Кто сжег 2 том. Рукописи горят: зачем Гоголь сжег второй том "Мертвых душ"

UnifL (Unified Leshcat Drivers) - это специальный набор последних драйверов , который позволяет решить проблему конфликтов драйверов интегрированных видеокарт Intel и дискретных AMD. UnifL подходит для ноутбуков любых производителей, в том числе и для серии Dell Inspiron. Проблема совместимости драйверов существует у Dell Inspiron 3521, о чём писалось ранее в статье о решении .

UnifL предназначен для всех ноутбуков с:
- Итегрированными видеокартами Intel HD/HD2000/HD2500/HD3000/HD4000 CPU Embedded Graphics.
- Дискретной видеокартой от AMD.

Ситемные требования:
- Windows 7 x64,
- Windows 8 x64,
- Windows Server 2008.

Достоинства:
- Всегда свежие драйвера.
- Работоспособность гарантирована ноутбуках любого производителя.
- Может быть установлена на "чистую" систему.
- Имеется подробное руководство.
- Имеется цифровая подпись.

Для большей эффективности убедитесь, что вы прочли и соблюли все требования.

Подготовка

Данное руководство применимо для Windows 7. Для Windows 8 смотрите другой раздел.

Эта тема будет охватывать следующие вопросы:
- Почему UAC (User Account Control) потенциально опасна для UnifL?
- Почему столь важно запретить автообновление драйверов в Windows?

I. Почему UAC (User Account Control) потенциально опасна для UnifL?
User Account Control, UAC или "Изменение параметров контроля учетных записей" с большой вероятностью может вмешиваться в работу UnifL и даже мешать установке. По этой причине для успешной установки UnifL настоятельно рекомендуется отключить UAC.

Шаг 1.
Откройте "Пуск" и введите в строке поиска "Изменение параметров контроля учетных записей" или "User Account Control settings". Веберите доступный пункт меню.

Рис. 1. Зайдите в пункт "Изменение параметров контроля учетных записей"

Шаг 2.
Переместите ползунок в самый низ.


Рис. 2. Установите ползунок в нижнее положение

Перезагрузите ноутбук.

II. Почему столь важно запретить автообновление драйверов в Windows?
Иногда, когда даже драйверы UnifL установлены, Windows предлагает (а может и нет, в зависимости от конфигурации) установить/обновить AMD/Intel драйверы. Если вы согласитесь обновить драйверы, то с большой вероятностью новые драйверы, предназначенные конкретно для одной видеокарты, поломают драйверы от UnifL. Для запрета автообноления драйверов выполните следующие шаги.

Шаг 1.
Откройте Пуск и в строке поиска введите "Change device installation settings" или "Изменение параметров установки устройства". Веберите доступный пункт меню.

Рис. 3. Зайдите в меню "Изменение параметров установки устройства"

Шаг 2.
Установите настройки так, как показано на Рисунке ниже:


Рис. 4. Установите настройки так, как показано на изображении.

На этом всё! Новые ноутбуки поставляются с так называемым "Secure Boot". Эта опция доступна в BIOS. Её активность может помешать установке UnifL, поэтому отключите её.

Теперь можно перейти к настройке и установке драйверов UnifL.

Инструмент конфигурации UnifL

UnifL Configuration Tool (UCT) или Инструмент конфигруации UnifL спроектирован так, что установка драйверов не составит большого труда.

Шаг 1. Скачайте версию драйверов UnifL: скачать Leshcat’s Catalyst 13.4 WHQL UnifL v2 for AMD+Intel Powered Laptops .

Шаг 2. Распакуйте архив и запустите программу.


Рис. 5. Начальное окно пакета UnifL.

Шаг 3. Внимательно изучите список изменений AMD- и Intel-драйверов, а также изменений в UnifL следующих трех окнах.

Шаг 4. выберите место для установки драйверов. Это может быть любая директория на вашем компьютере. Например, C:\UnifL


Рис. 6. Выберите директорию для установки драйверов

Шаг 5. Сейчас вы должны видеть список доступных компонентов:


Рис. 7. Список доступных для установки компонентов

У каждого компонента есть пояснительная информация о совместимости, области применения и так далее.

Кроме того, стоит отметить:
1. Последние версии драйверов Intel предназначены для первого и второго поколения Intel Graphics Embedded.
2. Более ранние драйверы предназначены для видеокарт Intel HD Graphics 3000 и новейших Ivy, базирующихся на Intel HD Graphics 2500/4000.

Шаг 6. Единожды выбрав нужный драйвер, нажмите "Next".

Шаг 7. Проверьте правильность выбранных параметров. Если всё выбрано верно, то кликните "Install" и UCT автоматически сконфигурирует для вас драйвер.


Рис. 11. Для продолжения нажмите кнопку "Install"

Шаг 8. После того, как UnifL Configuration Tool (UCT) закончит подготовку драйверов, вы можете установить флаги по желанию и нажать кнопку "Finish". Флаг "Launch AMD Installer" отвечает за начало установки драйвера.


Рис. 12. Драйвер подготовлен. Теперь его можно установить./p>

На этом всё! Сейчас UnifL драйвер готов к установке на ваш ноутбук.

Как определить поколение вашей видеокарты?

Чтобы определить поколение вашей видеокарты, используйте её название из диспетчера утройств. Но как быть, если у вас в диспетчере устройств подобная строка - "Intel HD Graphics Family"? В таком случаем поможет DEVICE ID.

Ниже приведено быстрое руководство по определению ID вашей видеокарты:

Откройте "Пуск" и в строке поиска введите "Диспетчер устройств". Запустите его.

Рис. 8. Ищем Диспетчер устройств и запускаем его

Зайдите в категорию "Видеоадаптеры" и найдите видеокарту Intel. Кликните правой кнопкой мыши по строке с название видеокарты и из открывшегося контекстного меню выберите пункт "Свойства". Изображение в помощь:


Рис. 9. Зайдите в свойства видеокарты

Зайдите в закладку "Сведения" и там, в меню "Свойства", выберите "ИД оборудования":

Рис. 10. Закладка "Сведения", ИД оборудования

Область, выделенная зелёным цветом, показывает настоящее "имя" видеокарты. Используя список ниже, определите поколение вашей видеокарты Intel:

DEV_2A42 - Intel 4500MHD и другие более ранние Mobile Graphics (неофициальная поддержка от UnifL).
DEV_0112 - Intel HD Graphics 3000 (Gen3).
DEV_0046 - Intel HD Graphics (Gen1).
DEV_0116 - Intel HD Graphics 3000 (Gen3).
DEV_0042 - Intel HD Graphics (Gen1).
DEV_0126 - Intel HD Graphics 3000 (Gen3).
DEV_0102 - Intel HD Graphics 2000 (Gen2).
DEV_0122 - Intel HD Graphics 3000 (Gen3).
DEV_0106 - Intel HD Graphics 2000 (Gen2).
DEV_010A - Intel HD Graphics 3000 (Gen3).
DEV_0162 - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).
DEV_0166 - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).
DEV_016A - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).
DEV_0152 - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).
DEV_0156 - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).
DEV_015A - Intel HD Graphics 2500/4000 (Gen4).

Итого!

Если у вас Gen1/Gen2 Intel Chip ---> выберите TOP version (Legacy) Driver.
Если у вас Gen3/Gen4 Intel Chip ---> выберите BOTTOM version (Modern) Driver.

Стоит отметить:
Поддержка последних драйверов в Windows 8 находится на стадии тестирования.

На этом всё! Благодарю за внимание и до новых встреч на страницах сайта сайт

Причин возникновения BSOD много, но мы в этой статье будем рассматривать проблему, возникающую из-за конфликта установленных драйверов. Это может быть только что установленный драйвер или поврежденный. Устранить проблему BSOD можно довольно просто, если дело всего лишь в драйвере, и вы знаете, в каком именно. Драйвер можно переустановить или обновить его, сделать откат к старой версии или избавиться от приложения, установившее драйвер на ваш компьютер, путем его физического удаления. Проблема в том, что не всегда можно узнать, какой именно драйвер является «виновником», даже изучив все данные с синего экрана. Но выход есть. Если вы не обладаете большими знаниями и опытом, а необходимость в проверке драйверов есть, можно воспользоваться специальным, встроенным в ОС для таких случаев, проверочным средством Verifier.exe. Имеющееся описание в базе знаний Microsoft изложено с использованием сложных технических терминов, которые не всегда известны даже опытным пользователям. Поэтому в этой статье преподнесен краткий список манипуляций, необходимых для выполнения поставленной задачи. Запуск средства проверки драйверов Открыв меню «Пуск», вводим в поисковом поле запрос «Выполнить» и кликаем на появившемся сверху результате. В появившемся окне необходимо ввести команду «verifier » (без кавычек) и подтвердить нажатием «Ок».
Появится диалоговое окно Диспетчера проверки файлов. В первом диалоге нужно выбрать пункт «Создать нестандартные параметры (для кода программ)». Нажимаем «Далее».
Следующим шагом будет выбор отдельных параметров для тестирования драйвера. Для этого проведем следующие манипуляции: «Выбрать отдельные параметры из полного списка» - «Далее».
После проведенных действий вы должны получить диалоговое окно со списком параметров тестирования. Поставьте галочки везде, кроме пункта «Имитация нехватки ресурсов». Нажмите «Далее».
Последним шагом в этой части дадим диспетчеру команду для автоматического выбора неподписанных драйверов. Выберите «Автоматически выбирать неподписанные драйверы». Нажмите «Далее».
Случается, что диспетчер не обнаружил неподписанные драйверы. Тогда пользуйтесь функцией выборочной проверки драйверов, о которой будет рассказано далее. Работа с неподписанными драйверами При обнаружении неподписанных драйверов, диспетчер выведет их в виде списка.
Это могут быть драйверы для устройств или для приложений. После того, как были обнаружены неподписанные драйверы, не нужно закрывать диспетчер и нажимать кнопку «Готово». Сначала проведем проверку наличия обновленных драйверов. Поиск обновленных драйверов Для проверки необходимо выполнить следующие действия: 1. В списке есть драйвер приложения. В этом случае нужно посетить сайт производителя приложения для проверки наличия обновленных драйверов. В случае, когда обновленная версия драйвера отсутствует, попробуйте удалить приложение. Не бойтесь, всегда можно установить его после снова. Зато это будет отличной проверкой: если критических ошибок больше не возникает – причина была в данном приложении. 2. В списке есть драйвер устройства. В этом случае, (если у вас Windows Vista), запустите центр обновлений и включите функцию поиска нового драйвера. Если отыщется новый драйвер, запустите его установку. 3. В случае, когда центр обновлений не нашел новый драйвер, загляните на сайт производителей, вероятно, что новый драйвер окажется там. Обновив драйвер или приложение, закройте диспетчер проверки (кнопка «Отмена»), запустите перезагрузку и дождитесь загрузки ОС. Если критические ошибки прекратились – обновление драйверов или приложений устранило их. Удаление драйверов В случае, если новые драйвера не получилось найти, можно попробовать удалить драйвер. ВНИМАНИЕ! При удалении драйвера работа устройства будет прекращена. Перезагрузившись, ОС предпримет попытку установить драйвер из хранилища, но не факт, что стандартный драйвер подойдет. Если у вас нет уверенности в необходимости удаления какого-либо драйвера – не стоит его удалять. Запустите диспетчер устройств, для чего совершите следующие манипуляции: Пуск – Выполнить – devmgmt.msc – Enter. Найдя нужное устройство, кликните по нему правой кнопкой мыши и нажмите Свойства – Драйвер – Удалить. Проверка неподписанных драйверов ВНИМАНИЕ! По окончании проверки неподписанных драйверов, может случиться так, что система не будет загружаться. Ниже идет описание действий, совершаемых в этой ситуации. Если вы не уверены в том, что хотите удалить драйвер и все-таки продолжите проверку, нажмите кнопку «Готово» в диспетчере проверки. При запросе выбора физического диска выберите тот, на который установлена ОС, после чего снова нажмите кнопку «Готово». Вы увидите сообщение с текстом: «Для того, чтобы изменения вступили в силу, необходимо перезагрузить компьютер». Спокойно закройте все приложения и запустите перезагрузку. В случае, если система не загрузилась и появился синий экран с описанием ошибки – значит, драйвер, вызывающий проблемы найден. Снова перезагрузив компьютер, перед загрузкой ОС нажмите F8 verifier.exe/reset verifier.exe
Выборочная проверка драйверов Заново запустите диспетчер проверки драйверов и проведите предыдущие манипуляция до момента, изображенного ниже.
Выберите пункт «Выбрать имя драйвера из списка». Следующим шагом будет окно выбора драйверов для проверки. Не стоит выбирать все драйверы сразу, потому, что ОС зарезервирует под проверку достаточно большое количество ресурсов и потратит на это много времени. Лучше повторить процедуру проверки несколько раз, но с малым количеством драйверов. Это сэкономит вам время и ресурсы. В первую очередь проверим драйверы, которые были обновлены недавно или просто проблемные драйверы (драйвер антивирусной программы, сетевого экрана, виртуального диска или машины). Следующим этапом пусть будет проверка драйверов, которые выпускает не Microsoft. Остальные драйверы проверяйте по 10-15 штук за раз.
Выберите нужные драйверы и нажмите кнопку «Готово». При запросе выбора физического диска выберите тот, на который установлена ОС, после чего снова нажмите кнопку «Готово». Появится сообщение о запросе перезагрузки. Перезагрузите компьютер. Если после перезагрузки появился синий экран с сообщением об ошибке – значит, драйвер, вызывающий проблемы найден. Снова перезагрузив компьютер, перед загрузкой ОС нажмитеF8 и выберите «Запуск в безопасном режиме». Войдя в систему, нажмите кнопку «Пуск» и введите в окно Выполнить/Поиск verifier.exe/reset . Если же проблем не возникло и система запустилась в стандартном режиме, значит, неподписанные драйверы не вызывают проблем и необходимо проверить другие драйверы. Вновь запустите диспетчер проверки драйверов (verifier.exe ) и выберите пункт «Вывести сведения о текущих проверенных драйверах».
Повторите проверку всех оставшихся драйверов. Окончание проверки драйверов В случае, когда проверка всех драйверов не выявила причин критических ошибок, скорее всего, дело не в драйверах. Проблемной может быть не программная, а аппаратная часть вашего компьютера. Скорее всего, это проблемы с жестким диском или оперативной памятью. Также может быть, что блоку питания не хватает мощности, чтобы обеспечить работу всех устройств или еще какая-то проблема в «железе», которую нельзя определить путем проверки драйверов. Продиагностируйте оперативную память и жесткий диск.

