Примеры фарса в литературе. Значение слова фарс в словаре литературоведческих терминов

фарс

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

фарс

м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фарс

фарса, м., и (устар.) ФАРСА, фарсы, ж. (фр. farce).

    Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., Театр.). Театр комедии и фарса.

    перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. "свободные" выборы превратились в жалкий фарс.

    Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фарс

    Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

    перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.

    прил. фарсовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фарс

    1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов.

      Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм.

  1. перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище.

    разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фарс

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками)

    вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.

    В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

фарс

историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века - ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др.

Фарс

Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV - XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира , а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

Фарс (остан)

Фарс (- Fārs , или پارس - Pārs ), Парс - одна из 31 провинции (остана) Ирана, а также историческая область. Находится на юге страны, у Персидского залива. Площадь - 122 608 км², население - 4 596 658 человек (2011). Административный центр - город Шираз.

Провинция Фарс - историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности. Латинизированное название Персия происходит от древнеперсидского названия этой области - Парса или Парсуаш .

Фарс (значения)

Фарс - многозначное понятие:

  • Фарс - комедия лёгкого содержания.
    • Жанр средневековой драмы - см. Фарс в Средневековье.
  • Фарс - остан и историческая область в Иране.
  • Фарс - река в Адыгее и Краснодарском крае.
  • «Фарс» - картина (1988) народного художника России Валерия Балабанова (1939-2009).

Фарс (река)

Фарс - река в Адыгее и Краснодарском крае, левый приток Лабы (бассейн Кубани).

Длина - 197 км, площадь водосборного бассейна - 1450 км². Общее падение - 910 м, уклон - 4,61 м/км. По данным государственного водного реестра России относится к Кубанскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки - Лаба от впадения реки Чамлык и до устья, речной подбассейн реки - подбассейн отсутствует.

На реке расположены крупные станицы: Новосвободная, Махошевская, Ярославская, Дондуковская, а также крупный аул Хакуринохабль.

Река имеет много притоков. Самые крупные из них: Псефирь, Сераль.

В верховьях Фарса видны остатки «турецкого вала», места, где была линия обороны черкесов в период кавказской войны. Здесь располагается знаменитая роща медвежьего орешника. В долине Фарса находится известная в истории Богатырская поляна , на которой было свыше 400 дольменов.

Примеры употребления слова фарс в литературе.

Фарс , который Тумас и Биргитта Каролина крутят на крохотном игрушечном проекторе, был у меня самого в детстве.

Вскоре Бхутто был арестован по явно сфабрикованному обвинению в соучастии в политическом убийстве и после долгого судебного фарса повешен.

Отец героя - знакомый по Аристофану, по ателланам и народному фарсу старик, брюзжащий скупой, зачастую и сам влюбчивый.

Пожав плечами и неловко улыбаясь, он протянул руки вперед, словно хотел сказать: ну и что, если солнечная система распадается, что мы находимся в необычном гравитационном поле, на необычном корабле, посреди космической пустоты, что я нахожусь сейчас посреди какого-то будуарного фарса .

Хелла Вуолийоки, сначала недоверчиво относившаяся к переработке Брехта, прочитав пьесу в переводе на финский, признала, что ее герой стал подлинно национальным типом и что комедия из фарса превратилась в глубоко содержательную социальную пьесу.

Издалека его муки кажутся фарсом - уж больно смешны скачки от мудрости к отупению и употребление плодов разума для игры на животе, как на барабане, беготни на ста ногах или выстилания стен мозгом.

Хильда повернулась к Зебу и спокойно спросила: - Первый пилот, было ли мое избрание фарсом ?

В первый раз гражданина Иванова Ивана Ивановича за попытку рассказать правду, похожую на фарс , смертным боем била братва.

Да и не стол ли, не разновидность ли престола и кивория - деревянные подмостки италийского фарса , крытые балдахином, со ступеньками внизу?

Аудитория буйно ревела, отзываясь, впрочем, не столько на суть фарса , в чем бы там она ни состояла, сколько на буйные, поразительно беспорядочные пляски коммунарок, чьи голые щиколотки и лодыжки отчетливо различались под обтрепанными подолами их размахаистых балахонов.

Терборх, Метсю, Стэн и другие - выбирали для своих картин светские и изящные сюжеты или изображали легкомысленное веселье, проказы, фарсы и празднества.

Обыгрывая маньеристские контрасты, Мидлтон ввел в трагедию черты сатирической комедии нравов, местами граничащей с фарсом .

Между нами сказать, я бы этой пиесы никогда не поставил: какой-то тривиальный фарс .

Отчаянно захотелось домой, на ферму Фолдора, где можно скрыться от всего мира, заняться работой, где не было волшебников, долгих напрасных поисков, ничего напоминавшего о тете Пол и грубом фарсе , в который она превратила его жизнь.

О Кароне, переиздававшем небольшим тиражом редкие старинные фарсы , фацеции и проч.

В современной литературе существует большое количество жанров и их ответвлений. Одни из них возникли сравнительно недавно, тогда как история других насчитывает не одно столетие. В этой статье будет описана история происхождения как раз одного из таких жанров - фарса.

Появление и развитие фарса как жанра

Фарс - это комедийный жанр, который зародился в западноевропейском средневековом театре. Возник он еще в седьмом столетии, но как самостоятельный жанр он выделился только во второй половине пятнадцатого столетия. Основным периодом его развития считается XIV-XVI столетие. Среди истоков фарса - выступления странствующих комедиантов и карнавальные игры во время Масленицы. Рассказы комедиантов определяли тематику и диалоги, а карнавальные действа - его массовый характер и динамическую игровую природу. Позже фарсами начинают наполнять мистерии (отсюда и происходит его название), из которых он выделился как самостоятельный жанр.

Фарс в средневековом театре

В отличие от других жанров средневекового театра, фарсу совершенно не свойственны аллегории и дидактизм. Ведь основой его являются реальные жизненные события, анекдоты. Фарсовые пьесы отражают вполне жизнеподобные бытовые ситуации. Впрочем, индивидуализированных образов здесь еще нет. Вместо них существуют типы-маски, такие, как хитрый слуга, неверная жена, хвастливый солдат, незадачливый студент, ученый-педант, шарлатан-врач и другие. Герои фарсов непосредственно действуют: они дерутся, ругаются, спорят, обмениваются каламбурами. В представлении немало физических столкновений, эксцентрики, буффонады, острых и динамических ситуаций, которые быстро сменяют друг друга. За счет таких изменений, а также свободного переноса действия из одного места в другое достаточно быстро разворачивается сюжет. Причем герои фарсов не только потешались над комедийностью положений, но и высмеивали определенные явления и черты.

Фарс в европейском и японском театрах

Европейские фарсы ставились главным образом актерами-любителями. Авторы же средневековых комических пьес в основном неизвестны (нередко фарсы компилировались коллективно). Известно, что фарсы писали Ф. Рабле, К. Маро, сохранилось несколько фарсов Маргариты Наваррской. Самым популярным в XV веке был цикл французских фарсов об адвокате Патлене, который рассказывал о приключениях известного народного героя, ярко изображал быт средневекового города, показывал целый ряд колоритных фигур. Вообще именно на французской почве этот жанр - фарс - начинает расцветать.

Жанр фарса (кёгэн) существовал и в японском театре «Но»: он сложился в XIV веке. Японский фарс - это жанр, который был тесно связан с фольклором (сатирические и бытовые сказки, анекдоты). Подобно европейскому аналогу, кёгэн представлял собой небольшие бытовые сценки на материале, заимствованном из самой жизни. Основные герои, которых высмеивал японский фарс, - монахи-шарлатаны, глупые князья, их хитрые слуги, крестьяне. Основным принципом своей игры кёгэн выдвинул комизм в сочетании с жизненной правдой. Фарсы в Японии выполнялись как интермедии между драмами.

Значение в истории мирового театра

Фарс - это направление искусства, которое имело большое влияние на дальнейшее развитие мирового театра. Именно благодаря ему развиваются английские интерлюдии и испанские пасос, немецкие фастнахтшпили и итальянская комедия масок. В XVII веке фарс не без успеха соревнуется с «ученой» гуманистической драмой, и синтез именно этих двух традиций привел к созданию драматургии Мольера.

Вообще говоря, фарс - это своеобразное связующее звено между старым и новым театром. Элементы его можно наблюдать у Шекспира и Лопе де Веги, Гольдони и Бомарше. И хотя в конце XVII столетия жанр сдает свои полномочия литературной комедии, он вновь возрождается в конце XIX века. Драматическое искусство нашего времени знает много произведений этого жанра («Самоубийца» Н. Ёрд-Мана, «Затея Большого Мертвиарха» М. де Гельдерода, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Риск» Э. де Филиппо, «Украли кодекс» А. Петрашкевич и т. д.).

