Если предприятие на упрощенной системе налогообложения. Что такое упрощенная система налогообложения (УСН)

Порядок применения упрощенной системы налогообложения: каким критериям должен соответствовать налогоплательщик для перехода на УСН, как и какие документы необходимо оформить для перехода, а также что делать, если право применения упрощенки утрачено. На эти вопросы ответим в данной статье.

Условия для применения УСН

Применять упрощенку могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Условия для применения УСН юридическими лицами и ИП несколько различаются. Общими являются ограничения по числу сотрудников (до 100 человек) и условие неосуществления ряда видов деятельности, при которых применение УСН является невозможным (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Одинаковы для них условия утраты права на применение этой системы: величина дохода, полученного при работе на УСН за налоговый период (год) не должна превысить 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Условия перехода на УСН с 2018 года следующие:

  • величина дохода за 9 месяцев года, предшествующего началу применения УСН, не превышает 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС не превышает 150 млн руб.;
  • у юрлица отсутствуют филиалы;
  • доля иных организаций в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (исключением являются НКО и общества инвалидов);

К индивидуальным предпринимателям эти ограничения не относятся. В том числе для них не установлены условия соблюдения предельного дохода за год, предшествующий переходу на УСН (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-11-09/6114).

ВАЖНО! Ранее были противоречивые разъяснения госорганов относительно распространения ограничения по предельной сумме остаточной стоимости, и на ИП в том числе. Наконец, Минфин в письме от 15.06.2017 № 03-11-11/37040 пояснил, что данная норма касается только организаций и к ИП не относится.

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

При переходе на упрощенку некоторые юрлица и ИП вправе рассчитывать на дополнительные льготы. Этот момент следует учитывать при принятии решения о переходе и проведении сравнительного анализа налоговой нагрузки.

Почитайте материал, который поможет определиться с выбором системы налогообложения «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?» .

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения для предприятий Республики Крым и г. Севастополя местное законодательство может установить льготные ставки по единому налогу до 2021 года (п. 3 ст. 346.20).

Впервые прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься научной, социальной или производственной деятельностью, могут быть признаны льготниками на основании законодательства субъектов РФ. Под льготами подразумевается установление нулевой налоговой ставки на срок до 2 лет (п. 4 ст. 346.20).

Правда, к этой категории ИП-льготников предъявляются особые требования в виде обеспечения минимальной 70%-ной доли доходов от реализации, полученных в отчетном периоде от облагаемых по нулевой ставке видов деятельности, в общей сумме всех полученных ИП доходов. Кроме того, субъект Российской Федерации может установить для таких ИП предельный размер полученных за год доходов, но не менее 15 млн руб.

Кроме того, и для предприятий, и для ИП на УСН при ведении некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для получения такой льготы вид деятельности налогоплательщика должен соответствовать одному из приведенных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков установлен 30-дневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, в течение которого они должны подать уведомление о переходе на УСН в ИФНС. В этом случае они признаются «упрощенцами» с даты постановки на налоговый учет.

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщику, который уже работает на УСН, никаких действий предпринимать не надо. Если он не нарушил условий, дающих право на применение УСН, он может использовать выбранную систему налогообложения до тех пор, пока не подаст в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСНО по форме 26.2-3.

В случае если было допущено нарушение хотя бы одного из обязательных условий для применения УСНО, налогоплательщик теряет право на использование данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором произошло нарушение. С этого момента он переходит на общую систему налогообложения и обязан сообщить об этом в ИФНС путем предоставления сообщения по форме 26.2-2 до 15-го числа первого месяца следующего за событием квартала (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться на УСН налогоплательщик сможет не раньше чем через год после перехода с УСН на другую систему налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН в 2017 году: срок подачи заявления

Налогоплательщик, который решил перейти на УСНО, должен уведомить о своем решении налоговую службу. Для этого в ИФНС по месту регистрации юридического лица (адресу прописки физического лица — предпринимателя) подается уведомление по форме 26.2-1. В данном уведомлении юридические лица указывают сумму полученного за 9 месяцев дохода и стоимость (остаточную) своих основных средств.

Пример заполнения уведомления по форме 26.2-1, вы найдете в материале «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» .

Скачать уведомление по форме 26.2-1 (бланк для перехода на УСН в 2017 году) можно на нашем сайте.

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря предшествующего года. Чтобы начать применять упрощенку с 2018 года, необходимо осуществить переход на УСН в 2017 году - срок подачи заявления должен быть не ранее 01.10.2017 и не позднее 31.12.2017. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН.

