Виктор цой в желтой футболке. Основные особенности стиля группы кино

С Первой мировой войны танки являются одним из самых эффективных орудий войны. Их первое применение британцами в сражении на Сомме в 1916 году открыло новую эпоху - с танковыми клиньями и молниеносными блицкригами.

Битва при Камбре (1917 год)

После неудач с применением небольших по объему танковых формирований, британское командование решило провести наступление с использованием большого числа танков. Поскольку до этого танки не оправдали надежд, многие считали их бесполезными. Один британский офицер отмечал: "Пехота думает, что танки себя не оправдали. Даже команды танков обескуражены". По замыслу английского командования предстоящее наступление предполагалось начать без традиционной артиллерийской подготовки. Впервые в истории танки должны были сами прорвать оборону противника. Наступление у Камбре должно было застать германское командование врасплох. Операция готовилась в режиме строгой секретности. Танки подвозились на фронт в вечернее время. Англичане постоянно вели огонь из пулемётов и миномётов, чтобы заглушить рёв танковых двигателей. Всего в наступлении участвовало 476 танков. Германские дивизии были разбиты и понесли тяжёлые потери. Хорошо укреплённая "Линия Гинденбурга" была прорвана на большую глубину. Однако в ходе немецкого контрнаступления британские войска были вынуждены отступить. Используя оставшиеся 73 танка, англичане сумели предотвратить более серьёзный разгром.

Битва за Дубно-Луцк-Броды (1941 год)

В первые дни войны произошло масштабное танковое сражение в Западной Украине. Самая мощная группировка вермахта - "Центр" - наступала севернее, на Минск и далее на Москву. На Киев наступала не столь сильная группа армий "Юг". Зато на этом направлении была самая мощная группировка Красной Армии - Юго-Западный фронт. Уже вечером 22 июня войска этого фронта получили приказ мощными концентрическими ударами механизированных корпусов окружить и уничтожить наступающую группировку противника, и к исходу 24 июня овладеть районом Люблин (Польша). Звучит фантастично, но это если не знать силы сторон: в гигантском встречном танковом бою сошлись 3128 советских и 728 немецких танков. Сражение продолжалось неделю: с 23 по 30 июня. Действия мехкорпусов свелись к изолированным контратакам на разных направлениях. Немецкое командование путём грамотного руководства сумело отразить контрудар и нанести поражение армиям Юго-Западного фронта. Разгром был полным: советские войска потеряли 2648 танков (85%), немцы - около 260 машин.

Сражение при Эль-Аламейне (1942 год)

Сражение при Эль-Аламейне - ключевой эпизод англо-германского противостояния в Северной Африке. Немцы стремились перерезать важнейшую стратегическую магистраль союзников - Суэцкий канал, и рвались к ближневосточной нефти, в которой нуждались страны Оси. Генеральное сражение всей кампании произошло при Эль-Аламейне. В рамках этого сражения произошла и одна из крупнейших во Второй Мировой танковых битв. Итало-германские силы насчитывали около 500 танков, половину из которых составляли довольно слабые итальянские танки. Английские бронетанковые части имели свыше 1000 танков, среди которых были мощные американские танки - 170 "Грантов" и 250 "Шерманов". Качественное и количественное превосходство англичан отчасти компенсировалось военным гением командующего итало-немецкими войскам - знаменитого "лиса пустыни" Роммеля. Несмотря на численное превосходство англичан в живой силе, танках и авиации, англичане так и не смогли прорвать оборону Роммеля. Немцам удалось даже контратаковать, но превосходство англичан в численности было столь внушительным, что ударная немецкая группировка из 90 танков во встречном бою была просто уничтожена. Роммель, уступая противнику в бронетехнике, широко использовал противотанковую артиллерию, среди которой были и трофейные советские 76-мм орудия, прекрасно себя зарекомендовавшие. Лишь под давлением огромного численного превосходства врага, потеряв практически всю технику, немецкая армия начала организованное отступление. У немцев после Эль-Аламейна осталось чуть более 30 танков. Общие же потери итало-германских войск в технике составили 320 танков. Потери британских танковых войск составили примерно 500 машин, многие из которых удалось отремонтировать и вернуть в строй, так как поле боя в итоге осталось за ними.

Сражение под Прохоровкой (1943 год)

Танковое сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 года в рамках Курской битвы. По официальным советским данным, в нем с обеих сторон участвовали 800 советских танков и САУ и 700 немецких. Немцы потеряли 350 единиц бронетехники, наши - 300. Но хитрость в том, что подсчитаны советские танки, участвовавшие в битве, а немецкие - те, которые были вообще во всей немецкой группировке на южном фланге Курской дуги. По новым, уточнённым данным, в танковом сражении под Прохоровкой участвовало 311 немецких танков и САУ 2-го танкового корпуса СС против 597 советских 5-й Гвардейской танковой армии (командующий Ротмистров). Эсэсовцы потеряли около 70 (22%), а гвардейцы - 343 (57%) единиц бронетехники. Ни одной из сторон не удалось достичь своих целей: немцам не удалось прорвать советскую оборону и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника. Для расследования причин больших потерь советских танков была создана правительственная комиссия. В отчете комиссии боевые действия советских войск под Прохоровкой названы "образцом неудачно проведенной операции". Генерала Ротмистрова собирались было отдать под трибунал, но к тому времени общая обстановка сложилась благоприятно, и все обошлось.

Битва за Голанские высоты (1973 год)

Крупное танковое сражение после 1945 года произошло во время так называемой войны Судного дня. Война получила такое название, поскольку началась с внезапного нападения арабов во время иудейского праздника Йом-Кипур (Судный день). Египет и Сирия стремились вернуть территории, потерянные после сокрушительного разгрома в Шестидневной войне (1967). Египту и Сирии помогали (финансами и подчас внушительными войсками) многие исламские страны - от Марокко до Пакистана. И не только исламские: далёкая Куба послала в Сирию 3 000 солдат, включая экипажи танков. На Голанских высотах 180 израильских танков противостояли примерно 1300 сирийским. Высоты были для Израиля важнейшей стратегической позицией: если бы израильская оборона на Голанах была прорвана, то сирийские войска через несколько часов оказались бы в самом центре страны. Несколько дней две израильские танковые бригады, неся большие потери, обороняли Голанские высоты от превосходящих сил противника. Самые ожесточённые бои происходили в "Долине Слез" израильская бригада потеряла от 73 до 98 танков из 105.Сирийцы потеряли около 350 танков и 200 БТР и БМП. Ситуация начала коренным образом меняться после того, как начали прибывать резервисты. Сирийские войска были остановлены, а затем отброшены на исходные позиции. Израильские войска перешли в наступление на Дамаск.

С 20-х годов Франция находилась в авангарде мирового танкостроения: она первой начала строить танки с противоснарядной бронёй, первой стала сводить их в танковые дивизии. В мае 1940 года пришло время проверить боеспособность французских танковых войск на практике. Такой случай представился уже в в ходе боёв за Бельгию.

Кавалерия без лошадей

Планируя выдвижение войск в Бельгию согласно плану «Диль», союзное командование решило, что наиболее уязвимым участком является район между городами Вавр и Намюр. Здесь между реками Диль и Маас раскинулось плато Жамблу – ровное, сухое, удобное для действий танков. Для прикрытия этого разрыва французское командование направило сюда 1-й кавалерийский корпус 1-й армии под командованием генерал-лейтенанта Рене Приу. Генералу недавно исполнился 61 год, он обучался в военной академии Сен-Сир, а Первую мировую закончил в должности командира 5-го драгунского полка. С февраля 1939 года Приу являлся генеральным инспектором кавалерии.

Командир 1-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенант Рене-Жак-Адольф Приу.
alamy.com

Корпус Приу именовался кавалерийским лишь по традиции и состоял из двух лёгких механизированных дивизий. Изначально они были кавалерийскими, но в начале 30-х годов по инициативе инспектора кавалерии генерала Флавиньи часть кавалерийских дивизий начали переформировывать в лёгкие механизированные – DLM (Division Legere Mecanisee). Они усиливались танками и бронемашинами, лошади заменялись на автомобили и бронетранспортёры «Рено» UE и «Лоррейн».

Первым таким соединением стала 4-я кавалерийская дивизия. Ещё в начале 30-х годов она стала экспериментальным полигоном по отработке взаимодействия конницы с танками, а в июле 1935 года была переименована в 1-ю лёгкую механизированную дивизию. Такая дивизия образца 1935 года должна была включать в себя:

  • разведывательный полк из двух мотоциклетных эскадронов и двух эскадронов бронеавтомобилей (AMD – Automitrailleuse de Découverte );
  • боевую бригаду, состоящую из двух полков, в каждом по два эскадрона кавалерийских танков – пушечных AMC (Auto-mitrailleuse de Combat) или пулемётных AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance);
  • моторизованную бригаду, состоящую из двух моторизованных драгунских полков по два батальона (один полк должен был перевозиться на гусеничных транспортёрах, другой – на обычных грузовиках);
  • моторизованный артиллерийский полк.

Переоснащение 4-й кавалерийской дивизии шло медленно: кавалерия хотела оснастить свою боевую бригаду только средними танками «Сомуа» S35 , однако из-за их нехватки пришлось использовать лёгкие «Гочкисс» H35. В итоге танков в соединении стало меньше задуманного, зато возросла оснащённость автотранспортом.


Средний танк «Сомуа» S35 из экспозиции музея в Абердине (США).
sfw.so

Моторизованная бригада была сведена к одному моторизованному драгунскому полку из трёх батальонов, оснащённых гусеничными тягачами «Лоррейн» и «Лаффли». Эскадроны пулемётных танков AMR были переданы в моторизованный драгунский полк, а боевые полки, помимо S35, оснащались лёгкими машинами H35. Со временем они заменялись на средние танки, но до начала войны эта замена завершена не была. Разведывательный полк вооружался мощными бронеавтомобилями «Панар-178» с 25-мм противотанковой пушкой.


Немецкие солдаты осматривают пушечный бронеавтомобиль «Панар-178» (AMD-35), брошенный возле Ле-Панне (район Дюнкерка).
waralbum.ru

В 1936 году генерал Флавиньи принял командование над своим детищем – 1-й лёгкой механизированной дивизией. В 1937 году началось создание второй такой же дивизии под командованием генерала Альтмайера на базе 5-й кавалерийской дивизии. 3-я лёгкая механизрованная дивизия начала формироваться уже во время «Странной войны» в феврале 1940 года – эта часть стала ещё одним шагом в механизации кавалерии, так как пулемётные танки AMR в ней были заменены новейшими машинами «Гочкисс» H39.

Отметим, что до конца 30-х годов во французской армии оставались и «настоящие» кавалерийские дивизии (DC – Divisions de Cavalerie). Летом 1939 года по инициативе инспектора кавалерии, поддержанной генералом Гамеленом, началось их переформирование по новому штату. Было решено, что на открытой местности кавалерия бессильна против современного пехотного оружия и слишком уязвима для воздушных атак. Новые лёгкие кавалерийские дивизии (DLC – Division Legere de Cavalerie) должны были использоваться в горных или лесистых районах, где лошади обеспечивали им наилучшую проходимость. В первую очередь, такими районами были Арденны и швейцарская граница, где и разворачивались новые формирования.

Лёгкая кавалерийская дивизия состояла из двух бригад – лёгкой моторизованной и кавалерийской; первая имела в своем составе драгунский (танковый) полк и полк бронеавтомобилей, вторая была частично моторизована, но всё ещё насчитывала около 1200 лошадей. Изначально драгунский полк также планировалось оснащать средними танками «Сомуа» S35, но из-за их медленного производства на вооружение стали поступать лёгкие «Гочкисс» H35 – хорошо забронированные, но относительно тихоходные и со слабой 37-мм пушкой длиной 18 калибров.


Лёгкий танк «Гочкисс» H35 – основная машина кавалерийского корпуса Приу.
waralbum.ru

Состав корпуса Приу

Кавалерийский корпус Приу был сформирован в сентябре 1939 года из 1-й и 2-й лёгких механизированных дивизий. Но в марте 1940 года 1-ю дивизию передали в качестве моторизованного усиления в левофланговую 7-ю армию, а вместо неё Приу получил только что сформированную 3-ю DLM. 4-я DLM сформирована так и не была, в конце мая часть её передали в 4-ю бронетанковую (кирасирскую) дивизию резерва, а другую часть направили в 7-ю армию как «Группу де Лангля».

Лёгкая механизированная дивизия оказалась очень удачным боевым соединением – более подвижным, чем тяжёлая танковая дивизия (DCr – Division Cuirassée), и при этом более сбалансированным. Считается, что лучше всего были подготовлены две первые дивизии, хотя действия 1-й DLM в Голландии в составе 7-й армии показали, что это не так. В то же время, заменившая её 3-я DLM начала формироваться лишь во время войны, личный состав этой части набирался, в основном, из резервистов, а офицеры выделялись из других механизированных дивизий.


Лёгкий французский танк AMR-35.
militaryimages.net

К маю 1940 года каждая лёгкая механизированная дивизия насчитывала три мотопехотных батальона, около 10 400 бойцов и 3400 транспортных средств. Количество техники в них сильно различалось:

2-я DLM :

  • лёгкие танки «Гочкисс» H35 – 84;
  • лёгкие пулемётные танки AMR33 и AMR35 ZT1 – 67;
  • 105-мм полевые орудия – 12;

3-я DLM :

  • средние танки «Сомуа» S35 – 88;
  • лёгкие танки «Гочкисс» H39 – 129 (из них 60 – с 37-мм длинноствольным орудием в 38 калибров);
  • лёгкие танки «Гочкисс» H35 – 22;
  • пушечные бронеавтомобили «Панар-178» – 40;
  • 105-мм полевые орудия – 12;
  • 75-мм полевые орудия (образца 1897 года) – 24;
  • 47-мм противотанковые орудия SA37 L/53 – 8;
  • 25-мм противотанковые орудия SA34/37 L/72 – 12;
  • 25-мм зенитные автоматы «Гочкисс» – 6.

Всего кавалерийский корпус Приу имел 478 танков (в том числе, 411 пушечных) и 80 пушечных бронеавтомобилей. Половина танков (236 единиц) имели 47-мм или длинноствольные 37-мм пушки, способные бороться практически с любой бронетехникой того времени.


«Гочкисс» H39 с 38-калиберной пушкой – лучший французский лёгкий танк. Фото экспозиции танкового музея в Сомюре, Франция.

Противник: 16-й моторизованный корпус вермахта

Пока дивизии Приу выдвигались на намеченный рубеж обороны, им навстречу шёл авангард 6-й немецкой армии – 3-я и 4-я танковые дивизии, объединённые под командованием генерал-лейтенанта Эриха Гёпнера в 16-й моторизованный корпус. Левее с большим отставанием двигалась 20-я моторизованная дивизия, задачей которой было прикрывать фланг Гёпнера от возможных контрударов со стороны Намюра.


Общий ход боевых действий в северо-восточной Бельгии с 10 по 17 мая 1940 года.
Д. М. Проэктор. Война в Европе. 1939–1941 гг.

11 мая обе танковые дивизии переправились через канал Альберта и опрокинули под Тирлемоном части 2-го и 3-го бельгийских армейских корпусов. В ночь с 11 на 12 мая бельгийцы отошли к линии реки Диль, куда планировался выход союзных войск – 1-й французской армии генерала Жоржа Бланшара и Британского экспедиционного корпуса генерала Джона Горта.

В 3-ю танковую дивизию генерала Хорста Штумпфа входили два танковых полка (5-й и 6-й), объединённые в 3-ю танковую бригаду под командованием полковника Кюна. Кроме того, в состав дивизии входили 3-я мотопехотная бригада (3-й мотопехотный полк и 3-й мотоциклетный батальон), 75-й артиллерийский полк, 39-й истребительно-противотанковый дивизион, 3-й разведывательный батальон, 39-й сапёрный батальон, 39-й батальон связи и 83-й отряд снабжения.


Немецкий лёгкий танк Pz.I – самая массовая машина в 16-м моторизованном корпусе.
tank2.ru

Всего в 3-й танковой дивизии имелось:

  • командирских танков – 27;
  • лёгких пулемётных танков Pz.I – 117;
  • лёгких танков Pz.II – 129;
  • средних танков Pz.III – 42;
  • средних танков поддержки Pz.IV – 26;
  • бронеавтомобилей – 56 (включая 23 машины с 20-мм пушкой).


Немецкий лёгкий танк Pz.II – основной пушечный танк 16-го моторизованного корпуса.
Osprey Publishing

4-я танковая дивизия генерал-майора Иоганна Штевера имела два танковых полка (35-й и 36-й), объединённые в 5-ю танковую бригаду. Кроме того, в состав дивизии входили 4-я мотопехотная бригада (12-й и 33-й мотопехотные полки, а также 34-й мотоциклетный батальон, 103-й артиллерийский полк, 49-й истребительно-противотанковый дивизион, 7-й разведывательный батальон, 79-й сапёрный батальон, 79-й батальон связи и 84-й отряд снабжения. В 4-й танковой дивизии насчитывалось:

  • командирских танков – 10;
  • лёгких пулемётных танков Pz.I – 135;
  • лёгких танков Pz.II – 105;
  • средних танков Pz.III – 40;
  • средних танков поддержки Pz.IV – 24.

Каждая немецкая танковая дивизия имела серьёзный артиллерийский компонент:

  • 150-мм гаубиц – 12;
  • 105-мм гаубиц – 14;
  • 75-мм пехотных орудий – 24;
  • 88-мм зенитных орудий – 9;
  • 37-мм противотанковых орудий – 51;
  • 20-мм зенитных автоматов – 24.

Кроме того, дивизиям придавалось по два истребительно-противотанковых дивизиона (по 12 противотанковых 37-мм пушек в каждом).

Итак, обе дивизии 16-го танкового корпуса имели в своем составе 655 машин, в том числе, 50 «четвёрок», 82 «тройки», 234 «двойки», 252 пулемётные «единички» и 37 командирских танков, также имевших лишь пулемётное вооружение (некоторые историки называют цифру в 632 танка). Из этих машин пушечными были лишь 366, причём только средние немецкие машины могли бороться с основной массой танков противника, да и то не со всеми – S35 c его наклонной 36-мм бронёй корпуса и 56-мм башней был по зубам немецкой 37-мм пушке лишь с небольших дистанций. В то же время, 47-мм французская пушка пробивала броню средних немецких танков на дистанции свыше 2 км.

Некоторые исследователи, описывая сражение на плато Жамблу, заявляют о превосходстве 16-го танкового корпуса Гёпнера над кавалерийским корпусом Приу по числу и качеству танков. Внешне это действительно было так (немцы имели 655 танков против 478 французских), но 40% из них составляли пулемётные Pz.I , способные бороться лишь с пехотой. На 366 немецких пушечных танков приходилось 411 французских пушечных машин, причем 20-мм пушки немецких «двоек» могли нанести ущерб разве что французским пулемётным танкам AMR.

Техники, способной эффективно бороться с танками врага, у немцев имелось 132 единицы («тройки» и «четверки»), у французов же почти вдвое больше – 236 машин, даже если не считать «Рено» и «Гочкиссы» с короткоствольными 37-мм пушками.

Командир 16-го танкового корпуса генерал-лейтенант Эрих Гёпнер.
Bundesarchiv, Bild 146–1971–068–10 / CC-BY-SA 3.0

Правда, в немецкой танковой дивизии имелось заметно больше противотанковых средств: до полутора сотен 37-мм пушек, а главное – 18 тяжёлых 88-мм зенитных орудий на механической тяге, способных уничтожить любой танк в зоне своей видимости. И это против 40 противотанковых орудий во всём корпусе Приу! Однако из-за быстрого продвижения немцев большая часть их артиллерии отстала и в первом этапе сражения участия не приняла. Фактически 12–13 мая 1940 года у городка Анну северо-восточнее города Жамблу развернулась настоящая битва машин: танки против танков.

12 мая: встречный бой

Первой в соприкосновение с противником вошла 3-я лёгкая механизированная дивизия. Её участок восточнее Жамблу делился на два сектора: в северном находилось 44 танка и 40 бронеавтомобилей; в южном – 196 средних и лёгких танков, а также основная часть артиллерии. Первая линия обороны проходила в районе Анну и деревни Креэн. 2-я дивизия должна была занять позиции на правом фланге 3-й от Креэна и до берега Мааса, но к этому времени она лишь выдвигалась к намеченному рубежу своими передовыми отрядами – тремя батальонами пехоты и 67-ю лёгкими танками AMR. Естественной разграничительной линией между дивизиями служил холмистый водораздельный гребень, тянувшийся от Анну через Креэн и Мердорп. Таким образом, направление немецкого удара было совершенно очевидным: вдоль водных преград через «коридор», образованный речками Меень и Гран-Гетте и выводящий прямо к Жамблу.

Рано утром 12 мая «танковая группа Эбербаха» (авангард 4-й немецкой танковой дивизии) достигла городка Анну в самом центре рубежа, который должны были занять войска Приу. Здесь немцы столкнулись с разведывательными патрулями 3-й лёгкой механизированной дивизии. Чуть севернее Анну французские танки, автоматчики и мотоциклисты заняли Креэн.

С 9 часов утра до полудня танковая и противотанковая артиллерия обеих сторон вела ожесточённую орудийную перестрелку. Французы пытались контратаковать передовыми отрядами 2-го кавалерийского полка, однако лёгкие немецкие танки Pz.II прошли до самого центра Анну. В новой контратаке принял участие 21 лёгкий «Гочкисс» H35, но им не повезло – они угодили под огонь немецких Pz.III и Pz.IV. Толстая броня французам не помогла: в ближних уличных боях на дистанции в сотню метров она легко пробивалась 37-мм немецкими пушками, в то время как короткоствольные французские орудия оказались бессильны против средних немецких танков. В итоге французы потеряли 11 «Гочкисов», немцы – 5 машин. Оставшиеся французские танки покинули город. После короткого боя французы отошли на запад – на линию Вавр–Жамблу (часть заранее запланированной «Позиции Диль»). Именно здесь 13–14 мая разгорелось основное сражение.