До сих пор продолжают создаваться пьесы в этом жанре. Фарс - это в литературе пьеса с элементами комедии и мистерий, поэтому неудивительно, что на протяжении многих столетий люди продолжают любить и уважать это ответвление в искусстве. Многие молодые творцы вновь прибегают к использованию фарса, правда, высмеиваются уже более современные, насущные проблемы, которые находят отголосок в сердцах современных зрителей.

Фарс (театр.) Фарс (франц. farce, от лат. farcio √ начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14√16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. √ горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т.д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой . Наибольшую известность получили французские Ф. (15 в.) «Лохань», «Адвокат Патлен» и др. Традиции народного Ф. оказали большое влияние на развитие демократического направления во франц. актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. √ Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте , англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф. √ в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль ) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса . Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19√20 вв. жанр буржуазно-коммерческого театра, не связанный с народной традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комических приёмах.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Фарс (театр.)" в других словарях:

    Фарс комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV XVI веках в западно европейских странах. Приёмы фарсовой буффонады сохранились … Википедия

    фарс - а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка

    Театр на Васильевском Место нахождения Санкт Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 48 Основан 1989 Директор Владимир Словохотов Художественный руководитель Владимир Словохотов Главный режиссёр Владимир Туманов Сайт официальный сайт… … Википедия

    - (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    ФАРС, фарса, муж., и (устар.) ФАРСА, фарсы, жен. (франц. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц … Толковый словарь Ушакова

    Театр «ГИТИС» театр в Москве, отделение Российской академии театрального искусства (ГИТИС). С 1958 года театр расположен в историческом доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10; спектакли также проходят на учебной сцене… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фарс (значения). Фарс (фр. Farce) комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы,… … Википедия

    I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Испанская трагедия , Кид Томас. "Испанская трагедия"-самое известное произведение английского драматурга Томаса Кида (1558-1594), которого считают и автором так называемого пра-"Гамлета" . Появившись около 1587 года,"…

Средневековый комический театральный жанр - комедия. Фарс - странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия - его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод - "начинка") - Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды - уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс?

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс - это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.

Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами - при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.

Фарс - это расцвет французского театра

Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи - предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, или "Проделки Скапена". Критическое время развития театра - 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.

Фарс - это отец итальянской комедии

Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя - комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.

Фарс - это главный жанр на подмостках средневековой Европы

Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера - "Два болтуна" и "Театр чудес".

- (от лат. farsum - начинка, фарш)

1) Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера "Плутни Скапена", "Мещанин во дворянстве" и др.

2) В театре XIX и XX вв. комедия- водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, использующая элементы шутовской игры, утрирования черт характера, поведения, речи персонажа и т. п.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФАРС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФАРС в Литературной энциклопедии.
  • ФАРС в Большом энциклопедическом словаре:
    историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века - ядро государств Буидов, …
  • ФАРС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, …
  • ФАРС в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФАРС
    (французское farce, от латинского farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид средневекового народного театра в Западной Европе …
  • ФАРС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. ист. Легкая комедия, один из видов средневекового западноевропейского театра. 2. ист. В 19-20 вв.: комедия или водевиль …
  • ФАРС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами. 2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф. …
  • ФАРС
    ист. обл. на Ю. Ирана. До араб. завоевания (7 в.) наз. Парса, Персида. В ср. века - ядро гос-в Буидов, …
  • ФАРС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: ср.-век. мистерии "начинялись" комедийными вставками), вид ср.-век. зап.-европ. (преим. франц.) нар. театра и …
  • ФАРС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фа"рс, фа"рсы, фа"рса, фа"рсов, фа"рсу, фа"рсам, фа"рс, фа"рсы, фа"рсом, фа"рсами, фа"рсе, …
  • ФАРС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. ученый-педант. Полный неподдельного остроумия, забавных положений, содержащий много метких народных оборотов, фарс всегда привлекал демократического зрителя. Приемами фарса …
  • ФАРС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ФАРС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. farce) 1) легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой Франции; 2) в …
  • ФАРС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. farce] 1. легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой франции; 2. в позднейшем …
  • ФАРС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, …
  • ФАРС в словаре Синонимов русского языка:
    водевиль, зрелище, комедия, лицемерие, панталонада, соти, цинизм, …
  • ФАРС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов. б) Игра актера, при …
  • ФАРС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фарс, …
  • ФАРС в Орфографическом словаре:
    фарс, …
  • ФАРС в Словаре русского языка Ожегова:
    нечто лицемерное, циничное Грубый ф. фарс театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими …
  • ФАРС в Словаре Даля:
    муж. фарсы мн. , франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. …
  • ФАРС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками),..1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и …