Зеленые листья и бюст. Пабло Пикассо: живописные рекорды в Лондоне

Газета The Times в 2009 году признала его лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Полотна Пикассо занимают первое место по «популярности» среди похитителей и бьют все рекорды по продаже на аукционах. Кстати, совсем недавно, в мае этого года, одна из его картин снова возглавила список самых дорогих произведений искусства – она была продана за беспрецедентные 179,3 миллиона долларов!

Алжирские женщины, 1955 год

Продана за $179.3 млн. 11.05.2015

Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. В 1956 году, через год после написания, всю её за $212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства. Одиннадцать работ из серии Алжирских женщин были проданы Салли и Виктором Ганцами ещё при жизни последнего - в музеи и в частные руки, а оставшиеся четыре работы, в том числе и итоговая Version O, были проданы уже после смерти обоих Ганцев. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за $32 млн. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис, и на этот раз она побила все рекорды - была продана за $179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах.

Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год

продана за $106.5 млн. 05.05.2010

Одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер.

Серия портретов спящей Мари-Терез как богини секса и желания была выполнена художником в тайне от жены, Ольги Хохловой, во время пребывания с подругой в Буажелу под Парижем.

В 1936 году полотно приобрёл нью-йоркский дилер Поль Розенберг, после чего в 1951 году оно было продано в частное владение американскому девелоперу Сидни Ф. Броуди.

После смерти Броуди картина в марте 2010 года была выставлена на торги аукционным домом Кристис и впоследствии продана неизвестному коллекционеру за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). На тот момент она стала самым дорогим произведением искусства из числа проданных когда-либо с аукциона.

Мальчик с трубкой, 1905 год

продана за $104.1 млн. 04.05.2004

Картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо в 1905 году, в так называемый розовый период его творчества. Она изображает неизвестного мальчика в венке из роз, держащего в левой руке трубку.

Портрет долгое время служил «гвоздём» собрания американского коллекционера Дж. Уитни. При распродаже коллекции в 2004 году «Мальчик с трубкой» был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную на тот момент цену в 104 миллионов долларов, побив державшийся 15 лет рекорд «Портрета доктора Гаше» кисти Ван Гога.

Этот рекорд продержался 6 лет, до мая 2010 года.

Дора Маар с кошкой 1941 год

Продана за $95.2 млн. 03.05.2006

Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была музой художника, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны».

В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил $15 000. С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в $50 - $70 млн. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за $95,216,000. Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

Бюст женщины (женщина в сеточке для волос), 1938 год

продана за $67.4 млн. 11.05.2015

Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.

Реакция Пикассо на ее нервенный характер наложилась на общее ощущение художника от эпохи нарастания предвоенных настроений, а потом и кошмаров войны - и в истории искусств появился такой феномен, как изломанные, искореженные образы Доры.

Историю жизни картины найти не удалось. Известно только, что она была продана на аукционе в Нью-Йорке в мае этого года более чем за 67 миллионов долларов.

Как я далек от высокого искусства December 3rd, 2015


На первом месте по стоимости картина Пикассо «Алжирские женщины» — 179.3 млн. $. (по центру)

Знаменитый »Крик» Мунка уже скатился на 4 место - 119.9 млн. $ (справа)

Если говорить о закрытых торгах, то рекордно дорогой картиной является «Когда свадьба?» Поля Гогена — 300 млн. $ (слева)

Вот еще некоторые рекордсмены по продажам …

Пабло Пикассо - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» . Продана за $106 млн, 05.05.2010.

Одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер.

Энди Уорхол - «Авария серебряной машины». Продана за $105 млн, 13.11.2013


Картина размером 2,4 метра в длину и 4 метра в высоту состоит из двух частей. На левую сторону полотна художник нанес методом шелкографии 15 фотографий врезавшегося в дерево автомобиля. Правая часть картины на протяжении последних 13 лет не выставлялась.

Пабло Пикассо - «Дора Маар с кошкой» . Продана за $95 млн, 03.05.2006.

Союз Маар и Пикассо не был сентиментально-романтическим, это был союз двух интеллектуалов и художников. В каком-то смысле это столкновение двух неординарных характеров. В силу этого портреты Доры всегда были максимально искажены - острые углы и мрачные оттенки.

Фрэнсис Бэкон - «Триптих» . Продана за $86 млн, май 2008.


Это последний из целой серии подобных работ, которые художник посвятил своему возлюбленному Джорджу Даеру. Гораздо чаще Бэкон помещает своих персонажей в закрытое пространство, ограниченное четырьмя стенами. Но наиболее узнаваемые черты его живописи есть и здесь - утрированные и искаженные формы, перестающие быть похожими на человеческие тела.

Картины, проданные частным образом.

Джексон Поллок - «№ 5». Продана за $140 млн, 02.11.2006.

Поллок всегда подчеркивал, что никогда не пользуется обычными инструментами живописца - мольбертом, палитрой и кистью. Он чаще всего предпочитал пользоваться палочками, совками, ножами, льющейся краской, битым стеклом. Также художник отлично знает и применяет в своем творчестве песчаную живопись - ритуальный обычай индейцев Навахо творить картины с помощью песка.

Виллем де Кунинг - «Женщина III» . Продана за $137 млн, 14.08.2006.

Данная работа - одна из серии, сделанной Кунингом в период между 1951 и 1953 годами, и последняя находящаяся в частных руках. Центральная тема серии - женщина.

Энди Уорхол - «Восемь Элвисов» . Продана за $100 млн, октябрь 2008.


В нем нашли отражение все любимые темы его создателя: слава, монотонное повторение одних и тех же образов, угроза смерти. Она была создана в 1963 году - в период, который считается у коллекционеров произведений Уорхола самым ценным.
На самом деле таких миллионных творений можно насобирать еще очень много, включая и такие например:

Барнетт Ньюман

Свет Анны

Название, англ. : Nude, Green Leaves and Bust.
Оригинальное название : Nu au Plateau de Sculpteur.
Год окончания : 1932.
Размеры : 162 × 130 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Лондон, Галерея Тейт

Тридцатые года - самый сексуальный период в творчестве Пикассо, который служит в качестве полного и правдивого дневника его эмоционального состояния. Именно в это время он был под влиянием страсти к новой любовнице, которая была значительно моложе его самого - француженке Марии-Терезы Вальтер. Они познакомились в 1927 году в Париже. Официально художник был заключен узами брака с Ольгой Хохловой, а Мария-Тереза была утешением от канительной и раздраженной обстановки. Пикассо изо всех сил старался скрывать любовницу как в искусстве, так и в жизни, но полотна выдавали его с головой - на картинах стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Вальтер была очень важна для него, поскольку являлась воплощением мечты и подпитывала его творчество, в то время как реальность, олицетворенная в Ольге, не предоставляла никакого удовольствия. Через много лет Пикассо скажет, что «эта женщина была только моей, у нее была душа, которой я наделил ее». Она привнесла в жизнь художника ощущение риска, сюрреализма, маскарада и способствовала проявлению его плотских инстинктов. Мария-Тереза никаким образом не входила в общественную или интеллектуальную жизнь Пикассо. Блондинка Вальтер была чувственной, беззаботной и счастливой по своей натуре - в отличие от Ольги, которую Пабло изображал в этот период ужасной ведьмой с острыми зубами и искаженным телом. Чтобы отпраздновать эту немыслимую страсть Пикассо рисует Вальтер снова и снова, обычно изображая ее обнаженную, извитую, сексуально доступную. В течении восьми лет этой любовной связи ее изображение нашло свое воплощение в живописи, рисовании, скульптуре и гравюре. Влюбившись в Пикассо, девушка готова была прощать ему все: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Отношения между художником и музой продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной, Пабло продолжал поддерживать ее материально. А для самой Вальтер случайное уличное знакомство обернулось любовью всей жизни и, даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней, но этого так и не случилось. Спустя 4 года после смерти Пикассо его бывшая возлюбленная повесилась в гараже своего дома.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» считается важнейшим произведением искусства Пикассо в период между двумя мировыми войнами и бесспорно является одной из лучших картин 1932 года. Она была завершена к 8 марта во время пребывания любовников в Буажелу под Парижем, а в июне того же года была выставлена в галерее Жоржа Пети. Эта картина очень детальна, при этом объединяет и согласовывает затронутые Пикассо живописные идеи и эмоциональные темы. «Обнаженная, зеленые листья и бюст» несомненно является наиболее сложной и таинственной в серии работ с Марией-Терезой. Работа как будто отражает напряженный и деликатный человеческий треугольник, который он создал в своей личной жизни. Можно возвращаться вновь и вновь к этой увлекательной картине, чтобы обдумать ее скрытое значения и отношения между многими ее частями. Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Кожа натурщицы внеземного лавандового оттенка, а руки положены под голову, зеркально отражая растения над ней. Пикассо представляет Марию-Терезу в роли благотворной и лелеянной музы, как богиню секса и желания, что возлежит перед ним в глубоком восторженном сне; ее тело доступно и покорно к прикосновениям, в то время как внутренний поток мыслей остается неуловимым и таинственным. Он наблюдает за своей возлюбленной и защищает ее, одновременно подвергая необходимым жертвенным обрядам живописца - стремлению обладать и преобразовывать ее в искусство. Второй элемент полотна - изваяние Марии-Терезы в виде каменистого греческого бюста на стенде. В отличие от гладкости тела разоблаченной любовницы, бюст окрашен толстым слоем краски, имитируя текстуру штукатурки, и выглядит в качестве трехмерной статуи. Третьий элемент - растение филодендрона. Оно расположенно на заднем плане. но создается впечатление, что оно произрастает из плодородного и созревшего тела Марии-Терезы. Эта спящая женщина словно расширяется и раскрывается, как растущий цветок, в пределах упругого кокона ее кожи, а листья филодендрона растут из ее груди, словно она богиня королевства растений. Складки занавеса на заднем фоне ограждают спящую от света нового дня - солнца в левом верхнем углу. Кроме того, занавес может демонстрировать предосторожности Пикассо, к которым он прибегал, чтобы скрыть Марию-Терезу от Ольги и от любопытства большинства, за исключением нескольких ближайших друзей. Темно-синий тон создает ночное окружение, в котором бюст набирает волшебных качеств парящего яркого лунного шара, а Мария-Тереза возникает словно дремлющая лунная дева. Возле локтя своей любовницы Пикассо изобразил тарелку с яблоками - символ искушения и первородного греха. На картине есть фигура, которая не очевидна с первого взгляда, но вскоре обнаруживается в виде темного профиля, между бюстом и листьями растения - выражает присутствие самого Пикассо рядом с возлюбленной. Он наблюдает и охраняет свою спутницу, подчеркивая важность таинства их незаконных отношений. Фантомное присутствие художника символизирует то, что он держит под контролем свой объект любви. Энигма этой тени привязана к другому аспекту картины - к двум вертикальным черным полосам, которые проходят в области шеи и талии Марии-Терезы, то скрываясь, то выходя на первый план. Правая лента бежит вверх по обнаженному телу и затем закручивается вокруг бюста, объединяя таким аллегорическим образом жизнь и искусство в единое целое. Каждая полоса следует по своему курсу - та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния; левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P». Следовательно в картине инвертируются оба инициала художника. Пальцы рук обнаженной модели размещены под головой, в них можно проследить курсив буквы «M», а «W» виднеется в половой расселине. Таким образом Пикассо наносит свои инициалы на ее тело, изображает господство над своей пассией и провозглашает о ее влиянии на искусство художника. Это подтверждают слова, которые произнес ей Пикассо в момент их первого столкновения 1927 года: «Вдвоем мы совершим великие дела!».

В 1936 году «Обнаженную» приобрел у Пикассо его личный арт-дилер Поль Розенберг. Начавшаяся Вторая мировая война вынудила его закрыть свою парижскую галерею и бежать в Нью-Йорк. И поэтому в мае 1940 года дилер спрятал свои акции и обширную частную коллекцию в нескольких местах. К сожалению, некоторые убежища были разграблены нацистами, а вот склад, где хранилась «Обнаженная, зеленые листья и бюст», сохранился и остался нетронутым. После повторного открытия галереи, 2 января 1951 года Розенберг продает картину семье Броуди, коллекционерам из Лос-Анджелеса, за 17 000 долл. (в других источниках за 19 800 долл.). С тех пор она находилась в частном семейном владении и коллекционеры отказывались выставлять работу на показ, сделав исключение лишь единожды - в 1961 году, к 80-летию Пикассо. Броуди были настолько влюблены в это полотно, что даже запрещали кураторам музеев и фотографам делать цветные снимки произведения. После их смерти «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана аукционным домом Кристис 4 мая 2010 года за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). Хоть официально имя счастливчика не разглашалось, в числе наиболее вероятных покупателей считается российский олигарх Роман Абрамович. Тот факт, что полотно Пикассо ушло за столь высокую цену, можно считать неожиданным - ориентировочная стоимость варьировалась в пределах 70-90 млн. долларов.Таким образом, цена картины за шесть десятилетий выросла более чем в 5300 раз. В 2011 году владелец согласился выставить «Обнаженную» на публичное обозрение в художественном музее Лондона Тейт-Британия (картина передана музею в аренду сроком на 2 года).

Оригинальное название

: Nu au Plateau de Sculpteur.

Год окончания: 1932.

Размеры

: 162 х 130 см.

Техника

: Холст, масло.

Местонахождение

: Лондон, Галерея Тейт

Творчество Пикассо в 30-е годы

Тридцатые года - самый сексуальный период в творчестве Пикассо, который служит в качестве полного и правдивого дневника его эмоционального состояния. Именно в это время он был под влиянием страсти к новой любовнице, которая была значительно моложе его самого - француженке Марии-Терезы Вальтер. Они познакомились в 1927 году в Париже. Официально художник был заключен узами брака с Ольгой Хохловой, а Мария-Тереза была утешением от канительной и раздраженной обстановки. Пикассо изо всех сил старался скрывать любовницу как в искусстве, так и в жизни, но полотна выдавали его с головой - на картинах стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Вальтер была очень важна для него, поскольку являлась воплощением мечты и подпитывала его творчество, в то время как реальность, олицетворенная в Ольге, не предоставляла никакого удовольствия. Через много лет Пикассо скажет, что «эта женщина была только моей, у нее была душа, которой я наделил ее». Она привнесла в жизнь художника ощущение риска, сюрреализма, маскарада и способствовала проявлению его плотских инстинктов. Мария-Тереза никаким образом не входила в общественную или интеллектуальную жизнь Пикассо. Блондинка Вальтер была чувственной, беззаботной и счастливой по своей натуре - в отличие от Ольги, которую Пабло изображал в этот период ужасной ведьмой с острыми зубами и искаженным телом. Чтобы отпраздновать эту немыслимую страсть Пикассо рисует Вальтер снова и снова, обычно изображая ее обнаженную, извитую, сексуально доступную. В течении восьми лет этой любовной связи ее изображение нашло свое воплощение в живописи, рисовании, скульптуре и гравюре. Влюбившись в Пикассо, девушка готова была прощать ему все: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Отношения между художником и музой продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной, Пабло продолжал поддерживать ее материально. А для самой Вальтер случайное уличное знакомство обернулось любовью всей жизни и, даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней, но этого так и не случилось. Спустя 4 года после смерти Пикассо его бывшая возлюбленная повесилась в гараже своего дома.


Важнейшее произведение в период между двумя мировыми войнами

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» считается важнейшим произведением искусства Пикассо в период между двумя мировыми войнами и бесспорно является одной из лучших картин 1932 года. Она была завершена к 8 марта во время пребывания любовников в Буажелу под Парижем, а в июне того же года была выставлена в галерее Жоржа Пети. Эта картина очень детальна, при этом объединяет и согласовывает затронутые Пикассо живописные идеи и эмоциональные темы. «Обнаженная, зеленые листья и бюст» несомненно является наиболее сложной и таинственной в серии работ с Марией-Терезой. Работа как будто отражает напряженный и деликатный человеческий треугольник, который он создал в своей личной жизни. Можно возвращаться вновь и вновь к этой увлекательной картине, чтобы обдумать ее скрытое значения и отношения между многими ее частями.

Описание картины

Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Кожа натурщицы внеземного лавандового оттенка, а руки положены под голову, зеркально отражая растения над ней. Пикассо представляет Марию-Терезу в роли благотворной и лелеянной музы, как богиню секса и желания, что возлежит перед ним в глубоком восторженном сне; ее тело доступно и покорно к прикосновениям, в то время как внутренний поток мыслей остается неуловимым и таинственным. Он наблюдает за своей возлюбленной и защищает ее, одновременно подвергая необходимым жертвенным обрядам живописца - стремлению обладать и преобразовывать ее в искусство. Второй элемент полотна - изваяние Марии-Терезы в виде каменистого греческого бюста на стенде. В отличие от гладкости тела разоблаченной любовницы, бюст окрашен толстым слоем краски, имитируя текстуру штукатурки, и выглядит в качестве трехмерной статуи. Третий элемент - растение филодендрона. Оно расположенно на заднем плане. но создается впечатление, что оно произрастает из плодородного и созревшего тела Марии-Терезы. Эта спящая женщина словно расширяется и раскрывается, как растущий цветок, в пределах упругого кокона ее кожи, а листья филодендрона растут из ее груди, словно она богиня королевства растений. Складки занавеса на заднем фоне ограждают спящую от света нового дня - солнца в левом верхнем углу. Кроме того, занавес может демонстрировать предосторожности Пикассо, к которым он прибегал, чтобы скрыть Марию-Терезу от Ольги и от любопытства большинства, за исключением нескольких ближайших друзей. Темно-синий тон создает ночное окружение, в котором бюст набирает волшебных качеств парящего яркого лунного шара, а Мария-Тереза возникает словно дремлющая лунная дева. Возле локтя своей любовницы Пикассо изобразил тарелку с яблоками - символ искушения и первородного греха. На картине есть фигура, которая не очевидна с первого взгляда, но вскоре обнаруживается в виде темного профиля, между бюстом и листьями растения - выражает присутствие самого Пикассо рядом с возлюбленной. Он наблюдает и охраняет свою спутницу, подчеркивая важность таинства их незаконных отношений. Фантомное присутствие художника символизирует то, что он держит под контролем свой объект любви. Энигма этой тени привязана к другому аспекту картины - к двум вертикальным черным полосам, которые проходят в области шеи и талии Марии-Терезы, то скрываясь, то выходя на первый план. Правая лента бежит вверх по обнаженному телу и затем закручивается вокруг бюста, объединяя таким аллегорическим образом жизнь и искусство в единое целое. Каждая полоса следует по своему курсу - та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния; левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P». Следовательно в картине инвертируются оба инициала художника. Пальцы рук обнаженной модели размещены под головой, в них можно проследить курсив буквы «M», а «W» виднеется в половой расселине. Таким образом Пикассо наносит свои инициалы на ее тело, изображает господство над своей пассией и провозглашает о ее влиянии на искусство художника. Это подтверждают слова, которые произнес ей Пикассо в момент их первого столкновения 1927 года: «Вдвоем мы совершим великие дела!».


Судьба картины

В 1936 году «Обнаженную» приобрел у Пикассо его личный арт-дилер Поль Розенберг. Начавшаяся Вторая мировая война вынудила его закрыть свою парижскую галерею и бежать в Нью-Йорк. И поэтому в мае 1940 года дилер спрятал свои акции и обширную частную коллекцию в нескольких местах. К сожалению, некоторые убежища были разграблены нацистами, а вот склад, где хранилась «Обнаженная, зеленые листья и бюст», сохранился и остался нетронутым. После повторного открытия галереи, 2 января 1951 года Розенберг продает картину семье Броуди, коллекционерам из Лос-Анджелеса, за 17 000 долл. (в других источниках за 19 800 долл.). С тех пор она находилась в частном семейном владении и коллекционеры отказывались выставлять работу на показ, сделав исключение лишь единожды - в 1961 году, к 80-летию Пикассо. Броуди были настолько влюблены в это полотно, что даже запрещали кураторам музеев и фотографам делать цветные снимки произведения. После их смерти «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана аукционным домом Кристис 4 мая 2010 года за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). Хоть официально имя счастливчика не разглашалось, в числе наиболее вероятных покупателей считается российский олигарх Роман Абрамович. Тот факт, что полотно Пикассо ушло за столь высокую цену, можно считать неожиданным - ориентировочная стоимость варьировалась в пределах 70-90 млн. долларов.Таким образом, цена картины за шесть десятилетий выросла более чем в 5300 раз. В 2011 году владелец согласился выставить «Обнаженную» на публичное обозрение в художественном музее Лондона Тейт-Британия (картина передана музею в аренду сроком на 2 года).