Как обозначается грамматическая основа предложения. Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем - одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что же явля­ет­ся ядром пред­ло­же­ния.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов - под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, напри­мер:

Сумерки. Рано вече­ре­ет. Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

Небо мерк­ло - грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го пред­ло­же­ния.

Кто? мы - под­ле­жа­щее, выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Мы что дела­ли? плы­ли - ска­зу­е­мое.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду - зна­чит охра­нять Родину.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.

Вы буде­те в этом доме жить?

Мы не будем гово­рить о про­шлом.

Пусть раду­ют­ся дети всей Земли!

Пускай она прой­дет в сад.

рад, готов, дол­жен, обя­зан, вынуж­ден, наме­рен.

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насе­ко­мых.

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом слу­чае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебе­ди.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тща­тель­но.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское зна­че­ние.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть) . Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связ­ке.

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Предложение - это наи­мень­шая еди­ни­ца обще­ния. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми.

Воды стру­и­лись тихо.

Что? - небо. Это под­ле­жа­щее, кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни суще­стви­тель­но­го.

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми дела­ми.

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за сто­ла­ми.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с дет­ства.

Давай обсу­дим наши пла­ны.

Примеры составного глагольного сказуемого

Вы толь­ко начи­на­е­те жить!

Дождь пере­стал накра­пы­вать, и выгля­ну­ло яркое солн­це.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную пес­ню.

Все рады помочь тебе.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка.

Ртуть тоже металл.


russkiiyazyk.ru

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло - это ска­зу­е­мое.

Мы плы­ли - грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Девять (чис­ли­тель­ное) делит­ся на три.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по пло­ща­ди.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое, кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным - ПГС.

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

Когда ты будешь зав­тра­кать?

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфи­ни­ти­ва.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный гла­гол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие при­ла­га­тель­ные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным зна­че­ни­ем:

Мы гото­вы неза­мед­ли­тель­но выехать.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осто­рож­но.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая.

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы пред­ло­же­ния.

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
  • Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

    Иные способы выражения подлежащего

    Примеры

    Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

    Трое вышли из леса.

    Имя прилагательное в роли существительного

    Сытый голодному не товарищ.

    Причастие в роли существительного

    Отдыхающие весело проводили время.

    Дорогу осилит идущий .

    Завтра обязательно наступит.

    Далече грянуло ура .

    Мы с друзьями выехали раньше.

    Немало школьников участвовало в конкурсе.

    Неопределенная форма глагола

    Сочинять - моя стихия.

    Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

    Какие бывают сказуемые?

    Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

    Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

    Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел - это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала - улыбнулась и пошла).
  • Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать - простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай - это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба - вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Грамматическая основа предложения с примерами

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

Подлежащее.

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.
  • В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

    Помни!

    В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

    2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

    3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

    4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

    Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

    Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

    В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

    Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

    Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

    5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

    [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

    Разбор задания.

    1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

    (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

    1) восприятие является (предложение 2)

    2) приобрел способность (предложение 4)

    3) они не представляются слепком (предложение 4)

    4) который позволяет видеть (предложение 6)

    Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

    Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

    Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

    Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

    Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

    2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

    (1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

    1) книги нужны были, они терялись

    2) им нужны были, они терялись

    3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

    4) книги нужны были, они терялись в океане

    Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

    3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

    (1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

    1) она издохнет (предложение 2)

    2) что хочется (предложение 3)

    3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

    4) научает способность (предложение 4)

    Это задание повышенной сложности.

    Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

    Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

    Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

    Верным является Вариант 4.

    Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами

    Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

    Подлежащее.

    Помни!

    Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

    1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

    Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

    2) конструкциями:

    Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

    У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

    Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

    Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

    Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

    Что-то такое ничтожное завязано в платке.

    Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

    Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

    Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

    3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

    Прожить по-барски – это дворянское дело

    Сказуемое.

    В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

    Различай!

    Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

    Также посмотрите видео-презентацию.

    Подсказка.

    1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

    Я буду принимать участие в выставке.

    В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

    Ловушка!

    Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

    Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

    Такая ошибка связана с двумя факторами.

    Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

    Помни!

    Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

    Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

    В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

    Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

    Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

    Помни!

    Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

    Мне необходимо сойти на этой остановке.

    Ловушка!

    Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

    Она показалась мне смешной. Неверно!

    Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

    Верно: Она показалась мне смешной

    Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

    Верно: Учитель был строгим.

    Ловушка!

    В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

    1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

    • подлежащее + сказуемое;
    • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
    • подлежащее + однородные сказуемые;
    • однородные подлежащие + сказуемое.

    В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

    Помни!

    В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

    2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

    3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

    4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

    Различай!

    Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

    Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

    В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

    Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

    Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

    5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

    [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

    Разбор задания.

    1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

    (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

    1) восприятие является (предложение 2)

    2) приобрел способность (предложение 4)

    3) они не представляются слепком (предложение 4)

    4) который позволяет видеть (предложение 6)

    Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

    Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

    Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

    Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

    Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

    2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

    (1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

    1) книги нужны были, они терялись

    2) им нужны были, они терялись

    3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

    4) книги нужны были, они терялись в океане

    Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

    3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

    (1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

    1) она издохнет (предложение 2)

    2) что хочется (предложение 3)

    3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

    4) научает способность (предложение 4)

    Это задание повышенной сложности.

    Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

    Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

    Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

    Верным является Вариант 4.


    Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

    Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

    Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

    Определяем, сколько основ в предложении:

    А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

    Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

    Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

    1. Все понятно нам, мастерам.
    2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
    3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
    4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
    5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
    6. Вечер. Лес. Дальний путь.
    7. Наш город украшает замечательный парк.
    8. Стремящийся к победе обязательно победит.

    Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

    Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

    Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

    Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

    1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

    Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

    Раньше всех берег увидел капитан.

    Перед платья украшали цветы.

    Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

    2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

    Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    Ученица была красивой .

    На улице свежо и ветрено .

    Малышам не сиделось на месте.

    Замечательная игра догонялки !

    3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

    Зеленый город (односоставное назывное предложение).

    Город зеленый (двусоставное предложение).

    Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

    Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

    Мне холод но .

    Ему не спится.

    Мне хочется улыбн уться .

    Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

    Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

    Удачи в изучении русского языка!

    Ответы к заданию.

    Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    1. Все понятно .
    2. Послышалось «ку-ку» !
    3. Хозяин мил , гостеприимен .
    4. Каждый норовит влезть .
    5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
    6. Вечер . Лес . Дальний путь .
    7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

    Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
    Чтобы получить помощь репетитора – .
    Первый урок – бесплатно!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Предложение - синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или соче­тания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или по­буждения к действию.

    Предикативность - это утверждение или отрица­ние чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.

    В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклица­тельный знак.

    Главный признак предложения - наличие грамма­тической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Ут­ро. Похолодало.

    Подлежащее - главный член предложения, ко­торый отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли во­время).

    Морфологические способы выражения подлежащего

    1. Имя существительное или другая часть речи, вы­раженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.

    2. Местоимение в именительном падеже: Я обяза­тельно прочитаю эту книгу.

    3. Неопределенная форма глагола: Жить - Родине служить (Пословица).

    4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.

    5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием за­прягли лошадей (М. Шолохов).


    Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамма­тическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).

    Простое глагольное сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном накло­нении (Сделай уроки побыстрее), в числе - в прошед­шем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).

    Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть имен­ным и глагольным.

    Составное глагольное состоит из вспомогатель­ного глагола, выражающего грамматическое значе­ние, и неопределенной формы глагола: Он начал рас- сказывать.

    Значения вспомогательного глагола: начало, ко­нец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность дейст­вия (Он собирался ждать).

    Составное именное сказуемое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение, и имен­ной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движе­ния, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы воз­вратились с моря отдохнувшими.

    В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.

    Именная часть составного именного сказуемого мо­жет быть выражена:

    Существительным (Москва - город-герой);

    Прилагательным (Ночь была лунная);

    Кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);

    Именем числительным (Три и два будет пять);

    Местоимением (Тетрадь была моя);

    Наречием (Ему сапоги пришлись впору);

    Синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).

    1. Укажите предложения, в которых сказуемое со­ставное глагольное.

    а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).

    б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).

    в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустов­ский).

    г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).

    2. Укажите предложения с простым глагольным ска­зуемым.

    а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).

    б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бон­дарев).

    в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).

    г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).

    3. Укажите предложения с составным именным ска­зуемым.

    а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шо­лохов).

    б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).

    в) Море было такое же величавое, бесконечное и не­приветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).

    г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).

    4. В каких предложениях неверно выделены грамма­тические основы? (Знаки препинания не расстав­лены.)

    а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).

    б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).

    в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).

    г) Местами просека была вся залита водой (И. Тур­генев).

    5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?

    а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).

    б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).

    в) Командир дивизии полковник Марченко... после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).

    г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).

    Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

    1. А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
    2. 23. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.
    3. 60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Полипредикативные предложения. Типы полипредикативных сложных предложений.
    4. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

    Предложение - основная единица вербального средства общения, главный предмет изучения синтаксиса. Ключевым смысловым и грамматическим центром предложения принято считать его предикативную основу.

    Грамматическая основа предложения и её типы

    Первичное понятие того, что такое грамматическая основа, даётся ученикам ещё в начальной школе. Более подробно и глубоко предикативные единицы изучаются при прохождении тем «Синтаксис простого предложения» и «Синтаксис сложного предложения». Именно тогда учащиеся узнают и учатся различать одно- и двусоставные предложения, полное и неполное предикативное ядро, разбираются в средствах выражения подлежащего и сказуемого.

    Чтобы определить, что такое грамматическая основа каждого отдельно взятого предложения, нужно вычленить в нём главные члены и указать их средства выражения. При этом следует помнить, что в односоставном предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом - подлежащим или сказуемым. А в двусоставном присутствуют оба.

    • Односоставное предложение.

    Делятся на назывные и глагольные. Подлежащее, выраженное или другой частью речи в значении имени существительного, - вот чтотакое грамматическая основаназывного предложения (Вот и осень за окном; Тень от листьев на моей занавеске).

    Предложения глагольного типа содержат в своей основе только сказуемые. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре (некоторые исследователи выделяют три) типа: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные. В каждом из них роль сказуемого выполняют глаголы в форме определённого лица и числа. В предложениях последнего типа роль сказуемого выполняют слова категории состояния (В дверь звонили снова и снова, не переставая; На улице морозило не на шутку).

    Несколько сложнее усвоить, что такое грамматическая основа неполного предложения. Важно научиться видеть пропущенное подлежащее или сказуемое и восстанавливать его из контекста. Основная путаница происходит с неразличением односоставных и неполных предложений. Например, в предложении «Повсюду - лужи и лужи, растаял недавний снег» первая часть представляет собой неполное. Из контекста мы можем легко восстановить пропущенное сказуемое - блестят. Таким образом, в данном предложении грамматическаяоснова -этоподлежащее "лужи", выраженное именем существительным, и пропущенное, но восстановленное сказуемое "блестят", выраженное глаголом во множественном числе, настоящем времени, третьем лице, изъявительном наклонении.

    • Двусоставное предложение

    В двусоставном предложении подлежащее выражается любой самостоятельной частью речи в значении существительного или словосочетанием, в том числе и неделимым, т.е. В качестве самостоятельной части чаще всего выступают, кроме существительного, местоимение, прилагательное и причастие, а также :

    Животные могут страдать и плакать, как люди;

    Она громко вопила и размахивала руками;

    Душевая наполнилась паром;

    Приехавшие ночью разместились по своим местам;

    Как это глупо - палить из пушек по воробьям!

    Также в роли подлежащего довольно часто выступает глагол в разных формах: Зевать в лицо собеседнику считается признаком дурного тона.

    Сказуемое в двусоставном предложении тоже имеет разные формы выражения, начиная от стандартных глагольных и заканчивая именными частями речи и словосочетаниями. Важно развить у учеников так называемую синтаксическую зоркость, чтобы они могли без особых затруднений находить и определять границы и тип грамматической основы.

    Грамматическая основа в словообразовании

    Основы присуще не только синтаксису, но и словообразованию. В словообразовании грамматическая основа слова - это часть слова без окончания. В неё входит, прежде всего, корень, а затем и другие составляющие - приставки, суффиксы, постфиксы.

    Главная часть грамматической основы слова - корень. Он содержит в себе лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слова как самостоятельной лексико-грамматической единицы не бывает.

    Таким образом, термин "грамматическая основа" в языкознании многозначен и реализуется на нескольких лингвистических уровнях.