О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов. Все о резервах, налоговых и бухгалтерских Сомнительный долг стал отвечать критериям безнадежного долга

В результате вынесенного постановления в отношении должника (взыскателем или канцелярией суда) в ФСПП отправляется исполнительный лист. Пристав в течение 3 дней возбуждает производство (ИП) (), при этом устанавливается срок для добровольного погашения долга.

Максимально допустимый срок

Согласно ст. 30 п.12 ФЗ №229, срок добровольного исполнения составляет 5 дней с момента получения уведомления об открытии ИП. Период установлен законом, если дело возбуждается впервые (30 п.11 ФЗ 229).

Многие, получив извещение, не идут на почту за получением постановления, ошибочно полагая, что раз нет подписи о получении, то и к ответственности привлечь не смогут. Однако, гласит, что лицо передающее уведомление, должно самостоятельно сделать отметку о доставке, даже при отсутствии адресата или отказа принять повестку.

Именно от даты, которую проставит почтальон и будет исчисляться срок добровольного исполнения требований. Исчисление начнется на следующий день. Например, письмо получено третьего числа, отсчет начнется со следующего дня, т. е. с четвертого числа.

В уведомлении будет находиться ксерокопия ИП, с указанием:

  • срока добровольного исполнения;
  • последствий, ожидающих должника в случае нарушения;
  • данных пристава;
  • обязанностей ответчика о предоставлении сведений касательно счетов, имущества, доходов, ответственность, наступающая при их сокрытии,
  • мер и действий, которые применяются к неплательщику при невыполнении требований взыскания.

Последствия нарушения

Если срок добровольного исполнения истек, то:

  1. К общей задолженности добавится сумма исполнительного сбора. которая составит минимум 1 тыс. рублей или 7% от сумы долга.
  2. Если осуществление принудительных мер по взысканию повлечет за собой финансовые затраты на должника будет возложена обязанность их возместить ( , ФЗ-229).
  3. Возможен арест имущества и счетов.
  4. Ограничен выезд из страны.
  5. Принудительное удержание средств из доходов (зарплата, получение арендной платы).

Когда срок не устанавливается

Причины невозможности предоставления срока для оплаты долга в добровольном порядке:

Немедленному исполнению подлежит ИП на основании решения законодательного органа согласно .

Под нее подпадают:

  • алименты, их взыскание;
  • заработная плата, не выплачиваемая в течение трех месяцев.

Требование должно быть исполнено на следующий день после вынесения определения судебной инстанции.

По просьбе взыскателя суд может вынести решение о немедленном исполнении требований (). Данное действие обжалуется, однако, на время выполнения не влияет (212 п. 3 ГПК).

Если заявитель докажет, что предоставленное время повлияет на возможность осуществления взыскания, суд имеет право вынести решение о незамедлительном исполнении ().

Изменение срока судом

Срок свершения решения устанавливается судом. Производство может быть отложено на неопределенный или конкретный период по ходатайству самого должника, взыскателя или пристава в случае если:

  1. Взыскание связано с возникновением затруднений ст. 434 ГПК РФ, 358 КАС, 324 АПК. Процедура откладывается до момента устранения, например, в случае болезни, бедственном имущественном положении, длительной командировке должника. Бланк заявления можно скачать .
  2. Если взыскатель или ответчик умер, до того момента пока не будет установлен правопреемник.

Если должник получил отсрочку или рассрочку, то в течение этого периода к нему не применяются меры принудительного взыскания, а также не налогается исполнительный сбор.

Чтобы суд вынес положительное решение о рассрочке, следует правильно оформить документы:

  • заявление — образец ;
  • предоставить бумаги, подтверждающие доходы (справка 2НДФЛ, о получении пособия, пенсии, зарплаты),
  • документы, указывающие на величину расходов (коммунальные платежи, оплата учебы, наличие иждивенца),
  • подтверждение причины для получения рассрочки (справка из лечебного учреждения, органов социального обеспечения).

Потребуется сделать ксерокопии для всех заинтересованных лиц.

Любое решение суда подлежит обжалованию в вышестоящей инстанции одной из сторон процесса в течение 15 дней.

Должник имеет право подать иск повторно учтя все допущенные ошибки при предыдущем обращении.

Следует отметить, одобренная рассрочка отменяется, если человек хотя бы дважды нарушит график платежей.

Изменить срок действия ИП может пристав, но в этом случае время, добровольной оплаты, уже истечет.

Следует отметить, что в исчисление срока не входят рабочие дни и счет начинается после дня календарной даты . Например, если срок окончания выпадает на 5 число календарного месяца, то на следующий день, шестого числа, приставом будет вынесено постановление о предъявлении к взысканию назначенного сбора. В том случае, когда 5 число окажется выходным днем, в расчет брать не следует и датой окончания добровольной оплаты следует считать 7 число ().

Сотрудник ФСПП самостоятельно устанавливает срок в пределах определенных законом (5 дней). Но он может быть сокращен и до одного, трех дней, если пристав посчитает нужным сделать это в интересах дела.

Решение пристава обжалуется у вышестоящего по должности лица или в суде (). В последнем случае это является основанием для приостановления ИП до рассмотрения дела и принятия решения, которое также обжалуется в арбитражном суде, отложив, таким образом, взыскание на несколько месяцев.

Обратиться в суд

Если ответчик хочет выполнить требование, но у него нет возможности это сделать он обращается с ходатайством в суд и просить изменить сроки.