В год 175-летия выхода в свет "Мертвых душ" и 165-летия смерти Гоголя известный литературовед, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Воропаев рассказал РИА Новости о том, почему Гоголя в России по-прежнему считают сатириком, а не духовным писателем, что случилось со вторым томом "Мертвых душ" и что препятствует распространению христианства в современной культуре. Беседовал Виктор Хруль.

Владимир Александрович, вы неоднократно говорили, что Гоголь в российском общественном мнении воспринимается в старой советской традиции — только как сатирик, а его духовные произведения остаются в тени. Почему?

— Во-первых, это сила инерции. То, что Гоголь не сатирик, понимали уже его современники. Тот же Белинский, неистовый Виссарион, писал: "Нельзя ошибочнее смотреть на "Мертвые души" и грубее понимать их, как видя в них сатиру".

Обличительный пласт, конечно, у Гоголя есть: и в "Ревизоре", и в "Мертвых душах" он пишет о том, что с нами не ладно. Это про нас. Все, что пишет Гоголь, это про нас.

Но для адекватного восприятия Гоголя важно иметь духовный опыт, что у современного читателя бывает далеко не всегда. Многие не знают, что он строил свою жизнь в соответствии с церковным богослужебным уставом. Откуда это известно? Из его произведений. Он сам говорит: "Мы ежедневно произносим…" и цитирует по памяти Малое повечерие.

- Значит, у него были богослужебные книги?

— Книг-то как раз и не было в его библиотеке, зато сохранились целые фолианты его выписок из богослужебных книг.

- А в каком возрасте он их сделал?

— В самом расцвете своего творчества, в 1843-1845 годах. Он находился в это время за границей, а литературой его снабжали друзья из России, а также русские священники, служившие в Европе.

В книге "Выбранные места из переписки с друзьями" есть статья "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность". Чувствуете в названии некоторое раздражение? Он называет три источника, из которых должны черпать вдохновение русские поэты: народные пословицы, песни и слово церковных пастырей.

В другом месте он замечает по этому поводу: "Еще тайна для многих тот лиризм, который сокрыт в наших церковных песнях и канонах". Тайна этого лиризма была открыта Гоголю и известна не понаслышке, а из личного опыта. Как явствует из содержания сохранившихся тетрадей, он прочел Минеи за полгода — с сентября по февраль — и сделал выдержки на каждый день.

