Двойственные изображения. Куб и две одинаковые чашки

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже самые закоренелые скептики верят тому, что говорят им их чувства, но чувства легко обмануть.

Оптическая иллюзия - впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи.

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор остаются загадкой.

сайт продолжает собирать самые крутые оптические иллюзии. Будьте осторожны! Некоторые иллюзии могут вызвать слезоточивость, головную боль и дезориентацию в пространстве.

Бесконечный шоколад

Если разрезать плитку шоколада 5 на 5 и переставить все куски в показанном порядке, то, откуда не возьмись, появится лишний шоколадный кусочек. То же самое вы можете проделать и с обычной шоколадкой и убедиться, что это не компьютерная графика, а реально существующая загадка.

Иллюзия брусков

Взгляните на эти бруски. В зависимости от того, в какой конец вы смотрите, два куска дерева будут или находиться рядом, или же один из них будет лежать на другом.

Куб и две одинаковые чашки

Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»

Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле . Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни

Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

Исчезающие круги

Эта иллюзия называется «Исчезающие круги». Она состоит из 12 расположенных по кругу сиреневых розовых пятен с чёрным крестиком по середине. Каждое пятно исчезает по кругу примерно на 0.1 секунды, и если сфокусироваться на центральном крестике, можно получить следующий эффект:
1) сначала покажется, что вокруг бегает зелёное пятно
2) затем фиолетовые пятна начнут исчезать

Обман зрения - недостоверное зрительное восприятии какой-либо картинки: неправильная оценка длины отрезков, цвета видимого объекта, величины углов и др.

Причины подобных ошибок состоят в особенностях физиологии нашего зрения, а также в психологии восприятия. Иногда иллюзии могут приводить к абсолютно неправильным количественным оценкам конкретных геометрических величин.

Даже внимательно глядя на картинку "обман зрения", в 25 и больше процентах случаев можно ошибиться, если не проверять глазомерные оценки при помощи линейки.

Картинки обмана зрения: размер

Так, например, обратимся к следующему рисунку.

Картинки обмана зрения: размер круга

Какой из кругов, расположенных по середине, больше?


Правильный ответ: круги одинаковые.

Картинки обмана зрения: пропорции

Какой из двух людей выше: карлик на переднем плане или человек, идущий позади всех?

Правильный ответ: они одинакового роста.

Картинки обмана зрения: длина

На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?


Правильный ответ: они одинаковые.

Картинки обмана зрения: парейдолии

Один из видов иллюзий зрения - это парейдолии. Парейдолии представляют собой иллюзорное восприятие конкретного объекта.

В отличие от иллюзий восприятия длины, глубины, двойственных изображений, картинок с изображениями, которые специально созданы для того, чтобы спровоцировать возникновение иллюзий, парейдолии могут возникать сами по себе при рассматривании самых обыкновенных объектов. Так, например, иногда при рассматривании узора на обоях или ковре, облаков, пятен и трещин на потолке можно увидеть фантастические изменчивые пейзажи, необычных зверей, лица людей и т.д.

Основой различных иллюзорных образов могут стать детали реально существующего рисунка. Первыми, кто описал подобное явление, были Ясперс и Калбауми (Jaspers К., 1913, Kahlbaum К., 1866;). Многие парейдолические иллюзии могут возникать при восприятии общеизвестных изображений. В таком случае подобные иллюзии могут иметь место одновременно у нескольких людей.

Так, например, на следующей картинке, на которой изображено здание Центра международной торговли в огне. Очень многие могут рассмотреть на ней страшное лицо дьявола.

Изображение дьявола можно увидеть и на следующей картинке - дьявол в дыму


На следующей картинке легко можно различить лицо на Марсе (NASA, 1976). Игра тени и света послужила причиной появления множества теорий о древних марсианских цивилизациях. Интересно, что на поздних снимках этого участка Марса лица не обнаруживается.

А здесь можно увидеть собаку.

Картинки обмана зрения: цветовосприятие

Глядя на рисунок, можно пронаблюдать иллюзию цветовосприятия.


На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

Глядя на следующую картинку, ответьте на вопрос: шахматные клетки на которых находятся точки А и В одинакового или разного цвета?


Сложно поверить, но - да! Не верите? Вам докажет фотошоп.

Сколько цветов вы ведите на следующей картинке?

Здесь всего 3 цвета - белый, зеленый и розовый. Вам может показаться, что здесь 2 оттенка розового, но на самом деле это не так.

