37 литература и изобразительное искусство. Литература и изобразительное искусство — Гипермаркет знаний

>>Литература и изобразительное искусство

§ 37. Литература и изобразительное искусство

Литература.

Ведущей областью духовной жизни России второй половины XIX в. продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности широкого обсуждения назревших жизненных проблем русская литература не только была значительным культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, - писал А. И. Герцен, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши»). Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.

Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой - зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию - преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога .

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.

С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Чеховские герои - мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих. А. П. Чехов стремится показывать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе появились новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры . Одним из первых свое видение такого героя предложил Иван Сергеевич Тургенев. В 1860 г. вышел в свет его роман «Накануне». В нем писатель в образе разночинца болгарина Инсарова вывел человека с цельным характером, все силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Художественное исследование «нового человека» И. С. Тургенев продолжил в книге «Отцы и дети» (1862). В романе показан жестокий и сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, противоречия и столкновения интересов во всех сферах жизни - между помещиками и крестьянами , между дворянами и разночинцами, внутри дворянского сословия. Все это предстает в романе как разрушительная стихия, взрывающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Олицетворением этой стихии является главный герой - нигилист Базаров. Несмотря на двойственное отношение Тургенева к своему герою, он представляет его как мужественного, последовательного в своих убеждениях человека. Вместе с тем писатель с тревогой наблюдает за тем, как разрушение старого общества становится для подобных людей самоцелью.

Наиболее тревожно эта тема прозвучала со страниц романа Ф. М. Достоевского «Бесы», написанного по следам нечаевского дела. Достоевский разглядел в «нечаевщине» признаки опаснейшей общественной болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным лозунгом становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства». В их сознании происходит размывание нравственных понятий. Ради достижения своей цели они идут на самые страшные преступления. Ставят себя выше Бога, присвоив себе право распоряжаться жизнью и смертью человека. Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество, ибо политика вне морали несет лишь разрушение.

Одним из последовательных сторонников критического реализма, которого разночинная молодежь считала своим идейным вождем, был Н. А. Некрасов (1821-1878). Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, ее беспросветность и горести. В то же время в его произведениях (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) четко просматривается идея народного бунта против угнетателей.

Живопись.

Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.

Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного, и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова - это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»).

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве , но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки, ставшие выдающимися событиями в жизни российской провинции, явилось требование отражать жизнь со всеми ее острыми проблемами, во всей злободневности.

Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»).

Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов.

Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70-80-х гг. художник увлекся историческими темами - «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров.

Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» - эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря.

Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»). Алексею Кондратьевичу Саврасову ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле («Грачи прилетели»).

Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах Исаака Ильича Левитана. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича Айвазовского, который больше всего любил изображать море.

Скульптура .

Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. М. М. Антокольский создал серию исторических портретов: «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак».

Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в Москве в июне 1880 г. памятника А. С. Пушкину, который был создан на народные пожертвования. Автором памятника был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин.

Михаил Осипович Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862) изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он пользовался и при создании памятника Екатерины II в Петербурге (1873).

? Вопросы и задания

1. Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины XIX в.?

2. Какие явления русской действительности второй половины XIX в. отразились в русской литературе?

3. Какие задачи выполняла литература второй половины XIX в.?

4. Что нового внесли передвижники в русское искусство?

Документ

О художественной жизни Москвы (из воспоминаний литератора Н. Д. Телешова «Москва прежде»)

В тот же период времени вырастала в крупнейшее общественное явление художественная галерея частных лиц - братьев Третьяковых... Ее основатель, Павел Михайлович Третьяков, скромный и глубоко веривший в значение русского искусства, обычно посещал мастерские художников и еще до выставок приобретал для галереи самые выдающиеся картины, а на выставках с этими полотнами, впоследствии знаменитыми, были подписи: «Приобретено для Третьяковской галереи», чем все художники, не исключая и самых видных, очень гордились. Его громаднейшие коллекции, для которых он выстроил особый дом, были всегда доступны всем желающим видеть и даже копировать картины. В 1892 году он передал свою знаменитую галерею вместе с домом в дар городу, обогатив Москву ценнейшими произведениями искусства...

Немалое общественное дело творили и художники-передвижники: их выставки являлись буквально праздником для Москвы. Помню, я целые дни проводил на этих выставках, где невозможно было оставаться холодным или спокойным. Зритель всегда был увлечен и взволнован как самим мастерством, так и сюжетом, содержанием, идеей картины...

С этих «Передвижных», а также «Периодических» выставок большинство лучших полотен переходило потом в Третьяковскую галерею. Такие произведения, как «Иван Грозный» и «Не ждали» Репина, как «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» Сурикова, как полотна Виктора Васнецова, Поленова, как «марины» Айвазовского, как пейзажи Шишкина, Левитана, жанры Прянишникова и Маковского, как портреты Серова, порождали вокруг себя целую литературу, и газеты бывали наполнены похвалами или спорами за и против, в зависимости от направления издания. Батальные полотна Верещагина, картины Савицкого «На войну» и «Крючник», или Ярошен- ко «Всюду жизнь» и «Кочегар», или Касаткина «Шахтерка» и «Углеколы» заставляли многих задумываться над вопросами не только художественными.

Перемещаясь из города в город, выставки подчинялись контролю цензуры, и картины, пропущенные в одном городе, оказывались неудобными в другом благодаря субъективному мнению того или иного лица.

Вопросы к документу:

1. О каких явлениях в московской художественной жизни идет речь в воспоминаниях Телешова?

2. Каков был отклик населения и властей на выставки картин художников-передвижников?

3. Попытайтесь найти репродукции картин, о которых идет речь в документе. Почему эти картины были не только художественным, но и общественным явлением?

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Сборник конспектов уроков по истории скачать , календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам

Литература и искусство в конце XIX – начале XX вв.

1. Литература . Разнообразие течений , общие и специфические черты национальных литератур

Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовались укреплением индустриальной цивилизации. Это было время не только бурного развития науки и производства, но и перераспределения общественных ролей, формирования новых ценностей и этических норм. Вместе с тем, это время стало поворотным пунктом в развитии художественной культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной полнотой и выразительностью запечатлеть новую картину мира.

С изменениями в обществе исчезают гуманистические идеи эпохи Просвещения, на второй план отходят романтические чувства, и романтизм уступает дорогу критическому реализму.

Критический реализм - направление в литературе и искусстве, основной целью которого было правдивое, объективное отображение действительности с критической точки зрения.

Мерилом достоинства личности все больше становится ее материальное положение и способность добиваться жизненного успеха. Индустриальная цивилизация вызывала неприятие романтиков, а реалисты пытались понять современное им общество, вскрыть причины уродства жизни, отразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов.

В условиях обострения социальных противоречий и роста демократического движения реалисты рассматривают своих героев как порождение общества. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит ее, борется с ней. В художественных произведениях все сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики реалистов попадает вся общественная система.

Значительное место в новых направлениях развития художественной культуры занимает натурализм, который поднимает темы, считавшиеся ранее неприличными и запретными: уродливые, а подчас и аморальные стороны бытия, жизнь «людей дна».

Натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX века, отражающее отталкивающие стороны жизни и проявления человеческой натуры во всей их полноте.

Обращая внимание на мелочи быта, малозначительные факты, окружающие героев детали, натуралисты выставляют на всеобщее обозрение неприглядную изнанку жизни.

Однако, несмотря на все разнообразие направлений и стилей, лучшие произведения мировой культуры пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.

Выдающийся французский писатель Эмиль Золя (1840-1902) получил широкую известность в своей стране и за ее пределами. Подобно Бальзаку, Золя мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму истории Франции. В конце 1868 г. писатель начал работу над серией романов о Второй империи. В серию «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871-1893) вошли 20 романов, объединенных идеей раскрытия динамики развития личности, семьи, социальных групп в обществе и самого общества в истории. Золя показывает жизнь представителей всех слоев общества: высшего духовенства империи, крупных финансовых спекулянтов, лавочников, ремесленников, рабочих. Приняв на вооружение «натуралистический метод», автор поднимается до высот художественного анализа эпохи во всей ее противоречивости и сложности.

