Самые известные скульптуры мира. Самые известные статуи мира

15 знаменитых и значимых скульптур

Без скульптуры искусство не может быть полноценным.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры - это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале мы собрали 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями. Пожалуйста, делитесь в комментариях своими любимыми произведениями скульптурного искусства.

Давид

Микеланджело

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.


Мыслитель

Огюст Роден

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Альберто Джакометти

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.


Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).


Ника Самофракийская


Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.


Пьета

Микеланджело

Пьета - распространенное название для изображений сцены оплакивания Девы Марии ее сына. Лучшая из них была сделано Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.


Нефертити


Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, делают его уникальным произведением искусства. Египет и Германия, где хранится бюст царицы, уже много лет ругаются из-за нее, но никак не могут прийти к согласию.


Капитолийская волчица



Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э., никогда не покидала Рима, города, который основали те, кого выкормила волчица. Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю.


Родина-мать

Вучетич и Никитин

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом.


Другое место

Энтони Гормли


Ландшафтная инсталляция "Другое место" - образец современного искусства, вызывающий философские размышления и наводящий меланхолию. Ровно сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост расставлены в 2006 году на трехкилометровой пляжной линии к северу от Ливерпуля. Они обращены лицом к морю, и во время приливов некоторые из скульптур частично или полностью погружаются под воду.


Граждане Кале

Огюст Роден


Скульптурная группа "Граждане Кале", заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.


Писающий мальчик


Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.


Терракотовая армия



Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры.
Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.



Золотой Будда


Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит - в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.
В период войны с Бирмой статуя была намерена покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания - до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.

По форме скульптура может быть круглой и рельефом.

Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством.

Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.

Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Древнеегипетский контррельеф

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г.

карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Атланты (Эрмитаж)

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.

Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)

Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Сначала человек придумал изображение - первые наскальные рисунки были созданы еще тогда, когда древние люди жили в пещерах. Потом появилась скульптура, и многие скульпторы были настолько талантливы, что их произведения стали достоянием человечества.

Статуя богини любви Афродиты - очень известная и очень древняя статуя. Произведение известно также под названием «Венера Милосская» . Статуя была создана предположительно во II веке до н.э. Это величественное изваяние из белого мрамора высотой 2 с лишним метра. Сегодня Венера Милосская хранится в Лувре, в специально отведенной для нее галерее.

«Венера Милосская»

Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро, Бразилия , известна всему миру. З0-метровое изваяние установлено на холме Корковаду, на высоте более 700 метров над уровнем моря. Открытие статуи состоялось в 1931 году. Скульптура настолько популярна, что в других городах мира ее попытались повторить.


Статуя Христа Спасителя, Рио-де-Жанейро

Изваяния Моаи называют загадочными каменными жителями острова Пасхи, который принадлежит Чили. Предположительно исполины появились в первом тысячелетии нашей эры. Вероятно, изваяния созданы жителями древней Полинезии. Это огромные монолитные фигуры, высотой до 6 метров и весом более 20 тонн. Уникален и материал, из которого сделаны моаи - это спрессованные вулканические породы.


Изваяния Моаи, Чили

Статуя «Маленькая русалочка» находится в Копенгагене . Это памятник юной героине сказки Г.Х. Андерсена, созданный скульптором Эдвардом Эриксеном.

Трогательная бронзовая фигурка сидит на камне рядом с гаванью. Статую установили в 1913 году.


Статуя «Маленькая русалочка», Копенгаген

Статуя Будды в Лэшане - это исполинское изваяние, вырубленное в скале. По свидетельству историков, создание статуи начиналось в 713 году и продолжалось целых 90 лет. Памятник находится в Китае, в провинции Сычуань.


Статуя Будды в Лэшане

Колонна Нельсона установлена на Трафальгарской площади в Лондоне . Высота самой статуи адмирала - 5,5 метров, но она установлена на 46 метровую колонну и выглядит маленькой. Скульптурная композиция была установлена в 1843 году в память о знаменитом адмирале Горацио Нельсоне.


Колонна Нельсона, Лондон

Знаменитую статую Свободы называют символом Нью-Йорка и символом США. Высота этого изваяния с пьедесталом - 93 метра. В одной руке «Леди-Свобода» держит факел, а в другой - скрижаль. Статуя действительно давно стала символом, и ее изображение часто украшает все то, что так или иначе связано США.


Статуя Свободы, США

Завершает список знаменитых статуй символ города Брюсселя в Бельгии . Этот памятник не обладает каким-либо особым величием, и его трудно назвать образцом красоты. Тем не менее, статуя Писающего мальчика очень знаменита. С ее происхождением связано множество легенд. Достоверно лишь то, что возраст статуи составляет ни одно столетие.


"Писающий мальчик", Бельгия, Брюссель

Самые красивые скульптуры и статуи мира (30 фото)

Скульптура человека

/Заказ скульптуры/

Сделаем авторскую скульптуру человека на заказ!

Творческая мастерская скульптора Селиверстова Игоря была создана в 1997 году лучшими выпускниками института имени Репина. Мы на собственном производстве создаём красивые статуи мужчин и женщин любого размера – от изящной статуэтки красивой девушки и миниатюрного портрета Вашего ребёнка до большой уличной скульптурной композиции в натуральную величину.

У нас заказывают скульптурные изображения людей


Перефразируя немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, можно сказать, что скульптура - это музыка, застывшая в камне. Пока миллионы туристов фотографируются на фоне всемирно известных шедевров Бернини, Микеланджело и Родена, мы предлагаем вам подборку из 25 менее известных, но заслуживающих внимания каменных, бронзовых и стальных изваяний.

Забавные и милые, местами странные и пугающие, они поднимают настроение прохожим и делают города, в которых находятся, немного необычнее.

Мустанги Лас-Колинаса в городе Ирвинг (штат Техас, США)


Это одна из самых больших скульптурных групп лошадей в мире. Она символизирует динамику и раскрепощённый дух, которые были присущи Техасу в период его освоения.

Раскрытие (Expansion), Нью-Йорк, США

Автор так комментирует эту скульптуру: «С момента нашего рождения, мир предлагает нам готовую оболочку, в которую мы должны вписаться: номер социального страхования, пол, расу, профессию. Я подумала: что же мы есть на самом деле – эта внешняя оболочка, в которой мы живем, или то, что под ней, внутри себя каждого из нас? Узнаем ли мы себя, если выйдем за пределы нашего тела?»

Памятник неизвестному прохожему, Вроцлав, Польша


Скульптура символизирует подавление личности во времена коммунизма и подпольную антикоммунистическую деятельность поляков в 1980-х годах.

Лосось, Портланд, США


Портланд – это крупный портовый город, а эта рыбка привлекает посетителей в один из его самых известных ресторанов.

Люди у реки, Сингапур


Автор этой композиции Чонг Фах Чонг (Chong Fah Cheong) известен большим количеством скульптур, изображающих людей, которые живут и работают на берегу реки Сингапур

Обувь по берегу Дуная, Будапешт, Венгрия

Скульптура увековечила память евреев, убитых фашистами в Будапеште во время Второй мировой войны. Им приказали снять обувь и расстреляли у воды. Тела жертв упали в реку и были унесены течением. В напоминание о трагедии осталась только обувь.

Скульптура «Нет насилию» (также известная как «Завязанный узлом пистолет»), Нью-йорк, США


Была создана шведским художником Карлом Фредриком Рейтерсвордом (Carl Fredrik Reuterswärd) в конце 1980 года в память об убийстве Джона Леннона, который был другом скульптора.

Вырваться из оков (Break through from your mold), Филадельфия, США


Эта композиция символизирует стремление к бессмертию. 4 фигуры – это один и тот же человек, который постепенно пробуждается ото сна, сбрасывает оковы, и вырывается навстречу вечной жизни.

Черное привидение (Juodasis Vaiduoklis), Клайпеда, Литва


Согласно легенде, в 1595 году один из охранников замка Клайпеды увидел призрака, который предупредил охранника, что городу нужно увеличить запасы зерна и древесины. Сказав это, дух испарился. Считается, что если подружиться со сверхъестественным существом, это принесет богатство и удачу.

Путешественники (Les voyageurs), Марсель, Франция


Серия скульптур француза Бруно Каталано (Bruno Catalano) была установлена в порту Марселя в 2013 году. У каждой фигуры отсутствует значительная часть тела. Остается только догадываться о причинах такой пустоты: потому ли это, что этим людям чего-то не хватает, или просто они оставили где-то часть своей души во время путешествий?

Мемориал Нельсона Манделы, Южная Африка


Композиция была установлена в честь 50-й годовщины ареста борца за права человека в период существования апартеида. Памятник воздвигнут там, где арестовали Манделу, и состоит из 50 стальных колонн, символизирующих тюремную решетку, за которой 8-го президента ЮАР держали в течение 27 лет.

«De Vaartkapoen», Брюссель, Бельгия


Созданная в 1985 году, эта шутливая статуя показывается полицейского, споткнувшегося о злоумышленника, который скрывался в канализационном люке.

Перегон скота, Даллас, США

Маман (гигантский паук), Лондон, Великобритания


Бронзовая скульптура гигантского паука находится в галерее современного искусства Тейт Модерн.

Гиппопотамы, Тайбэй, Тайвань

Тонущее здание у Государственной библиотеки, Мельбурн, Австралия

Парк игуан, Амстердам, Нидерланды

Наблюдатель, Братислава, Словакия


На английском языке эта скульптура называется «Рабочий», однако, ее название со словацкого переводится как «наблюдатель». Этот бронзовый сантехник наблюдает за прохожими прямо из канализационного люка. Туристы верят, что если потереть руку скульптуры, то все желания исполнятся.

Михай Эминеску, Онешти, Румыния

Памятник классику румынской литературы
Эпизод Первой мировой войны с фигурами солдат в полный рост, Эджеабат, Турция


В годы Первой мировой войны на территории района шли сухопутные сражения Дарданелльской операции.

Висящий человек, Прага, Чехия
25 необычных скульптур, о которых вы, возможно, не знали


Кого бы, вы думали, изображает эта скульптура? Как ни странно, это основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Скульптор Давид Черны (David Černý) создал это произведение в ответ на вопрос о том, какую роль интеллектуалы будут играть в новом тысячелетии. По словам автора, основатель психоанализа, – это воплощение интеллектуала 20-го века.

Келпи, Гренгмунг (Grangemouth), Великобритания


Келпи в шотландской мифологии – враждебный людям водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Он являются в облике пасущегося у воды коня, однако может превращаться в морского ящера, и поэтому его часто ассоциируют с Лох-Несским чудовищем.

Свиньи перед торговым центром Rundle Mall, Аделаида, Австралия


Хрюшек зовут Оливер, Августа, Горацио и Трюфель.

Неизвестный чиновник, Рейкьявик, Исландия

Пожалуй, единственная статуя в мире, посвященная безликой бюрократической работе.

Хедингтонская акула, Оксфорд, Англия

Созданная скульптором Джоном Бакли акула вызвала много споров, когда впервые появилась на публике. Оксфордский городской совет попытался снять её со здания из соображений безопасности, а затем на том основании, что он не давал разрешение на планировочные работы для установки статуи акулы. Было предложено переместить её в местный бассейн, но многие местные жители поддержали идею оставить акулу на здании. Кстати, смысл скульптуры гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: она была установлена к 41-й годовщине падения атомной бомбы на Нагасаки. В некотором смысле акула изображает красивую, но потенциально смертельную ракету.

Первые творения человеческих рук, которые можно назвать скульптурой, появились в доисторические времена и представляли собой идолов, которым поклонялись наши предки. За прошедшие сотни тысяч лет искусство ваяния достигло небывалых высот, и сегодня в музеях и на улицах многих городов мира можно увидеть настоящие шедевры, неизменно вызывающие восхищение у посетителей и прохожих. Так кто же из известных русских и зарубежных мастеров разных эпох может претендовать на то, чтобы его имя было отнесено к категории “известные скульпторы”, и какие их произведения вошли в золотой фонд мирового искусства?

Знаменитые ваятели древнего мира

Как уже было сказано, искусство скульптуры зародилось много тысячелетий назад, о чем свидетельствуют многочисленные каменные и глиняные объемные изображения людей, животных и мифических существ, найденные при археологических раскопках. Разумеется, никто не знает, кем были их авторы, однако история сохранила имена некоторых великих ваятелей, творивших в период с 14-го века до н. э. и до 1-го века н. э.

Например, на вопрос о том, кто самые известные скульпторы древнего мира, в числе других обязательно упоминается великий древнеегипетский ваятель Тутмос Младший. Он работал при дворе фараона Эхнатона и создал одно из самых знаменитых произведений искусства Амарнского периода — бюст царицы Нефертити. Значительно больше информации есть о том, кто самые известные скульпторы Греции и Рима античного периода. В частности, мастера Критий и Несиот создали в 5-м веке до н. э. великолепную композицию Гармодий и Аристогитон, которая впоследствии еще не раз вдохновляла ваятелей более позднего времени. Еще больших высот в мастерстве ваяния добился великий Фидий, являющийся автором из золота и слоновой кости, признанной одним из чудес древнего мира. Нельзя не отметить и тот огромный вклад в развитие античного искусства, который внесли такие известные скульпторы, как Скопас, Пракситель и Лисипп, создавший так называемую квадригу святого Марка. Что касается римских ваятелей, то большинство их творений, например знаменитый Аполлон Бельведерский, являются копиями с греческих оригиналов.

Известные скульпторы мира: эпохи Средневековья

Как известно, начало исторического периода, наступившего после падения Западной Римской империи, было не лучшим временем для развития искусства. Именно поэтому никаких особо значимых произведений искусства ваяния, относящихся к 5-12-му векам, сегодня не известно. К счастью, со временем диктат церкви стал ослабевать, и появились скульптуры святых и правителей, авторы которых позволили себе отойти от строгих канонов религиозного искусства и сделать свои творения более реалистичными. Как пример, можно привести таких мастеров, как отец и сын Пизано, творившие в конце 13-го и начале 14-го века. И, конечно же, когда речь идет о том, кто наиболее известные скульпторы готического периода, нельзя не назвать Адама Крафта, создавшего роскошный алтарь Тетцель капеллы.

Искусство ваяния эпохи Возрождения

Пожалуй, вряд ли найдется человек, который не знает, кто самые известные скульпторы и их работы периода Ренессанса. Ведь именно к этой эпохе относятся такие шедевры, как статуя Давида и копии которой украшают католические храмы по всему миру, а также памятник Гаттамелате Донателло и “Персей” Бенвенуто Челлини. Из французских мастеров стоит отметить Жана Гужона и Жермена Пилона, творивших под влиянием итальянских коллег.

Известные мастера скульптуры 18-го века

Великолепным образцом искусства ваяния Нового времени является знаменитый фонтан Треви на палаццо Поли в Риме, считающийся одним из символов итальянской столицы. Его авторами являются Николо Сальви и Пьетро Браччи, выполнивший фигуру Нептуна и тритонов. В 18-м веке творил и прославившийся своими надгробными памятниками римских пап, а также известные скульпторы из Франции Эдмон Бушардон и Жан Батист Пигалль. Что касается английских мастеров, то среди них можно выделить своеобразное трио, состоящее из Джона Флаксмана, Иосифа Ноллекенса и Томаса Бэнкса.

Европейская скульптура 19-го века

Начало позапрошлого столетия ознаменовалось появлением яркой звезды мировой скульптуры — Бертеля Торвальдсена, который в 1803 году представил на суд публики своего "Ясона". После громкого мирового дебюта он стал чрезвычайно востребованным мастером у именитых заказчиков из разных стран, и за свою довольно долгую творческую жизнь изваял множество превосходных композиций и портретов известных людей. В частности, стоит упомянуть огромный фриз, изображающий подвиги Александра Македонского, созданный им в 1812 году для украшения Квиринальского дворца.

Когда рассматривается вопрос о том, кем были самые известные скульпторы и их работы 19-го века, одним из первых на ум приходит имя Огюста Родена. И это совсем не удивительно, так как его творения "Мыслитель" и "Поцелуй" признаны величайшими шедеврами мирового искусства. Что касается мастеров ваяния Германии, то особого упоминания заслуживает Л. Шванталер, который создал множество замечательных работ украшающих дворцы и другие значимые сооружения Мюнхена.

Скульпторы 20-21-го веков

В прошлом столетии традиции великих итальянских мастеров продолжили Джакомо Манцу, прославившийся свои творением “Врата смерти”, изготовленным для в Риме. Кроме того, стоит упомянуть таких мастеров, как Жак Липшиц и Осип Цадкин, творивших в сюрреалистическом стиле. К категории “Самые известные скульпторы мира” относится и создавший в 1961 году произведение “Идущий человек”, которое было оценено на аукционе Sotheby’s в 104,3 миллиона американских долларов. Среди скульпторов конца 20-го века стоит также упомянуть Линна Чедвика и Барри Фланагана.

Известные скульпторы России с 18-19-го веков

Говорить об искусстве ваяния в России в допетровскую эпоху не приходится, так как его просто не существовало. Основание Санкт-Петербурга заставило задуматься об украшении его дворцов и площадей скульптурными композициями, как это было принято в европейских странах, поэтому ко двору стали приглашать зарубежных мастеров. Таким образом, первые известные “русские” скульпторы были иностранцами. Например, до нас дошли несколько объемных портретов, отлитых отцом будущего великого архитектора — К. Б. Растрелли.

После основания Екатериной Второй Академии художеств там стали обучаться и россияне. В частности, в годы ее правления отличились такие пионеры отечественного искусства скульптуры, как Ф. Шубин, М. Козловский и Ф. Гордеев, создавший знаменитого Самсона. Особенно много даровитых мастеров появилось в 19-м веке. В частности, именно в этот период творили такие известные скульпторы России, как М. М. Антокольский — автор памятника Петру Первому в Петергофе, А. М. Опекушин, П. Велионский, а также И. Н. Шредер.

Одним из самых узнаваемых произведений скульптуры первой половины 20-го века, безусловно, является знаменитый монумент Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” — признанный шедевр соцреализма. Не менее интересны и работы Е. Вутечича, создавшего “Воина-освободителя” для берлинского Трептов-парка и всемирно известную статую “Родина-мать”, и М. Аникушина — автора памятников А. П. Чехову и А. Пушкину, который был установлен в Ленинграде в 1957 году.

Что касается того, кто наиболее известные русские скульпторы постсоветского периода, то, наверное, к ним стоит отнести и Эрнста Неизвестного, который, начав свое творчество еще во времена СССР, был вынужден эмигрировать в США, и свое наиболее значимое произведение — “Маску скорби” для магаданского мемориала жертв сталинских репрессий — создал в 1996 году. Еще один мастер ваяния, получивший широкое признание в последние десятилетия, — М. Шемякин, среди работ которого особого упоминания заслуживает многофигурная композиция “Дети — жертвы пороков взрослых”.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.