Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект урока по чтению

(3 класс)

Тема: В. Ю. Драгунский «... Бы».

Цели:

1. Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, артистизмом учащихся, развивать устную речь.

2. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством детского писателя В. Ю. Драгунского

3. Будить фантазию и творчество детей.

4. Помочь задуматься о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, учиться понимать друг друга, быть внимательнее к людям.

5. Показать, что юмор помогает человеку в жизни.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг.

3. Видеокассета с «Ералашем».

4. Таблица о выразительности.

5 Стенд с рисунками детей на тему: «Мои мечты и фантазии».

6. Музыка к физкультминутке.

Ход урока

I . Организация класса.

Сегодня мы проводим необычный урок. Необычный не потому, что у нас гости, а потому, что он будет весёлым уроком.

У нас были раньше весёлые уроки?

А как вы думаете, на весёлых уроках можно чему-нибудь научиться? Об этом вы мне скажете в конце урока.

Какой раздел мы начали изучать?

О ком и о чём мы читаем в этом разделе?

II . Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

К чему призывает Юрий Коренец?

(Чтобы люди дарили друг другу подарки без всякого повода)

Сегодня мы продолжим эту интересную тему.

III . Работа над темой

1. Вступительная беседа.

Любите смотреть «Ералаш»?

(фрагмент «Дорогие россияне»)

Кем мечтал стать мальчик?

А мама его поняла?

Что случилось бы на самом деле, если бы дети стали взрослыми, а взрослые – детьми?

Давайте пофантазируем.

Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь со своими родителями? Не понимаете друг друга?

Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Как вы думаете, мама этого мальчика была в детстве мечтательницей и фантазёркой?

2. Работа над рассказом В. Драгунского.

Откройте стр. 120

Знакомы ли вы с этим писателем?

«Друг мой», «Англичанин Павля», «Сестра моя – Ксения».

(Показываю в учебниках: «Капельки солнца», «В одном счастливом детстве», 1 ч.)

Кто герой его произведений?

(Денис Кораблёв)

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?

Как вы думаете, о чём может быть рассказ?

(предположение детей)

б) – Прочитайте заголовок.

(открываю тему на доске)

Что означает это слово – бы?

Очень странное название рассказа.

Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит?

Подставьте вместо многоточия подходящие слова – действия.

(искупался бы, нарисовал бы...)

Когда мы употребляем частицу бы?

(когда нужно какое-то условие для выполнения чего-либо)

Значит, из рассказа мы узнаем о чьих-то мечтах.

в) Чтение рассказа про себя.

Прочитайте рассказ про себя и проверьте свои предположения.

Почему вы смеялись, когда читали?

О чём же мечтал Дениска?

В чём оправдались наши предположения?

г) Чтение рассказа вслух по абзацам и работа по ним.

(табличка на доске)

1 абзац:

От чьего имени ведётся рассказ? Кто это – я? (Дениска)

Из каких слов видно, что это ребёнок?

Что надумал Дениска?

Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама велела сделать что-то, чего ему делать не хотелось.

Какое слово заключено в кавычки? Почему?

2 и 3 абзацы:

Что узнали о семье Дениски?

Почему Дениска сказал бы маме такие слова?

(он повторяет мамины слова, которые она не раз говорила Дениске)

О каких привычках Дениски вы узнали?

(он очень худенький, плохо ест, не любит есть хлеб, держит еду за щекой, не глотает, раскачивается на стуле за столом)

Хорошие это привычки или плохие?

(на доске:

Мама: решительно, энергично, в приказном тоне)

(Открываю запись на доске)

4 и 5 абзацы:

Как Дениска встретил бы папу?

Что чаще всего слышал Дениска от папы?

(Не любит мыть руки перед едой, или если моет, то плохо: вся грязь остаётся на полотенце. Не любит стричь ногти).

Вам родители дают такие советы?

О какой папиной привычке узнаём?

(читает газету за столом)

Как вы относитесь к этому?

