Какой жанр был главным в творчестве верстовского. Значение верстовский алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии

Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ.- 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент из с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816-1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. инспектор музыки, с 1830 г. инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 30-х гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена , эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен . С. 115-116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б . С . Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.

К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 в зале московского Благородного собрания).

Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной обедни».

Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову , о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Б. Модзалевский // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского .

Соч.: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. / МГК. Т. 9. С. 167-187, 189-225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. № 4.

Н. Ю. Плотникова

01 марта 1799 - 17 ноября 1862

русский композитор и театральный деятель

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию. С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В 1816 переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

С 1823 жил в Москве . После долгих лет скитания по наемным домам с супругой, очень известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, они наконец-то купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили с 1836 по 1860 г., до переезда в Хлебный переулок. Здесь их посещают Ф. Лист (в 1843 г.), Ф. Шуман и Клара Вик (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Их дом был снесён в 1971 году. Верстовский А. Н. - инспектор музыки (с 1825), инспектор репертуара императорских московских театров (с 1830), управляющий конторой Дирекции императорских московских театров (1848-1860).

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева , 1827) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Алексей Николаевич Верстовский родился в имении Селиверстово, близ села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции.

Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Вторая жена Николая Алексеевича, Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева), обнаружила музыкальные способности своего приемного сына Алексея и стала его первой учительницей. Одним из учителей Верстовского также был бывший петербургский придворный Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. Породу службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта Протопопова.

В сентябре 1808 г. Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу. Занятия музыкой продолжались, обнаружив склонность к музыкальной композиции Алеша сочиняет вальсы, песни. В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю «Бабушкины попугаи». Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г. К открытию театра был коллективно написан пролог «Торжество муз». В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла «музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского». В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

Осенью 1827 г. композитор пишет оперу «Пан Твардовский», поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех. В январе 1832 г. были поставлены «Цыгане» по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского. Но наибольшую известность принесла ему опера «Аскольдова могила», впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения жены композитора, Н.В.Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений.

В 1859 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Верстовский Алексей Николаевич

В ерстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с и ); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822); "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли , Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора из одноименной поэмы (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858; либретто по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817; "Гезиод и Олаф", 1827); кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них "Черная шаль" () и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. , "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.

Другие интересные биографии.

Алексей Николаевич Верстовский родился 18 февраля 1799 г. Состоял директором московских театров. Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского».

Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он закончил Московский университет.

А. Н. Верстовский — предтеча Глинки по основанию национальной русской оперы. Написал оперы «Пан Твардовский» (1828 г.), «Вадим, или 12 спящих дев» (1832 г.), «Аскольдовал могила» (1835 г.), «Тоска по родине» (1835 г.), «Чурова долина» (1841 г.) и «Громобой» (1858 г.). Из всех этих волшебно-драматических опер огромную популряность приобрела «Аскольдова могила», по роману М. Н. Загоскина, которая прославила композитора и долго держалась в оперном репертуаре. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

А. Н. Верстовский написал также более 30 опер-водевилей. Среди них «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и другие.

Он также прославился романсами «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения. Новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «Жизнь за царя» в 1836 г. Верстовский тяжело переживал это.