Чима да конельяно. Джованни баттиста чима да конельяно "благовещение" Одночастные алтарные картины

Чима да Конельяно (1459 − 1517) по праву можно назвать ярким представителем венецианской школы живописи эпохи Ренессанса. Художник родился в маленьком городке венецианской провинции Конельяно, в семье обработчика сукна. На творчество художника повлияли такие мастера живописи, как Альвизе Виварини, Антонелло да Мессина и Джованни Беллини, сыгравший важную роль в выработке стилистики письма Чима. По сравнению с другими величайшими Мастерами того времени скромный художник Чима был не такой выдающийся, да и работ было поменьше, чем у признанных классиков Ренессанса. Не всем судьбой уготовано стать Рафаэлем. Однако его работы выглядели весьма достойно (для второй половины творческой деятельности художника характерна ярко выраженная собственная стилистика и прекрасная техника письма) и вызывали большой интерес у европейских ценителей искусства.

Большую часть своей жизни мастер провёл в Венеции, которая всегда привлекала художников завораживающими пейзажами, прекрасной архитектурой и многочисленными зрелищными представлениями. Чима, благодаря своему медитативному темпераменту, был предрасположен к философским размышлениям на традиционные религиозные темы, и отражал в своих картинах по большей части именно такие сюжеты. У художника насчитывается около сотни произведений, посвящённых религиозной тематике, среди них присутствует множество образов Мадонны.

Лирическим произведениям Чима да Конельяно свойственны поэтичность, благородная простота образов, необыкновенная чистота и возвышенность чувств, красота персонажей, сосредоточенных на молитве, гармоничная связь между умиротворенным человеком и наполненной эмоциональным содержанием природой.

У художника наблюдалось стремление к чувственному познанию окружающего мира, его красоты и богатства форм. Это было свойственно творческому духу художников итальянского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимое с периодом Раннего Возрождения). Главную роль в воплощении познаваемого мира и природы у всех венецианских художников, в том числе и у Чима, играл колорит. Поздние работы мастера отличаются от ранних по колориту мягким сияющим освещением, игрой светотеневых переходов, нежными цветами красок, приближенными к легкому золотистому тону.

Художнику удалось реализовать основную цель своего воплощения на земле - украсить своими прекрасными творениями этот мир.

Благовещение. 1495, темпера и масло, 137×107 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Давайте же рассмотрим одну из самых великих работ Чима да Конельяно "Благовещение".

Идеей для этого произведения послужил евангельский сюжет - явление Архангела Гавриила деве Марии. Если вы подольше задержите взгляд на этой работе, то сможете ощутить, как от неё исходит положительный заряд энергии, полный умиротворения и спокойствия. Эти ощущения возникают благодаря величайшей одарённости художника, которая проявляется в удачно найденной композиции, выразительности и характерности главных персонажей, хорошем построении трёхмерного пространства и в том самом золотистом колорите.

Основное действие разворачивается в интерьере венецианского палаццо (дворца), подчёркивая торжественность запечатлённого момента.

Первым персонажем, на которого мы обращаем своё внимание, является Архангел Гавриил, его динамичная фигура в белом ангельском одеянии с многочисленными складками. Архангел подходит к Марии, чтобы сообщить благую весть. В его левой руке - цветок белой лилии, символ чистоты и невинности. Приложив свою правую руку к сердцу, Архангел выражает уважение и любовь святой деве. Можно подумать, что он влетел в это помещение на своих крыльях из открытого окна, в котором изображён чудесный, наполненный солнечным светом, пейзаж с архитектурными сооружениями, собором и далёким замком на холме.

Божественный солнечный свет проникает и в сам интерьер, хорошо освещая белоснежную фигуру Гавриила и смиренную, пребывающую в неподвижной позе, фигуру Марии. Она явно удивлена и смущена таким внезапным появлением Божественного вестника. Мы видим её, облачённую в небесного цвета плащ, накинутый на красное платье. Мария занималась чтением священной книги, преклонив колени на маленькую скамейку, согласно католическому обычаю. Покрытая двойным белым и желтым платком, олицетворяющим чистоту и святость, голова девы Марии с покорно опущенными глазами повёрнута в сторону Архангела, чтобы узнать весть о том, что ей суждено стать матерью Божьего сына.

Художник очень удачно передал внутреннее возвышенное состояние персонажей этого великолепного творения. Такие выражения лиц были свойственны персонажам живописных работ того периода. Чувства явно не выражены, но угадываются. Художник старался придерживаться венецианской манеры письма, принятой в конце XV века, для которой были характерны неторопливость движений персонажей, их спокойные и умиротворённые позы, сосредоточенность их лиц, порождающая атмосферу покоя, безмятежности и простоты.

Хочется, не отрывая взгляд, любоваться на эти прекрасные лица Гавриила и Марии, сосредоточенные на служении и молитве.

Золотистый тёплый свет, который наполняет детально проработанный интерьер, проникает и в зрительские сердца, располагает к размышлению о вездесущем Боге.

Текст подготовил Руслан Петряков

А что уж тянуть-то - назвался груздем, так показывай картины Чима да Конельяно. Можно, пожалуй, даже без текста: сюжеты понятны, персонажи легко угадываются.

1. Иоанн Креститель (из уже описанной церкви Мадонна-дель-Орто в Каннареджо):

2. Поклонение пастухов - это из церкви Санта-Мария-дель-Кармине, я ее только вскользь упомянул, когда с вами по Дорсодуро гулял.


3. Коронация Богородицы - это из Сан-Дзаниполо (по нашему, по-русски это будет святых Иоанна и Павла), туда мы с вами зайдем обязательно, надо же обязательную программу по гробницам выполнить:


4. Крещение Христа - это из Сан-Джованни-ин-Брагора - церкви Вивальди. Вот туда слабонервным лучше не соваться: тамошний настоятель свел дружбу с русским священником из "нашего" прихода Жен-мироносиц. И эти мироносицы насовали в Сан-Джованни-ин-Брагора разных реликвий (типа пальца Иоанна Крестителя) с надписями по-русски, а также фотографий великого господина и отца нашего. В общем, ПГМ на марше - будьте бдительны!

Итальянский живописец эпохи Возрождения. Родился приблизительно около 1460 года в городе Конельяно. Полное имя Джованни Баттиста Чима (Giovanni Batista Cima). Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Антонелло да Мессина, Джорджоне, раннего Тициана. Работал в основном в окрестностях Венеции. Известен своими ландшафтами и пейзажами в манере Джованни Беллини. Имел прозвище “Бедняга Беллини”. Популярность в 18 веке приобрел как “венецианский Мазаччо”.
Скончался Джованни Баттиста Чима да Конельяно в своем родном городе Конельяно в 1517 или 1518 году (точно не установлено).
В Дни Эрмитажа, после реставрации было представлено полотно известного венецианского мастера эпохи Возрождения Джованни Баттисты Чимы да Конельяно ">

"Благовещение" по праву занимает место в ряду шедевров картинной галереи Государственного Эрмитажа. Слава и почитание сопровождали картину на протяжении всей ее долгой истории. В 1604 году она упомянута в одном из первых печатных путеводителей по Венеции: "В капелле, посвященной Благовещению, что расположена слева от главной капеллы, великолепная алтарная картина, которую написал превосходнейший живописец Джованни Баттиста Чима да Конельяно".
Речь идет о внутреннем убранстве церкви ордена Крочифери, находившейся под покровительством Цеха ткачей шелка, выходцев из Лукки (имена мастеров, стоявших во главе этой корпорации, написаны на бумажном картуше в нижней части картины, как и дата создания алтаря - 1495).
Орден Крочифери был упразднен в 1657 году, церковь перешла к ордену иезуитов, как следствие, "Благовещение" было перевезено в помещения, принадлежавшие все тому же цеху ткачей шелка в Аббатстве Мизерикордиа, а затем в капеллу дель Розарио собора Санти Джованни э Паоло. Состояние картины в это время (1786) уже вызывало серьезные опасения: "Эти алтари, написанные на дереве, находятся в плачевном виде, краски отстают, почернели, многие переписаны".
В начале XIX века картина оказалась в Москве в коллекции князей Голицыных, обладавших одним из крупнейших частных художественных собраний в России. В 1873 году был осуществлен перевод живописи с деревянной основы на холст (эрмитажным реставратором А. Сидоровым). В 1886 году в составе Голицынского собрания "Благовещение" было приобретено для Эрмитажа.
Уже современники признавали "Благовещение" одним из наивысших творческих достижений Чимы, свидетельством его набравшего полную силу таланта. В нем художник добивается исключительного равновесия всех элементов, что в итоге позволяет ему достичь небывалой композиционной гармонии.
В "Благовещении" обращает на себя внимание тщательность в проработке деталей: прожилок мрамора на колоннах арочного окна, наборного узора столбов балдахина и его основания, надписи на древнееврейском по фризу полога (цитаты из книги пророка Исайи "Се Дева во чреве примет и родит сына"), закладки между страницами книги, отсутствие стекол в витраже-"розе" собора; наконец, насекомых - мухи и наездника. Даже открывающийся за окном пейзаж имеет реальный прообраз - на вершине холма высится крепость Кастельвеккио ди Конельяно; от нее вниз спускается, петляя, проезжая дорога. Это реальное изображение западной стены замка, прорезанной воротами ди Сер Белле, с угловой башней и башней Бемба с саду Дзакки, за которыми возвышаются две главные крепостные башни. На фоне такой подчеркнутой вещественности само событие носит вневременной сакральный характер, что достигается статуарностью поз и жестов Мадонны и Архангела Гавриила. Этот момент, застывший в вечности, только подчеркивают развевающиеся волосы архангела, колыхание его одежд, утреннее освещение, проникающее через раскрытую дверь и отбрасываемые фигурами и предметами тени.
Снятие поздних реставрационных наслоений вернуло "Благовещению" подлинный колорит, свойственный лучшим произведениям Чимы, - холодную серебристую гамму с тончайшими светотеневыми нюансами. Удивительно разнообразие градаций в переходе от синего к белому - от одеяния Гавриила, белизна которого просто ослепительна благодаря разнообразию оттенков серебристо-серого и голубого в тенях, до глубокого небесно-синего тона плаща Мадонны. Легкие тени, отбрасываемые фигурами и предметами, придают пространству глубину, которой так не хватало композиции ранее. Благодаря игре света и тени на зеленом пологе кровати появились складки, справа на них проступил силуэт - тень от фигуры Марии.
Деликатность светотеневых модуляций придала совершенно новое, более нежное и одухотворенное выражение лицам обоих персонажей, инкарнат приобрел перламутровый, фарфоровый тон. Под книгой, на торце деревянной подставки, обнаружились отпечатки пальцев художника - подтверждение издавна существовавшей в Венеции практики растушевывать последние мазки пальцами. Наконец, внизу открылись латинские буквы - остатки подписи мастера, виртуальная реконструкция которой представлена на отдельном планшете.

Http://www.bibliotekar.ru
http://translate.googleusercontent.com
http://translate.google.ru

Чи́ма да Конелья́но (Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, имя при рождении - Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459 в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году) - итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился приблизительно около 1460 года в городе Конельяно.

Возможно, обучался у Бартоломео Монтаньи в Виченце.

Влияние Монтаньи перестает сказываться в его творчестве, когда, около 1492 (документированная поездка в Венецию), провинциальный мастер, соприкоснувшись с художественной культурой Венеции, знакомится с Альвизе Виварини и и открывает для себя «Алтарь Сан-Кассиано» Антонелло да Мессины. По словам Паллуккини (1962), полиптих из ц. в Олера — первый плод венецианской деятельности Чима, продолженной художником в таких работах, как «Св. собеседование» (Милан, пинакотека Брера) и «Мадонна со святыми» (1493, Конельяно, собор). Довольно рано он находит собственный стиль, который приближается по тематике и живописи к творчеству .

Его искусство испытало влияние и .

Скончался Джованни Баттиста Чима да Конельяно в своем родном городе Конельяно в 1517 или 1518 году.

ТВОРЧЕСТВО

Художник Чима да Конельяно писал преимущественно алтарные иконы и картины религиозного содержания с обязательным пейзажем на заднем плане.

Картины да Конельяно отличает лиричность, благородная простота образов, золотистый колорит, сила и гармоничность красок, характерность и выразительность представленных неподвижно в покорном смирении лиц, классическая красота персонажей, их сосредоточенная молитва, видимая связь человека с окружающей природой, тщательность деталей, широкая и красивая укладка драпировок и прозрачность света.

Многие из картин Чимы да Конельяно различаются от писанных схожими с ним мастерами тем, что на заднем плане его картин изображен пейзаж с мотивом, взятым из гористых местностей родины художника - Фриуля. Пейзаж представляет невысокие холмы с замками и городскими стенами, поля и одинокие деревья, а на первом плане - скала с богатой растительностью или прекрасный портик.

Поэтичность Чима усиливается, когда он изображает Мадонну и святых в пейзаже, одновременно реальном и воображаемом, на фоне нежных холмов Конельяно («Св. собеседование», Лисабон, фонд Гульбенкяна). В этом чувственном диалоге человека и природы, свет согревает и смягчает персонажей, расположенных в прозрачной атмосфере ностальгического пейзажа, а Иордан течет среди холмов («Крещение Христа», 1494, Венеция, ц. Сан-Джованни ин Брагора). Тщательность деталей, прозрачность света, классическая красота персонажей, характерные для творчества Чима, видны и в «Мадонне с апельсиновым деревом» (ок. 1495, Венеция, гал. Академии), где изображен один из самых прекрасных пейзажей, написанных художником, — замок Сальваторе ди Коллальто.

Наряду с иконографией «Святого собеседования», созданной Джованни Беллини, Чима испытал также и влияние , которое проявляется в полихромной архитектуре некоторых картин небольшого формата («Посольство султана», Цюрих, Кунстхауз; «Чудо св. Марка», Берлин-Далем, музей). Следуя своему медитативному темпераменту, Чима, более склонный размышлять на традиционные темы, чем создавать свои, исполнил множество образов «Мадонны с младенцем», среди которых особенно знаменита картина из ц. Санта-Мария делла Консолацьоне в Эсте (Падуя), датированная 1504. Святая простота Марии выражена яркими тонами (красный, голубой и желтый) и монументальным объемом, который выделяется на пейзажном фоне.

Прозвище «Конельяно» получил по имени родного города.

Его также называли «бедный человек Беллини» в связи с его ландшафтами и пейзажами в манере .