Вот вам и разгадка неповторимого стиля Гоголя — это сочетание разговорного, бытового, даже просторечного языка и высокого церковнославянского.

© Фото: фото из личного архива Владимира Воропаева


© Фото: фото из личного архива Владимира Воропаева

- Откуда эта любовь?

— Она зародилась в семье, но получила развитие в школьные годы. В уставе Нежинской гимназии, где учился Гоголь, было записано, что каждый ученик должен ежедневно выучивать по три стиха из Священного Писания. Вот и посчитайте: Гоголь семь лет учился, по три стиха из Священного Писания наизусть — сколько в неделю, в месяц, сколько за семь лет.

- А как с этим сочетаются очевидные у Гоголя интерес к нечистой силе и тонкий юмор? Откуда это взялось?

— Наш знаменитый культуролог, литературовед, эстетик Михаил Бахтин писал, что творчество такого "гениального выразителя народного сознания", как Гоголь, можно действительно понять только в потоке народной культуры, которая выработала свои особый взгляд на мир и особые формы его образного отражения. Гоголь вышел из этой народной культуры, отсюда такое яркое, живописное описание и нечистой силы. Это все из фольклора взято —русского и малороссийского, славянского в широком смысле. Но при этом, заметьте, слово "чорт" уходит из зрелых произведений Гоголя.

- Почему?

— Потому что это "черное" слово, не употребительное в светском разговоре, как выражался Гоголь. Бес, нечистый, лукавый — Гоголь немножко злоупотребляет этим в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Не все в народной культуре, конечно, приемлемо для человека церковного. И Гоголь это понимал прекрасно. Гоголь шел вперед как христианин. Он сам говорил: "Я иду с двенадцати лет одной дорогою, не колеблясь в мнениях главных". Это все-таки цельная была натура — и нельзя говорить, что это вот "поздний Гоголь", а это "ранний".

- А повзрослевший, зрелый Гоголь что-то осуждал в своем молодом творчестве?

— Да, вы знаете, он довольно критически относился к своим ранним произведениям, включая "Вечера на хуторе близ Диканьки".

- Что его не устраивало?

— Он считал, что там много еще незрелого. Ранние его вещи очень дидактичны, помните? Открыто все высказано, без глубокого художественного подтекста: когда Вакула бежит топиться в проруби — кто у него за спиной, в мешке? Бес. Вот кто толкает человека на самоубийство. Ранние вещи у Гоголя очень назидательные, в них божественная сила всегда побеждает силу бесовскую. Гоголь вышел из народной культуры, из народных представлений — и в этом его сила, и в этом отчасти, в каком-то смысле, его слабость.

- И он всегда христианин — и в жизни, и в творчестве?

— Конечно, вне всякого сомнения. Приведу еще один пример. Последним сочинением Гоголя, над которым он работал последние годы жизни и которое увидело свет уже после его кончины, стали "Размышления о Божественной литургии". Это самое известное произведение Гоголя в XX веке, самое переиздаваемое, один из лучших образцов русской духовной прозы. В советскую эпоху эта вещь вообще не издавалась, потому что, как указывалось в комментариях к академическому изданию, "не имеет литературного интереса".

Из воспоминаний нежинских соучеников Гоголя известно, что он часто в храме напевал про себя Божественную литургию и однажды, недовольный тем, как поют на клиросе, поднялся на клирос и стал петь, громко и отчетливо произнося слова молитв. А священник услыхал незнакомый голос, выглянул из алтаря и приказал ему удалиться.

О чем это говорит? О том, что он уже в школе знал ход Божественной литургии, а не в конце жизни к этому пришел. Однако, к сожалению, представление о том, что Гоголь был сначала один, а потом другой — живет даже в умах церковных людей.

- Но в его произведениях есть примеры духовного перерождения…

— Да, например Чичиков. Обратите внимание на его имя — Павел. В последней, одиннадцатой главе первого тома "Мертвых душ" автор говорит читателям, что еще тайна, почему образ этот выведен в поэме, что в сем же самом Чичикове, может быть, заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. Это не что иное как реминисценция из Деяний святых апостолов, эпизода обращения Савла в Павла, Есть основания полагать, что в самом имени героя содержится намек на его грядущее духовное перерождение.

- А почему Гоголь все-таки сжег второй том "Мертвых душ"?

— Тайна второго тома - это самая больная проблема гоголеведения. Что сжигал, когда сжигал, почему сжигал? На эти вопросы нет однозначного ответа. Я лет двадцать назад уже высказывал идею, которую никто пока не опроверг: второго тома Гоголь так и не написал. Потому что никто никогда не видел беловой рукописи второго тома "Мертвых душ". Никто и никогда.

- На каких же фактах основана гипотеза о сожжении?

— На признании самого Гоголя. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжег свои рукописи. Какие именно — точно неизвестно. Об этом свидетельствует его крепостной слуга, который прислуживал ему в доме графа Александра Петровича Толстого. Слуга рассказал, что Гоголь отбирал бумаги, бросал их в печку и шевелил кочергой, чтобы они лучше горели.

До нас дошли черновые рукописи второго тома. Это четыре начальные главы и отрывок одной из последних глав, условно называемой пятой. Но это черновые главы, у них два слоя правки: сначала он написал, потом стал по этому тексту править.

Духовный отец Гоголя ржевский протоиерей Матфей Константиновский был последним, кто ознакомился с главами второго тома. Это было накануне сожжения рукописей. Ему нередко ставят в вину, что именно он подтолкнул писателя к этому. Отец Матфей отpицал, что по его совету Гоголь сжег втоpой том, хотя и говоpил, что несколько набpосков не одобpил и даже пpосил уничтожить: "Говоpят, что вы посоветовали Гоголю сжечь второй том Меpтвых душ?" — "Непpавда и неправда… Гоголь имел обыкновение сожигать свои неудавшиеся произведения и потом снова восстанавливать их в лучшем виде. Да едва ли у него был готов второй том; по крайней мере, я не видал его. Дело было так: Гоголь показал мне несколько разрозненных тетрадей <…> Возвращая тетради, я воспротивился опубликованию некоторых из них. В одной или двух тетрадях был описан священник. Это был живой человек, которого всякий узнал бы, и прибавлены такие черты, которых… во мне нет, да к тому же еще с католическими оттенками, и выходил не вполне православный священник. Я воспротивился опубликованию этих тетрадей, даже просил уничтожить. В другой из тетрадей были наброски… только наброски какого-то губернатора, каких не бывает. Я советовал не публиковать и эту тетрадь, сказавши, что осмеют за нее даже больше, чем за переписку с друзьями".

Теперь о том, почему замысел Гоголя не нашел своего завершения. Гоголь не раз говорил о том, что хотел написать свою книгу так, чтобы путь к Христу был ясен для каждого. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться "Мертвые души".

Замысел был грандиозный, но несбыточный, потому что показывать путь духовного возрождения — это не задача литературы.

- А что же тогда ее задача?

— Она призвана показать пороки человеческие, греховность человеческой природы. Да, в этом она достигла успехов. Но есть "проблема положительного героя" — где его взять, если человек несовершенен? Замысел Гоголя — за пределами литературного творчества. И поэтому последней его книгой стали "Размышления о Божественной литургии" - вот там этот путь показан для всех.

Спросите школьников, или учителей, почему герои "Мертвых душ" — это мертвые души? Они вам вряд ли ответят. А ответ простой: они без Бога живут. В предсмертной записи, обращенной ко всем нам, Гоголь говорит: "Будьте не мертвые, а живые души, нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…". Вот путь, вот смысл названия великой поэмы, вот завет Гоголя.

Искусство для него — это незримые ступени к христианству.

В письме своему духовному отцу он надеялся, что после его книги "Выбранные места из переписки с друзьями" читатель возьмет в руки Евангелие.

- Как помочь сегодняшним людям обратиться к христианским ценностям? Что в наших силах?

— Средств очень много. Нужно просто оставаться христианином, расти духовно, не стоять на месте. Человек, который остановился в духовном развитии, — пошел назад. Воспитывать своих детей, свое окружение, "делать свое дело". Мне кажется, что Россия дольше других стран и государств устоит в своих христианских постулатах, основах.

Что важнее для правильной оценки писателя — его образ жизни или ценности, проповедуемые в его произведениях?

— Мне кажется, человека нужно оценивать по высотам его духа, а не по его падениям. Святость не есть безгрешность. Даже святые люди не были безгрешны. И не нужно хватать писателя "за язык". Как Есенин — сказал однажды глупость про причастие, это повторяют, и даже многие священники его за это недолюбливают. И Пушкин, даже если он написал "Гавриилиаду", несомненно, в этом покаялся: известно, что он все списки уничтожал и очень сердился, когда ему напоминали о ней. Хотя лично я убежден, что Пушкин никогда не писал "Гавриилиаду", и могу привести неопровержимые доводы на этот счет. Как бы там ни было, судит его Господь, а не мы.

- Как вам кажется, что мешает распространению христианства в современной российской культуре?

— Отсутствие подлинного, правильного духовного просвещения. Сейчас очень большая ответственность лежит на священниках, на духовных школах. Если у нас нет богословов, качественного духовного образования, то трудно что-то требовать от школ, родителей, от детей. Откуда-то нужно черпать эти сведения, правильные представления.

- Но церковные лавки забиты православной литературой

— По большей части, это перепечатки старого. А ситуация меняется, нужны новые ответы.

Мне кажется, что священники должны принимать участие в публичных дискуссиях — и в интернете, и на телевидении — голос их должен звучать, люди должны их слушать. В этом смысле замечателен канал "Спас": там много интересных материалов, там часто выступают священники и дают свой взгляд на современный процесс.

- А нужно ли из сказки Пушкина про Балду убирать персонаж, именуемый "попом"?

— Попа не нужно убирать из сказки - это шутка поэта. Кстати, слово "поп" (в переводе с греческого - православный священник, иерей; отсюда протопоп, протоиерей) в девятнадцатом столетии не имело того уничижительного значения, которое появилось уже в советскую эпоху.

А вот опера "Тангейзер" и фильм "Матильда" — это уже другое дело, как мне кажется. Есть такие темы, к которым художник должен подходить с особым тактом и ответственностью. Сейчас, насколько мне известно, опера "Тангейзер" не идет — и это правильно, потому что должного такта и ответственности режиссер в данном случае не проявил. То же самое с фильмом "Матильда". Представьте себе: режиссер снял фильм о пророке Мухаммеде, пользуясь своими фантазиями, своими источниками. Был такой прецедент литературный — "Сатанинские стихи" Салмана Рушди, который был приговорен в Иране к смертной казни.

- Значит ли это, что христианство уходит из культуры?

— То, что сейчас происходит, кончено, не вселяет никакого оптимизма. Европейская культура по своим истокам — христианская культура, церковная. Она вся пронизана этими ценностями. Уберите это — и она потеряет свою идентичность, свою специфику.

Апостасия — отступление от Бога — процесс необратимый. В современной Европе этот процесс развивается стремительным образом, но Россия пока сопротивляется. Хотя, разумеется, этот процесс необратим. Наша задача — не остановить этот процесс, а остаться самими собой, остаться верными Христу. Несмотря ни на что.

Христианин на своем месте должен делать свое дело — быть свидетелем и проповедником Христа. Это его прямой долг. А воин-христианин должен тоже свое дело делать как христианин - защищать веру, родину, страну, народ.

И бизнес, и политика должны быть христианскими. Наши традиционные ценности - это ценности христианские, православные, и мы не должны стесняться этого.

Тайна классика

По словам Бака, в основном наследие Гоголя изучено, и в этом, отметил профессор, большой вклад ученых XIX века, например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но, подчеркнул собеседник агентства, остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

"Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует, - рассказал Бак. - Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах".

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит, по мнению Бака, в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

"Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы, - отметил Бак.

Он также рассказал, что, помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. "Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта", - добавил профессор.

По словам Бака, точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия", - подчеркнул профессор.

Явление Христа

Дмитрий Бак подчеркнул малоизвестную, но важную деталь: на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. "Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно ", - отметил профессор.

По его словам, Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую «избранность», которую остро переживал и сам писатель.

"Современники нередко упрекали Гоголя в гордыне, особенно после выхода в свет в 1847 году книги "Выбранные места из переписки с друзьями". Писатель был убежден в том, что его голос должна услышать вся Россия и преобразиться от его книг. В этом он видел смысл своей жизни и труда, воспринимал свое писательство как своего рода мессианство", - отметил Бак.

В самом деле, Гоголь завещал похоронить его только после того, как появятся явные признаки тления, поскольку иногда впадал в летаргические состояния. Но все толки о том, перевернулся ли Гоголь в гробу, нет ли - лишь досужие пересуды обывателей.

"Писатель пережил страшную душевную трагедию, которая и привела его к смерти. Вопреки собственному призыву к нравственной проповеди, к изображению вечных ценностей, светлых сторон жизни, он так и не смог от сатирического изображения России в первом томе своей великой поэмы перейти к изображению позитивному. Второй том "Мертвых душ" был сожжен, а с ним сгорела и жизнь великого наследника Пушкина", - добавил Бак.

Ответ редакции

24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет. Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать наконец на путь нравственного очищения.

АиФ.ru рассказывает, почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» и какие приключения в продолжении повести должны были произойти с Чичиковым.

Почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ»?

Вероятнее всего, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» случайно. В последние годы жизни писатель ощущал постоянную слабость в теле, но вместо того, чтобы лечиться, продолжал изматывать свой организм строгим соблюдением религиозных постов и изнурительным трудом. В одном из писем к поэту Николаю Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всём теле пугают меня самого». Возможно, что это «расклеение» и подтолкнуло писателя в ночь на 24 февраля бросить рукописи в камин и затем собственноручно их поджечь. Свидетелем этой сцены стал слуга Семён , который уговаривал барина пощадить бумаги. Но тот лишь грубо ответил: «Не твоё дело! Молись!».

Утром следующего дня Гоголь, поражённый своим поступком, сокрушался своему другу графу Александру Толстому : «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжёг всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».

Гоголь утверждал, что хотел сжечь лишь черновики и ненужные бумаги, а второй том «Мёртвых душ» в камин был отправлен по его недосмотру. Через девять дней после этой роковой ошибки писатель скончался.

О чём второй том «Мёртвых душ»?

Письма Гоголя и оставшиеся черновики позволяют восстановить примерное содержание некоторых частей сожжённой рукописи. Начинается второй том «Мёртвых душ» с описания поместья Андрея Ивановича Тентетникова, которого автор называет «коптителем неба». Человек образованный и справедливый из-за лени и отсутствия силы воли влачит бессмысленное существование в деревне. Невеста Тентетникова Улинька приходится дочерью соседскому генералу Бетрищева. Именно она становится «лучом света в тёмном царстве» повести: «Если бы в тёмной комнате вдруг вспыхнула прозрачная картина, освещённая сзади лампою, она бы не поразила так, как эта сиявшая жизнью фигурка, которая точно предстала затем, чтобы осветить комнату... Трудно было сказать, какой земли она была уроженка. Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать нигде, кроме разве только на одних древних камейках », — так описывает её Гоголь. Тентетникова, по замыслу Гоголя, должны были осудить за участие в антиправительственной организации, а его возлюбленная последовала бы за ним на каторгу. Затем, в третьем томе трилогии, эти герои должны были пройти через ссылку в Сибири вместе с Чичиковым.

Далее по сюжету второго тома Чичиков знакомится со скучающим помещиком Платоновым и, подбив его на совместное путешествие по России, отправляется к барину Костанжогло, женатому на платоновской сестре. Тот рассказывает о способах хозяйствования, которыми он в десятки раз увеличил доход с имения, чем Чичиков страшно воодушевляется. Вскоре после этого Чичиков, заняв денег у Платонова и Костанжогло, пытается выкупить имение у разорившегося помещика Хлобуева.

На «пограничной линии» между добром и злом во втором томе повести неожиданно возникает финансист Афанасий Муразов. Заработанные им не самым честным путём 40 миллионов рублей он хочет потратить на «спасение России», но его идеи больше напоминают сектантские.

В сохранившихся черновиках конца рукописи Чичиков обнаруживается в городе на ярмарке, где покупает ткань столь милого ему брусничного цвета с искрой. Он сталкивается с Хлобуевым, которому, как видно, «подгадил», то ли лишив, то ли почти лишив имения путём подлога. От продолжения неприятного разговора Чичикова спасает Муразов, который убеждает разорившегося помещика в необходимости работать и определяет его собирать средства на церковь. Меж тем обнаруживаются доносы на Чичикова и по поводу подлога, и по поводу мёртвых душ. Однако помощь продажного чиновника Самосвистова и заступничество Муразова позволяют герою избежать тюрьмы.

Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях.