Школьный театр. Деятельность Симеона Полоцкого

ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях - Киево-Могилянской (1670-е гг.), Славяно-греко-латинской (кон. 17 - нач. 18 вв.) и др. Лучшее произведение для школьного театра - "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705).

  • - В. с 7 до 16-18 лет, т. е. до момента окончания средней школы...

    Большой медицинский словарь

  • - его функции - помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания...

    Большой энциклопедический словарь

  • - шко́льный прил., употр. сравн. часто 1. Школьным называется то, что связано с пребыванием, учёбой в школе. Школьная олимпиада по математике. | Школьные предметы. | Школьное сочинение. 2...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ШКО́ЛА, -ы,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ШКО́ЛЬНЫЙ, школьная, школьное. 1. прил. к школа в 1, 2 и 3 знач. «Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство.» История ВКП. Школьное имущество. Школьная сеть в городах. Школьное здание...

    Толковый словарь Ушакова

  • - шко́льный прил. 1. соотн. с сущ. школа I 1., 2., 3., связанный с ним 2. Свойственный школе, характерный для неё. 3. Принадлежащий школе. отт. Предназначенный для школы. отт. Работающий в школе, обслуживающий школу. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - шк"...

    Русский орфографический словарь

  • - Принадлежащий школе, к ней относящийся...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР" в книгах

Школьный хор

Из книги Мастер-класс автора Исупова Лада Семеновна

Школьный хор Пошла как-то на концерт школьного хора, в котором поют мои дочери. Обычная общеобразовательная государственная школа, никакого музыкального уклона, дети ходят по желанию.Выходит на сцену хор, человек сто тридцать, и среди них четыре мальчика-инвалида –

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!»

Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» «Хорошая женщина» (первоначально комедия «Веер леди Уиндермир» так и называлась - «Пьеса о хорошей женщине») Маргарет, леди Уиндермир, производит впечатление счастливой жены, обласканной

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007

Из книги автора

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007 ПРОСЛУШИВАНИЕЕще в предыдущий приезд в Петербург, на Конкурс Образцовой (см. первую часть этой книги), я дал волю своему любопытству и отправился на разведку через Площадь Искусств,

Школьный быт

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда, как

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр «День рождения Андерсена». Литературно-музыкальная композиция Предлагаемый сценарий посвящен празднованию дня рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В него включены викторины и инсценированные отрывки из

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

Малорусский школьный театр

автора

Малорусский школьный театр „Школьными“ назывались театры духовных учебных заведений. Первый, упоминающийся в литературных источниках, такой спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии.В основании школьного театра лежала школьная драма, сочиненная по

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ)

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Школьный театр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШК) автора БСЭ

Школьный быт

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда,

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный

Из книги Ненавижу школу автора Зинна

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и

Школьный дом

Из книги Шестеро в доме, не считая собаки автора Сталькова Ирина Львовна

Школьный дом День рождения ребенка и день рождения школьника, т. е. 1-е в его и в родительской жизни первосентябрьское утро, определяют наши общие с ним жизни на долгие-долгие годы. С коляской и малышкой-дочкой мы провожали нашего старшего в школу, и я, в предвкушении

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!)

Из книги Ненавижу школу автора

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!) А закончился этот вышеописанный случай тем, что ко мне подошла школьный психолог и сделала мне замечание о том,

«Школьный» хор

Из книги Литературная Газета 6276 (№ 21 2010) автора Литературная Газета

«Школьный» хор ТелевЕдение «Школьный» хор А ВЫ СМОТРЕЛИ? Обсуждение сериала «Школа» в программе «Судите сами» началось необычно: ведущий Максим Шевченко сразу дал фильму высокую оценку. Задал тренд. Многочисленные гости программы его с энтузиазмом поддерживали.

ШКОЛЬНЫЙ

Из книги 100 разнообразных оргазмов в течение месяца автора Чулков Леонид Петрович

ШКОЛЬНЫЙ Для этого оргазма вам также необходимо тщательно разработать план действий, то есть сценарий игры. Суть его в том, что между вами разыгрывается сценка из школьной жизни, где вы - строгая молоденькая учительница, только что пришедшая на работу в школу, а ваш

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методическая разработка для педагогов

«Школьный театр»

Подготовил:

Педагог МБУ ДО «ДДТ г. Байкльска»

Орлова Тамара Геннадьевна

Байкальск

1. Школа и театральная педагогика .

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»

Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема.

К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Создание школьного театра для гармоничного развития личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Методические задачи

    Организовать работу школьного семинара по изучению театральных технологий.

    Сформировать детское театральное сообщество.

    Создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся.

    Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта.

    Организовать взаимодействие творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.

Образовательные задачи:

    Познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры.

    Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене.

    Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.

Развивающие задачи:

    Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника.

    Развивать творческое воображение.

    Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.

    Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

    Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

Воспитательные задачи:

    Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

    Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

    Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;

    Воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

Создать сообщество единомышленников (педагог - школьники - родители).

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

3. Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

4. Школьный театр формирует компетенции.

Организация творческого процесса в театральном коллективе способствует формированию ключевых компетенций. Компетенции для ученика – это образ его будущего.
Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная . Она включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Опыт работы с ИКТ показывает, что их использование способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационнойкомпетенции учащихся. Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Таким образом, творческая свобода детей и подростков на занятиях в театральном коллективе может успешно развиваться посредством ИКТ.
Театральная деятельность повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования , идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция . Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социальная-трудовая компетенция , которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

5. Как организовать школьный театр?

К процессу привлечения участников в театр его руководителю необходимо подходить комплексно и системно .

1. Работа, с руководителем школы: выделение помещения, удобного времени (соблюдать принцип систематичности и периодичности педагогического процесса, между занятиями не менее 2 дней), настойчивость.

2. Работа с педагогами - добиться поддержки.

3. Работа с семьёй (неприятие специфики и свободной атмосферы занятий, игривости поведения, безинициативность)

4. Работа со школьниками.

Нынешнее время, когда и дети и взрослые “отравлены” влиянием телевидения, улицы, общего смещения ценностей, когда значительно снижен интерес к чтению книг, театру, музыки, в это время значительно снижено доверие к театру, престижность театральной деятельности.

Поэтому нередки случаи проблематичного начала истории школьного театра. Бывают случаи, когда в течении первых месяцев занятия в школьном театре посещают два-три человека, и только доброжелательным отношением руководства организации к данному театру и ее руководителю, можно объяснить, что театр не прекращает своего существования. Еще чаще случается ситуация, когда в школьном театре набирается полный и даже с избытком состав девочек, и всего одного-двух мальчиков.

Организационные методы:

1. Опора на педагогов,особенно классных руководителей, психологов - оповещение, поддержка.

2. Объявление о наборе в театр.

* даты встреч;

* временные промежутки встреч;

* точное место встреч;

* название коллектива и характер его деятельности;

* имя и регалии руководителя коллектива;

* минимум требований к желающим записаться (возраст, пол, способности, интересы);

* коротко информация о перспективах (“В нашем коллективе вам предложат...”, “В нашей студии вы сможете...” и т. д.); при написании объявления следует продумать стиль шрифта, фон, красочное оформление, рисунки;

3. Объявления в газетах и по телевидению.

При конкурсном отборе руководитель может выявить следующие качества:

* Способность “верить” в правду вымысла (сценическая наивность).

Сценическая вера и наивность наиболее ярко проявляется при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять, как неожиданное (т.е. в эмоциональной “оценке факта”).

* Эмоциональность и подвижный темперамент.

“За этими загадочными понятиями скрываются быстрота и сила эмоциональной “оценки факта” и способность длительно удерживать сценическое чувство, вызванное воздействием сценического (вымышленного) возбудителя;

* Сильная воля, дающая возможность управлять своими чувствами и своим сценическим поведением;

Многие талантливые люди и признанные гении утверждали, что участие таланта в творчестве, создании настоящего произведения искусства или науки, не так велик, как кажется.

* Фантазия и воображение, проявляющиеся в способности комбинировать данный опыт (жизненный материал) для решения определенной творческой задачи и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (“на экране воображения”);

* Интеллект, соответствующий возрасту, обеспечивающий глубокое и содержательное мышление по поводу стоящей перед актером творческой задачи (способность глубоко и содержательно мыслить об образе и его поведении);

* Наблюдательность, проявляющаяся в способности улавливать и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, “показывать”, повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в жизненном поведении людей (в том числе и в своем собственном);

* Чувство юмора, способность улавливать (видеть и чувствовать) смешное в жизни, в поведении людей и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками “смешного”;

*Все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональная и мышечная;

* Обаяние и заразительность;

* Большая сверхзадача творчества, обеспечивающая глубокую любовь к театральной деятельности (то, “ради чего” участник стремится к театральной деятельности).

Все компоненты смогут обнаружиться в процессе прочтения басни, стихотворения, прозаического отрывка, при показе разнообразных этюдов. Следует при отборе учитывать волнение читающего, возможный зажим, стеснительность, которые будут закрывать его дарования.

4. Личные беседы с родителями.

5. Поиск стимулов для участников:

* стимулы перспективы, могут реализоваться в результате деятельности: например, возможность выезда на конкурсы в другой город, экскурсия в награду за лауреатство в конкурсе, подарки победителям или даже участникам конкурса, статьи о них в газетах, телепередачи и т.д.

* ситуационные стимулы: похвала во время занятия, маленькая награда, обещание игры в конце занятия: подвижной и ролевой, сюжетной.

6. Первое выступление, первый успех.

7. Опора на костяк группы.

8. Афиша первого выступления.

9. Личные встречи руководителя как информационное посещение; руководитель должен тщательно подготовиться к этим встречам, ориентироваться в своих планах, расковаться и свободно отвечать на вопросы; проявляя личное обаяние, профессионализм в общении.

6. Практическая работа

    Тренинг по речи.

    Тренинг по пластики

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала необходимо всем вместе отобрать нужную и интересную всем пьесу. Выбор пьесы дает педагогу широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Главное поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но слово педагога никогда не должно носить характер приказа, он только подкидывает детям аргументы и факты, которые помогают направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в коллективе.

Когда выбор пьесы определился и роли распределены, начинаются репетиции и творческие поиски. Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. В школьном театре нет изолированных и мало пренебрегаемых. Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах сверсников.

Современный комплексный характер школьного театра

1 . Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням.
2. Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю.
3. Физическая культура: движение по сцене, кувырки, «бой», прыжки, падения и т.д.

4. Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш.

5 . Технология: изготовление костюмов и декораций (кукол)

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Список литературы:

    Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников М.: Знание, 1950,- 45с.

    Авдеев АД. Происхождение театра. М.-Л.: Искусство, 1954.-266с.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997- 91с.

    Бахтин H.H. Воспитательное значение театра //Сб. педагогических статей, СПБ, 1907 С.32-49.

    Безымянная О. «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Ильев В.А Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.- 127с.

    Макарьев Л. «С утра до вечера в театре.» Рассказы режиссера.-Л.: Детская литература, 1973.- 96с.

    Покатилов Э. «Детские спектакли и их влияние на развитие детей.» /Театр и искусство, 1889, №12.- С.26-33.

    Рубина Ю.И « Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» М.: Знание, 1974 - 97с.

    Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Театр это искусство коммуникации. Он позволяет многое: высказать мнение и чувства, объясниться, развить свои мысли и идеи посредством палитры эмоций разных и порой неоднозначных. Причем все это богатство и все разнообразие чувств и эмоций органично для человека, театральная постановка это же кусочек жизни.

Отрочество - трудный период в жизни человека, это болезненный процесс самопознания, самопринятия и самоосознания как уникальной личности. Это время бунта и смятения чувств, время принятия трудных решений.

Задача каждого, кто работает с подростками знать и уважать взрослеющую личность., что бы внутренние конфликты не превратили милого умного ребенка в инертного, замкнутого, мрачного индивидуума, который, тем не менее, готов взорваться при малейшем давлении. Театр – это способ дать волю своим чувствам, мыслям, своей креативности, своему самолюбию и, что очень важно, также способ завоевать признание и уважение сверстников и взрослых, что так необходимо в этом возрасте.

Дать волю своей эмоциональности, своему гневу и восторгу в процессе спектакля, в пределах заданной роли, не лучший ли это способ решить личностные проблемы подростка?

