Брейн ринг для взрослых здоровьесбережение. Брейн-ринг в детском саду "всемирный день здоровья"

МБОУ «Образовательный центр № 11»
г. Череповец

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ ПО ТЕМЕ:
«ЗДОРОВЬЕ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Составитель:
АЛЕШИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и
литературы

2014 год
Номинация: Разработка внеклассного мероприятия.

Аудитория: учащиеся 5-6 классов

Название работы: «Этимология слов по теме: «Здоровье. Здоровый образ
жизни»

Цель мероприятия: формирование культуры здоровья учащихся
посредством изучения этимологии слов соответствующей тематики.

Задачи:
привлечь внимание учащихся к этимологии слов, связанных с темой здоровья, здорового образа жизни;
формировать правильное представление о здоровье человека и здоровом образе жизни;
способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления, долговременной памяти;
формировать умение работать в группе.

Условия эффективного проведения мероприятия:
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М.: «Дрофа», 2003 (для домашнего задания).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1992
Нуралиев Ю. Лекарственные растения. Нижний Новгород: «ИКПА», 1991
Электронная презентация с вопросами и заданиями для брейн-ринга.
Правила работы в группе (Приложение 1).

Игра проходит в форме брейн-ринга между командами по 6 человек.
Заранее дается домашнее задание:
определить состав команд и выбрать капитана;
придумать название и изготовить эмблему;
познакомиться с содержанием школьного этимологического словаря по заданной тематике (слова о здоровье человека).

Технологическая карта мероприятия:

Этапы мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

Формулировка темы мероприятия
Слово учителя: «Брейн-ринг – русская «по происхождению» игра, название имеет английское! Кто из вас знает, как оно переводится?
Итак, начнем «мозговую баталию» между командами 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов!
Сразу предупредим, что сегодняшнее состязание хотя и лингвистическое, но тесно связано с темой здоровья!»

Обучающиеся пытаются определить происхождение названия: «площадка для мозгового сражения», «объединение для мозговых баталий», «круг рассудочных»
Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения, умеют заменять термины определениями;

Постановка цели и задач мероприятия
Учитель предлагает сформулировать цель мероприятия и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.
Ученики формулируют цель и задачи мероприятия.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Работа в группах по решению этимологических задач
Вопрос 1. Что такое этимология?

Вопрос 2. Угадайте слово по следующим признакам:
во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа», во-вторых, синоним к слову прививка.
Каково значение вакцины в жизни человека?

Вопрос 3. Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы.

Вопрос 4. Следующее слово – название профессии. Как часто мы обращаемся к людям этой специализации в трудную минуту! А вот первоначально значение этого слова –«заговаривающий,
волшебник».

Вопрос 5. В латыни это слово звучит как «болезнетворный яд». Победить его может прививка.
Как можно предотвратить вирусное заболевание?

Вопрос 6. Это слово в современном понимании – очень нужная нам, людям, профессия. Если обратиться к его этимологии, то узнаем поразительный факт: в латинском языке оно обозначает – «учитель». В качестве подсказки может служить то, что обе профессии в нашей стране относятся к бюджетной сфере.

Вопрос 7. Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья?
Вопрос 8. Этимологическая задачка: древние славяне одного человека назвали «похожий на дерево». Как этого человека назвали бы мы?
Какого человека вы назвали бы здоровым?

Вопрос 9. Это слово называет лекарственный препарат, который есть во всех аптечках. Его название восходит к греческому «фиолетовый».
Для чего в медицине используют йод?

Вопрос 10. Верите ли вы, что с употреблением жирной и углеводистой пищи мы получаем не только дополнительные калории, но и тепло? Напомним, что игра - лингвистическая!
Полезно ли считать потребление калорий?

Вопрос 11. Что такое звукоподражание? Название какой полезной ягоды восходит к звукоподражанию? Подсказка: место, где ее можно найти, на диалектах звучит как «ключевина», то есть болото.
Чем полезна клюква? Какие способы хранения клюквы вы знаете? Какие лучше сохраняют целебные качества ягоды?

Вопрос 12. А это слово обозначает полуфабрикат и готовое блюдо. В греческом оно названо «кушаньем из ячменной муки», а в итальянском – «блаженством». Подсказка: Родина этого кушанья – Италия.
Полезно ли кушать макароны каждый день?

Вопрос 13. Этимологическая задачка. В словаре есть два слова, допустим, А и Б. Оба они произошли от слова В. Из них А – английское и обозначает бытовой прибор, нужный на кухне. Б – латинское и называет жидкое лекарство.
В – «смешиваю». Угадайте, как звучат А и Б.

Вопрос 14. Как вы думаете, употребляем ли мы «незрелые» овощи? Напоминаем, игра – лингвистическая!
Чем полезен огурец?

Вопрос 15. В переводе с итальянского это слово звучит «золотые яблоки». Как этот овощ называют русские люди?
Чем полезен помидор?

Вопрос 16. Все мы любим салаты Делаем их из овощей, зелени и даже фруктов... А как вы думаете, как переводится это слово с итальянского?

Вопрос 17. Заболевания этого органа очень распространены в современном обществе. К этому ведет курение, алкоголь, переедание, малоактивный образ жизни. А название этого человеческого органа связано с местом положения в теле.

Вопрос 18. Из чего ваши мамы варят щи? Как вы думаете, из чего их варили первоначально?
Щавель - не только вкусный продукт питания, но и полезный. В чём его польза?
Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов

Вакцина, первоначально ее вырабатывали из коровьих оспинок.

Помогают предотвратить инфекционные болезни. Бывают от гриппа, дифтерии, краснухи, гепатита и др.

Валериана.

Вовремя прививаться, соблюдать прав ила личной гигиены, избегать скопления людей, принимать витамины.

Да. Здравствуй – это исконно русская форма «будь здоров!»
Это буквальный перевод современного слова - «здоровый «.

Здоровый человек - это благополучный в физическом и психическом отношении.
Йод. Название по цвету паров в химических опытах Ж.-Л.Гей-Люссака.

Йод используют в медицине для дезинфекции ран, как препарат способствующий рассасыванию уплотнений под кожей.
Да. Калория в латинском дословно – «тепло».
Калории подсчитывать полезно для того, чтобы не набрать лишний вес и не заболеть ожирением.

Клюква.
Клюква содержит много витамина С, который помогает укреплять иммунитет. Из клюквы можно варить варенье, повидло, морс, но лучше всего сохраняет целебные качества свежая ягода (она может хорошо сохраниться в прохладном месте).

Макароны.

Лучше покупать макароны твёрдых сортов пшеницы и употреблять в пищу с овощами, а не мясом.

Миксер и микстура.

Да, огурцы. С греческого дословно переводится как «несозревший».
Огурец широко применяют в диетологии и косметологии.
Помидор.
Помидор полезен для нормализации обмена веществ, используется как жаждоутоляющее средство.
Салат по происхождению является итальянским словом и буквально значит «соленая зелень».

Из щавеля. Общеславянское «щи» - это и есть щавель.
Употребление в пищу щавеля укрепляет сердце и печень, лечит анемию, служит кровоостанавливающим средством.
Выбирают знаково-символические средства для построения модели;
осуществляют поиск и выделение необходимой информации;
устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения;
осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Подведение итогов игры
Учитель предлагает подвести итоги игры
Группы подсчитывают количество заработанных баллов, объявляют учителю.

Рефлексия
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Достигли цели мероприятия?
Справились с задачами мероприятия? В какой мере?
Чем было полезно мероприятие?
Что нового вы узнали во время игры?

Обучающиеся
анализируют достижимость цели игры
отмечают, справились ли они с задачами мероприятия,
выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе
акцентируют внимание на том, что им было полезно и интересно, что они узнали нового.
Оценивают достигнутый результат,
осознают качество и уровень усвоения,
выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Правила работы в группе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
Умей слушать других.
Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Лингвистический брейн-рингЭтимология слов на тему: «Здоровье. Здоровый образ жизни» Учитель: Алёшина О.Н. Что такое этимология? Вопрос 1. Этимология – раздел науки о языке, изучающий происхождение слов Ответ: Угадайте слово по следующим признакам:во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа» во-вторых, синоним к слову прививка Вопрос 2. Вакцина Ответ: Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы Вопрос 3. Валериана Ответ: Следующее слово – профессия. Как часто мы обращаемся к людям этой специализации в трудную минуту! А вот первоначально значение этого слова – «заговаривающий, волшебник» Вопрос 4. Врач Ответ: В латыни это слово звучит как «болезнетворный яд». Победить его может прививка Вопрос 5. Вирус Ответ: Это слово в современном понимании – очень нужная нам, людям, профессия. Если обратиться к его этимологии, то узнаем поразительный факт: в латинском языке оно обозначает – «учитель». В качестве подсказки может служить то, что обе профессии в нашей стране относятся к бюджетной сфере Вопрос 6. Доктор Ответ: Верите ли вы, что вежливые люди, встречаясь, всегда желают друг другу здоровья? Своё мнение обоснуйте Вопрос 7. Да. Здравствуй – это исконно русская форма «будь здоров!» Ответ: Этимологическая задачка: древние славяне одного человека назвали «похожий на дерево». Как этого человека назвали бы мы? Вопрос 8. Ответ: Здоровый человек Это слово – лекарственный препарат, который есть во всех аптечках. Его название восходит к греческому «фиолетовый» Вопрос 9. Йод (название дано по цвету паров в химических опытах Ж.-Л.Гей-Люссака) Ответ: Верите ли вы, что с употреблением жирной и углеводистой пищи мы получаем не только дополнительные калории, но и тепло? Напомним, что игра - лингвистическая! Вопрос 10. Да. Калория в латинском дословно – «тепло» Ответ: Что такое звукоподражание? Название какой полезной ягоды восходит к звукоподражанию? Подсказка: место, где ее можно найти, на диалектах звучит как «ключевина», т. е. болото. Вопрос 11. Клюква Ответ: А это слово обозначает полуфабрикат и готовое блюдо. В греческом оно названо «кушаньем из ячменной муки», а в итальянском – «блаженством» Вопрос 12. Макароны Ответ: Этимологическая задачка. В словаре есть два слова, допустим, А и Б. Оба они произошли от слова В. Из них А – английское и обозначает бытовой прибор, нужный на кухне. Б – латинское и называет жидкое лекарство. В – «смешиваю». Угадайте, как звучат А и Б Вопрос 13. Миксер и микстура Ответ: Как вы думаете, употребляем ли мы «незрелые» овощи? Напоминаем, игра – лингвистическая! Вопрос 14. Да, огурцы. С греческого дословно переводится как «несозревший» Ответ: В переводе с итальянского это слово звучит «золотые яблоки». Как этот овощ называют русские люди? Вопрос 15. Помидор Ответ: Все мы любим салаты… Делаем их из овощей, зелени и даже фруктов... А как вы думаете, как переводится это слово с итальянского? Вопрос 16. Салат по происхождению является итальянским словом и буквально значит «соленая зелень» Ответ: Заболевания этого органа очень распространены в современном обществе. К этому ведет курение, алкоголь, переедание, малоактивный образ жизни. А название этого человеческого органа связано с местом положения в теле Вопрос 17. Сердце Ответ: Из чего ваши мамы варят щи? Как вы думаете, из чего их варили первоначально? Вопрос 18. Ответ: Из щавеля. Общеславянское «щи» - это и есть щавель СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Уроки здоровья» - Уход за руками и ногами. Осанка- стройная спина. Уход за зубами. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Что такое здоровье? Как избежать отравлений. Тематика уроков в начальных классах по формированию здорового образа жизни. Задачи: Как сохранить зрение. Первая помощь при отравлении.

«Центр здоровья» - Центр здоровья. Взаимодействие уровней системы. Информационные потоки. Автоматизированный комплекс дисперсных обследований АКДО. Обращение в Центр здоровья. Результаты обследований. Оценки и выводы экспертных систем. Печатная форма паспорта здорового образа жизни. Результат обращения пациента. Медицинская карта Центра здоровья.

«Здоровье в школе» - Наши социальные партнёры: Результаты проектной деятельности: Школьная зона Здоровья. Ожидаемый результат. Диагностирование уч-ся. Легитимность проекта. Интервью с компетентными специалистами. Школьный проект. Аргументированность проблемы. Собственное решение проблемы профилактики ПАВ и приобщения к ЗОЖ.

«Школа здоровья» - Концепция. Зона психологической разгрузки. Программа развития ОУ. Изменения, планируемые в течение года. Изменение качества образования. Ожидаемые результаты. Медицинские услуги. Реализация концепции. Зона активной подвижности. Создание новых медицинских кабинетов. Тренажерный зал. Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования.

«Жизнь и здоровье человека» - Внеклассное мероприятие «Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов». Сми. Задачи проекта: Администрация школы. Актуальность проекта. Создание условий здоровьясбережения в школе. Кабинет бос-здоровье. РАНЖИРОВАНИЕ (по степени важности для учащихся). Мы выбираем здоровый образ жизни. Мы дружно играем, узнаем новое.

«Здоровье учащихся» - Анкета «Я и смысл моей жизни». Разнообразное. Без спешки. Больше двигайся! «Строим дом своего здоровья». «Отношение школьника к алкоголю» Для уч. 8-11 кл. Здоровый образ жизни. Для уч. 9-11 кл. Правильно сочетай труд и отдых. Министерство здоровья и спорта. Классные часы на тему: Главные правила здорового образа жизни.

Закирьянова Марина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школы-интерната №3
Населённый пункт: города Поронайска, Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие для уч-ся 3-4 классов. Брейн-ринг "Хочешь быть здоров, будь им!"
Дата публикации: 31.10.2017
Раздел: начальное образование

Внеклассное мероприятие для уч-ся 3-4 классов.