Какими вам кажутся эти волны?

Коричневые волны-полосы раскрашены? А вот и нет! Это лишь иллюзия.

Посмотрите на следующую картинку и скажите цвет каждого слова.

Почему это так трудно? Дело в том, что одна часть мозга пытается прочитать слово, а другая воспринимает цвет.

Картинки обмана зрения: ускользающие объекты

Глядя на следующее изображение, смотрите на чёрную точку. Через некоторое время цветные пятна должны уйти.

Видите ли вы серые диагональные полосы?

Если вы некоторое время будете смотреть на центральную точку, то полосы исчезнут.

Картинки обмана зрения: перевертыш

Еще один вид зрительной иллюзии - перевертыш. Дело в том, что от направления Вашего взгляда зависит само изображение объекта. Так, одна из таких оптических иллюзий - «уткозаяц» Это изображение может трактоваться и как изображение зайца, и как изображение утки.

Приглядитесь, а что вы видите на следующей картинке?

Что вы видете на этой картинке: музыканта или лицо девушки?

Странно, на самом деле - это книга.

Еще несколько картинок: обман зрения

Если вы будете долго смотреть на черный цвет этой лампы, а потом посмотрите на белый лист бумаги, то эта лампа будет видна и там.

Посмотрите на точку, а затем немного отдалитесь и приблизьтесь к монитору. Круги будут крутиться при этом в разные стороны.

Т.о. особенности оптического восприятия сложны. Иногда и глазам своим не стоит верить…

Змейки ползут в разные стороны.

Иллюзия последействия

После того, как на протяжении длительного периода непрерывно смотреть на изображение, какое-то время потом на зрение будет оказываться некоторое воздействие. К примеру, длительное созерцание спирали приводит к тому, что все предметы вокруг будут 5-10 секунд вращаться.

Иллюзия теневой фигуры

Это распространенный вид ошибочного восприятия, когда в тени боковым зрением человек отгадывает фигуру.

Иррадиация

Это зрительный обман, приводящий к искажению размеров предмета, поставленного на контрастный по цвету фон.

Явление фосфена

Это возникновение неясных точек разных оттенков перед закрытыми глазами.

Восприятие глубины

Это - обман зрения, подразумевающий два варианта восприятия глубины и объемности предмета. Смотря на изображение, человек на понимает вогнутый предмет либо выпуклый.

Оптические иллюзии: видео

Автор рисунка напротив (рис. 2) представил новый тип махового колеса, объединив математическое воображение с изрядной долей технических идей. Его отдельные компоненты представлены на чертеже, прикрепленном к стене слева, в то время как фронтальный вид оси колеса на чертеже справа раскрывает весь замысел квадратного колеса. Однако зритель остается при своем мнении - такое колесо не может быть построено. Нет ничего невозможного в том, чтобы соединить шесть балок для получения обода колеса, даже если они лежат в одной плоскости, но четыре спицы просто не могут быть соединены так, как показано. Изобретатель данного колеса заставляет нас искать хотя бы одно соединение, которое было бы однозначно неправильным. Но, как мы вскоре обнаружим, все они правильны. И тем не менее объект, представленный в данном конкретном случае, не может существовать в реальном мире. Это невозможный объект! Только разъединив соединения в нескольких точках, мы придем к тому объекту, который может быть построен. Рис. 3 демонстрирует один из возможных вариантов. Результат, однако, значительно отличается от того, что изначально представил изобретатель - это теперь причудливая трехмерная конструкция, ставшая возможной и бесполезной...

Садро дель Прет объединил два невозможных треугольника в это "невозможное колесо". Невозможный треугольник (или трибар) - это простейший и в то же время наиболее пленительный объект из всех известных невозможных объектов (рис. 4). Он выглядит очень "реальным", но все же существовать не может.

Однако его невозможность не так абсолютна как у, например, квадратного круга, который не может быть ни представлен в уме ни нарисован. Невозможные объекты, которые нас интересуют, могут быть, как ни странно, легко визуализированы, что лежит в основе их притягательности. Они показывают нам новый мир и, таким образом, открывают перед нами невероятно сложный процесс, который мы называем видением. Является ли трибар действительно невозможным? Рис. 5 показывает как, разделив два плеча треугольника в определенных точках, мы придем к объекту, который может быть создан в реальном мире. Очевидно, что мы трансформировали его в нечто совершенно другое.