Эмиль Золя всегда занимал активную жизненную позицию. В 1898 г. во время «Дела Дрейфуса» писатель-гражданин поднимает голос в защиту демократии, обличая клерикальную и военную реакцию. Письмо Э.Золя президенту республики «Я обвиняю» - один из самых значительных актов в защиту прав человека. Под прямым влиянием Э.Золя развивалось творчество писателей разных стран. «По романам Эмиля Золя, - говорил Горький, - можно изучить целую эпоху».

Ги де Мопассан (полное имя - Анри Рене Альбер Ги) родился в 1850 г. близ Турвиля-сюр-Арка. Его отец происходил из обедневших дворян, мать - из семьи интеллигентов. Окончив Руанский лицей, Мопассан участвовал во франко-прусской войне, затем служил чиновником в различных министерствах. Литературным мастерством овладевал под руководством Г.Флобера. В литературу Мопассан вошел в 1880 г. книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся острой социальной направленностью, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя.

Мопассан - один из последних великих французских реалистов XIX века. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий понимание сути отношений в обществе, фальши и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая убожество, пошлость, эгоизм своих современников, писатель стремился противопоставить этим нравам близость к природе, правду естественных чувств человека. Большой известностью пользуются романы Мопассана «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886) и другие. В 1893 г. жизненный путь писателя трагически оборвался вследствие внезапного заболевания.

Известный английский драматург Джордж Бернард Шоу (1856-1950) по происхождению ирландец. Ранние годы провел в Дублине, после окончания школы служил клерком. В 1876 г. переехал в Лондон, где занялся литературой и журналистикой. Романы «Неразумный брак», «Любовь артиста», «Неуживчивый социалист» были отверг
нуты официальными издательствами и печатались в газетах левого направления. Б.Шоу увлекался социалистическими идеями, издавал специальные трактаты, брошюры, книги.

Английский писатель Оскар Уайльд (1854- 1900) , большой мастер слова, отдавал приоритет форме художественного произведения над содержанием. Цель искусства, по мнению Уайльда, - доставлять людям эстетическое наслаждение. Но отгородиться от реалий жизни писатель не мог. Его лучшие произведения - «Портрет Дориана Грея», фантастические сказки (сборники «Счастливый принц», «Гранатовый домик» и другие) проникнуты гуманизмом, осуждением жестокости и высокомерия. Высшими моральными ценностями Уайльд признавал человеколюбие, бескорыстие, сострадание. Красоте внешней он противопоставлял красоту деятельного добра. Тяжелая доля бедняков тревожила писателя, на некоторое время он даже увлекся социалистическими идеями. Уайльд написал также несколько комедий, в которых он остроумно высмеял развращенность аристократии («Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж»). Последнее произведение Уайльда - «Баллада Редингской тюрьмы» (1898). Это трагическая и мрачная поэма, в которой рассказано о переживаниях узников, осужденных жестокими английскими законами на тягостные страдания.

Весомый вклад в развитие драматургии внес норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906) . Он родился в семье богатого коммерсанта. В 1850 г. в Кристиании была поставлена первая пьеса Г.Ибсена «Богатырский курган». В 1852-1857 гг. Ибсен руководил первым Норвежским национальным театром. В своих произведениях драматург обратился к сатире и гротеску, порокам современного ему общества он противопоставил мир патриархальной крестьянской жизни, героическое прошлое своей страны. В драме «Борьба за престол», драматической поэме «Бранд» в центре внимания - цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для достижения своего идеала. Начиная с 80-х годов, имя Ибсена служило во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В начале XX века Ибсен стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах мира. На современной сцене чаще всего ставятся «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Э.Грига.

В обстановке экономического бума в американской литературе сформировалась целая школа, считавшая реальную жизнь недостойной взгляда истинного художника. Ее представители предпочитали мир мечты и художественного вымысла. На этом фоне особенно резко прозвучал голос молодого писателя Марка Твена (1835-1910).

Большинство произведений Марка Твена связано с традициями народного юмора Америки, что придает его многочисленным рассказам особую прелесть, яркую национальную окраску. В самых незначительных явлениях Твен замечает смешное и о самых обыденных вещах рассказывает изобретательно и остроумно. Он показывает торгашеский дух буржуазии, жажду наживы и беспринципность политиканства.

Марк Твен (настоящее имя - Самюэль Ленгхорн Клеменс) был очень наблюдательным писателем, прекрасным знатоком психологии и быта простых людей Америки. На своем жизненном пути он встречался с людьми самых разнообразных профессий. Сын провинциального судьи, он с 12 лет начал работать: учеником в типографии, наборщиком, лоцманом на пароходе и, наконец, журналистом. Из воспоминаний о пароходе, на котором он плавал по Миссисипи, возник и псевдоним писателя: «Марк Твен» - термин, употребляемый при измерении глубины реки.

Воспоминания о детских годах послужили Твену материалом для двух всемирно известных книг - «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том и его друзья ищут романтических приключений и свободы вдали от мещанского порядка, от скуки религиозных воскресных школ, от нудных наставлений школьных учителей. Со свойственными Твену наблюдательностью и тонким юмором обрисованы нравы американской провинции первой половины XIX века. Твен не только веселый юморист, но и блестящий сатирик. Его книга «Янки при дворе короля Артура» (1889) разоблачает феодально-монархические пережитки, которые еще сохранялись в некоторых странах Европы. Одним из любимых произведений подростков всего мира стала книга Марка Твена «Принц и нищий» (1882). Лишь недавно увидели свет письма и дневники писателя, его незаконченная автобиография, памфлеты. Они рассказывают о том, что честный художник, горячо любивший свой народ, испытывал мучительные разочарования, видя, как попираются в его стране демократические идеалы.

Замечательный писатель начала века Джек Лондон (его настоящее имя Джон Гриффит) писал о судьбах простых людей своей страны. Любовь писателя к людям труда, стремление к социальной справедливости, ненависть к эгоизму, корыстолюбию близки и понятны читателям всего мира.

Родившись в семье обедневшего фермера, Лондон с детства начал работать продавцом газет, рабочим консервной фабрики, исходил немало дорог в поисках заработка. В 1897 г. Джек Лондон поехал на Аляску, где незадолго до этого обнаружили золото. Ему не удалось разбогатеть, но полученные на Аляске впечатления послужили ему материалом для первых увлекательных рассказов о борьбе человека с суровой северной природой («Любовь к жизни», «Белое безмолвие» и др.) У писателя немало произведений («Белый клык», «Зов предков», «Майки, брат Джерри»), где он с глубоким знанием и теплотой изображает животных.

Судьбе писателя в обществе посвящен один из самых глубоких романов Джека Лондона - «Мартин Иден» (1909). Герой произведения, Мартин Иден - человек из народа. Ценой огромных усилий и жертв он сумел осуществить свою мечту и стать известным писателем. Но слава принесла ему лишь чувство глубокого разочарования и душевной пустоты. Иден увидел, как корыстны и ничтожны люди, которые казались ему носителями культуры. Во всем мире ценят творчество великого американского писателя, в котором раскрывается его свободолюбие, уважение к творческой энергии, мужеству, силе человека, где видна страстная любовь к величественной и неиссякаемой красоте природы.

В атмосфере общественного подъема, напряженной идейной борьбы развивалась русская литература. Писателями-реалистами, которые снискали мировую известность, было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений: «Война и мир», «Анна Каренина» Толстого, «Преступление и наказание»

Достоевского, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Гроза» Островского, «Былое и думы» Герцена, «История одного города» и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. В этих произведениях, в полном смысле слова классических, наиболее ярко воплотились характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных ее противоречий.

В 60-70-е годы в литературу пришел новый отряд талантливых писателей-реалистов: Н.С.Лесков (1831-1895), Н.Г.Помяловский (1835-1863), Г.И.Успенский (1843-1902). В эти годы выступали и талантливые поэты-романтики: А.А.Фет, А.Н.Майков, Я.П.Полонский, но они были сторонниками «чистого искусства», и их творчество меньше привлекало к себе общественное внимание.

Главенствующее положение русский реализм сохранял в России и в 80-90-е годы - сложную, переходную эпоху, когда под напором развития рыночных отношений рушились устои крепостнической России. В это время продолжалась литературная деятельность Л.Н. Толстого, создавшего одно из крупнейших своих произведений - роман «Воскресенье», Г.И.Успенского, М.Е.Салтыкова - Щедрина. В последние десятилетия XIX века выдвинулись новые яркие таланты: В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и, прежде всего, А.П. Чехов. Эти художники сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью стало в России всеобщим, что протест зреет даже в душах «маленьких», ранее униженных, забитых людей. И ощущение, что «больше так жить нельзя» (Чехов), вызвало в творчестве писателей 80-90-х годов возвышенные, романтические предчувствия лучшего будущего.

Особое место в ряду русских писателей этого периода занимают Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский, которые, отталкиваясь от повседневной действительности, сумели подняться до «вечных вопросов» о Боге, душе, смысле жизни.

Кризисные явления в обществе заметно проявляются в русской литературе. Мастера реалистического направления - И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев - создают великолепные по форме произведения, в которых, однако, не ощущается жизнеутверждающий пафос классики - сюжеты их становятся все более мрачными и тревожными, идеалы, которыми они вдохновляются - все более неясными. Эти особенности были присущи и ряду произведений А.М.Горького, с удивительной силой показывавшего мрачные стороны русской жизни.

В конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, принципиально отличные от реализма - символизм, акмеизм и др. Поэты и прозаики этих направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. При этом стихи В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилева поражали своей звучностью, изысканными рифмами. Самые яркие и глубокие представители этих течений А.А.Блок и Андрей Белый (Б.Н.Бугаев) - по-своему все же откликались на проблемы русской жизни, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, неизбежного краха старого, привычного мира.

2. Изобразительное искусство

Традиции реалистического искусства наиболее полно развивались во Франции. Начало реалистическому направлению положила пейзажная живопись художников так называемой «Барбизонской школы». Они писали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа являлась неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава «Барбизонской школы» Теодор Руссо. Реализм стал определяющим методом в творчестве Жюля Дюпре, Диаса де ла Пеньи, К. Труайона, Шарля Добиньи, Камила Коро, Жана Франсуа Милле. Лидером реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюсшав Курбе. Демократическое искусство Курбе вызвало немало нападок со стороны официальных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Лучшие картины Курбе «Каменщики», «Похороны в Орлеане» снискали художнику мировую славу.

В Германии самым значительным художником-реалистом был Адольф Менцель. В картине «Железопрокатный завод» он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих. Его творчество отличала выразительность образов, острое чувство современности.

Среди живописцев второй половины XIX века выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане. Он был настоящим певцом света, его изысканных и неповторимых сочетаний и оттенков. Мане первым из французских живописцев передал в картине богатство солнечного освещения. Друзья называли Мане «солнечным художником» и говорили, что его картины - настоящий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство.

Вокруг Мане объединяется группа молодых художников, ищущих новые пути в искусстве. Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, называвшие себя «независимыми», представили публике свои произведения. Но их живопись встретила лишь глумливый смех посетителей, а газеты запестрели заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». За художниками закрепилось название, данное в насмешку ловким журналистом - импрессионисты. Поводом послужило название картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (впечатление по-французски - impression).

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX -начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении - в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили перед собой задачу сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения на открытом воздухе, а не в мастерской, как «барбизонцы». Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда предметы недостаточно освещаются, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, импрессионисты писали картины мелким подвижным мазком.

Так же, как и «барбизонцы», импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамичной городской жизни. Сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и одноплановости своего искусства. Тем не менее искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а профессиональные достижения этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.

Весь путь развития импрессионизма связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Никто до него и кроме его ближайших единомышленников Ренуара, Сислея, Писарро не увидел в природе такой лучезарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не сумел столь живо передать

ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, главным образом, женских. В них нет психологической углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство. В одном из лучших своих произведений «Бал в саду Мулен де ла Галет» Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще более усиливающего впечатление непрестанного движения людей. Высоким мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены, натюрморты с изображением цветов

Образ человека привлекал внимание Эдгарда Дега (1834-1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от героев Ренуара, людям на полотнах Дега знакома тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели.

Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Кашля Писарро (1830-1903) - «Бульвар Монмартр в Париже». На ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы - бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Деревья еще без листьев, только что прошел дождь. Ощущение влажного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красочных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писарро и других импрессионистов.

Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX века как Ван Гог , Гоген и Сезанн. Их иногда называют постимпрессионистами. Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу и каждый из них шел своим собственным путем.

Винсент Ван Гог (1853-1890) - голландец по национальности -неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь. Его произведения были насыщены взволнованными, тревожными образами. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков.

Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в новой цивилизации, как иВан Гог, покидает Европу имного лет проводит на

Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его творческой манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочных пятен.

Поль Сезанн (1839-1906), начавший свой творческий путь еще в 60-е годы, сблизился с импрессионистами и нередко вместе с ними выставлял свои работы. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов Сезанн стремился показать в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.

Для русской живописи вторая половина XIX века также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории стала организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере «передвижников», в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих «передвижников» волновали злободневные сюжеты (В.Е.Маковский - «Осужденный», «Узник», «Вечеринка»; Н.А.Ярошенко - «Курсистка», «Студент»; Г.Г.Мясоедов - «Земство обедает» и пр.); привлекали образы людей труда - крестьян и рабочих (Мясоедов - «Косцы», Ярошенко - «Кочегар», В.М.Максимов - «У своей полосы»). Не чуждались они и «вечных», в том числе и евангельских тем (И.Н.Крамской - «Христос в пустыне», Н.Н.Ге - «Что есть истина», В.Д.Поленов - «Христос и грешница»). Были среди них и замечательные мастера исторической живописи (В.И.Суриков - «Утро стрелецкой казни»), великолепные мастера пейзажа (А.К.Саврасов - «Грачи прилетели», И.И.Шишкин - «Лесная глушь», «Рожь», «Дубовая роща», А.И.Куинджи - «Украинская ночь»), выдающиеся портретисты (Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И.Е.Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах («Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и пр.).

С конца XIX века влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символических картинах М.А.Врубеля («Демон», «Пан» и др). Движение «передвижников» в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства», члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. «Мирискусники», отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть «мирискусников» вышла из организации и, объединившись с бывшими «передвижниками», учредила в 1901 г. «Союз русских художников» (И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рыпов), в котором произошел органичный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи.

3. Модернизм в архитектуре , музыке , живописи

Со смутным осознанием переходного характера наступавшей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.

Такие умонастроения нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской и мировой культуры.

В эпоху неоромантизма, провозвестником которой стал композитор Р.Вагнер, развился литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е годы XIX века (Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме и др.), символизм захватил и другие виды искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, общественного и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (новый, современный). Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так достигалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф.О.Шехтелем.

В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р.Вагнер. Позднее поисками в сфере синтетического искусства занимался А.Н.Скрябин (опыты светомузыки, мечты о создании Мистерии - новой формы синтеза искусств).

На рубеже веков начали распространяться новые художественные течения, представители которых отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название - авангардизм.

Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П.Пикассо и Ж.Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых.

Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К.Малевичем супрематизм (от латинского - высший). Мир его картин - вне земного измерения. На белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.

Абстракционизм и беспредметность - таково конечное, пиковое достижение авангарда в этот период.


Список литературы

1. Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.

2. С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109

3. Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.

4. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО «ТИД «Русское слово Ї РС», 2006 (§ 41).




Во 2-й пол.19 в. русская литература сохранила свои ведущие позиции. Основным художественным направлением стал критический реализм. Особенно сильно он проявился в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедри на. В его произведениях все человеческие пороки доведены до предела В произведениях Ф.М.Дос- тоевского показаны унижение, бесправие и трагедия,«маленькой личности». Литература (р.т.1) В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского.


Литература 1. Что такое критический реализм Художественный стили, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. 2. Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим.


Писатель используя пси- хологический анализ показывает, как подав- ление личности доводит ее до преступление, но его симпатии на стороне бесконечно добрых людей, а не бунтарей. В творчестве Л.Н.Толстого выносится беспощадный приговор морали, ценностям и устоям существующего общес- тва, раскрываются сло- жнейшие психологичес- кие нюансы человечес-кой души. Эту линию развил в своих пьесах А.П.Чехов. Литература. И.Репин. Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу.


