Прогресс отношений с онегиным эволюция.  духовная эволюция евгения онегина

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. А. С. Пушкин различ­ными способами раскрывает характер главного ге­роя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. Собы­тия, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемна­дцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показы­вает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избало­ванный молодой человек, который «острижен по по­следней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлече­ниях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Список его «умений» можно продолжать и продол­жать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» - такое (очень удач­ное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне лю­бить, сопереживать другим. Очень ярко героя харак­теризует его внутренний монолог в самом начале ро­мана, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука,

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евге­нию. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от де­лать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Ла­риных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вы­зывает у него лишь желание прочитать ей «пропо­ведь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздраже­ние при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоциро­вав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предот­вратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавлен­ная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправля­ется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим ге­роем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, оди­нок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездейст­вии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем за­няться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-на­стоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Оне­гин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на" примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.


Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - это одно из самых известных его произведений. В нём отразилась целая историческая эпоха, представшая через историю героя, отразилось светское общество того времени со всеми его недостатками. Это было общество потребления, неспособное на высокие нравственные переживания. Потреблялось всё: от пищи до зрелищ и даже чувств. В потреблении проходит каждый день однообразной жизни, лишённой всякого смысла.

Такая жизнь не для Онегина, он выше всего этого. Он - передовая личность, обогнавшая в развитии общество. Однако общество никогда не понимало и не принимало людей, непохожих на большинство, думающих более современно и прогрессивно, такие люди становятся «лишними».

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование под руководством француза-гувернёра, не очень глубокое, но достаточное для того, чтобы «свет решил, что он умён и очень мил».

Первая глава показывает Онегина в Петербурге, где он, как и множество других молодых людей дворянского происхождения, предаётся развлечениям. Онегин - столичный франт, занятый «игрой страстей», и кажется, что он лишён способности любить. Но Евгений по своей натуре выделяется из общей массы своей «невольной преданностью мечтам», «неподражательной странностью и резким, охлаждённым умом», чувством чести и благородством души. По этой причине Онегин разочаровывается в светском обществе, и его одолевает «русская хандра».

Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, но «труд упорный ему был тошен тошен». Онегин пытается развеять скуку чтением, но это ему не удалось. В конце концов, получив известие о том, что его дядя при смерти, Евгений едет в деревню «приготовляясь денег ради на скуку, вздохи и обман».

Однако Онегин не застал дядю живым. Получив в наследство поместье, Евгений поселяется в деревне, надеясь развеять скуку. Онегин «ярем барщины старинной» заменил «оброком лёгким», что значительно облегчало жизнь крестьян и являлось передовым шагом для того времени. На этом и закончилось его участие в жизни крестьян. На третий день хандра снова одолела его. Онегин в деревне откровенно скучал, и дружба с Ленским, полной противоположностью Евгения, была вынужденной, что подчёркивает автор строками «от делать нечего друзья». Жизненный опыт Онегина, холодный скептический ум приводят его к отрицанию действительности, к критическому отношению к ней. Насколько Ленский восторжен жизнью, настолько Онегин был в ней рразочарован; насколько Ленский романтичен, настолько Онегин прагматичен. Эта непохожесть сблизила героев, но она же и привела к гибели Ленского. Онегин относился к нему по-отечески и перед дуэлью колебался, «обвинял себя во многом», понимал, что «был уж он неправ», что он должен был показать себя «не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом» и извиниться перед Ленским, объяснить причину своего поведения, предотвратив тем самым дуэль. Но боязнь общественного мнения, порядки и устои того самого светского общества, которое Онегин так презирал, не позволили ему этого сделать. Ленский был убит. Угрызения совести заставляют Онегина покинуть деревню и отправиться путешествовать.

В конце концов, Евгений, так и не найдя своего места в жизни, возвращается в Санкт-Петербург. Там он встречает Татьяну, и впервые настоящее, глубокое чувство охватывает Онегина. Но Татьяна уже вышла замуж за генерала, друга Евгения, и не может быть с Онегиным. Евгений остаётся в одиночестве.

Образ Онегина на протяжении романа эволюционирует. Онегин «уходит» из романа совершенно не таким, каким его рисует Пушкин в первых главах. Если в начале романа Онегин даётся как человек сильный, гордый и знающий себе цену, то в конце мы видим его лишённым каких-либо перспектив в жизни, лишённым сил, энергии, несмотря на свою молодость, положение и ум. Однако Пушкин оставил финал романа открытым, и дальнейшая судьба Онегина остаётся неизвестной...

Обновлено: 2018-06-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ПУТЬ

Тема Онегина в романе – это тема душевного пробуждения, взросления, духовной эволюции.

Мир Онегина первой главы – это светский Петербург, блистательный, праздничный, но всё же несколько искусственный, далёкий от истинной русскости. Не случайно Пушкин столь подробно описывает бытовую культуру дворянского Петербурга: кабинет Онегина, его одежду, стиль жизни, потом столь же подробно опишет кабинет Онегина в его имении – портрет лорда Байрона, статуэтку Наполеона. В Онегине первой главы отразился довольно типичный для первой половины 19 века «байронический герой», наделённый, однако, индивидуальными чертами, даже в самом своем скептицизме отражающий извечную русскую тоску по более осмысленной, одухотворенной жизни.

Онегин начала романа – человек, не знающий всей сложности жизни, упрощающий ее. Ни истинной любви, ни подлинной дружбы нет в мире Онегина. Подчеркивая типичность своего героя, Пушкин подробно воссоздает один день его жизни: утро начиналось с чтения записок с приглашением на бал, затем прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, вечером – театр, бал, и только на заре Онегин возвращается домой. Не случайно автор использует глаголы движения – стремительного, но бессодержательного: «поскачет», «помчался», «полетел», «стремглав поскакал», «стрелой взлетел». Онегин не способен принадлежать чему-либо глубинно, его жизнь мчится, но мчится бесцельно, ее разнообразие и полнота заменены пестротой, мельканием:

Проснётся за полдень. И снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

При всей насыщенности внешней жизни Онегина, его внутренняя жизнь была пуста, не случайно Пушкин подчеркивает: «Томясь душевной пустотой». Именно эта «душевная пустота», непробужденность духовной жизни - причина равнодушия Онегина к поэзии, чтению книг («хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его», «читал, читал, а всё без толку»).

Одним из центральных в первой главе романа становится мотив маски: автор сравнивает своего героя то с Чаадаевым, то с ветреной Венерой, но главная маска Онегина – разочарованность, которую Пушкин называет на английский манер «сплином», однако следующий тут же русский перевод выявляет авторскую иронию: «русская хандра им овладела понемногу». С одной стороны, «сплин» – это маска, которую Онегин носит даже не без некоторого удовольствия, с другой – истинная, глубинная разочарованность в той жизни, которая была ему уготована.

Онегин был бы мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам невольная преда нность и резкий, охлаждённый ум». Онегина не удовлетворяет то, что удовлетворяло многих, он равнодушен к удовольствиям светской жизни, знает цену минутным сердечным привязанностям. Онегин, «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений», всё же не был счастлив. Причина в том, что он не мог считать смыслом жизни «блистательная победы» и «вседневные наслаждения», его душа ждала чего-то большего.



Первым толчком к душевному пробуждению Онегина явилась встреча с Ленским: искренность и воодушевленность юного поэта напомнили Онегину об истинных чувствах. Онегин с легкой улыбкой относился к восторженности и некоторой наивности Ленского, который «сердцем милый был невежда», однако благородство Онегина сказалось в том, что он «охладительное слово в устах старался удержать», не разрушал мечты Ленского холодом своего скептицизма.

Однако в большей степени поразил Онегина совершенно непривычный для него духовный мир и облик Татьяны Лариной. Письмо Татьяны удивило Онегина глубиной мысли и чувства, искренностью, открытостью и одновременно простодушием, наивностью: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», «быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел». Пушкин подчеркивает, что в отношении к Татьяне Онегин поступил благородно, он не позволил себе играть искренними чувствами: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».

При первом взгляде отличив Татьяну от Ольги, Онегин все же не понял до конца любви Татьяны. Онегин так привык к одиночеству и несчастливости, что прошел мимо своего действительного счастья, которое было ему послано в любви Татьяны. «Примите ж исповедь мою», - говорит Онегин Татьяне во время их объяснения в саду, однако автор назовет слова Онегина более точно – не исповедью, а проповедью («так проповедовал Евгений»). Истинную причину своей «проповеди» Онегин откроет потом, в письме к Татьяне: «Свою постылую свободу я променять не захотел». И с горечью добавит:



Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

«Вольность», «покой», «постылая свобода» - такое понимание смысла жизни оказалось ошибочным, и эта ошибка разбила возможное счастье.

Ситуацией, разрушившей прежнее мировосприятие Онегина, стала дуэль с Ленским. Онегин, не разделяя морали светского общества, всё же не смог ей ничего противопоставить, он оказался рабом общественного мнения, единственное, на что его хватило, - он пренебрег некоторыми правилами дуэли (опоздал, в качестве секунданта пригласил своего слугу), тем самым обнаружив своё отношение к ней. Онегин понимал всю нелепость этой дуэли, но всё же он, в отличие от автора, не смог подняться над этой ситуацией, преодолеть самого себя. Убийство на дуэли Ленского стало потрясением, после которого Онегин по-иному воспринимает мир и себя. Не в силах бывать там, где он бывал с убитым им другом, Онегин уезжает странствовать. Глава о путешествии Онегина не вошла в окончательный вариант романа, однако можно предположить, что герой Пушкина по-новому всматривается в мир, пытаясь понять свое место в нем, открыть истинные человеческие ценности.

В последней главе перед нами уже во многом иной человек: Пушкин с особой теплотой говорит о новом, изменившемся Онегине. Теперь герой понимает, что «вольность» и «покой» не заменят счастья, что жить нужно ради любви, взаимопонимания, ценить нужно тех, кто тебя любит и понимает, именно поэтому весь смысл жизни для Онегина сосредоточился в любви к Татьяне. Драма недостижимого счастья, которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с трепетом к княгине входит». Теперь уже «мечты, желания, печали теснились в душу глубоко». Онегин ни за что не отказался бы от этих «печалей», потому что это и есть полнокровная жизнь, которая только сейчас ему открылась.

Теперь уже Онегина не влекут светские удовольствия, он не спешит включиться в пёструю карусель жизни дворянского Петербурга, отчего для всех становится «чужим», «чудаком»: встретившись с Татьяной на балу и увидев ее холодность, Онегин на целую зиму запирается в своем кабинете, погружается в чтение книг, открывает для себя особый мир любви и страданий, его чувства готовы уже излиться в поэтическом творчестве:

А точно: силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Однако Татьяна не может изменить своим представлениям о долге и чести, ведь еще в письме к Онегину она мечтала «быть верной супругой и добродетельной матерью». Онегин любит и любим, но это, оказывается, уже ничего не может изменить в его судьбе. Последнее объяснение героев заканчивается словами Татьяны: «Я вас прошу меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь». Есть в сердце Онегина честь, и она не позволит ему больше напоминать о себе Татьяне. Это действительно разлука навсегда. Любящий и любимый, Онегин остается одиноким чудаком, странным и чужим для всех. Цель жизни, её смысл, обретённые ценою тяжелых раздумий, ошибок, поиска, оказались недостижимы. Долг и честь закрывают путь к счастью, в «минуту, злую для него», мы вместе с автором расстаемся с Онегиным.

Роман был закончен в 1831 году – уже после декабристского восстания, ставшего для поколения Пушкина эпохой, переломившей жизнь, а судьба Онегина на страницах романа не доведена до роковой черты двадцать пятого года – герою это еще предстоит. Так сама история разлучила автора и его героя. Не столь значимо, выйдет Онегин на Сенатскую площадь или нет, значимо другое – личность состоялась. Пушкин, со свойственной ему гармонией мировосприятия, не замыкается на одной стороне жизни: героям даны не только утраты, но и обретения, не только печали, но и радости. Татьяне и Онегину не дано счастья, но им дана любовь – это уже немало. И Татьяна, и Онегин остались верны себе, не изменили своему представлению о долге и чести – именно с этим связана особая просветлённость романа, судьбы главных героев которого складываются драматично. Эта просветленность основана на вере в человека, в доброе начало в нем, на вере в «самостоянье», которое, по Пушкину, есть «залог величия».

Главный герой романа «Евгений Онегин» открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии «лишними людьми»: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Евгений Онегин получил типичное для

аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. «И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант... Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил», - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения («Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать...»), отупляющий образ жизни («Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели... Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.

Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «...Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, ~~

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Яо я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой. И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью: Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел На-

зон... в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.

Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он? Ужели подражанъе, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гаролъдовом плаще, Чужих причуд истолкоеанье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.

Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно Томитьсяжаждою любви, Пылать - и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог...

Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант…

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, – Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения – полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.

Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”. Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

…Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый,

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.

Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения – живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он, ужели подражанье,

Ничтожный призрак иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон…

Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.

Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать – и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог…

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН “ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина) Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто...
  2. Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин...
  3. После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период...
  4. Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев В пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а...
  5. Роман в стихах “Евгений Онегин” справедливо называют “энциклопедией русской жизни”. Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени....
  6. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  7. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  8. Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что...
  9. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
  10. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие “лишний человек” (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в...
  11. “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни I. Глубина и многогранность личности Пушкина, отраженные в романе. II. “Евгений Онегин” – это “поэтически воспроизведенная картина русского общества, взятого в одном из интереснейших...
  12. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с...
  13. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  14. Роман “Господа Головлевы” занимает выдающееся место среди произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В основу сюжета легла трагическая история помещичьего головлевского рода. В романе представлены три поколения Головлевых. Каждое из них отличается...
  15. Эволюция фетовского стиля. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892) А. А. Фет пришел в литературу в 1840-е годы – время для русской лирики трагическое. В 1837 г. не стало Пушкина; в 1839-м...
  16. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не...
  17. Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале нашли решение едва ли не...
  18. Роман “Евгений Онегин” создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа. Главный герой произведения А. С. Пушкина – молодой, привлекательный, очень неглупый...
  19. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной...
  20. Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде...
  21. Единственный, с кем дружил Онегин, был Ленский, который получил образование и “набрался романтического духа” в Германии: Пушкин одним-двумя штрихами изображает портрет романтика “немецкого толка” как мы помним, именно Германия была...
  22. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  23. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина, Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” писался...
  24. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  25. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это...
  26. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития...
  27. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  28. Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство...
  29. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  30. Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался...
ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА