Жанровые особенности кому на руси жить хорошо. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Имя Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.
Говоря о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», нужно сказать, что поэма не закончена. Поэт начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а закончил смертельно больным в 1877 году. Как говорил он: «Одно, о чем сожалею глубоко, это что не закончил поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако Белинский считал, что незаконченность - признак истинного. Вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопей в любых разновидностях характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно поставить точку практически на любом отрезке ее пути. То есть отдельные части поэмы соединяются каким-нибудь общим явлением. Например, в «Кому на Руси жить хорошо» все части объединяются только странствующими крестьянами (исключая части «Последыш» и «Пир - на весь мир»). Это позволяет свободно переставлять части. То есть наблюдается незакрепленный порядок частей. Если бы порядок был закреплен, часть «Последыш» шла бы не за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир - на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти темы связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И поэтому перестановка частей не устраняет смысл и очарование поэмы.
Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных фактов истории. Например, цифра семь в фольклоре является магической. Семь странников - образ большого эпического состава. Сказочный колорит Пролога поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность. В то же время события отнесены к пореформенной эпохе. Конкретная примета мужиков - «временнообязанные» - указывает на реальное положение крестьян в то время. Но не только магическое число странников создает сказочную атмосферу. В Прологе о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почетен пир. Но и здесь, вместе со сказочными мотивами, схвачена общая примета пореформенного разорения, выраженная в названиях деревень: Заплатово, Разутово, Злобишино, Неурожайка. Уезд Терпигорева, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния - все это тоже повествует нам о бедственном положении губерний, уездов, волостей после реформ 1861 года.
И все же мужики живут и действуют, как в сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в крестьянском стаде. По законам эпоса, оно развертывается, как в гоголевских «Мертвых душах», но обретает еще и самостоятельный смысл. Корова с колокольчиком, отбившаяся от стада, пришла к костру, уставила на мужиков глаза,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Природа, животные тоже участвуют в мужицком споре:
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра,
Сидит да черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Переполох нарастает, ширится, охватывает весь лес:
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
С иронией относится поэт к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Но для крестьян того времени вопрос обеспеченности был самым важным. И не только в России этот вопрос волновал людей, поэтому поэме «Кому на Руси жить хорошо» и принадлежит видное место не только в русской, но и в мировой поэзии.
Жанровое своеобразие поэмы Н. А.-Некрасова заключается в удивительной способности автора сочетать сказочную атмосферу с политическими проблемами 60-х годов XIX века. А также в написании замечательной поэмы-эпопеи, доступной всем людям в любом возрасте.

Николай Алексеевич Некрасов известен своими народным, необычными произведениями всему миру. Его посвящения простому народу, крестьянской жизни, периоду короткого детства и постоянным тяготам во взрослой жизни вызывают не только литературный, но и исторический интерес.

Такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо» - настоящий экскурс в 60-е годы XIX века. Поэма буквально погружает читателя в события послекрепостнического времени. Путешествие, в поисках счастливого человека в Российской империи, обнажает многочисленные проблемы общества, без прикрас рисует картину действительности и заставляет задуматься о будущем страны, отважившейся жить по-новому.

История создания некрасовской поэмы

Точная дата начала работы над поэмой неизвестна. Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году. Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.

Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата - 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».

Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.

Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:

✪ «Последыш»-1872.
✪ «Крестьянка» -1873 год.
✪ «Пир на весь мир» - 1876 год.


Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


В одной из волостей на широкой дороге встречаются семь мужиков, которые живут в соседних деревнях. И задумываются они об одном вопросе: кому на их родной земле живется хорошо. И до того дошел их разговор, что вскоре он переходит в спор. Дело шло к вечеру, а решить этот спор они никак не могли. Да и вдруг мужики заметили, что прошли они уже большое расстояние, увлекшись разговором. Поэтому они решили не возвращаться домой, а заночевать на полянке. Но спор-то продолжался и дошел до драки.

От такого шума выпадает птенчик пеночки, которого Пахом спасает, а за это образцовая мать готова выполнить любое желание мужиков. Получив волшебную скатерть, мужики решают отправиться путешествовать, чтобы найти ответ на вопрос, который их так сильно интересует. Вскоре они встречают попа, который меняет мнение мужиков о том, что ему хорошо и счастливо живется. Попадают герои и на сельскую ярмарку.

Они пытаются найти счастливых людей среди пьяных, и вскоре выясняется, что мужику-то для счастья много-то и не надо: есть досыта, да от бед оградить себя. А чтобы узнать о счастье героям советую найти Ермилу Гирина, которого знаю все. И вот тут мужики узнают его историю, а потом появляется барин. Но и тот жалуется на свое житье.

В конце поэмы герои пытаются поискать счастливых людей среди женщин. Они знакомятся с одной крестьянкой Матреной. Они помогают Корчагиной в поле, а за это она рассказывает им свою историю, где говорит о том, что у женщины не может быть счастья. Женщины только страдают.

И вот крестьяне уже на берегу Волги. Тут они услышали историю и о князе, который никак не мог смириться с отменой крепостного права, а потом историю о двух грешниках. Интересна и история сына дьячка Гришки Добросклонова.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!

Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


О том, какова композиция некрасовской поэмы, до сих пор ведутся споры между литераторами и критиками. Большинство исследователей литературного творчества Николая Некрасова пришли к тому, что материал должен быть расположен так: пролог и часть первая, затем следует поместить главу «Крестьянка», по содержанию следует глава «Последыш» и в заключение – «Пир – на весь мир».

Доказательствами такого расположения глав в сюжете поэмы стало то, что, например, в первой части и в последующей главе изображается мир, когда крестьяне еще не были свободны, то есть это тот мир, который был чуть раньше: старый и отживший. В следующей некрасовской части уже показано, как этот старый мир разрушается полностью и гибнет.

А вот уже в последней некрасовской главе поэт показывает все признаки того, что начинается новая жизнь. Тон повествования резко меняется и теперь он более светлый, ясный, радостный. Читатель ощущает, что поэт, как и его герои, верят в будущее. Особенно эта устремленность к ясному и светлому будущему чувствуются в те моменты, когда в поэме появляется главный герой - Гришка Добросклонов.

В это части поэт завершает поэму, поэтому именно здесь происходит развязка всего сюжетного действия. И здесь звучит ответ на вопрос, который был поставлен в самом начале произведения о том, кому же все-таки хорошо и свободно, беззаботно и весело живется на Руси. Выясняется, что самым беззаботным, счастливым и веселым человеком является Гришка, который заступник своего народа. В своих прекрасных и лирических песнях он предсказывал счастье своему народу.

Но если внимательно вчитаться в то, как наступает развязка в поэме в ее последней части, то можно обратить внимание на странности повествования. Читатель не видит, чтобы крестьяне вернулись в свои дома, они не перестают путешествовать, да и, вообще, с Гришей они даже не знакомятся. Поэтому здесь, возможно, планировалось продолжение.

Есть у поэтической композиции и свои особенности. Прежде всего, стоит обратить внимание на построение, которое основано на классическом эпосе. Поэма состоит из отдельных глав, в которых есть самостоятельный сюжет, но в поэме нет главного героя, так как она повествует о народе, словно это эпопея жизни всего народа. Связываются все части в одну благодаря тем мотивам, которые проходят через весь сюжет. Например, мотив дальней дороги, по которой идут крестьяне, чтобы найти счастливого человека.

В произведении легко просматривается сказочность композиции. В тексте есть много элементов, которые легко можно отнести к фольклору. Во время всего путешествия автор вставляет свои лирические отступления и элементы, которые совершенно не относятся к сюжету.

Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.

Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.

Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.

Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.

Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.

Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.

Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.


Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи..Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.

Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.

Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

Да, не робел - за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ.

Некрасов угадывал великую роль России.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней...

Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно:

Умрешь не даром. Дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.

Тайный психологизм Тургенева

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности - последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме. Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: «Пролог и первая часть» - «Последыш» - «Пир - на весь мир» - «Крестьянка». Второй менял местами главу «Пир - на весь мир» и «Крестьянка». При таком расположении замысел поэмы выглядел более оптимистично - от крепостного права к поминкам «по крепям», от сатирического пафоса к патетическому. В третьем и самом распространенном варианте, - скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы («Пролог и первая часть» - «Крестьянка» - «Последыш» - «Пир - на весь мир») - тоже была своя логика. Пир, устроенный по поводу смерти Последыша, плавно переходит в «пир на весь мир»: по содержанию главы «Последыш» и «Пир - на весь мир» связаны очень тесно. В главе «Пир - на весь мир» находится, наконец, и по-настоящему счастливый человек.

Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.

Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Эпопея - один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, «Илиада» Гомера. Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами - в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в том числе.

Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту - периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.

Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.

Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “По­следыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” по­казана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повест­вования более светлый, радостный,

Чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развяз­ки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот по­чему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относитель­но автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – пу­тешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских от­ступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения опре­деляется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взвол­нованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпи­ческой поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея –...
  2. Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть...
  3. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все...
  4. Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что...
  5. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”....
  6. Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного...
  7. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,. и сколько человеческих страданий в...
  8. Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не...
  9. Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах “Современник” и “Отечественные записки”. Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, “кому живется весело,...
  10. Эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; Опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный...
  11. Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал...
  12. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна. Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов Демократическое движение в России в середине...
  13. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда...
  14. В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение – к вельможе, образ сна...
  15. Николай Некрасов и Афанасий Фет. Что-то далекое и близкое. “Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным.” Почему? Надо бы сказать о том, что Н....
  16. Первоначально крестьяне собирались искать счастливого среди помещиков, чиновников, купцов, министров и даже должны были добраться до царя. Но постепенно на первое место выдвинулся народ, а галерея представителей господ, начатая с...
  17. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу...
  18. Глава “Крестьянка” не фигурировала в первоначальном замысле поэмы. В “Прологе” не предусмотрена возможность найти счастливого среди крестьян, а тем более крестьянок. Некоторая композиционная неподготовленность главы “Крестьянка” обусловлена, возможно, причинами цензурного...
  19. Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно...
  20. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не...