При подаче уведомления в соответствующей графе необходимо указать выбранный объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Определиться с выбором поможет наш материал «Какой объект при УСН выгоднее -доходы или доходы минус расходы?» .

Перейти с одного объекта налогообложения на другой в рамках применения УСНО налогоплательщик может только с начала следующего года. В этом случае в ИФНС должно быть подано уведомление по форме 26.2-6 в срок до 31 декабря.

Как перейти с УСН на другие налоговые режимы

Требования к переходу с УСН на какой-либо другой режим налогообложения зависят от причины такого перехода и от того, какой именно режим налогообложения планируется взамен упрощенки.

НК РФ предусмотрен запрет на замену УСН другим налоговым режимом в течение календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Однако есть исключения:

  • «Упрощенец» вынужденно утрачивает право на применение УСН из-за несоответствия требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. При этом до конца года ему придется работать на ОСНО.
  • Переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности «упрощенца» с любой даты (речь идет о совмещении, когда налогоплательщик, применяющий УСН, переводит некоторые из своих видов деятельности на ЕНВД). Правомерность такого подхода подтверждают налоговики. (письмо ФНС от 19.09.2014 № ГД-4-3/19079@). В этом же письме говорится о праве ИП перейти на патентную систему с любой календарной даты. Если отдельный вид деятельности переводится на ЕНВД, то переход осуществляется в момент постановки на учет плательщика вмененного налога.

Подробнее о порядке перехода с упрощенки на вмененку читайте в этой статье .

Если «упрощенец» планирует перейти с начала года на другой налоговый режим, необходимо подать уведомление в ИФНС по форме 26.2-3. Сделать это следует до 15 января того налогового периода, в котором был запланирован такой переход.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, осуществляемой на УСН, в обязанности налогоплательщика входит подача в ИФНС уведомления по форме 26.2-8.

Порядок подачи уведомления

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Формы документов для взаимодействия с налоговыми органами по вопросу применения УСН утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  • при личном визите руководителя юридического лица / индивидуального предпринимателя или их представителя на основании доверенности;
  • путем отправки ценного письма с описью вложения;
  • в электронной форме.

Описания электронных форматов передаваемых по ТКС форм 26.2-1, 26.2-2, 26.2-3, 26.2-6, 26.2-8 содержатся в соответствующих приложениях к приказу ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/878@.

Подтверждение статуса упрощенца налоговым органом

Законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения/перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Чаще всего для подтверждения права применения упрощенки достаточно штампа о приеме налоговым органом уведомления о переходе на втором экземпляре бланка, почтовой описи или квитанции об отправке уведомления в электронном виде. Ответ от налоговой можно получить только в следующих ситуациях:

  • показатели, указанные в уведомлении по форме 26.2-1, не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО, или налоговый орган обладает сведениями о налогоплательщике, которые противоречат условиям применения УСН (тогда ИФНС присылает сообщение по форме 26.2-4);
  • налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием (тогда из налоговой приходит сообщение по форме 26.2-5).

Некоторые контрагенты при заключении договоров просят документальное подтверждение о праве налогоплательщика применять УСН в виде какого-либо ответа из налоговой. В этом случае допустимо обратиться в инспекцию с письменным запросом о подтверждении факта применения им упрощенки. Запрос подается в свободной форме. В течение 30 дней налоговики представят информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет отражен факт уведомления налогоплательщика о применении УСН, а также факт представления или непредставления отчетности по упрощенке. Такая практика описана в письмах Минфина от 16.02.2016 № 03-11-11/8396 и ФНС от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261.

Итоги

Планируя переход на УСН, следует заранее изучить все ограничения, которые предусмотрены гл. 26.2 НК РФ, а также сравнить прочие допустимые для налогоплательщика системы налогообложения - возможно, найдется более выгодная. Начало применения упрощенки и переход с нее на иной режим строго регламентированы законодательством. Поэтому следует убедиться, что УСН действительно оптимальна.

Одним из самых популярных режимов налогообложения, в особенности у индивидуальных предпринимателей, является упрощенная система (УСН или упрощенка). Ее главной особенностью является то, что вместо налога на прибыль, НДС, налога на имущество уплачивается единый замещающий их налог. При этом налоговая нагрузка меньше, чем на ОСНО, а ведение учета для ИП и ООО гораздо проще, поэтому его можно вести самостоятельно.

Организации и предприниматели, которые хотят применять упрощенку могут выбрать два варианта расчета налогов:

  • Самый простой – это , ставка по которому составляет 6%.
  • Более сложный, но в некоторых случая его применять выгодней – это УСН «доходы минус расходы» , ставка составляет в зависимости от наличия льгот – от 5 до 15%, но чаще всего это все же 15%.

Условия применения УСН

Применение упрощенки имеет некоторые ограничения, поэтому прежде всего необходимо понимать – не попадает ли ваш бизнес под них (НК РФ ст.346.12, п.3).

Численность:

  • Данный вид налогообложения может применяться только малым предпринимательством, у которого численность штата наемных сотрудников не превышает 100 человек.

При каком виде деятельности и какие организации и ИП не могут применять данный вид налогообложения:

  • Страховщики, банки, микро финансовые организации, ломбарды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды негосударственного образования, участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе.
  • Если ИП или ООО занимаются реализацией, добычей полезных ископаемых, исключение составляет общераспространенные, например, такие как песок, щебень, торф.
  • ООО и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров (бензин, алкоголь, табачная продукция и др.).
  • Адвокаты имеющие адвокатский кабинет, нотариусы, которые занимаются частной практикой, и др.
  • Хозяйствующие субъекты, применяющие .
  • Организации, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции.
  • Если доля участия в организации других организаций более 25%, за исключением некоммерческих организаций; образовательных и бюджетных учреждений; также организаций, у которых уставный капитал складывается на 100% из вкладов, внесенных общественными организациями инвалидов.
  • В случае превышения 100 млн. руб. остаточной стоимости основных средств.
  • Нельзя применять упрощенку иностранными организациями.
  • Бюджетные и казенные учреждения.
  • Если организация или ИП предоставила заявление на УСН, требуемое для перехода на данную налоговую систему не в установленные законодательством сроки.
  • Организации, у которых есть филиалы.

C 1 января 2016 года вступили в силу поправки, в соответствии с которыми, при выполнении описанных условий организации вправе применять УСН при наличии своих представительств , для филиалов так все осталось без изменений.

По доходу:

  • Если годовой доход компании превышает определенные обороты, так в 2014 году он составлял 60 млн. руб., в 2015 году планка была увеличена до 68,82 млн. руб., в 2016 году лимит составляет 79,74 млн. рублей. Поэтому же условию, если компания по итогам 9 месяцев своей работы не превысила уровень доходов в 45 млн. руб., то она может перейти на упрощенку со следующего года, предоставив заявление по форме 26.2-1.

Важно! С 1 января 2017 года увеличивается пороговое значение для перехода на УСН. По итогам 2016 года доход не должен более 59 млн. 805 тыс. рублей.

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощенную систему, подав заявление, можно осуществить в следующие сроки:

  1. При организации компании, вместе с документами для регистрации.
  2. В течение 30 дней после регистрации.
  3. До 31 декабря года, предшествующего применению УСН.
  4. Чтобы не ждать целый год, можно закрыть и сразу открыть ИП, подав необходимое уведомление.

Что выбрать УСН «Доходы» или «доходы минус расходы»?

Для того, чтобы выбрать вид налогообложения необходимо понимать, что за этим стоит. Кратко опишем каждый из них, более подробно вы сможете почитать у нас на сайте в других статьях.

УСН «доходы» – 6%

Порядок расчета упрощенки в данном случае весьма прост, для его расчета необходимо взять все полученные доходы и умножить на ставку, которая составляет 6%.

Пример

Предположим, вы получили доход в 1 млн. рублей, то доход будет рассчитываться по следующей схеме:

Налог = Доход * 6%,

В нашем случае 1 000 000 *6% = 60 000 рублей.

Обращаем ваше внимание, что расходы при УСН “доходы” никак не учитываются. Поэтому ее стоит применять в том случае, если расходы подтвердить весьма сложно или их доля весьма мала. Систему 6% применяют в основном ИП, работающие без работников или имеющие небольшой штата, за счет несложного ведения учета можно обойтись без бухгалтеров и не использовать бухгалтерский аутсорсинг.

УСН «Доходы минус расходы» – 5-15%

Данная система исчисления налогов более сложная, и скорее всего в одиночку, без квалифицированного бухгалтера будет обойтись весьма сложно. Однако правильно применение этой системы может сэкономить налоги и ее стоит применять в том случае, если ООО или ИП может подтвердить расходы.

Внимание! Считается, что данная упрощенная система налогообложения выгоднее, чем 6% в том случае, если составляет не менее 50% доходов.

Ставка по налогу, как правило, составляет 15%, однако она может быть уменьшена в регионах до 5% и в случае применения определенных видов деятельности. Подробности о льготной ставке следует уточнять в своей налоговой инспекции.
Пример

Возьмем также годовой доход в размере 1 млн. рублей, а расходы возьмем в размере 650 тыс. рублей, рассчитаем налоги по ставке 15%.

Налог = (Доходы – расходы) * ставка (5-15%)

В нашем случае: (1 000 000 – 650 000) * 15%= 52 500

Как видно в данном случае, что величина налога будет меньше, но учет вести гораздо сложней. При этом не все расходы при УСН доходы минус расходы модно учитывать при расчете налога, более подробно можете почитать об это налогообложении перейдя по ссылке.

Минимальный налог и убыток

Еще один нюанс, который присутствует у данной системы – это минимальный налог. Он платится в том случае если расчетный налог меньше этой суммы или вообще равен нулю, ставка его составляет 1% от величины дохода, без учета понесенных расходов (НК РФ, ст.346.18). Так, если брать описанный нами пример, то минимальный налог составит 10 000 руб. (1 млн. руб. * 1%), даже если к выплате вы насчитали, например, 8000 руб. или же 0 руб.

Даже если ваши расходы будут равняться доходам, что по сути приводило бы к нулевой базе при расчете налога, вам все равно необходимо будет уплатить этот 1%. При исчисление «по доходам» минимальный налог отсутствует. Если по итогам прошедшего налогового периода у налогоплательщика возник убыток, то эту сумму можно включить в расходы в последующих годах, и соответственно уменьшить величину налога.

Уменьшение УСН на сумму страховых взносов

Одним из положительных моментов упрощенки является то, что величину налога можно уменьшить на сумму перечисленных страховых взносов в ПФР. Однако есть некоторые особенности, как при выборе системы исчисления налогов, так и при наличии наемных работников.

Упрощенная система налогообложения – ИП по системе «Доходы» без работников

Как известно, предприниматель может работать без наемных сотрудников, при этом он уплачивает только платеж в ПФР за себя, которые устанавливается правительством на каждый год. Так в 2016 году его величина составляет 23 153, 33 (ПФР и ФОМС). Данный платеж позволяет уменьшить величину налога на всю его величину (на 100%). Таким образом, что ИП может даже вообще не платить данный налог.

Пример

Иванов В.В. за прошедший год заработал 220 000 рублей, а Петров А.А. заработал 500 000 рублей, оба заплатили выше указанный платеж за себя в полном размере, в итоге налоги для них рассчитываться следующим образом:

Для Иванова: Налог = 220 000*6% = 13 200, так как сумма платежа в ПФР за себя больше, чем полученное значение, поэтому итоговое значение по налогу будет равно нулю.

Для Петрова: Налог = 500 000*6% = 30 000, вычитаем платеж за себя, получаем, что величина налога к уплате будет составлять 30 000 – 23 153, 33 = 6 846, 67.

Упрощенная система налогообложения – ИП и ООО по системе «Доходы» с работниками

Данная ситуация может возникнуть как у организации, которая попросту не может работать без работников, так и у ИП. Налоги можно уменьшить в этом случае на величину платежей за сотрудников, но не более, чем на 50%. При этом уплачивается в полном размере, но не учитывается при уменьшении.

Пример 1

Петров заработал 700 000 рублей, а платежи в ПФР за работников составили 18 000 рублей. В этом случае получим:

Налог = 700 000 * 6% = 42 000, так как сумма платежей в ПФР за работников не превышают 50% полученной суммы, то на нее можно целиком уменьшить УСН. Налог к уплате в данном случае будет равняться 24 000 (42 000 – 18 000).

Пример 2

Предположим тот же Иванов (или ООО «Иванов и К») заработал 700 000, при этом в ПФР за работников он заплатил 60 000 рублей.

Налог = 700 000 * 6% = 42 000 рублей, при этом оно может уменьшить не более 50% налогов, в нашем случае это 21 000. Так как 60 000 (платежа в ПФР) больше, чем 21000, то уменьшить налоги можно не более, чем на 21 тысячу, то есть не более 50%. В итоге Налог к уплате будет составлять 21 000 рублей (42 000 – 21 000).

УСН «доходы за минусом расходов»

В данном случае не имеет значение наличие или отсутствие наемных работников. При этом уменьшается не сам налог, а как в рассмотренных примерах выше, а налоговая база. Т.е. суммы оплат в ПФР включается в величину расходов и уже с разницы будет рассчитываться налог по применяемой ставке.

Пример

Так, если Петров получил доход в размере 500 000 рублей, а расходы составили – аренда 20 000 руб., зарплата 60 000, платежи в ПФР за работников составили 18 000, за себя.

Налог к уплате = (500 000 – 20 000 – 60 000 – 18 000- 23 153, 33) * 15% = 378 846,76 * 15% = 56 827.

Как видите принцип расчета несколько отличается.

Уплата 1% в ПФР при доходе более 300 000 рублей

Обращаем ваше внимание, что если индивидуальный предприниматель получил доход за отчетный период более 300 тыс. рублей, то в пенсионный фонд (ПФР) уплачивается дополнительно 1% с суммы превышения. Например, если получен доход в размере 400 000 руб., то дополнительно потребуется уплатить (400 000 – 300 000) * 1% = 1000 рублей.

Важно! В письме от 07 декабря 2015 под номером № 03-11-09/71357 Минфин разъяснил, что данный платеж будет приравниваться к обязательному фиксированному платежу, таким образом на эту сумму также можно уменьшить УСН. Не путайте данную сумму с минимальный налогом!

Отчетность и уплата налога


Данный вид налогообложения подразумевает следующую отчетность:

  1. Декларация по УСН предоставляет 1 раз в год, срок предоставления – до 30 апреля года, которые следует за прошедшим.
  2. Предпринимателями должна вестись , сокращенное название – КУДиР . С 2013 года ее заверение в ФНС не требуется. Но прошнурованная, прошитая и пронумерованная она должна быть в любом случае, однако в случае предоставления нулевой отчетности, в некоторых регионах ее не требуют.

Если предприниматель прекращает свою деятельность по УСН, то он должен предоставить декларацию по УСН не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором она прекратилась.

Уплата налогов

Хотя и отчетность предоставляется 1 раз в год, все же придется учет вести постоянно, потому что платежи по УСН делятся на 4 части – 3 из них являются авансовыми и обязательными, как и 4-й итоговый платеж за год. При этом, если вы не платите авансовые платежи или платите на правильно, то вам могут быть начислены штрафы и пени.

Сроки уплаты авансов и налога следующие:

  • За первый квартал платеж необходимо провести до 25 апреля.
  • За второй квартал платеж осуществляется до 25 июля.
  • За третий квартал оплата производится до 25 октября.
  • Годовой и окончательный расчет осуществляется не позднее 30 апреля год, который следует за отчетным. Т.е. например, 30 апреля 2017 года будет крайний срок уплаты налога за 2016 год.

Ответственность за выявленные нарушения

  1. Если вы просрочили или попросту не предоставили вовремя декларацию по УСН штраф составит 5-30% исходя из той суммы налога, которую требовалось оплатить. При этом минимальный штраф составляет 1000 рублей.
  2. Если вы не платили налоги, то штрафные санкции составят 20-40% исходя из тех сумм, которые вы не оплатили.
  3. При задержке платежей, ровно, как и неправильном их исчислении начисляются пени.

Что такое упрощенная система налогообложения? Особенности УСН для ООО в 2019 году. Виды упрощенной системы налогообложения, ставки, порядок оформления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Современные условия экономики отличаются нестабильностью и большим количеством рисков для предприятий, независимо от их размера и формы собственности.

Во избежание ведения «черной» бухгалтерии и с целью поддержки бизнеса разных размеров в Налоговом кодексе предусмотрены упрощенные системы налогообложения, позволяющие сократить отчисления в бюджет до минимально допустимых норм.

Такой подход позволяет создать стимул и возможность развития бизнеса малых и средних размеров, что, в свою очередь, предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Общие моменты

Для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо, чтобы предприятие соответствовало законодательно установленным нормам.

Что это такое

УСН (упрощенная система налогообложения) – особый режим взимания налогов и сборов, предусмотренный для облегчения развития бизнеса, при котором плательщик платит один налог вместо нижеперечисленных:

  1. (за исключением вычислений из заработной платы наемных работников).

Это позволяет значительно снизить количество отчислений, сделанных в бюджет, благодаря чему остается больше средств на развитие самого предприятия.

Виды системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения разработана для подержания всех сфер бизнеса и применяется для предприятий с разной формой собственности.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрено два УСН. Они отличаются объектом налогообложения и ставкой:

Предприниматель вправе сам выбрать, какой из видов упрощенной налоговой системы он хотел бы пользоваться.

Нормативное регулирование

Как и другие процессы, упрощенная система налогообложения ООО регулируется .

Поэтому прежде чем осуществить переход на данную систему, необходимо это тщательно обдумать.

Решение о том, какая система налогообложения должна применяться для ООО, принимается руководителем фирмы, но все же целесообразно будет вынести этот вопрос на голосования собрания участников. Это связано с тем, что они могут предполагать доходы одной величины, а получать другой.

Порядок перехода

Открытие ООО по упрощенной системе налогообложения предусмотрено статьей 346 НК РФ.

Налогоплательщиками, работающими на упрощенной системе налогообложения, могут быть как созданные предприятия, так и уже существующие. Рассмотрим оба варианта.

Вновь созданные предприятия регистрируются в органах налоговой службы. После этого в течение 30 дней они обязаны в случае выбора упрощенной системы налогообложения уведомить об этом ФНС .

Для предприятий, к которым применяется общая система и желающих перейти на упрощенную систему, также есть свои определенные сроки.

Налоговым периодом при УСН является один календарный год с 1.01 по 31.12. Для перехода на упрощенную систему с общей предприниматель обязан уведомить налоговую службу до наступления следующего периода.

То есть до 31.12 текущего года. Организации, работающие на , также имеют право перехода на упрощенную систему налогообложения, если считают это более выгодным.

Они могут начать применять УСН с того месяца, в котором прекратила свое действие ЕНВД. Для перехода необходимо уведомить органы налоговой службы.

Уведомление, отправляемое предприятиями в органы налоговой службы во всех трех вышеприведенных случаях, составлено согласно форме, утвержденной приказом ФНС РФ, и имеет следующий вид.

Законодательно определены условия, при которых предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим их более подробно:

Если же эти условия соблюдаются, но предприятие ведет деятельность в финансовой сфере экономики или в игорном бизнесе, оно не может получить право .

Если организация получила право работы на упрощенной системе налогообложения, но со временем она перестала соответствовать вышеуказанным условиям, то она теряет это право, в связи с чем обязана уведомить органы Федеральной налоговой службы не позднее, чем до 15 числа месяца, следующего за кварталом, когда произошло несоответствие.

При этом не позднее 25 числа того же месяца необходимо сдать налоговую декларацию и уплатить по ней налог.

Форму уведомления, которую необходимо подать в случае утери права работы на упрощенной системе налогообложения, вы можете посмотреть ниже.

В чем заключается суть УСН

Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации уплачивает бюджет ряд налоговых сборов.

ООО, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны уплачивать следующие взносы:

Помимо этого, предприятием уплачивается подоходный налог в размере 13 %. Он имеет свои особенности. Базой налогообложения являются доходы физических лиц.

Организация уплачивает его как налоговый агент, производя вычеты из каждого из наемных сотрудников, а также с дивидендов, получаемых участниками ООО.

Если суммировать все налоги, оплачиваемые ООО по общей системе, выходит очень большая сумма. В результате после уплаты всех сборов у предприятия остается не так много средств, которые можно было бы пустить в оборот.

В связи с этим ранее были выявлены случаи ведения черной бухгалтерии с целью уплаты сборов не в полной мере и возможности сохранить хотя бы часть средств.

Видео: какую систему налогообложения выбрать для бизнеса ИП или ООО


Основываясь на прецедентах, законодательными органами Российской федерации были разработаны нормативные акты предусматривающие как административное, так и уголовное наказание, в зависимости от размера сокрытых средств и образовавшейся недоимки.

В свою очередь, Федеральной налоговой службой была исключена причина появления подобных инцидентов и введен ряд лояльных систем, позволяющих ФНС поддерживать развитие бизнеса в Российской Федерации.

Одной из них является упрощенная система налогообложения. Ее суть заключается в том, что плательщик, который работает на данных условиях, освобождается от уплаты всех вышеперечисленных налогов и уплачивает один сбор, величина которого значительно ниже, чем при общей системе.

Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать вид системы упрощенного налогообложения, которых, согласно законодательству, предусмотрено два.

Доходы

По одному из типов УСН объектом, с которого будет удержан налог, выступают доходы. При этом ставка составляет 6 %.

Законодательно установлен порядок их определения и какие виды поступлений относятся к доходам.