Это возможно в случае несогласия:

  • с описью имущества, человек просит исключить из списка какую-либо часть ();
  • с указанной оценщиком стоимостью имущества;
  • с размером исполнительного сбора;
  • с определением суда;
  • если гражданин вынужден долго отсутствовать в связи с выполнением должностных обязанностей;
  • при оспаривании действия должностного лица, считая их неправомерными;
  • ответчик просит внести ясность в положения ИП, порядок, способ выполнения.

Заявление подается с указанием одной из вышеперечисленных причин.

Обратиться к приставу

Согласно статье 64.1 лицо, в отношении которого открыто ИП, обращается с ходатайством о прекращении или приостановлении дела к приставу, в ведении которого находится производство. В течение 10 дней оно должно быть рассмотрено ().

Основанием для обращения служит:

  • признание человека умершим или безвестно пропавшим, находящимся в розыске;
  • признание недееспособным;
  • если должник проходит процедуру банкротства ;
  • суд принял к рассмотрению заявление о рассмотрении спорных и неясных вопросов дела;
  • ходатайство о внесении судебной инстанцией изменений в способ, сроки и порядок уплаты денежного взыскания за несвоевременное исполнение требований.
  • ответчик вынужден по состоянию здоровья находиться на лечении ();
  • проходит срочную службу в воинской части;
  • принимает или принимал участие в военных действиях.

Важно! Пока срок добровольной оплаты не истек ответчику будет проще найти общий язык с приставом по поводу рассрочки выплат.

Осуществление принудительных мер и действий используется приставом как крайняя мера.

Однако, на практике случается, что предоставленное для добровольной оплаты время используется в корыстных целях. Арестованное имущество продается, а ответчик скрывается от взыскания.

Такие деяния попадают под действия Уголовного кодекса и ни к чему хорошему не приводят.

Правильнее было бы продать имущество, пока на него не наложен арест, а вырученные деньги направить на уплату долга, тем самым максимально избежав финансовых потерь, которые могут возникнуть при уплате сбора или возможной конфискации. Ведь на торгах стоимость снижается в два раза ниже рыночной, да и сумма сбора, возможно, будет существенной.

Исполнительный сбор

Когда основное ИП закрывается, но исполнительный сбор не выплачен, пристав открывает новое дело. Срок, для добровольной уплаты не устанавливается. Должнику желательно с этим не затягивать и быстрее выполнить требование.

Дело в том, что по ст. 17.14 п 1 КоАПФ он может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа от 1-2.5 тыс. рублей. В худшем случае такие деяния могут попасть под действие ст. 315 УК с более существенными штрафными санкциями (до 200 тыс. рублей) на основании статьи .

Постановление о возбуждении ИП, в отношении уплаты сбора отправляется по почте. Поэтому во избежание лишних расходов, следует отслеживать корреспонденцию или вовремя уплачивать штрафы.

Если, по мнению ответчика, он является завышенным, следует обратиться в суд с ходатайством о уменьшении.

На основании сумма сбора может быть уменьшена на 25%, а период выплаты отсрочен или растянут по времени.

Суд отменяет решение пристава о денежном взыскании, наложенного за несвоевременное выполненние требований, основываясь на 112 п. 6 ФЗ-229

Если ответчик предоставит должностному лицу документ, который подтверждает невозможность добровольной оплаты в указанный срок, то сбор не будет применим (112 п.2 ФЗ 229).

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Описание ситуации

Согласно положениям Учетной политики для целей налогового учета Банк формирует резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов и комиссий по кредитным договорам с физическими лицами, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед Банком, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Расчетная сумма резерва принимается к расходам в пределах 10% от суммы всех доходов Банка за отчетный (налоговый) период за исключением сумм восстановленных резервов.

Пример:

На конец налогового периода по итогам инвентаризации выявлено начисленных процентов (счет 91604):

сумма начисленных процентов и комиссий – сомнительная задолженность сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней - 150 000 рублей

сумма начисленных процентов и комиссий – сомнительная задолженность сроком возникновения свыше 90 календарных дней - 272 000 рублей

Срок исчисляется следующим образом.

Например, по кредиту начислены проценты в сумме 100 рублей; на момент инвентаризации срок возникновения составляет 60 дней. Далее по этому же кредиту начислены еще 100 рублей. На момент следующей инвентаризации (через 91 календарный день) размер просроченной задолженности определен в сумме 200 рублей, а срок возникновения задолженности в полном объеме (200 рублей) определяется с даты возникновения первой задолженности по данному кредиту по конец отчетного периода, т.е. (60+91 = 151 день).

Рассчитан резерв 150 000 х 50% = 75 000; 272 000 х 100% = 272 000. Итого резерв: 347 000

Размер выручки (все доходы Банка за исключением сумм восстановленных резервов) за налоговый период составил 5 000 000 рублей, что позволило сформировать резерв в сумме 347 000 рублей.

347 000<5 000 000х10%

В конце следующего отчетного периода (1 квартал следующего года) проводится инвентаризация:

сумма начисленных процентов и комиссий – сомнительная задолженность сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней - 180 000 рублей

сумма начисленных процентов и комиссий – сомнительная задолженность сроком возникновения свыше 90 календарных дней - 354 000 рублей

180 000 х 50% = 90 000 рублей

Вновь создаваемый резерв = 444 000-347 000=97 000 рублей

Сумму вновь создаваемого резерва в пределах 10% от выручки отчетного периода включаем в состав внереализационных расходов за отчетный период.

97 000>300 000 х10%, поэтому досоздаем резерв по сомнительным долгам в отчетном периоде только на сумму 30 000 рублей.

Вопрос

Соответствует ли приведенный пример расчета вновь создаваемого резерва по сомнительным долгам положениям п.п.4 и 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ?

Просим учесть, что указанный выше метод расчета основан на разъяснении Минфина России от 04/04/2006 г. № 03-03-04/1/319.

Мнение консультантов

Приведенный в тексте вопроса вариант формирования в налоговом учете резервов по сомнительным долгам, по нашему мнению, не в полной мере соответствует требованиям статьи 266 НК РФ в части определения:

Сроков возникновения дебиторской задолженности;

Мнение консультантов о порядке формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии с положениями статьи 266 НК РФ изложено в разделе «Обоснование мнения консультантов».

Обоснование мнения консультантов

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам в порядке, установленном статьей 266 НК РФ.

Из норм пункта 1 статьи 266 НК РФ следует, что любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признается сомнительным долгом при наличии следующих обстоятельств:

Задолженность не погашена в сроки , установленные договором;

Задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией .

Пунктом 3 статьи 266 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности .

Суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

На основании статьи 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года .

Следует учитывать, что в силу норм пункта 5 стати 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная организацией в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена ей на следующий отчетный (налоговый) период. Так, в случае если сумма вновь создаваемого меньше , чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода , разница включается в состав внереализационных доходов налогоплательщика Если сумма вновь создаваемого резерва больше , чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В силу пункта 4 статьи 266 НК сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности в следующем порядке:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновени я от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом для банков сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с Главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.

Таким образом, положения Учетной политики Банка не противоречат нормам статьи 266 НК РФ.

Однако, приведенный в тексте вопроса вариант формирования в налоговом учете резервов по сомнительным долгам, по нашему мнению, не в полной мере соответствует требованиям статьи 266 НК РФ, а именно - в части определения:

Сроков возникновения дебиторской задолженности (с даты возникновения наиболее ранней по сроку (первой) задолженности по договору);

Предельной величины создаваемого резерва по сомнительным долгам.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в понимании консультантами положений статьи 266 НК РФ проиллюстрирован на следующем Примере.

Учетной политикой Банка предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли. Отчетным налоговым периодом определен квартал, полугодие, 9 месяцев.

Сроки возникновения и суммы сомнительного долга:

Договор № 1: срок возникновения - 12.11.2009г., сумма – 240 тыс. руб.

Договор № 2: срок возникновения - 15.01.2010г., сумма – 200 тыс. руб.

Договор № 3: срок возникновения - 30.04.2010г., сумма – 190 тыс. руб.

В течение I и II кварталов 2010г. Банк начислял проценты по указанным договорам.

Просроченная задолженность

I квартал 2010г.

II квартал 2010г.

январь

февраль

март

апрель

июнь

Договор № 1

Договор № 2

Договор № 3

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности (по срокам возникновения):

Просроченная задолжен-ность

IV квартал 2009г.

I квартал 2010г.

I полугодие 2010г.

Итого:

До 45 дней

От 45 до 90 дней

Свыше 90

дней

Итого:

До 45 дней

От 45 до 90 дней

Свыше 90 дней

Итого:

До 45 дней

От 45 до 90 дней

Свыше 90 дней

Договор № 1

Договор № 2

Договор № 3

ВСЕГО:

Выручка от реализации составила:

2009 год – 1 500 тыс. руб.

I квартал 2010г. - 3 000 тыс. руб.

полугодие 2010г. – 2 500 тыс. руб.

на 31.12.2009г. , составила 120 тыс. руб. (50% х 240 тыс. руб.)

Сравниваем полученную сумму с выручкой за 2009 год:

1 500 тыс. руб. х 10% > 120 тыс. руб.

Следовательно, сумма резервов по сомнительным долгам, включаемая состав внереализационных расходов по состоянию на 31.12.2009г., составит 120 тыс. руб.

Сумма резерва, рассчитанная по результатам инвентаризации на 31.03.2010г. , составила 240 тыс. руб. + 112,5 тыс. руб. = 352,5 тыс. руб.

Сравниваем полученную сумму с выручкой I квартала 2010г.:

3 000 х 10% < 352,5 тыс. руб.

Следовательно, сумма резервов по сомнительным долгам по состоянию на 31.03.2010г. не может превысить 300 тыс. руб.

Таким образом, 31.03.2010г. досоздается резерв по сомнительным долгам (включается в состав внереализационных расходов) в сумме 180 тыс. руб. (300 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Приведенный консультантами подход к подтверждается мнением специалистов Минфина РФ, изложенными в Письме от 04.04.2006г.№03-03-04/1/319, ссылка на которое содержится в тексте вопроса Банка: «…в случае если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде (например, в IV квартале), а 90 в другом (например, в I квартале следующего года), то применительно ко второй части сомнительного долга организация должна применять размер выручки от реализации следующего отчетного (налогового) периода (то есть I квартала следующего года)».

Сумма резерва, рассчитанная по результатам инвентаризации на 30.06.2010г. , составила 525 тыс. руб. + 95 тыс. руб. = 620 тыс. руб.

Сравниваем полученную сумму с выручкой за полугодие 2010г.:

2 500 тыс. руб. х 10% < 620 тыс. руб.

Следовательно, сумма резервов по сомнительным долгам по состоянию на 30.06.2010г. не может превысить 250 тыс. руб.

Таким образом, 30.06.2010г. Банк должен восстановить резерв по сомнительным долгам (включается в состав внереализационных доходов) в сумме 50 тыс. руб. (300 тыс. руб. – 250 тыс. руб.).

