикацией мы начинаем серию, которая получит продолжение осенью. Будет время подумать и сказать себе: «Вперед!»

«Вы думаете, я ученый, начитанный человек?»
– «Конечно, – ответил Цзи-гонг. – А разве нет?»
– «Совсем нет, – сказал Конфуций.
– Я просто ухватил одну нить,
которая связывает все остальное»

Вступление

Не один раз встречи с коллегами завершались вопросом: «Я хочу видеть свою библиотеку сильным современным информационным центром.
С чего начать?» А действительно – с чего? Что положить в основу развития библиотеки, что выбрать стратегическим направлением деятельности?
Попробуй-ка, «коротенько, в двух словах», ответь …
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации – и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и скрываемом за ними смысле. Начнем по порядку.

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

Это понятие прочно утвердилось в нашей жизни и чаще всего ассоциируется с коренными изменениями деятельности. Так ли это на самом деле? Нововведения (а именно таков русский аналог слова «инновации») бывают разными по глубине преобразований, качеству исполнения и другим признакам. Мы остановимся на одной из характеристик, которая поможет определить необходимую степень концентрации нового (какое количество нововведений необходимо в данных условиях). Итак, по инновационному потенциалу выделяются:

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

Исходя из конкретной обстановки и преследуемых целей, выбирается самый оптимальный и целесообразный вариант, используется тот или иной тип преобразований.
На что стоит обратить особое внимание, учитывая тенденции развития образования? Здесь (как и на протяжении всей статьи) хочется сослаться на одно из самых авторитетных мнений. А.Адамский считает: «Приоритет инновационности – становление новых способов управления, особых методов поддержки нового и, прежде всего, система поиска культурно-образовательных инициатив и превращения их в системные проекты» .

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения :

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи .

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий , выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

1. Информационное общество. Роль библиотек в преобразовании общества в гражданское и информационное.
2. Правовые основы в обществе и роль библиотек.
3. Интернет как единая коммуникационная среда, положившая начало новым концепциям и подходам в автоматизации библиотек, информационном обмене.
4. Новая концепция библиотеки должна, во-первых, быть построена и, во-вторых, в ней должна быть обязательно усилена роль «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.
5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки. Определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.
6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперация и интеграция. Создание корпоративных систем.
7. Повышение роли образовательной деятельности .

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

«Образовательная политика России на современном этапе».
Именно в этом документе была провозглашена необходимость модернизации системы образования . Позвольте выделить некоторые фрагменты:
«Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования».
«Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются: …государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры».
«Важно расширить возможности свободного и оперативного получения информации».
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе» .
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Информационная культура

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации .
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты и учителя, использующие технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудники библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.
Рассмотрев и приняв во внимание основные идеи и ведущие тенденции в обществе, двигаемся дальше – к выработке собственного стратегического плана развития.

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения являются длительным процессом , а не одноразовым событием. Реализация одного проекта повлечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. «Движение есть жизнь», – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

– Изменения неизбежны, я бы даже сказала, неотвратимы, если бы это не звучало так обреченно. Грантовая поддержка преобразований не должна быть непременной составляющей. Образно говоря, от наличия и толщины кошелька зависит не судьба, а только скорость преобразований. Отношение к планируемым изменениям можно выразить следующим образом: «Независимо от того, будет финансироваться проект или нет, мы будем развивать и разрабатывать его».

Изначально проект модернизации может быть подготовлен «внутри» библиотеки, а может являться частью программы общешкольных преобразований. На мой взгляд, жизнеспособными будут и тот и другой варианты. Различия в данном случае определены творческим уровнем коллектива школы и дирекции, качеством отношений администрации и библиотеки, степенью профессионального признания и доверия к деятельности школьной библиотеки. Хотя, совершенно субъективно, мне ближе та ситуация, когда инициатором перемен и модернизации выступает сама библиотека, начиная строить всю структуру образовательного пространства школы «от себя». Самостоятельная творческая работа мне кажется предпочтительнее, нежели «хождение в строю», даже если этот строй – инновационный.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации . Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации . Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения . Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений . Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств . Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами .

Например: «Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования».
Миссия высока, прекрасна, но в достаточной степени абстрактна.
На время стоит спуститься на землю, чтобы оценить свои реальные возможности и ресурсы библиотеки. Ведь все благие намерения и самые замечательные цели могут быть реализованы только при наличии определенной базы.

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
– техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

Приступая к созданию проекта, делаем акцент на сильных сторонах деятельности своей библиотеки, на тех направлениях, которые могут быть подкреплены реальными или потенциальными наработками.
У каждого из нас есть свой конек, та точка опоры, с помощью которой, по мнению Архимеда, можно «перевернуть землю».
Практика проектной работы свидетельствует о том, что акценты в развитии библиотек должны быть перенесены с внутрибиблиотечной на внешнюю, социальную сферу. Проблема, для решения которой предпринимаются изменения, должна затрагивать не только внутренние организационные аспекты деятельности библиотеки (заработная плата, кадровый голод, реконструкция здания, приобретение компьютеров). Создавая проект развития библиотек, стоит ориентироваться прежде всего на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, необходимость развития определенных услуг . Последнее положение особенно актуально в свете выявившихся тенденций нового века. А тенденции эти таковы, что услуговая направленность деятельности человека будет активно развиваться и станет приоритетной в ближайшие годы. Попробуем найти и раскрыть новые возможности для пользователей, новые услуги.
Определившись с тем, что, как и когда мы намерены предпринимать, приступим к созданию проекта.
(Почему именно проект , спросите вы? Потому, что именно проектная деятельность получила широкое распространение в школе. Потому, что проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из способов реализации выбранной стратегии развития. Потому, что проектная деятельность в достаточной степени конкретна, т.е. предполагает не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта.)
Мы уже говорили о глубине возможных инноваций. Проектная работа, как конкретное воплощение инноваций, может быть разноуровневой :

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки , безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
– педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

Необходимо помнить, что любой проект создается как модель конкретной библиотеки, созданной в соответствии с потребностями и желаниями этого школьного сообщества. С участием этой специфики формулируется цель проекта .
Например: «Развитие и предоставление новых информационных услуг широким слоям населения, некоммерческим организациям, отдельным структурам».
На основе поставленной цели определяем оптимальные задачи проекта . Очень четко необходимые группы задач выделяет Н.В.Жадько :

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы . Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

Елена ИВАНОВА

Cписок использованных материалов:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 25.
2. Управление школой, № 29, 2001.
3. http:// www.infosgs.narod.ru/27.htm
4. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: ежегодный доклад //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-я междунар. конф. «Крым-2001»: Труды конф.– Судак, 2001.– Т. 1.– С. 9–11.
5. Управление школой, № 32, 2001, Антология развивающего управления. С. 6; Управление школой, № 33, 2001, Антология развивающего управления. С. 5.
6. Ленк Х. Становление системотехнологического суперинформационного общества // В кн.: Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. – М.: Традиция, 2000. – С. 38.
7. Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.

Публикация произведена при поддержке полиграфической компании "Квадра-Принт". Воспользовавшись услугами компании "Квадра-Принт", Вы сможете по выгодным ценам заказать визитки, листовки, буклеты, плакаты, настенный календарь , конверты, наклейки, флаеры, и многое другое. Современное оборудование и материалы, высокий профессионализм и опыт работы сотрудников компании, являются гарантами того, что вся предоставляемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить on-lain консультацию, можно на официальном сайте компании "Квадра-Принт", который располагается по адресу http://kvadra-print.ru/

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.