К глубинной композиции в архитектуре здания относится. Виды архитектурных композиций

К атегория: Проектирование

Архитектурная композиция

Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство. Архитектурная композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, - одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.

Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами конструктивного и технического назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.

Любое сооружение имеет три измерения: длину, высоту, ширину. Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.

Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции: высотный дом - при преобладании высоты, протяженный дом - при преобладании длины; плоский дом - при преобладании ширины. Такие признаки композиции» как фронтальность, пространственность, объемность, положены в., основу классификации объемно-пространственной композиции зданий.

Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен.

Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах - ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу - наклона вперед:
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться;
Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов).

Рассмотрим методы, с помощью которых выявляется композиционное единство поверхности - художественное качество, необходимое любой композиции. Существует два основных способа: первый-это заполнить заданную поверхность равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней, или блоков-руст, применение облицовочного кирпича); второй- это членить плоскость, на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и пово роты).

Следует заметить, что членение поверхности только в одно направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркива ют ограниченность с боков, а вертикальные - обращают внимание на верх и низ плоскости.

Рис. 1. Равномерное членение переплета оконной рамы подчеркивает ее фронтальность

Рис. 2. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность формы с боков, вертикальные - ограниченность сверху. Равномерные членения в обоих направлениях подчеркивают фронтальные формы

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения: поверхности и проемов, соподчинение по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке - пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции - основная задача проектирования.

Форма может иметь следующие особенности: преобладание горизонтальной, вертикальной или глубинной координаты; очертания, силуэт сложный или простой. Плоскости стен, формирующие объем, могут быть прямые, наклонные, криволинейные, вертикальные и др.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства: членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями; сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только одной из его сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней (рис. 3). Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

Рис. 3. При небольшом развороте, когда открывается не только фасад

Рис. 4. При взгляде сверху выявляется форма здания, которую легко представить по рисунку крыщи

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствуют выявлению формы, так как становится частично видна конфигурация плана или крыши (рис. 4.).

Впечатление объемности усиливается неравномерным освещением боковых сторон, раскрытием внутреннего объема, членением поверхности, контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией. Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии в целом.

Глубинно-пространственная композиция обладает формами, создающими зрительную глубину» Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: закрытого со всех сторон и сверху (интерьер) и ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер). Примером наружной композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон. В этом случае объемность ограждающих стен не воспринимается, и они превращаются в огораживающие плоскости (рис. 5).

Рис. 5. Замкнутое пространство

Рис. 6. Открытое пространство

Замкнутое пространство - это пространство, фланкируемое с двух сторон или окруженное со всех сторон. Человек, находящийся в таком окружении, чувствует себя «внутри».

Открытое пространство организуется как бы «снаружи» от центральных объемов и выявляется их величиной, формой, шагом; не выгораживается, а объемлет, охватывает, обтекает организующие его объемы (рис. 6).

Композиция внутреннего пространства определяется характером процессов, для которых сооружается здание. Различная группировка пространства внутри здания складывается из комбинации пяти основных типов: ячейковая, коридорная, связанная, анфиладная, зальная (рис. 7).

Ячейковая система образуется из независимых друг от друга частей, которые могут быть представлены изолированной комнатой или квартирой в доме террасного типа (ячейки-квартиры в этих домах имеют самостоятельные входы с улицы и, хотя вплотную блокированы друг с другом, внутреннее пространство полностью взаимоизолировано).

Коридорная система складывается из ячеек, связанных общей линейной коммуникацией. Одноэтажные жилые дома коридорного типа включают несколько квартир и позволяют объединить некоторые бытовые процессы.

Связанная бескоридорная система объединяет ячейки вокруг общего помещения. При организации дома-коммуны таким центром Члужит большая общая комната.

Анфиладная система представляет собой ряд помещений, расположенных по оси друг за другом и связанных проходами или проемами. Такая композиция устраивается в парадной части жилого дома для большой семьи. Например, это могут быть прихожая, передняя, гостиная, столовая, связанные общей осью-проходом.

Зальная система - это единое пространство, в котором сосредоточены все функциональные процессы. Такая система удобна при частом переоборудовании квартиры, когда все перегородки делают передвижными, а в полу или под потолком имеется система точек, к которым подведено электричество, кабели связи и другие коммуникации.

Рис. 7. Планировочные схемы: а - ячейковая; б - коридорная; в - связанная бескоридорная; г - анфиладная; д - зальная

Мебель и функциональные зоны в такой квартире размещаются произвольно.

На практике все эти композиции встречаются в сочетаниях и образуют так называемые смешанные системы.



- Архитектурная композиция

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям, Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.

Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т.е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.

Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров. Так, на приведенных на , примерах жилого и общественного здания объем и пространство согласованы: мелкоячеистому дробному внутреннему пространству современного многоэтажного жилого дома отвечает его внешний мелкочлененный объем, а общественному зданию с зальным помещением - монолитный объем с крупными членениями формы. Однако в отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть специально предусмотрено и композиционно оправдано.


Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах. Таков, например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, воздвигнутый в память «Казанского взятия» в XVI в. зодчими Бармой и Посником (рис. 6.1). Храм представляет собой комплекс из десяти башенных объемов: девяти столпов храмов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятого - колокольни, Башни возведены на одном общем основании и объединены галереями . При всем разнообразии форм башен и их декора зодчие достигли удивительного единства, торжественности и монументальности композиции. Внутреннее пространство храма, играющее подчиненную роль, мелко расчленено и лишено монументальности.

Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных станциях метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах, эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем. Однако композиционные задачи при проектировании инженерных сооружений не менее ответственны. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач - обеспечения нормальных условий движения непрерывных людских потоков - архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств исключает возможность возникновения неприятных ощущений от пребывания под землей и отсутствия естественной освещенности. При размещении в городской застройке или в природном ландшафте мостов, башен и других инженерных сооружений архитектор находит для них такие формы и пропорции, которые гармонируют с окружающей средой и способствуют ее обогащению.

Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.

Композиции внутреннего пространства

Композиции внутреннего пространства исходит из соответствия форм, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами, светопрозрачными перегородками, решетчатыми ограждениями, которые выделяют отдельные функциональные зоны, но сохраняют целостность всего внутреннего пространства (операционный зал почтамта, банка); расчлененным прерывистыми ограждениями (в виде колонн или пилонов), способствующими организации движения людей в интерьере и одновременно решению конструкций перекрытий (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые, учебные, административные, лечебные и другие здания). Особенностью зрительного восприятия внутреннего пространства в отличие от восприятия внешних объемов является его развитие во времени. Композиция интерьеров и выбор художественных средств служат раскрытию взаимосвязи и соподчинения помещений.

Восприятие композиции интерьеров во времени в процессе движения в глубь здания требует выявления его основной глубинной координаты, Средства выявления глубинности зависят от объемно-планировочной структуры здания, В анфиладной системе выявлению глубинности способствует размещение всех помещений и связывающих их проемов на одной оси. В нерасчлененном пространстве его глубинность выявляет сокращение в воздушной перспективе расстояний между регулярно расположенными элементами композиции интерьера - внутренними опорами, проемами, конструктивными членениями покрытия или перекрытия, рисунка пола и т.п.

Современная строительная техника значительно расширила возможности решения интерьеров, причем важнейшими для композиции новыми техническими средствами стали использование большепролетных перекрытий, мобильных внутренних ограждений и больших светопрозрачных поверхностей наружных ограждений.

Непрерывно возрастает число типов зданий, внутреннее пространство которых должно вмещать одновременно большое количество людей и не иметь внутренних опор, препятствующих движению или зрительному восприятию (вокзалы, аэропорты, выставочные залы, крытые рынки, крытые зрелищные и зрелищно-спортивные здания и т.п.). Пространственные конструкции позволяют перекрыть пролеты любой функционально необходимой величины в таких зданиях, а своеобразные геометрические формы перекрытий активно включаются архитектором в композиции интерьеров. Новые конструктивные системы освобождают наружные стены зданий от нагрузки и позволяют заменить их полностью или частично светопрозрачными ограждениями. Это дает возможность связать внутреннее пространство с ландшафтом или городской средой. Однако прием полного раскрытия внутреннего пространства в наружную среду должен использоваться в строгом соответствии с функциональным назначением здания. Он уместен в здании вокзала, аэропорта, гостиной санатория, но вступает в противоречие с функциями в зданиях, где протекают интимные процессы или занятия, требующие сосредоточенного внимания (жилые здания, парикмахерские, учебные аудитории).

Композиция внешних объемов

Композиция внешних объемов подчинена цели создания художественного узнаваемого образа здания, отражающего его функциональное назначение и условиям градостроительной среды. Для достижения этой цели применяют различные методы и средства. Различают два метода - функциональный и универсальный. Первый и базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующими членениями его внешнего объема, второй - на создании обобщенной (как правило элементарный) объемной формы (рис. 6.2).

Оба метода сложились в 20-е гг. Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (бр. Веснины, В. Гропиус), второй - с творчеством Мае ван дер Роэ, заключавшим в лаконичный объем стеклянной прямоугольной призмы здания любого назначения (многоквартирный жилой дом, театр, офис, учебные аудитории вуза или выставочный зал).

Массовая практика архитектурной композиции ближе к первому методу, но избегает буквального воспроизводства в членениях внешнего объема функциональной структуры, которое может нарушить художественное единство формы.

Требования композиционного единства диктуют необходимость ограничения членений объема зданий на небольшое число элементов или групп элементов. Эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия. Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7+2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности.

Не менее важным для обеспечения единства композиции является соподчинение составляющих ее форм. Соподчинение возможно только при неравнозначности составных элементов композиции: равнозначность элементов зрительно разрушает композицию, разлагая ее на единичные объемы. Следует иметь в виду, что неравнозначными в композиционном отношении могут быть элементы, геометрические размеры которых одинаковы, но различно их положение относительно оси симметрии, различна их массивность или другие признаки. Так на рис, 6.3, а, средняя из трех равных частей преобладает благодаря ее размещению на оси симметрии, а на рис. 6.3, б - верхняя из двух равных, воспринимается резко отличной из-за различной массивности.

Виды композиций

Проектируя, помимо учета функционального назначения здания и его влияния на выбор объемной формы, учитывают и с размещение здания в застройке. При этом любая простая или сложная композиция сводима к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, высотной, глубинной - или их сочетаниям.

Объемная композиция

Объемная композиция имеет относительно равные размеры по всем трем координатам. Она присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов. Визуальному выявлению объемной формы способствует применение вертикальных членений фасадов благодаря их ритмичным сокращениям в перспективе (рис. 6.4).

Фронтальная композиция

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор и др.) - рис.6.5. Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии или «зеленые комнаты» (в южном жилище), эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.

Высотная композиция

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и сооружениям (храмы, колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям - телевизионным, водонапорным, радиобашням. В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения. В современной архитектуре поярусное членение применяется сравнительно редко. Высотность башен чаще подчеркивают вертикальными членениями простых прямоугольных объемов или применением объемов пирамидной формы (рис.6.6). Последний прием усугубляет перспективное сближение граней высотного объема, создавая оптическую иллюзию увеличения высотности здания. Эта и другие оптические иллюзии сознательно используются в архитектурных композициях.

Глубинная или глубинно-пространственная композиция

Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате (рис. 6.7). Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми. Так решена ул. Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Синьории, ул. Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на Дворец конгрессов (рис.6.7).

Примечания

* Первоначальный облик здания был еще лаконичнее и торжественнее. Храм состоял только из девяти кирпичных башен с белокаменными архитектурными деталями и светлыми главами из "луженого железа". Многоцветная окраска храма, пристройка колокольни и галерей относятся к XVII в.