Примененный нами порядок расчета подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства, изложенными в Письме от 22.03.2010г. № 03-03-06/1/165, согласно которым: «Пункт 5 статьи. 266 НК РФ устанавливает, что сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период . При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая изложенное, налогоплательщик, проведя на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности, исчисляет в установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ порядке величину резерва по сомнительным долгам, которая не может быть более 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Таким образом, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, указанное ограничение распространяется на всю сумму резерва по сомнительным долгам, включающую в себя сумму не полностью использованного резерва и сумму досоздаваемого резерва. »

Пункт 5 статьи 266 НК РФ определяет, что в случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше , чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая изложенное, в том случае, если сумма резерва по сомнительным долгам в текущем отчетном периоде, исчисленная с учетом 10-процентного ограничения, оказалась меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу налогоплательщик должен включить в состав внереализационных доходов».

Исходя из вышеизложенного, по мнению консультантов, расчет резерва по сомнительным долгам в условном примере, приведенном в тексте вопроса Банка, должен был быть произведен следующим образом:

На конец налогового периода по результатам инвентаризации выявлено:

150 000 руб. - сумма начисленных процентов и комиссий сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней;

272 000 руб. - сумма начисленных процентов и комиссий сроком возникновения свыше 90 календарных дней.

Размер резерва по сомнительным долгам составит:

75 000 руб. + 272 000 руб. = 347 000 руб.

На конец следующего отчетного периода (I квартал следующего года) по результатам инвентаризации выявлено:

180 000 руб. – сумма начисленных процентов и комиссий сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней;

354 000 руб. - сумма начисленных процентов и комиссий сроком возникновения свыше 90 календарных дней

В течение указанного периода не было списания за счет резервов безнадежных долгов.

Выручка за 1 квартал составила 300 000 рублей.

Расчет резерва по результатам инвентаризации:

180 000 х 50% = 90 000 рублей

354 000 х100% = 354 000 рублей

Итого резерв = 90 000+354 000 = 444 000 рублей

Сравниваем сумму резерва с выручкой:

300 000 х 10% < 444 000 руб.

Следовательно, резерв по сомнительным долгам по состоянию на конец первого квартала следующего года не может превышать 30 000 руб.

Так как сумма вновь создаваемого резерва меньше созданного, Банк должен восстановит ь резерв (включить в состав внереализационных доходов ) на сумму 317 000 руб. (30 000 руб. – 347 000 руб.).

Документы и литература.

1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.98г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Начиная с июньских версий 2012 года в программе «1С:Бухгалтерия 8» автоматизирован учет резервов по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли организаций. О методике учета этих резервов в «1С:Бухгалтерии 8» рассказывает д.э.н., профессор С.А. Харитонов.

Правила создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете

Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н (вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года) внесены существенные изменения в пункт 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение), который устанавливает порядок формирования резервов по сомнительным долгам.

В соответствии с новой редакцией пункта 70 названного Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. При этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Таким образом, создание резервов сомнительных долгов стало обязанностью, а не правом (как ранее), причем для всех организаций без исключений. При этом резервы необходимо создавать по любой дебиторской задолженности, а не только за реализованную продукцию, товары, работы и услуги, т. е. в расчете резерва нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Критерий квалификации конкретного долга как сомнительного каждая организация определяет самостоятельно.

Для признания долга сомнительным организации необходимо иметь подтверждающие документы, свидетельствующие о неплатежеспособности контрагента. Это могут быть выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и т. д. В конечном итоге вывод о квалификации задолженности в качестве сомнительной основывается на профессиональном суждении бухгалтера.

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Создание и корректировку резерва необходимо проводить как минимум один раз в квартал на последнее число отчетного периода.

Для бухгалтерского учета резервов применяется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу. Создание резерва отражается записью по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы». При этом в бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показываются, а величина дебиторской задолженности, по которой образован резерв, отражается за вычетом суммы резерва.

В соответствии с ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (в ред. приказа Минфина России от 25.10.2010 № 132н) величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. Эта величина может быть изменена. Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации. Корректировка производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств.

Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации. В том случае, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода, то изменение оценочного значения признается в данном периоде. Увеличение резерва отражается записью по дебету счета 91.02 «Прочие расходы» и кредиту счета 63, уменьшение - записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 «Прочие доходы».

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 Положения).

В бухгалтерском учете неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01, и на основании вновь проведенной инвентаризации создается новый резерв.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций установлен статьей 266 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Таким образом, формирование таких резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.

Сомнительным долгом для целей формирования резервов в налоговом учете признается задолженность перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспеченна залогом, поручительством, банковской гарантией.

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики - на конец I, II, III квартала и на конец года. Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов.

Величина резерва зависит от срока сомнительной задолженности. При определении величины резерва в расчет принимается:

  • для сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - 50 % от суммы задолженности;
  • для сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - 100 % суммы задолженности.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается.

Отсчет срока возникновения производится относительно даты, на которую дебиторская задолженность признается сомнительной в соответствии со статьей 266 НК РФ.

При создании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517).

В отличие от бухгалтерского учета налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва: она не может превышать 10 % от выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав за отчетный (налоговый) период.

Фактически эта норма означает следующее: если общая сумма резервов, исчисленных исходя из срока возникновения задолженности, превышает 10 % выручки за соответствующий период, то сумма резерва по каждому долгу, признаваемая внереализационным расходом, нормируется путем умножения на коэффициент (меньше 1), который рассчитывается как отношение суммы резервов по нормативу к общей сумме резервов, исчисленных исходя из срока возникновения задолженности.

Отражение резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8»

Применительно к «1С:Бухгалтерии 8» начисление резервов по сомнительным долгам в налоговом учете отражается путем заполнения ресурсов Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт бухгалтерских записей по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63 (в ресурсах указывается сумма резерва).

Обращаем внимание, что указанный расчет резервов производится каждый раз заново. Если новая сумма резерва окажется больше, чем было начислено ранее, то в налоговом учете отражается увеличение резерва, иначе восстановление резерва (отражается путем заполнения ресурсов Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт бухгалтерских записей по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01).

Если организация не вносит изменений в учетную политику за следующий налоговый период в части формирования резервов по сомнительным долгам (т. е. продолжает их образовывать), то неиспользованная сумма резервов переносится на следующий налоговый период. При этом величина резервов, признаваемых внереализационными расходами за соответствующий отчетный период следующего налогового периода, определяется исходя из выручки на этот же период. В случае если сумма вновь создаваемого резерва окажется меньше, чем сумма остатка неиспользованного резерва предыдущего периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. В случае если сумма вновь создаваемого резерва окажется больше, чем сумма остатка резерва предыдущего периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы.

Ввиду различий в правилах определения величины резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли могут возникать разницы в оценке резервов на счете 63 (соответственно, также доходов и расходов, учитываемых на счете 91). В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» эти разницы являются постоянными. Величина постоянной разницы фиксируется в ресурсе Сумма ПР ... счета дебета и кредита проводки, в которых указанные счета являются корреспондирующими. При этом постоянные разницы, зафиксированные на счете 91, учитываются при расчетах по налогу на прибыль за соответствующий период: признается постоянное налоговое обязательство или постоянный налоговый актив, т. е. формируется проводка по счету 68.04.2 «Расчет налога на прибыль» в корреспонденции со счетом 99.02.3 «Постоянное налоговое обязательство».

Заметим, что если в параметрах учетной политики установлен признак применения ПБУ 18/02, то постоянные разницы будут возникать также и в том случае, когда резервы по сомнительным долгам создаются только в бухгалтерском учете или только в налоговом.

Правила создания резервов

В «1С:Бухгалтерии 8» поддержка учета резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли задается в форме Учетная политика организаций в разделе Расчеты с контрагентами .

Организация может установить признак автоматизированного учета резервов по сомнительным долгам только в бухгалтерском учете, только для целей налога на прибыль или для обоих видов учета одновременно.

Пользователям «1С:Бухгалтерии 8» следует учитывать, что в текущей версии типовой конфигурации начисление резервов в бухгалтерском учете производится «по правилам налогового учета», но без применения 10 %-ного ограничения по выручке.

В качестве сомнительной задолженности для целей формирования резервов рассматривается только непогашенная задолженность на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

В случае установки признака формирования резервов в разделе Расчеты с контрагентами необходимо также указать статью для учета расходов (доходов) по сомнительным долгам - элемент справочника Прочие доходы и расходы с видом Прочие внереализационные доходы (расходы) .

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели Срок оплаты покупателей в Настройках параметров учета (рис. 1) и Срок действия в описании договора с контрагентом.


Рис. 1

Дата, с которой отсчитывается срок возникновения сомнительной задолженности, в программе определяется следующим образом:

  • если в договоре установлен срок оплаты, то задолженность считается сомнительной, если она не погашена (полностью или частично) через указанное количество дней;
  • если в договоре не указан срок действия, то сомнительной считается задолженность, которая не погашена (полностью или частично) через количество дней, которое указано в настройках параметров учета, начиная с даты возникновения дебиторской задолженности.

Пример 1

Обращаем внимание, что для целей формирования резервов по сомнительным долгам в программе не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной, т. е. не обеспечена гарантиями, залогом и т. д.

Установить такую проверку можно опосредовано через значение показателя Установлен срок оплаты по договору .

Если организация получила от покупателя обеспечение задолженности или у нее есть уверенность в его платежеспособности, то для исключения задолженности из расчета по ней резервов достаточно указать в этом показателе заведомо «длительный» срок оплаты (в календарных днях).

Пример 2

ООО «Белая акация» заключило с ООО «Торговый дом» договор на поставку товаров в течение 2012 года. По условиям договора поставка товаров производится ежемесячно по согласованной номенклатуре, оплата каждой партии товара производится не позднее 10 календарных дней с момента отгрузки.

Из опыта делового общения с покупателем у организации есть уверенность в его платежеспособности, даже если будут иметь место задержки с оплатой каждой партии.

Для исключения задолженности по ежемесячным отгрузкам из расчета по ним резервов по сомнительным долгам в случае задержки платежей достаточно в договоре с контрагентом указать такой срок оплаты (в днях), чтобы он приходился, например, на дату окончания действия договора в целом.

Выполнение расчетов по начислению резервов

Начисление и корректировка резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли в «1С:Бухгалтерии 8» производится с помощью регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам . В форме Закрытие месяца программа «1С:Бухгалтерия 8» предлагает эту операцию выполнить, если в учетной политике установлен флажок формирования резервов хотя в одном из учетов (бухгалтерском или налоговом).

По умолчанию указанную регламентную операцию программа предлагает выполнять ежемесячно. Организации, которые представляют налоговые декларации по налогу на прибыль один раз в квартал, для соблюдения принципа рациональности учета могут выполнять расчет резервов также один раз в квартал (в марте, в июне, в сентябре и в декабре).

Для отказа от выполнения регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам достаточно перед выполнением закрытия месяца в первом и втором месяцах каждого квартала в меню операции выбрать пункт Пропустить операцию (рис. 2).


Рис. 2

Составление справки к расчету резервов по сомнительным долгам

Для документального подтверждения выполненных расчетов по начислению и корректировке резервов по сомнительным долгам необходимо сформировать справку-расчет к регламентной операции. Это можно сделать из меню регламентной операции или по команде меню Отчеты -> Справки-расчеты -> Резервы по сомнительным долгам .

По умолчанию в справке выводятся результаты расчета резервов по данным бухгалтерского учета (рис. 3).


Рис. 3

В справке-расчете приводится:

в колонках 1-4 - данные о сомнительной задолженности со сроком возникновения 45 и более дней по данным бухгалтерского учета;

в колонке 5 - остаток резерва по указанной задолженности на счете 63 на момент выполнения расчета;

в колонке 6 - начислено (доначислено) резерва по результатам расчета;

в колонке 7 - восстановлено резерва в связи с погашением задолженности;

в колонке 8 - присоединено к финансовому результату неиспользованного резерва, образованного в прошлом отчетном году (заполняется в справке-расчете на декабрь);

Для получения справки с результатами расчета резервов в налоговом учете необходимо в настройках отчета выбрать режим Выводить данные... Налогового учета.

В справке-расчете по данным налогового учета приводится (рис. 4):

в колонках 1-4 - данные о сомнительной задолженности со сроком возникновения 45 и более дней по данным налогового учета;

в колонке 5 - остаток резерва по указанной задолженности на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» по данным налогового учета на момент выполнения расчета;

в колонке 6 - величина резерва по указанной задолженности к начислению согласно расчету;

в колонке 7 - начислено (доначислено) резерва по результатам расчета;

в колонке 8 - восстановлено резерва в связи с погашением задолженности и по результатам расчета;

в колонке 9 - величина резерва на отчетную дату;

в колонке 10 - сомнительная задолженность, непокрытая резервом.


Рис. 4

При необходимости справку-расчет можно сформировать также в режиме Выводить данные... Бухгалтерского учета с постоянными разницами .

В этом случае справка-расчет будет дополнена данными о постоянных разницах в оценке резервов по сомнительным долгам (см. рис. 5).

Т. ПАНЧЕНКО, аудитор
Аудиторская фирма «Аудит А»

Дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, признается сомнительным долгом. Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается по окончании срока исполнения. Иначе говоря, сомнительной дебиторскую задолженность можно считать только с момента, установленного договором для оплаты товаров, работ или услуг (невыполнение договора в части графика погашения задолженности). Определить дату ожидаемого погашения задолженности в большинстве случаев несложно - она должна быть указана в договоре или документе, в котором установлен порядок взаимоотношений между организацией и ее контрагентами. Например, по договору поставки предусмотрена обязанность покупателя оплатить переданный ему товар не позднее 15 марта. Если покупатель не выполнил это обязательство, то право на предъявление иска и соответственно течение срока исковой давности начнется 16 марта.

Однако на практике такой срок может быть не оговорен. В этом случае следует ориентироваться на нормы гражданского права. Согласно ст. 314 ГК РФ, если не предусмотрен срок исполнения обязательства и нет указаний на условия, которые позволяют определить этот срок, то обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Если же по договору срок исполнения определен моментом востребования, то обязательство должно быть исполнено в семидневный срок со дня предъявления требования.

В случаях, когда в договоре не указана дата исполнения обязательства и обязательство должно быть исполнено с момента востребования, дебиторская задолженность становится сомнительной начиная с восьмого дня после предъявления требования о ликвидации задолженности.

Бывают ситуации, когда в договоре срок исполнения обязательства определен моментом востребования, но с указанием «исполнить обязательство по истечении определенного времени после выставления счета». Если указанный период менее семи дней, то задолженность следует считать просроченной со дня, следующего за оговоренным периодом. Тот же подход применяется, если период более семи дней.

На практике часто организации устно договариваются о поставке, затем организация отгружает продукцию или оказывает услуги и выставляет счет (или оплачивает счет и ждет исполнения обязательств). Однако ситуация может осложниться из-за отсутствия письменного договора. В этом случае, хотя организация и не может представить письменный договор, сам факт отгрузки или перечисления предоплаты служит доказательством того, что такой договор был заключен. Если принять такую точку зрения, то сроки оплаты можно считать неоговоренными и соответственно применять нормы гражданского законодательства.

Безнадежные долги

В ст. 266 НК РФ, регулирующей порядок создания и использования резервов по сомнительным долгам, предусмотрено использование резерва только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.

В ст. 266 НК РФ описаны основания, при возникновении которых прекращаются обязательства и сумма задолженности может быть признана безнадежной, не реальной для взыскания и поэтому может быть учтена в составе расходов для целей налогообложения. При формировании резервов по сомнительным долгам организацией должны учитываться сомнительные долги в значении, приведенном в НК РФ, и сроки их возникновения.

Подтверждение сумм задолженности актами сверок с дебиторами главой 25 НК РФ не предусмотрено.

Безнадежными долгами (долгами, не реальными для взыскания) признаются долги перед организацией:

  • по которым истек установленный срок исковой давности;
  • по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения;
  • на основании акта государственного органа;
  • на основании акта о ликвидации организации.
Прекращение обязательства вследствие истечения срока исковой давности

Поставщики часто отпускают продукцию, не получив за нее денег. В этом случае у них возникает дебиторская задолженность. Если покупатель так и не перечислит деньги, то согласно ГК РФ через три года продавец должен списать его задолженность на убытки.

При решении вопросов о списании просроченной дебиторской задолженности одним из важных моментов является правильное исчисление сроков исковой давности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковая давность - это период, в течение которого можно предъявить иск должнику из-за того, что он не выполнил свои обязательства по договору (например, не оплатил приобретенную продукцию).

Срок исковой давности может быть разным в зависимости от вида дебиторской задолженности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Однако истечение срока исковой давности не всегда совпадает с истечением трех календарных лет. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные (более короткие или более длительные по сравнению с общим) сроки исковой давности (ст. 197 ГК РФ).

В связи с истечением срока исковой давности непогашенный долг является безнадежным. При определении даты начала течения срока исковой давности надо учитывать, что исковая давность исчисляется не с момента возникновения задолженности, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Поэтому дебиторская задолженность списывается через три года после той даты, когда дебитор нарушил договорные обязательства (например, после истечения срока оплаты, установленного договором). Отсчет срока начинается после того, как прошел период, установленный договором для исполнения обязательства.

Пример 1 . 1 ноября 2004 г. ООО «Кредитор» поставило ЗАО «Дебитор» свою продукцию. По условиям договора право собственности на продукцию переходит к покупателю в момент отгрузки, а оплачена продукция должна быть не позднее 30 ноября 2004 г. Однако в установленный срок оплата от покупателя не поступила. Таким образом, срок исковой давности нужно исчислять с 1 декабря 2004 г., а закончится он 1 декабря 2007 г.
Инвентаризацию дебиторской задолженности для формирования резерва по сомнительным долгам организация проводит на конец отчетного (налогового) периода, поэтому и период просрочки уплаты сомнительного долга определяется на последний день того же отчетного (налогового) периода.
Пример 2 . ООО «Кредитор» решило создать резерв по сомнительным долгам на 30 июня. Для этого проводится инвентаризация дебиторской задолженности по состоянию на 30 июня и группируется по срокам возникновения: до 45 дней, от 45 до 90 дней включительно и более 90 дней именно по состоянию на 30 июня.
Решение о списании определенной суммы дебиторской задолженности должно оформляться приказом (распоряжением) и приниматься только руководителем организации, а не его заместителем или иным должностным лицом (если, конечно, данные полномочия этим лицам специально не делегированы).

Данное решение принимается на основании докладной записки главного бухгалтера или юрисконсульта с обоснованием мотивов списания и с приложением соответствующих подтверждающих документов.

Истечение срока исковой давности можно подтвердить:

  • документами на отгрузку продукции (товаров), на выполнение работ, оказание услуг покупателям, не оплатившим полученные ценности, работы и услуги;
  • платежными документами, подтверждающими дату оплаты аванса поставщику, который не выполнил договорные обязательства по поставке;
  • актами сверки задолженности и пр.
Срок исковой давности может приостанавливаться и прерываться. При приостановлении срок исковой давности после устранения причины продолжается. Но если остаток срока был менее полугода, в этом случае он продлевается до шести месяцев.

Прерывание срока исковой давности означает, что после устранения причины этот срок начнет исчисляться заново.

В п. 14 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.11.01 г. № 15 и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.01 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный ГК РФ и иными федеральными законами, не может быть изменен или дополнен по усмотрению сторон и не подлежит расширительному толкованию.

Случаи, когда срок исковой давности начинает исчисляться заново. В ст. 203 ГК РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново. Перерыв течения срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, утрачивает свое значение. Срок исковой давности начинается заново со дня перерыва. Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

Два обстоятельства способны прервать исковую давность:

1) предъявление иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по этому иску не прерывается);

2) совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Это происходит в тех случаях, когда должник признает долг.

Действиями должника, свидетельствующими о признании своего долга, могут быть:

  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • подписание акта сверки задолженности, т.е. письменное подтверждение признания наличия задолженности;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга и т.п.
  • При этом срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило указанные действия, и без какого-либо ограничения.
Следовательно, срок исковой давности можно продлевать на неопределенный период. Для этого нужно, чтобы должник хотя бы раз в три года признавал свой долг.
Пример 3 . ООО «Кредитор» направило 10 декабря 2004 г. ЗАО «Дебитор» претензионное письмо. 15 декабря этого же года контрагенты составили акт сверки, и ЗАО «Дебитор» признало свою задолженность. В данном случае срок исковой давности прервется, и отсчет нового срока начнется с 15 декабря 2004 г. Закончится срок исковой давности 15 декабря 2007 г.
Пример 4. У ООО «Кредитор» в течение двух лет и восьми месяцев числится долг ОАО «Дебитор» в сумме 12 000 руб. по договору поставки № 16. За четыре месяца до окончания срока исковой давности ОАО «Дебитор» и ООО «Кредитор» составили и подписали акт сверки задолженности. Подписание акта сверки рассматривается как признание долга и влечет прерывание срока исковой давности (ст. 203 ГК РФ), т.е. с момента признания задолженности (подписания акта) срок исковой давности исчисляется заново. Следовательно, в этом случае дебиторская задолженность списывается не через три года, а по истечении срока исковой давности.
Случаи приостановления течения срока исковой давности. Приостановление срока исковой давности означает, что его течение не происходит на отрезке времени, когда по предусмотренным законом обстоятельствам защиту прав осуществить невозможно.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых происходит приостановление течения срока исковой давности, содержится в ст. 202 ГК РФ.

Первое обстоятельство - это непреодолимая сила (п.п. 1 п. 1 ст. 202), которой свойствен чрезвычайный характер.

К непреодолимой силе относятся стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, ураганы, снежные заносы, оползни и т.п. Непреодолимой силой могут быть помимо военных действий признаны народные волнения, забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Второе обстоятельство - нахождение ответчика в составе вооруженных сил, переведенных на военное положение.

Исковая давность приостанавливается, если в таких вооруженных силах находится ответчик. Нахождение истца в вооруженных силах, переведенных на военное положение, не оказывает влияние на течение срока исковой давности, но в случае ее пропуска может быть признано уважительной причиной для восстановления (ст. 205 ГК РФ).

Третье обстоятельство - отсрочка (мораторий) в исполнении гражданско-правового обязательства, установленная на основании закона Правительством Российской Федерации.

Четвертое обстоятельство - приостановление действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующие отношения.

Правило ст. 202 ГК РФ применяется, если указанные в ней обстоятельства возникли и продолжали существовать последние шесть месяцев срока исковой давности. Следовательно, на течение срока исковой давности в период, предшествующий последним шести месяцам, обстоятельства, предусмотренные ст. 202 ГК РФ, юридического влияния не оказывают. Например, если мораторий был введен, когда до истечения общего срока исковой давности оставалось три месяца, после его отмены оставшийся срок исковой давности будет равен шести месяцам.

Приостановление течения срока исковой давности продолжается до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для этого приостановления.

В заключение хотелось бы отметить, что организациям следует внимательно подходить к учету сумм безнадежных долгов в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, поскольку при наличии определенных условий (акты сверки, подтверждающие задолженность дебиторов, частичные платежи, наличие претензионных писем и пр.) течение срока исковой давности может начинаться заново либо прерываться.

Для включения суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в состав расходов необходимы документы, подтверждающие истечение срока исковой давности (письмо МНС России от 16.06.03 г. № 02-4-10/695-Х556).

Списание дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности исключено (не может быть произведено) в случае принятия судом решения о взыскании долга в пользу кредитора, поскольку согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, а вынесение судом решения по такому иску означает реализацию права организации на судебную защиту, что исключает возможность существования исковой давности.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов - это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов - не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Тексты указанных в статье ПБУ можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва
в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н ; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н
Резерв по сомнительным долгам
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007 ; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007 . Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921 . Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . В том числе и малые - никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет.
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265 , ст. 266 НК РФ .
Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ . 3. Инвентаризация - больше не обязательное условие для создания резерва. Главное - правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно.
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ :
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • не погашена в установленный договором срок.
4. Сомнительная - любая задолженность, которая:
  • не обеспечена гарантиями;
  • не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором. Причем не важно, наступил срок ее погашения или еще нет.
В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное - к примеру, долг по выданному займу.
5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег.
В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв.
В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете.
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517 ), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам
Менее 45 дней 0
От 45 до 90 дней (включительно) 50
Более 90 дней 100
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ . 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет.
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными.
При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283 , от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117 , от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744 .
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ .
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165 .
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга.
Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
(аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет)
1. Резерв можно создавать по желанию.
еп. 1 ст. 324.1 НК РФ .
1. Малые предприятия, могут не создавать эти резервы.
Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство - вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать.
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , .

Процент отчислений в резерв

=

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы

/

Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы

х
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв

=

Процент отчислений в резерв

х

Сумма расходов на оплату труда за этот месяц

3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255 , ст. 324.1 НК РФ .
Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре.
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:
  • <или> как затраты производства;
  • <или> как расходы на продажу;
  • <или> как иные расходы;
  • <или> в стоимости внеоборотного актива (к примеру, при создании основного средства).
Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва.
Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ .
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010 .
5. Порядок переноса резерва на следующий год:
  • <если> в следующем году вы будете создавать такой же резерв, то в конце года надо определить сумму, необходимую для оплаты переходящих неиспользованных отпусков всех работников (и обязательных страховых взносов с них). Эта сумма может быть перенесена на следующий год.
Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ .
5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.

Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года

=

Сумма отчислений в резерв в течение всего года

Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы

Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы

Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ ;
  • <если> в следующем году вы не будете создавать такой резерв - надо включить весь остаток резерва в доходы на конец годап. 5 ст. 324.1 НК РФ .
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ .
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ .
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв.
Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию.
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2-4 ст. 267 НК РФ :
  • <если> вы более 3 лет предоставляете гарантии покупателям и клиентам, то используйте формулу:
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств.
Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть.

Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

=

Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года

/

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года

x

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период

  • <если> вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ)ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • <если> до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264 , ст. 267 НК РФ . 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу).
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ . 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах.
5. В конце года надо проверить резерв:
  • <если> вы создавали такой резерв в 2011 г. впервые, то на 31 декабря надо скорректировать размер созданного резерва исходя из доли реальных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме годовой выручки от реализации этих товаров (работ). В итоге резерв должен быть начислен в сумме ваших затрат и на эти же затраты он будет истрачен. Получается, что переходящего остатка резерва быть не должноп. 4 ст. 267 НК РФ ;
  • <если> вы создавали резерв и в 2010 г., то остаток резерва 2011 г. можно перенести на 2012 г. без ограниченийп. 5 ст. 267 НК РФ . Но если сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2012 г. будет меньше, чем сумма остатка резерва 2011 г., то разницу между ними надо будет включить во внереализационные доходып. 5 ст. 267 НК РФ .
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010 . В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010 .

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Подробнее о создании резерва на оплату отпусков работникам в бухучете можно узнать из интервью со специалистом Минфина России И.Р. Сухаревым: Также о создании отпускного резерва можно прочитать в издании «Главная книга. Конференц-зал»: 2011, № 12, с. 46

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н ; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв - в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление - в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов... утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н ; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19 , 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02 .

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

Подробнее о создании резерва на ремонт основных средств в налоговом учете мы писали:

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260 , ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ . 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года.
Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:
  • определить перечень основных средств, требующих капремонта;
  • разработать график ремонта и посчитать сметную стоимость ремонта;
  • общую сумму расходов на капремонт разделить на количество лет, в течение которых планируется создание резерва.
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260 , п. 2 ст. 324 НК РФ .

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовподп. 38 п. 1 ст. 264 , ст. 267.1 НК РФ ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектовм