Экологическое образование младших школьников. Внеклассное занятие по экологии
Дидактические игры по экологическому воспитанию младших школьников
Выполнила: Дружинина Е. А.,
студентка 413 группы
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Аудитория : учащиеся 1-4 классов
Цели использования:
воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Методика использования дидактических игр:
1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
3. Добровольность - основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре - не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть и не на первой игре.
4. Не затягивать игру во времени.
5. Помнить, что игра - благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
ПРИРОДА И Я
Методика. Предложите детям закончить предложения:
Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую__________.
Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне___________.
Море волнуется и пенится, как_________________________________.
Капли дождя на стекле, словно_________________________________.
Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто_________________.
Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги_____________.
Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как______.
Этот цветок так благоухает, что_______________________________.
Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто____________________________________________________.
Разделите детей на две группы. Дети из первой группы по очереди читают только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети их второй группы должны догадаться, из какого предложения была прочитана фраза.
Предложите детям нарисовать самые яркие из своих образов. Потом каждый ребёнок показывает свои рисунки, а остальные пытаются догадаться, о чём говорится на рисунке.
Затем проводится конкурс работ детей. Все оценивают рисунки и образы по десятибалльной системе, поднимая вверх столько пальцев, сколько, по их мнению, заслуживает работа данного ребёнка.
Из работ детей делается общий стенд: "Природа и мы".
НА ЛУГУ
Методика . Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.
Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.
На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…
Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.
Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
ОПИШИ ЦВЕТОК
Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
ВЫ ПРИШЛИ В ЛЕС
Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:
На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
Началась гроза, а вы заблудились.
Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.
Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
ЕСЛИ В ЛЕСУ БЕДА
Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:
Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
Если деревья к весне не распустятся?
Если осенью листья не опадут?
Если засохнут все лесные ручьи?
Если в лесу не будет насекомых?
Если летом всё время будут идти дожди?
Если в лесу не будет лесника?
Если в лесу не будет ягод и грибов?
Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
ЭТАЖИ ЛЕСА
Методика. Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
Если зальёт верхний этаж дома?
Если сломается одна из стен дома?
Если дома будет очень холодно?
Если в доме не будет воды?
Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
Если в дом зайдут нежданные гости?
Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.
КАК МЫ СПАСАЕМ ЛЕС
Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
ЛЕСНЫЕ ХОЗЯЕВА
Методика. Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны написать первые три дела, которые они осуществят в своём лесу. После того как дети выполнят это задание, попросите их написать подробный план выполнения каждого из этих дел. Затем листочки детей собираются и зачитываются вслух. Из всех ответов детей можно сделать стенд: "Как мы спасаем лес".Сходите вместе с детьми в лес и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-нибудь пункты из их планов.
Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.
ВЫРАЩИВАЕМ РАСТЕНИЯ
Методика. Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. В течение некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, записывать и зарисовывать свои наблюдения. Через некоторое время дети приносят результаты своих наблюдений. Все вместе дети обсуждают общие закономерности роста луковиц, делают выводы и отвечают на свои вопросы:
Почему некоторые луковицы "худеют", а некоторые нет? От чего это зависит?
Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку её поставили?
Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?
Нужно ли каждый день менять воду в банке?
В каких условиях зелень почти не появляется?
Подобные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.
КТО ЖИВЁТ В ГРИБНОМ ДОМИКЕ
Методика. Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.
Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.
ДОТРОНЬСЯ ДО РАДУГИ
Методика . Включите спокойную музыку и попросите детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, дождя, облака.
Можно предложить детям выполнить это задание во время прогулки на природе и потом описать или нарисовать свои ощущения.
Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: "Дотронемся до радуги и звёзд".
АЛЬБОМ ПРИРОДЫ
Методика. Когда вы идёте с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чём-нибудь, что вокруг вас. Например: "Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане" или "Лес такой зелёный и весёлый, что хочется поскорее войти в него". Следующий ребёнок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразие описание какого-либо предмета или явления окружающего мира. После того как дети выполнят это задание, предложите им по возвращении домой или в класс записать всё, что говорилось о том или ином предмете или явлении, и нарисовать его.
