История создания романа дубровский презентация. А.С.Пушкин «Дубровский

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История романа Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

3 слайд

Описание слайда:

Другие источники… Псков Болдино Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

4 слайд

Описание слайда:

Теория литературы: Роман (фр. Roman – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, его волнует.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось его имение»? 2) Что давало ему такую власть? 3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники? 4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время? 5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского? 6) Как характеризует Дубровского случай на псарне? 7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? 8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным? 9) Какой способ мести избирает Троекуров? 10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова? 11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

7 слайд

Описание слайда:

Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

8 слайд

Описание слайда:

Забавы владетельного барина Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.

9 слайд

Описание слайда:

Уважение к Дубровскому «Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели». Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.

10 слайд

Описание слайда:

Случай на псарне… Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.

11 слайд

Описание слайда:

Действия и поступки Троекурова: «велел точас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.

12 слайд

Описание слайда:

Примирение невозможно… Обида… На Кистенёвку!.. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

13 слайд

Описание слайда:

Способ мести Договорились… Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

14 слайд

Описание слайда:

Характеристика Шабашкина Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.

15 слайд

Описание слайда:

Общение с Троекуровым Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты». Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

16 слайд

Описание слайда:

Письмо из суда… Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие II-й главы. «Отравленное торжество» 2. «Сумасшествие Дубровского» 3. «Неправедный суд» 4. «Суд»

19 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2) Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3) Как вели себя участники тяжбы? 4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5) Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6) Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

20 слайд

Описание слайда:

В суде… Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло. На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке».

21 слайд

Описание слайда:

После оглашения решения суда… «Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел… сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.

22 слайд

Описание слайда:

Поведение главных героев во время судебного заседания Совершенное удовольствие… - Прочь! Хамово племя!.. «Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное своё удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию.

23 слайд

Описание слайда:

Отравленное торжество «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого.

24 слайд

Описание слайда:

Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда? 2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге? 3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских? 4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца? 5) Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 6) Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? 7) Какими предстают имения Троекурова и Дубровского? 8) Как встретились отец и сын?

27 слайд

Описание слайда:

Состояние Дубровского после суда «Здоровье было плохо», «силы ослабевали». «Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».

28 слайд

Описание слайда:

Жизнь сына в Петербурге Владимир «был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».

29 слайд

Описание слайда:

Отношения между отцом и сыном Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».

30 слайд

Описание слайда:

Помещики и их крепостные Троекуров Дубровский «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Когда Владимир приехал в Кистенёвку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог продраться сквозь их усердную толпу». Дубровские к своим крепостным относятся по-человечески, не презирают их, не грабят. Крестьяне понимали, какая участь их ждёт, окажись они у Троекурова.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Имение Троекурова Кистенёвка Дубровского Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».

33 слайд

Описание слайда:

Встреча Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражён был его состоянием».

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем-то жизнь рушилась на глазах. Четвёртой главе предпослан эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Он взят Пушкиным из оды Державина (вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина) «На смерть князя Мещерского». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.

36 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? 2) Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин? 3) Почему Владимир велел выгнать Троекурова? 4) Перескажите эпизод «Троекуров во дворе Дубровских». 5) Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе?

37 слайд

Описание слайда:

Потеря имения Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.

38 слайд

Описание слайда:

Смятение Троекурова «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Победа не радовала его сердца». Смятение Троекурова показано так: он «стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: «Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить…». «Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и «возвратить ему его достояние».

39 слайд

Описание слайда:

Троекуров во дворе Дубровских Владимир велел выгнать Троекурова, так как он увидел, что отец «с видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров. «Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит «выгнать его со двора». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича: лицо «стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора».

40 слайд

Описание слайда:

Смерть старого Дубровского Эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал… Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу «Смерть старого Дубровского».

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Владимир в Кистенёвской роще Владимир пытается «заглушить душевную скорбь», он «шёл не разбирая дороги», «он ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее… являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия». «Долго сидел он неподвижно…, взирая на тихое течение ручья». Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнажённые деревья, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте», «сел на холодный дёрн». Метафора «грозные тучи» соединяет эти состояния человека и природы. Ручей, уносящий поблёклые листья, представился Владимиру «верным подобием жизни». Он «долго блуждал по незнакомому лесу» - метафора, передающая внутреннее «блуждание» героя, не знающего ещё, что предпринять.

43 слайд

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? 2) Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3) Как нарастало возмущение крестьян? 4) Как ведёт себя Владимир Дубровский? Как его это характеризует?

45 слайд

Описание слайда:

Передача имения Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно: увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнёс охрипшим голосом…», Но, чувствуя за собой покровительство Троекурова, нагло заявляет: «Мы приехали вводить во владение сего Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». «Кто там смел рот разинуть?», «слышите ли, олухи?» Исправник чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он.

46 слайд

Описание слайда:

Поведение Шабашкина Сначала Шабашкин «стоял подбочась и гордо взирал около себя». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он «тихонько отпер двери… и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление». Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать.

47 слайд

Описание слайда:

Возмущение крестьян Крестьяне сначала возражали исправнику, потом «поднялся ропот» в рядах крестьян, потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их!... Вязать!» - и едва не схватили чиновников.

48 слайд

Описание слайда:

Реакция Дубровского Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? 2) Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? 3) Что затевал кузнец Архип? 4) Хотел ли Дубровский смерти приказных? 5) Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

51 слайд

Описание слайда:

Прощание с родным гнездом Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Всё кончено». Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.

52 слайд

Описание слайда:

Мысль сжечь дом Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время». Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение, «положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.

53 слайд

Описание слайда:

Убийство приказных Владимир встретил кузнеца Архипа в тёмной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих. Дубровский отговаривал кузнеца убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.

54 слайд

Описание слайда:

Поведение Архипа во время пожара Архип «со злобной улыбкой» взирал на пожар, ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать «Божию тварь», с точки зрения Архипа – грех.

55 слайд

Описание слайда:

Работа с иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». Опишите оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются эти изображения? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

56 слайд

Описание слайда:

Рисунок Кустодиева Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

57 слайд

Описание слайда:

Рисунок Шмаринова Б.Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где-то в стороне.

58 слайд

Описание слайда:

59 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? 2) Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? 3) Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? 4) Почему разбойники не трогали дом Троекурова? 5) Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

60 слайд

Описание слайда:

Лишён всего… Дубровским двигало чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Люди сказали: «Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.

61 слайд

Описание слайда:

Представление о разбойниках Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова. Ведь Кирила Петрович ошибался, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии… и хорошей полиции». Дубровский должен был обязательно отомстить Троекурову.

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие VIII-й главы. «Одна из главных забав покровского помещика» 2. «Дефорж в медвежьей комнате» 3. «Наедине с медведем» 4. «Храбрый учитель»

64 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какое значение имеет вступление к VIII главе? 2) Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича? 3) Как характеризует Машу сам автор? 4) Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров? 5) Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? 6) Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа? 7) О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаём из этой главы? Как к ним относится автор? 8) Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу?

65 слайд

Описание слайда:

Вступление… Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.

66 слайд

Описание слайда:

Отец и дочь «Отец любил её до безумия» - вспомним, что Троекуров, так же как и его товарищ Дубровский женились по любви и рано овдовели. Любовь к жене перенеслась на дочь. Из-за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то «стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением». Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.

67 слайд

Описание слайда:

Марья Кирилловна Маше было семнадцать лет, «красота её была в полном цвете». «Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала. Явная авторская симпатия по отношению к Маше.

68 слайд

Описание слайда:

Появление Дефоржа Троекурову учитель понравился «своей приятной наружностью и простым обращением». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.

69 слайд

Описание слайда:

Поражён… Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною». Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила при этом «ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса».

70 слайд

Описание слайда:

«Благородные увеселения» Троекурова Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медвдей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их «скакать на волю Божью». Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к «увеселениям» Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.

71 слайд

Описание слайда:

«Не струсил…» Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате», куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил». Маша тоже была изумлена. Воображение девушки было поражено: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часув становилось внимательнее»

72 слайд

Описание слайда:

Обращение автора В конце главы автор опять обращается к читателю: «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё в том себе не признаваясь».

73 слайд

Описание слайда:

74 слайд

Описание слайда:

Пересказ с изменением лица рассказчика: - от лица Марьи Кириловны - от лица Троекурова - от лица Дубровского-Дефоржа

75 слайд

Описание слайда:

От лица Марьи Кириловны Пересказ от лица Маши должен быть объективным (Маша молча наблюдает за происходящим за обедом), с романтическими подробностями: она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.

76 слайд

Описание слайда:

От лица Троекурова Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность: ведь даже обедню (церковную службу) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.

77 слайд

Описание слайда:

От лица Дубровского-Дефоржа Пересказ от лица Дубровского-Дефоржа должен быть сдержанно-торжествующим: он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом (ведь он «француз»).

78 слайд

Описание слайда:

Подробности о неправедном суде За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.

79 слайд

Описание слайда:

80 слайд

Описание слайда:

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

81 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как объясняется появление Дефоржа-Дубровского в доме Троекурова? 2) Как относились к «учителю» в доме Троекурова? 3) Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых? Почему он не стал мстить своему врагу? 4) Как относится к Дубровскому Марья Кириловна? 5) Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? 6) Как эти поступки характеризуют Марью Кириловну?

82 слайд

Описание слайда:

Как Дубровский стал Дефоржем? В XI главе автор продолжает разговор с читателем, объясняя «последние происшествия повести». Действие происходит в доме станционного смотрителя. Случай свёл на почтовой станции француза Дефоржа, направлявшегося к Троекурову в качестве учителя, и Дубровского, который откупился от француза, взяв его документы, и явился с ними в дом Троекурова.

83 слайд

Описание слайда:

Отношение к «учителю» «Все любили молодого учителя: Кирила петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость».

84 слайд

Описание слайда:

Причины проникновения в дом Троекурова Об этом мы узнаём из объяснения Дубровского с Марьей Кириловной. Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Значит, любовь к маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть её – главная причина его рискованного поступка.

85 слайд

Описание слайда:

Чувства Марьи Кириловны Маша призналась себе, что её сердце «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Она чувствовала, «что ей было бы неприлично слышать… объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить её руку», ведь она – дочь богатого дворянина, аристократка. Узнав правду от самого Дубровского, она испугалась ещё больше своего чувства к нему. Брак с князем Верейским «пугал её, как плаха, как могила». «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Выходит, возможный брак с Дубровским она рассматривает наравне с монастырём. На слова Дубровского: «Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа», - Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».


О романе Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем. Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.


Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом». Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».


Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге». «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».


Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести. Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.


Владимир Дубровский Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».


Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.


Маша и Дубровский. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего.


Маша Троекурова Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.


Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.


Обречена Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны. Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.


Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

История создания «Дубровский»- незавершённое произведение, над которым Пушкин работал 3,5 месяца (с октября 1832 по февраль 1833 г.) Не был опубликован при жизни автора. Сообщения: Жизнь крестьян до отмены крепостного права. 2. «Барство дикое».

Литературоведческие термины Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Общие черты и особенности сюжета: На первом месте- образы людей обыкновенных. Изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности её проявления. Изображение человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц.

Композиция (лат. – «сложение, состав»)- построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов. Сюжет (франц.- «предмет, содержание»)- последовательность и связь событий в художественном произведении. Как построена композиция романа «Дубровский»?

Глава 1. С кем мы познакомились в первой главе романа? План раскрытия образа героя: Х арактеристика. Место нахождения усадьбы. Род занятий хозяина усадьбы.

Троекуров Кирилл Петрович

Дубровский Андрей Гаврилович

Случай на псарне Как произошла ссора двух приятелей?

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.

Глава 2. Сцена суда.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Устное рисование: описание Дубровского и Троекурова.

Глава 3. Отец и сын. Что в характере Владимира от его отца? Какой была петербургская жизнь Владимира? Почему Владимир решил поехать в Кистенёвку? Какими были отношени я отца и сына?

Глава 4. Смерть старшего Дубровского.

Глава 5. Похороны отца Дубровского. Какие чувства испытывает Владимир? Как эти чувства изображает автор?

Судейские чиновники Как ведут себя судейские чиновники, которые приехали забирать имение? Сравните поведение Шабашкина в начале и в конце сцены?

Итоги Какова роль 4 и 5 глав в романе? Как проявляется авторская позиция в романе?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Учитель Дефорж. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Глава 6. Пожар в Кистенёвке. Каким словами начинается 6-я глава? Какие чувства и спытывает Владимир в доме отца, где хозяйничают приказные? К какому решению приходит Владимир и в связи с чем?

Что изображено художником на переднем плане? Что мы можем сказать по их выражению лица, позам? Точно ли художник передал сцену пожара имения, описанную Пушкиным?

Глава 7. Разбойники. Что заставило Владимира стать разбойником? Каким образом образовалась шайка разбойников? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Глава 8. Учитель. Почему Маша сначала не обратила внимание на Дефоржа? А какое впечатление произвела Маша на учителя?

О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнали из этой главы? Меняется ли отношение Троекурова к Дефоржу в течение этой главы?

Глава 9. Обед в Покровском. О каких подробностях дела отца узнал Владимир на званом обеде? Сравните рассказы Глобовой и Спицына. Почему никто из гостей не узнал Дубровского?

Глава 10. Дубровский без маски. Какова роль 10-й главы в композиции романа? Почему Спицын решил переночевать в одной комнате с учителем?

Итоги Почему Владимир выбрал именно такой путь, чтобы отстоять честь семьи? Могли ли быть другие варианты? Что сделали бы вы на месте Владимира?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский и Маша Троекурова. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий глав 11-16.

Итоги Какова роль глав 11-16 в романе?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Выделение эпизодов главы 17. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий главы 17:

Глава 17. Какую роль играет в данной главе один маленький предмет?

Характеристика Саши и Мити

Выделение эпизодов главы 17 Эпизод- самостоятельный отрывок, фрагмент художественного произведения.

Итоги Каково ваше отношение к обоим мальчикам? Какова роль данной главы в романе?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий глав 18,19:

Глава 18. «Окована навеки…» Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? Принимает ли Маша помощь Дубровского?

Глава 19. Разбойники. Описание разбойников (стр.134). Почему Дубровский покинул своих крестьян?

Итоги Какова главная мысль, идея произведения? Кто является носителем этой идеи? Что осуждает автор? Как вы видите завершение этого романа?

Темы сочинений: Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? «Неистребимо благородство душ»! Дальнейшая история героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Домашнее задание Выбрать тему для сочинения, написать сжатый план, подобрать материал. Принести тетрадь для сочинений 18 листов в линейку с зелёной обложкой для сочинения.

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». РР. Подготовка к домашнему сочинению. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Что такое сочинение? Зачем мы их пишем? Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение? Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление?

Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» Краткая история героя: родители; воспитание; характер.

2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности. Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове. Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники). Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову. Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу. Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником. Дубровский- «благородный разбойник»

Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?» Маша Троекурова на пороге замужества: Предложение старого волокиты Верейского. Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь.

2. Кирила Петрович ускоряет ход событий: «Завтра быть свадьбе и точка…» Пойти за Верейского - послушать отца. Броситься за Дубровским- решение против отца.

3. Влюблённость, но не любовь Маши.

Тема: «Неистребимое благородство душ!» Благородный - способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный. С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский». В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы?

Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша? Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев?

Есть ли другие благородные герои в романе? Благороден ли Архип?

План. Что такое благородство? Благородные герои и поступки в романе. Бывает ли разбойник «славным»? Встречал ли я благородных людей?

Итоги Какую тему выберете? Почему?

Домашнее задание Написать сочинение в тетради для творческих работ по литературе. Вн.чт. О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (стр. 143-144)- прочитать статью. «Барышня- крестьянка»: выразит. Чтение, пересказ. Нарисовать сарафан Акулины (по желанию).

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Карточки для самостоятельной работы.

Карточка №1.

Восстановите последовательность эпизодов в романе.

Проставьте номера 1-12.

Возвращение В. Дубровского в родную Кистеневку

Люди Троекурова воруют в роще Дубровского

Первое свидание Маши и Дубровского

Пожар

Саша прячет кольцо в дупле

Суд

Дубровский останавливает карету князя в лесу

Обед у Троекурова

Письмо Маши князю Верейскому

Похороны Андрея Гавриловича

Ссора Дубровского и Троекурова

Троекуровы в гостях у Верейского

Карточка №2.

Покажите стрелками соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён.

Камердинер Дубровского

Парамошка

Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова

Антон

Крепостная, ухаживающая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру

Архип

Кузнец

Тимошка

Псарь Троекурова

Харитон

Повар, единственный кистенёвский грамотей

Орина Егоровна Бузырёва

б) отпустил их всех на волю;

в) был бедный, жил со слугой и няней.