(на доске:

Папа: раздражённо, даже переходя на крик)

(Открываю запись на доске)

Как же относится Дениска к бабушке?

6 и 7 абзацы:

Что значит «Как шёлковые?»

(послушные, исполнительные)

Какой приём сравнения использует Драгунский?

(эпитет)

Как Дениска встретил бы бабушку?

(Открываю запись на доске)

Вы представили эту сцену?

Всплеснул руками... Это как? Покажите.

Как бабушка относится к внуку?

(она любит Дениску. Заботится о его здоровье)

О каких увлечениях Дениски мы узнаём?

(любит играть в хоккей)

8 абзац:

Чему Дениска завидовал?

Прочитайте это предложение.

Сравнимо ли кино и мороженое?

(Нет. Родители думают, что мороженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.)

9 и 10 абзацы:

Вы догадались, что говорили обычно родители на настойчивые упрашивания Дениски пойти с ними?

(что он и так много развлекается, и на день рождения ходил, и в цирк в воскресенье ходил, что этот фильм детям смотреть нельзя, он для взрослых)

Почему этот абзац заканчивается многоточием?

(можно ещё много назвать причин, по которым детям нельзя идти в кино)

Как Дениска реагировал на все убеждения родителей.

(он плакал, ему не нравилось, что мама ходит на каблуках по квартире, долго вертится перед зеркалом, напевает...)

11 абзац:

Кто прервал мечты Дениски?

(мама)

Можете вы предположить, что сказала бы мама Дениске?

Понравился ли вам рассказ?

Какой по жанру этот рассказ?

(Весёлый, юмористический)

Давайте мы тоже немножко отдохнём и повеселимся

3. Физкультминутка «Если весело живётся...»

4. Вопросы после чтения:

О чём же этот рассказ? Только ли о мечтах мальчика?

(Нет, о взаимоотношениях в семье, между взрослыми и ребёнком)

Драгунский прямо не говорит, но мы узнаём о многих привычках и обязанностях членов Денискиной семьи, об их взаимоотношениях. Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит.

Почему большинство предложений в рассказе короткие? Состоят из 2 – 3 слов?

(Это предложения – команды: ясные, лаконичные)

5. Инсценирование эпизода рассказа.

А сейчас мы побываем в театре одного актёра.

Кто знает, что это такое?

Посмотрите и послушайте монолог Дениски Кораблёва в исполнении Сальниковой Саши.

6. Сведения о писателе: Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972 г.)

Посмотрите на портрет Виктора Драгунского. Можно ли по портрету сказать что-либо об этом человеке?

Сейчас ребята вам расскажут о Викторе Драгунском.

Драгунский – яркий и радостно-талантливый писатель. Он был добрым, весёлым и потому – очень счастливым человеком. Свою любовь к жизни, веру в жизнь и в людей он передаёт читателям, которых у него великое множество, не только в нашей стране, но и во всём мире. Он заставляет нас задуматься о себе, о своих друзьях и о том большом мире, в котором мы живём.

Драгунский не сразу стал писателем. После окончания школы он работал токарем на заводе, шорником (шорники делают конскую упряжь), лодочником. Потом учился на актёра. Ему было 22 года, когда началась его актёрская биография: он был артистом эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабули и дедули «животики надрывали» от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз. Он был даже клоуном в чирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показать, и сальто-мортале сделать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными общаться. Всё это Драгунский умел делать!

Когда началась война, Драгунский пошёл в военное ополчение и защищал Москву от фашистов. И ещё во время войны с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение. Вот сколько всего интересного случилось с Драгунским до того, как он стал писателем.

Когда у Драгунского родился сын Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать. Так получились «Денискины рассказы». Всего было написано около 90 весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу.

Его книги читают не только у нас в России, но и в других странах. По сценарию Драгунского поставлен фильм «Весёлые истории».

Так что, если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте рассказы Драгунского!

(обратить внимание детей на выставку)

Дополнительный материал о сыне Драгунского.

Денис Викторович Драгунский, родился 15.12.1950 года в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, работал политическим обозревателем и журналистом. Публиковал рассказы в журналах «Вопросы философии», «Дружба народов», «Новое время». Написал пьесы, которые были поставлены в театрах нашей страны и других стран. Его произведения переведены на английский, болгарский, немецкий и японский языки.

Продолжил ли Денис Драгунский дело своего отца?

IV . Итог урока.

Что же вы узнали о Дениске?

(Он большой фантазёр, мечтатель, имеет чувство юмора, любит свою семью, наблюдателен и артистичен)

О чём заставляет задуматься этот рассказ?

(Будьте внимательны друг к другу. Учитесь понимать друг друга)

(Открываю записи на доске)

Давайте последуем призыву Юрия Коринца и подарим нашим гостям сувениры-блокноты.

(Дети дарят подарки)

Только ли для детей написан этот рассказ?

Получился у нас весёлый урок? Чему мы на нём научились?

V . Домашнее задание : подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его родителям. (стр. 120 – 122)

Материал о Драгунском взят из журнала «Читаем, учимся, играем», выпуск № 8, 2003 год.

ЗДОРОВАЯ МЫСЛЬ

После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть...
Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом - я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.
- Задний ход - чух-чух-чух!
- Полный задний - чух-чух-чух!
- Полнейший задний ход - чух-чух-чух-чах-чах-чах!
И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:
- Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!
И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.
Мишка сказал:
- Жалко как. Утонул...
И я сказал:
- Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?
Но Мишка покачал головой:
- Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
- По чему?
- Его очередь, - ответил Мишка.
- Нет, - сказал я, - ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?
- По мне, - сказал Мишка. - Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!
- Ты, Мишка, не человек! - сказал я. - Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!
- Это мама мне не доверяет, ты не думай, - сказал Мишка. - Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил...
- Им! - сказал я. - Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты...
Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:
- Пошли по домам!
И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:
- Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?
- Нет, я тоже не нахожу, - сказал я, - не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.
- Так как же ты поступаешь? - сказал Мишка.
- Жду, пока мама на балкон выйдет.
- Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть...
- Ты что, - сказал я, - да я из тысячи чужих свою маму узнаю.
- А как? - спросил Мишка.
- По лицу, - сказал я.
- На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, - сказал Мишка, - так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.
- Ерунда, - сказал я, - твоя тоже красивая!
- Конечно, - сказал Мишка, - но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.
Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:
- А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.
Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:
- Мы с одной лестничной клетки.
И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.
Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:
- Макулатуры нет! Сколько раз повторять!
Я сказал "извините" и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.
Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.
В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:
- Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!
Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:
- Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..
Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются... Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.
- Тебя как звать? - сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.
- Денисом, - ответил я.
Она сказала:
- Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.
Я не стал брать.
- Возьми, пожалуйста, - сказала она, - для меня. Сделай мне одолжение.
Ну, я сделал ей одолжение.
- Послушай, - сказала девушка, - мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?
- Конечно, - сказал я, - моя мама самая красивая в классе.
Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:
- Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.
Я сказал "спасибо" и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:
- Вечно тебя надо ждать!
Я сказал:
- Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой... и есть хочу!
И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.
- Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, - сказал папа, - чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.
Я обрадовался:
- Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!
Мама рассмеялась и сказала:
- Ну, не выдумывай!
А папа сказал:
- В конце концов, а почему бы и нет" Вполне здоровая мысль!

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.

Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

II Из биографии писателя (слайды 2-10)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


Разгадай кроссворд по рассказу


IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


Прочитайте глазами;
Прочитайте медленно вслух;
Прочитайте с утвердительной интонацией;
Прочитайте выразительно;
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)


памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)


Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)


Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
(«Тайное становится явным»)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
РАЗВЕДКА (слайд 19)


Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)






b]Практическая работа
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)


ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ Нельзя обманывать родителей (слайд 26)


К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд


Рефлексия (слайд 28)
Было интересно…
Я понял(а), что…
Я сделал(а) вывод, что…