Образ медицинского работника в русской литературе. Образ врача в русской литературе Старимся, полнеем, опускаемся

В предложенном для анализа тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает актуальную во все времена проблему преданности человека своей профессии.

Рассуждая над данной проблемой, автор приводит в пример случай из биографии Самуила Яковлевича Марашака. Сивоконь отмечает, что поэт оставался верным своему делу до конца жизни. Сергей Иванович подчёркивает, что тогда, когда “врачи боролись даже не за дни, а за часы жизни” Маршака, он нашёл в себе силы позвонить главному редактору журнала, чтобы внести поправки в журнале. Сивоконь акцентирует наше внимание на том, что Маршак не мог поступить иначе и подвести “миллион читателей”, ведь они ждали журнал. Этот звонок, по словам Бориса Полевого-главного редактора, звучал как приказ. Это свидетельствует о том, что Самуил Яковлевич был непоколебим в своём решение довести работу до конца.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что человек должен быть преданным своей профессии всю жизнь. Если человек выбрал сферу своей деятельности, он должен качественно выполнять работу, чтобы потом вдохновлять на это других людей.

В литературных произведениях приведено множество примеров по этой проблеме. Вспомним рассказ А.П.Чехова “Попрыгунья”. Главный герой-доктор Дымов всю жизнь был верным своей профессии. Он работал на износ для того, чтобы быть полезным людям. Умер врач геройской смертью. Желая помочь мальчику, болевшего дифтеритом, Дымов высасывает дифтеритные плёнки через трубку. Он не обязан был этого делать, но поступить иначе он не мог. Мальчика удалось спасти именно благодаря доктору Дымову. Это яркий пример того, что человек, преданный своей профессии, не задумываясь, может пожертвовать жизнью ради своего долга.

Нельзя не упомянуть о Лидии Михайловне из рассказа Распутина “Уроки французского. Учительница Володи, войдя в его тяжёлое финансовое положение хотела помочь ученику материально. Столкнувшись с гордостью мальчика, учительница идёт на профессиональное преступление-она садиться играть с ним в азартную игру на деньги и проигрывает во благо. Такая помощь оборачивается для Лидии Михайловны увольнением из школы. Мальчик никем не приходился учительнице, но она решилась помочь ему. Ведь учитель не обязательно должен только преподавать в школе, он наставляет на жизненный путь, помогает ученикам в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому Лидия Михайловна так поступила, она не могла иначе.

В заключение ещё раз скажу, что когда человек выбрал себе профессию, очень важно оставаться преданным ей до конца, ведь именно тогда можно достичь успеха и по-настоящему принести пользу людям.

Образ врача в русской литературе – тема, мало затронутая в литературоведении, но значение ее для культуры очень велико. Мотивы болезни и исцеления, в буквальном и символическом значениях, пронизывают и фольклор, и религию, и любой вид искусства у всякой нации, поскольку "пронизывают" и саму жизнь. Литература дает эстетический, не житейский, но глубоко жизненный срез бытия, поэтому здесь речь не идет собственно о профессиональных сведениях, здесь не учатся никакому ремеслу, а только пониманию, видению мира: у всякой профессии есть свой, особый угол зрения. И мы можем говорить именно о художественном, в том числе и смысловом, значении изображенного дела. Задача истории медицины - показать, как меняется и облик врача, и его профессиональные качества. Литература затронет это косвенно, лишь в меру отражения жизни: что видит художник во врачебном поприще и какие стороны жизни открыты именно глазам врача.

Литература тоже своего рода лекарство - духовное. Поэзия далеко ушла от, возможно, первых обращений слова к делу врачевания: по-своему поэтические заговоры, заклинания были рассчитаны на подлинное исцеление от недугов. Теперь такая цель видится только в символическом значении: "Каждый стих мой душу зверя лечит" (С.Есенин). Поэтому в классической литературе мы сосредоточены на герое-враче, а не авторе-врачевателе (шаман, знахарь и т.д.). А для осмысления нашей темы уже ее древность, восходящая в разных вариациях к дописьменному слову, должна обусловить некоторую осторожность в анализе. Не надо обольщаться легкими и решительными обобщениями, вроде того, что о медицине говорят именно писатели-врачи, ведь вообще едва ли не в каждом классическом романе есть хотя бы эпизодическая фигура врача. С другой стороны, ракурс темы предполагает нетрафаретные толкования знакомых произведений.

А как было бы удобно сосредоточиться только на А.П. Чехове!.. Использовать знаменитый афоризм о "жене-медицине" и "литературе-любовнице"... Тут могло бы появиться и столь любимое литературоведами слово "впервые": впервые у Чехова литература полно отразила облик отечественного медика, его подвижничество, его трагизм и т.д. Потом пришли Вересаев, Булгаков. Действительно, как будто благодаря Чехову литература посмотрела на жизнь глазами врача, а не пациента. Но были и до Чехова врачи-писатели, и точнее было бы сказать: дело не в биографии автора; в литературе XIX века было подготовлено сближение с медициной. Не оттого ли литература слишком громко взывала к лекарям, постоянно жалуясь то на геморрой, то на катары, то на "кондрашку с ветерком"? Не шутя же, видно, что ни одна профессия не воспринималась так содержательно, как должность медика. Так ли было важно, является ли герой литературы графом или князем, артиллеристом или пехотинцем, химиком или ботаником, чиновником или даже учителем? Иное дело - врач, такой образ-профессия всегда не просто содержателен, но символичен. В одном из писем Чехов сказал, что "не может помириться с такими специальностями, как арестанты, офицеры, попы" (8, 11, 193). Но есть специальности, которые писатель признает как "жанр" (выражение Чехова), и именно врач всегда несет такую жанровую, т.е. повышенную смысловую нагрузку, даже когда появляется в произведении мимолетно, в коротком эпизоде, в одной строке. Например, у Пушкина в "Евгении Онегине" достаточно появиться строкам "все шлют Онегина к врачам, Те хором шлют его к водам", и колорит жанра налицо. Так же, как и в "Дубровском", где лишь однажды встретится "лекарь, по счастию не совершенный невежда": профессия "учителя" Дефоржа едва ли несет смысловой акцент, в медике же явно заложена интонация автора, который, как известно, в свое время "убежал от Эскулапа, худой, обритый, но живой". Глубоко символичен образа врача у Гоголя – от шарлатана Христиана Гибнера ("Ревизор") до "великого инквизитора" в "Записках сумасшедшего". Лермонтову Вернер важен именно как лекарь. Толстой покажет, как хирург после операции целует в губы раненого пациента ("Война и мир"), и за всем этим - безусловное присутствие символической окраски профессии: врач по должности приближен к основам и сущностям бытия: рождение, жизнь, страдание, сострадание, упадок, воскрешение, мука и мучительство, наконец, сама смерть (Ср.: "Я убежден только в одном... В том, что … в одно прекрасное утро я умру" - слова Вернера из "Героя нашего времени"). Эти мотивы, безусловно, захватывают личность каждого, но именно во враче они сосредоточены как нечто должное, как судьба. Поэтому, кстати, так остро воспринимается плохой или ложный медик: это шарлатан самого бытия, а не только своей профессии. Восприятие медицины как дела сугубо телесного в русской литературе тоже носит негативный оттенок. Тургеневский Базаров лишь на пороге своей смерти осознает, что человек вовлечен в борьбу именно духовных сущностей: "Она тебя отрицает, и баста!" - скажет он о смерти как о действующем лице жизненной драмы, а не о медицинском летальном исходе. Символика врача непосредственно связана с православной духовностью русской литературы. Врач в высшем смысле - это Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, более того - побеждающий смерть. В ряду притчевых образов Христа - пастырь, строитель, жених, учитель и др. - отмечен и врач: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф., 9, 12). Именно такой контекст рождает предельную требовательность к "эскулапу", и поэтому даже у Чехова отношение к врачу жестко и критично: умеющий только лишь пустить кровь и потчевать от всех болезней содой слишком далек от христианской стези, если не становится враждебен ей (ср. у Гоголя: Христиан Гибнер - гибель Христа), но даже возможности самого способного врача не сравнятся с чудом Христа.