3. Дворовые Троекурова:

а) искренне любили хозяина;

б) боялись его;

в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло.

4. Старый Дубровский:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалование.

5. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) ниже его.

6. Троекуров и Дубровский:

а) были очень дружны;

б) слегка поссорились;

в) были во вражде и судились за право владеть Кистеневкой.

7. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) в Петербурге;

в) за границей.

8. Владимир приехал домой по вызову няни:

а) застал отца живым и здоровым;

б) нашёл его больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.

9. Владимир:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) уважал его;

в) ненавидел, считал виновным в смерти отца.

10. Кистеневку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

11. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.

12. Дефорж, появившийся у Троекурова,- это:

а) Дубровский;

б) настоящий француз;

в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.

13. Саша - это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) брат Дубровского.

14. В гостях у Троекурова собрались:

а) одна родня- 7 человек;

б) 80 человек со всей округи;

в) вельможи из Москвы.

15. О Дубровском - разбойнике впервые объяснил:

а) Троекуров;

б) Антон Пафнутьич;

в) говорили со всех сторон.

16. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше её;

в) старше её на 5 лет.

17. Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем:

а) Дефорж затащил его к себе;

б) Антон Пафнутьич сам захотел ночевать с учителем;

в) Троекуров велел понаблюдать за учителем.

18. Маша:

а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;

б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;

в) пошла на свидание из любопытства.

19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) не любила его и боялась;

б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым;

в) она очень любила князя Верейского.

20. Дубровский:

а) остался разбойником;

б) погиб;

в) бросил шайку и уехал за границу.

Ответы:

1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в (а), 7-б, 8-б, 9-в, 10-в,

11-в, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-б, 18-в, 19-б, 20-в.

Литература:

Литература. 5-6 классы: конспекты уроков / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др.- Волгоград: Учитель, 2014- стр. 110-113.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман А.С.Пушкина «Дубровский» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ» Степанова О.А.

История создания романа 1. Роман не был завершен Пушкиным. 2. Работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 г. 3.Незавершенный роман автор не опубликовал. 4.Впервые он был напечатан посмертно в 1841 г. под названием «Дубровский» (по фамилии главного героя)

О сюжете романа В основу романа легло сообщение Нащокина (друга Пушкина) «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других».

Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа.

Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Словарная работа РОМАН(фр.- повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. СЮЖЕТ(фр. – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Исследовательская задача Писатель, разрабатывая уже знакомый сюжет в духе В.Скотта, задумал написать роман о русском благородном разбойнике, вынужденном встать на путь мести. Замысел приключенческого романа о благородном разбойнике не был осуществлен. Почему?

Перспективные задания 1. Понаблюдайте, как в романе чувство мести, которое владело Владимиром Дубровским, сменяется другим чувством 2. Внимательно проследите путь Владимира Дубровского.3. Как офицер становится во главе шайки разбойников? Что является отправной точкой бунта?4. Проследите, как друзья становятся врагами. 5. Подумайте, почему высокой чистой любви не дано было осуществиться?

Усадьба Троекурова 1. Кто такой Кирилл Петрович Троекуров? 2.Найдите описание в тексте. 3. Что давало ему такую власть? 4.Как к нему относились соседи и губернские помещики? 5. Почему Троекуров был так груб и своенравен?

Увлечения К.П. Троекурова 1. Как проводил время Троекуров? 2.Кто был соседом К.П.Троекурова? 3.Найдите описание в тексте.

Отношения двух помещиков 1.Почему Троекуров уважал Дубровского? 2.Как характеризует Дубровского случай на псарне? 3.Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского?(Выделите глаголы, характеризующие поступки Трекурова) 4.Хотел ли он обидеть приятеля? 5. Какой способ мести избирает Троекуров?

Описание внешности героя 1. Опишите заседателя Шабашкина. 2.Как Троекуров обращается с Шабашкиным? 3. Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова? 4. Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

Суд и его последствия 1. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2.Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3. Как вели себя герои? 4.Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

После суда 1. Как изменился Дубровский со времени суда? 2. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге? 3. Каковы были отношения сына и отца Дубровских? 4. Как воспринял Владимир известие о болезни отца? 5. Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 6. Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? 7. Какими предстают имения Троекурова и Дкбровского? 8. Как встретились отец и сын?