Брейн-ринг «Хочешь быть здоров, будь им!»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по

правилам здорового образа жизни.

Демонстрационный

материал:

выставка

сообщения:

лопух, полынь, чистотел, крапива.

Ведущий:

Все люди на земле хотят быть здоровыми. Никому не

хочется болеть, лежать в постели, глотать таблетки.

А для того, чтобы не болеть, каждый человек должен

хорошо знать свой организм. Знать, как работают твои

правильно питаться, вести здоровый образ жизни. В этом

нам помогают книги. В них мы узнаём обо всём на свете

и в том числе о здоровье.

собрались,

обсудить

закрепить

правила полезные для нашего здоровья.

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Отвечайте хором ДА или НЕТ

Регулярно чистить зубы?

Больше смотреть телевизор?

Соблюдать режим дня?

Делать зарядку по утрам?

Кушать много сладкого?

Гулять на свежем воздухе?

Кушать овощи и фрукты?

Мыть руки перед едой?

Пить с товарищем из одного стакана?

Употреблять алкоголь и курить?

Проведём небольшую разминку и начнём игру

«БРЕЙН-РИНГ» слайд 1

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите нет, нет, нет

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Разбиваемся на 2 команды. Каждая команда

придумывает себе название. Знакомимся с жюри.

Раунд 1. «Знаешь ли ты?» слайд 2

Вопросы первой команде:

какой орган человека сравнивают с насосом?

какую функцию выполняет кожа? (защитную)

какой орган человека одновременно и фильтр и

печка? (Нос)

почему вреден для человека алкоголь?

всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать не могут

ношу их много лет, а счёту им не знаю (волосы)

Вопросы второй команде:

Какой орган человека сравнивают с компьютером?

Какие охранные посты не пропускают в твоё тело

невидимых врагов-микробов, вирусов, пыль и

грязь? (кожа, нос, миндалины)

Какие органы человека страдают при курении?

(лёгкие. Сердце, мозг)

Для чего нужны человеку брови, ресницы, слёзы?

(для защиты глаз)

Живёт мой братец за горой, да не встретится со

мной? (глаза)

Всегда во рту, да не проглотишь? (язык)

Раунд 2. «Гигиена – основа здоровья» слайд 3

Для детей, которые делают всё наоборот, писатель Г.

Остер придумал «Вредные советы» (рассказывает ученик)

«Никогда не мойте руки, шею и лицо. Это глупое занятье

не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, шея,уши

и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К

старости сама собою облысеет голова.

Вопросы первой команде:

Почему обязательно 2 раза в день надо чистить

Почему при кашле и чихании надо закрывать нос и

рот платком или хот бы рукой?

Как вы думаете что правильнее: вымыть пол

мокрой тряпкой или подмести пол веником?

Вопросы второй команде:

Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?

К чему может привести вредная привычка – грызть

Почему человек ежедневно, хотя бы 1-2 раза в

неделю должен мыться под душем или в бане, или в

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Раунд 3. «Правильное питание» слайд 4

Питание должно быть полезным и разнообразным.

Гречка, изюм, масло – дают организму энергию,

помогают двигаться, думать.

Рыба, мясо,орехи – помогают расти и стать

Овощи, фрукты, молочные продукты – снабжают

организм витаминами и минеральными

веществами.

Но не все продукты полезны для здоровья.

Конкурс для капитанов

«Угадай полезные продукты» (2 минуты)

Раунд 4. «Спорт, движение – залог здоровья»

слайд 5

Спорт укрепляет и развивает мышцы человека,

делает его сильным и здоровым.

Игра «Попади в цель»

Вызываются по 4 человека из каждой команды. Они

должны бросить точно в цель все мячи.

Слово жюри.

Спортивные загадки

Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой!

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы... (футбол)

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота - через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в... (волейболе)

Очень трудно жарким летом

Пробежать его атлетам,

Много долгих километров

Пролететь быстрее ветра.

Путь нелегок, назван он

Древним словом... (марафон)

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)

Я смотрю - у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие... (гири)

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем -

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит...(лыжи)

Раунд 5. «Зелёная аптека – кладовая здоровья»

слайд 6

Существует

множество

растений,

укрепляют

здоровье

некоторых

растений

приготовили

сообщения

целебных

свойствах

некоторых растений.

(вызываются ребята с сообщениями по одному)

Раунд 6. «Скорая помощь»

Всё может произойти с каждым человеком: вдруг ты

упал, поранил ногу, или тебя кто-то укусил. Надо уметь

оказать первую помощь.

