Сообщество Империал: Обзор Цезаря в Галлии, кампании для Total War: Rome II - Сообщество Империал. Галльская война цезаря

Компания , от раза к разу радующая нас неплохими тактическими стратегиями, выпуская дополнение, как правило, не ограничивается новыми текстурами, традиционно уже предлагая весьма серьезное изменение в игре.

Дополнение , в целом, остается верным этой традиции, хотя, безусловно, теряется на фоне куда более удачного дополнения ко . В то время, как предлагало нам полностью переработанный игровой процесс, и, фактически, новую игру на старом движке, «Галльская война» представляет собой просто сборник из четырех кампаний, предлагающий погонять римлянами французов, немцев и бельгийцев по их родным лесам.

С другой стороны определенная бедность дополнения ни в коем случае не означает, что играть в него неинтересно. В кои-то веки разработчики вручили под наше командование не какого-то там абстрактного римского мужика, а великого Юлия Цезаря. И именно с нашей помощью ему предстоит достичь своего величия.

Записки о Галльской войне.

Принимая во внимание, что у нас тут серьезная историческая стратегия, ждать от Caesar in Gaul появления Астерикса, Обеликса и волшебного снадобья не приходится. Вместо этого – сложная и комплексная война на несколько фронтов и напряженная дипломатическая работа. Дикие бородатые Бойи, конечно, не против постучать по роже Галатам и плюнуть в кашу Нервиям. Но, по их представлению, все это можно сделать и позже, когда кожу последнего выскочки из Рима удастся натянуть на барабан. В свою очередь, римские легионы под командованием самого Юлия Цезаря пытаются насадить в беспредельной Галлии хоть какое-то подобие порядка, безжалостно вырезая всех, кто не согласен с текущим курсом Сената.

На первый взгляд, карта тесновата – на деле в нее понапихано даже больше провинций, чем в оригинале. Итак, что же нам предлагает дополнение, призванное пролить свет на самую важную военную кампанию в карьере Цезаря, после которой его популярность в Риме достигла таких высот, что он осмелился бросить вызов Сенату и назвать себя императором?


Для начала, забудьте о Средиземноморье – действовать в Caesar in Gaul придется исключительно на карте Галлии, грубо говоря, включающей в себя территорию современной Западной Европы. Несмотря на то, что, на первый взгляд, карта тесновата, на самом деле в нее понапихано, пожалуй, даже больше регионов и провинций, чем в оригинальной игре. Взглянуть на Галльскую войну мы сможем глазами Рима, вождей племени Бойев, диких, но симпатичных Галатов, которые любят сражаться голышом, или бельгийцев-Нервиев. Каждая сторона, разумеется, уникальна, и располагает своим набором войск. Кроме того, каждая фракция по-своему ведет бои. Наконец, помимо четырех основных участников конфликта, в большой политике поучаствуют разные мелкие племена, способные, однако, попортить полководцам немало крови, или принести много-много пользы, если сподобитесь вести все войны руками своих союзников.

Пришел, увидел, убежал.

Первое, что бросается в глаза в дополнении – это, разумеется, три новых племени. Нервии, предки современных бельгийцев, представляют собой самых ожесточенных и отмороженных воинов, которые специализируются на засадах. Их партизаны-мечники, появляющиеся из ниоткуда и наносящие жестокие удары по флангам, гарантированно выпьют из игрока литры крови. Бойи специализируются на битвах в чистом поле, и они могут себе это позволить – их отряды в целом дешевле других войск в игре и набираются быстрее. Наконец, в распоряжении Галатов есть лучники, становящиеся невидимыми в любом лесу. Эти ребята просто незаменимы для фанатов тактики «нагадил и убежал», однако и микроконтроль в случае их применения порой нужен просто адский. Впрочем, если вдруг игроку вздумается поиграть против Рима, он быстро увидит, как решительно Цезарь давит сопротивляющихся ему «леших» стальными кулаками легионов и наемников из местного населения. Разработчики подкрутили ИИ, и компьютер начал использовать уникальные особенности фракций на полную катушку.

Компьютер, наконец-то, научился использовать особенности местности и управляемой им фракции. Действие кампании длится всего восемь лет – с 58 по 50 годы до нашей эры. Но не пугайтесь, отныне каждый ход охватывает только две недели, а год, соответственно, длится 24 хода, за которые можно успеть натворить очень немало дел. При этом разработчики ввели в игру смену времен года, каждое из которых может наградить собственными бонусами или недостатками. Например, поздней осенью крестьяне могут снять хороший урожай, а засушливое лето приводит к пожарам на фермах и повреждению производства. А зимой у солдат могут возникнуть проблемы с обеспечением и настоящие эпидемии болезней.


В Caesar in Gaul изменилась и механика. Завоеванные провинции то и дело поднимают бунт. Враги, увидев в игроке опасного соперника, перестают собачиться между собой, и могут даже сформировать огромную коалицию, которая обрушится на вас всеми своими немалыми силами. Впрочем, механику можно обратить и себе на пользу, старательно эксплуатируя правило «разделяй и властвуй». Заключите союз с одними племенами и натравите их на другие, неугодные вашему режиму – особенно хорошо эта тактика работает против Бойев. В кои-то веки дипломатия в сериале ушла чуть дальше мирных переговоров и объявления войны. Впрочем, компьютер тоже любит загребать жар вашими руками, так что все время держите ухо востро, чтобы не стать пешкой в чужой игре.

Опыт всему учитель.

Увидев в игроке опасного соперника, галльские племена могут сплотить против него все свои силы. Помимо кампании, в игре появилась новая историческая битва – сражение у города-крепости Алезия, которое является ключевым в Галльской войне. Со стороны Рима легионами командует лично Юлий Цезарь, а объединенными галльскими войсками руководит друид Верцингеторикс. Сражение представляет собой весьма сложную осаду города – победить в ней ну очень непросто, независимо от стороны конфликта. Риму придется раз за разом накатывать на стены укрепленного города, а галлам – содрогаться под ударами легионов, расстреливать полки из-за стен, и молиться всем своим богам сразу. В реальной истории Цезарь наголову разгромил войска Верцингеторикса, посадил друида в клетку, провез его по улицам Рима во время своей триумфальной процессии и казнил. Попробуйте повторить его подвиг, или наоборот – перебить легионеров, взять «Человека-салат» в плен, провезти по лесам Галлии и сжечь на костре во славу языческих богов.


К сожалению, игра осталась больна всеми своими недостатками. Здесь все те же огромные карты, на которых, порой, дико устаешь от охоты на вражеские полки, и все те же бестолковые размахивания мечами и дубинами вместо полноценного боя, а также «столкнувшиеся коробки» легионов. Интеллект врага стал немного лучше – ему хватает ума загонять невидимых лучников в леса – но порой он с потрясающей наивностью бросает свою кавалерию прямо на лес, где прячутся наши копейщики. В целом же, техническая часть игры осталась без перемен. Все та же великолепная графика, все та же масштабность происходящего, все такая же требовательность к ресурсам компьютера. Можно, разве что, поблагодарить разработчиков за исправление многочисленных багов и оптимизацию игры, которая перестала так безбожно тормозить даже на весьма мощных системах.

Total War: Rome 2 - Caesar in Gaul , как и оригинальная игра, не лишена недостатков – причем, в большинстве своем, тех же самых. Если оценивать игру как самостоятельный продукт, она заслуживает всех и всяческих похвал. Однако этот набор кампаний выглядит откровенно блекло на фоне Fall of the Samurai , полностью видоизменявшего игровой процесс. В любом случае, если вы остались довольны оригинальной , нет ни малейших причин пройти мимо столь замечательного дополнения.

Total War™ ROME II: Caesar in Gaul

Campaign Pack

Description:

Caesar in Gaul is a standalone campaign pack for Total War: ROME II covering Julius Caesar’s war of expansion against the Gaulish tribes. Players can choose from four playable factions in this conflict: the Gallic Arverni, the Germanic Suebi, the Belgic Nervii and Rome, in a campaign inspired by Caesar’s Commentarii de bello Gallico (Commentaries on the Gallic war).

Offering a tighter scope in terms of time and geography than Rome II (58-51BC), the Caesar in Gaul Campaign Map is an expanded, more detailed vision of Gaul and the south coast of Britannia.

Compared with ROME II’s map of Gaul, Caesar in Gaul contains more regions and provinces, more factions (both playable and non-playable), and a series of famous generals and statesmen from history which the player will employ or fight against depending on their chosen faction.

A war of great profit and glory for Caesar, this conflict made him extremely popular with the people of Rome… though less so with the senators, who saw him gathering power to himself in a series of events that ultimately lead to his ascension to Dictator.

Caesar in Gaul differs from the core ROME II experience in a number of important ways:

New Campaign Map:

The Caesar in Gaul campaign map is an enhanced, more detailed representation of Gaul, with players able to expand across 18 provinces dotted with resources, new settlements and new provincial capitals.

Greater focus on characters:

Many factions employ great generals and statesmen from history (for example, Rome fields Gaius Julius Caesar himself, Mark Anthony and others). Each of the four playable factions also has a faction leader who acts as the player’s avatar during the campaign.

24 turns per year:

As Caesar in Gaul deals with a considerably shorter time-span (58-51BC) than the grand sweep of the ROME II campaign, each turn represents two weeks rather than a year. This means seasons make a return. The gameplay effects of these aren’t always predictable however, and may vary from province to province. A late autumn may bring a good harvest for example, but a long, dry summer may damage your food production.

Compact, focussed multiplayer campaign:

For those generals looking for a more rapid MP campaign game, Caesar in Gaul presents a series of interesting options. Due to the geographic scope and the opposing 48 factions, co-op or competitive 2-player campaigns are tighter, more focussed, and less time-consuming than a full Campaign.

New mid-game challenge mechanics:

For those players making it through to the mid-game, there will be new challenges to face as a more suitable replacement for the Civil Wars of ROME II. As a Gallic tribe, you’ll feel the mailed fist of Rome respond with heavy intervention forces, and as Rome, you’ll see the Gallic tribes rebelling and forming alliances against you.

New historical battle:

Caesar in Gaul adds the Battle of Alesia as a playable historical battle. Alesia marked the turning point of Caesar’s Gallic War, and resulted in the capture of Vercingetorix, who was later taken to Rome and executed at Caesar’s Triumph.

Set from Caesar’s perspective, Alesia tasks the player with maintaining the siege of Vercingetorix"s Gallic stronghold. The battle begins with the Roman forces deployed within their own investment fortifications outside the hill-fort. The player must guide the Romans as they weather attacks from both a huge relief army and within the fort itself.

New Total War: ROME II full campaign playable factions:

Alongside the factions playable within the new Campaign, Caesar in Gaul also adds three new playable factions to the main game; they are:

Nervii (barbarian, Belgic)
The most fierce and powerful of the Belgic tribes, the Nervii are a melting pot of Celtic and Germanic heritage. Their unit roster reflects this mix of cultures, opening up the possibility of creating new, unique army compositions.

Boii (barbarian, Gallic)
One of the largest of the Gallic tribes, the Boii occupied Cisalpine-Gaul, Pannonia, Bohemia and Transalpine Gaul. Their numbers make them a force to be reckoned with but they are somewhat disconnected from other the Gallic tribes geographically and are directly exposed to the ferocious Germanic clans and the Dacians.

Galatians (barbarian, Anatolia)
The Gauls of the East, the Galatians migrated to Asia Minor following the Celtic invasion of the Balkans. They arrived through Thracia at around 270 BC, led by generals Lotarios & Leonnorios. As Celts deep within Hellenic territory and factions hostile towards them, the Galatians offer interesting and challenging new gameplay.

New units:

Alongside their usual unit rosters, the playable factions of Caesar in Gaul (and playable factions in the main ROME II campaign provided by Caesar in Gaul ownership) also gain the following new units:

Boii (ROME II)

Sword Followers (sword infantry)
Where a lord commands, the sword is thrust.

Veteran Spears (spear infantry)
Battle hardens the sinews and the heart, and deafens the ear to the cries of cowards.

Galatians (ROME II)

Galatian Legionaries (sword infantry)
The Celts have taught the Romans more than they"re prepared to admit, but this is a two-way street.
Galatian Raiders (javelin and sword cavalry)
Broken enemies know it is better to flee than face riders who will not spare their lives.

Gallic tribes (ROME II and Caesar in Gaul)

Chosen Swordsmen (sword infantry)
These men fight with proven bravery and well-honed skill-at-arms.
Chosen Spearmen (spear infantry)
Chainmail does not chill a warrior"s heart, or still his lust for battle.

Nervii (ROME II and Caesar in Gaul)

Fierce Swords (sword infantry)
Once he has earned it, a Celt will only be parted from his longsword by death itself.
Guerilla Swordsmen (stealth sword infantry)
These swordsmen strike wherever and whenever their enemies least expect.
Mighty Horse (spear cavalry)
A strong mount and a savage swing make these warriors a fearsome prospect.
Naked Spears (spear infantry)
Who needs clothes when you have more than your share of courage?
Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The skills of the hunt, hiding and a sudden strike, are the skills of a warrior.

Auxiliaries

Auxiliary Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The skills of a hunter should be used in the service of Rome.
Auxiliary Noble Horse(spear cavalry)
A mounted, armoured fist is always useful in a Roman army.
Auxiliary Naked Swords (sword infantry)
The savage gods of war should be used to Rome"s advantage.
Auxiliary Short Swords (sword infantry)
Bravery in battle, rather than skill, sometimes gives worth to a man.

Mercenaries

Mercenary Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The hunting of other men often has the greatest of rewards.
Mercenary Noble Horse (spear cavalry)
Even a nobleman has his price, and will fight for gold.
Mercenary Naked Swords (sword infantry)
The gods of war will bless mercenaries as long as they fight bravely.
Mercenary Short Swords (sword infantry)
It is often enough to sell bravery and a taste for glory.

Прошло весьма немало времени с момента выхода игры, но не меньше прошло и с момента выхода кампании "Цезарь в Галлии". Честно говоря, я с одной стороны, люблю локальные кампании. Они дают прочувствовать более тонко события той или иной эпохи. Мне сильно нравились мелкие кампании в Наполеоне, Medieval 2: Kingdoms. И Рим 2 предлагает на данный момент достаточно разнообразный набор локальных кампаний, каждая из которых по-своему интересна. Вместе с тем мне никогда не доводилось их либо отыгрывать до конца, либо начинать вообще. С Цезарем в Галлии произошло подобное. Помнится, как-то я начинал игру за свебов, но покорив достаточно большое количество племён, кампанию бросил. Нашлись другие дела. Сейчас же, когда большая кампания была отыграна множество раз, хочется попробовать что-то новое. И я решил посмотреть на Цезаря в Галлии снова, дать ему ещё 1 шанс.

Начал кампанию естественно за римлян, ожидая повторить славные подвиги Гая Юлия из "Записок". Поначалу всё проходило довольно гладко. Аллоброги и эдуи достаточно дружелюбно относятся к Риму. Воконтии так и вовсе протекторат Рима. Война с гельветами также не представляет особой трудности.


По ходу "Записок" я должен был дальше воевать со свебами, а в перспективе и с нервиями. Но так сложилось в игровом мире, что войну мне объявили вибиски, и не желая сдавать Нарбо Мартий, пришлось боеспособную армию Цезаря перенаправлять на запад. Железные легионы Цезаря без проблем расправились с местными племенами. Стоит отметить, что эта формула применима и к другим племенам. Как правило, у всех галлов в армии в основном крестьяне-новобранцы, немного лёгких всадников и 1-2 крепких сильных юнита. Тогда как римская армия является самой сильной в данной кампании. Базовая пехота легионеров на равных дерётся с лучшими галльскими мечниками (что уж там говорить про более слабых юнитов). Помимо этого римляне имеют доступ к местным галльским войсками и артиллерии. Поэтому для Цезаря не должно представлять особых проблем разборки с кельтами.


Однако не менее важным аспектом в данной кампании является дипломатия. Ведь именно благодаря ей Цезарь добился большинство своих первоначальных побед. Поначалу отношения с соседями поддерживать не представляет особой сложности. Но по мере увеличения территорий Рима растёт и уровень экспансионизма, который крайне негативно влияет на отношения с соседями. Каждый ход я отсылал имеющимся союзникам и протекторатам денежные дары с намерением поддерживать дружелюбные отношения. Но с каждым ходом это становилось всё труднее и труднее. Более того последовавшая война со свебами и нервиями обременяла казну Цезаря, поэтому дары перестали быть регулярными.


В какой-то момент уровень экспансии достигает критической точки и во всех городах происходит восстание уже покорённых галльских племён. Учитывая, что в этот же момент под боком складывается весьма мощное государство арвернов, а к врагам присоединяются их союзники, то положение Цезаря становится крайне незавидным. Через несколько ходов предают уже даже самые верные союзники, в том числе и протектораты.


Города пылают от восстаний, сил катастрофически не хватает, денег, чтобы набрать новые армии тоже нет. В итоге Цезарь остаётся без войск (а те, что есть, отчаянно удерживают имеющиеся территории), без союзников, окружённый крайне враждебными племенами, дипломатические сношения с которыми отныне невозможны.

Гаю Юлию Цезарю не осталось ничего, кроме как нажать ESC, "сохранить игру" и "выйти в главное меню", надеясь, что в будущем ему удастся справиться с этими проблемами.

Подводя итоги римской кампании, замечу, что всё практически происходит, как и было исторически. Кампания выходит довольно сложной и напряжённой (особенно если учитывать, что в какой-то момент придётся воевать со всеми сразу). Однако восстание покорённых галлов не является страшной угрозой по сравнению с другими непокорёнными галлами, которых очень много. Признаю, что моей самой главной ошибкой было то, что я отвлёкся на вибисков. Во-первых, я потратил 4 хода на переброску легиона Цезаря. Во-вторых, в ходе завоеваний вырос империй, что ухудшило отношения с моими соседями практически мгновенно. Также отмечу, что дипломатию вести очень трудно. Да, это сложно. Но необходимо активно следить за тем, кто с кем воюет и не позволять усиливаться той или иной стороне. Divide et impera! Таким образом, воевать должно стать легче. Будучи союзником эдуев и никак не сдерживая их, я позволил им расшириться, что впоследствии во время войны с ними мне очень дорого стоило.

Но я решил просто так не сдаваться и потому попробовал кампанию за соперников Цезаря - арвернов. Поначалу кампания кажется совсем простой. Война с соседями, как правило, не представляет особой сложности, особенно после того, как у арвернов появятся знатные мечники и даже обычные копейщики. Но арвернам, по большему счёту, и воевать не надо. Их фракционный бонус, а также различные дипломатические технологии позволяют улучшать свои отношения с соседями. После того, как первая фракция присоединится в вашу конфедерацию (а произойдёт это очень скоро), то начнётся цепная реакция. Многие мелкие племена захотят стать членами конфедерации, а крупные - союзниками. К этому моменту очень важно собрать большую армию.


Потому что достигнув максимального империя, мы получаем новость о том, что римляне начинают наступление. Погодя несколько ходов, я объявил квиритам войну, потому что именно в этом противостоянии и заключается основная суть игры. И каково же было моё неприятное удивление, когда со стороны Лугдунской Галлии стали приходить многочисленные легионы и вражеские агенты. Я насчитал 13 легионов, состав которых был таков, что они могли бы сразу уничтожить меня.


На первом же ходу на мою армию, которая стояла гарнизоном в поселении, напали римляне, изрядно повредив её агентами за момент до этого. Первое сражение было выиграно, римский легион был уничтожен. Но впоследствии пришли ещё 3 других, и результат следующего столкновения был очевиден. Даже 1 на 1 римский стек представлял серьёзную силу, и победить его в честном бою можно было только с ооочень большими потерями (если вообще исходом битвы будет победа). Так, на первых ходах я потерял 2 армии. В запасе оставалось ещё 3. Я был готов поступить точно также, как и в случае с кампанией Цезаря.


На следующий день я подумал, посмотрю-ка я ещё раз на расстановку сил в кампании. Прикинув, что римляне, даже если и будут наступать, то не скоро захватят все мои земли, у меня будет достаточно времени, чтобы устроить квиритам "достойный приём". Я вспомнил методы войны самого Верцингеторикса против римлян. Он никогда не вступал в открытый бой с римлянами, предпочитая прятать основные силы в оппидиумах и устраивать партизанские нападения на римлян. Это был единственный способ победить римлян. Агентами я устраивал различные диверсии в римских легионах, а имеющиеся армии поставил в режим "засады" (признаюсь, первый раз пробовал данный режим), который делал мои армии невидимыми и позволял нападать на врагов из засады. Несколько легионов римлян мне удалось уничтожить таким образом. В это же время в Немессе и Алезии набирались новые армии сопротивления. К моменту войны на моей стороне выступили нервии и другие крупные племена. Но я также пытался склонить деньгами и те племена, которые были нейтральны к Риму. Так, мне удалось склонить аллоброгов и вангионов. Но к моему сожалению, Цезарь оказался способным их уничтожить на том же ходу (!), когда они присоединялись к моей коалиции. По мере сопротивления Цезарь захватил также Бибракту и некоторые другие поселения. Во время таких "суицидальных" боёв я старался уничтожить в первую очередь артиллерию римлян, которая больше всего приносила бед.


На юге в Нарбоненсисе действовала одинокая армия Веркассивелауна, который освобождал те племена, которые были завоёваны римлянами. В перспективе я должен был лишить римлян стратегической базы на юге.

Со временем наступление римлян гасло, засады и действия агентов делали своё дело. Когда какая-нибудь армия римлян отдалялась от основных сил, на неё нападали мои силы. Впрочем, римская армия действовала весьма мудро, стараясь не удаляться друг от друга. Было очевидно, что на 5-6 легионов (пусть и потрёпанных) я нападать не стал бы. Да ещё и мои силы были разрознены.

Но вскоре весь юг был освобождён от власти Рима. Союзники постепенно присылали свои армии, которые мешали продвижению римлян. Нервии отбили у римлян Бибракту, даровав независимость эдуям, которые поспешили вступить в мою конфедерацию. В конце осени римляне были либо разбиты, либо немногочисленные силы были отброшены в Гельветику. Первоначально планировалось дождаться зимы, чтобы римляне несли небоевые потери. Но к счастью для галлов, ситуация сложилась гораздо более лучшим образом.
В нескольких крупных боях Верцингеториксу удалось лично разбить римлян с весьма большими потерями (что лишний раз подчеркнуло, что биться лоб в лоб с римлянами крайне неразумно), но вскоре действиями агентов он был ранен.


Римляне остались без легионов. По крайней мере, те силы, что у них были, действовали в Германии против нервиев и свебов. Путь на Италию был открыт. Подчинив Массалию, объединённые галлы лавиной прошлись по Лигурии и Инсубрии. Цели галлов были достигнуты. Победа!


Поводя итоги уже арвернской кампании, могу сказать, что по совокупности факторов было гораздо проще. Единственную сложность представляло лишь римское наступление, с которым за пару ходов не расправишься. Оно заставило меня довольно сильно попотеть и пошевелить мозгами. Но самый главный плюс, что получился довольно правдоподобный и реалистичный отыгрыш за Верцингеторикса. Сама по себе галльская кампания геймплейно полная противоположность кампании Цезаря. Оно и хорошо. Свебская кампания, как это ни странно, также довольно сильно непохожа на 2 другие. Насчёт нервиев не могу сказать ничего определённого.

В целом, кампания, на мой взгляд, стоит как времени игрока (потому что заставляет много думать, причём ввиду большой проработанности карты и некоторых возможностей самой кампании думать надо очень тщательно, а также благодаря более-менее соответствию истории), так и его денег (цена ДЛС довольно небольшая + помимо новой кампании мы получаем также 3 фракции для основной кампании). В общем, моя оценка 4,3 из 5.

Юлий Цезарь – безусловно самый популярный и известный политический деятель и полководец Рима за всю его историю, о котором знает современное человечество. И вполне надо сказать заслуженно. Совмещая несколько ипостасей, он был успешен в любом своем деле. Ну и самый знаковый момент для нас всех – именно после смерти Цезаря Римская Республика окончательно и бесповоротно встала на путь Римской Империи.

Цезарь был увековечен по множестве как театральных представлений, так и в медийной культуре, в частности в различных исторических лентах, или взять хотя бы даже комедии. Уверен, что все вы смотрели «Астерикс и Обеликс против Цезаря».

А вот то, что The Creative Assembly в первом Риме прошла мимо этой величайшей исторической личности, которая повлияла на судьбу самого Рима, это несколько разочаровало поклонников. Что же, теперь прошло уже 9 лет и разработчики решили реабилитироваться в глазах фанатов, во второй раз таки уделив внимание незаслуженно проигнорированному Юлию Цезарю. Увековечить его решили самым очевидным путем – сделав отдельную кампанию, посвященную завоеванию Галлии.

Действительно, DLC основан на собственной летописи Цезаря, более известной, как «Записки о галльской войне» и в первую очередь данная летопись описывает происходящие в тот момент событие со стороны самого Юлия Цезаря и римской армии. В DLC это выражается в том, что при начале новой кампании, как за римлян так и за варваров, вместо советника, который указывает что делать, так же появляется Цезарь. И если вы выбрали Рим, то он будет описывать свои ближайшие действия; при начале новой кампании за варваров, Цезарь будет давать оценку тем или иным варварам и пытается предсказывать их дальнейшие действия. Сделано необычно и довольно свежо. Так же сей факт еще раз подчеркивает, кто здесь, так скажем, краеугольная фигура всего DLC.

Меж тем играбельных фракций всего 4 штуки. Три из них нам уже знакомы по «ванили». Это Рим, Арверны, Свебы. Но появились и новые варвары – Нервии. Они довольно разительно отличаются от своих собратьев достаточно мощной и сбалансированной линейкой войск, где в достатке всё – и тяжелая пехота и копейщики и стрелки и кавалерии так же самой разнообразной завезли.

Так же сам образ жизни и военная дисциплина Нервиев очень напоминает знаменитых спартанцев. Они вели довольно аскетичный образ жизни, много сражались, прослыли бесстрашными и беспощадными войнами, где нет места слабым. Неудивительно, что Нервиев в определенных кругах прозвали варварскими спартанцами.

Все это в сочетании с высоким боевым духом делает Нервиев потенциально сильнейшими варварами во всем DLC. Обратной стороной медали является слабое экономическое развитие нервиев. Ну а про знакомых Свебов и Арвернов мы уже с вами знаем. Их стратегическое положение примерно соответствует ванили, а их войска разработчики разбавили парой новых юнитов.

Ну и само собой Рим. Южная часть карты. Территории Рима надежно укрыты от противников горной цепью Альп и землями варварских племен-союзников. Ожидаемо кампания за Рим будет наиболее комфортной, особенно для новичков.

Всего же в кампании нам предстоит увидеть 48 фракций (с учетом 4 играбельных). И поверьте, даже такого количества будет достаточно, для увлекательной кампании от начала и до самого конца. Вся Галлия (само собой существенно расширенная и дополненная по территории в отличии от оригинального Total War: ROME 2 ) будет являться одним большим муравейником, в котором будут копошится десятки племен, со своими собственными правилами, союзами, противниками. Что кстати задаёт особые условия игры. Дело в том, что большинство племен будет иметь в своем расположении не более одной области с одним поселением, вследствие чего, ожидаются кровопролитные и драматичные сражения буквально на выживание той или иной фракции. Причем это касается и играбельных фракций. Начав войну с казалось слабым соседом, позднее вы обнаружите, что он успел насоздавать союзов с соседями, и что все они идут вам за него мстить. То есть каждый ваш ход придется очень аккуратно и точно планировать, желательно на несколько партий вперед. Кстати в большой степени это касается и Римлян. Правда если для варваров дипломатические и геополитические ошибки и просчеты в начале кампании будут приравниваться фактически к мгновенному проигрышу, то Риму, ввиду изначально наибольшему числу провинций, городов, сильной армии и экономике, будет «несколько неприятно», но не критично. Тем не менее, если у руля Рима будет бездарный лидер, то и он будет обречен.

Вообще ИИ в DLC неплохо подкрутили, но по большей части благодаря патчу № 8, который вышел одновременно с самим «Цезарем в Галлии». На стратегической карте ии действует грамотно и логично, старается заручится поддержкой соседей, а вас побыстрее задавить. На тактической карте, так же все хорошо. Полководец на копья не ведет, войска рассредоточивает, согласно местности. Осадные битвы ИИ так же ведет довольно неплохо, но тем не менее именно в этом направлении все еще могут наблюдаться некоторые недоработки. Например могут игнорировать бреши в стенах все так же пользуясь лестницами, даже если это невыгодно в данной ситуации.

Однако навыков суперстратега от ИИ можно не ждать. Да, его наконец то обучили базовым и стандартным положениям и маневрам, он научился действовать логично и частенько вставляет палки в колеса игроку, но тем не менее не один ИИ ни сравнится по мастерству с живым соперником. Благо что, как и в оригинальном Rome II, здесь есть кооператив на 2 человека, что позволяет смоделировать воистину интереснейшие ситуации. И именно «Цезарь в Галлии» подходит для совместного прохождения кампании, как нельзя лучше. Более плотная и сбалансированная карта кампании идеально этому способствует. Так, как в нашем распоряжении только Галлия, то соперникам не придется долго развиваться встретившись в итоге друг с другом. Все происходит отныне более стремительно и драматично. Кстати теперь продолжительность кампании будет равняться 7 годам и 24 ходам за год. А это подразумевает появление погодных условий, которые самым прямым образом влияют на геймплей. Не удивляйтесь, что после теплой осени ваши легионеры, при наступлении суровой зимы будут нести небоевые потери, даже при непосредственно перемещении по глобальной карте. Поэтому неподготовленным войскам зимой лучше вообще не двигаться и построится лагерем. Кстати погодные условия типа проливного дождя или идущего снега заметно оживляют игровую карту кампании и приносят некий уют.

По остальному: ветви технологий были переработаны специально под данное DLC. причем между варварами и римлянами есть существенные отличия по структуре. Многие фракции теперь имеют реально существовавших полит. Деятелей и вождей (помимо собственно Цезаря у Рима еще есть Марк Антоний, у варваров к примеру Верцингеторикс и т.д.) .

Еще одно нововведение. Гражданских воин в данном DLC нет, но разработчики сделали им замену. Нас будет ждать некая система испытаний ближе к середине кампании. Выражается это в регулярных восстаниях покоренных варваров и еще большем их сплочении, если вы играете за Рим. Ну а варварам придется сдерживать мощные и хорошо оснащенные армии Рима.

Ну и под конец про оптимизацию. Раньше особой разницы в производительности между высокими и ультра настройками практически не было. Опытным путем же было выявлено следующее. Ультра и Экстрим настройки нормально потянут только очень мощные станции. А вот высокие и оч. высокие настройки – теперь являются самыми оптимальными для подавляющего большинства современных, но не топовых ПК. При этом приятно, что в общем и целом разница в качестве графики даже между высокими и ультра не бросается в глаза, а разница в фпс между двумя этими настройками может достигать целых 10 фпс!

Но при этом с выходом Total War: ROME 2 Caesar in Gaul графику даже подтянули в не зависимости от самих графических настроек, и теперь игра будет выглядеть красивее, того, что было до этого в ванилле практически без потери производительности. На данный момент модели воинов выглядят уже лучше чем, то что мы могли видеть в ванильном Риме 2 и в Shogun 2

Подведя итог, с уверенностью можно сказать, что дополнительная кампания «Цезарь в Галлии» удалась на славу. В этом DLC Creative Assembly провели работу над ошибками и взяли свой шанс на реабилитацию после сырого релиза Rome II. Все, чтоплохо работало изначально в оригинале или было вырезано, отныне добавлено и многократно улучшено. Так же, как нельзя лучше была использована и реализована тематика данной кампании. Кстати выход Caesar In Gual недвусмысленно дает понять, что это первая ласточка в таком роде дополнительно скачиваемого контента. Такой стиль отдельных кампаний а-ля Kingdoms для Medieval II прекрасно себя зарекомендовал среди фанатов, так что ждем гипотетических «Ганнибалов в Италии» , «Александров в Азии», «Воин Диадохов» ну и голубую мечту всех тоталварщиков - «Вторжения Варваров, дубль два!»

Римское завоевание Галлии в 58–50 годах до н. э. - одна из наиболее известных военных кампаний Древнего мира. И прежде всего - благодаря «Запискам» Гая Юлия Цезаря, в которых военачальник подробно информирует читателей о ходе и результатах своих походов. Развитие археологии позволяет нам более наглядно представить, как развивались события в Галлии, и даже дополнить изложение Цезаря новыми фактами.

Политическая ситуация в Галлии накануне римского завоевания

Весной 58 года до н. э. Гай Юлий Цезарь стал наместником Галлии. К тому моменту на его счету были блестящая политическая карьера, честолюбие, а также огромные долги. Цезарь получил от сената право военного командования на пять лет, возможность набирать легионы и назначать по своему выбору помощников-легатов. Амбициозный политик уделял Галлии огромное место в своих планах, чему благоприятствовала сложившаяся здесь к тому моменту взрывоопасная ситуация.

Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.). Бюст из Античного собрания, Берлин

Издревле страна была разделена на враждующие партии: во главе одной стояли могущественные арверны и их союзники секваны, во главе другой - эдуи. Положение арвернов сильно пошатнулось, когда в 121 году до н. э. они потерпели поражение от римлян . Эдуи же, заключившие союз с Римом, напротив, значительно упрочили свои позиции.

Около 63 года до н. э. эдуи вели войну с секванами за стратегически важный коридор, ведущий из долины Рейна к верховьям Роны. Секваны поначалу терпели поражения и привлекли к участию в войне 15 тысяч наёмников-германцев из племени свевов, которых возглавлял Ариовист. Германцы явились в Галлию из отдалённых земель за Рейном и имели репутацию храбрых и опытных воинов.

В результате эдуи потерпели от них тяжёлое поражение в битве у Магетобриги (возможно, у современного Амажа в 75 км от Безансона). Секваны завладели спорными территориями и поселили здесь воинов Ариовиста, которые должны были играть роль пограничного буфера между ними и эдуями.

Вождь свевов, не ограничившись достигнутым, начал переводить через Рейн всё новые отряды германцев. Вскоре их численность здесь достигла 120 тысяч человек. Для их расселения Ариовист потребовал у секванов уступить ему часть их владений, а также начал отбирать земли у соседних галльских общин.

Гельветы

Мнения галлов разделились. Одна партия, во главе которой стоял вождь эдуев Дивитиак, планировала обратиться за защитой к римлянам. Другая, возглавляемая братом Дивитиака эдуем Думноригом, а также секваном Кастиком, предлагала использовать против германцев помощь гельветов.

Это могущественное и богатое кельтское племя, жившее в северо-западной части современной Швейцарии, перед растущим натиском германцев задумало покинуть свои владения и обосноваться в юго-западной части Аквитании. С этой целью гельветы собрали большие запасы продовольствия и сожгли свои города и сёла.

Поскольку кратчайший путь к намеченным для поселений местам пролегал через территорию Нарбонской провинции, гельветы обратились в Рим с просьбой о свободном проходе. Римляне, лишь в 62–61 годах до н. э. подавившие в провинции восстание аллоброгов, опасались возобновления волнений и отказали им в просьбе. Гельветы попытались пробиться силой, но Цезарь, уже ранней весной 58 года до н. э. поспешивший выехать в провинцию, предпринял здесь ряд мер оборонительного характера.

Статуя галльского воина из Вашера на юге Франции, I век н. э.

Найдя путь через провинцию заблокированным, гельветы двинулись в обход - через области секванов и эдуев. Думнориг добился для них разрешения на свободный проход. Однако насилие, которое гельветы устроили в пути, отвратило эдуев в пользу партии Дивитиака. В качестве римского союзника тот обратился к Цезарю с просьбой о защите.

Цезарь поспешил ухватиться за удобный предлог для военных действий. В начале лета он перевёл через Альпы три легиона из Цизальпинской Галлии в дополнение к легиону, стоявшему на территории Нарбона. Кроме того, он набрал ещё два легиона добровольцев. Располагая теперь армией из шести легионов, т. е. 25–30 тысяч человек, Цезарь устремился вслед за гельветами.

6 июня 58 г. до н. э. он атаковал входивших в их состав тигуринов во время их переправы через Арар. Внезапная атака увенчалась успехом: галлы потерпели поражение и понесли большие потери. Постоянно преследуя противника, Цезарь через несколько дней смог навязать гельветам решающее сражение где-то вблизи столицы эдуев Бибракте, возможно, у современного Монмора.

В начале боя гельветы смогли сильно потеснить римлян с их позиций, но затем военное счастье от них отвернулось. Сражение завершилось полной победой римлян. Около 80 тысяч гельветов и их союзников были убиты на поле боя, уцелевшие вынуждены были вернуться на места первоначального расселения и отстроить ранее разрушенные поселения.

Кампания Цезаря против Ариовиста

После победы над гельветами Цезарь созвал в Бибракте общегалльское собрание, на котором представители наиболее влиятельных племён принесли ему жалобу на действия Ариовиста. На его приглашение прибыть в ставку Ариовист отказался, что подтвердило худшие подозрения в его адрес.


Война Цезаря с гельветами и кампания против Ариовиста, 58 год до н. э.

Вскоре Цезарю стало известно, что недавно прибывшие из-за Рейна гаруды опустошают пограничные земли эдуев, а на другом берегу реки стоят, ожидая переправы, громадные силы свевов. Стремясь предотвратить их соединение с основными силами Ариовиста, Цезарь в конце августа того же года выступил в поход. Ему удалось занять столицу секванов Везонтион (Безансон) прежде подхода к нему основных сил германцев. Ариовист ожидал приближения Цезаря в «Бургундских воротах» у современного Бельфора. Личная встреча военачальников не имела успеха. Ариовист отказался принять посредничество Цезаря и отверг его требования предоставить галлам свободу.

Несколько дней между противниками происходили лёгкие стычки. Решающее сражение состоялось 10 сентября 58 года до н. э. В начале боя германцам удалось потеснить римлян на одном из флангов, однако Цезарь своевременно ввёл резервы, что решило исход дела в его пользу. Около 80 тысяч германцев погибли на поле боя и во время бегства к берегу Рейна. Ариовист с немногими приближёнными успел переправиться через реку и спастись. Его дальнейшая участь неизвестна.

Кампания против белгов

Римская победа над гельветами и Ариовистом серьёзно изменила политическую ситуацию в Галлии. Пальма первенства среди галльских племён перешла в руки эдуев и стоявшей за ними проримской партии. Жившие на севере Галлии белги были недовольны этими обстоятельствами. Они расторгли ранее заключённый с эдуями договор о дружбе и начали готовиться к войне.

Цезарь расценил приготовления белгов как угрозу для созданного им нового порядка. Весной 57 года до н. э. он набрал в Цизальпинской Галлии два новых легиона и со всеми бывшими при нём силами вторгся в Белгику. Ремы, жившие между Эной и Марной, заверили его в своей поддержке и предложили помощь. О своём нейтралитете заявили левки (Туль), медиоматрики (Мец) и жившие в долине Мозеля треверы.

Остальные белги, среди которых важнейшую роль играли белловаки (Бовэ), собрали ополчение численностью 300 тысяч человек. Эти громадные силы подступили к укреплённому лагерю Цезаря, который был разбит на холме на берегу Эна близ современного Краона. Прямой штурм лагеря затрудняло находившееся рядом болото. На его берегах происходили мелкие стычки.

Со временем белги стали испытывать нужду в припасах, их ополчение начало распадаться. Цезарь устремился в погоню за отступающими и преследовал их до Новиодуна в 3,5 км от современного Суассона. Устрашённые белги, одно племя за другим, начали выражать ему свою покорность. Нервии, попытавшиеся сопротивляться, были побеждены и полностью уничтожены в битве на реке Самбре. По утверждению Цезаря, из 60 тысяч мужчин, способных носить оружие, уцелело всего 500 человек, из 600 самых знатных сенаторов - только трое. Их гибель заставила признать римское господство атребатов (Артуа) и веромандуев (Вермандуа). Адуатуки, пытавшиеся обороняться у Намюра, потерпели жестокое поражение. После этого 33 тысячи побеждённых были проданы в рабство.

Одновременно с этой кампанией Публий Лициний Красс с одним легионом принял капитуляцию венетов, осисмов, кориозолитов, эзубиев и редонов в приморских областях Бретани. Так к концу лета 57 года до н. э. значительная часть Галлии признала господство римского оружия.


Кампания Цезаря против белгов в 57 году до н. э.

Покорение Арморики и Аквитании

Зиму 57–56 годов до н. э. римские легионы провели в Галлии, расположившись на квартиры вдоль Луары. Весной против римлян выступили венеты (Морбиан), к которым присоединились покорённые в прошлом году приморские арморийские общины. Цезарь с основными силами вторгся в Арморику, а его легат Децим Брут во главе недавно построенного флота подчинил побережье и разбил на море корабли венетов. В наказание за сопротивление Цезарь приказал казнить весь сенат венетов, а пленных продать в рабство.

Легат Цезаря Квинт Титурий Сабин с тремя легионами прошёл огнём и мечом по территории Нормандии вплоть до берега Сены, а Публий Красс с двенадцатью когортами подчинил территорию Аквитании от Гаронны до подножия Пиренеев. В решающем сражении ополчение аквитанов понесло такие потери, что из составлявших его 50 тысяч человек уцелела лишь четверть.


Покорение Цезарем Арморики и Аквитании, кампания 56 года до н. э.

Осенью 56 года до н. э. сам Цезарь отправился в Белгику против моринов и менапиев, которые жили по реке Шельде и в низовьях Рейна. С его приближением варвары поспешили отступить в густые леса и болота. Римлянам пришлось прорубать широкие просеки и разбирать завалы на дорогах. Ограничившись грабежом жилищ и полей, Цезарь отдал войскам приказ возвращаться на зимние квартиры.

Цезарь переходит через Рейн

Зимой 55 года до н. э. германские племена узипетов и тенктеров, изгнанные со своей родины свевами, переправились через Рейн в нижнем его течении и нашли себе убежище в землях менапиев. Беженцы, которых, согласно римским сведениям насчитывалось 430 тысяч, обратились к Цезарю с просьбой наделить их землёй.

Цезарь стремился воспрепятствовать впредь неконтролируемым переправам германцев через Рейн и потому отвёл им всего три дня на то, чтобы вернуться назад. Затем, воспользовавшись в качестве предлога нападением отряда варваров на его фуражиров, он приказал задержать явившихся для переговоров вождей германцев, а солдатам отдал приказ вырезать всех людей, скопившихся в огромном лагере. Погибло множество народа, включая стариков, женщин и детей.


Мост через Рейн для своего времени был настоящим инженерным чудом. Настил, покрытый фашинами, поддерживался дубовыми сваями, вколоченными в дно реки на расстоянии 12 м одна от другой. Для защиты несущих опор моста выше по течению были сооружены быки. Все работы заняли не более 10 дней

Не довольствуясь этим результатом, Цезарь решил предпринять поход за Рейн. По его приказу в районе нынешнего Кобленца, где река имеет 0,5 км в ширину, инженерные подразделения возвели деревянный мост. Прибрежные общины убиев заявили о своём подчинении, однако сугамбры, принявшие к себе уцелевших узипетов и тенктеров, предпочли удалиться вглубь своей страны. Свевы также очистили прибрежные области и отступили в чащу своих лесов. Цезарь не стал их преследовать, предав огню захваченные прибрежные поселения. На 18-й день похода его войска вернулись назад.

Британская экспедиция

Поскольку Галлия сохраняла спокойствие, в августе 55 года до н. э. Цезарь решил предпринять экспедицию в Британию. В ней были использованы два легиона. Отогнав огнём метательных машин отряды варваров, Цезарь высадился и укрепился на берегу острова. Бритты отступали вглубь своей страны, умело ведя партизанскую войну и уничтожая отряды римлян, отдалявшиеся от берега. На 18-й день после высадки Цезарь отплыл обратно в Галлию.

В июле 54 г. до н. э. последовала новая попытка вторжения, на этот раз силами четырёх легионов и 1800 галльских всадников, которые перевозились на 800 судах. Бритты вновь не приняли решающего сражения, а вместо этого отступали перед превосходящим их противником. Тем временем часть римских кораблей была разбита бурей. Из Галлии поступали плохие вести о назревавшем там восстании. Удовлетворившись получением заложников и формальным изъявлением покорности, 20 сентября 54 года до н. э. Цезарь вновь покинул остров.


Экспедиция Цезаря к Рейну и поход в Британию в 55 году до н. э.

Галльское восстание

Зимой 54–53 годов до н. э. галлы наконец осознали грозившую им опасность и начали действовать вместе. Римские войска, насчитывавшие шесть легионов, в это время находились на зимних квартирах в землях белгов. Заговорщики, среди которых решающую роль играли вождь треверов Индутиомар и вождь эбуронов Амбиориг, решили атаковать их по отдельности.

Восстание началось в округе эбуронов. Амбиориг со своими людьми напал на зимовавшие у Адуатуки (Тонгерен) 15 когорт, которыми командовали легаты Квинт Титурий Сабин и Луций Аврункулей Котта. Нападение оказалось для римлян полной неожиданностью, но они сумели отбить первый штурм восставших. Тогда Амбиориг, который до того считался верным союзником римлян, вызвал легатов на переговоры и пообещал им свободное отступление к своим. Когда римляне вышли за стены лагеря, галлы устроили им засаду на марше. Весь отряд был уничтожен.

После этого успеха восставшие осадили лагерь Квинта Цицерона на Самбре. Тот с трудом сумел отразить первое нападение и удержал лагерь до подхода на выручку Цезаря, зимовавшего с тремя легионами неподалёку в Самаробриве (Амьен). В последовавшем сражении 7 тысяч римских легионеров Цезаря обратили в бегство 60 тысяч галлов.


Кампания против восставших белгов в 53 году до н. э.

При известии об этом поражении восстание пошло на спад. Индутиомар, осадивший со своими треверами лагерь Тита Лабиена, дал втянуть себя в сражение до подхода переправившихся через Рейн германцев, потерпел поражение и был убит. После этого германцы вернулись к себе домой, а треверы покорились римскому оружию.

Весной 53 года до н. э. Цезарь восполнил убыль личного состава, набрав три новых легиона и получив от Помпея ещё один. С этими силами в ходе летней кампании он жестоко расправился с восставшими эбуронами, вновь усмирил Белгику и ещё раз переправился через Рейн, чтобы сполна наказать германцев.

На зиму два его легиона разместились у границы треверов, два - у лингонов, а главная группировка, включавшая шесть легионов, - у Агединка (Санс), в землях недавно замирённых сенонов. Сам Цезарь выехал в Цизальпинскую Галлию, чтобы наблюдать за ходом событий в Риме.

Верцингеториг

Тем временем галлы вновь начали переговоры о всеобщем восстании. На первом этапе в нем участвовали племена, жившие в бассейнах Луары и Сены: аулерки, анды, туроны, парисии, сеноны, арверны, кадурки и лемовики. Во главе заговорщиков стоял вождь арвернов Верцингеториг. Это был талантливый и энергичный военачальник, в дальнейшем - грозный противник Цезаря.

В заранее назначенный день 13 февраля 52 года до н. э. карнуты перебили в Кенабе (Орлеан) всех находившихся там римлян. Эта резня должна была послужить сигналом к общему выступлению. Общая численность восставших составляла 80 тысяч человек. Верцингеториг, взяв на себя командование частью союзнических войск, направился в область битуригов, которые после этого присоединились к восстанию. Другая армия, с сеноном Драппетом во главе, должна была заблокировать Тита Лабиена с его легионами в Агединке. Кадурк Луктерий с третьей армией вторгся в область рутенов, вольков-арекомиков и толосатов, угрожая Нарбонской провинции.

Положение Цезаря было крайне сложным. В конце февраля ему удалось отразить непосредственную угрозу Нарбону, после чего через страну, занятую восставшими, он прибыл в Агединк к зимовавшим там легионам. Отсюда Цезарь отправился к Кенабу, чтобы наказать карнутов за устроенную ими резню. Город был разграблен и сожжён, а все его жители - убиты.

После этого Цезарь перешёл Луару и вошёл в страну битуригов. Верцингеториг, используя свой перевес в коннице, перешёл к тактике партизанской войны. Галлы сами сожгли несколько десятков своих городов и селений, чтобы лишить противника продовольствия. Они пощадили лишь Аварик (Бурж), столицу битуригов, красивейший город Галлии, стоявший на пересечении важнейших торговых путей. Цезарь осадил Аварик и взял город после тяжёлой осады, продолжавшейся 25 дней. В наказание за сопротивление солдаты перебили всех его жителей. Из 40 тысяч человек уцелело лишь 500, успевших добраться до галльского лагеря.


Римские осадные сооружения под Авариком. За 25 дней римляне возвели осадную насыпь 80 футов (24 метра) высотой и 330 футов (100 метров) шириной, которая позволила им сражаться на одном уровне с защитниками стен. Попытка галлов поджечь насыпь не увенчалась успехом, и город в итоге пал

Переоценив значение этой победы, в апреле 52 года до н. э. Цезарь решил перейти в наступление, разделив свои силы. Тит Лабиен с четырьмя легионами был направлен в земли сенонов и парисиев, чтобы нарушить сообщение между восставшими и удерживать в повиновении белгов. Сам Цезарь с шестью легионами двинулся к столице восставших Герговии. Город находился на высоком холме, Верцингеториг перекрыл все подступы к стенам.

Пока продолжалась осада Герговии, начались волнения среди эдуев, все эти годы хранивших верность Риму. Если бы эдуи примкнули к восстанию, войска Лабиена, осаждавшие в это время Лутецию (Париж), оказались бы отрезаны от своих главных сил. Чтобы не допустить такого поворота событий, Цезарь вынужден был снять осаду Герговии, предприняв перед уходом неудачную попытку штурма. Римляне были отбиты от стен и понесли большие потери.

Это поражение подтолкнуло эдуев заключить союз с Верцингеторигом, поскольку в его руки, среди прочих трофеев, попали и заложники, обеспечивавшие верность своих общин союзу с римлянами. После этого восстание в Галлии приобрело всеобщий характер.


Общегалльское восстание и кампания 52 года до н. э.

Осада Алезии

Измена эдуев отрезала Цезаря от Нарбонской провинции. Для организации её обороны сил было недостаточно, поэтому Цезарь принял решение соединиться с Лабиеном и вместе отступить на юг. Последний, узнав о его неудаче, отказался от осады Лутеции и отступил в Агединк, где в июле 52 года до н. э. соединился с пришедшим туда Цезарем. Выступив по направлению к Нарбонской провинции, римская армия на марше подверглась атаке конницы Верцингеторига, однако в разыгравшемся затем сражении набранные Цезарем германские всадники опрокинули и рассеяли галлов.

Теперь уже сам Верцингеториг был вынужден отступать в область мандубиев и искать убежище в стенах их столицы Алезии. Цезарь окружил город линией укреплений общей длиной 15 км, вдоль которой были воздвигнуты 23 опорных пункта. Из них можно было днём и ночью вести наблюдение за галлами. В своих «Записках» он оставил детальные описания инженерных работ:

«Он провёл ров в 20 футов шириной и с отвесными стенками, а все прочие укрепления устроил в 400 футах позади этого рва. Такая система имела целью помешать неожиданным или ночным неприятельским атакам. Он провёл два рва в 15 футов ширины и такой же глубины, в один из них он провёл воду из реки. За ними выстроена была плотина и вал в 12 футов вышиной, который был снабжён бруствером и зубцами, причём в местах соединения бруствера с валом выдавались большие рогатки, чтобы затруднять врагам восхождение на вал, а вся линия укреплений была опоясана башнями в 80 футах одна от другой. В поле перед рвами были вырыты волчьи ямы».

Укрепления позволяли 60 тысячам римлян удерживать в осаде 80-тысячную галльскую армию.


Осада Алезии Цезарем. Город расположен на вершине плоскогорья, к нему примыкает лагерь Верцингеторига. Двойной полосой город огибают возведённые солдатами Цезаря укрепления с большими лагерями и сторожевыми фортами

Пока ещё римляне не успели полностью замкнуть кольцо блокады, остатки галльской конницы покинули город и рассеялись по своим округам, чтобы собрать там новые силы. На 42-й день осады к городу подошло 250-тысячное ополчение галлов под командованием Коммия и Веркассивеллауна. Теперь Цезарь в своем лагере сам превратился в осаждённого.

Ночью на трёхкилометровом фронте восточнее Алезии галлы атаковали римскую линию укреплений, но успеха не добились. Следующей ночью штурм повторился на северном и юго-восточном направлениях. Одновременно Верцингеториг пытался прорвать линию римских укреплений изнутри. В ночном бою римлянам пришлось напрягать все силы. Цезарь своевременно перебрасывал резервы на тот участок обороны, которому грозила наибольшая опасность.

Лишь к утру следующего дня нападение было отбито на обоих фронтах. Армия галлов рассеялась, Верцингеториг вернулся в свой лагерь. На следующий день, 27 сентября 52 года до н. э., Алезия капитулировала.

Послевоенное устройство Галлии

После пленения Верцингеторига восстание галлов резко пошло на убыль. Зимой 52–51 годов до н. э. карательные экспедиции предпринимались римлянами против битуригов, карнутов и белловаков. Покорены были ареморийские общины. Лабиен опустошил области треверов и эбуронов. Наиболее крупным предприятием стала осада Укселлодуна (Пюи д’Иссолю), который защищали Драппет и Луктерий. Город удалось взять лишь тогда, когда римляне лишили его защитников воды. К весне 50 года до н. э. были задушены последние ростки галльской оппозиции.

Галлия дорого заплатила за сопротивление. В своем донесении сенату Цезарь сообщал, что за девять лет ему пришлось сражаться с тремя миллионами человек, из которых один миллион он истребил, один миллион обратил в бегство и один миллион захватил в плен и продал. Он разрушил 800 галльских крепостей и покорил 300 племён. Количество захваченного Цезарем золота было столь велико, что цена на него в Риме упала на треть.

Статус римских союзников в покорённой Галлии сохранили лишь ремы, лингоны и эдуи. Остальные племена были обязаны выдать заложников и платить подать. Восстания, которые поднимали галлы, безжалостно подавлялись.


Верцингеториг капитулирует перед Цезарем, картина Л. Ройера (1899)

В 22 году до н. э. Август передал Нарбонскую провинцию под управление сената, а остальную Галлию разделил на три части: Аквитанию, Лугдунскую провинцию и Белгику, в которых правили его легаты. Лугдун (Лион) стал общей столицей галльских провинций, здесь ежегодно собирались представители 60 галльских общин.

Романизация страны шла так быстро, что уже в 16 году до н. э. римляне передвинули стоявшие здесь войска на линию Рейна, поручив командовать ими наместнику Германии. Единственным гарнизоном на территории Галлии остались 1200 воинов когорт городской стражи Лугдуна. А в 36 году император Клавдий предоставил галлам право латинского гражданства.

Литература:

  1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / пер. М. М. Покровского. - М.-Л., Изд-во АН СССР. 1948.
  2. Моммзен Т. История Рима. - Т. 3. - СПб.: Наука, 2005.
  3. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы: Бронзовый и железный века. - М.: Наука, 1974.
  4. Щукин М. Б. На рубеже эр. - СПб: Фарн, 1994.