Задача школьного театра – развить личность. И не только ее творческий потенциал. Придать уверенности в общении, привить навыки коммуникации вне школьного коллектива, показать пути для самореализации.

Группа как живой организм, непостоянный и личностно-окрашенный, в процессе коллективного сотворчества помогает каждому подняться до уровня выше обыденного. И в смысле актерской игры и в осознании себя как яркой индивидуальности.

Театр это средство социализации. Речь идет о своеобразном « братстве» актеров, потому что все и вся в группе нацелено на одно: передать зрителю материализованную мысль и чувство. Лучшее, что есть в нас. То, что выстраивалось на репетициях с терпением и любовью и то, что стоило большого труда.

Мы воссоздаем жизнь в мучительных попытках доказать что мы достойны любви. Каждый наш жест и каждое слово на службе у чувств, Театрализация, сценические упражнения и служат для того определения и называния эмоций и ощущений, которые так трудно произнести в реальной жизни.

Театр придает уверенность в себе, в том, что тебя ценят, любят, понимают. Это стремление дойти до глубины, максимально выложиться и в ответ получить признание и понимание, это стоит того, что бы много и упорно трудиться.

Позволю себе несколько практических советов.

Прежде, чем начать читать сценарий и выбирать актеров, нужна, на мой взгляд, подготовительная работа с группой. Несколько простых тренингов-игр. Сразу оговорюсь, что тренингов и игр существует огромное количество. Приведу только некоторые для примера выстраивания алгоритма.

С чего начать? Конечно самое главное - это создание команды единомышленников. Поэтому первое: подготовка и налаживание дружеской, позитивной, творческой атмосферы

Игра «Дружеское пожатие» Все встают в круг. Все участники один за другим (первым должен быть руководитель) подают друг другу руку ладонью вверх, противоположная сторона отвечает пожатием и так по кругу. Когда все пожали руки, руководитель адресует своему соседу несколько добрых искренних слов (например: какие теплые у тебя руки или как тебе идет этот галстук и т. п), сосед должен тоже сказать добрые слова (комплимент) своему соседу и так по кругу.

Когда отношения «налажены», можно перейти к этапу тренировки необходимых умений

  1. Тренировка концентрации.

Игра в группе « Лимон»

Простое задание встать на одну ногу, закрыть глаза и с силой « вкручиваться в землю», покачиваться и балансировать имитирую выжимание сока. Задача не потерять равновесие и «выжать лимон»

Игра в паре « Фотоаппарат».

Внимательно посмотреть вокруг, запомнить все предметы. Повернуться спиной и все подробно описать. Затем поменяться ролями.

Следующий этап сложнее, это

  1. тренировка взаимодействия , развивает гибкость и доверие к партнеру.

Игра в паре « Зеркало»

Один из участников делает движение или жест, его партнер должен точно имитировать движение первого в зеркальном отражении. Затем роли меняются. Движения должны усложняться по мере того как доверие и внимание партнеров растет.

Игра в группе « Кривое зеркало» Начинается как « Зеркало» только партнер должен повторить движение первого и добавить свое. Таким образом, задача все время усложняется.

  1. Не обойтись, конечно, без Тренировки дикции и интонации (и правильного дыхания)

Игра в группе. Кто быстрее произнесет скороговорку, кто больше вспомнит скороговорок, кто не сделает ни одной ошибки.

Игра в группе « Снеговик»

Руководитель произносит простую фразу, например: «Какая прекрасная погода») следующий должен произнести эту фразу и добавить слово или два (например: «Какая прекрасная погода была вчера ») .И так далее…Побеждает дружба или тот, кто придумает и произнесет самую длинную фразу-продолжение.

  1. Тренировка коммуникации .

Игра в группе «Крокодил» Игрок должен жестами и мимикой показать какое-то явление или предмет так, что бы участники догадались, о чем идет речь.

Игра в группе « Слепой» Нужно с закрытыми глазами потрогать руками пространство, предмет (не очевидный), человека, так как это делают слепые. Затем на основе собственных ощущений (тактильных и обонятельных) рассказать что это или кто это.

  1. Очень важная Тренировка сотрудничества и доверия

Игра в паре «Есть контакт»

Один из партнеров аккуратно, но внятно прикасается к другому. Задача второго податься от прикосновения строго в соответствии с силой прикосновения (например: если партнер положил руку на плечо, то второй должен, соответственно, опустить это плечо) Через некоторое время партнеры меняются. Разумеется, степень воздействия может меняться в процессе. В идеале, это должно выглядеть как контактная импровизация. И возможно, лучше под музыку

Таков примерный алгоритм работы с театральной группой.


Приложение № 1

Учебный план

Учебный план работы исторического театра «Мельпомена»,

действующего на базе МБОУ СОШ № 6

Раздел

Вводное занятие.

Актерская грамота.

Художественное чтение и сценическое движение

Работа над пьесой

Театральные профессии

Мероприятия и психологические практикумы

Экскурсии

Итоговое занятие

ВСЕГО:

Учебно-тематический план

№ п.п

Разделы программы и темы занятий

В том числе

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

История театра. Театр как вид искусства.

Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

Актерская грамота.

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Упражнения на КСД;

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

Художественное чтение

Сценическое движение.

«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д.

Пластическая выразительность актера.

Сценическая акробатика.

Работа над пьесой

Работа с историческими источниками, отбор материала, работа над сценарием пьесы. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

Выразительное чтение по ролям.

Определение сквозного действия роли.

Репетиции. Показ спектакля.

Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями,

Распределение обязанностей по интересам и возможностям. Изготовление костюмов, декораций, афиш и пригласительных билетов

Мероприятия и психологические практикумы.

Экскурсии

Итоговое занятие

ИТОГО:

(1-й год обучения)

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы : игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал : видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов : анкетирование, беседа.

2. История театра. Театр как вид искусства - 12 часа

2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр .

Теория: . Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.

Формы проведения занятий :

Приёмы и методы : эвристический, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с раздаточным материалом, литература по теме, видеофильмы.

Форма подведения итогов : разыгрывание мистерии.

2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.

Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

Формы проведения занятий : групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы : метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал : карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов : блиц-опрос, самостоятельные импровизации

2.3. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий : заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал : фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов : рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».

3. Актерская грамота - 12 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы.

Приёмы и методы :

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы.

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : самостоятельная импровизация

3.3. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий : беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : карточки с заданиями.

Форма подведения итогов : анализ работы своей и товарищей.

  1. Художественное чтение – 12 часов
  1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий : групповые

Приёмы и методы :

Дидактический материал :

Форма подведения итогов : упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

  1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий : групповые, игровые.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

  1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий : групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

Сценическое движение

  1. Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг:«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте» . Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий : групповые.

Приёмы и методы :

Дидактический материал :

Форма подведения итогов : этюды

5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория : Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий : групповые.

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал : маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов : танцевальная композиция на заданную тему.

6. Работа над пьесой – 54 часа

6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий : практические

Приёмы и методы : метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов : анализ пьесы

6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий : практические

Приёмы и методы : эвристический, проблемный

Дидактический материал : индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

Театральные профессии- 20 часов

6.1. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий : творческие лаборатории

Приёмы и методы :

Дидактический материал : гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

  1. Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий : творческие лаборатории

Приёмы и методы : эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал : иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

6.3. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий : репетиции

Приёмы и методы : метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7. Мероприятия и психологические практикумы-18 часов.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа . Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия : вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы : эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал : сценарии.

Формы подведения итогов : Совместное обсуждение и оценка сделанного.

8. Экскурсии – 8 часов.

Экскурсии.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Приложение № 2

Примерная смета расходов

Смета расходов:

Расходы для персонал

  1. Педагог дополнительного образования: 72 000 руб.

2. Водитель микроавтобуса 10 000 руб.

3. Пошив элементов костюма 7000 руб

Расходы не связанные с персоналом:

  1. Оплата экскурсионных поездок 30000 руб

Техника:

  • Принтер 3000 руб.
  • Заправка принтера 1000 руб.

Материалы:

  1. Канцелярские товары:
  • Бумага для принтера 1000 руб.
  • Маркеры, краски, кисточки 4000 руб
  • Папки, скоросшиватели 300 руб.
  • Прочее 4000 руб.
  1. Оформление:
  • Листовая фанера 2000 руб.
  • Инструмент 5000 руб.
  • Ткань 10000 руб.
  • Элементы декораций 10000 руб.

Услуги:

  • Широкоформантаня печать (афиши) 1000 руб.
  • Платные услуги краеведческого музея 1000 руб.

Итого: 170 тысяч рублей 300 рублей

МБОУ СОШ № 6 в свою очередь представляет:

  • Помещение для проведения занятий;
  • Необходимую технику: мультимедийную установку, аудио- и видеоаппаратуру;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского округа г.Выкса

Проект

«Создание театрального коллектива

как одна из форм повышение познавательной активности обучающихся»

Выполнила: учитель истории

Клокова Яна Александровна

Г. Выкса

2013 год

Краткое содержание.

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 осуществляет образовательную деятельность по следующим программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. Школа расположена по адресу г. Выкса микрорайон Гоголя здание № 28/1.

Средней школе № 6 требуется 170 тысяч рублей для организации школьного исторического театра. Целью деятельности, которого является воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу. В результате работы кружка планируется воспитать ученика разносторонне развитого, способного давать оценку историческим событиям, понимающим и принимающим глубинные нравственные устои нашего города и страны, их блестящее культурное наследие.

Введение.

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 в 2013 году отмечает свой 40-летний юбилей. 40 лет - это славная веха в истории школы. И нам по праву есть чем гордиться! За это время школа выпустила более 3-х тысяч учеников, из них 72 серебряных медалистов и 55 - золотых.

Девизом учителей, работающих в нашей школе являются слова: «главное, чтобы в школе жил дух творчества, направленный на приумножение разума, добра, справедливости и здоровья». В условиях современного общества, учитывая социальную неблагополучность района, в котором расположена школа, воспитывать творческую и всесторонне развитую личность получается не вегда. Задача педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время, в целях профилактики асоциального поведения и повышения мотивации к учебой деятельности. Один из путей решения этой проблемы- привлечение ребят к работе в общешкольном проекте исторического театрального кружка «Мельпомена»

Цель : воспитание любви к предмету, через повышение познавательной активности школьников, развитее чувства патриотизма и активной гражданской позиции, любви к родному городу.

Задачи: - создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

Познакомить с историей театра и театральными профессиями;

– научить разбираться в историческом костюме;

– познакомить с основами драматургии и увлечь коллектив в самостоятельный творческий процесс написания пьесы.

Организация исторического школьного театра способствует решению целого ряда учебных задач:

Образовательная.

В процессе нестандартной работы, выбирая подходящие произведения для постановки, обучающиеся много читают, знакомятся с новой литературой, учатся анализировать, воспринимать действительность адекватно, объяснить и оценивать исторические события;

Воспитательная.

Общение с высокой литературой, тщательная подборка материала учит детей бережному отношению к наследию культуры и определяет новые межличностные отношения; Нельзя недооценивать роль театра в социализации, в воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности. Благодаря работе в данном объединении повышается интерес к театральному искусству в целом и к историческому театру в частности.

Описание проблемы

Для руководителей театрального коллектива сценическая работа с учащимися – средство нравственного воспитания и формирования личности. Для учащихся театра – это возможность проявления творческих способностей и формирования умения жить и работать в коллективе.

И театр в этом смысле как нельзя лучше может помочь реализовать задуманное, ведь театр – искусство коллективное. Спектакль, как произведение театрального искусства, создаётся не одним человеком, а многими участниками творческого процесса – актёр, режиссёр, хореограф, музыкальный оформитель, костюмер- каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело, Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив.

С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действия в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания.

В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей кажущейся яркости занимательности, следует осознавать, что ребёнок чаще всего остаётся пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для младшего возраста становится локомотивом всей творческой деятельности общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве, можно в системе дополнительного образования занимаясь в детском театральном коллективе.

Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Методы и сроки реализации проекта.