В романах И.С.Тургенева предпринята попытка показать обобщенный портрет «героя нашего времени». Симпатизируя революционерам автор, опасается, что разру шение старого общества становится для них са- моцелью. Эта же тема была с особой остротой раскрыта в романе Ф.Достоевского «Бесы». Н.А.Некрасов ставший од- ним из духовных вождей молодежи раскрыл в своем творчестве тему народной жизни. Литература (р.т.1) И.С.Тургенев. Карандашный рисунок Полины Виардо.


Основным направлением русской живописи 2-й пол. 19 в.стал критический реализм. В полотнах В.Г.Перова показаны неприглядные стороны российской действительности - деградация духовенства, чванство и пустота высших сословий, невежество забитых нуждой народных масс. В1863 г. группа выпускников АХ отказалась писать картины на темы скандинавского эпоса, заявив что в русской действительности есть более достойные темы. В 1870 г.они создали Товарищество передвижных художественных выставок. Живопись. В.Перов. Чаепитие в Мытищах.


Теоретиком «передвижников» стал И.Н.Крамской, со- здавший целую галерею портретов деятелей русской культуры. В товарищество вошли - Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, бр.Маковские, В.Перов,И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов и др. Вершиной реализма стало творчество И.Репина и В.Сурикова. Их работы пронизанные социальным протестом и создают обобщенный образ русского народа. В картинах исторической тематики, авторы выбирали переломные моменты русской истории и наиболее яркие личности. Живопись. И.Крамской Неизвестная.


Живопись 1. Кто такие передвижники? Кто туда входил? () 2. Кто был руководителем и теоретиком передвижников? (р.т.4). 3. Чьё творчество считается вершиной реализма в русской живописи? (р.т.3) 4. Какие художники-передвижники работали в историческом жанре? 5. Какие художники-передвижники работали в жанре пейзажа? Приведите примеры их творчества.


К жанру русского фольклора обратился В.Васнецов. Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и философскими размы- шлениями об исторической судьбе русского народа. В работах И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Ле- витана объектом внимания становится русский пейзаж, красота и могущество родной природы. Живопись. И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.


В сер.19 в.были созданы яркие скульптурные па мятники. М.Антокольский, примы- кавший к передвижникам, проявлял огромный интерес к русской истории. Украшением его творчества стали скульптурные портреты И.Грозного, Петра I, Ярослава Мудрого, Ермака. М.Микешин создал в Нов- городе величественный памятник- «Тысячелетие России». Скульптура. М.Микешин. Тысячелетие России.


Он был создан на на- родные деньги и от- крыт в 1862 г. Опыт подписки на со- оружение монумен- тов был признан удачным, и в 1880 г. в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину, отлитый по проекту известного скульптора А.Опе кушина. Скульптура. А.Опекушин. Памятник А.С.Пушкину.




В архитектуре на смену классицизму пришла эклектика. Ар- хитекторы искали новые формы в со- четании элементов готики, ренессанса, барокко и др.стилей. Широко распростра- няется так называе- мый «неорусский стиль»-здания укра- шаются шатрами, ба шенками, «узорочь- ем» и т.д. Архитектура. А.Семенов.В.Шервуд. Здание Исторического музея.


В этом стиле построены здания Исторического музея(Семенов, Шервуд),Городской думы (Чичагов), Верхних торговых рядов. новые строительные материалы привели к тому, что на первый план вышли идеи рациональной архитектуры - техническая и функциональная целесообразность. Архитектура. А.Померанцев. Верхние торговые ряды(здание ГУМ).


Архитектура. 1. Какие 2 новых стиля пришли на смену классицизма в архитектуре 2/2 19 века? 1) эклектика («эклегейн» фр. - выбирать, избирать), сочетавшая элементы барокко, готики, Возрождения и др. стилей. 2) Русско-византийский стиль («неорусский» или «псевдорусский» стиль) 2. Назовите характерные черты так называемого псевдорусского стиля? (р.т.2) 1) маленькие окошки 3-го этажа 2) крыши-башенки, украшенный конёк напоминает боярские хоромы, «кирпичная вышивка, мраморные полотенца», Верхние торговые ряды (ГУМ) – А.Н. Померанцев, Здание Московской городской думы (Д.Н. Чичагов), здание исторического музея в Москве (Семёнов, Шервуд)