То, что дети записывают, не всегда совпадает с описанием, составленным всеми вместе, но это упражнение будит образное мышление ребёнка, и рассказы детей получаются красочными. Это задание можно выполнять и в комнате, глядя в окна. Постепенно в альбоме появляются рисунки и описания разных явлений природы, и в конце года можно устроить выставку альбомов природы.
С детьми можно проводить эту игру так, что каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т.д. Если ребёнок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лёжа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник и по возвращению с прогулки нарисовать его.
ЧТО ТЫ УВИДЕЛ
Методика. Во время прогулки или экскурсии предложите детям следующую игру. Выбирается какой-нибудь не очень отдалённый объект: забор, лужа, стог сена, дерево.
Дети бегут на время до этого объекта и обратно, все вместе или по очереди. Потом они должны записать или рассказать все, что они смогли увидеть, пока бежали туда и обратно. Дети постарше могут бежать все вместе, а потом в течение пяти минут написать на листочках все, что они увидели.
За быстроту каждый получает очки; а также и за каждое явление или предмет, которые ребёнок увидел и записал, он получает очко, поэтому выиграть может не самый быстрый, а самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.
Дети могут бежать по очереди, на время, а потом в течение одной минуты рассказать, что они увидели. Система оценки та же самая.
Пока один ребёнок бежит и говорит, другие дети должны увидеть и запомнить, как можно больше, но если они во время бега не будут смотреть по сторонам, им не удастся запомнить много.
Это задание можно повторять время от времени, так как дети после этой игры более внимательно смотрят на окружающий мир и пытаются вспомнить или увидеть всё, что они забыли или не успели сказать.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ И ДЕРЕВЬЯ
Методика. Во время прогулки на поляне предложите детям представить себя цветами на лугу и подумать, о чём могут разговаривать два цветка или цветок и пчела. Во время прогулки в лесу предложите детям представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чём говорят два листочка на ветке дерева и т.д.
После прогулки дети смогут описать и нарисовать то, что они представили.
КНИГА ДЕРЕВА
Методика. Каждый ребёнок выбирает себе дерево. Это дерево может быть возле школы, по дороге домой или в парке.
В течение года, хотя бы раз в неделю, ребёнок наблюдает за деревом, записывает и зарисовывает всё, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья и ветви в разное время года, кто живёт на нём и прячется между его корней или под корой и т.д. Также в этот альбом можно записывать все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом – всё, что связано с выбранным ребёнком деревом. Из таких записей и рисунков получается книга дерева. В конце года можно устроить выставку работ детей.
Точно также модно составить книгу поляны. Это задание можно выполнять коллективно. Во время прогулки на поляне каждый ребёнок должен найти что-то самое красивое и интересное: растение, цветок, бабочку, муравьёв. После прогулки каждый рисует и пишет небольшой рассказ о том, что он увидел. Эти рисунки и рассказы собираются в один альбом – книгу поляны.
Таким же образом можно написать и нарисовать книги озера, сада, огорода, цветов. Дети очень любят читать и рассматривать свои книги.
ВОЛШЕБНЫЕ ЗАПАХИ ПРИРОДЫ
Методика. Во время прогулки предложите детям остановиться, закрыть глаза и понюхать, чем пахнет солнце. Когда на улице есть ветер или идёт дождь, и дети пережидают его под навесом, предложите им закрыть глаза и понюхать, чем пахнет ветер или дождь. Потом каждый по очереди говорит о своих ощущениях.
Точно также можно постараться почувствовать запахи лунного света, звёзд, леса, реки, ручья.
После прогулки дети рисуют запах солнца, дождя, лунного света, леса.
Поочередно дети показывают всем остальным свои рисунки, и все отгадывают, что это за запах и чему он принадлежит. Можно сделать стенд: "Волшебные запахи мира".
РАЗГОВОРЫ С ПРИРОДОЙ
Методика. Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и "услышать" или представить их ответы.
Потом дети записывают и рисуют то, что они услышали.
Попросите детей по дороге в школу или домой поговорить с солнцем, облаком, землёй, цветами, горами, звёздами.
Из рисунков и рассказов детей делается стенд: "Наши разговоры с миром природы".
НАЙДИ СЕБЕ ДОМ
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЦВЕТЫ
Методика. Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать и написать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: "Я садовником родился" или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.
Если ребёнку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить её.
Например, как появился василёк:
"Жил-был мальчик Вася. Он очень любил цветы. И больше всего на свете хотел научиться их языку. Однажды, когда Вася поливал розы в своём саду, одна из роз прошептала ему: "Если ты хочешь услышать наши сказки и разговоры, приходи ночью в сад. Сюда приходит фея цветов, и своей волшебной палочкой она может совершить чудо. Ты попроси её превратить тебя в какой0нибудь цветок, которого ещё нет на свете. Она очень добрая и обязательно выполнит твоё желание…"
Затем все написанные детьми истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.
ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДОЖДЁМ
Методика. Дети делятся на пары. Первый ребёнок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идёт дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т.д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идёт дождь.
Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребёнок показывает на ладошках другого, какой идёт дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришёл.
Предложите детям закрыть глаза и представить себя деревом: на сильном ветру, под дождём – мелким и ливнем, под снегом, в жаркий день и т. д. Включите спокойную музыку и предложите детям выразить свои ощущения в движениях. Затем предложите детям представить себя огнём, водой, воздухом, солнцем и т.д. Можно попросить детей выразить свои ощущения в рисунке.
ТАНЕЦ РУК
Методика. Дети закрывают глаза, включается и тихая музыка. Скажите детям: "Расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром, дождём или травой. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят".
Предупредите детей, что они должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.
Затем попросите детей, что они чувствовали во время этого танца.
Потом дети могут нарисовать или описать свои ощущения.
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Методика. Разделите детей на пары. Первый человек из пары пишет не менее пяти предложений на тему: "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Второй – "Как люди уничтожают окружающую среду".
Затем детей делятся на группы таким образом, что первый человек из пары попадает в первую группу, а второй человек – во вторую. Каждая группа из предложений детей составляет общий рассказ по этим темам.
Представители каждой группы зачитывают результаты своих обсуждений. Эти результаты записываются на доске.
Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы.таким образом может быть выработан прекрасны план защиты окружающей среды.
Если детей много, для более эффективной работы их можно разделить на четыре или на шесть групп.
После этого каждый ребёнок рисует наиболее понравившееся ему предложение и пишет сочинение на тему: "Окружающая среда и я".
Из рисунков и сочинений детей можно устроить стенд: "Чем мы можем помочь нашей природе"
Министерство образования Российской Федерации
Кубанский государственный университет
Кафедра физической географии
Допустить к защите в ГАК «______» _______________ 2001 Заведующий кафедрой
профессор
Ю.Я. Нагалевский
Дипломная работа
Экологическое образование младших школьников
подпись, Ф.И.О.
Группа 1 , факультет географический , специальность география – 012500
Научный руководитель: старший преподаватель Мищенко А.А.
Нормоконтролёр: _
подпись, учёная степень, должность, Ф.И.О.
Краснодар 2001
Введение | 3 |
1. Экологическое образование и воспитание младших школьников |
5 |
1.1. Содержание экологического образования | - |
1.2. Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся |
11 |
1.3. Экологическое воспитание | 15 |
2. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения |
18 |
2.1. Основные экологические представления в курсе природоведения |
- |
2.2. Использование экологических понятий и представлений при изучении курса природоведения |
20 |
2.3. Экологические проблемы Кубани, города Краснодара и их значение в экологическом образовании и воспитании |
29 |
3. Организация экологического обучения в курсе природоведения |
37 |
3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения | 38 |
3.2. Экскурсия как форма экологического обучения | 44 |
3.3. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических |
48 |
4. Роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников |
66 |
Заключение | 74 |
Литература | 77 |
Введение
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.
4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.
1. Экологическое образование
и воспитание младших школьников
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой (1999). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.
Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».
Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.
Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.
Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры
Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.
Ход игры
Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.
1. Карточки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Ответ:
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.
3. Отгадайте загадки.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее... (сорока).
Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Кто без нот и без свирели
Кто же это? (Соловей.)
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (грач).
Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Синичка.)
4. Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес - наше богатство.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
6. Пофантазируйте: что было бы, если...:
Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
Не стало бы воды?
Исчезли бы птицы?
7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке -
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник -
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка -
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек -
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
Семена мои целебны -
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка -
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста -
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
Перечислите, какую пользу приносят растения.
8. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
…………… Прилетают грачи.
………….. Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
…………… Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
9. Отгадайте загадки.
Очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина.)
На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Он черный и блестящий,
Друг наш настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
Без нее машина даже
Километра не пройдет,
Самолеты, вертолеты
Не отправятся в полет,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
10. Какому животному принадлежит хвост?
С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
У нее хвост вместо руля. (Птица.)
Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.
Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)
12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.
Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)
В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)
Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).
Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)
Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).
Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).
На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).
Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).
Региональный научно-педагогический журнал «Педагогический поиск» №6 февраль 2008г.
Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 2» г. Щигры Курской области
ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.
Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме.
Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает; наука о связях между человеком и природой.
Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение системы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова. Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
К таким проблемам относятся:
1) защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
2)сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;
3)охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей;
4)сохранение всего живого на планете;
5)защита планеты от всех видов загрязнений;
6)борьба с уничтожением лесов;
7) люди должны остановить наступление пустынь.
На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того, как людей становилось вес больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, всё заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Человек действительно изменил Землю, но при этом сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. Например, он сделал самому себе и своей планете три «подарка»: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.
ОПАСНОСТЬ ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ
Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак и другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, всё живое на Земле погибнет.
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживают тепло.
В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при котором образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали пар никовым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода зато пит огромные площади суши. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.
Существует еще немало глобальных экологических проблем человечества. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Для ее решения необходимо широкое международное сотрудничество.
Государства заключают различные международные соглашения,
чтобы сообща бороться за спасение природы.
Одно из таких соглашений -Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Созданы различные международные организации,
служащие делу охраны
природы.
Одна из них Всемирный фонд
дикой природы.
Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира.
Во всем мире известна
международная экологическая " организация - Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зеленый мир». Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.
Особое внимание к проблемам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:
1) необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения (с 1 по 11 класс);
2) актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.
На какой результат экологического воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную го товность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;
деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях;
интеллектуальную готовность - определенный уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Формы и методы экологической работы: экологические уроки, экскурсии, кружки, акции, конкурсы, выставки, праздники, игры, сказки; обсуждение и проигрывание различных ситуаций; уроки доброты, мышления; трудовые десанты, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога; ведение «Панорамы добрых дел», фенологических календарей природы; дни экологического творчества и др.
Остановлюсь на некоторых из них.
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ
На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащиеся запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом», «Птенец на дороге», «Встреча с ежиком» и другие
Беседа «Ты пришел в гости к природе»
Ты пришел в гости к природе. А зачем? Чтобы услышать пение птиц? Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?
Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не
забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Что же это за правила?
Начнем с самого начала:
ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или с друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невысоким лесным кустарникам.
Но. стоп! Что-то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!
- Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?
- Все ли правильно?
- Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?
Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню».
Теперь понятно, что за ошибку совершил гость природы?
Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев, кустарников, которые страдают от подобных гостей.
- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?
«Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»
Учащимся начальных классов нравится искать выход из подобных ситуаций, поэтому полезно чаще «водить их в гости к природе» и создавать разные ситуации, например: «Привал в лесу», «Шум в лесу», «Муравейник» и др.
Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая задача учителя - изучить с детьми жизнь обитателей природы; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов.
Природа - общий дом растений, животных и человека, а еще источник ресурсов для жизни. Природа может сосуществовать без человека, как это было уже когда-то, а вот человек без природного окружения не может. Нам, людям, надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развиваю щего обучения - включение учащихся в творческую деятельность.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, ак тивизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.- Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, служит проблемная ситуация (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом выхода из проблемной ситуации есть управление процессом самостоятельного решения проблемы учащимися.
Я применяю проблемные ситуаций на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Как приятно видеть сияющие глаза детей, слышать радостные возгласы: «Ура! Я сообразил!», «Я прямо как настоящий ученый!» и т.д.
Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I . Тема «Осень».
1. Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
2. Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
3. Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
П. Тема «Части растений».
- 1. Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
- Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
4. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
III . Тема «Живая и неживая природа».
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
- Может ли природа быть учителем? Докажи.
- Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?
При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: науч ность и доступность, систематичность и последовательность. Планируя уроки, необходимо выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения
Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
На уроке необходимо быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?
Потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое. Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что его интересует. Поэтому - первая и главная за дача педагога - сначала заин тересовать учеников объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окружающем мире.
Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами, но прежде детей надо научить решать экологические задачи приемами * выявления и разрешения экологических противоречий, выяснить почти самостоятельно не только как это всегда бывает, но и почему так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская»деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.
При изучении курса окружающего мира в начальной школе я использую такие экологические игры:
1. Ролевые - «Строительство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
2. Имитационные - «Экосистема водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.
3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
4.
Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает?» (о приспособленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),
5.
Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»
Каждый участник выбирает себе природный объект (облако, ручеек, цветок, березка, капелька, лучик и т.д.) и должен погрузиться в его мир, вообразить себя этим объектом, ощутить его характер. От лица объекта он начинает рассказ о том, что его окружает, как он «живет», что «чувствует», каковы его заботы, беды и т.д.
В своей работе часто использую различные творческие задания. Дети с удовольствием придумывают «свои» знаки по правилам поведения в природе (3 класс), рисуют красочные и содержательные плакаты под названием «Планета заболела» (4 класс).
Одной из форм экологического воспитания являются экскурсии. Их цель: найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок), ближайших предприятий (кирпичный завод, хлебозавод).
После проведения экскурсий дети пишут сочинения-миниатюры об увиденном и услышанном, делятся своими впечатлениями.
Экологическое воспитание осуществляется и на внеклассных мероприятиях. Тема одного из них была такой «Они могут исчезнуть». Задача внеклассного занятия - представить детям яркие, запоминающиеся «портреты» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ. К мероприятию дети тщательно готовились, самостоятельно (или с помощью родителей) подбирали сведения об исчезнувших и исчезающих видах существ Земли, принесли книги, открытки, рисунки, статьи. Была «Красная книга» Курской области и России, из них были прочитаны некоторые статьи и рассмотрены иллюстрации Дети узнали много интересного про «Гриб-баран», «Подснежник альпийский», «Меч-траву», «Бабочку-аполлона», «Земляничное дерево», «Утку-мандаринку». На этом же занятии шла речь о заповедниках, заказниках, национальных парках, зоопарках, питомниках, ботанических садах, памятниках природы. Думаю, после этого мероприятия учащиеся будут знать о многообразии форм охраны природы.
Закончить свою статью хочется стихотворением М. Дудина «Берегите!», которое было эпиграфом внеклассного мероприятия.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Экология для младших школьников .(Из опыта работы Михайловой Татьяны Викторовны, учителя начальных классов общеобразовательной средней школы №3 г. Нурлат.)
Оглавление
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематическое планирование.
5. Список литературы.
1.Введение.
Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и
бетоном, осушая болота, губя все живое.
Уроки 27,28. Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение утренника. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.
Уроки 29-31 посвящены экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.
Уроки 32-34. Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности (сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.
5. Список литературы .
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.
2. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.62.
3. Буневич Л. П. Обобщающее занятие. Знатоки родного края. Ж/л Начальная школа №5/1998г.
4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации .М.: Баласс,2000г.
5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.63.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа
№6/1998г,с. 13.
8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г,с.52.
9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.50.
10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.
М.: 5 за знания, 2005г.
11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л
Начальная школа №6/2000г, с 20.
12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.15.
13. Программы Начальные классы (1 - 4), М.: Просвещение, 1994г.
14. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова,
М.: Просвещение,1998г.
15. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Л.В. Занкова, М.: Просвещение, 1998г.
16. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с.25.
17. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с. 78.
18.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 21.
19. Пономарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 35.
20. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г,с. 54.