Каким же образом будет организованна работа в театральном объединении. Каждый спектакль исторического театра является своеобразным исследовательским проектом. Спектакль как многоплановое синтетическое театральное действо дает возможность наглядно показать свой интерес к исторической эпохе, знание ее ценностей, кодекса чести, быта, одежды, вооружения. В процессе подготовки спектакля труппа должна изучить как литературную основу спектакля (непосредственно драматическое произведение), так и первоисточники, по которым произведение было написано.
Своеобразие работы над спектаклем заключается в том, что историческая эпоха, как уже говорилось выше, изучается в комплексе. Артист театра изучает исторические и литературные памятники эпохи, ее этические нормы, образную систему, музыкальное наследие, обычаи и нравы наших предков. Создается целостный образ эпохи, реконструированный на сцене. В процессе работы над спектаклем артист проживает судьбу своего героя и это дает не забываемый и не с чем не сравнимый эффект.
Исторический театр является не просто формой организации дополнительного образования по предмету или неформальным творческим объединением детей. Он, также, выступает в качестве культурообразующей среды их деятельности. (продумать,что добавить)

Участие в работе исторического театра предполагает многоплановую деятельность обучающихся:

Сбор и подготовка источниковой базы для исторической инсценировки;

Создание сценария;

Выступление в качестве актеров;

Оформление афиш, пригласительных билетов и программок спектаклей;

Аранжировка и исполнение музыки;

Изготовление костюмов, декораций, реквизита;

Выполнение работы осветителя и звукоператора;

Таким образом, исторический театр становится площадкой для реализации способностей каждого ребенка, в зависимости от его способностей и интересов. На уроках сложно создать ситуацию успеха, а в театре это возможно. Когда неуспешный ученик получает признание среди одноклассников, учителей, родителей, он становится успешным и в учебе. Больше того, закомплексованные, неуверенные в себе дети начинают верить в себя, в свои силы, работая над ведущими сложными ролями в спектаклях.

Театр – тяжелая кропотливая работа. За внешней красотой и легкостью, с которой проходят спектакли и инсцинировки, стоят тяжелые, изнурительные, длительные репетиции, умение жертвовать чем-то во имя общего дела. Когда у ребенка появляется занятие интересное ему, нужное ему, за которое он чувствует ответственность, когда он ждет новых встреч со своими коллегами, исчезает потребность в темных подъездах и сомнительных компаниях. У ребенка есть, на что тратить время и силы.

Театр – это еще и трудовое воспитание. Все декорации, костюмы, реквизит, монтирование сцены, световое и музыкальное оформление готовится руками учеников. Это скрытая от посторонних глаз работа приобщает детей к бережному отношению к своему труду и труду окружающих его людей.

Актерский состав театрального объединения не ограничиваемся. В коллективе могут работать все желающие – младшие школьники, подростки, старшеклассники. Разновозрастной состав – это ключ к формированию гармоничной личности. Каждый ребенок будет занимать определенную нишу, выполнять ту работу, которая посильна и интересна именно ему.

Учет возрастных особенностей актерского состава осуществляется следующими путями.

Во-первых, мы должны ориентироваться на нормативные, а также на доминирующие и хронически неудовлетворяющиеся потребности школьников каждой возрастной группы. Например, если для младших школьников характерно стремление приобрести новый социальный статус (статус ученика), то им предлагаются роли, через которые они знакомятся с историей как наукой, с основными историческими знаниями и понятиями.

Основной возрастной потребностью подростков является общение со сверстниками, поэтому они работают с большим удовлетворением над театральным материалом, раскрывающим законы построения коммуникаций между людьми. И, наконец, для потребностей старшеклассников типично обращение к анализу таких жизненно важных вопросов, как «кем быть?», «с кем быть?», «каким быть?». В связи с этим обстоятельством старшеклассников превликают спектакли и роли, способствующие их личному самоопределению.

Во-вторых, опираясь, в нашей работе на разновозрастные особенности, мы вооружаем детей социально приемлемыми средствами, обеспечивающими успешное достижение личных целей. Мы побуждаем своих воспитанников, подменяя элементами творчества такие традиционные воспитательные механизмы, как морализирование, приказ, словесное убеждение, к положительным формам поведения, которые для них становятся для них более привлекательными, благодаря эмоциональным переживаниям, которые испытывают при перевоплощении в тот, или иной образ.

В-третьих, содержание сценариев, ориентировано на учебные программы тех возрастных категорий, с которыми мы работаем. Выбирая материал для работы, обсуждаем и с учителями предметниками, что позволяет реализовать в деятельности исторического театра межпредметные связи.

Работа исторического театра строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Проект включает несколько основных разделов:

1. История театра. Театр как вид искусства.

2. Актерская грамота.

3. Художественное чтение.

4. Сценическое движение.

5. Работа над пьесой.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, особенностях развития человечества в определенную историческую эпоху цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, изучение определенной исторической эпохи. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Этапы обучения и прогнозируемый результат

Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

1-й этап обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого этапа воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения-импровизации.

2-й этап обучения – расширенная ступень «Тропинками познания» – основная цель – углубленное изучение исторического материала, распределение ролей и обязанностей среди участников. В течение второго этапа обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

3-й этап обучения - «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает участником исторических событий, режиссёром, критиком.

Главная цель проекта – создать благоприятные условия для изучения исторического материала, погружения в другую эпоху и открытия неизвестных граней современности.

Театр помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Прогнозируемый результат:

По завершению проекта обучающиеся должны знать и уметь

Использовать и совершенствовать приобретенные исторические знания;

Работать с историческими источниками;

Выделять главное и второстепенное;

Самостоятельно работать над созданием пьесы на основе ранее подобранного теоретического материала;

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;

Владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

Активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля.

Заключение.

В историческом образовании школьников все большее значение приобретает внеклассная работа. И это закономерно: связь преподавания с жизнью требует расширения внеклассных занятий как серьезнейшего и эффективного средства воспитания и образования учащихся, развития их интересов и способностей. В педагогической деятельности учитель не может ограничиться только уроком. В процессе идейно-политического, нравственного, эстетического и трудового воспитания он всемерно старается заполнить свободное время учащихся интересными и полезными делами.

Внеклассная работа по истории углубляет знание изучаемых в классе эпох. Конкретный материал, используемый во внеклассной работе, создает у школьников живые и верные представления о жизни и культуре ушедших времен и народов. Творческий труд в предметном кружке обогащает внутренний мир учащихся, способствует их умственному развитию и стимулирует самостоятельный поиск. Правильная организация внеклассной работы в школе помогает развивать любознательность ребят, может приохотить их к систематическому чтению научно-популярной и художественной литературы по истории, а также приучить их передавать свои знания другим. Вместе с тем у школьников крепнет чувство коллективизма, потому что и в таком небольшом коллективе, как предметный кружок, успеха можно добиться лишь тогда, когда его членов объединяет общая цель и общее, стремление ее достичь.

Сочетание различных видов внеклассной работы, дополняющих и обогащающих друг друга, делает работу в историческом кружке увлекательной и активной.

На планируемых исторических вечерах будут показаны монтажи-инсценировки, основанные на подлинных документах и истоических литературных произведениях. Для лучшего восприятия, для большей доходчивости тексты будут сокращены и упрощены. Подготовка к таким вечерам требует особой тщательности. Надо заранее подобрать, согласно пройденной в классе программе, выразительный материал источников, прочитать его и понять.


Школьный театр

театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках. Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на исторические и мифологические сюжеты.

Ш. т. существовал во многих странах Западной Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретические основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш. т. в 16-17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси Симеон Полоцкий , разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе». При Петре I Ш. т. носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия («Владимир...» Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преимущественно комические сцены из нар. жизни.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Бадалич И. М., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., М., 1968.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Школьный театр" в других словарях:

    Театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской (кон.… … Большой Энциклопедический словарь

    Театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской… … Энциклопедический словарь

    Школьный театр - самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В… …

    ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приёмов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф.… …

    Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва первый в мире театр предназначенный для юных зрителей. Основан 4 октября 1918 года. Содержание 1 История театра 2 Труппа 3 Современная труппа … Википедия

    - ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия

    Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

    ТЕАТР - для детей и юношества, вид сценич. иск ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Театр(для детей и юношества) - вид сценического искусства, одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного образования школьников. Для детей создаются те же виды театральных представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада,… … Педагогический терминологический словарь

    театр - а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Школьный кукольный театр , Деммени Е.С.. Какое интересное и полезное дело - школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками - и кукол, и сцену, - многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но…