При разработке проектов жилых, административных и прочих зданий архитекторы создают композицию внутреннего пространства. Она должна быть тесно связана с определяющей внешнюю форму здания объемной композицией.

Форма, которую имеют внешние объемы здания, может быть самой различной. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев она или же соответствует, или очень близка форме простых геометрических тел, таких, как куб, параллелепипед, пирамида, призма, полуцилиндр, полусфера, кольцо или полукольцо.

Внешние объемы зданий и сооружений архитекторы классифицируют на простые и сложные. К простым относятся те, которые состоят только из одного объема, а сложными – те, которые состоят из двух и более объемов, имеющих различную форму. Кроме того, выделяют также так называемые комплексные композиции. Они состоят из составляющих единый и гармоничный архитектурный комплекс нескольких зданий.

Когда перед архитекторами ставится задача спроектировать здание или сооружение массового строительства, то в подавляющем большинстве случаев используются простые композиции. Благодаря этому обеспечивается экономичность и функциональность.

Если стоит задача проектирования сложной композиции, то требуется сначала определить то количество различных объемов, которые будут ее составлять, а также порядок их расположения друг относительно друга. При этом следует иметь в виду, что если изменять взаимное расположение объемов и их количество, то можно добиться совершенно разных художественных результатов. При разработке сложных композиций рекомендуется избегать наличия большого количества маленьких объемов, то есть композиционной дробности. Считается, что наилучший подход – это использовать три или четыре крупных объема, чтобы объемами мелкими не лишать композицию выразительности и не затруднять ее восприятие.

Виды объемных композиций

Специалисты классифицируют все объемные композиции на:

  • Фронтальные;
  • Глубинные;
  • Центрические;
  • Вертикальные.

Фронтальными именуются такие композиции, в которых объем развит в одном направлении. Таковыми являются, к примеру, многоэтажные жилые дома , состоящие из нескольких секций.

Глыбинными именуются те композиции, которые, как следует из их названия, развиты в глубине.

Основной характерной чертой центрических композиций является наличие в их центре помещения большого размера. Центрическими композициями являются, к примеру, крытые рынки и цирки.

Основной характерной особенностью вертикальных композиций является существенное преобладание высоты над прочими измерениями.


Фронтальная объёмная композиция

Глубинная объёмная композиция

Центрическая объёмная композиция

Для того чтобы объемная композиция имела гармоничный вид и выглядела как единое целое, важно достичь соподчинения различных ее элементов и выделить из них главный. Именно по этой причине включающую в себя главные помещения здания центральную часть размещают в большинстве случаев на главной оси симметрии. Таким образом, достигается ее доминирование, как по объему, так и по высоте в общей объемной композиции. Что касается боковых частей объемной композиции, то они имеют существенно меньший объем, и значение центральной части, тем самым, подчеркивается.

Внешний вид любого здания или сооружения определяется его конструктивной и планировочной структурой, градостроительными условиями и назначением. Архитектурному решению здания надлежит быть эстетичным, современным удовлетворяющим эстетические вкусы жителей.

К наиболее важным архитектурным требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, относятся логичность и четкость композиции, красота пропорций, экономичность выбранного решения, а также высокое качество отделки. При проектировании зданий нужно обязательно учитывать градостроительные, экономические условия, и его назначение.

Композицией (от лат. compositio - составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула - строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами. Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника - главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории - пространство и формирующая его оболочка - в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств - графике, живописи, скульптуре.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства - нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции - профессиональная задача архитектора.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей -красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника . Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер.

Тектоника. Слово тектоника - tek-tonikos греческого происхождения и в переводе обозначает «относящийся к строительству». Тектоника - одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов - стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

С помощью художественной выразительности формы архитектор может подчеркнуть работу конструкции, а для этого он должен хорошо понимать и чувствовать особенности конструкции, ясно «видеть» направление и характер усилий в каждом ее элементе.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер (рис. 1).

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму - ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала - камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора - колонна - отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере. Вертикальная кривая, образующая колонны - энтазис, каннелюры - все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

Рис. 1. Греческий дорический ордер. Парфенон

Рис. 2. Примеры различной тектонической трактовки ордерной системы: а - египетский храм; б - готический собор

Образование тектонических форм - сложный исторический процесс, отражающий социальные и материальные закономерности развития общества. С развитием строительной техники и науки, применением новых строительных материалов постепенно вырабатываются новые тектонические представления.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальную, объемную ипространственную.

АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - целостная художествен­но-выразительная система форм, отвечающая функциональ­ным и конструктивно-техническим требованиям.

Основу или исходные положения архитектурной композиции составляют следующие принципы:

СТРУКТУРНОСТЬ - расчленение архитектурного объекта на функциональные элементы с организацией связи между ними (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, КОНТРАСТ, МАСШТАБ);

СОРАЗМЕРНОСТЬ - учет закономерностей восприятия ар­хитектурной формы человеком (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ, МАС­ШТАБНОСТЬ);

ГИБКОСТЬ - способность архитектурного объекта к видоиз­менению (модификация, мобильность, динамика) при изменении требований (АСИММЕТРИЯ);

ЦЕЛОСТНОСТЬ (единство) - визуальное равновесие динами­ческой системы (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, СИММЕТРИЯ).

Типы объемно-пространственной композиции (рис. 3.3):

ЗАМКНУТАЯ - архитектурный объект сформирован пери­метрально вокруг внутреннего двора;

ЦЕНТРИЧЕСКАЯ - архитектурный объект имеет план ком­пактной формы (квадрат, круг), в центре которого расположено главное помещение, имеющее верхнее освещение;

БАЗИЛИКАЛЬНАЯ - архитектурный объект имеет план вы­тянутой формы, в центральной части которого расположено про­дольное главное помещение, имеющее большую высоту;

КОМПАКТНАЯ - помещения архитектурного объекта объе­динены в максимально обобщенном объеме, главное помещение не имеет естественного освещения;

ОТКРЫТАЯ - архитектурный объект составлен из взаимо­связанных линейно протяженных объемов.

При проектировании архитектурного объекта используются сле­дующие средства гармонизации или СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Рис. 3.3. Типы объемно-пространственной композиции:

а - замкнутая; б - центрическая; в - базиликальная;

г - компактная; д - открытая

ЕДИНСТВО и СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Здесь соподчиненность следует понимать как форму выражения единства сложной компо­зиции (рис. 3.4).

СИММЕТРИЯ - одинаковое расположение равных частей от­носительно оси, ДИССИММЕТРИЯ - частичное нарушение сим­метрии, АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии при связи гармо­ний художественного единства (рис. 3.5).

Рис. З.4. Иерархическое построение системы главных и второстепенных композиционных осей

Рис. 3.5. Проявление симметрии в архитектуре:

а - симметрия;

б - диссимметрия;

в - асимметрия

РИТМ - закономерное чередо­вание одинаковых или однохарак-терных элементов и интервалов. Возможны следующие виды ритма (рис. 3.6):

Простейший - чередование одного элемента через равные ин­тервалы; метрический - чередова­ние нескольких элементов через равные интервалы;

Ритмический - чередование нескольких элементов через раз­личные интервалы.

Основная задача при выборе ритма заключается в избежании монотонности восприятия, что мо­жет быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.

Рис. 3.6. Ритм в архитектуре:

а -простейший; б - метрический; в - ритмическийй

ТЕКТОНИКА - художественное выражение конструктивно-матери­альной основы здания. Тектоничная конструктивная форма приоб­ретает художественную вырази­тельность, становясь архитектур­ной формой (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Тектоничные конструктивные формы:

а - стеновая; б - каркасная (стоечно-балочная);

в - пространственно-стержневая; г- висячая (вантовая);

д - ствольная; е -сводчатая (оболочковая)

Тектонические формы могут иметь различные характеристики, часто совершенно не схожие, зависящие от материала или технологии строительства. Например, тек­тоника современных каркасных зданий, отличается от форм древних зданий стоечно-балочной конструктивной системы, а каменные или кирпичные своды имеют тектоническое выражение иное, чем совре­менные тонкостенные своды-оболочки.

Таким образом, в архитектуре понятие тектоники означает пла­стическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью .

ПРОПОРЦИИ - закономерное соотношение геометрических размеров здания и его элементов. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных факторов, определяющих худо­жественную ценность архитектурного объекта. Наиболее известно пропорционирование по методу «золотого сечения» (рис. 3.8):

АС/СВ=АВ/АС = 1 /0,618 = 1,618 = Ф

Рис. 3.8. Способы пропорционирования по методу "золотого сечения"

Любое другое деление отрезка АВ не дает соотношений, кото­рые образуют пропорцию.

Ряд «золотого сечения» составляют следующие числа:

1; 1,618; 2,618; 4,326; ...; Ф к

Распространенность пропорции "золотого сечения" в архитектуре объясняется тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Од­ним из свойств "золотого сечения" является минимальное число различных отношений при делении отрезков, что отвечает принципу «экономии восприятия», дающей ощущение эстетической ценности.

Наличие пропорций в образе архитектурного объекта можно определить, выявив подобные фигуры. Например, подобие прямо­угольников, как известно, будет доказано, если выявлена парал­лельность или перпендикулярность их диагоналей (рис. 3.9).

Пропорции имеют большое значение в архитектурной компози­ции. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоратив­ных элементов, тем яснее просматри­ваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобрета­ют в общей композиции сооружения.

АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ -характеристика крупности членений формы архитектурного объекта по отношению к ее габаритным разме­рам. Архитектурный объект может быть крупномасштабным или мелко­масштабным.

Рис. 3.9. Выявление пропорций в архитектурном объекте

Крупномасштабный объект харак­теризуется более обобщенной архитектурной формой. Его от­личают крупные членения или небольшое число чле­нений, с более обобщен­ными и крупными деталями. Посредством крупного масштаба можно придать монументальность неболь­шому по абсолютным раз­мерам архитектурному объ­екту (рис. 3.10, а).

Мелкомасштабные объекты имеют дробный характер отдельных частей и членений, более мелкие детали (рис. 3.10, б).

Масштабный строй раз­личен для зданий различно­го назначения. Мелкий масштаб характерен для зданий с большим количе­ством небольших помеще­ний малой высоты и боль­шим количеством часто расположенных окон мало­го размера. Большие раз­меры внутренних пространств, свободное расположение крупных световых проемов обусловливают более крупный масштаб зданий. Однако это положение не является непреложным правилом .

Рис. 3.10. Виды архитектурного масштаба: а - крупный; б - мелкий

МАСШТАБНОСТЬ - соразмерность членений формы архитек­турного объекта габаритам человека. Масштабность членений по­зволяет человеку легче адаптироваться в искусственно созданной среде. Для проверки масштабности проектируемого объекта при­нято изображать на чертеже фасада или перспективы фигурку че­ловека в масштабе изображения, что сразу делает наглядным по­рядок масштабности архитектурной композиции.

Нужно отметить, что помимо качественных представлений, ко­торые вкладываются в понятия «масштабный» и «немасштабный», в архитектурной практике часто сознательно нарушают масштаб­ность для выявления тех или иных архитектурных качеств. Подоб­ная практика известна как по отдельным памятникам архитектуры, так и по целым периодам в истории архитектуры .

Вопросы для самоконтроля

> Определите термин «архитектурная композиция».

> Перечислите принципы архитектурной композиции.

> Перечислите типы объемно-пространственной композиции.

> Единство и соподчиненность.

> Проявление симметрии в архитектуре.

> Ритм в архитектуре и его виды.

> Определите термин «тектоника».

> Определите термин «пропорции».

> Определите термин «архитектурный масштаб».

> Определите термин «масштабность».