Вопросы первой команде:

Что надо сделать, если ты поранил ногу и у

тебя из раны идёт кровь?

Что нужно сделать при ожоге?

солнечном

Вопросы второй команде:

Как поступить, если у тебя идёт кровь носом?

Как поступить, если человек сильно ушиб колено?

Как поступить, если у человека обморожен нос или

Конкурс «Санитары»

(вызываются 2 человека из каждой команды и по

к о м а н д е

Н АЧ А Л И

п е р е в я з ы в а ю т

г о л о в у

пострадавшему). Оценивается качество и скорость.

Жюри подводит итоги.

Ребята, вы, МОЛОДЦЫ!!!

Будьте всегда здоровы и жизнерадостными!!!

Тот, кто с солнышком встаёт

Делает зарядку,

Чистит зубы по утрам

И играет в прятки,-

Тот спортивный человек,

И вполне весёлый.

Оставайтесь быть таким

В школе или дома. (Анастасия Полюбаш)

Предлагаю всем участникам игры и гостям нашего

конкурса, сесть поудобнее, расслабиться и отдохнуть.

Цветотерапия (Просмотр видеоролика, который

способствует

быстро

восстановить

силы

повысить работоспособность)

Брейн – ринг

«Мы за здоровый образ жизни»

Цель: Приобщение учащихся к здоровому образу жизни и воспитание чувства ответственности за своё физическое и нравственное здоровье

ЗАДАЧИ:

1. Стимулирование познавательной активности конкурсностью, соревновательным характером игры.

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

3. Совершенствование навыков, необходимых для повышения творческой активности .

Игра называется « Брей – ринг ». Делитесь на команды и выбирайте капитана, а также придумываете названия команды. Правила игры очень жесткие. Вопрос и сразу ответ, времени на размышления нет. Игроки команды, которые знают ответ на вопрос, поднимают руки, а капитан выбирает, кто будет отвечать. Помните: правильный ответ принесет команде победу, а ошибка может отбросить назад. За неспортивное поведение – выкрики, шум, замечания – команды будут платить штраф. У них будут забираться заработанные баллы. Игра состоит из 8 геймов.

  1. Придумываем название команд
  2. определяем капитанов.

Для определения кто первый будет отвечать –задание

1. КОНКУРС «ЧАСТОКОЛ»

Разбери частокол, начиная с самой высокой буквы до самой маленькой и прочитай полезный совет.

Ответ: ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ

Первый гейм «Гонка за лидером»

Каждой команде задается 8 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, право получает команда соперника.

Вопросы 1 команде

1.Для здоровья человека на углу стоит (аптека)

2.Одна нога здесь, другая там (шпагат)

3.Специалист в области физической культуры, наставник спортсменов (тренер)

4.Горел в траве российский фонарик золотистый, потом помёрк, потух и превратился в пух. Что это? (одуванчик)

5.Приз победителя (награда)

6.Из какого растения изготавливают лекарство, улучшающее аппетит? (корень одуванчика)

7.Орган, не подчиняющийся приказам (сердце)

8.Спортсмен, который может оказаться на высоте в падении (вратарь)

Вопросы 2 команде

1.Кончил дело, гуляй (смело)

2.Человек, которому море по уши (пловец)

3.Лыжная гонка со стрельбой (биатлон)

4.Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит, у него согнулись ноги, неприметен он на вид. Что это? (подорожник)

5.Спортсмен, поднимающий одной рукой слона (шахматист)

6.Сок, какого растения останавливает кровотечение? (пастушья сумка)

7.Не гусли, а на них играют, не лён, а их треплют (нервы)

8.Повседневный вид спорта для большой части человечества (ходьба)

Второй гейм «Знаешь ли ты?»

Вопросы первой команде:

1. Какой орган человека сравнивают с насосом? (сердце)

2. Какую функцию выполняет кожа? (защитную)

3. Какой орган человека одновременно и фильтр, и печка? (нос)

4. Почему вреден для человека алкоголь?

5. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

6. Ношу их много лет, а счету им не знаю (волосы)

Вопросы второй команде:

1. Какой орган человека сравнивают с компьютером? (мозг)

2. Какие охранные посты не пропускают в твоё тело невидимых врагов-микробов, вирусов, пыль и грязь? (кожа, нос, миндалины)

3. Какие органы человека страдают при курении? (лёгкие, сердце, мозг)

4. Для чего нужны человеку брови, ресницы, слёзы? (для защиты глаз)

5. Живёт мой братец за горой, да не встретится со мной (глаза).

6. Всегда во рту, да не проглотишь (язык).

Третий гейм « Гигиена – основа здоровья»

Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы».

Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова.

Вопросы первой команде:

1. Почему, обязательно 2 раза в день, мы должны чистить зубы?

2. Почему при кашле и чихании надо закрывать нос и рот платком или хотя бы рукой?

3. Как вы думаете, что правильнее: вымыть пол мокрой шваброй, или подмести сухим веником?

Вопросы второй команде:

1. Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?

2. К чему может привести вредная привычка - грызть ногти?

3. Почему человек ежедневно, или хотя бы 1-2 раза в неделю должен мыться под душем или в бане, или в ванной?

Четвертый гейм «Конкурс капитанов»

А сейчас давайте посмотрим на это волшебное слово “ЗДОРОВЬЕ”. Придумайте слова, связанные со здоровьем на каждую букву этого слова. (З – зарядка, Д – диета, О – отдых, Р – режим дня, О – очки, В – витамины, Е – еда).

Пятый гейм «Заморочки из бочки»

Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает 2 балла, если ответ неправильный, то право ответа передается другой команде.

1.Как называется повышенная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды (аллергия)

2. Назовите раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на организм человека (гигиена)

3.Состояние душевного благополучия, характеризующее отсутствием болезненных проявлений, называется…(здоровьем)

4. Как называется нарушение нормальной жизнедеятельности организма? (болезнь)

5. Эмоциональное выражение потребности человека в пище- это… (аппетит)

Шестой гейм «Правильное питание –залог здоровья»

Питание должно быть полезным и разнообразным. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, много думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться (овощи, фрукты, молочные продукты). Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

В конкурсе «Угадай полезные продукты» участвуют по одному игроку из каждой команды, на размышление даётся по 2 минуты. Разложите карточки с названиями продуктов по–полезности. В одну стопку - полезные, в другую – вредные. Объясните почему.

(Перед детьми лежат карточки с изображением продуктов: яблоко, киви, апельсин, груша, мандарин, банан, огурец, чипсы, картофель, конфеты, кириешки, лимонад, и т.п.).

Седьмой гейм « . Зелёная аптека – кладовая здоровья».

Очень давно люди узнали, что многие растения укрепляют здоровье и даже лечат. Из некоторых растений делают отвары и мы полощем больное горло, из других делают целебные настои и натирания для лечения суставов и т.д. Сегодня мы с вами должны назвать, какими же целебными свойствами обладает то или иное растение. Итак, сейчас по жребию вы получите названия растений, посовещаетесь с командой и расскажете, как же помогает человеку данное растение в лечении.

Растения: 1. Крапива, Мать и мачеха, Чистотел.

2. Ромашка, Подорожник, Малина.

Восьмой гейм «Угадайка – ка»

(На доске запись: «49,69,0,56,0,90,1,43 – 85,55,0 32,4,71,90,20,0,43 16,19,49,20,43,20,20,0,43 96,4,71,32,0» Я. Корчак.)
Дети работают в команде. У каждой команды на листе задание.

Дети решают примеры, ответы переводят в буквы. На доске открываю плакат:
«Здоровье – это главное жизненное благо». Я. Корчак. Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?

Жюри подсчитывает баллы. Объявление победителя.

Брейн - ринг «Кто кого, или подросток в царстве вредных привычек»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек

1. Создать условия для формирования стойкого негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.

2. Способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих.

3. Привить учащимся навыки самостоятельного мышления.

4. Развить умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе изложенного материала.

Оформление плакаты, детские рисунки, магнитофон диск, телевизор, флешка, фишки, флажки.

1. Приветственное слово ведущего.

Добрый день уважаемые команды Добрый день уважаемые гости! Мы рада приветствовать Вас в стенах нашего клуба. Сегодня мы с вами проведем игру брейн ринг. Все вопросы будут посвящены профилактике вредных привычек.

Давайте познакомимся с нашими командами: Условия игры: командам - участницам будут заданы вопросы на тему: «Вредные привычки». На обсуждение дается 1 минута. Капитан команды, которая готова к ответу, называет имя того, кто будет отвечать. Если ответ на вопрос неправильный, слово предоставляется другой команде. Если и вторая команда не может ответить, я даю правильный ответ.

Ведущий. Наше мероприятие мы бы хотели начать с притчи. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.

Вопрос 1. Что такое жизнь?. Все мы знаем, что человеческая жизнь – это самое дорогое что дано человеку. И так же знаем, что здоровье не купишь ни за какие деньги. Сегодня мы затронем одну из главных тем безопасности жизни человека – проблему вредные привычки. Эта тема не случайно стала темой. Ведь в жизни любого человека наступает момент, когда хочется во всем разобраться самому и, не смотря на уверения взрослых, нужно на собственном опыте все проверить.

Песня

Вопрос 2. Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? (Табак, алкоголь, наркотики.)

Вопрос 3. Откуда родом табак? (Из Америки.)

Вопрос 4. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ

Вопрос 5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (Около 1 литра.)

Вопрос 6. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.)

Вопрос 7. Чем опасно курение для девушек? (заболеванием половой системы, бесплодием).

Вопрос 8. Какому наказанию подвергались «самые злостные» курильщики во время преследования курения в Англии? (смертная казнь)

Музыкальная пауза.

Сценка (табак, алкоголь,наркотик)

Действующие лица :

Табак (мальчик, на груди яркая табличка с надписью "Табак")

Алкоголь (мальчик, на груди яркая табличка с надписью "Алкоголь")

Наркотик (мальчик, на груди яркая табличка с надписью "Наркотик")

Мозг (мальчик, на груди яркая табличка с надписью "Мозг")

Желудок (мальчик, на груди яркая табличка с надписью "Желудок")

Печень (девочка, на груди яркая табличка с надписью "Печень")

Лёгкие (два мальчика или девочки в обнимку, с одной табличкой на двоих "Лёгкие")

Действие :

Выходит в обнимку весёлая, шумная троица Никотин, Алкоголь и Наркотик . Представляются зрителям.

Никотин : Гляньте, детки, на меня, вон какой хороший – только каплею одной

убиваю лошадь! Заходите ко мне на огонёк ! Ведь нет дыма без

огня .

Напевает: «Давай закурим , товарищ, по одной, давай закурим ,

товарищ мой!» (или другие более современные строки)

Алкоголь : Я Алкоголь, я Алкоголь, дружить со мной, браток, изволь!

соответствующие бутылки с яркими этикетками): Пиво «Начнём

помаленьку», Водка «Прощай молодость», Бренди (коньяк) «Кто

следующий?»

Ну, кто желает сбренди ть?

Мой любимый тост:

«Первая чаша вина принадлежит жажде,
Вторая чаша – веселью,
Третья – наслаждению,
Четвертая – безумию.»

Наркотик : Друзья зовут меня Героиныч . Они вьются вокруг меня косяком . Я

ко всем к ним без вопросов подъезжаю на колёсах .

Угадайте-ка мой любимый вид спорта! СПИД вей! А вот ещё

загадочка:

Если курите соломку, гарантирую вам… Что? Ломку! Молодцы!

Ну что, раскрутим СПИД ометр?

Появляются Мозг , Печень , Лёгкие и Сердце . Радостно направляются навстречу вредной троице, машут им руками.

Алкоголь : Привет, Печень ! Сейчас я тебя разложу ! Обнимает Печень,

целует её.

Привет, Мозг ! Дай-ка я тебя иссушу ! Зачем это тебе столько

Никотин : Привет, братцы! Очень рад вас видеть, у меня для вас, как всегда подарки. (По очереди достаёт из мешка пакеты с хорошо читающимися надписями, начинает их вручать).

Сердцу: Вот тебе Стенокардия . А вот Инфаркт миокарда , обширный, преобширный.

(Сердце мимикой, пантомимой отрицательно реагирует на вручаемые подарки.)

Желудку : Вот тебе Тошнота , Рвота , Язва , свежая, зияющая.(Нахваливает.)

(Желудок мимикой, пантомимой отрицательно реагирует на вручаемые подарки.)

Мозгу: Вот тебе Склероз , Слабоумие , отдохни, родимый!

(Мозг мимикой, отрицательно пантомимой реагирует на вручаемые подарки, а потом читает стих-признание.)

Иссушил меня гадкий злодей,
Нету больше здесь светлых идей,

Ни вниманья, ни памяти нет –
Погубил меня дым сигарет!

Легким: А вам, голубушки мои любимые, всё самое лучшее –Кашель , громкий, надрывистый, затяжной. Вот ещё и Туберкулёз припас. А напоследок – Рак !!!

(Лёгкие мимикой, пантомимой реагируют на вручаемые подарки. А при

вручении Рака падают замертво.)

Сердце, Желудок и Мозг подбегают к Лёгким, помогают им подняться.

Мозг: (шевеля последними извилинами, советует друзьям)Нам, наверное, не

надо принимать эти подарки. Отдадим их скорей обратно! Не нужны

нам такие друзья!!!

Друзья принимают совет, выбрасывают пакеты с подарками.

Тут Алкоголь, Никотин и Наркотик поют песню:

Я люблю тебя, жизнь,

Без бутылки, без рюмки, без стопки…

Наша трезвая жизнь –

Значит, дарим здоровье потомкам…

Пусть же радует нас

Жизнь без вредных привычек отныне…

Ведь живём только раз

Ведущий.

Наверное, нет человека, который так или иначе не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной…

стихотворение (про алкоголь)

На море ли, на суше ли Чтоб не было войны

Не пей ни в коем случае Ты «огненной войны»

Наклейками увешана И манит слабаков

С бедой и горем смешана Из глубины веко

Отрава несусветная Для тела идуши

Не видят в жизни светлого Убийцы алкаши

Пол-литрами и стопками Измерены года

Дорожка, пьяной тропкою ведед на край всегда

Пройдет немало времени чтоб зло искоренить

Предать бы все забвению без водки можно жить

Кого призвать к ответу хотим узнать все мы

И где тот выход к свету из пьяной темноты

Вопрос 11. Что такое алкоголизм? (Алкоголизм – это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением спиртными напитками. Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической зависимости от алкоголя.)

Вопрос 12. Какой спирт служит основой водки? Назовите его химическую формулу. (Этиловый спирт, C2H5OH.)

Вопрос 13. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу.)

Вопрос .Пытаться заменить водку пивом,это тоже, что заменить беса…Закончите предложение.(дьяволом)

Вопрос. Иоганн Гете был уверен в том что,человечество могло бы достигнуть невероятных успехов,если бы оно было более…Закончите предложение.(трезвым)

Вопрос . Бисмарк считал, что от этого напитка человек « делается ленивым, глупым, бессильным». (Пиво).

Вопрос для зрителей.1 Закончите пословицу «первую рюмку ты берешь, а вторая…(тебя хватает)

2.Закончите пословицу «пьяному море по колено,а лужа…(по уши)

Вопрос . Колет женщина дрова не обидно бы – война;
Муж на фронте – ты одна.
Но всему тому вина – эпидемия…. Закончите фразу. (Вина

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Спроси себя: готов ли ты к роботе-

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотики?

Взгляни вокруг прекрасная природа

Нас призывает с нею в мести жить

Дай руку друг! Давай с тобой поможем

Ведущий .Теперь вопросы будут про еще одну из вредных привычек

Вопрос 15. Что такое наркомания? (Это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройствам психики, глубоким изменениям личности и к нарушениям функций внутренних органов).

Вопрос 16. Что такое абстиненция? (Похмелье, ломка, в результате прекращения приема веществ, вызвавших физическую зависимость, она сопровождается страшной физической болью.)

Вопрос 17. Наркомания неразрывно связана с еще одним, не менее опасным заболеванием. Его признаки:

1. Увеличение лимфатических узлов, причем сразу в нескольких местах: на шее, в локтевом сгибе, под мышками, в паху.

2. Длительная – больше месяца – температура (37–38 градусов) без установленной причины.

3. Прогрессирующая потеря веса, несмотря на сохранение прежнего режима питания.

4. Частые гнойные и воспалительные поражения половых органов и кожи.

5. Длительное расстройство стула.

– Исходя из вышеназванных признаков, определите, о каком заболевании идет речь. (СПИД.)

Вопрос 18. Что такое СПИД? (Синдром приобретенного иммунодефицита.)

Вопрос 19. В чём отличие вируса иммунодефицита человека от синдрома приобретённого иммунного дефицита? (ВИЧ - возбудитель ВИЧ-инфекции, а СПИД является конечной стадией ВИЧ - инфекции.)

Вопрос 20. Чем опасен СПИД для человека? (Он уничтожает защитную систему человека и организм человека не может бороться с разными инфекциями, а самое важное, что СПИД неизлечим.)

Вопрос 21. Какие пути передачи ВИЧ-инфекции вы знаете? (Эпидемиологи выявили три пути передачи ВИЧ-инфекции: половой; через кровь - парентеральный; от матери ребенку - вертикальный

Спасибо большое командам-участницам. С вами приятно было общаться. Подведем итог сегодняшней игры..

Награждение команд.

Притча. Когда-то, давным-давно, в одной восточной стране, вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи.
И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил оказывать содействие в решении различных проблем жителям большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а продолжали ходить за советом к старому мудрецу.
Молодой человек решил доказать всем, что мудрец не такой уж и умный, что он не все знает на этом свете. И он придумал для него такое испытание: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она – мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет – мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше, чем его».
Молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?»
«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.
«А какая она, мертвая или живая» – спросил молодой человек.
«Все в твоих руках» – ответил мудрец.

– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте правильный выбор!

Нашу игру я хотела закончить словами Вересаева:

«Только бы здоровье, - с ним ничего не страшно, никакие испытания; его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо».

Стихотворение

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!

Песня про здоровый образ жизни.