Танки 1-го батальона 35-го немецкого танкового полка попытались преследовать противника и дошли до города Тин, где уничтожили четыре «Гочкисса», но были вынуждены вернуться, поскольку остались без сопровождения мотопехоты. К ночи на позициях установилась тишина. По итогам боя каждая из сторон сочла, что потери противника значительно выше её собственных.


Битва при Анну 12–14 мая 1940 года.
Ernest R. May. Strange Victory: Hitler"s Conquest of France

13 мая: трудный успех немцев

Утро этого дня было тихим, лишь к ближе к 9 часам в небе появился немецкий самолет-разведчик. После этого, как сказано в мемуарах самого Приу, «сражение с новой силой началось по всему фронту от Тирлемона до Гюи» . К этому моменту сюда вышли основные силы немецкого 16-го танкового и французского кавалерийского корпусов; южнее Анну разворачивались отставшие части 3-й немецкой танковой дивизии. Обе стороны собрали для боя все свои танковые силы. Разгорелось масштабное танковое сражение – оно было встречным, так как атаковать стремились обе стороны.

Действия танковых дивизий Гёпнера поддерживали без малого две сотни пикировщиков 8-го авиакорпуса 2-го воздушного флота. Воздушная поддержка французов была слабее и заключалась, в основном, в истребительном прикрытии. Зато Приу обладал превосходством в артиллерии: он успел подтянуть свои 75- и 105-мм орудия, которые открыли эффективный огонь по немецким позициям и наступающим танкам. Как писал спустя полтора года один из немецких танкистов капитан Эрнст фон Юнгенфельд, французская артиллерия устроила немцам буквально «вулкан огня» , плотность и эффективность которого напоминала худшие времена Первой мировой. В то же время артиллерия немецких танковых дивизий отстала, основная её часть ещё не успела подтянуться к полю сражения.

Первыми в этот день наступление начали французы – шесть S35 из состава 2-й лёгкой механизированной дивизии, ранее не участвовавшей в бою, атаковали южный фланг 4-й танковой дивизии. Увы, немцы успели развернуть здесь 88-мм орудия и встретили противника огнём. В 9 часов утра, после атаки пикирующих бомбардировщиков, немецкие танки атаковали деревню Жандренуй в центре позиции французов (в полосе 3-й лёгкой механизированной дивизии), сосредоточив на узком пятикилометровом фронте большое количество танков.

Французские танкисты понесли существенные потери от атаки пикировщиков, но не дрогнули. Более того, они решили контратаковать противника – но не в лоб, а с фланга. Развернувшись севернее Жандренуя, два эскадрона танков «Сомуа» свежего 1-го кавалерийского полка 3-й лёгкой механизированной дивизии (42 боевых машины) нанесли фланговый удар по разворачивающимся боевым порядкам 4-й танковой дивизии.

Этот удар сорвал немецкие планы и превратил сражение во встречное. По французским данным, было уничтожено около 50 немецких танков. Правда, и от двух французских эскадронов к вечеру осталось лишь 16 боеспособных машин – остальные либо погибли, либо требовали длительного ремонта. Танк командира одного из взводов вышел из боя, израсходовав все снаряды и имея следы 29 попаданий, однако не получил серьезных повреждений.

Особенно удачно действовал эскадрон средних танков S35 2-й лёгкой механизированной дивизии на правом фланге – в Креэне, через который немцы пытались обойти французские позиции с юга. Здесь взвод лейтенанта Лоциски смог уничтожить 4 немецких танка, батарею противотанковых пушек и несколько грузовиков. Выяснилось, что немецкие танки бессильны против средних французских танков – их 37-мм пушки могут пробить броню «Сомуа» лишь с очень малого расстояния, в то время как французские 47-мм пушки поражают немецкие машины на любой дистанции.


Pz.III из состава 4-й танковой дивизии преодолевает взорванную саперами каменную ограду. Фото сделано 13 мая 1940 года в районе Анну.
Thomas L. Jentz. Panzertruppen

В городке Тин, в паре километров западнее Анну, французам вновь удалось остановить немецкое продвижение. Здесь был уничтожен и танк командира 35-го танкового полка полковника Эбербаха (впоследствии ставшего командиром 4-й танковой дивизии). До конца дня S35 уничтожили ещё несколько немецких танков, однако к вечеру французы были вынуждены оставить Тин и Креэн под напором подошедшей немецкой пехоты. Французские танки и пехота отошли на 5 км западнее, на вторую линию обороны (Мердорп, Жандренуй и Жандрен), прикрытую речкой Ор-Жош.

Уже в 8 часов вечера немцы пытались атаковать в направлении Мердорп, однако их артиллерийская подготовка оказалась очень слабой и лишь предупредила противника. Перестрелка между танками на большой дистанции (около километра) не имела эффекта, хотя немцы отмечали попадания из короткоствольных 75-мм пушек своих Pz.IV. Немецкие танки прошли севернее Мердорпа, французы сначала встретили их огнём танковых и противотанковых пушек, а затем контратаковали во фланг эскадроном «Сомуа». Отчёт 35-го немецкого танкового полка сообщал:

«…из Мердорпа вышли 11 вражеских танков и атаковали моторизованную пехоту. 1-й батальон немедленно развернулся и открыл огонь по вражеским танкам с расстояния от 400 до 600 метров. Восемь танков противника остались неподвижными, еще трём удалось уйти».

Напротив, французские источники пишут об успехе этой атаки и о том, что французские средние танки оказались совершенно неуязвимы для немецких машин: он выходили из боя, имея от двух до четырех десятков прямых попаданий 20- и 37-мм снарядов, но без пробития брони.

Однако немцы учились быстро. Сразу же после боя появилась инструкция, запрещавшая лёгким немецким Pz.II вступать в бой со средними танками противника. S35 должны были уничтожаться, в первую очередь, 88-мм зенитками и 105-мм гаубицами прямой наводкой, а также средними танками и противотанковыми орудиями.

Поздно вечером немцы вновь перешли в наступление. На южном фланге 3-й лёгкой механизированной дивизии уже потрёпанный накануне 2-й кирасирский полк вынужден был обороняться против частей 3-й танковой дивизии своими последними силами – десятью уцелевшими «Сомуа» и таким же количеством «Гочкиссов». В итоге к полуночи 3-й дивизии пришлось отойти ещё на 2–3 км, заняв оборону на рубеже Жош–Рамийи. 2-я лёгкая механизированная дивизия отступила гораздо дальше, в ночь с 13 на 14 мая отойдя на юг от Перве за бельгийский противотанковый ров, подготовленный для линии «Диль». Лишь тут немцы приостановили своё продвижение в ожидании подхода тылов с боеприпасами и топливом. До Жамблу отсюда оставалось ещё 15 км.

Продолжение следует

Литература:

  1. Д. М. Проэктор. Война в Европе. 1939–1941 гг. М.: Воениздат, 1963
  2. Ernest R. May. Strange Victory: Hitler"s Conquest of France. New York, Hill & Wang, 2000
  3. Thomas L. Jentz. Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1933–1942. Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
  4. Jonathan F. Keiler. The 1940 Battle of Gembloux (http://warfarehistorynetwork.com/daily/wwii/the-1940-battle-of-gembloux/)

О реальной силе КВ по отношению к немецким танкам и героизме русского солдата...

События под Ленинградом в августе 1941 года развивались по весьма драматическому сценарию. В ночь с 7 на 8 августа немецкая группа армий "Север" начала наступление на Ленинград. 41-й моторизованный корпус из состава 4-й танковой группы и 38-й армейский корпус нанесли удары по населенным пунктам Ивановское и Большой Сабск в сторону Кингисеппа и Волосово. Через три дня противник приблизился к шоссе Кингисепп - Ленинград. 13 августа немецкие войска захватили станцию Молосковицы и перерезали железную и шоссейную дороги Кингисепп - Ленинград. Им также удалось форсировать реку Луга на правом фланге фронта, и город оказался между двух огней. 14 августа все дивизии 41-го моторизованного и 38-го армейского корпусов, выйдя на оперативный простор, устремились к Ленинграду. 16 августа были заняты Нарва и Кингисепп.

10 августа 56-моторизованный корпуса атаковал советские войска в районе Луги. В тот же день тяжелые бои начались и на новгородско-чудовском направлении. На следующий день немцы прорвались к реке Оредеж. Нависла угроза над левым флангом войск, обороняющих лужский сектор. 13-го августа 34-я и часть сил 11-й армий Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы и озера Ильмень нанесли удар в тыл частям 10-го армейского корпуса. Немецкое командование начало поспешно перебрасывать на это направление 56-й моторизованный корпус, дивизию СС "Мертвая голова" и только что переданный группе армий "Север" из-под Смоленска 39-й моторизованный корпус.

16 августа части 1-го армейского корпуса овладели западной частью Новгорода. Нависла реальная угроза прорыва немецких войск к Ленинграду.

18 августа командира 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвали к командиру дивизии генералу В.И. Баранову. Штаб дивизии располагался в подвале собора, являющегося достопримечательностью Гатчины,которая называлась тогда Красногвардейском. Задание Колобанов получил лично от Баранова. Показав на карте три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе - прим. автора), комдив приказал:

Перекрыть их и стоять насмерть!

Обстановка под Ленинградом была такой, что приказ комдива командир танковой роты воспринял буквально.

В роте Колобанова было пять танков КВ-1. В каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот раз экипажи взяли минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие танки.

В тот же день Колобанов выдвинул свою роту навстречу наступающему противнику. Старший лейтенант направил два танка - лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Евдокименко - на лужскую дорогу (Киевское шоссе - прим. автора). Еще два КВ под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря направились защищать дорогу, ведущую на Волосово. Танк самого командира роты должен был встать в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Красногвардейска.

Колобанов провел с командирами всех экипажей рекогносцировку, указал места огневых позиций и приказал отрыть для каждой машины по два укрытия - основное и запасное, а потом тщательно замаскировать их. Связь с командиром роты экипажи должны были поддерживать по радио.

Для своего КВ Колобанов определил позицию таким образом, чтобы в секторе огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги. Немного не доходя до птицефермы Учхоза, она поворачивала чуть ли не на 90 градусов и далее уходила к Мариенбургу. Ее пересекала еще одна, грунтовая, дорога, по которой, по всей видимости, местные жители после сенокоса вывозили с полей сено. Кругом виднелись не убранные стога, стояли они неподалеку и от выбранной Колобановым позиции. По обеим сторонам дороги, ведущей к Мариенбургу, тянулись обширные болотины. Было даже небольшое озерко с беспечно плавающими по нему утками.

Выкопать капонир для такого танка, как КВ, дело очень непростое. К тому же, грунт попался крепкий. Только к вечеру удалось упрятать танк в отрытом по самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого тщательно замаскировали не только сам танк, но даже следы от его гусениц.

Стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков предложил сходить к брошенной птицеферме и добыть гуся, благо люди, работавшие на ней, опасаясь нашествия оккупантов, покинули ее, а измотанному тяжелым трудом экипажу требовалось подкрепить свои силы. Комроты согласился, приказав радисту застрелить птицу так, чтобы никто не слышал:

ни в коем случае нельзя было демаскировать свою позицию. Кисельков выполнил приказ в точности, гуся ощипали и сварили в танковом ведре. После ужина Колобанов приказал всем отдыхать.

Ближе к ночи подошло боевое охранение. Молоденький лейтенант отрапортовал Колобанову. Тот приказал разместить пехотинцев позади танка, в стороне, чтобы в случае чего они не попали под орудийный огонь. Позиции боевого охранения также должны были быть хорошо замаскированы...

Зиновий Григорьевич Колобанов родился в 1913 году в селе Арефене Вачевского района Нижегородской губернии. По окончании восьми классов средней школы учился в техникуме. В 1932 году по комсомольскому набору был призван в ряды Красной Армии. В 1936 году с отличием окончил Орловское бронетанковое училище имени М.В. Фрунзе.

Война для 28-летнего старшего лейтенанта Колобанова была не в диковинку. В составе 20-й тяжелой танковой бригады в должности командира роты ему довелось участвовать в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов. Бригада, в которой он служил, первой вышла к линии Маннергейма, причем его рота оказалась на острие удара. Именно тогда Колобанов первый раз горел в танке. В бою у озера Вуокса он снова вырвался со своей ротой вперед, и опять пришлось спасаться из горящего машины. Третий раз он горел при рейде на Выборг. В ночь с 12 на 13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились на встречу друг другу для "братания".

К несчастью, это самое "братание" очень дорого обошлось капитану Колобанову: его понизили в звании и, лишив всех наград, уволили в запас.1

С началом Великой Отечественной войны Колобанова призвали из запаса в 1-ю танковую дивизию, создававшуюся на базе 20-й тяжелой танковой бригады, в которой он воевал во время войны с финнами. Поскольку у него уже был боевой опыт, Колобанову присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром роты тяжелых танков КВ. Правда, о прежних наградах пришлось забыть, предстояло начинать все заново, с чистого листа.

Боевые машины танкисты получали на Кировском заводе. Здесь же, на заводе, в отдельном учебном танковом батальоне формировались и танковые экипажи. Каждый из них принимал участие вместе с рабочими в сборке своей машины. Дистанция обкатки была от Кировского завода до Средней Рогатки, после чего машины уходили на фронт.2

В бою под Ивановским Колобанову удалось отличиться - его экипаж уничтожил танк и орудие противника. Вот почему, зная о солидном боевом опыте старшего лейтенанта Колобанова, генерал В. И. Баранов поручил ему столь ответственное задание - своей ротой преградить путь немецким танкам к Красногвардейску.

Наступавший на Ленинград 41-й моторизованный корпус группы армий "Север" обходил Красногвардейск стороной. Только одна его дивизия - 8-я танковая, должна была поддерживать продвижение к Красногвардейску 50-го армейского корпуса и 5-й дивизии СС со стороны Волосово и Луги. 6-я танковая дивизия в предыдущих боях понесла большие потери и к середине августа 1941 года существовала фактически только на бумаге, поэтому участие в боях

за Красногвардейск принять не могла. 1-я танковая дивизия наступала на Ленинград со стороны Торосово, на Сяськелево и далее на северную окраину Красногвардейска - Мариенбург. В случае прорыва к Мариенбургу, части этой дивизии могли ударить в тыл советским войскам, занимавшим оборону на рубежах Красногвардейского укрепрайона, а затем, выйдя по старинным гатчинским паркам к Киевскому шоссе, почти беспрепятственно продвигаться к Ленинграду.

Ранним утром 19 августа 1941 года экипаж Колобанова был разбужен отвратительным, прерывистым гулом идущих на большой высоте в сторону Ленинграда немецких пикирующих бомбардировщиков. После того как они прошли, тишина и спокойствие вновь установились под Войсковицами. День начинался ясный. Солнце поднималось все выше.

Часов в десять раздались выстрелы слева, со стороны дороги, идущей на Волосово3. Старший лейтенант узнал недалекий "голос" танкового орудия КВ. По радио пришло сообщение, что один из экипажей вступил в бой с немецкими танками. А у них по-прежнему было все спокойно. Колобанов вызвал к себе командира боевого охранения и приказал ему, чтобы его пехотинцы открывали огонь по противнику только тогда, когда заговорит орудие КВ. Для себя Колобанов с Усовым наметили два ориентира: № 1 - две березы в конце перекрестка и № 2 - сам перекресток. Ориентиры были выбраны с таким расчетом, чтобы уничтожить головные вражеские танки прямо на перекрестке, не дать остальным машинам свернуть с дороги, ведущей на Мариенбург.

Только во втором часу дня на дороге появились вражеские машины.

Приготовиться к бою! - тихо скомандовал Колобанов.

Захлопнув люки, танкисты мгновенно замерли на своих местах. Тут же командир орудия старший сержант Андрей Усов доложил, что видит в прицеле три мотоцикла с колясками. Незамедлительно последовал приказ командира:

Огня не открывать! Пропустить разведку!

Немецкие мотоциклисты свернули налево и помчались в сторону Мариенбурга, не заметив стоявший в засаде замаскированный КВ. Выполняя приказ Ко-лобанова, не стали открывать огня по разведке и пехотинцы из боевого охранения.

Теперь все внимание экипажа было приковано к идущим по дороге танкам. Колобанов приказал радисту доложить комбату капитану И. Б. Шпиллеру о приближении немецкой танковой колонны и вновь обратил все свое внимание в сторону дороги, на которую один за другим выползали окрашенные в темно-серый цвет танки. Они шли на сокращенных дистанциях, подставляя свои левые борта почти строго под прямым углом по отношению к орудию КВ, тем самым представляя собой идеальные мишени. Люки были открыты, часть немцев сидела на броне. Экипаж даже различал их лица, так как расстояние между КВ и вражеской колонной было невелико - всего около ста пятидесяти метров.

В это время на связь с командиром роты по радио вышел комбат Шпиллер. Он сурово спросил:

Колобанов, почему немцев пропускаешь?! Шпиллер уже знал об утреннем бое на лужском и волосовском направлениях и о продвижении немецких танков в сторону позиции Колобанова, и его не могло не беспокоить изрядно затянувшееся молчание КВ командира танковой роты.

Отвечать комбату было уже некогда: головной танк медленно въехал на перекресток и вплотную приблизился к двум березам - ориентиру № 1, намеченному танкистами перед боем. Тут же Колобанову доложили о количестве танков в колонне. Их было 22. И когда до ориентира остались секунды движения командир понял, что медлить больше нельзя, и приказал Усову открыть огонь...

Старший сержант Усов к началу Великой Отечественной войны был уже опытным солдатом. Призванный в Красную Армию в 1938 году, он участвовал в "освободительном" походе в Западную Белоруссию в должности помощника командира взвода одного из артиллерийских полков, во время советско-финляндской войны воевал на Карельском перешейке. Окончив специальную школу командиров орудий тяжелых танков, стал танкистом...4

Головной танк загорелся с первого выстрела. Он был уничтожен, даже не успев полностью миновать перекресток. Вторым выстрелом, прямо на перекрестке, был разбит второй танк. Образовалась пробка. Колонна сжалась, как пружина, теперь интервалы между остальными танками стали и вовсе минимальными. Колобанов приказал перенести огонь на хвост колонны, чтобы окончательно запереть ее на дороге.

Но на этот раз Усову не удалось с первого выстрела поразить замыкающий танк - снаряд не долетел до цели. Старший сержант откорректировал прицел и произвел еще четыре выстрела, уничтожив два последних в колонне танка. Противник оказался в ловушке.

Первое время немцы не могли определить откуда ведется стрельба и открыли огонь из своих орудий по копнам сена, которые тут же загорелись. Но вскоре они пришли в себя и смогли обнаружить засаду. Началась танковая дуэль одного КВ против восемнадцати немецких танков. На машину Колобанова обрушился целый град бронебойных снарядов. Один за другим они долбили по 25-миллиметровой броне дополнительных экранов, установленных на башне КВ. От маскировки уже не осталось и следа. Танкисты задыхались от пороховых газов и глохли от многочисленных ударов болванок о броню танка. Заряжающий, он же младший механик-водитель, красноармеец Николай Роденков работал в бешеном темпе, загоняя в казенник пушки снаряд за снарядом. Усов, не отрываясь от прицела, продолжал вести огонь по вражеской колонне.

Между тем, командиры других машин, державших оборону еще на трех дорогах, докладывали по радио об обстановке на их участках обороны. Из этих донесений Колобанов понял, что и на других направлениях идут ожесточенные бои.

Немцы, понимая, что попали в западню, пытались маневрировать, но снаряды КВ поражали танки один за другим. А вот многочисленные прямые попадания вражеских снарядов, не причиняли особого вреда советской машине. Сказывалось явное превосходство КВ над немецкими танками по силе огня и в толщине брони5.

На помощь немецким танкистам пришли двигавшиеся вслед за колонной пехотные подразделения. Под прикрытием огня из танковых пушек, для более аффективного стрельбы по КВ, немцы выкатили на дорогу противотанковые орудия.

Колобанов заметил приготовления противника и приказал Усову ударить осколочно-фугасным снарядом по противотанковым пушкам. С немецкой пехотой вступило в бой находившееся позади КВ боевое охранение.

Усову удалось уничтожить одно ПТО вместе с расчетом, но вторая успела произвести несколько выстрелов. Один из них разбил панорамный перископ, из которого вел наблюдение за полем боя Колобанов, а другой, ударив в башню, заклинил ее. Усову удалось разбить и эту пушку, но КВ потерял возможность маневрировать огнем. Большие довороты орудия вправо и влево можно было теперь делать только путем поворота всего корпуса танка. По существу, КВ превратился в самоходную артиллерийскую установку.

Николай Кисельков вылез на броню и установил вместо поврежденного перископа запасной.6

Колобанов приказал старшему механику-водителю старшине Николаю Никифорову вывести танк из капонира и занять запасную огневую позицию. На глазах у немцев танк задним ходом выбрался из своего укрытия, отъехал в сторону, встал в кустах и вновь открыл огонь по колонне. Теперь пришлось усердно потрудиться механику-водителю. Выполняя распоряжения Усова, он поворачивал КВ в нужном направлении.

Наконец последний 22-й танк был уничтожен.

За время боя, а он длился больше часа, старший сержант А. Усов выпустил по танкам и противотанковым орудиям противника 98 снарядов, из них бронебойные были израсходованы все7. Дальнейшее наблюдение показало, что несколько немецких танков смогли прорваться к совхозу "Войсковицы" с юга.

На связь с экипажем вышел комбат. Громким голосом Шпиллер спросил:

Колобанов, как у тебя? Горят?

Хорошо горят, товарищ комбат!

Старший лейтенант сообщил, что экипажем разгромлена танковая колонна противника численностью в 22 боевые машины. Дальше удерживать свою позицию его экипаж не в состоянии, так как кончаются боеприпасы, бронебойных снарядов нет вовсе, а сам танк получил серьезные повреждения.

Шпиллер поблагодарил экипаж за успешное выполнение боевой задачи и сообщил, что на пути к совхозу "Войсковицы" уже находятся танки лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря. Колобанов приказал Никифорову идти к ним на соединение. Посадив на броню оставшихся из боевого охранения пехотинцев (многие из них были ранены), КВ с десантом на броне устремился на прорыв. Немцы не стали ввязываться в бой с русским танком, и КВ беспрепятственно достиг окраины совхоза. Здесь Колобанов встретился с командирами подошедших танков.

От них он узнал, что в бою на лужской дороге экипажем лейтенанта Федора Сергеева было уничтожено восемь немецких танков, экипажем младшего лейтенанта Максима Евдокименко - пять. Младший лейтенант в этом бою погиб, трое членов его экипажа ранены. Уцелел лишь механик-водитель Сидиков. Пятый немецкий танк, уничтоженный экипажем в этом бою, на счету именно механика-водителя: Сидиков таранил его. Сам КВ при этом был выведен из строя. Танки младшего лейтенанта Дегтяря и лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по четыре вражеских танка каждый.

События под Ленинградом в августе 1941 года развивались по весьма драматическому сценарию...

Нависла реальная угроза прорыва немецких войск к Ленинграду.

18 августа командира 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвали к командиру дивизии генералу В.И. Баранову. Штаб дивизии располагался в подвале собора, являющегося достопримечательностью Гатчины,которая называлась тогда Красногвардейском. Задание Колобанов получил лично от Баранова. Показав на карте три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе - прим. автора), комдив приказал:

Перекрыть их и стоять насмерть!

Обстановка под Ленинградом была такой, что приказ комдива командир танковой роты воспринял буквально.

В роте Колобанова было пять танков КВ-1. В каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот раз экипажи взяли минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие танки.

В тот же день Колобанов выдвинул свою роту навстречу наступающему противнику. Старший лейтенант направил два танка - лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Евдокименко - на лужскую дорогу (Киевское шоссе - прим. автора). Еще два КВ под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря направились защищать дорогу, ведущую на Волосово. Танк самого командира роты должен был встать в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Красногвардейска.

Колобанов провел с командирами всех экипажей рекогносцировку, указал места огневых позиций и приказал отрыть для каждой машины по два укрытия - основное и запасное, а потом тщательно замаскировать их. Связь с командиром роты экипажи должны были поддерживать по радио.

Для своего КВ Колобанов определил позицию таким образом, чтобы в секторе огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги. Немного не доходя до птицефермы Учхоза, она поворачивала чуть ли не на 90 градусов и далее уходила к Мариенбургу. Ее пересекала еще одна, грунтовая, дорога, по которой, по всей видимости, местные жители после сенокоса вывозили с полей сено. Кругом виднелись не убранные стога, стояли они неподалеку и от выбранной Колобановым позиции. По обеим сторонам дороги, ведущей к Мариенбургу, тянулись обширные болотины. Было даже небольшое озерко с беспечно плавающими по нему утками.

Выкопать капонир для такого танка, как КВ, дело очень непростое. К тому же, грунт попался крепкий. Только к вечеру удалось упрятать танк в отрытом по самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого тщательно замаскировали не только сам танк, но даже следы от его гусениц.

Стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков предложил сходить к брошенной птицеферме и добыть гуся, благо люди, работавшие на ней, опасаясь нашествия оккупантов, покинули ее, а измотанному тяжелым трудом экипажу требовалось подкрепить свои силы. Комроты согласился, приказав радисту застрелить птицу так, чтобы никто не слышал:

ни в коем случае нельзя было демаскировать свою позицию. Кисельков выполнил приказ в точности, гуся ощипали и сварили в танковом ведре. После ужина Колобанов приказал всем отдыхать.

Ближе к ночи подошло боевое охранение. Молоденький лейтенант отрапортовал Колобанову. Тот приказал разместить пехотинцев позади танка, в стороне, чтобы в случае чего они не попали под орудийный огонь. Позиции боевого охранения также должны были быть хорошо замаскированы...

Зиновий Григорьевич Колобанов родился в 1913 году в селе Арефене Вачевского района Нижегородской губернии. По окончании восьми классов средней школы учился в техникуме. В 1932 году по комсомольскому набору был призван в ряды Красной Армии. В 1936 году с отличием окончил Орловское бронетанковое училище имени М.В. Фрунзе.

Война для 28-летнего старшего лейтенанта Колобанова была не в диковинку. В составе 20-й тяжелой танковой бригады в должности командира роты ему довелось участвовать в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов. Бригада, в которой он служил, первой вышла к линии Маннергейма, причем его рота оказалась на острие удара. Именно тогда Колобанов первый раз горел в танке. В бою у озера Вуокса он снова вырвался со своей ротой вперед, и опять пришлось спасаться из горящего машины. Третий раз он горел при рейде на Выборг. В ночь с 12 на 13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились на встречу друг другу для "братания".

К несчастью, это самое "братание" очень дорого обошлось капитану Колобанову: его понизили в звании и, лишив всех наград, уволили в запас.1

С началом Великой Отечественной войны Колобанова призвали из запаса в 1-ю танковую дивизию, создававшуюся на базе 20-й тяжелой танковой бригады, в которой он воевал во время войны с финнами. Поскольку у него уже был боевой опыт, Колобанову присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром роты тяжелых танков КВ. Правда, о прежних наградах пришлось забыть, предстояло начинать все заново, с чистого листа.

Боевые машины танкисты получали на Кировском заводе. Здесь же, на заводе, в отдельном учебном танковом батальоне формировались и танковые экипажи. Каждый из них принимал участие вместе с рабочими в сборке своей машины. Дистанция обкатки была от Кировского завода до Средней Рогатки, после чего машины уходили на фронт.2

В бою под Ивановским Колобанову удалось отличиться - его экипаж уничтожил танк и орудие противника. Вот почему, зная о солидном боевом опыте старшего лейтенанта Колобанова, генерал В. И. Баранов поручил ему столь ответственное задание - своей ротой преградить путь немецким танкам к Красногвардейску.

Наступавший на Ленинград 41-й моторизованный корпус группы армий "Север" обходил Красногвардейск стороной. Только одна его дивизия - 8-я танковая, должна была поддерживать продвижение к Красногвардейску 50-го армейского корпуса и 5-й дивизии СС со стороны Волосово и Луги. 6-я танковая дивизия в предыдущих боях понесла большие потери и к середине августа 1941 года существовала фактически только на бумаге, поэтому участие в боях

за Красногвардейск принять не могла. 1-я танковая дивизия наступала на Ленинград со стороны Торосово, на Сяськелево и далее на северную окраину Красногвардейска - Мариенбург. В случае прорыва к Мариенбургу, части этой дивизии могли ударить в тыл советским войскам, занимавшим оборону на рубежах Красногвардейского укрепрайона, а затем, выйдя по старинным гатчинским паркам к Киевскому шоссе, почти беспрепятственно продвигаться к Ленинграду.

Ранним утром 19 августа 1941 года экипаж Колобанова был разбужен отвратительным, прерывистым гулом идущих на большой высоте в сторону Ленинграда немецких пикирующих бомбардировщиков. После того как они прошли, тишина и спокойствие вновь установились под Войсковицами. День начинался ясный. Солнце поднималось все выше.

Часов в десять раздались выстрелы слева, со стороны дороги, идущей на Волосово3. Старший лейтенант узнал недалекий "голос" танкового орудия КВ. По радио пришло сообщение, что один из экипажей вступил в бой с немецкими танками. А у них по-прежнему было все спокойно. Колобанов вызвал к себе командира боевого охранения и приказал ему, чтобы его пехотинцы открывали огонь по противнику только тогда, когда заговорит орудие КВ. Для себя Колобанов с Усовым наметили два ориентира: № 1 - две березы в конце перекрестка и № 2 - сам перекресток. Ориентиры были выбраны с таким расчетом, чтобы уничтожить головные вражеские танки прямо на перекрестке, не дать остальным машинам свернуть с дороги, ведущей на Мариенбург.

Только во втором часу дня на дороге появились вражеские машины.

Приготовиться к бою! - тихо скомандовал Колобанов.

Захлопнув люки, танкисты мгновенно замерли на своих местах. Тут же командир орудия старший сержант Андрей Усов доложил, что видит в прицеле три мотоцикла с колясками. Незамедлительно последовал приказ командира:

Огня не открывать! Пропустить разведку!

Немецкие мотоциклисты свернули налево и помчались в сторону Мариенбурга, не заметив стоявший в засаде замаскированный КВ. Выполняя приказ Ко-лобанова, не стали открывать огня по разведке и пехотинцы из боевого охранения.

Теперь все внимание экипажа было приковано к идущим по дороге танкам. Колобанов приказал радисту доложить комбату капитану И. Б. Шпиллеру о приближении немецкой танковой колонны и вновь обратил все свое внимание в сторону дороги, на которую один за другим выползали окрашенные в темно-серый цвет танки. Они шли на сокращенных дистанциях, подставляя свои левые борта почти строго под прямым углом по отношению к орудию КВ, тем самым представляя собой идеальные мишени. Люки были открыты, часть немцев сидела на броне. Экипаж даже различал их лица, так как расстояние между КВ и вражеской колонной было невелико - всего около ста пятидесяти метров.

В это время на связь с командиром роты по радио вышел комбат Шпиллер. Он сурово спросил:

Колобанов, почему немцев пропускаешь?! Шпиллер уже знал об утреннем бое на лужском и волосовском направлениях и о продвижении немецких танков в сторону позиции Колобанова, и его не могло не беспокоить изрядно затянувшееся молчание КВ командира танковой роты.

Отвечать комбату было уже некогда: головной танк медленно въехал на перекресток и вплотную приблизился к двум березам - ориентиру № 1, намеченному танкистами перед боем. Тут же Колобанову доложили о количестве танков в колонне. Их было 22. И когда до ориентира остались секунды движения командир понял, что медлить больше нельзя, и приказал Усову открыть огонь...

Старший сержант Усов к началу Великой Отечественной войны был уже опытным солдатом. Призванный в Красную Армию в 1938 году, он участвовал в "освободительном" походе в Западную Белоруссию в должности помощника командира взвода одного из артиллерийских полков, во время советско-финляндской войны воевал на Карельском перешейке. Окончив специальную школу командиров орудий тяжелых танков, стал танкистом...4

Головной танк загорелся с первого выстрела. Он был уничтожен, даже не успев полностью миновать перекресток. Вторым выстрелом, прямо на перекрестке, был разбит второй танк. Образовалась пробка. Колонна сжалась, как пружина, теперь интервалы между остальными танками стали и вовсе минимальными. Колобанов приказал перенести огонь на хвост колонны, чтобы окончательно запереть ее на дороге.

Но на этот раз Усову не удалось с первого выстрела поразить замыкающий танк - снаряд не долетел до цели. Старший сержант откорректировал прицел и произвел еще четыре выстрела, уничтожив два последних в колонне танка. Противник оказался в ловушке.

Первое время немцы не могли определить откуда ведется стрельба и открыли огонь из своих орудий по копнам сена, которые тут же загорелись. Но вскоре они пришли в себя и смогли обнаружить засаду. Началась танковая дуэль одного КВ против восемнадцати немецких танков. На машину Колобанова обрушился целый град бронебойных снарядов. Один за другим они долбили по 25-миллиметровой броне дополнительных экранов, установленных на башне КВ. От маскировки уже не осталось и следа. Танкисты задыхались от пороховых газов и глохли от многочисленных ударов болванок о броню танка. Заряжающий, он же младший механик-водитель, красноармеец Николай Роденков работал в бешеном темпе, загоняя в казенник пушки снаряд за снарядом. Усов, не отрываясь от прицела, продолжал вести огонь по вражеской колонне.

Между тем, командиры других машин, державших оборону еще на трех дорогах, докладывали по радио об обстановке на их участках обороны. Из этих донесений Колобанов понял, что и на других направлениях идут ожесточенные бои.

Немцы, понимая, что попали в западню, пытались маневрировать, но снаряды КВ поражали танки один за другим. А вот многочисленные прямые попадания вражеских снарядов, не причиняли особого вреда советской машине. Сказывалось явное превосходство КВ над немецкими танками по силе огня и в толщине брони5.

На помощь немецким танкистам пришли двигавшиеся вслед за колонной пехотные подразделения. Под прикрытием огня из танковых пушек, для более аффективного стрельбы по КВ, немцы выкатили на дорогу противотанковые орудия.

Колобанов заметил приготовления противника и приказал Усову ударить осколочно-фугасным снарядом по противотанковым пушкам. С немецкой пехотой вступило в бой находившееся позади КВ боевое охранение.

Усову удалось уничтожить одно ПТО вместе с расчетом, но вторая успела произвести несколько выстрелов. Один из них разбил панорамный перископ, из которого вел наблюдение за полем боя Колобанов, а другой, ударив в башню, заклинил ее. Усову удалось разбить и эту пушку, но КВ потерял возможность маневрировать огнем. Большие довороты орудия вправо и влево можно было теперь делать только путем поворота всего корпуса танка. По существу, КВ превратился в самоходную артиллерийскую установку.

Николай Кисельков вылез на броню и установил вместо поврежденного перископа запасной.6

Колобанов приказал старшему механику-водителю старшине Николаю Никифорову вывести танк из капонира и занять запасную огневую позицию. На глазах у немцев танк задним ходом выбрался из своего укрытия, отъехал в сторону, встал в кустах и вновь открыл огонь по колонне. Теперь пришлось усердно потрудиться механику-водителю. Выполняя распоряжения Усова, он поворачивал КВ в нужном направлении.

Наконец последний 22-й танк был уничтожен.

За время боя, а он длился больше часа, старший сержант А. Усов выпустил по танкам и противотанковым орудиям противника 98 снарядов, из них бронебойные были израсходованы все7. Дальнейшее наблюдение показало, что несколько немецких танков смогли прорваться к совхозу "Войсковицы" с юга.

На связь с экипажем вышел комбат. Громким голосом Шпиллер спросил:

Колобанов, как у тебя? Горят?

Хорошо горят, товарищ комбат!

Старший лейтенант сообщил, что экипажем разгромлена танковая колонна противника численностью в 22 боевые машины. Дальше удерживать свою позицию его экипаж не в состоянии, так как кончаются боеприпасы, бронебойных снарядов нет вовсе, а сам танк получил серьезные повреждения.

Шпиллер поблагодарил экипаж за успешное выполнение боевой задачи и сообщил, что на пути к совхозу "Войсковицы" уже находятся танки лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря. Колобанов приказал Никифорову идти к ним на соединение. Посадив на броню оставшихся из боевого охранения пехотинцев (многие из них были ранены), КВ с десантом на броне устремился на прорыв. Немцы не стали ввязываться в бой с русским танком, и КВ беспрепятственно достиг окраины совхоза. Здесь Колобанов встретился с командирами подошедших танков.

От них он узнал, что в бою на лужской дороге экипажем лейтенанта Федора Сергеева было уничтожено восемь немецких танков, экипажем младшего лейтенанта Максима Евдокименко - пять. Младший лейтенант в этом бою погиб, трое членов его экипажа ранены. Уцелел лишь механик-водитель Сидиков. Пятый немецкий танк, уничтоженный экипажем в этом бою, на счету именно механика-водителя: Сидиков таранил его. Сам КВ при этом был выведен из строя. Танки младшего лейтенанта Дегтяря и лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по четыре вражеских танка каждый.