А.П.Чехов, конечно, встанет в центре нашей темы, но нельзя не отметить несколько предшествующих ему авторов, по крайней мере давших в русской литературе врачей как ведущих героев своих произведений. И это будут доктор Крупов из герценовских произведений и тургеневский Базаров. Безусловно, многое значил доктор Вернер из "Героя нашего времени". Так что уже до Чехова возникает определенная традиция, поэтому некоторые, казалось бы, сугубо чеховские находки окажутся скорее всего несознательными, но вариациями его предшественников. Например, для Чехова будет характерно показать выбор героем одной из двух стезей: либо врача, либо священника ("Цветы запоздалые", "Палата № 6", письма), но этот мотив уже встретится у Герцена; чеховский герой ведет долгие беседы с душевнобольным - и это тоже мотив герценовского "Поврежденного"; Чехов будет говорить о привыкании к чужой боли - об этом же скажет и Герцен ("Нашего брата трудно удивить... Мы с молодых лет привыкаем к смерти, нервы крепнут, притупляются в больницах", 1, I, 496, "Доктор, умирающие и мертвые"). Словом, излюбленное "впервые" надо употреблять с осмотрительностью, причем мы пока лишь для примера затронули частности, а не само восприятие медицинского поприща.

Лермонтовский Вернер, в свою очередь, явно был ориентиром для Герцена. Ряд сцен в романе "Кто виноват?" вообще перекликаются с "Героем нашего времени", но отметим, что именно Герцен, возможно в силу своей биографии (жестокие болезни и смерть в его семье), особенно привязан к образу врача (см.: "Кто виноват?", "Доктор Крупов", "Aphorismata", - связанные с общим героем Семеном Круповым, затем "Скуки ради", "Поврежденный", "Доктор, умирающие и мертвые" - т.е. все основные художественные произведения, кроме "Сороки-воровки"). И тем не менее везде сильно присутствие всего лишь эпизодического лермонтовского доктора: мрачное и ироничное состояние, в мыслях постоянное присутствие смерти, отвращение к житейским заботам и даже к семье, чувство избранности и превосходства среди людей, напряженный и малопроницаемый внутренний мир, наконец черная одежда Вернера, которая нарочито "усугубляется" у Герцена: его герой одет аж "в два черных сюртука: один весь застегнутый, другой весь расстегнутый"(1, 8, 448). Напомним сжатое резюме Вернера: "он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучил все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием... Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но... он плакал над умирающим солдатом. ... неровности его черепа поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли... Молодежь прозвала его Мефистофелем... оно (прозвище – А.А.) льстило его самолюбию" (6, 74). Как это и принято в журнале Печорина, Вернер лишь подтверждает эту характеристику. Причем характер его и есть отпечаток профессии, что видно по тексту, а не только игра природы. Добавим или особо выделим - неумение пользоваться знанием жизни, нескладывающиеся личные судьбы, что подчеркнуто обычной бессемейностью врача ("я к этому неспособен", Вернер), но часто не исключает способность глубоко влиять на женщин. Словом, во враче есть некоторый демонизм, но и потаённая человечность, и даже наивность в ожидании добра (это видно при участии Вернера в дуэли). Духовная развитость заставляет Вернера снисходительно относиться как к человеку, больному, так и к возможностям медицины: человек преувеличивает страдания, а медицина отделывается незамысловатыми средствами вроде кисло-серных ванн, а то и обещаниями, что, мол, до свадьбы заживет (так можно понять один из советов Вернера).

Герцен в общем развивает вернеровский характер, его "генезис". Если чеховский доктор Рагин из "Палаты № 6" хотел быть священником, но из-за влияния отца словно поневоле стал медиком, то у Крупова выбор медицинского поприща - не принуждение, а страстная мечта: рожденный в семье дьякона, он должен был стать служителем церкви, но побеждает - и уже вопреки отцу - неясное, но мощное влечение к поначалу загадочной медицине, то есть, как мы понимаем, побеждает в духовно возбужденной личности стремление к реальному человеколюбию, воплощенному милосердию и исцелению ближнего. Но исток характера - не случаен: религиозная духовная высота переходит на реальную стезю, и ожидается, что именно медицина удовлетворит духовные поиски, а в мечтах – возможно, окажется и материальной оборотной стороной религии. Не последнюю роль здесь играет и неприглядная, по Герцену, церковная среда, отталкивающая героя, здесь люди "поражены избытком плоти, так что скорее напоминают образ и подобие оладий, нежели Господа Бога" (1, I, 361). Однако подлинная, не в мечтах юноши, медицина по-своему влияет на Крупова: в медицинском поприще ему открывается скрытая от многих "закулисная сторона жизни"; Крупов потрясен открывшейся патологией человека и даже самого бытия, юношеская вера в прекрасное естественного человека сменяется видением болезни во всем, особенно остро переживается болезненность сознания. Опять же, как позже будет в духе Чехова, Крупов проводит все, даже праздничное время в доме умалишенных, и в нем созревает отвращение к жизни. Сравним у Пушкина: знаменитый завет "нравственность в природе вещей", т.е. человек от природы нравственен, разумен, красив. Для Крупова человек - не "homo sapiens", а "homo insanus" (8,435) или "homo ferus" (1, 177): человек безумный и человек дикий. И все-таки Крупов более определенно, чем Вернер, говорит о любви к этому "больному" человеку: "Я люблю детей, да я вообще люблю людей" (1, I, 240). Крупов не только в профессии, но и в житейском стремится излечивать людей, и у Герцена этот мотив близок к его собственному пафосу революционно настроенного публициста: излечить больное общество. В повести "Доктор Крупов" Герцен с навязчивой претензией преподносит в сущности неглубокие и даже не остроумные "идеи" Крупова, который весь мир, всю историю рассматривает как безумие, истоки же безумства истории - во всегда больном человеческом сознании: для Крупова нет здорового человеческого мозга, как нет в природе чистого математического маятника (1, 8, 434).

Такой "полет" скорбной круповской мысли в этой повести кажется неожиданным для читателей романа "Кто виноват?", где доктор показан во всяком случае вне всемирно-исторических обобщений, что и выглядело более художественно верным. Там Герцен показал, что в провинициальной среде Крупов превращается в резонерствующего обывателя: "инспектор (Крупов - А.А.) был обленившийся в провинициальной жизни человек, но однако человек" (1, 1, 144). В позднейших произведениях образ врача начинает претендовать на нечто грандиозное. Так, идеальное призвание врача Герцен видит необычайно широко. Но... широко в замысле, а не в художественном воплощении, в наброске великой схемы, а не философии врача. Здесь претензии революционера берут верх над возможностями художника у Герцена. Писатель прежде всего озабочен "болезнью" общества, собственно поэтому Крупов уже и в романе "Кто виноват?" не столько лечит, сколько размышляет о житейском и устраивает судьбы Круциферских, Бельтова и др. Чисто медицинские его умения даны отдаленно, о них именно "рассказано", но они не "показаны". Так, емкая фраза о том, что Крупов "весь день принадлежит своим больным" (1, 1, 176) остается лишь ф р а з о й для романа, хотя, конечно, врач у Герцена не то что не шарлатан, но самый искренний подвижник своего дела - дела, однако, находящегося в тени художественного замысла. Герцену важно именно человеческое и мировоззренческое во враче: не будучи шарлатаном, его герой и должен отразить герценовское понимание влияния медицины на личность врача. Например, в эпизоде, когда Крупов пренебрег требованиями спесивого дворянина, не приехал сразу по его капризному вызову, а закончил принимать роды у кухарки, гораздо значительнее социальный, а не собственно медицинский ракурс.

И вот Герцен в повести "Скуки ради" говорит о "патрократии", т.е. об утопическом управлении делами общества не кем иным, как врачами, иронично называя их "генерал-штаб-архиатрами врачебной империи". И, несмотря на иронию, это вполне "серьезная" утопия - "государство врачей", - ведь и герой повести иронию отвергает: "Смейтесь сколько угодно... Но до пришествия царства врачебного далеко, а лечить приходится беспрерывно" (1, 8, 459). Герой повести не просто врач, а социалист, гуманист по убеждениям ("Я по профессии за лечение, а не за убийство" 1, 8, 449), словно воспитанный на публицистике самого Герцена. Как видим, литература настойчиво хочет, чтобы врач занялся более широким поприщем: он потенциально мудрый управитель этого мира, в нем заложены мечты о земном боге или великодушном царе-отце этого мира. Однако утопичность этого персонажа в повести "Скуки ради" очевидная, хотя и для автора очень светлая. Герой, с одной стороны, оказывается часто в тупике перед рядовыми житейскими превратностями, с другой стороны - и к идее "врачебного царства" относится с горечью: "Начни люди в самом деле исправляться, моралисты первые останутся в дураках, кого же тогда исправлять?" (1, 8,469). А Тит Левиафанский из "Aphorismata" даже с надеждой возразит Крупову в том смысле, что безумство не исчезнет, не вылечится никогда, и повесть оканчивается гимном "великому и покровительствующему безумию" (1, 8, 438)... Итак, врач остается вечным резонером, а сама его практика дает ему быструю череду наблюдений и - колких, ироничных "рецептов".

Наконец, коснемся последней в данном случае черты герценовского героя-врача. Врач, хотя бы и утопически, претендует на многое, это универсум ("настоящий врач должен быть и повар, и духовник, и судья", 1, 8, 453), и он не нуждается в религии, подчеркнуто антирелигиозен. Идея царства Божьего - его духовный соперник, и он всячески третирует и церковь, и религию ("Так называемый тот свет, о котором, по занятиям моим в прозекторской, я всего меньше имел случай сделать какие-нибудь наблюдения", 1, 8, 434). Дело вовсе не в пресловутом материализме сознания врача: он своим поприщем хочет с самой благой целью заменить все авторитеты; "патрократия" - одним словом. В "Поврежденном" герой уже рассуждает о грядущем преодолении смерти (этого ближайшего соперника для врача) именно благодаря медицине ("людей будут лечить от смерти",1, I, 461). Правда, утопическая сторона у Герцена всюду сопряжена с самоиронией, но это скорее кокетство рядом с кажущейся столь смелой идеей. Словом, и здесь, при вторжении в медицину мотива бессмертия, Герцен многое предопределил в героях-врачах Чехова и в тургеневском Базарове, к которому теперь мы и перейдем: врач Базаров будет духовно изломан в борьбе со смертью; доктор Рагин отвернется от медицины и от жизни вообще, раз бессмертие недостижимо.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Образ врача в русской

литературе

Реферат по дисциплине «Русский язык и литература»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .3

    Образ врача в жизни и творчестве писателя - врача А. П. Чехова 4

    Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева…...7

    Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова ….10

Заключение ……………………………………………………………………... 13

Введение

Профессия врача не просто важна и интересна.

Врачебная деятельность связана с различными сторонами жизни: рождением, жизнью, страданием и смертью.

Образ врача в русской литературе – тема серьёзная и ответственная.

Одним из популярных писателей, обратившихся к деятельности врача, является Антон Павлович Чехов. Профессия врача отражена и у Викентия Викентьевича Вересаева, и у Михаила Афанасьевича Булгакова. В их произведениях отражены слабые и сильные стороны медицины, показана врачебная среда, со всеми ее плюсами и минусами. Образ врача мы рассмотрим на примерах произведений выше перечисленных авторов.

Может ли быть связан герой с его автором? Идеал врача, – каков он? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к целому ряду произведений Чехова. Это «Попрыгунья» (доктор Дымов), «Ионыч» (доктор Старцев), «Палата №6» (доктор Рагин).

Это произведения Булгакова: «Записки юного врача», «Морфий» (доктор Бомгард); «Собачье сердце» (доктор Преображенский); «Без дороги» (доктор Чеканов). Это «Записки врача» Вересаева.

И, конечно, нельзя не учесть жизненный путь самих писателей, воспоминания их современников.

Целью данной работы является изучение образа врача в русской литературе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с биографиями писателей-врачей: А. П. Чеховым, В. В. Вересаевым, М.А. Булгаковым;

Изучить творчество А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М.А. Булгакова о врачах;

Выявить особенности характеров героев-врачей в произведениях писателей-врачей.

    Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Сам Чехов признается, что не знает, почему выбрал именно медицину. Наверное, сердце подсказало. В своей автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.

В годы студенчества изучал усердно медицину, с большим желанием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены, а в свободное время работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы Антон Павлович организовывал «производственную практику» и принимал больных в Чикинской больнице которая находилась недалеко от Воскресенска.

В ноябре 1884 года Чехов получает свидетельство в том, что он Университетским Советом утверждён в звании уездного лекаря. На дверях его квартиры появилась дощечка с надписью «доктор А. П. Чехов».

Помимо Чикинской земской больнице, он заведовал Звенигородской больницей . Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков в период своей врачебной деятельности в разных городах: Воскресенске, Звенигороде, в Бабкине.

Истории пациентов послужили основой для создания художественных произведений, таких, как « Беглец», «Хирургия», «Мёртвое тело», «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма».

Чехов был лично знаком с земскими врачами, а их жизнь отражена в рассказах «Враги», «Неприятность», «Княгиня», в пьесе «Дядя Ваня».

В 1890 г. в поездке на остров Сахалин проявились лучшие черты врача- Чехова. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных. Писатель-врач почти всю жизнь занимался практической медициной. Став писателем, продолжает практиковать.

Медицина помогала Чехову, обогатив его научным пониманием психологии человека.

В рассказе «Попрыгунья», написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. Преданный своему делу, за копейки лечил больных. Он нравился коллегам своим характером, который свойственен врачам. Простой, умный и благородный. Работал в кабинете ночами, лечил пациентов.

Чехов считал, что «нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле». Его герои-врачи – обычные люди, и все-таки жизнь их подвергается тщательному анализу.

В рассказе «Ионыч» мы наблюдаем будничную жизнь города С., семьи Туркиных и доктора Дмитрия Старцева.

Складывается очень приятное впечатление о докторе. В начале рассказа Дмитрий Ионыч – «необыкновенный, удивительный доктор», необычайно трудолюбивый: «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Ему всё интересно, умел размышлять, давать оценку происходящему и даже мечтать.

К большому сожалению, это все осталось в прошлом.

«В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью». Все кажутся недостаточно понятливыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь.

Теперь же увлечение Старцева в основном частной практикой и бессмысленным присчитыванием денежных купюр говорит о нечестном служении медицине.

В кого же он превратился? В резкого, раздражительного, нетерпеливого Ионыча, которому живётся «скучно, ничто не интересует». По крайней мере, добрые Туркины не кажутся такими негативными по сравнению с доктором Старцевым.

Знакомя читателя с жизнью палаты № 6, Чехов показывает жизнь нового времени: «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли». Повесть знакомит с психически больными людьми. Долго и скучно шло время для пациентов, страдающих от врачебного безразличия.

Доктор Рагин. Сразу он предстаёт очень далёким от медицинской среды:

Внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук;

Доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом, нерешимость, равнодушие к себе;

Разочарование в медицине, после усердной работы, приема пациентов, операций, вдруг всё стало казаться бесполезным;

Равнодушие к больным.

Он сам «вырыл» эту яму собственной беспомощностью.

Врачи Чехова простые, мягкие добрые люди. Их жизнь проходит ровно. Чеховские врачи и не копируют путь писателя, и не имеют прототипов.

Антон Павлович, владея знанием психопатологии человека, на протяжении многих лет анализируя людей, приходит к выводу, что умирают его герои внутренне, и лишь потом от болезни.

Медицина по-Чехову - это истина о жизни и смерти, о творении жизни.

Он считал, что «знание биологической стороны человека» обязательно необходимо, чтобы стать писателем.

2. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева

Современник Чехова, писатель В. В. Вересаев в 1888 году, будучи кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. «Воспоминания» Вересаева - стремление изучать медицину и стать писателем, хорошо знающим человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.

В году окончил медицинский факультет и начинает врачебную деятельность в Туле. Во время , призывают на военную службу военврачом, в Маньчжурию.

В своих произведениях он рассказал о слабых и сильных сторонах медицины, показал врачебную среду, врачей, которые использовали благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. Читатель становится свидетелем голода, неурожаев, эпидемий. В такой условиях врачам было очень тяжело работать.

Повесть «Без дороги» – исповедь – дневник, где рассказывается о 44 днях жизни молодого врача Дмитрия Чеканова.

Всё кажется ему скучным и ненужным. Чеканов потерял веру в себя.

Ему стыдно за свое привилегированное положение. После известия о холерной эпидемии Чеканов уезжает в захолустный городок.

Во второй части дневника показана картина жизни народа: «Народ питается глиною и соломою, сотнями мрёт от цинги и голодного тифа». Именно в этом «захолустье» Чеканов обретает смысл жизни, проявляет себя как настоящий врач. Работать приходилось очень много: ночи напролёт в бараке, приёмы на дому, роды, спал по три часа. Сначала молодой врач немного теряется среди простого народа, не может найти с ними общий язык, а новые пациенты не доверяют врачам-интеллигентам и не принимают от них помощи. С каждым днём обстановка становится всё более тяжёлой: люди умирают от беспощадной холеры, не хватает рабочего персонала, а самое ужасное - покидают силы и энергия.

Но вот вдруг, когда приходят в бараки добровольцы и ухаживают за пациентами безвозмездно, когда врач понимает, что выступает в роли спасателя многих жизней, его настроение резко меняется.

Конец повести все же оптимистичный, так как у доктора «светло и радостно на душе. Часто слёзы безграничного счастья подступают к горлу». Он уверен, что «не нужно отчаиваться, нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу, потому что работы страшно много», и об этом говорит остальным, таким же молодым, ищущим, «бездорожным». Для него, врача, стали превыше всего интересы пациента. Он и умер на своем посту.

Значительное место в творчестве Вересаева занимает произведение, которое принесло ему известность, - «Записки врача» (1901). Работая над книгой восемь лет, писатель открывает секреты медицинской профессии.

Это мечты и реальность, трудная проверка на пути к ответственейшей из профессий.

Значителен круг вопросов, показанных писателем: отношения врача и пациента, зависимости человека от медицины, размышлений на тему опытов и риска в медицине и платы за лечение.

Герой произведения - «обыкновеннейший средний врач», недавний студент, ещё не «человек профессии».

Первое, над чем заставляет нас поразмыслить герой, - здоровье.

«Здоровье – оно самое главное, вокруг него вертится всё остальное, с ним ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимейшее благо».

Путь становления многогранной медицины извилист, а проходят его только те, которые не бояться рисковать, набирать опыт методом собственных ошибок и экспериментов, порой даже на людях. Но может ли врач рисковать жизнью других? Кто дал право ему на опасные опыты? Врач должен получить навык, чтобы легко справляться с поставленными задачами и в любой момент оказать помощь больному. Но теоретические знания в институте лишь основа, которая не сможет принести пользы без практики. Всегда будет первый пациент, всегда будет страх перед неизвестностью.

Профессия врача – не исполнение инструкций, а искусство. Герой находит силы. Может ли он не верить в медицину, если она даёт возможность спасать людей, ведь «болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и душою самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью».

«Висящий над головою дамоклов меч «несчастного случая»» держит врача в постоянном нервном напряжении. Мешающая лечению стыдливость пациентов .

Молодой врач показан в развитии. «Приступая к изучению медицины, я ждал от нее всего; увидев, что всего медицина делать не может, я заключил, что она не может делать ничего; теперь я видел, как много все-таки может она, и это многое преисполняло меня доверием и уважением к науке, которую я так еще недавно презирал до глубины души», - вот важное признание будущего врача, который не побоится трудностей, экспериментов и ответственности. Герой смело пойдёт вперёд, изучая не только узкую сферу своей профессии, но и «колоссальный круг наук», соприкасающихся с медициной.

Врач Вересаева приходит к выводу, что нужно многому научиться и долго и упорно работать над собой.

Главное – борьба. Борьба с жизнью и обстоятельствами, борьба в преодолении себя.

3. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова

В 1909 году Михаил Афанасьевич Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет. В 1915 году, в разгар войны, когда Киев стал превращаться в прифронтовой город, военное ведомство обратилось в ректорат Киевского университета с просьбой подготовить список из числа студентов, желающих служить в армии. И Булгаков оказался в числе первых, кто решил добровольно пойти на фронт.

Окончив университет в 1916 году со званием «лекаря с отличием», он немедленно приступает к работе в госпитале Красного Креста в Печерске. «Работать приходилось много: Михаил очень часто дежурил ночью, под утро приходил физически и морально разбитым, буквально падал на кровать, спал пару часов, а днём опять госпиталь, операционная, и так почти каждый день. Свою работу Михаил любил, относился к ней со всей ответственностью и, несмотря на усталость, находился в операционной столько, сколько считал нужным». В последних числах сентября 1916 года Булгаков с женой приезжает в село Никольское, где и развернутся события, которые в дальнейшем получат отражение в его произведениях.

«В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности – недолго». Устроить нормальную мирную жизнь в те годы не представляется возможным. С начала 1919 года власть в Киеве постоянно меняется, и каждое новое правительство мобилизует Булгакова как военного врача в свою армию.

В качестве военного врача он оказывается во Владикавказе, где заболевает тифом. Когда город занимают красные, Михаил Афанасьевич скрывает свою причастность к медицине, начинает сотрудничать с местными газетами, и вместо врача Булгакова появляется Булгаков-писатель. К профессиональному занятию медициной он больше уже не вернется.

Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, «Записки юного врача» и «Морфий».

В этих произведениях «заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с больным, страдающим, испуганным и беспомощным».

В «Записках юного врача» отображены многие подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова во время его работы в земской больнице села Никольское Смоленской губернии. Многие из проделанных операций отразились в его рассказах: ампутация бедра («Полотенце с петухом»), поворот плода на ножку («Крещение поворотом»), трахеотомия («Стальное горло»).

Герой рассказов Владимир Михайлович Бомгард – молодой врач, бывший студент, попавший по распределению в глухую деревню Горелово. Здесь у него начинается паника: «Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка». Но выхода нет, он единственный хирург, человек с высшим образованием в этом захолустье.

Молодой доктор не успел ещё освоиться, купить очки, чтобы выглядеть более представительным и опытным, как начались уже трудовые будни. И сразу - ампутация. Любой бы растерялся, пожелал бы быстрой смерти девушке, чтобы не мучить ни её, ни себя, как, впрочем, и сделал юноша. К счастью, жил в нём кто-то и другой, кто сурово приказал: «Камфары». За него работал только «здравый смысл, подхлёстнутый необычайностью обстановки». И тут уже никакие очки не затмят талант, смелость и уверенность хирурга на операции. «И у всех – и у Демьяна Лукича и у Пелагеи Ивановны – заметил в глазах уважение и удивление».

Врачебный долг – вот, что определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку («Стальное горло»), и девушку, попавшую в мялку («Полотенце с петухом»), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях непонятными словами («Пропавший глаз»).

Не боится молодой доктор сказать и о том, как трудно ему приходится, признать свои ошибки. Здесь происходит и самоанализ, и искреннее раскаяние, и угрызения совести.

Михаил Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его как хорошего врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался редко. Смелость помогала ему решиться на трудные операции. «Записки юного врача» созданы на основе «Записок врача» (1901) Вересаева, с которым Булгаков стал другом.

Для Вересаева «единственный выход - лишь в судьбе и успехах общего дела можно видеть и свою личную судьбу, и успех». Для автора же и главного героя «Записок юного врача» важен профессиональный успех, а сотрудничество видит в единстве с коллегами-медиками.

Врачи Булгакова заслуживают уважение своим трудолюбием, пользуются доверием, потому что спасли жизнь многим.

Эти врачи никогда не раскроют врачебную тайну, наделены чувством долга, милосердны, служат медицине. Они не допускают ошибок.

Если врач нуждается в знаниях, то стремится их получить с большой радостью.

Булгаков учит нас страдать и переживать, любить и испытывать отвращение, верить и ждать, то есть по-настоящему чувствовать и жить.

«Будучи даже обыкновенным средним человеком, врач всё-таки, в силу самой своей профессии, делает больше добра и проявляет больше бескорыстия, чем другие люди», - писал В. В. Вересаев.

Заключение

Литература и медицина встретились в произведениях писателей-врачей, как стихи и проза соединились в Лермонтове, как лёд и пламень сошлись у Пушкина.

Писатели-врачи были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Именно медицина помогла им изучить психологию и душевное состояние человека, почувствовать на себе жизнь будущих своих персонажей, передать часть себя. Только писатели-врачи могут под прямым углом посмотреть на героя-врача. Каждый из писателей по-своему описал образы врачей, каждый по-своему понимал медицинскую профессию. Чеховский герой-врач – добрый, трудолюбивый и отзывчивый, но и податливый.

Галерею земских врачей вывел в своих произведениях Вересаев, которому близки были мысли о народе и крестьянских массах. «Записки врача» Вересаева - пережитые ситуации. Его врач - мыслитель, служащий своим пациентам.

Молодые врачи Булгакова повторяют судьбу самого писателя. Они образованны и талантливы, успешны, умеют преодолевать трудности и работать над собой, готовы к экспериментам.

Объединив лучшие перечисленные качества врачей, можно получить идеальный образ. Он бесстрашен перед неизвестностью, всегда на защите своего пациента, которому не побоишься вручить свою жизнь, для которого знание и милосердие стало профессиональным девизом.

После знакомства с данной литературой можно сделать следующие выводы:

В отечественной литературе много интересных фактов из жизни писателей;

В русской художественной литературе писателей-медиков подробно и глубоко изложена деятельность врачей;

Рассмотрев особенности характеров врачей, создано представление об идеальном образе врача.

Транскрипт

1 «Образ врача в художественной литературе» Обзор литературы Составили: Серпухова В.М. Озеркина О.В. НБ ХНМУ 2013

2 Предлагаемый обзор «Образ врача в художественной литературе» предназначен для студентов-медиков младших курсов. Его задача ознакомление будущих врачей с наиболее интересными произведениями, раскрывающими профессию врача и имеющихся в фонде Научной библиотеки ХНМУ. С давних времен к медицинской теме обращались как отечественные, так и зарубежные писатели и не только писатели. Неоднократно за перо брались сами врачи, чтобы из «первых уст передать свои боли, переживания, надежды, радости, юмор...», так как ежедневная практика давала им огромный материал, как для научного, так и для художественного осмысления. В связи с этим хочется привести слова известного французского писателя Андре Моруа: «Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других». В фонде библиотеки нашего университета достаточно много художественных произведений, раскрывающих тему сегодняшнего обзора литературы. Хочется лишь обратить внимание на небольшую часть произведений, которые заслуживают особого внимания. Первый раздел нашего обзора носит название «Рыцари пера и милосердия». Он посвящен художественным произведениям, созданным профессиональными медиками. Заметная активность врачей в литературе началась не сегодня, и не вчера. Если перелистать историю мировой литературы, то первого профессионального врача мы встретим в античной древнегреческой литературе. Из тройки великих афинских драматургов, кроме Эсхила и

3 Еврипида, был Софокл. По легенде он был прямым потомком Асклепия, бога врачевания, а также жрецом храма в честь Асклепия в Афинах. Интересно, что в раскопках этого храма были найдены отрывки из произведений Софокла (за всю свою жизнь он написал 123 драматических и поэтических произведения). Предлагаю вашему вниманию книгу Софокла «Драмы» (Москва,1990 год). Когда мы говорим о медицине средневековья, то в первую очередь вспоминаем о выдающемся враче и поэте Абу Али Ибн-Сине (Авиценне), стихотворения и поэмы которого являются классикой в арабоязычном мире. Он, обладая энциклопедическими познаниями в различных науках того времени, обращался ко всем молодым, ставшим на путь служения своей профессии: «Улучшай душу науками, чтобы двигаться вперед». В нашей библиотеке отсутствуют произведения Авиценны, но есть книги о нем: автор Борис Петров «Ибн Сина (Авиценна)», изданная в Москве в 1980 году и приуроченная к тысячелетнему юбилею со дня рождения великого ученого, а также «Повесть об Авиценне», написанная Верой Смирновой- Ракитиной (Москва, 1955 год). Теперь хочется подойти ближе к нашему времени, и поговорить об известном английском писателе Артуре Конан Дойле. О своей творческой судьбе он сказал так: «После обучения медицине, магистерскую степень по которой я получил в Эдинбурге, я прошел долгий путь в литературе». Стоит вспомнить его «Записки о Шерлоке Холмсе». Не себя ли изобразил писатель в образе доктора Ватсона? Герой, также как и автор записок, был военным врачом и участвовал в военных кампаниях. Здесь он выступает в роли хроникера жизни и деятельности главного героя и консультирует сыщика по медицинским вопросам в ходе расследования преступлений, а также оказывает медицинскую помощь всем нуждающимся в ней. Доктор Ватсон симпатичен читателям не только преданностью Холмсу, но и своей надежностью и порядочностью.

4 Одним из известных русских писателей-медиков второй половины 19 века, отразивших профессию врача в своем литературном творчестве, был А.П. Чехов. Благодаря своему собственному опыту уездного врача он впервые в русской литературе полно раскрыл образ медика, его подвижничество, его трагизм и т.д. Об этом вам расскажут его произведения: «Попрыгунья», «Палата 6» (полное собрание сочинений, том 8), «Неприятность», «Хирургия» (пол. собр. соч., том 3), «Ионыч» (Чехов «Избранное») и т.д. Хочу остановиться на рассказе «Ионыч», в котором автор поведал историю молодого доктора, приехавшего работать в провинцию, и спустя годы превратившегося в обывателя, живущего одиноко и скучно. Он очерствел и стал равнодушен к своим больным. Образ Ионыча предостережение всем молодым врачам, вступающим на путь служения людям: не стать равнодушными, не очерстветь, не остановиться в своем профессиональном развитии, преданно и бескорыстно служить людям. О своей первой и главной профессии Чехов писал: «Медицина это так же просто и так же сложно, как и жизнь». Профессия врача широко отражена и у таких замечательных русских писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. Если Чехов вначале выбрал профессию медика, а затем стал писателем, то Вересаев сразу занялся литературой, а затем пришел в медицину, не прекращая заниматься литературой. Его «Записки врача» стали по-настоящему знаменитыми, интерес к которым не иссякает до настоящего времени. Произведение посвящено сложным нравственным, социальным и профессиональным проблемам, возникающим перед молодым врачом. Повествование начинается воспоминаниями первокурсника и заканчивается зрелыми суждениями доктора. Иллюстрацией к сказанному могут быть слова самого писателя: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала».

5 Литературная карьера выдающегося русского писателя ХХ столетия Михаила Афанасьевича Булгакова началась в 1919 году, когда он отказался от места земского врача и полностью посвятил себя творчеству. Однако именно благодаря опыту, приобретенному в прифронтовых госпиталях, а затем в сельской больнице и сформировался Булгаков-писатель, с его особым чувством юмора и особым взглядом на зарождающуюся советскую действительность. Сборник рассказов «Записки юного врача» стал неким переходом для Булгакова от медицины к литературе. Также в сборник включены известная повесть «Морфий», в которой Булгаков с жестокой откровенностью описал все муки молодого доктора, пристрастившегося к пагубному средству и примыкающий к «медицинскому» циклу произведений М. Булгакова рассказ «Необыкновенные приключения доктора». Все произведения во многом носят автобиографический характер. Нет сомнения, что объем медицинских знаний, полученных писателем в Киевском университете, сказался на появлении таких произведений, как «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». Известный английский писатель Сомерсет Моэм, врач по профессии, всю свою жизнь посвятил литературному творчеству. Профессия врача помогла ему лучше понимать природу человека и его поступков, о чем свидетельствуют его слова: «Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача». Влияние медицинских знаний можно проследить во многих его произведениях, но я бы хотела перечислить его книги, в которых мы можем встретить героя-врача: «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Острие бритвы». В фонде нашей библиотеки есть также сборник новелл Моэма и два вышеперечисленных романа, кроме «Бремени страстей человеческих». Далее мне хотелось бы остановиться на произведениях авторов, достигших немалых высот в области медицины и одновременно

6 занимавшихся литературным творчеством, широко отразив в нем профессию врача. Также их объединяет еще одно обстоятельство: все они прошли Великую Отечественную войну, исполняя свой профессиональный долг. И это, конечно же, в первую очередь, знаменитый украинский кардиохирург, ученый-медик, а также литератор, Николай Михайлович Амосов. Испытав на себе все тяготы профессии военного хирурга, автор рассказывает о пережитом в книге «ППГ-2266» («Записки военного хирурга»), которые он вел всю Великую Отечественную войну во время затишья на фронте. Эту книгу вы можете найти в фонде нашей библиотеки. Талантливый хирург и известный писатель, Федор Углов, знавший о войне не понаслышке, все время блокады Ленинграда проработал начальником хирургического отделения одного из госпиталей города, пионер сердечной хирургии в СССР, написал помимо научных, ряд художественных произведений: «Человек среди людей» (1982), «Живём ли мы свой век» (1983), «Под белой мантией» (1984) и др. В фонде нашей библиотеки есть его автобиографическая повесть «Сердце хирурга», изданная в Ленинграде. Это реальный дневник хирурга, в котором правда все - от первого до последнего слова. Захватывающее описание операций, сложных случаев, загадочных диагнозов. Оторваться от историй из практики знаменитого хирурга невозможно. Особенно поражают воображение описания операций во время бомбежек и артобстрелов в блокадном Ленинграде: «Однажды, в самый разгар операции раздался сигнал воздушной тревоги. Но разве отойдешь от такого раненого! И мы продолжали работать...». Книга получила мировое признание и переведена на многие языки. Искренним восхищением проникнуты слова знаменитого врача, когда он пишет о силе художественного слова: «И сколько раз... убеждался я в великой облагораживающей силе литературы: даже самые, казалось бы, черствые, загрубевшие сердца сдаются перед истинной поэзией!».

8 «Записки из будущего», «ППГ-2266», «Книга о счастье и несчастьях» и «Голоса времен». Следующий известный врач-писатель, Павел Бейлин, свою любовь к жизни, свои желания и готовность защитить жизнь, достоинство, здоровье человека, воплощает в своей книге «Поговори со мною, доктор», которая вышла в 1980 году в Киеве. Основная тема, объединяющая все произведения данной книги это отношения между лечащим врачом и больными. Одним из решающих факторов медицинской профессии, по мнению автора, остается человечность, определяющая авторитет медика и медицины в обществе. В последнем разделе «Мои учителя» («Штрихи к портретам»), автор с большой любовью рассказывает о своих наставникахврачах: Алексее Крымове, Александре Пхакадзе, Михаиле Коломийченко. В 1981 году в Москве была издана первая книга врача-педиатра Сергея Иванова «Я лечу детей» (Повесть в форме записок молодого человека студента, а затем врача). Во время написания этой повести автором уже был накоплен некоторый опыт работы с маленькими пациентами: после окончания Ленинградского Педиатрического медицинского института он три года работал по распределению на Западном Урале в маленькой участковой больнице, был врачом детского дома. Одновременно был внештатным корреспондентом ряда районных и областных газет. Автор книги перед нами предстает как человек искренний, правдиво пишущий, влюбленный в свою профессию. И за честность, особенно за сострадание к детям, веришь автору, даже ловишь себя на мысли вот бы к кому водить детей, когда они, не дай бог, заболеют. О первой встрече со своими пациентами автор пишет: «Нас учили врачевать ребенка понимать его нам предоставили научиться самим. А он, больной, оторванный от мамы, растерянный и напуганный, ждал понимания и только потом лечения». На сегодняшний день Сергей Иванов является автором множества публикаций в различных СМИ, а также книг, посвященных труду детского врача, новому подходу к лечению травами и фантастических книг.

9 В 50-х годах прошлого века известным австрийским публицистом и общественным деятелем, военным врачом по образованию, Гуго Глязером была написана научно-популярная книга «Драматическая медицина». Она посвящена врачам, проводившим медицинские опыты на самих себе. Рассмотрены различные области медицинской науки, в каждой из которых на определенном этапе требовалось пойти на испытания новых методов, связанные с риском для здоровья и жизни. «Медицина слагается из науки и искусства, а над ними простирается покров героизма», утверждает автор в своей книге. Если говорить о врачах-писателях, наших современниках, нельзя не упомянуть имя Владимира Андреевича Берсенева, врача-невропатолога высшей категории, основателя и руководителя Института проблем боли, члена Национального союза писателей Украины. В Документальной повести «Сохраняю самообладание», опубликованной в журнале «Радуга» за 2004 год в 9 и 10, автор рассказывает о своих пациентах, среди которых было немало известных людей и размышляет о врачебном долге и профессионализме: «Убежден, профессионализм без дисциплины невозможен. Иначе, ни за что не окажешься в нужное время в нужном месте. Начинать с дисциплины, без нее профессионалом не стать». Наш современник, Евгений Черняховский, врач-терапевт, киевлянин, в свободное от работы время пишет рассказы, юмористические миниатюры. Их можно прочитать в журналах: «Фонтан» (Одесса), «Вокруг смеха» (Санкт-Петербург), «Радуга» (Киев). Кроме того, он автор книги иронической прозы «Записки немолодого врача», отсутствующей в нашем фонде. Мы же можем предложить вам рассказ «Счастье пришло», опубликованный в журнале «Радуга» (2012г., 11-12), в котором автор с юмором рассказывает о нерадивом студенте мединститута, своем однокашнике. Современная художественная литература о врачах носит чаще всего развлекательный характер, не углубляясь в анализ причин поступков героев. Это беллетристика, предназначенная, в основном, для досуга.

10 Татьяна Соломатина, наша современница, медик по образованию. В 2007 вышла в свет ее первая книга «Акушер Ха», которая, как и все последующие, посвящена медицинской тематике. В сборник ее произведений «Больное сердце» (Москва, 2010 г.), вошли три произведения, в которых автор с женской прямотой говорит о врачебном цинизме, как форме самозащиты врача в мире человеческих страданий. Следующий врач-писатель, Андрей Шляхов, более 10 лет проработал на скорой помощи, в кардиологическом отделении. С 2009 года он занялся писательской деятельностью. Много пишет о врачах. В 2012 году в Москве была издана его книга «Доктор Данилов в роддоме, или мужикам тут не место». В книгу включены смешные и драматические рассказы из жизни обычного московского родильного дома. Книга «Записки психиатра, или всем галоперидолу за счет заведения», (Москва, 2012 г.). Ее автор, Максим Малявин, в психиатрии более полутора десятка лет. Свои литературные произведения сам автор называет байками. Вместе со своей женой, также психиатром, ведут популярный «Блог добрых психиатров», в котором предупреждают своих читателей: «Попытки найти в приведенных ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для неокрепшей психики». Обладая отличным чувством юмора, сквозь смех и слезы, Максим Малявин ярко и метко описывает будни современной психиатрической больницы. Лучше всего о книгах автора говорят их названия: «Новые записки психиатра, или Барбухайка, на выезд!», «Психиатрию - народу! Доктору - коньяк». Современный зарубежный роман медицинской тематики представлен в нашем обзоре двумя авторами. Наш современник, Ной Гордон, американский писатель, внук эмигранта из царской России, будучи профессиональным медиком, медицине предпочел журналистику. Вместе с тем, он на всю жизнь сохранил любовь к медицине и глубокое уважение к медикам. Все романы писателя, как исторические, так и связанные с

11 современностью, повествует исключительно о врачах. Хочу обратить ваше внимание на его трилогию, которая включает в себя книги «Лекарь», «Шаман» и «Доктор Коул», объединенные общей темой: жизнеописание семьи врачей-коулов (Харьков,2012). Современный английский писатель Кен Макклюр, автор цикла медицинских триллеров о расследованиях доктора Стивена Донбара, следователя по особо важным делам секретного агенства. В книге «Донор» (Москва, 2011 г.) раскрывается животрепещущая тема нелегальной торговли детскими органами. Следующий раздел нашего обзора называется «Писатели о врачах», в котором представлены произведения авторов, не имеющих медицинского образования, но герои их книг медики. Европейские писатели обращались к медицинской тематике еще 300 лет назад. Жан-Батист Мольер выдающийся французский драматург эпохи Возрождения, подлинный гуманист, комедиограф. До наших дней дошли 33 пьесы, написанных Мольером. Образ врача отражен в двух из них из них: «Мнимый больной» и «Лекарь поневоле», в которых в гротескной форме высмеиваются отрицательные черты медицины той эпохи: шарлатанство, вымогательство и профессиональное невежество врачей и аптекарей. Свое отношение к медицине и врачам, Мольер выразил словами одного из своих героев: «Я осмеиваю не докторов, а показываю смешные стороны медицины». Вышеназванные пьесы вы можете прочитать в книге Мольер «Комедии» (Москва,1953год). К образу врача обращался в своих произведениях и другой известный французский писатель уже 19 века Гюстав Флобер. Будучи сам сыном врача-хирурга, он решил посвятить себя литературе. Всемирно известен его роман «Госпожа Бовари». Автор раскрывает образ сельского врача Шарля Бовари, который, несмотря на свою второплановость, играет в произведении важную роль. Он интересует автора и сам по себе, и как

12 часть той среды, в которой существует главная героиня. Несмотря на свою доброту и трудолюбие, он не является мастером своего дела, в профессиональном плане проявляя поверхностность и косность. Характерным является случай с выпрямлением искривленной стопы, подробно описанный автором, когда из-за бездарности и невежества героя, пациент потерял ногу. Автором предварительно была изучена специальная литература по хирургии. Доктору Бовари противопоставляется высокообразованный и опытный доктор Каниве, устами которого автор выразил свое отношение к профессии врача: «... Медицина это высокое призвание... Сколько бы разные коновалы ни оскверняли искусство врачевания, на него нельзя иначе смотреть, как на священнодействие». Бурный рост медицинских открытий, которыми ознаменовался 20 век, нашел свое отражение в художественной литературе, в частности, советской. Вениамин Каверин в своем романе «Открытая книга» пишет о талантливом микробиологе Татьяне Власенковой. Героиня прошла нелегкий, но мужественный путь к научному открытию, оказавшему глубокое влияние на развитие медицинской науки первой половины 20 века. Этот роман вошел в книгу Каверина «Избранное», изданную в Москве в 1999 году. О жизни, деятельности и вкладе в медицину в частности, и в науку в целом известного немецкого ученого Вильгельма Рентгена рассказывается в художественно-документальной повести Вруйра Пенесяна «Чудесные лучи», (Ереван, 1974 г.). Автор хронологически прослеживает становление великого экспериментатора, в 24 года защитившего докторскую диссертацию, человека, которому мы обязаны существованием науки рентгенологии, без которой не обходится современная медицина. Сведения о Вильгельме Рентгене очень скудны: архив ученого был сожжен по его же завещанию. Автор изучил и

13 использовал все, имеющиеся источники: отрывочные воспоминания, разбросанные в статьях, работавших с Рентгеном сотрудников и ученых. К теме образа врача в годы Великой Отечественной войны обращались многие писатели. В 1985 году в Киеве был издан роман русского советского писателя, живущего в Украине, Григория Терещенко «Медсанбат» о самоотверженном, часто сопряженном со смертельным риском, труде наших врачей, медсестер, санитарок, спасавших жизнь и возвращавших в строй советских воинов в годы Великой Отечественной войны. В романе есть такие слова о героизме военных врачей: «Не все медсанбатовцы могли позволить себе поспать даже два часа. Особенно трудно приходилось хирургам... Да, хирурги делали чудеса на фронте. Сколько они вернули в строй раненых бойцов!». При написании романа автор использовал свои личные переживания участника Великой Отечественной войны. Влияние послевоенного времени на судьбы врачей и их близких отражено в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», изданном в 2001 году в России. Книга получила в том же году премию Русский Букер, а в 2006 престижную итальянскую премию. Главный действующий герой романа потомственный, прирожденный медик. Павел Алексеевич Кукоцкий лечил пациенток, занимался наукой и даже писал проекты по организации здравоохранения. Он и его семья оказались в центре неоднозначных событий, происходивших в истории советской медицины: запрещенные аборты, кампания против генетики. Все это самым трагическим образом отразилось на жизни главного героя и его близких. И последняя книга нашего обзора это издание преподавателей кафедры патологической анатомии нашего университета Яковцовой Антонины Федоровны, Сорокиной Ирины Викторовны и Гольевой Натальи Владимировны «Медицина и искусство», вышедшее в 2008 в Харькове.

14 Авторы книги усматривают тесную взаимосвязь науки медицины с удивительным миром искусства: литературой, музыкой и танцем, живописью и кинематографом. Несколько глав книги посвящено теме врачей в литературе: творчеству Чехова, Вересаева, Булгакова, Амосова и др. В книге приведено немало цитат выдающихся людей. О связи медицины и искусства, в частности живописи, говорил в свое время наш украинский хирург и священнослужитель, автор многочисленных богословских трудов, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Лука Крымский): «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии и тонкую художественную работу при анатомической препаровке и при операциях... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Напоследок приведу несколько высказываний выдающихся людей разных эпох о медицине и врачах: «Учитель и врач два занятия, для которых любовь к людям обязательное качество». Николай Амосов «Учиться быть врачом это значит учиться быть человеком». «Медицина для истинного врача больше чем профессия она образ жизни». Александр Билибин «Призвание врача это воля учиться от жизни и непрерывно совершенствоваться». Ипполит Давыдовский

15 «Медицина слагается из науки и искусства, а над ними простирается покров героизма». Гуго Глязер И завершить сегодняшний обзор хочу словами Гиппократа: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». «Любовь к врачебному искусству это и есть любовь к человечеству». Спасибо за внимание!


МЕДИЦИНА В ЛИТЕРАТУРЕ библиотека вуза и нравственно-этическое воспитание студентов-медиков Киричок Ирина Васильевна Серпухова Валентина Михайловна Озёркина Ольга Владимировна Формирование у студентов-медиков

«К своим истокам прикоснись» Творчество земляков Донбасса Виктор Васильевич Шутов (27 июля 1921-21 июля 1987) Виктор Васильевич - поэт и прозаик, почётный гражданин Донецка В честь Виктора Васильевича

Творчество земляков Донбасса «К своим истокам прикоснись» Виктор Васильевич Шутов (27 июля 1921-21 июля 1987) Виктор Васильевич - поэт и прозаик, почётный гражданин Донецка В честь Виктора Васильевича

70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Строки, опаленные войной (Издания военных лет из фондов библиотеки ПГГПУ) Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мирового сообщества.

Михаил Булгаков писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман «Мастер

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Книги Мустая Карима из фонда Центральной детской библиотеки Карим, М. Долгое-долгое детство [Текст] : повесть; Не бросай огонь, Прометей! [Текст] : трагедия в стихах: пер. с башк. / М. Карим. - Москва

Сочинение на тему что мне открыли герои булгакова Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, воздать Что в мире и человеке

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Выставки абонемента научной и художественной литературы библиотеки КГФ (ст. м. «Юго-Западная», пр-т Вернадского, д. 88, ауд. 214) Постоянные выставки «Юбилей у книги» На выставке представлены книги, которые

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

Сочинение на тему человек о котором хочется рассказать Говорят, что внешность человека обманчива. Может быть, но я хочу рассказать о своей подруге, внешность которой полностью совпадает с нужно написать

31 мая 2017 года - 125 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского(1892-1968) Сост.: О.В. Мусатова - библиограф Русский советский писатель, классик русской литературы. Член

ПИСАТЕЛИ НАШЕГО ГОРОДА К 125-ЛЕТИЮ НОВОСИБИРСКА ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ Вишневская, Д. В. Размышления о природе любви: рассказы и повесть / Д. В. Вишневская; авт. предисл. Н. Закусина. Новосибирск: Издательство

Алтайский государственный университет Научная библиотека Эпизоды творческой судьбы (к 80-летию со дня рождения В. С. Высоцкого) Библиографический обзор Барнаул 2018 Эпизоды творческой судьбы (к 80-летию

К 155-летию со дня рождения Артура Конан Дойла (22.05.1859 07.07.1930) Артур Конан Дойл, английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических,

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

Сочинение на тему я хочу вам рассказать об одном добром человеке В честь 55-летия школы учащиеся писали сочинения об учителях. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они

Наш город расположен в самом центре России. Красноярск богат природой, историей, культурой, город живет почти четыре столетия, За эти годы в Красноярске происходило много интересных, значимых событий.

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Литературный Лихославль Владимир Николаевич Соколов Владимир Соколов (1928 1997 гг.) один из самых ярких и талантливых представителей «тихой» лирики XX века. Родился и вырос в Лихославле, который стал

Он весь свободы торжество! 2015 год объявлен президентом страны «Годом литературы в России». Выбор такого направления, такой темы вовсе не случаен. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

ДОРОГИЕ РЕБЯТА! В рубрике «КНИГА МЕСЯЦА» предлагаем Вашему вниманию книги популярных известных детских писателей В мартовском выпуске модельная библиотека семейного чтения п. Шахан представляет А Н А Т

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) «Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты, На земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты.» Первые годы жизни. Семья. Родился 22 октября 1870 год.

Выполнил работу: Бородай Андрей, обучающийся 12 класса МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» Куратор: Панибратова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Почему великих русских писателей 19 века

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Из опыта работы архивного отдела администрации МО Приозерский муниципальный район по комплектованию документами личного происхождения и их использованию. В течении десяти последних лет архивным отделом

Давай ронять слова, Как сад янтарь и цедру. Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Верю я, придёт пора Силу подлости и злобы одолеет дух добра. 10 февраля 125 лет со дня рождения поэта (1890 1960) Родился

Писатели-юбиляры января 2019 года 1 января - 100 лет со дня рождения писателя Д. Гранина (Германа) (1919 2017) Советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной

Борисова Н.В. Созвездие писателей Кубани: метод. пособие / Н.В.Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н.В.Борисова, Л.А.Толстых, Т.И.Шихова. Краснодар: Традиция, 2014.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

«Юные художники Ржевского района» Докладчик: Преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ДШИ Ржевского района, Матвеева Мария Александровна 2015г. Роль тематики семейных ценностей в контексте истории

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Речевые клише по русскому языку к сочинению ЕГЭ. Клише для сочинения ЕГЭ. Клише, которые можно использовать для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Элементы сочинения Для вступления Языковые средства

Современная поэзия и проза Соловьиного края: [прозаические произведения и стихотворения / редкой.: Ю. Першин, В. Давыдков, В. Кор-неев, М. Еськов; гл. ред.: Борис Агеев].-Курск:Славянка,2014.-256с.: ил.

Мертвым не больно / Быков В.В. М. ОЛМА Медиа групп, 2015. 256 с. Эта повесть является одной из наиболее ярких произведений автора. Именно в этой книге «мясорубка войны», через которую прошли наши отцы

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться к 150-летию М. Горького Народный журнал Писатель и журналист Павел Басинский, автор бестселлера «Лев Толстой: бегство из рая», на основе строго документального материала,

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

«Всю жизнь он помнил это поле боя» - 100 лет со дня рождения российского поэта, писателя Константина Михайловича Симонова (1915-1979 г.г.) Ненужные воспоминания Придут, когда их не зовут, Как лишние переиздания

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

МБУК «ЦБС городского округа город Выкса» Городская детская библиотека, ул. Островского, 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Войны священные страницы навеки в памяти людской» 2015 12+ Война величайшая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

125 лет со Дня Рождения А. А. Ахматовой (1889 1966) Не страшно под пулями мёртвыми лечь Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём,

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Отечественная война 1812 года на страницах художественных произведений «Двенадцатый год это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ» М.Е. Салтыков-Щедрин

Любовь, творчество и молитва Татьяны Щегловой В центральной городской библиотеке им. С. Есенина 8 октября прошла презентация новой книги «Лики любви». Татьяна Щеглова липецкая писательница, её роман «Без

Леонид Николаевич Андреев Писатель, репортер, прозаик, драматург, публицист... Vypracovala: Simona Hrabalová, 350688 Жизнь - 21.08.1871-12.09.1919 Леонид родился в городе Орле в семье чиновника. Когда

«О своей войне рассказать могу только я сам» Иду туда в изломанную рощу, Рубеж исходный для атак, Где быть убитым было проще, Чем как-то раздобыть табак. (В. Кондратьев) 30 октября 2015 года исполняется

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Писатели-юбиляры (ноябрь 2018 г.) ДРАГУНСКИЙ ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ 1 декабря 1913 г. Нью-Йорк, США) - 6 мая 1972 г. (Москва, СССР) 30 ноября 105 лет со дня рождения ВИКТОРА ЮЗЕФОВИЧА ДРАГУНСКОГО, русского советского

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

«Династия хирургов Мыш» Владимир Михайлович Мыш (1873 г. 1947 г.) Дмитрий Владимирович Мыш (1902 г. 1961 г.) Георгий Дмитриевич Мыш (1930 г. 2000 г.) Владимир Михайлович Мыш выдающийся советский хирург,

Областной телекоммуникационный проект «МАСТЕР-КЛАСС, 2014» Перман Наталья Николаевна, заведующая библиотекой МБОУ "Большереченская СОШ 2" Спасибо вам, родимые пенаты Рекомендательный библиографический

«Их имена в истории Пензенского края» К 53 Книга Памяти о наиболее выдающихся медиках, внесших неоценимый вклад в развитие здравоохранения Пензенской области / под общ. ред. В.В. Стрючкова; сост. В.Ф.

Задание олимпиады «Линия знаний: Литература» Инструкция по выполнению задания: I. Внимательно прочтите инструкцию к разделу II. Внимательно прочтите вопрос III. Вариант правильного ответа (только цифры)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

К 120-летию со дня рождения В.П. Катаева «ОТЧИЗНЫ СЫН И СЫН ПОЛКА» 1 Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. 2 Одесса - красивейший город на берегу

УДК 811.161.1-1 ББК 84(2Рос-Рус)1-5 Б 82 Оформление художника А. Новикова Серия основана в 2001 году Б 82 Боратынский Е. А. Не искушай меня без нужды / Евгений Боратынский. М. : Эксмо, 2011. 384 с. (Народная

Музейный урок как практика гуманитарного образования Гущина Юлия Александровна, Тупицына Наталья Александровна, учителя русского языка и литературы КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

    презентация , добавлен 24.03.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

    доклад , добавлен 23.11.2006

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни". Публицистический и художественный стиль этюда.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".