Доход – это средства, полученные в результате осуществления непосредственной деятельности предприятия, которые позволяют увеличить его капитал.

Для ООО, которые работают на условиях упрощенного налогообложения, доходы представляют собой выручку, полученную от реализации продукции или .

За отчетный период, который составляет квартал (три месяца), доходы суммируются и из них вычитается 6 % налога.

Доходы минус расходы

Не всегда уровень доходов позволяет уплатить налог и получить чистую прибыль, достаточного для дальнейшего развития предприятия размера.

Можно использовать систему исчисления «доходы за вычетом расходов». Что такое «доходы», было сказано в пункте выше.

Расходы – это средства, уменьшающие капитал предприятия и используемые для осуществления им своей основной деятельности – выпуска продукции или оказания услуг.

При вычете расходов из доходов определяется прибыль до налогообложения. После исчисления и уплаты налога она является чистой прибылью.

Стоит отметить, что не все расходы, совершаемые предприятием, используются для вычисления прибыли.

До налогообложения из доходов необходимо применять только расходы, осуществляемые на выпуск и реализацию продукции или оказание услуг.

Этот вид УСН отличается тем, что ставка определяется в зависимости от регистрации и составляет от 5 до 15 %.

Какая сдается отчетность

В 2019 году для ведения налоговой отчетности плательщиками, работающими на упрощенной системе налогообложения, сдается всего один вид документации – годовая .

Именно это отличает процесс отчетности от предыдущих лет, когда промежуточная отчетность сдавалась по кварталам.

Из бухгалтерской отчетности важную роль в этом случае играет .

Преимущества и недостатки

Как и любая система, УСН имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно.

Большинство предпринимателей выбирают упрощенную систему благодаря снижению выплат, осуществляемых в бюджет.

Но также отмечают следующие преимущества:

  • упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • отсутствие обязательной отчетности;
  • выбор объекта и ставки налогообложения из двух предложенных вариантов;
  • длительный отчетный налоговый период.

При этом он имеет и свои недостатки, которые не позволяют всем желающим пользоваться данной системой:

  • разрешено к применению не для всех видов деятельности;
  • действует запрет на открытие и филиалов;
  • лимит на получение доходов и наемных работников.

Исходя из этих плюсов и минусов, предприятия стоят перед выбором – развиваться как крупная компания или оставаться в ячейке среднего бизнеса и иметь возможность работать по упрощенной системе.

УСН является одним из вариантов развития малого и среднего бизнеса. Она позволяет уменьшить налоговые выплаты и упростить процесс бухгалтерского и налогового учета, за счет чего можно сэкономить средства на найме дополнительных сотрудников в штат.

Существуют два варианта упрощенной системы налогообложения по упрощенной системе. Они отличаются объектом налогообложения и ставкой.

Организация имеет право выбора системы самостоятельно. Для работы по упрощенной системе налогообложения необходимо, чтобы предприятие соответствовало установленным законодательством условиям.

Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) Терехин Р. С.

3.1. Объект «доходы»

3.1. Объект «доходы»

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые выбрали объектом налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов таких налогоплательщиков. При этом доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. В ст. 346.15 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в налоговую базу следующих доходов:

Доходы от реализации товаров, работ, услуг, определяемые по ст. 249 Налогового кодекса РФ;

Внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», не уменьшает полученные доходы на величину каких-либо расходов. То есть при таком виде УСН налогоплательщик все свои расходы производит из средств, которые остаются в его распоряжении после уплаты налога с применением упрощенной системы. В Книге учета доходов и расходов у такого налогоплательщика будут отражаться только суммы полученных доходов, при этом необходимо следить за их документальным подтверждением. Вести налоговый учет расходов таким налогоплательщикам не надо.

Однако, хотя учесть расходы при определении налоговой базы и нельзя, зато можно уменьшить сумму единого налога на величину уплаченных за этот же период страховых взносов. Это взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом общая сумма пенсионных взносов и больничных, которые можно взять в зачет единого налога, не может составлять более половины исчисленного налога.

На основании действующего налогового законодательства налоговые органы делают вывод, что установлены строгие критерии для правомерного уменьшения суммы единого налога по УСН на суммы страховых взносов. Вот что должно соблюдаться:

Суммы страховых взносов исчислены и уплачены за этот же период. Например, сумма единого налога за календарный год может быть уменьшена только на суммы страховых взносов за период с 1 января по 31 декабря этого же года;

Суммы страховых взносов должны быть исчислены, т. е. отражены в расчетах или декларациях за этот же период;

Суммы страховых взносов, которые не только исчислены за этот же период, но и уплачены. При этом в уменьшении не может быть учтено больше, чем исчислено. Например, если было уплачено больше, чем исчислено, то в уменьшении единого налога будет учитываться только исчисленная сумма;

Страховые взносы могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период единого налога (или авансового платежа) по УСН не более чем на 50 %.

