Сатирическая острота и драматургическое новаторство комедии ревизор. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор»

«Ревизор» - одно из ярчайших произведений рсской и мировой литературы. По силе и глубине, по художественному мастерству комедия стоит в одном ряду с такими произведениями русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова.

В основу комедии лег подсказанный Пушкиным русский анекдот. Сама по себе история с ревизором была не нова в литературе. До этого существовали повесть Вельтмана «Провинциальные актеры» и произведение Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе».

«Ревизор» - произведение, Новаторство Гоголя . При этом Гоголь продолжает традиции Фонвизина и Грибоедова, но в то же время он преодолевает назидательные черты драматургии и создает образец социальной
И к тому же веселой комедии. Предшествующую драматургию Гоголь ценил за то, что она вскрывала болезни и раны современной жизни.
«Ревизор» - реалистическая комедия. Все герои - типичные характеры. Ситуация, показанная в комедии, необычна, но развивается вполне реально; исключительность ситуации психологически оправдана.

В комедии представлены все основные стороны городской действительности. Действие пьесы происходит в уездном провинциальном городе, который является самостоятельным художественным образом в комедии, хотя и представляет собой замкнутый в самом себе мир, но все события, происходящие там, показаны как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Мир, который рисует Гоголь, отображает всю систему городского управления: суд, богоугодные заведения, почту, полицию. Образ этого города - это не конкретный образ, а собирательный. По концентрации здесь всяких злоупотреблений нереален, но при этом типичен.

В драматургии XVIII века миру пошлому, миру обличительному всегда противопоставляется начало светлое. В комедии Гоголя нет идеала, нет никакого другого, кроме изображаемого. Отсюда можно сделать вывод, что все, что происходит в пьесе, является нормой, законом действительности. Единственным положительным персонажем в пьесе является смех, призванный обличить и осмеять общественные пороки.

Перед нами предстают все городские слои: чиновничество, городские помещики: Добчинский и Бобчинскии; купечество, мещанство. Нет только армии и духовенства, так как они не подчинялись городским властям.

Город Гоголя - это город чиновников, все образы которых типизированы в комедии, и их комичность усиливают говорящие фамилии: городничий Сквозник-Дмухановский, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, лекарь Гибнер, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда, отставные чиновники: Растаковский, Люлюков.

Для чиновников характерны дух семейственности, праздное времяпрепровождение, взяточничество, сплетни, низкий культурный уровень. В отношение же взяток существует определенная субординация. (Вспомним реплику городничего: «Смотри, не по чину берешь».)
Мотив невежества и тупости также присутствует в пьесе. Гоголь обличает такую характерную примету своего времени, как иерархичность: отношение к человеку определяется его чином и благосостоянием. Все чиновники не прочь поживиться за чужой счет. В представленном городе процветает взяточничество и полное беззаконие.

Гоголь отмечает, что традиционная комедия с любовной интригой явно устарела. В отличие от «Горе от ума» «Ревизор» - чисто общественная комедия. Любовная интрига сводится к двум комическим сценам объяснения Хлестакова с дочерью и женой городничего. Кроме того, в «Ревизоре» отсутствует интрига в традиционном понимании этого слова.

В комедии нет внешних толчков к действию и нет внешнего комизма. Самообман чиновников и весь ход событий мотивируется самими характерами. Возникает «ситуация заблуждения», которая была порождена страхом чиновников перед расплатой за совершаемые грехи. Страх подготовил почву для самообмана. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Городничего обмануло простосердечие Хлестакова, его безудержное вранье; опытный плут навряд ли бы провел Антона Антоновича. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. Городничий и Хлестаков - выразители одной и той же действительности. Они пройдохи и плуты, хотя и по-разному выявляют себя. У них общая логика поведения и языка.

Хлестаков - гениальное открытие Гоголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков - ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Отсюда вдохновение, с каким он пускает пыль в глаза благоговейно внимающим ему простофилям. И чем больший трепет вызывают его речи, тем безудержнее воспаляется его фантазия. И кажется, он сам уже уверовал сотворенной им лжи. Хлестаков - проходимец, ветреник, «сосулька». Любопытно то, что поведение его ни разу не вызывает подозрения. Комизм в отношениях городских жителей и Хлестакова усиливается повтором схожих сцен, например дачи взятки.

Чем фантастичней вранье Хлестакова, тем более ему доверяют, так как чиновники видят в нем свой идеал.

Вся композиция пьесы держится на глупой ошибке городничего, принявшего «елистратишку» за государственного человека. Ошибка городничего абсолютно закономерна, и, более того, она необходима.

В финале комедии выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, так как автор еще не потерял надежду на торжество справедливости и закона. Высмеивая пороки современности, Гоголь замечал, что «насмешки боится даже тот... кто уже ничего не боится».

Комедия «Ревизор» явилась новым шагом в развитии русской драматургии, вобрала в себя лучшие черты предшествующей и, благодаря гению Гоголя, стала бессмертной и остается актуальной и по сей час.

Сочинение: Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор»

Новизна «Ревизора» заключалась, в частности, в том, что Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, но административным, а именно: прибытием в город мнимо высокой особы – ревизора. «Не нужно только позабывать того, в голове всех сидит ревизор. Все заняты ревизором. Около ревизора кружатся страхи и надежды всех действующих лиц», – писал он в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (1836). Впоследствии такой зачин поразил режиссера Немирович‑Данченко: «одна первая фраза … И пьеса уже начата. Дана фабула и дан ее главнейший импульс – страх».

Причем, как это часто бывает, новое оказалось хорошо забытым старым. Сам Гоголь в «Театральном разъезде после представления новой комедии» (пьесе малой формы, начатой в 1836 г. как отклик на премьеру «Ревизора») объяснял: «В самом начале комедия была общественным, народным созданием. По крайней мере, такою показал ее сам отец ее, Аристофан. После уже она вошла в узкое ущелье частной завязки, внесла любовный ход, одну и ту же непременную завязку».

Подобную эволюцию комедии рисовали еще и Август Шлегель в «Лекциях о драматическом искусстве и литературе» (18091811) и Фридрих Шлегель в «Истории древней и новой литературы». Также и в «Лекциях профессора Погодина по Герену» (ч. 2, 1836), которыми живо интересовался Гоголь, фигурировало определение древнеаттической комедии как политической. Впоследствии об аналогии между аристофановской комедией и «Ревизором» подробно писал и Вячеслав Иванов, сравнивая безымянный городок городничего с комедийным Городом Аристофана (статья, написанная под влияниям римских бесед с Вс. Мейерхольдом, напоминала знаменитую мейерхольдовскую постановку «Ревизора», где за счет снятия кулис и загородок, что позволяло увидеть все происходящее на заднем плане, происходило мистическое удвоение драмы). Впрочем, в своей комедии Гоголь не вовсе отказался от любовной интриги: в том же «Театральном разъезде», в котором он попытался осмыслить опыт «Ревизора», любовная завязка высмеивалась не вообще, но потому только, что она пользуется избитыми, надуманными приемами.



Ломая традицию, Гоголь отказался и от привычной иерархии главных и второстепенных персонажей. Напротив, в его пьесе во всех перипетиях действия находился не один, не несколько персонажей, но весь их сонм. Сюда же добавлялись еще и персонажи внесценические, заполнявшие все мыслимое пространство города (вспомним, например, сцену из четвертого акта, когда в открывшуюся дверь «выставляется» «фигура во фризовой шинели», что перебивается вмешательством Осипа: «Пошел, пошел! чего лезешь?»). Сам Гоголь назвал это «общей» завязкой, противопоставляя ее «частной завязке», построенной на любовной интриге. «Нет, комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. (…) Тут всякий герой; течение и ход пиесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не вводящее в дело».

О необходимости завязки, выходящей за рамки личной судьбы, постановке всех без исключения персонажей перед лицом общезначимого, рокового для них события, Гоголь писал уже в своей рецензии на картину К. Брюллова, которую Ю. В. Манн предлагает рассматривать как еще один источник драматургической коллизии «Ревизора» и своеобразный краткий конспект структурных принципов пьесы. Пластика окаменения как наглядное выражение общего потрясения дополнительно объединяла эстетические принципы брюлловской картины и гоголевской комедии.

Переосмыслялась в комедии и сама ситуация ревизора, и связанная с ней коллизия qui pro quo. Вместо значительно более традиционных типов: сознательного обманщика‑авантюриста или же случайного лица, по недоразумению попавшего в ложное положение, но не извлекающего из этого выгод, – Гоголь выбирает тип «ненадувающего лжеца», неспособного ни к каким обдуманным действиям, и вместе с тем с успехом выполняющего подсказанную ему обстоятельствами роль. Психологическая и одновременно драматургическая коллизия Хлестакова заключается в том, что он – хвастун и лжец, чьи действия не подчинены какому‑либо корыстному или обдуманному плану, но зато подчиняются силе обстоятельств. Ложь его становится тем самым не страстью и не ремесленным занятием, она всего лишь простодушна и непрофессиональна. Сам Гоголь в 1836 г. в «Отрывке из письма, писанного Автором вскоре после первого представления «Ревизора» одному литератору» разъяснял, что его герой – не лгун по ремеслу, т. е. вовсе не стремится надуть, но видя, что его слушают, говорит развязнее, от души. Ложь Хлестакова вскрывает его подлинную природу: он говорит совершенно откровенно и, привирая, высказывает именно в ней себя таким, как есть. Эту ложь Гоголь называет «почти род вдохновения», «редко кто им не будет хоть раз в жизни».

Именно этим объясняется и успех Хлестакова в городе N (профессиональный мошенник был бы изобличен гораздо быстрее), и вместе с тем странный эффект пьесы, когда внешне совершенно водевильная ситуация неожиданно обретает бытийный подтекст. Герой, который по более традиционной логике должен был бы управлять событиями, подчинен им у Гоголя так же, как и другие персонажи, которые теперь уравниваются в отношении незнания реального хода вещей. Самый большой мошенник в городе (Городничий) терпит поражение не от еще более искусного противника, но от человека, который не прилагал к тому никаких сознательных усилий.

Видоизменяется и амплуа слуги. Гоголевский Осип уже не выступает как помощник в любовных проделках господина, как это было, например, у Мольера. Еще менее он воплощение здравого смысла, комментирующего поступки хозяина с точки зрения неиспорченного сознания, как это было в комедиях Екатерины. Он – дополнение характера господина и одновременно его кривое зеркало: тот же гедонизм, та же доморощенная эстетика комфорта. Так, «галантерейное» обхождение» Осипа – есть не что иное, как низовой вариант знаменитой способности Хлестакова к бесконечному опошлению всего и всех. Как писал Д. Мережковский, «величайшие мысли человечества, попадая в голову Хлестакова, становятся вдруг легче пуха». Одна из главных мыслей XVII и XVIII вв., мысль Монтеня, Гоббса, Жан‑Жака Руссо о «естественном состоянии», о «возврате человека в природу» превращается в призыв к городничихе удалиться «под сень струй», эпикурейское вольнодумство «сокращается у Хлестакова в изречение новой положительной мудрости: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»». Но некоторые традиционные ходы (слуга‑помощник) все же комедийно переосмысляются Гоголем: не отсюда ли и привычка Осипа «самому себе читать нравоучения для своего барина».

Подобное устранение фигуры резонера и резонерства как такового имело у Гоголя и другой эффект: преодолевалось традиционное деление персонажей на порочных и добродетельных. Впрочем, как реликт екатерининского типа комедии можно рассматривать финальную реплику Городничего «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..» (ср. в пьесе Екатерины II «О время» сентенцию служанки Мавры: «Всех осуждаем, всех ценим, всех пересмехаем и злословим, а того не видим, что и смеха и осуждения сами достойны».

При работе над «Ревизором» Гоголь сознательно сокращал проявления грубого комизма (такие как, например, потасовки, удары, которые изначально присутствовали в тексте, из окончательной редакции пьесы были удалены). Из фарсовых сцен в пьесе осталась лишь одна: сцена падения Бобчинского у двери (вообще же само имя Бобчинский, в сочетании с Добчинским восходит к фольклорному архетипу: Фома и Ерема). Сцены подслушивания, которые обычно бывают источником комедийных коллизий, также подвергаются переосмыслению. Так, когда Бобчинский подслушивает разговор Городничего с Хлестаковым, это не ведет к раскрытию тайны (он слышит лишь то, что и так стало бы ему известно). Трансформация и редуцирование комических приемов перемещает комическое начало в сферу психологического взаимодействия персонажей. «Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была».

Парадоксальным образом при всем своем новаторстве Гоголь довольно четко соблюдал каноны классицистической драматургии. Сюда относятся и говорящие имена, свойственные комедии классицизма, прямо указующие на порок: Держиморда («ударит так, что только держись», Ляпкин‑Тяпкин (дела, идущие в суде тяп‑ляп), Хлестаков («легкость в мыслях необыкновенная») и т. д.

Идя в разрез с романтической эстетикой, боровшейся за низвержение оков трех единств (требование, предельно жестко сформулированное В. Гюго в «Предисловии» к «Кромвелю», – позиция, которой не чужд был и Пушкин), Гоголь скрупулезно придерживается всех единств. Пожалуй, единственное слабое отступление мы наблюдаем лишь в одной позиции: вместо одного места действия в комедии фигурируют два – комната в гостинице и комната в доме городничего. Что касается единства времени, то здесь Гоголь четко придерживается классицистического закона, хотя и в ослабленном варианте: традиционно возможно было более строгое соблюдение единства – не более 24 часов, что, в частности, предписывалось «Поэтическим искусством» Буало; менее строгий вариант предполагал не более 36 часов, т. е. полутора суток. Если при этом вспомнить, что четвертый и пятый акт «Ревизора» представляют собой событий последующего дня, то становится понятно, что действие комедии умещается в полутора суток. Что касается единства действия, то очевидно, что соблюдено и оно. Более того, как уже говорилось, именно на единстве действия, понятого как единство ситуации, и держится вся комедия.

Композиционно пьеса также была очень тщательно выстроена. Всего она состояла из пяти актов. Кульминация наступала ровно посредине: в 6‑м явлении 3‑го действия, состоящего из 11 явлений. Участники коллизии симметрично вводились в действие: в первом действии Сквозник‑Дмухановский беседовал с каждым из горожан, в четвертом действии чиновники поочередно наносили визиты Хлестакову. В пятом действии следовало новое представление всех действующих лиц, но теперь уже косвенное, через призму восприятия Хлестакова, пишущего письмо Тряпичкину. Излишне говорить, насколько симметрично была выстроена Гоголем и завершающая немая сцена с городничим «посередине в виде столпа…». Как писал Андрей Белый, «фабула снята, фабула – круг… Последнее явление возвращает к первому; и там и здесь – страх: середина же – вздутый морок».

При этом развязка, наступавшая в пятом действии, естественно знаменуя финал, выполняла вместе с тем роль новой кульминации, что выражалось немой сценой, близкой по жанру популярным в конце XVIIIначале XIX в. «живым картинам», введенным в театральный и светский обиход Ж. Л. Давидом и Ж. Б. Изабэ. Впрочем, как раз здесь Гоголь и отступал от законов правдоподобия: сцена, согласно указаниям автора, должна была длиться от полутора до двух‑трех минут и заключала в себе множественность смыслов, вплоть до эсхатологического значения высшего, Божественного суда. Важнейшей ее чертой было всеобщее окаменение персонажей.

НоваторствоГоголя как драматургаВ ответ на замечаниеАксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гогольсказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мыего не видим но что если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мысами над собой будем валяться со смеху. Похоже, что в этой фразе и заключаетсяобщий смысл новаторства Гоголя в драматургии основной задачей становитсяперенос комизма повседневной жизни на сцену. Как сказал в одной из своих статейГригорьев, очевидно то, что новая руда открыта великим поэтом, руда анализаповседневной обычной действительности. Такой выбор предмета творчествадиктовал и художественные средства.

Пьесы Гоголя - это комедии, но комедии,противопоставленные классическим произведениям этого жанра, во-первых, посюжету в сравнении с высокой комедией, а во-вторых, типы, выведенные вкомедиях Гоголя, противопоставлены типам пьес того времени. Вместо хитроумныхлюбовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые, повседневныенациональные характеры.

Убийства, яд Гоголь изгоняет в его пьесахсумасшествие, гибель становятся следствием сплетен, интриг, подслушивании.Гоголь переосмысливает принцип единства действия как единства замысла иисполнения его главным героем. В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, асюжет, развивающийся по логике азартной игры, несет героя.Цели герояпротивостоит конечный результат, приближение к цели оказывается удалением отнее на огромное расстояние Владимир третьей степени.Гоголь создает необычную дляпьесы ситуацию вместо одной личной или домашней интриги изображается жизньцелого города, что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяетосуществить цель написания пьесы собрать в одну кучу все дурное в России.Город предельно иерархичен, внутри него сосредоточено развитие всей комедии.Гоголь создает новаторскую ситуацию, когда раздираемый внутреннимипротиворечиями город становится способным к цельной жизни, благодаря общемукризису, общему чувству страха перед высшими силами.

Гоголь охватывает всестороны общественной жизни управления, но без административных подробностей,в общечеловеческом облике. В Театральном разъезде сказано человеческоесыщется везде. В его комедии при широкой системе должностных лиц выведенбольшой диапазон духовных свойств от добродушной наивности почтмейстера докаверзничества Земляники. Каждый персонаж становится своего рода символом.

Ноопределенное психологическое свойство соотносится с персонажем не как егоглавная черта, а скорее как диапазон опре деленных душевных движений почтмейстер, как говорит сам Гоголь, лишь простодушный до наивности человек,но с не менее простодушным ехидством он при чтении письма Хлестакова триждыповторяет Городничий глуп, как сивый мерин. Все чувства героев переводятсяиз искусственного в сферу их реального проявления, но при всем при этомчеловеческая жизнь берется писателем во всей ее глубине.

И когда Бобчинскийговорит Хлестакову Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажитевсем там вельможам разным сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство,или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский.

Так искажите живет Петр Иванович Бобчинский. Гоголь показывает в этой просьбестремление означить свое существование в мире, самое высокое мгновение егожизни.В своей пьесе Гогольстарается ограничить комические эффекты. Ревизор - это комедия характеров.Мысмеемся, по словам Гоголя, не над кривым носом персонажей, а над кривоюдушою. Комическое в пьесе подчинено обрисовке типов, возникает из проявленияих психологических и социальных свойств.В Театральном разъезде Гоголь пишет Да, если принимать завязку в том смысле, как ее обыкновеннопринимают, так ее точно нет. Но, кажется, уже пора перестать опираться на этувечную за вязку lt gt . Теперь сильней завязывает драму стремление достатьвыгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметитьза пренебрежение, за насмешку.

Не более ли теперь имеют электричества чин,денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? Итак, Гоголь отказывается оттрадиционного построения пьесы.

Немирович-Данченко довольно четко выразил новыепринципы построения пьесы Самые замечательные мастера театра не моглизавязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В Ревизоре же однафраза Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить пренеприятноеизвестие к нам едет ревизор и пьеса уже начата.Аналогична и развязка.

Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются всамих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она нибыла. Внешние события пьесу не движут. Сразу задается общая мысль, идея страх,который и является основой дейст вия. Это позволяет Гоголю резко изменить вконце пьесы жанр с раскрытием обмана Хлестакова комедия переходит в трагедию.Если в 1832 году Гоголь пишетПогодину Драма живет только на сцене.Без нее она как душа без тела, то в1842 году Гоголь предпосылает своей пьесе эпиграф Неча на зеркало пенять, колирожа крива, явно рассчитанный на читателя, что дало критикам повод говорить обобщей несценичности комедии.

И, хотя комедия действительно очень тяжела длясценического воплощения, и сам Гоголь писал о неудовлетворенности еепостановками, комедия все-таки была рассчитана именно на зрителя. Принцип четвертой стены соблюдается, и кроме Чему смеетесь? Над собой смеетесь! взал реплик нет. Но Гоголь впервые в русской комедии рисует не отдельныйостровок порока, в который вот-вот может нахлынуть добродетель, а часть единогоцелого.

У него фактически нет обличении, как в комедии классицизма, критическоеначало пьесы в том, что его модель города можно расширить до общероссийскогомасштаба. Широкое жизненное значение ситуации Ревизора в том, что она моглавозникнуть почти везде. В этом - жизненность пьесы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Новаторство драматургии Чехова
Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но не смотря на это его творчество нельзя.. По-моему о Чехове написано больше, чем написал он сам. Что это? Наверное.. Именно в лице Чехова русская драма ломает национальные перегородки и начинает играть решающую роль в развитии мировой..

Образ Родины и народа в поэме Гоголя "Мёртвые души"
I. Содержание.II. Вступление III.Основная часть 1. Мертвые души - название поэмы. 2. Жанр Мертвых душ 3. Знал ли Гоголь русскую жизнь? 4. Россия в.. IV. Заключение. I. Вступление. Какой огромный, какой оригинальный сюжет Вся.. Величие, ширь души народа, сохраненные им в самом угнетении эта тема звучит в Мертвых душах все время, опять и опять..

Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов
После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это " сосуд греха ", и призывали к смирению, литература и искусство.. Новый тип Р. складывается в ХIХ веке. Это критический реализм.Он существенно.. Расцвет его на 3ападе связан с иженами Стендали и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, а России - А..

А.В. Сухово-Кобылин. Значение трилогии для развития отечественной драматургии
В 1857 закончилось следствие по делу об убийстве Симон-Деманш, любовницы драматурга, давшее С К. обильный материал для последующих частей его.. В русской же печати она появилась лишь в 1869. В 1882 удалось осуществить.. Столь различные по своему направлению и эстетическим критериям журналы, как «Вестник Европы» и «Дело», сходились в..

"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя
Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя.. Его жизнь и сочинения Под ред. Покровского В М, 1915 Б. Н. Скворцов Скворцов.. Для первой главы очень важны те мысли, которые высказывал Н, Котляревский в статье Художественное, философское и..

Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге
Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя.. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те.. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять..

Тарас Бульба Гоголя - гимн бандитизму?
Тогдашняя Русь не могла и не собиралась ни на кого нападать, но, наоборот, очень боялась нападений со стороны своих соседей, особенно татар с юга и.. Торговля угнанными рабами также была важным источником доходов. Среди рабов.. В польских землях развивались науки, хотя и в специфических средневековых формах (теология, философия, алхимия..

Тайны и загадки личности Гоголя
Произведения Гоголя сохранили свою жизненную и художественную ценность и в наше время. Гоголь разоблачил и осмеял безобразный, отвратительный мир.. Смех, плач, дорога, смерть, огонь (сожжение рукописей и даже печатных.. Несмотря на многочисленные исследовательские прочтения, Гоголь и как художник, и как личность по-прежнему окутан..

Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список.. Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого.. Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта..

Тема "маленького человека" в творчестве Гоголя
IV Выводы автора реферата. Аннотация. Данная работа направлена на раскрытие идеи маленького человека русским.. Маленький человекпредставитель демократических слоев, человек из народас благословения Пушкина, Гоголя и Белин-..

0.074

Н.В. Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX в. Вторую половину столетия часто называют "веком прозы". Именно Гоголь с Пушкиным стал "отцом" русской реалистической прозы. Гоголь – неповторимая авторская индивидуальность. Его произведения всегда производили особое впечатление на читателей. Немаловажную роль в его творчестве играют драматические произведения.

Предшественниками Гоголя в русской драматургии можно назвать Фонвизина и Грибоедова. Грибоедов выступил как новатор, отойдя в своем произведении от основных принципов построения комедии (потеснил любовную интригу, введя развивающийся во взаимосвязи с ней социальный конфликт; наполнил комедию отрицательными персонажами и изобразил только одно положительное лицо и т.д.).

Новаторство Гоголя заключается уже в выборе конфликта, являющегося основой произведения. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет, более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. Фигура ревизора всегда была страшна для городских чиновников, живущих в постоянном страхе ревизии. И именно "страх ожидания, самый ужас, гроза идущего вдали закона" (Гоголь), овладевающие чиновниками, формируют драматургическую ситуацию в "Ревизоре".

Гоголь прибегает к приему композиционной инверсии: завязка оказывается перед экспозицией. Действие в комедии завязывается моментально, первой же фразой городничего: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. К нам едет ревизор". Завязка включает почти всех действующих лиц, что соответствует теоретическим представлением Гоголя о композиции общественной комедии: "Комедия должна вязаться сама собою, всей своей массой в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лицо, а не одно или два".

Экспозицией же оказываются диалоги чиновников в первом действии, раскрывающие реальное положение вещей в городе и показывающие внутреннее противоречие в сознании чиновников между их нечестной деятельностью и совершенно чистой совестью. Считая, что за каждым человеком водятся "мелкие грешки", они и свою деятельность причисляют к этому разряду. Гоголь показывает своеобразную психологию городского чиновничества: весь мир делится для них на две части – окружающая их реальная жизнь, основанная на неписаных законах взяточничества и лжи. и неведомая им жизнь по законам писаным, которое требуют заботиться не о своей выгоде, а об общественном благе. Ужас перед приехавшим ревизором обусловлен неопределенностью положения: к какому миру принадлежит приехавший ревизор? Но страх чиновников сочетается с надеждой, основанной на предшествующем опыте и высоком мнении о себе ("мошенников над мошенниками обманывал…Трех губернаторов обманул!").

Все действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них. Чиновники города представляют в комедии некую целостную систему, но в то же время персонажи резко индивидуализированы. Они неповторимы в своих индивидуальных особенностях, что и делает интересным прием их "поочередного" отчета о состоянии дел во вверенном учреждении, "поочередного" представления Хлестакову, "поочередного" чтения злополучного письма. В построении системы персонажей Гоголь прибегает еще к одному новаторскому приему: он отказывается от изображения положительного героя. Если в комедии Грибоедова таковым героем-идеологом, частичным героем-резонером был Чацкий, то назвать положительным героем Хлестакова нельзя, это "сосулька, тряпка" со скудостью мышления и узостью интересов. Таким образом, комедия оказывает абсолютно без высокого героя. Положительным героем автор назвал смех.

Необычное построение системы персонажей увеличивает широту обобщенности изображаемого. Гоголь, максимально обобщая. стремится показать типичность описываемого города и живущих в нем чиновников "говорящие" фамилии (частный пристав Уховертов, полицейский Держиморда, судья Ляпкин-Тяпкин) служат не столько характеристике отдельных личностей, носителей пороков, сколько типизированному изображению общества в целом. всем чиновникам города свойственен алогизм мышления. Он вкупе со страхом приводит их к самообману. Они принимают "вертопраха" за ревизора, и на этом факте основано возникновение так называемой "миражной" интриги, которая оборачивается ничем. При первом свидании городничего с Хлестаковым страх перед ревизором заставляет его не верить своим глазам ("А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его"), не верить своим ушам: Хлестаков говорит чистую правду – городничий любуется его "хитроумием" ("О, тонкая штука! Врет, врет и нигде не оборвется"). Главной целью городничего становится заставить ревизора проговориться, а Хлестаков, мелкий чиновник, опасающийся, что его за неуплату посадят в тюрьму, вдруг на глазах зрителей превращается в важного человека: "Я бы, признаюсь, больше ничего бы не требовал, как только оказывай мне преданность и уважении, уважение и преданность". Хлестаков как бы принимает условия игры, предложенные городничим.

Образ Хлестакова – открытие Гоголя. Это плут, но плут по ситуации. Он никого не хотел обманывать, и только страх и нелогичность мышления чиновников превратили его в ревизора. Хлестаков простодушен. И именно потому предстает он в глазах городничего настоящим ревизором, что говорит от души, чистосердечно, а городничий ищет в его словах уловки. Простодушие позволяет Хлестакову никого не обманывать, а только играть те роли, которые навязывают ему чиновники. Хлестаков полностью оправдывает характеристику, данную ему Гоголем: "Говорит и действует безо всякого соображения". Однако мираж рассеивается и следует две мнимые развязки (отъезд Хлестакова и чтение письма). Отъезд Хлестакова ни у кого не вызывает подозрений, поскольку он, зарекомендовавший себя порядочным человеком, обязательно вернется, если пообещал. Но последовавшее за отъездом чтение письма Хлестакова ставит все на свои места и опускает чиновников с небес на землю. Примечательно, что при чтении письма все охарактеризованные в нем с отрицательной стороны чиновники думают лишь о нанесенном им Хлестаковым оскорблении. Они не понимают, что ждущая их впереди и уже надвигающаяся на них опасность гораздо страшнее, чем "пойти в посмешище".

Вслед за чтением письма происходит истинная развязка: "немая сцена", последовавшая за известием о прибытии в город настоящего ревизора. "Немая сцена" – пластичный способ выражения авторской идеи. Комедия Гоголя обращена не узкому кругу избранных, просвещенных читателей, а ко всей массе читающей публики. Это обусловило отказ Гоголя от принципа "четвертой стены". Грань между действующими лицами комедии и зрителями в зале стирается в течение нескольких минут, во время которых "окаменевшая группа" неподвижно стоит на сцене. Возникает чувство единства героев и зрителей. Герои, застывшие в минуту сильного кризиса. осенены идеей неизбежного возмездия. Внушение читателю мысли об этом высшем суде было основной задачей Гоголя, которую он выразил в "немой сцене".

Единственное "честное и благородное лицо в комедии – смех" (Гоголь). Но смех в комедии направлен не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный уездный город, а на сам порок. Гоголь показывает, насколько страшна участь человека, пораженного им. В пьесе сочетается комизм и драматизм, который заключен в несоответствии изначально высокого предназначения человека и его нереализованности. исчерпанности в погоне за жизненными миражами. Заключительный монолог городничего и сцена сватовства Хлестакова исполнены драматизма, но кульминацией трагического, когда комическое совсем уходит на второй план, становится заключительная "немая сцена".

Гоголевская комедия, во многом развивал традиции общественной комедии Грибоедова, продолжает поиски новых выразительных и изобразительных средств. Смелые эксперименты Гоголя привели к созданию уникального произведения, воплотившего в себе многие новаторские черты.

. В комедии «Ревизор» проявилось новаторство Гоголя-драматурга. . Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». Тема - обличение чиновно-бюрократической системы русской жизни. Общественный конфликт «Ревизора» выражаэтся в раскрытии внутренней противоречивости, никчемности, несостоятельности и нелепости общественного устройства. За видимым скрывается конфликт между высоким, положительным идеалом, выражающим патриотическое общественное самосознание передовой России, и реалиями русской жизни.
композиция пьесы не имеет традиционной экспозиции и завязки: ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения —завязка комедии. Гоголь обновляет интригу, его Хлестаков не замышляет никакой интриги, он свободно отдается течению событий. Новаторство и в развязке: в финале драматург выводит на сцену всех персонажей и заставляет на две-три минуты впасть в «окаменелость». Немая сцена симметрична началу пьесы — это общая развязка. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Сюжет построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким сообщением. в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте. Необычна сила сюжета, его пружина. Это страх. приезд «ревизора» вызвал в уездном городке панику. Хлестакова легко принимают за важное лицо.
Гоголь вывел в комедии галерею бессмертных образов. Их Мир однороден, они типичны. Гоголь не наделяет их исключительными чертами добродетельности или порочности. Они реалистичны,их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью. В пьесе нет положительного героя. Коллективным, собирательным образом является образ города с чиновниками разных сторон социальной жизни: юстицию (Ляпкин-Тяпкин), социальное обеспечение (Земляника), народное образование (Холопов), почту (Шпекин), карательные органы (Держиморда) и так далее. Предметом художественного анализа является обывательское сознание жителей города. Гоголь обнажает «пошлость» крепостнического сознания, призрачность общепризнанных ценностей и иллюзорность целей.
язык действующих лиц, связанный с внутренним обликом персонажа, является средством раскрытия характера.. Центральные герои и эпизодические персонажи имеют ярко индивидуализированную речь. речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создаёт комичность. Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками. Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным». Раскрывая речь персонажей различных социальных кругов (чиновники, помешики, купцы, меньше, полицейские, слуги) Гоголь наделяеть каждого из них словами и выражениями его социальной психологии, профессии, опыту. Речь героев отличается правдивостью, простотой, естественностью, обилием просторечных и разговорных оборотов и интонаций.
С целью раскрыть внутренний мир персонажа Гоголь прибегает к ремарке.В одних ремарках Гоголь указывает на действия персонажей: городничий «делает гримасу», Бобчичинский «вертит рукою около лба»; в других ремарках уточняет психологию действующих лиц: городничий говорит «в страхе», Анна Андреевна — «с пренебрежением». Иногда Гоголь несколькими ремарками рисует психологическую эволюцию персонажей.
характер Хлестакова был новым, это обобщённый образ, включающий в себя многие пороки. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Писатель характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Характер Хлестакова состоит из противоречий, он ведет себя так, «как получается», и потому в разные моменты демонстрирует самые разные модели поведения: то униженно клянчит еду, то принимает покровительственный вид в сцене с просителями. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.
Комедия была написана как сценарий для постановки: меньше описаний, больше действия (диалогов). описания действующих лиц написаны на первых страницах комедии. В качестве места действия Гоголь выбрал простой уездный городок. Но он постарался изобразить Россию в миниатюре.
-----
Обрисованные в «Ревизоре» злоупотребления и несправедливости чиновников провинциального города обнажают беззаконие всей системы государственного управления страной и одновременно показывают и личное участие каждого из них в повседневных безобразиях. Городничий, обманувший трех губернаторов, по-своему очень умный и деятельный человек, умеющий и «дать», и «взять», беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Квартальный Держиморда берет «не по чину», смотритель богоугодных заведений Земляника-плут, казнокрад и доносчик, либерал судья Тяпкин- Ляпкин берет взятки «борзыми щенками» и так далее. Все они, с точки зрения автора, должны нести личную ответственность за свои деяния.

Лекция, реферат. Драматургическое новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.