Литературные вечера занятие в старшей группе. Литературный вечер, посвященный А.С

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цель: Формировать умение детей слушать произведение; упражнять детей рассматривать рисунок.

Программное содержание:

1. Формировать умение детей слушать небольшой по объему художественное произведение.

2. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».

3. Учить сравнивать изображенных на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету.

4.Пополнять словарь детей новыми словами, отвечать на задаваемые вопросы.

5.Воспитывать усидчивость, внимание, интерес к чтению.

Активизировать словарь: птичий двор, заквохтала, Чарушин.

Предварительная работа:

Загадывание загадки про курочку. Рассматривание картины « Курочка и цыплята». Подвижная игра: « Солнышко и дождик». Слушание сказки « Курочка» .

Материал и оборудование: мольберт, перо, «птичий двор».

Ход НОД:
1. Организация НОД «Сюрпризный момент» Перо.
Воспитатель достает перо.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? Показывает детям небольшое пуховое черное перышко.
Воспитатель: Что это?
Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.
Воспитатель: Интересно кто хозяин этого перышка? (Ответы детей).
Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:
«Раз, два, три - перышко лети!».

Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.
Воспитатель: Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор). А теперь присядем. Посадить детей за столы.

2ч.
Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ « Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин (показ портрета)
Читается рассказ.
Ребята, вы слышали новое слово - заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох - квох - квох. Давайте вместе скажем - заквохтала.
Вопросы к детям:

Про кого этот рассказ? (Курочку) Где курочка с цыплятами ходила? (По двору) Что случилось? (Пошел дождик) Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала) Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает) А все ли цыплята спрятались? (Два цыпленка не спрятались) Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)

Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка - мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут.
Игра проводится 3 раза.
Воспитатель: Присядьте на стульчики. А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е, Чарушина « Курочка », вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите.

Читается рассказ.

Воспитатель: Кто хочет рассказать про курочку?
И предлагается двоим детям пересказать его.
Воспитатель: Сейчас, Вика расскажет: как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Слава продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?
Воспитатель дает оценку пересказам детей.
Воспитатель: Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.
3ч.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ).
В конце НОД воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить игру.

У Шарика шуба густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки - просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает, - за это все его любят да сытно кормят.

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Это крольчиха. У неё два крольчонка, - они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостики короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жуёт крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка - крольчонок другую откусит и снова жуёт. Принесу-ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, - пускай жуют.

Вот Хавронья-красавица - вся мазана-перемазана, в грязи вывалялась, в луже выкупалась, все бока и рыло с пятачком в грязи.

Поди, Хавроньюшка, в речке ополоснись, грязь отмой. А то в свинарник беги, там тебя и вымоют и вычистят, будешь как огурчик, чистенькая.

Хрю-хрю, - говорит.

Не хочу, - говорит.

Мне здесь приятней!

Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет - вот до чего хороша! И закрякает:

Кря-кря-кря-кря!

Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжёлые вьюки. Очень устал, даже похудел; наконец, привели его домой на отдых. Вот он лежит в хлеву, ноги под себя подогнул. Сено, солому жуёт. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.

Привязали ослика в репейник. Репей для осла - самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самых вкусных не дотянется: верёвка коротка. Как заорёт осёл:

Иди скорей, хозяин, перевяжи своего осла на другое место. На необъеденное.

Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать - простую зелёную траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василёк, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, колокольчик, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее - молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

Это конь молодой по лугам бегает, звонко ржёт, копытами землю бьёт. Никто его ещё не осёдлывал, в телегу не запрягал. Растёт он в колхозе, сил набирается.

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

Ух какой круторогий да мягкий! Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий-тонкий; из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно соткать и валенки свалять. И всё будет тёплое-претёплое. А таких баранов в колхозе целое стадо.

А гусь уже выкупался. Пошёл на лужок пастись.

Тега, тега, белый гусь,

Ты цветочков не мни,

Ты травку не рви,

Иди ко мне.

Я тебе хлебца накрошу,

Зёрнышек насыплю,

Только ты не щиплись!

По двору индюк ходит, надулся, как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А ребята шли мимо и давай его дразнить:

Эй, индя, индя, покажись!

Индя, по двору пройдись!

Он ещё больше надулся да как забормочет:

А-бу-бу-бу-бу-бу!

Вот какой болтун-бормотун!

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.

Образовательные задачи: добиваться полноты и точности пересказа текста. Учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений. Учить внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным.

Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.

Образовательные задачи: добиваться полноты и точности пересказа текста. Учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений. Учить внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным.

Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.

Материал: предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка».

Ход занятия:

Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. Я загадаю вам загадку:

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крылья собирает…

Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (картинка курочки). Какого цвета у нее перышки? (желтые, пестрые, разноцветные).

Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)

А это кто? (цыпленок). Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клювики). А чем они не похожи? (курочка больная, а цыпленок маленький). Какой цыпленок? заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, наседка, пеструшка, хохлатка)

Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка». Догадались о чем будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)

Чтение рассказа.

Вопросы детям:

Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?

Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)

Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)

Что случилось? (пошел дождик)

Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)

Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)

Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)

Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)

А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались).

Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)

Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)

Как писатель относится к своим героям? (по доброму, ласково, заботливо)

Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз (чтение рассказа).

А теперь, Ваня нам расскажет, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала (при затруднении помочь ребенку с первой фразой).

Тася расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки.

Пересказ 2-3 детей.

Всем детям дается положительная оценка.

Физкультминутка

Вышла курочка гулять

Махать прямыми ручками, как крылышками
И горошка поклевать.


-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Махать ручками , посмотреть друг на друга
Зернышки клевать легко!

Пальчики собрать в щепотку и «поклевать»
- Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Чарушин – он написал много рассказов о ждивотных). Правильно! Молодцы!

Приложение

КУРОЧКА

(Е.Чарушин)

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох-квох-квох-квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?