Если следовать логике налоговиков и стремиться во всем им угодить, то придется платить страховые взносы не позднее последнего дня того месяца, за который начислена зарплата, а еще лучше – вообще платить вперед, на всякий случай. Уж тогда наверняка никаких проблем не будет. Но так никто не делает, да и законодательство таких жестких условий не ставит.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», также имеют право на уменьшение авансовых платежей на сумму страховых взносов, которые они уплатили за себя. Как рассчитываются эти взносы, будет подробно рассказано в гл. 5.

Этот вид упрощенной системы налогообложения выглядит наиболее привлекательно – в нем соединены предельная простота, минимум документов и сравнительно небольшие налоговые обязательства.

Для примера рассчитаем по этому способу налоги для небольшого бизнеса, например автосервиса. Пусть его доходы составили 1000 тыс. руб., расходы – 650 тыс. руб., в том числе страховые взносы с заработной платы работников – 110 тыс. руб. Тогда для расчета налогов можно составить следующую таблицу (табл. 3.1):

Таблица 3.1

Данные этого расчета пригодятся в дальнейшем для сравнения нескольких режимов; после расчетов для каждого способа мы их сравним и сделаем выводы.

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Предмет и объект Здесь работает представление о предмете и объекте. Мы имели знаковую форму - и Кондильяк первым обратил внимание на системность знаковой формы, - а теперь начали обсуждать вопрос, каким же является объект, и начали проецировать на объект те расчленения,

Из книги Налог на прибыль автора Климова М А

2. Объект налогообложения Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком, а именно:– для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;– для иностранных

Из книги 1С: Предприятие в вопросах и ответах автора Арсентьева Александра Евгеньевна

122. Объект налогообложения Для указанных выше налогоплательщиков объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Меняем объект налогообложения «доходы» на «доходы, уменьшенные на величину расходов» Если же объект ОС или НМА был приобретен (сооружен, изготовлен) в период применения УСН, то включить в состав расходов затраты на его приобретение (сооружение, изготовление) нельзя.

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» При переходе на общий или другой режим налогообложения (кроме ЕНВД) организация в налоговом учете должна определять остаточную стоимость только тех объектов, по которым затраты на приобретение

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

Объект налогообложения «доходы» Согласно разъяснениям Минфина России до 1 января 2008 г. порядок, установленный в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, распространялся лишь на организации, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы» (письмо Минфина России от 16.04.2008 №

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

Объект налогообложения – доходы В строке 010 «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, указывают ставку единого налога -6%. Для отражения в декларации этого показателя предусмотрены два поля, разделенные точкой. Первое поле соответствует целой

Из книги Основные средства. Бухгалтерский и налоговый учет автора Сергеева Татьяна Юрьевна

Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов В строке 010 «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указывают ставку единого налога – от 5 до 15%, которая зависит от величины ставки единого

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

42. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц: 1) налоговые резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ более 183 дней в

Из книги автора

3.1. Объект «доходы» Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые выбрали объектом налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов таких налогоплательщиков. При этом доходы определяются нарастающим итогом с начала

Из книги автора

3.2. Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» В случае если объект налогообложения выбран налогоплательщиком в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При

Из книги автора

4.2.1. Объект обложения «доходы» Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, учитываются в совокупности с доходами, полученными в денежном выражении. Денежное выражение таких доходов определяется исходя из рыночных цен,

Из книги автора

4.2.3. Объект обложения «доходы за вычетом расходов» Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ, учитываются расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9-21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.В соответствии с пунктом 2

Из книги автора

1.2. Инвентарный объект Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.Порядка определения инвентарного объекта основных средств изменения также коснулись. Изменения связаны с тем, что на практике довольно часто возникают ситуации, когда

Из книги автора

Объект налогообложения В качестве объектов налогообложения могут использоваться операции, имущество и результаты хозяйственной деятельности, которые можно каким-либо образом оценить в деньгах или количественно.В случае применения УСН налогоплательщик может выбрать

Из книги автора

Объект налогообложения Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе; ввоз товаров на территорию Российской Федерации.Также объектом

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.