Архитектурно пространственная композиция. Объемно пространственная композиция здания

Архитектурная композиция в Architectural Desktop

Алексей Ишмяков

Термин «композиция» обозначает сложение, состав, построение художественного произведения, определенные системы средств раскрытия и организации образов, связи и отношения этих образов. Изучением процесса и результатов композиционного моделирования архитектурной формы занимается специальная наука — теория архитектурной формы и композиции.

Создание художественно-композиционной модели будущего объекта, фиксация ее в объемных макетах, схемах, эскизах — важнейшая стадия архитектурного проектирования. Испокон веков на первичном этапе проектирования зодчие использовали архитектурную композицию (рис. 1), характерной особенностью которой является трехмерное представление будущего здания или сооружения.

Рис. 1

Процесс создания архитектурного произведения — это движение композиционной модели от первоначальной идеи (представленной в виде простейших геометрических форм, рожденных образной ассоциацией) через организацию пространства из групп усложненных форм к конструктивно-технологической системе документов, выраженной в понятии «проект».

Традиционная методика изучения архитектурной композиции (ОАПК) в зависимости от способа использования трехмерного пространства выделяет следующие виды композиции: фронтальная, глубинная и пространственная (рис. 2). Однако при этом понятие «пространство» не имеет четкой трактовки. Дело в том, что традиционные способы отображения пространства средствами макетирования или графики очень условны. Сегодня ясно, что выполнение полноценной пространственной композиционной модели возможно лишь средствами виртуального компьютерного моделирования. Модель же архитектурного пространства, созданная традиционными средствами архитектурного макетирования (бумага, пластилин и т.п.), всегда будет груба, примитивна, условна.

Рис. 2

По сравнению с реальными физическими материалами, из которых архитектор создает традиционный макет (бумага, картон, «…поролон, резиновая губка, мочалка «Люфа», олений мох, засохшие цветы, различные травы, ольховые шишки…»), виртуальное трехмерное моделирование обладает рядом несомненных преимуществ. Оно позволяет управ­лять геометрией объектов и оптическими свойствами материалов, функционально разнообразить состав композиции.

В состав Autodesk Architectural Desktop (ADT) (www.autocad.ru) входят специальные инструменты навигации в виртуальном трехмерном программно формируемом пространстве, позволяющие создавать любые виды архитектурной композиции. Так, программа дает возможность преобразовывать ортогональный вид в объемный, перемещать виртуальную камеру-наблюдателя вокруг трехмерного объекта, автоматически создавать разнообразные перспективные проекции, проектную анимацию. При этом окружающее пространство воспроизводится в точном соответствии с психофизиологическими особенностями человеческого восприятия. Естественно, что при таком подходе надобность в четкой классификации видов композиции отпадает.

Первичный композиционный замысел развивается только тогда, когда формируются различные модели проектируемого объекта (функционально-планировочная, эргономическая, конструктивная и т.д.), которые согласуются с архитектурной композицией, уточняя и конкретизируя ее.

Процесс работы над проектом начинается с формирования отвлеченной объемно-пространственной геометрической композиции, обладающей некоторыми конкретными признаками будущего объекта. Сначала создается обобщенная геометрическая модель-макет, пространственные характеристики которой соответствуют габаритам и имеют характерный силуэт-абрис проектируемого сооружения (рис. 3). Это промежуточная стадия между абстрактной графической объемной композицией (которая имеет лишь художественно-прикладное значение) и итоговым проектным решением (архитектурно-строительной виртуальной моделью объекта, комплектами рабочей документации) (рис. 4).

Рис. 3

Рис. 4

Современная теория архитектурной композиции определяет общие категории взаимоотношений архитектурного объема-массы, геометрического пространства, физиологических законов восприятия цвета и света. Различаются виртуальные композиционные модели ограниченных и открытых архитектурных пространств.

Композиция ограниченного пространства решается с помощью организации различных геометрических элементов, расположенных внутри визуальной границы восприятия архитектурного пространства (по периметру, на поверхности основания и поверхности перекрытия) (рис. 5). К таким композиционным моделям относят объемно-пространственную композицию отдельного фрагмента здания или сгруппированных фрагментов сооружения, интерьера, конструктивного каркаса.

Рис. 5


Рис. 6

Композиция открытого пространства решается формированием пластики поверхности тектонического основания и объектов-доминант (рис. 6). Пластика основания задает характер движения в трехмерном пространстве и определяет сценарий восприятия архитектурного решения. Объекты-доминанты определяют характер различных связей между соподчиненными им элементами композиции. В число указанных композиционных моделей входят ландшафтные композиции, варианты объемных решений экстерьера объектов, сценарные градостроительные композиции.

Очевидно, что традиционный бумажно-картонный макет в обозримом будущем перестанет существовать, поскольку такая форма подачи проектного материала морально устарела и может рассматриваться лишь как один из видов декоративно-прикладного искусства, а также служить для решения учебных задач на начальной стадии освоения профессии архитектора.

Средства создания трехмерных объектов в ADT

Композиционная модель может быть создана инструментами твердотельного моделирования (Solids) , AEC-моделирования (Mass-elements), а также при помощи средств редактирования уже готовых трехмерных объектов.

Различают простое моделирование, при котором используются элементарные геометрические формы-тела (параллелепипеды, шары, кубы, призмы, пирамиды и т.д.), и более сложное моделирование, применяющее принцип «Edit in place » («формирование непосредственно по месту»).

Управление твердотельным моделированием Solids AutoCAD осуществляется из верхнего текстового меню 3D Solids , а архитектурной композицией ADT, предоставляющей дополнительные возможности трехмерного моделирования, — из плавающей инструментальной панели Tool Palettes закладки Massing или из верхнего текстового меню Design этой же закладки. Оба эти инструмента имеются схожие черты:

Предусмотрен набор стандартных команд-инструментов: Sphere (Шар), Box (Параллелепипед), Dome (Призма), Cylinder (Цилиндр) и др.;

Обеспечена возможность создания произвольных трехмерных объектов из эскизов – замкнутых полилиний – при помощи инструментов Extrude (Выдавливание/вытягивание), Revolve (Вращение);

Средства редактирования трехмерных объектов отличаются большим разнообразием, однако основаны на трех базовых логических операциях: Union (Объединение), Subtract (Вычитание), Intersect (Пересечение).

Практика показывает, что при моделировании в некоторых случаях удобно пользоваться телами Solids , а иногда — AEC Mass-elements ADT.

Тела Solids упрощают получение криволинейных объектов со сложной траекторией (например, трубопроводов, отдельных элементов архитектурного декора) способом Extrude-Lofting (Вытягивание). Инструменты Solids позволяют достичь корректных проекций разрезов или фасадов, обеспечивая подавление лишних линий, разделение на видимые (контурные) и невидимые (скрытые) линии.

AEC Mass-elements обеспечивает лучшее взаимодействие при работе с объектами ADT, в результате чего скорость проецирования возрастает на порядок.

Сложные трехмерные объекты архитектурной композиции

При создании сложных геометрических форм элементов архитектурных конструкций и декора применяется универсальный геометрический принцип Boolean (Логические операции), используемый при работе с трехмерными объектами во всех без исключения программных продуктах.

В ADT логические операции обеспечивают возможность из нескольких простых трехмерных объектов сформировать трехмерные объекты очень сложной формы, которые невозможно воспроизвести с помощью известного каждому архитектору аппарата начертательной геометрии. Это позволяет фактически безгранично расширить диапазон приемов и методов формообразования. Для создания сложных форм могут использоваться как объекты Solids AutoCAD, так и объекты Mass Elements ADT.

В качестве примера рассмотрим усложнение формы композиционной модели объекта Mass Elements ADT:

1. Создайте объект Solids — параллелепипед. Нажмите правую клавишу мыши и выберите в контекстном меню команду Convert to Mass Element .

2. После появления в командной строке запроса Erase…geometry Yes/No нажмите Enter .

3. Нажмите правую клавишу мыши и в контекстном меню выберите команду Name . Введите имя, которое может состоять из букв и цифр (например, Forma_1), нажмите Enter .

4. Возникнет новый объект — Mass Element ADT , совпадающий с Solids объектами и расположенный на специальном слое A-Area-Mass . Выключите слой Solids .

5. Выделите Mass Element . Совместите курсор с одной из Grips марок, расположенных на гранях выделенного объекта. Марка подкрасится красным цветом, и выделится лицевая грань Mass Element . Такая операция предоставляет возможность изменять положение любой лицевой грани объекта. Используя режимы полярного отслеживания и объектной привязки AutoCAD, вы сможете указать направление движения грани и ввести в командной строке величину смещения (рис. 7).

6. Положение системы координат на момент редактирования не имеет значения, поскольку во время указания Grips-марки она автоматически изменяется. По завершении изменения положения грани прежняя система координат восстанавливается.

Рис. 7


Рис. 8

7. Взаимодействие логическими операциями между Mass Element осуществляется таким же образом, как у тел Solids: выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, откройте закладку Boolean (Логические операции) и выберите любую из трех предложенных команд — Union (Объединение), Subtract (Вычитание) или Intersect (Пересечение) (рис. 8). Предусмотрена возможность выполнения логических операций и между Solids и Mass Elements .

8. Объекты Mass Elements доступны также для операции Split (Разделение) — аналога команды Solids AutoCAD Slice (Разрезание). Выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, выберите команду Split . Последовательно укажите на плане первую и вторую точки секущей плоскости. Разделение всегда производится плоскостью, перпендикулярной плану, а разделенные объекты становятся полностью самостоятельными. Продолжение изменений объекта в плане производится растягиванием Grips (рис. 9).

Рис. 9


Рис. 10

9. Для создания дополнительных граней на поверхностях Mass Elements следует выделить Mass Element , нажать правую клавишу мыши и выбрать команду Split Face (Раздели грань). После указания на грани первой и второй точек будет образована дополнительная грань, которую также можно разделить (рис. 10).

10. Для создания сложных архитектурных композиций используется метод определения взаимодействия сгруппированных объектов Mass Elements , которые называются Mass Group (Композиционная группа).

В отличие от традиционного способа работы с архитектурной формой, который предусматривает создание графических изображений на бумаге или на плоскости бумажного листа при макетировании, теперь предлагается использовать различные сочетания объемных линейных стержневых объектов, пластин и массивов, легко взаимодействующих между собой и трансформирующихся друг в друга. Разработка большого количества трудоемких черновых эскизов из трехмерных объектов осуществляется почти мгновенно. Ни одна другая платформа не обеспечивает корректную работу с ADT.

1 Мардасов Н.Д., Длугач Е.И. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.

«САПР и графика» 10"2000

К атегория: Проектирование

Архитектурная композиция

Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство. Архитектурная композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, - одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.

Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами конструктивного и технического назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.

Любое сооружение имеет три измерения: длину, высоту, ширину. Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.

Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции: высотный дом - при преобладании высоты, протяженный дом - при преобладании длины; плоский дом - при преобладании ширины. Такие признаки композиции» как фронтальность, пространственность, объемность, положены в., основу классификации объемно-пространственной композиции зданий.

Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен.

Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах - ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу - наклона вперед:
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться;
Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов).

Рассмотрим методы, с помощью которых выявляется композиционное единство поверхности - художественное качество, необходимое любой композиции. Существует два основных способа: первый-это заполнить заданную поверхность равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней, или блоков-руст, применение облицовочного кирпича); второй- это членить плоскость, на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и пово роты).

Следует заметить, что членение поверхности только в одно направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркива ют ограниченность с боков, а вертикальные - обращают внимание на верх и низ плоскости.

Рис. 1. Равномерное членение переплета оконной рамы подчеркивает ее фронтальность

Рис. 2. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность формы с боков, вертикальные - ограниченность сверху. Равномерные членения в обоих направлениях подчеркивают фронтальные формы

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения: поверхности и проемов, соподчинение по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке - пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции - основная задача проектирования.

Форма может иметь следующие особенности: преобладание горизонтальной, вертикальной или глубинной координаты; очертания, силуэт сложный или простой. Плоскости стен, формирующие объем, могут быть прямые, наклонные, криволинейные, вертикальные и др.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства: членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями; сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только одной из его сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней (рис. 3). Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

Рис. 3. При небольшом развороте, когда открывается не только фасад

Рис. 4. При взгляде сверху выявляется форма здания, которую легко представить по рисунку крыщи

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствуют выявлению формы, так как становится частично видна конфигурация плана или крыши (рис. 4.).

Впечатление объемности усиливается неравномерным освещением боковых сторон, раскрытием внутреннего объема, членением поверхности, контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией. Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии в целом.

Глубинно-пространственная композиция обладает формами, создающими зрительную глубину» Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: закрытого со всех сторон и сверху (интерьер) и ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер). Примером наружной композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон. В этом случае объемность ограждающих стен не воспринимается, и они превращаются в огораживающие плоскости (рис. 5).

Рис. 5. Замкнутое пространство

Рис. 6. Открытое пространство

Замкнутое пространство - это пространство, фланкируемое с двух сторон или окруженное со всех сторон. Человек, находящийся в таком окружении, чувствует себя «внутри».

Открытое пространство организуется как бы «снаружи» от центральных объемов и выявляется их величиной, формой, шагом; не выгораживается, а объемлет, охватывает, обтекает организующие его объемы (рис. 6).

Композиция внутреннего пространства определяется характером процессов, для которых сооружается здание. Различная группировка пространства внутри здания складывается из комбинации пяти основных типов: ячейковая, коридорная, связанная, анфиладная, зальная (рис. 7).

Ячейковая система образуется из независимых друг от друга частей, которые могут быть представлены изолированной комнатой или квартирой в доме террасного типа (ячейки-квартиры в этих домах имеют самостоятельные входы с улицы и, хотя вплотную блокированы друг с другом, внутреннее пространство полностью взаимоизолировано).

Коридорная система складывается из ячеек, связанных общей линейной коммуникацией. Одноэтажные жилые дома коридорного типа включают несколько квартир и позволяют объединить некоторые бытовые процессы.

Связанная бескоридорная система объединяет ячейки вокруг общего помещения. При организации дома-коммуны таким центром Члужит большая общая комната.

Анфиладная система представляет собой ряд помещений, расположенных по оси друг за другом и связанных проходами или проемами. Такая композиция устраивается в парадной части жилого дома для большой семьи. Например, это могут быть прихожая, передняя, гостиная, столовая, связанные общей осью-проходом.

Зальная система - это единое пространство, в котором сосредоточены все функциональные процессы. Такая система удобна при частом переоборудовании квартиры, когда все перегородки делают передвижными, а в полу или под потолком имеется система точек, к которым подведено электричество, кабели связи и другие коммуникации.

Рис. 7. Планировочные схемы: а - ячейковая; б - коридорная; в - связанная бескоридорная; г - анфиладная; д - зальная

Мебель и функциональные зоны в такой квартире размещаются произвольно.

На практике все эти композиции встречаются в сочетаниях и образуют так называемые смешанные системы.



- Архитектурная композиция

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими .

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства . Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия .

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим .

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена .

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции , простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам .

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции . Простейший пример такой композиции - здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика .

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция , развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры .

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия . Самая старая известная нам работа по этой теме - античный трактат «Десять книг об архитектуре » - служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции - один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи , называется «золотое сечение ».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической .

Ритм - чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению .

Контраст - резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей .

Нюанс , в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество .

Симметрия - соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия - понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия .

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе , вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Архитектурная композиция" в других словарях:

    Скульптурно-архитектурная композиция - многоплановая композиция с ансамблевым решением, имеющая важное градоформирующее значение... Источник: ЗАКОН г. Москвы от 13.11.1998 N 30 О ПОРЯДКЕ ВОЗВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ГОРОДСКОГО ЗНАЧЕНИЯ … Официальная терминология

    Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось (Болгарский язык; Български) осова композиция (Чешский язык; Čeština) osová kompozice (Немецкий язык; Deutsch) achsbezogene Komposition (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

    Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси (Болгарский язык; Български) свободна композиция (Чешский язык; Čeština) volná kompozice (Немецкий язык; Deutsch) freie Komposition; freie Gestaltung (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

    композиция осевая - Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN axial composition DE achsbezogene Komposition FR… …

    композиция свободная - Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN free composition DE freie Gestaltungfreie Komposition FR … Справочник технического переводчика

    - (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение): В Викисловаре есть статья «композиция» Искусство Композиция (изобразительное искусство) организующий компонент художественной формы, придающий прои … Википедия

    композиция архитектурная - Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Справочник технического переводчика

    КОМПОЗИЦИЯ, и, жен. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.… … Толковый словарь Ожегова

    Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Строительный словарь

При разработке проектов жилых, административных и прочих зданий архитекторы создают композицию внутреннего пространства. Она должна быть тесно связана с определяющей внешнюю форму здания объемной композицией.

Форма, которую имеют внешние объемы здания, может быть самой различной. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев она или же соответствует, или очень близка форме простых геометрических тел, таких, как куб, параллелепипед, пирамида, призма, полуцилиндр, полусфера, кольцо или полукольцо.

Внешние объемы зданий и сооружений архитекторы классифицируют на простые и сложные. К простым относятся те, которые состоят только из одного объема, а сложными – те, которые состоят из двух и более объемов, имеющих различную форму. Кроме того, выделяют также так называемые комплексные композиции. Они состоят из составляющих единый и гармоничный архитектурный комплекс нескольких зданий.

Когда перед архитекторами ставится задача спроектировать здание или сооружение массового строительства, то в подавляющем большинстве случаев используются простые композиции. Благодаря этому обеспечивается экономичность и функциональность.

Если стоит задача проектирования сложной композиции, то требуется сначала определить то количество различных объемов, которые будут ее составлять, а также порядок их расположения друг относительно друга. При этом следует иметь в виду, что если изменять взаимное расположение объемов и их количество, то можно добиться совершенно разных художественных результатов. При разработке сложных композиций рекомендуется избегать наличия большого количества маленьких объемов, то есть композиционной дробности. Считается, что наилучший подход – это использовать три или четыре крупных объема, чтобы объемами мелкими не лишать композицию выразительности и не затруднять ее восприятие.

Виды объемных композиций

Специалисты классифицируют все объемные композиции на:

  • Фронтальные;
  • Глубинные;
  • Центрические;
  • Вертикальные.

Фронтальными именуются такие композиции, в которых объем развит в одном направлении. Таковыми являются, к примеру, многоэтажные жилые дома , состоящие из нескольких секций.

Глыбинными именуются те композиции, которые, как следует из их названия, развиты в глубине.

Основной характерной чертой центрических композиций является наличие в их центре помещения большого размера. Центрическими композициями являются, к примеру, крытые рынки и цирки.

Основной характерной особенностью вертикальных композиций является существенное преобладание высоты над прочими измерениями.


Фронтальная объёмная композиция

Глубинная объёмная композиция

Центрическая объёмная композиция

Для того чтобы объемная композиция имела гармоничный вид и выглядела как единое целое, важно достичь соподчинения различных ее элементов и выделить из них главный. Именно по этой причине включающую в себя главные помещения здания центральную часть размещают в большинстве случаев на главной оси симметрии. Таким образом, достигается ее доминирование, как по объему, так и по высоте в общей объемной композиции. Что касается боковых частей объемной композиции, то они имеют существенно меньший объем, и значение центральной части, тем самым, подчеркивается.

Внешний вид любого здания или сооружения определяется его конструктивной и планировочной структурой, градостроительными условиями и назначением. Архитектурному решению здания надлежит быть эстетичным, современным удовлетворяющим эстетические вкусы жителей.

К наиболее важным архитектурным требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, относятся логичность и четкость композиции, красота пропорций, экономичность выбранного решения, а также высокое качество отделки. При проектировании зданий нужно обязательно учитывать градостроительные, экономические условия, и его назначение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общее понятие о композиции. Композиция в искусстве и архитектуре

Введение

1.1 Сущность композиции

1.2 Единство и целостность -- основа композиции

1.3 Объективное и субъективное в композиции

1.4 Роль знаний в композици­онном творчестве

1.6 О методах изучения объёмно-пространственной композиции

1.7 Основные принципы художественного формообразования

Заключение

Использованная литература

Введение

Архитектура -- это соединение искусства, науки и производства. Органичное соединение этих трех составляющих образует каркас профессиональных знаний и умений -- основу проектной деятельности архитектора

Проектная деятельность имеет две ветви :

1) Архитектурная композиция

Процесс работы предусматривает:

комплексное решение ряда взаимосвязанных задач: художественно образных, инженерно-конструктивных, функционально-технологических, экономических и т.д. (Все эти задачи, часто противоречащие друг другу, должны быть в конце концов согласованы между собой так умело, что зритель не обнаруживает следов этих противоречий. Он видит красивую композицию нужного людям сооружения.)

Каждая из составляющих архитектурной композиции имеет свои закономерности. Так, инженерно-конструктивные задачи основываются на ряде определенных научных дисциплин, таких, как теоретическая механика, статика сооружений, сопротивление материалов, инженерные конструкции, материаловедение и др.

Закономерности построения объемно- пространственных форм как основа композиционной грамоты не зависят от стилевого направления архитектуры.

2) Архитектурное проектирование

Архитектурная композиция является стержнем основной профилирующей дисциплины "Архитектурное проектирование", которая на младших курсах носит название "Основы" архитектурного проектирования" и включает следующие разделы: архитектурная графика, объемно-пространственная композиция и начала архитектурного проектирования.

На основе графического изучения памятников мировой архитектуры, их композиционных особенностей осваиваются изобразительные средства и первичные композиционные знания. Графический анализ и изучение памятников и объектов современной архитектуры и архитектуры прошлого является исходной позицией для понимания объективного характера композиционных принципов.

В началах архитектурного проектирования реализуется композиционная подготовка и графические навыки в ходе решения простейших проектных задач.

Такая последовательность изучения учебного материала позволяет наглядно уяснить взаимосвязи между основными положениями композиционного курса и задачами архитектурного проектирования.

Теоретические обобщения закрепляются серией практических упражнений, выполняемых при изучении объемно-пространственной композиции. Это обеспечивает первичный уровень композиционных знаний и навыков, необходимых для сознательного решения. проектных задач на первых стадиях архитектурного проектирования.

Архитектурная композиция

Архитектурная композиция - это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям,

Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции единстве внешнего и внутреннего.

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму. Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

1. геометрический вид (конфигурация)

2. величина

3. положение в пространстве

5. фактура

6. текстура

8. светотень

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений

2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения

3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:

2. плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхность Между пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Свойства объемно-пространственных форм

Величина-- соотношения по пространственной протяженности -- высоте, ширине и глубине объемно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношении возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.

При изучении композиции объемно-пространственной формы наибольшее значение имеет развитие восприятия и понимания отношений величин п возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление плп ослабление массивности и др. Соотношения по ведальше; горизонтальное -- выше, правее, левее. Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве. Форма, как таковая, и ее изменения: по виду (линейная, плоскостная, объемная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.).По указанным двум направлениям, особенно по второму, возможны многие варианты соотношений (плоско-криволинейное, вы- пукло-вогнутое, разные степени криволинейности и т.д.)

Положение форм в пространстве -- соотношения форм п их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства. Эта категория совершенно отлична от величины и величинных соотношений. Рассматривая, например, плоскую поверхность, мы можем выделить такие координатные положения, как горизонтальное, вертикальное, фронтальное и вертикальное профильное. По отношению к зрителю эти положения могут изменяться: фронтальное -- ближе, ниже; вертикальное профильное

О пропорциях, как средствах композиции, писали в прошлом многие теоретики архитектуры (Витрувий, Альберти, Палладио и др.), преимущественно связывая пропорции с ордерной системой. В новейшее время ряд теоретиков разрабатывали геометрические методы пропорционирования (Хембидж, Гика, Мессель, Корбюзье и др). Свой вклад в теорию пропорций внес советский зодчий И.В. Жолтовский которыми возможны бесчисленные промежуточные состояния по массивности и пространственное™. Один предел -- форма максимально заполнена массой (или выражена, как таковая); другой предел -- форма выражена минимальным количеством массы. Кроме четырех указанных основных свойств, главным образом определяющих характер формы, необходимо указать еще следующие свойства: Фактура, или строение поверхности формы, которое может изменяться от рельефной к гладкой, полированной и зеркальной. Светотень, как степень освещенности и затененности формы и ее частей, зависящая от условий освещения (т. е. от силы источников света и от положения по отношению к ним поверхностей формы) Цвет -- свойство, характеризуемое следующими основными признаками: цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.

архитектурный пространство объемный композиция

Схемы Характер формы и фактуры

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное разнообразие юношений. В композиционном использовании всех этих свойств решающее шачсние имеют три основных вида качественных соотношений между ними -- контраст, нюанс, тождество (повторение). В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. п.).

В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. В тождестве повторяются состояния свойств.

На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно- пространственных формах. Контраст и нюанс нельзя понимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состояний свойств формы, которые способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названы композиционными средствами.

Перечисленные выше первичные свойства пространственной формы являются первоначальными и исходными элементами композиции, первичным формообразующим материалом, из которого строится композиция. И этот же первичный материал становится активно воздействующим, когда выступает в виде гармонического отношения, то есть первичное свойство становится композиционным средством.

Когда в форме начинает преобладать одно из измерений, во» пикает зрительное движение в направлении этого измерения. Отчетливо оно возникает при восприятии правильных геометрических форм. Это явление называется динамикой, и под ним понимаете не физическое, а зрительное движение.

Динамика возникает не только в направлении преобладающего измерения (в высоту, ширину или глубину), но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развптие пространства.

В противоположность динамике относительное отсутствие зри тельного движения называется статикой. Под этим понимается зрительная неподвижность формы, состояние покоя. Квадрат н плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, в которых одно измерение больше других в два и более раз, -- пример динамических форм.

Динамика, в элементарном виде возникающая в простейших геометрических формах, в построении пространственной композиции приобретает значение важного композиционного средства, при помощи которого может быть достигнута художественная целостность композиции. Неорганизованная динамика элементов, несогласованность их зрительных движений может создать распад композиции на отдельные несвязанные части, то есть разрушить главное ее качество -- единство.

К числу важных средств композиции относится напряженность - свойство, характеризующее активность воздействия композиции на человека.

Рассмотренные выше элементы и понятия -- виды композиции, основные свойства пространственной формы; некоторые основные композиционные средства составляют богатейшую палитру для решения самых разных композиционных задач.

Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм

В основе восприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса.

К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств возможны самые разнообразные их сочетания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.

Геометрический вид формы

Вид формы композиционного элемента определяется:

стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

соотношением размеров формы по трем координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, -- куб и параллелепипед. Ко второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, -- пирамиды, призмы, многогранники (рис. 9)."

Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, -- шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д. (рис.Ю).

К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности (рис.11).

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур -- кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

прямоугольные элементы наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;

прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;

вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе

Рис. 10 Тела вращения плоскостные и линейные формы

Рис. 11 Сложные

Формы других стереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств. Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной. Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы -- куб, шар. В этих фигурах измерения по всем трем направлениям равны (рис. 12,а).

Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед (рис. 12, б)

Рис. 12 Объемные

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими (рис. 12, в).

При измерении соотношений трех типовых состояний объемно-пространственной формы обнаруживается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии.

Например, предельные состояния формы -- куб, квадрат, линия.

Положение формы в пространстве

Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис. 13). По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 14). Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту -- выше-ниже (рис. 15). По расположению между собой формы могут находиться:

на некотором расстоянии;

примыкать друг к другу;

врезаться друг в друга (рис. 16).

Наиболее активное взаиморасположение в композиции -- врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное -- примыкание (рис. 16,о")

1. Композиция в искусстве и архитектуре

1.1 Сущность композиции

Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовно­го свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.

Композиционное мастерство -- основа творческого профессионализ­ма художника в любом виде искусства. Композиция -- важнейший фактор художественной выразительности.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. компози­ция -- это единство и целостность формы художественного произведе ния , обусловленной его содержани­ем . Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях:

как живой процесс художественного и как ее реализацию

творчества, т.е. решение конкретной

композиционной зада­чи

Поскольку композиция, отражая профессиональные особенности творчества художника, затрагивает в самом общем виде и его отношение к действительности, она неминуемо включает социальный ас пект . И поэтому в понимании природы композиции, как и во многих других вопросах, особенно касающихся практики искусства, бнаруживается коренное расхождение между материалистической и идеалистической исходными позициями.

В свете философской теории отражения искусство предстает как форма общественного сознания , отражающая мир при помощи специфических средств -- художествен ных образов . Являясь результатом познания мира, искусство не только отражает этот мир, но и одновременно преобразует его, способствует общественному прогрессу.

Композиция в искусстве с позиции диалектико-материалистической науки -- орудие освоения художником действительности, одно из средств "своеобразного познания и подчинения природы". Иначе говоря, разнообразные приемы и способы организации художественного произведения, примеры которого дает история искусства, являются отражением объективно существующих многообразных закономерностей самой жизни, понятых и прочувствованных в длительном художественном опыте человека, многократно проверенных и уточненных.

В реалистическом искусстве целью композиции является правдивое отражение действительности и ее преобразование в соответствии с познанными закономерностями. Композиция как организация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержа­нием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.

Современная наука исходит из положения, что художественно- композиционное творчество, как и любая целесообразная человеческая деятельность, становится возможной на основе познания и практического освоения действительности и подчиняется объективным зако­номерностям.

1.2 Единство и целостность -- основа композиции

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак -- целостность формы . В свою очередь композиционная деятельность имеет своей направленностью и конечной целью достижение такого единства и целостности.

Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармонич ность . Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции . Художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становится эстетически ущербной.

Началом структурного единства формы может быть ее монолитность, внутреннее равновесие компонентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элементы геометрические формы -- шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной законченности несут в себе единство.

Однако для художественной практики, в том числе и в сфере архитектурного творчества, характерно достижение композиционного единства при разнообразных компонентах, далеко отстоящих по своим внешним геометрическим формам и физическим качествам. В этом случае путь к решению композиционного единства лежит через соподчинение, т.е. установление единства и целостности через нахождение связи между главными и второстепенными частями и элементами, нередко через сочетание контрастных качеств. В композиции устанавливается иерархия со­ставляющих ее элементов -- веду­щих, подчиненных, сопутствующих, характеризующих динамическое равновесие.

В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Ведь примеры тесной связи и взаимного согласо­вания всех элементов формы чело­век постоянно видел перед своими глазами: соразмерность формы лис­та дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела всех животных, гармонию природных ландшафтов и т.д. Все части расположены в строгом по­рядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, ритма, соразмерности, пропорциональных соотношений. Эти композиционные начала, присущие природным формам, получили эстетическое освоение и закрепились в опыте искусства в ходе социально-исторической практики.

1.3 Объективное и субъективное в композиции

Одним из существенных моментов проявления закономерностей композиционного творчества является диалектика связи между объективной и субъек­тивной его сторонами.

Объективное начало в компози­ции обнаруживается в том, что художественное содержание, которое воплощает автор в материале искусства, обусловлено реальной действительностью. Тысячами нитей художник связан с внешним миром: с обществом, в котором, он живет, с культурой, которую он впитал, с общественными настроения­ми, которые являются частью его собственных переживаний, и т.д. Причем, сам автор не всегда осознает эти вполне объективные условия.

В той же мере оказывается объективно обусловленной и форма художественного произведения. Предметное воплощение художественной идеи требует подчинения природным закономерностям, технологии материалов, законам пластической организации формы, объективным свойствам формы и пространства и пр. Игнорировать эти основополагающие объективные требования в искусстве нельзя.

Вместе с тем композиционный процесс субъективен по своему содержанию, поскольку он есть акт проявления воли и творческих устремлений художника как конкретной личности. В композиции художник проявляет свои собственные мысли и чувства, свои представления о возможности структурной организации художественного материала. Художник располагает личной свободой в своем творчестве, однако эта свобода выступает как осознанная необходимость учета объективных конкретных условий.

Отрицание закономерностей композиции типично для идеалистических, формалистических взглядов. Их основу составляет утверждение исключительности субьекта в творческом процессе, предписывание ему права на произвол в создании художественных форм, спекулятивное "обыгрывание" мнимых творческих свобод, позволяющих не считаться с жизненной логикой. Нередко сам процесс композиции понимается только как создание формы, лишенной всякой связи с содержанием. Источники и движущие силы композиционного творчества в таком случае пытаются найти в бессознательной сфере человеческой психики, в проявлении стихийных начал. Однако, как показывает практика формалистического искусства, такое понимание композиции на деле ведет к разрушению художественной формы, дегуманизации искусства.

В архитектуре формализм проявляется в сознательном или невольном искажении внутренних связей формы с содержанием, обусловленном многообразными требованиями -- утилитарными, конструктивно-техническими и идейно художественными. И тогда композицию пытаются трактовать как организацию "чистой формы", как произвольную комбинацию плоскостей, объемов, линий, красок и т.п., в одном случае; в другом -- решение композиции ставят в зависимость только от одной стороны содержания -- конструкции, материала, функции, идеологического мотива. Формализм в архитектуре разрушает композицию, обедняет художественные возможности архитектуры, лишает ее общечеловеческого содержания.

1.4 Роль знаний в композици­онном творчестве

Художник обязан считаться с объективными требованиями материала искусства. Писатель должен владеть словом, живописец должен досконально знать свойства красок и принципы их сочетаемости, скульптор обязан отчетливо себе представлять возможности глины, камня, дерева и т.д. Опыт развития каждого жанра искусства запечатлел приемы и способы организации материала в художественные структуры и выразительные формы. Ни один гений в искусстве не оказался свободным от необходимости овладеть профессиональными навыками обращения с материалом. Каждый в той или иной мере ощутил себя учеником в этом деле.

Процесс овладения художественным языком искусства неоднозначен. Композиционные знания могут накапливаться в общем потоке в форме случайных сведений, непроизвольно отложившихся в памяти, или же в ходе сознательной целенаправленной деятельности по их изучению. В этом случае объем и содержание полезных сведений о композиции, безусловно шире и систематичнее, а сам процесс протекает эффективно и в более короткие сроки. Практика деятельности разнообразных художественных школ убедительно это доказывает.

Знание композиционных зако номерностей рационализирует про ф ессиональную деятельность, повы шает результативность творческих усилий.

Особенность композиционного творчества архитектора в отличие от деятельности художника в большинстве других видов искусств заключается в том, что конструирова­ние искомой художественной формы (архитектурного сооружения) необходимо приводят в движение зн ачительные материальные и люд ские ресурсы . Допущенные просчеты при возведении объектов архитектуры практически трудно исправимы.

Вот почему так важен в решении архитектурной композиции, в предвидении художественного результата точный расчет и учет объективных закономерностей художественного формообразования. Обективированный художественный опыт предыдущих поколений зодчих, в том числе и неудачи, составляют ценную основу профессиональных знаний.

Роль композиционных знаний в архитектуре в наше время возрастает. Это связано с усложнением ее задач, расширением сферы ее проявления в обществе, количественным ростом, увеличением масштабов до уровня целых городов и агломераций, новыми средствами коммуникаций.

Однако, учитывая важность композиционных закономерностей, необходимо осознавать границы их использования. Законы композиции недопустимо абсолютировать, превращать в технические правила создания художественного творения, как это было, например, в академическом искусстве, ибо в этом случае искусство лишается художественности и становится ремеслом. Целью творчества, в том числе и художественного, всегда является создание нового продукта, обуслов­ ленного возникновением новых об щественных потребностей . Поэтому композиционные принципы не могут предписывать конкретных качеств художественному произведению, они не могут служить рецептом. Однако создания художественного произведения служат организующим и контролирующим стержнем творчества, обеспечивают общезначимость художественного произведения и ценность его как продукта общественной культуры.

«Творчество базируется -- как пишет известный советский архитектор и педагог А.К.Буров -- на индивидуальном ощущении того, каким образом должна и может быть решена поставленная задача. Доводы могут быть представлены только в виде общих рассуждений. Когда эти общие рассуждения в результате опыта, анализа этого опыта и применения точных научных знаний могут быть сформулированы в качестве закона или приближающейся к нему рабочей формулы, каждый раз и безошибочно в пределах поставленной технической задачи, способных эту задачу раз­решить, этот вид деятельности ухо­дит из области искусства и перехо­дит в область техники».В качестве примера, подтверждающего высказанную мысль, А.К. Буров сравнивает Парфенон и Тесейон,

Исполненные по одним и тем же правилам архитектурного канона. Однако в Парфеноне композиционные закономерности использованы творчески, в силу чего он постигается эмоционально и воспринимается как художественное произведение, а Тесейон постигается логически и воспринимается почти как техническое сооружение.

В последнее время особенно много пишут о недостатках массовой жилой застройки наших городов. Критики неоднократно отмечали бедность архитектурного облика улиц и дворов, унылую монотонность фасадов жилых домов и общественных сооружений, серьезные просчеты в масштабных соотношениях объемов и пространств, гигантоманию форм, нарушающую привычные визуальные связи с человеком, что не способствует созданию комфортной и жизненной среды. Эти негативные явления отнюдь не связаны однозначно с недостатками строительно-технического конвейера, ограниченностью архитектурных форм в условиях типизации. Они также следствие серьезных просчетов в решении архитектурно-творческих задач, а зачастую и прямого пренебрежения объективными композиционными закономерностями.

Архитектурный профессиона ли зм приобретается в процессе глу бокого постижения компози цион ных принципов и закономерностей, являющихся обобщением историче ского опыта архитектуры.

1.5 Содержание объемно-про­странственной композиции

Архитектурная композиция -- это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно- техническим требованиям.

Как видно из определения, учебным предметом архитектурной композиции является изучение факторов, влияющих на построение архитектурной формы.

В современной архитектуре все эти факторы чрезвычайно усложнились. Для практики архитектурного проектирования и для обучения архитектуре выявилась необходимость выделения их в самостоятельные области знаний с целью глубоко вникнуть в их суть. Так появились такие разделы архитектурной теории, как типология зданий, архитектурные конструкции и др. Самостоятельность их относительна. Без отношения к архитектурной композиции, например, значение дисциплины "Архитектурные конструкции" не может быть правильно оценено.

Таков по назначению курс "Объемно-пространственная композиция", исследующий специфические художественно-эстетические требования в построении архитектурной формы. Природа этих требований двоякая:

Социальная и психофизиологическая.

Решающей в эстетической оценке архитектурной композиции является социальная и историческая обусловлен ность появления тех или иных форм архитектуры ; как уже ранее говорилось, многое в ней зависит от особенностей человеческого восприятия. В центре внимания объемно- пространственной композиции факторы, связанные с природой человеческого зрения и психологией восприятия объектов архитектуры.

Вальтер Гропиус, исследуя но­вые методы воспитания архитектора, ставил вопрос: существует ли наука формообразования? И отвечал на него; да, существует.

"Сегодня мы можем, -- писал он, -- снабдить творческий инстинкт проектировщика ценным знанием визуальных фактов, таких, как явление оптической иллюзии, отношение объемов тел и пустот в пространстве, отношение света и тени, цвета и масштаба -- знанием объективных факторов вместо произвольных, субъективных интерпретаций или давно устаревших формул"

Курс объемно-пространственной композиции -- это прикладная дисциплина, имеющая узкопрофессиональную направленность. В последующем материале настоящего пособия конкретно излагаются теоретические основы учебной дисциплины объемно-пространственной композиции.

Предмет "объемно-пространственная композиция", где в центре стоит проблема художественного формообразования , должен обладать особой спецификой в способах обобщения материала и его фиксации, удобных для осмысления и распространения. Концентрация опыта и выделение главного, как и в любой сфере знаний, требует отвлечения от частностей и восхождения к абстракции.

Однако материал искусства, в данном случае архитектуры, должен всегда и при любых условиях сохранять предметную конкретность формы, ее зримый облик. Если этот контакт с предметной формой нарушается, ниточка связи с искусством рвется и художественная специфика улетучивается. Су дить о произведении искусства, не имея представления о материальных носителях, порождающих ху дожественные образы, невозможно . Рассуждая о ритме или "тектонике, мы постоянно держим в воображении те или иные объемные или пространственные соотношения, пластические характеристики и т.п.

Вместе с тем, сохраняя наглядную форму архитектурных объектов, мы, сосредоточиваясь на отдельных особенностях строения формы, свойственных многим объектам архитектуры независимо от типологической и функциональной принадлежности, регионального или географического размещения, исторического места, можем выделить нечто главное и существенное, приобретающее значение композиционного принципа или закона какиполезное достояние в профессиональном опыте зодчества.

1.6 О методах изу чения объёмно-пространственной композиции

Получив общее представление об особенностях объемно-пространственной композиции, можно говорить о целесообразных методах освоения ее принципов и приобретнии навыков их практической реализации. Тут возникает ряд специфических проблем, которые не позволяют осуществить привычные подходы как к обычному учебному предмету. Умозрительный способ постижения теоретических положений оказывается недостаточным, ибо композиция -- это не только сумма знаний, причем знаний особых -- процедурного свойства, но и сама практика.

1.7 Основные принципы художественного формообразования

Рациональность логическая обоснованность, целесообразность формы

Тектоничность соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования

Структурность внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования? нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму

Гибкость это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы. Она обнаруживается в природном мире, где изменение - явление закономерное, возникающее под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы, изменяясь, остаются целостными организмами. В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы.

Органичность построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях.

Главным из них можно назвать анализ:

· - морфологии, т. е. строения так называемых биоформ как

· функциональных организмов;

· - закономерностей тектонического (конструктивно-пластического)

· формообразования в природе;

· - особенностей движения биоструктур;

· - пластики живых организмов их окраски и пропорционального

· строения.

Образность Данный принцип отражает четкое и глубокое раскрытие в композиции определенной художественной идеи. На такое раскрытие направлена всякая дизайнерская, как впрочем, и любая другая художественная деятельность. Главное? это гармонизация образной структуры формы.

Целостность установление самой тесной связи между всеми средствами и приемами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы, определяющий в конечном счете всю силу ее воздействия на зрителя. При отсутствии такого характера форма выглядит негармоничной, дробной, не целостной.

Заключение

Композиция -- это творчество, созидание. Нельзя овладеть композицией, не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся должны испытать в ходе живой самостоятельной деятельности.

Таким образом, решающая роль в освоении основ объемно-простран­ственной композиции отводится практическому способу через постановку и решение творческих заданий. Лекции и беседы, коллективные обсуждения результатов работы будут дополнять композиционные упражнения.

Особенность решения конкретной композиционной задачи состоит в том, что аналитическая рациональность в построении архитектурной формы сливается с эмоциональными ощущениями. В индивидуальном решении композиции непременно присутствует эмоциональный компонент, который естественные предметные свойства возводит на уровень выразительных. Деятельность по сочинению композиционных этюдов приобретает эстетический характер. Композиционные практические задания носят обобщенный отвлеченный характер. Используемые объемно-пространственные формы по своим геометрическим характеристикам соответствуют облику наиболее распространенных в архитектуре, но нет указания на их конкретное функциональное наполнение. Для освоения принципов объемно-пространственной композиции берется как бы геометрическая модель фрагментов архитектурной среды. Такой прием способствует изучению общих принципов и закономерностей эстетического формообразования и отвлечению от конкретных характеристик отдельных архитектурных сооружений.

В качестве материала для выполнения творческих композиционных упражнений используются бумажные макеты и графические изображения, хотя макету в связи с его особой наглядностью отдается предпочтение. Работа над макетом, требуя предметных действий, очень эффективно развивает пространственное мышление и техническую интуицию, что важно для продуктивной композиционной деятельности.

Перечисленные выше принципы:

а) анализ общих композици­онных закономерностей;

б) поста­новка творческих заданий отвле­ченного характера на освоение вы­деленных формальных средств;

в) применение макетирования как формы решения заданий -- являются базовыми, на их основе строится методика овладения объемно- пространственной композицией. Ей должна следовать не только учебная аудиторная работа в коллективе, но и самостоятельная деятельность каждого учащегося, заинтересованного в повышении уровня своего профессионального мастерства.

Основной задачей дисциплины объемно-пространственной композиции является попытка заложить основы для сознательного осмысления процессов в будущей профессиональной деятельности, выработка индивидуального стиля образной разработки объектов. Однако такое умение приходит не сразу. Кроме весьма существенных по своему значению теоретических сведений о закономерностях построения композиции, ознакомления с работами своих коллег, студенту необходимо освоить простейшие практические приемы и правила, на которых зиждется композиционная грамота.

Использованная литература

· Специальность: «Архитектура» Объемно-пространственная композиция А.В.Степанов; В.И. Мальгин и др. Москва 2007 год.

· Учебное пособие для студентов по дисциплине: «Объемно - пространственная композиция» Б.Е.Сотников. Ульяновссск 2009 год.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Что такое архитектурно-пространственные формы, их свойства и роль в создании единства архитектурной композиции из множества составляющих. Изучение композиции объемно-пространственной формы, описание ее геометрического вида и свойств, сферы применения.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Изображение будущего здания, массива или парка в миниатюре. Композиции в технике макетирования: фронтальная и объемная. Объект и пространство, цвет в макетирование. Материалы для проектирования макета. Разработка объемно-пространственной композиции.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2009

    Виды формальной композиции, приемы и свойства, способы достижения гармонизации и выразительности. Основные требования графического отображения представлений композиции и способы исполнения. Объемно-пространственная композиция. Критерии оценки работ.

    учебное пособие , добавлен 05.03.2012

    Особенности формирования архитектурно-пространственной композиции и целостности города, его колористика и освещение. Основные санитарно-гигиенические и климатические требования при выборе участков для размещения селитебных зон населенных пунктов.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Системы человеческого восприятия. Объемность и форма как основные характеристики объектов в пространстве. Особенности ассоциативного воздействия пространственной формы. Использование геометрических и природных форм в современной архитектуре и интерьере.

    презентация , добавлен 20.04.2015

    Генеральный план гостиницы, обоснование размещения на участке строительства. Объемно-планировочное, конструктивное и архитектурно-планировочное решение. Приемы и средства архитектурной композиции здания. Инженерное оборудование и отделочные материалы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2009

    Рассмотрение особенностей тектоники пространственных и природных форм как процесса эстетического освоения конструкций в архитектуре. Характеристика основных принципов выразительности предметных форм - тонического, тектонического и архитектонического.

    реферат , добавлен 21.02.2012

    Значение дизайна в развитии материальной и художественной культуры. Основные законы композиции в технике. Эргономика как основа художественного проектирования. Цвет художественного конструирования. Наглядные изображения, технический рисунок, перспектива.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Исторический обзор садово-паркового искусства. Основные стили в композиции парковых ансамблей. Английский пейзажный стиль в садово-парковом искусстве. Расширение стилевых направлений: супрематизма, авангардизма. Тенденции развития ландшафтной архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2015

    Изучение путей и направлений развития зарубежного и отечественного садово-паркового зодчества. Анализ его связей с градостроительством и архитектурой. Обзор структуры, композиции и художественного решения ряда основных объектов садово-паркового искусства.