Прощание Владимира с отцом и родным домом «Где стол был яств, там гроб стоит» (взят из оды Державина). 1.Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? 2. Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он? 3.Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин?

Смерть Дубровского «Гром победы…»(начало одного из хоров Державина) 1. Почему Владимир велел выгнать Троекурова? 2.Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опишите, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских? А Троекуров?(Изобразим любопытство, торжествующую затаенную радость крепостных, изменения в лице Троекурова.) Как вы понимаете эпиграф?

Похороны Дубровского 1.Выражение лица В.Дубровского - «лицо его было страшно»- о чем это говорит? 2.Какие чувства испытывает герой, находясь в Кистеневской роще? 3. Как эти чувства отображены в природе?

Приезд приказных чиновников 1. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? 2. Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3.Как нарастало возмущение крестьян? 4. Как ведет себя Владимир? 5. Как его это характеризует?

Пожар в Кистеневке Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? Что затевает кузнец Архип? Хотел ли Дубровский смерти приказных? Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

Работа с иллюстрациями 1.Художник Б.Кустодиев 2.Художник Б.Шмаринов Что изобразили художники на своих иллюстрациях? Чем отличаются эти изображения? Какое чувство вызывает каждый рисунок?

Найдите в тексте описание эпизода, изображенного на данной иллюстрации. Что происходит в душе у Владимира после прочтения писем?

Благородный разбойник - Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? - Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? - Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? - Почему разбойники не трогали дом Троекурова? - Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

Наедине с медведем Какое значение имеет вступление к 8 главе? Как относится к Маше Кирила Петрович? Каково отношение Маши к отцу? Как характеризует Машу сам автор? Как отнесся к появлению Дефоржа Троекуров? Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

Храбрый учитель О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаем из этой главы? Как к такого рода «увеселениям» относится автор? Как и почему изменилось отношение Троекурвых к Дефоржу?

Обед в Покровском 1.Перескажите 9 главу от лица Маши(с романтическими подробностями) 2.Перескажите главу от лица Троекурова(Отразить его самоуверенность) 3.Перескажите главу от лица Дубровского-Дефоржа(пересказ сдержанно-торжествующий) 4. Что нового узнаем о Дубровском?

Дубровский снимает маску 1. Как изображает Пушкин жадного и осторожного Спицина? 2. Какие подробности о неправедном суде узнает Дефорж- Дубровский от Спицина? 3.Какие слова и выражения вам были непонятны в этой главе?

Маша и Дубровский 1. Зачем Пушкин переставил события? 2.Как объясняется появление Дефоржа в доме Троекурова? 3.Как относятся к «учителю» в доме Троекурова? 4.Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? 5.Почему он не стал мстить своему врагу? 6.Как относится к Дубровскому Маша?

Маша и Верейский 1.Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? 2.Как эти поступки характеризуют Машу?

Маша под арестом 1.Какой эпизод изображен на данной иллюстрации? 2. Как вы можете охарактеризовать поведение Троекурова по отношению его к своей дочери?

Два мальчика 1. Почему же не сработал простой и надежный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским? 2. Какими вам представляются мальчики, Саша и Митя? 3. Почему исправник и Троекуров отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? 4. Составьте план 12 главы. 5. Прочитайте по ролям эти эпизоды.

Невозвратимые слова 1.С каким чувством ждет Маша свою свадьбу? 2.На что она надеется? 3.Прочитайте, что происходит с Машей при подготовке её к венчанию? 4.Почему Маша не приняла помощи Дубровского?

Последний бой 1.Как Пушкин описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского? Как он называет крестьян Дубровского? 2.Какими деталями текста «опровергается» это утверждение? 3. Против чего взбунтовались крестьяне? 4.Почему В.Дубровский покинул своих крестьян? 5.Каково отношение автора к своему герою-разбойнику? 6.Какова основная мысль, идея произведения?

Спасибо за внимание!














1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

№ слайда 4

Описание слайда:

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

№ слайда 6

Описание слайда:

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

№ слайда 7

Описание слайда:

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Описание слайда:

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

№ слайда 10

Описание слайда:

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.

Описание слайда:

Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.