"Три свечи" Сандро дель Прет (рис. 6) представляют совершенно другую категорию невозможных объектов. Сколько изображено свеч: две или три? Если опускать взгляд от среднего пламени вниз, мы увидим, что свеча, на которой оно горит, мистическим образом исчезает. В то же время, если мы будем поднимать взгляд от квадратного основания правой свечи, мы увидим, что левая сторона свечи исчезает в заднем фоне, и остается только правая сторона. Характерной чертой таких невозможных объектов является то, что они могут быть изображены только в черно-белых тонах и не могут быть раскрашены. Три следующих изображения (рис. 7-9) созданы Оскаром Реутерсвардом. Есть что-то раздражающее в таких картинах, когда фигура изначально кажущаяся монолитной вдруг ускользает от нашего взгляда. Материя исчезает в пустоту.

Рисунок 6. Sandro del Prete, "Три свечи", рисунок карандашом
Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.

Двусмысленные фигуры - еще одна категория. В отличие от невозможных объектов, которые не могут существовать в реальном мире, двусмысленные фигуры представляют трехмерные реальности в количестве большим одной. Так, мы можем интерпретировать фигуру в центре рисунка Моники Буш (рис. 10) одновременно как проекция наружней поверхности куба, и как вогнутое кубическое пространство. Вполне возможно создать две различные трехмерные модели этой картины, каждая из которых будет иллюстрировать одну из интерпретаций картины. Как мы увидим в Главе 3, каждое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, по существу, является двусмысленным независимо от того смотрим ли мы на картину или на объекты реального мира. К счастью, это редко создает проблемы в повседневной жизни, так как наше сознание принимает только ту информацию, получаемую с картины на сетчатку глаза, которая соответствует реальности. Мы говорим о двусмысленности фигуры, когда две (а иногда и более) интерпретации одной и той же фигуры являются одинаково правдоподобными.

Первые ученые, которые начали изучать невозможные объекты и двусмысленные фигуры определили обе эти категории под одним названием "оптические иллюзии", что не совсем точно, так как это название не раскрывает уникальные характеристики этих объектов. Оптические иллюзии - это предметы, которые мы видим, но которые либо не могут существовать в реальности либо,чья истинная природа отлична от того, что мы видим. Мы постоянно сталкиваемся с оптическими иллюзиями в нашей жизни не замечая их, просто потому что мы постоянно делаем скидку на них. Например, хотя нам кажется что луна движется вслед за нами, когда мы движемся по улице ночью, мы совершенно точно знаем, что она стоит на месте. Подобным образом, луна кажется больше, когда она находится над самым горизонтом, чем, когда она находится высоко в небе, но при этом мы не думаем, что луна расширяется и сокращается каждую ночь. Когда я смотрю из окна на здания внизу, они кажутся не больше горшка с цветком на моем подоконнике, но все же я не допускаю такой мысли. Оптические иллюзии по большей части составная особенность нашего восприятия.

Некоторые формы оптических иллюзий имеют очень необычные характеристики, часть из них даже носят имя своего "изобретателя" или исследователя. На картине Prof. A.J.W.M. Thomassen (рис. 11) мы видим среди фигур параллелограмм Сандера (1926, рис. 12). Если вы видите эту оптическую иллюзию впервые, то возьмите линейку и измерьте разницу в длине между длинным отрезком AB и коротким BC. Иллюзия Фрейзера (1908, рис. 13) демонстрирует нам, в какой степени дополнительные факторы влияют на определение нашим сознанием направления линий: хотя буквы слова LIFE кажутся изогнутыми, все они вертикальны и параллельны друг другу. Оценка размеров круга зависит от объектов, окружающих его (Липпс, 1897, рис. 14): центральные круги в обоих случаях имеют одинаковый размер.

Рисунок 14.

Такого рода иллюзии являются предметом для изучения уже более 150 лет, и они могут научить нас понимать, как функционирует наше зрение. Двусмысленность фигур исследовалась Некером (Necker) еще в 1832 году, в то время как невозможные объекты привлекли к себе внимание только в 1958 после публикации статьи Пенроузов, чей невозможный треугольник также изображен на картине Томассена.

В этой книге мы покажем, среди прочего, что двойственные фигуры и невозможные объекты важны не только тем, что проливают свет на особенности нашего видения, но и тем, что их обнаружение художниками открыло прежде неизведанные области в истории искусства.

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара