Талант екатерины белокур. Космос катерины белокур

Цветочное царство Екатерины Белокур: 10 фактов о художнице. Часть 1.

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - мастер украинской народной декоративной живописи.

Цветы в тумане, 1940. Холст, масло



Цветы и калина, 1940. Холст, масло


Сложно найти случай в истории искусства, когда желание стать художником встречает столько трудностей, сколько пришлось преодолеть Екатерине Белокур. Мечта девушки из простой крестьянской семьи осуществилась не благодаря, а вопреки судьбе. Почти всю жизнь ей пришлось бороться за право рисовать, и, несмотря на это, ее картины излучают поклонение и восторг перед дарами природы. Полевые и садовые цветы, обожаемые художницей, как зеркало чистой, пламенной и нежной души, отражают взгляд на мир очарованной маленькой девочки.

1. «Хочу быть художником»
Екатерина Белокур родилась в 1900 году, в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь - ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.


Портрет Екатерины Белокур кисти ее единственной ученицы и односельчанки Анны Самарской


Совсем другими были мечты маленькой Катри - с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть - ведь у него были тетрадки!



Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства».
Екатерина Билокур


Букет цветов 1954. Холст, масло


2. Гениальная самоучка
Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.


Букет цветов, 1960. Холст, масло


Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.


Георгины, 1957. Холст, масло


3. Право рисовать
Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.


Декоративные цветы, 1945. Холст, масло


4. Цветочная симфония художницы
Известность Екатерине Белокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.


Колхозное поле, 1948-1949. Холст, масло


Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!

5. Долгожданное признание
Екатерина Белокур стала известной художницей в 40 лет, а помог случай. Как-то она услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко.

Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!

Слова песни так тронули художницу, что она написала письмо известной киевской певице. Рассказав о своей личной драме и мечте, она вложила рисунок с изображением калины. Петрусенко заинтересовалась судьбой талантливой девушки и показала его своим знакомым киевским художникам. Очень скоро к Екатерине в Богдановку приехали представители Полтавского дома творчества. И свершилось чудо: удивительные работы никому неизвестной, но одаренной художницы отобрали для персональной выставки. Первую выставку ее картин провели в Полтаве, а вскоре и в Киеве.


Мальвы и розы, 1954-1958. Холст, масло



Натюрморт с колосьями и кувшином 1958-59. Холст, масло


6. Божий дар
Многие натюрморты Белокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Белокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.


Огородные цветы, 1952-1953Холст, масло


После войны картины Белокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.


Памятник Екатерине Белокур в Яготине



Юбилейная ваза к 90-летию Екатерини Васильевны Белокур. Скульптор - Укадер Ю. А. Яготинская картинная галерея


7. Поклонник Пикассо
После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Белокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.


Царь Колос (вариант), 1950-е. Холст, масло


Увидев их, Пикассо поинтересовался их автором, и когда ему ответили, что это работы простой крестьянской женщины, он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили говорить о ней весь мир».

Видимо, не только Пикассо покорили картины Белокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.


Цветы на желтом фоне, 1950-е. Холст, масло



Пионы, 1946. Холст, масло


8. Одиночество
Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.


Полевые цветы, 1941. Холст, масло



Пшеница, цветы, виноград, 1950-1952. Холст, масло



Горобчики (Ворбьишки), 1940г. Холст, масло


9. Народная художница
Несмотря на то, что картины Белокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна.


«Автопортрет», 1950 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1955 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1957 Бумага, карандаш


10. Музей-усадьба Е.Белокур
В Богдановке, где родилась и провела всю жизнь художница, открыт мемориальный музей. Возле дома - памятник Е. Белокур работы ее племянника - Ивана Белокур.



В доме хранятся личные вещи, документы художницы, некоторые картины, а последняя работа, которую Екатерина не успела закончить, стоит на мольберте - георгины на голубом фоне.


Георгины на голубом фоне




Вокруг дома Белокур, как и при ее жизни, растут цветы. О них так восторженно, и так душевно писала Екатерина в одном из своих писем: «Так как же их не рисовать, когда они такие красивые? Ой Боже ж мой, как глянешь кругом, то та красивая, а та еще лучше, а та еще чудеснее! И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" То я все на свете забуду - и снова рисую цветы».


23.01.2016 2 860 0 Jadaha

Интересное

Если еще год назад о великой стране Украине, которая находится в самом сердце Европы, мало что знали в самой Европе, то сейчас наша страна стала известным практически каждому жителю не то что Европы, но и всего мира.

Но что на самом деле они знают о нас, кроме произошедшей здесь революции? В лучшем случае, европейцы могут назвать Украинскую столицу Киев. Но мало кому известно, что это наидревнейшая столица мира. Принято считать, что Киеву всего 1500 лет. Так когда-то почему-то решили еще советские политики. На самом же деле вся наша цивилизация начиналась с Киевских земель, когда аватар (предводитель, авторитетный вождь) Рама привел за собой людей на берег Днепра. Это было около 7500 лет назад.

Мы можем гордиться, что именно в украинских землях зарождалась новая человеческая эпоха. Украина занимает очень большую территорию, которая содержит четвертую часть мировых эталонных черноземов. Входит в первую и лучшую семерку всемирных производителей растительных масел. Украинская земля рождает таких талантов в разных областях, которые известны всему миру. Кажется, что когда Господь раздавал земли и мозги, то Украина была первой в очереди. Есть масса интереснейших фактов, достойных того, чтобы о них узнали. Первый в мире самый большой грузоподъемный самолет был разработан украинским конструкторским бюро Антонова. Это знаменитый Ан-225 «Мрія», который сейчас используется для тяжелых грузоперевозок. Кстати говоря, первый в мире вертолет и четырехмоторный самолет сконструировал тоже наш великий земляк Игорь Сикорский.

Первая мировая Конституция появилась тоже в Украине еще в 1710 году 5 апреля под авторством гетмана Филиппа Орлика. Она так и называлась «Конституция прав и свобод войска Запорожского». Для примера, в Америке Конституция впервые появилась только в 1787 году, а в 1791 - в Польше и Франции.

Украина держит мировое лидерство не только по производству меда в общем, но и на душу населения. А первый рамочный улик изобрел наш земляк Петр Прокопович еще в начале 19 века.

Самые большие мужские монастыри называются Лаврами. Всего их во всем мире шесть и половина находятся в Украине! Это: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра в Киеве; Почаевская Свято-Успенская Лавра в Почаеве; Святогорская Свято-Успенская Лавра в Святошрске Донецкой области.

Украина славится не только своими «мозгами», но и первым в Восточной Европе учебным заведением. В 1615 году была образована Киево-Могилянская Академия, которая с успехом не только существует до сих пор, но и считается самым престижным учебным заведением нашей страны.

В 1899-1902 гг. в Южной Африке шла англо-бурская война. Командир одного бурского отряда украинец Юрий Будяк спас от расстрела журналиста из Англии. Позже этот самый журналист помог отважному командиру поступить в Университет в Оксфорде. После учебы Будяк служил в Украинском правительстве. Он умер в советском концлагере в конце Второй Мировой войны. Английского журналиста, которого спас Юрий, звали Уинстон Черчилль.

Композитору Николаю Леонтовичу из Украины принадлежит самое узнаваемое и востребованное музыкальное произведение «Щедрик». Во всем мире эта мелодия известна под названием Carol of the Bells или Ring Christmas Bells.

Самый длинный исторический путь проходил через украинскую территорию - «путь из варяг в греки». Длина его насчитывала 3 тысячи километров. Была построена уникальная система речных путей, которая связывала Древнюю Русь с южнорусскими землями, и Черное море - с Балтийским. То есть Киевская Русь служила своеобразным мостом между Восточной Европой и Древним Востоком.

В природе существует редчайшее явление под названием «поющие пески». «Поют» они после дождя, когда на песочной поверхности образуется тоненькая корочка. Идя по этому песку, можно услышать удивительные звуки, напоминающие свист воздуха, выпускаемого из резиновой камеры. Всем желающим столкнуться с таким чудом природы - добро пожаловать в Украину! А именно, на рукаве Днепра расположена коса возле речки Лапинки, что недалеко от Никополя.

Великий мастер Пикассо восторгался картинами украинской художницы Екатерины Белокур (1900-1961). Он отзывался о ее работах, как о «гениальных».

Оноре де Бальзак был обвенчан с украинкой Эвелиной Ганской. Это было в Бердичеве в 1850 г. Также в этом местечке продолжительное время жил король вальсов Фредерик Шопен.

В украинском Цюрупинске имеется наибольшая европейская пустыня (старое название Олешки). Олешковская пустыня обрела теперешний вид из-за постоянного выпаса на ней овец, которые и уничтожили всю траву. На глубине 300-500 метров этой пустыни находится пресное озеро с наивкуснейшей водой. Однако ученые установили, что добывать эту воду нельзя, так как это повлечет за собой опасное проседание песков.

В 1887 году, с помощью точных измерительных приборов, был установлен географический центр Европы. Он приходятся на Украину и расположен в Закарпатье, в селе Дилове Раховского района. Вот так!

Самые-самые:

  • Пещера на Подолье, содержащая гипс, является самой большой. Ее длина 216 км и глубина 20 м. Называется она «Оптимистическая» и по размерам уступает только Мамонтовой пещере в Америке.
  • Украинская трембита является наидлиннейшим музыкальным инструментом.
  • В Украине, в Ровненской области живет самый старый дуб. Его возраст 1300 лет.
  • Станция метро «Арсенальная» является самой глубокой и находится в Киеве. Ее глубина 105 м. Построена она была в 1960 году одной из первых, возле дома парламента. Поговаривают, что она имеет подземные тайники для политических лидеров.
  • Троллейбусный маршрут, протяженностью в 86 км, имеет самую большую длину. Он идет от Симферополя до Ялты.
  • Киевский Крещатик является самой короткой улицей среди все столичных улиц. Ее протяженность 1225 м. Однако она является и самой широкой улицей.
  • Третий в мире по посещению Макдональдс находится в Киеве возле ЖД вокзала.
  • Самая древняя географическая карта найдена учеными в Ровненской области. Ей около 15 000 лет и выбита она на кости мамонта.
  • Самые экологически чистые ракетоносители производит завод «Южмаш» в Днепропетровске.

Букет цветов 1960

Может вы недовольны моей работой , - писала она в одном из писем, - поскольку я рисую лишь одни цветы? Но как же их не рисовать, если они такие красивые! Я и сама, когда начинаю рисовать очередную картину с цветами, иногда думаю: вот когда эту закончу, тогда уже буду рисовать что-нибудь из жизни людей. Но пока закончу, в голове уже возникает целый ряд новых картин, и одна другой чудеснее и одна другой краше - и все цветы. Вот вам и весь сказ. А придет весна, зазеленеют травы, а потом и цветы зацветут... И боже мой! Как глянешь кругом - те хороши, а те еще лучше, а те еще чудесней... И я забываю все на свете, и снова рисую цветы. Не гневайтесь на меня, мои близкие и далекие друзья, что я рисую цветы, ведь из цветов картины красивые .

Екатерина Билокур родилась в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь — ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.

Совсем другими были мечты маленькой Кати — с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть — ведь у него были тетрадки!

Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



Натюрморт с колосьями и кувшином
1958-1959

Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.



Натюрморт «Цветы, яблоки, помидоры» 1950

Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.

Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.



Богдановские яблоки
1958-1959

Известность Екатерине Билокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.

Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!



Букет цветов 1959

Многие натюрморты Билокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Билокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.

После войны картины Билокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.



Натюрморт «Цветы с орехами» 1948

После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Билокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.

Видимо, не только Пикассо покорили картины Билокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.



В Богдановке на загребле 1955

Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.



Георгины 1940

Несмотря на то, что картины Билокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна
Текст: Ирина Олих


Георгины 1957


Колхозное поле 1948-1949


Котики 1950-е


Мальвы и розы 1954-1958


Натюрморт 1960


Натюрморт «Свеколка» («Бурячок») 1959


Натюрморт «Цветы и овощи» 1959


Натюрморт с хлебом 1960


Огородные цветы 1952


Петушки 1950-е


Пионы 1946


Пионы 1958


Привет урожаю 1946


Пшеница, цветы, виноград 1950-1954


Царь-колос 1949


Цветы 1959


Цветы и калина 1958


Натюрморт «Завтрак» 1950


Сентябрь в селе Богдановка на загребле 1956


Осень 1960


За селом 1956

Сочинение

Довольно часто всем классом ходили мы на экскурсию в картинную галерею. Много времени потратила наша учительница, чтобы приобщить нас к волшебному миру искусства, научить не только быть зрителями, но и уметь анализировать увиденное. Как-то незаметно мы начали за полотнами видеть внутренний мир художников.

Сама не знаю почему, но более всего пришлись мне по душе работы известной художницы Екатерины Белокур. Возможно, у нас с ней есть что-то общее. Довольно выразительно вспоминаю картину “Родное поле”, это одно из известнейших полотен художницы. Ознакомившись с биографией Е. Белокур, я поняла, почему на ее картинах изображены цветы, деревья, луга. Она жила среди природы и переносила ее частичку на полотна. Перед глазами простирается широкое поле. Земля еще обвита сизым утренним туманом, но уже играет цветами радуги. Скоро наступит день, взойдет солнце, а пока что все в ожидании пробуждения. Поле художница изобразила как необозримое пространство земного шара. Оно такое широкое, будто безграничная морская ширь, которая достигает неизмеренных далей. Цвета нежные, ласковые. Будто сама природа подарила художнику краски, которые идут от чистой воды, от родной земли, от солнечного тепла. Красные, желтые, вишневые, розовые, голубые цвета переливаются, объединяются, и из всего этого вырастает настоящая красота.

Еще мне понравилась картина “Цветы и березоньки ночью”. На полотне изображены две березки в окружении цветов. Они окутаны вечерней мглой. Луч серебряного месяца сквозь густую крону деревьев падает на красные пионы, розовые розы. Синяя холодная гамма картины создает иллюзию тихой, преисполненной романтики украинской ночи. Кажется, следует протянуть руку и притронешься к живому чудесному цвету земли нашей, красоте родной природы. Картины Екатерины Белокур приносят мне большое эстетическое наслаждение, трогают сердце, наполняют трепетной радостью, любовью к окружающему миру.


СССР Жанр:

Наивное искусство

Стиль:

Пейзаж, натюрморт, портрет

Памятник Екатерине Белокур в Яготине

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур ; 25 ноября (7 декабря) - 10 июня ) - мастер украинской народной декоративной живописи .

Детство

Екатерина Белокур родилась в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне это Яготинский район Киевской области). Когда именно - до конца не выяснено. Сама художница называла и 23 ноября , и 24 ноября , и , и 1901 года . Официальной датой её рождения было в конце концов признано 25 ноября (7 декабря) 1900 года . Это было наиболее логичным, ведь 25 ноября - день Святой великомученицы Екатерины.

Стремление к рисованию

Когда именно будущая художница начала рисовать - сказать трудно, но, очевидно, это произошло не в детстве, а в отрочестве. Рисовала углём на кусочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как все считали, занятием. Прибегли к неотложным мерам - розги и строжайший запрет рисовать. Отныне девочке приходилось творить втайне.

Сохранилась, однако, легенда, свидетельствующая о немалой популярности творческих попыток 15−17-летней Кати и даже об их признании. Сосед и родственник Белокуров Никита Тонконог, владевший водяной мельницей , был страстным театралом. Вместе со своими единомышленниками он организовал некое подобие театральной студии. Поставленные Тонконогом пьесы имели значительный успех. Зная, что Екатерина Белокур «умеет рисовать», творческий мельник попросил её помочь с декорациями. Девочка с удовольствием рисовала, смотрела спектакль на воде, а позже, кстати, и играла на сцене этого уникального театра.

В отношении односельчан к увлечению Екатерины Белокур преобладала точка зрения её матери, Акулины Павловны: «Вот уж наказал нас Бог такой дочкой! У всех людей дочери в таком возрасте уже замужем, у их родителей есть зятья, а наша чертей малюет!»

В техникуме

В драмкружке собралась талантливая, а главное - любознательная молодёжь. Ставили «Наталку Полтавку» Котляревского , «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко , «Служанку» и «Бесталанную» Карпенко-Карого , «Мать-батрачку» Тогобочного - инсценировку «Батрачки» Шевченко и много других спектаклей. Екатерина играла самоотверженно. Правда, свой возраст (24-26 лет) она считала неподходящим для ролей девиц и играла преимущественно замужних женщин.

Среди юношей и девушек, собиравшихся в богдановском драмкружке, был и Александр Кравченко. Его несколько загадочно называют «жених, которым пренебрегла Екатерина Белокур». Вероятно, эта история связана именно с его именем: будущая создатель «Колхозного поля» и «Пионов» отбросила подаренный ей букет со словами: «Если ты так жесток с цветами, то какой ласки от тебя ждать мне?». Ведь цветы - живые. Все свои картины она будет создавать только с натуры.

Радостные времена

Художница гостила у двоюродной сестры, Любови Тонконог, жившей на другом берегу реки, и услышала по радио песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос, а может быть, и то и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом - и утром отправила его по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко».

Однако слава певицы была настолько широкой, что письмо не потерялось и дошло до адресата . Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке холста - калина - изумил Оксану Петрусенко. Она посоветовалась с друзьями - Касияном, Тычиной , поехала в Центр народного творчества, изложила суть дела. В Полтаву поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами.

И вот - в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Потрясённый, несколько картин забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею Донцову. Принято однозначное решение - немедленно организовать выставку. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается личная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин.

Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву . Её сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковскую галерею , Пушкинский музей , музей Ленина . Наибольшее впечатление произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты . Но известные картины одновременно и восхитили, и удручили Екатерину. Некоторое время после этого она даже не могла работать: «Ну куда мне быть художницей? Я - ничто! Моя мазня никуда не годится! Я такое увидела! Всё такое чудесное, но недостижимое для меня. Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? Да и могу ли я что-нибудь стоящее создать?». Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не рисовать, ведь лучше них нет ничего на свете. В 1941 году Белокур создаёт «Полевые цветы».