Post известные женщины художники. Семь великих женщин-художниц

— женщины славянского происхождения и создали многие шедевры живописи , скульптуры, литературы и музыки.

Мария Башкирцева

Её главная заслуга заключается в том, что она стала первой из разряда « », чьи картины приобрёл Лувр. Она родилась на Полтавщине в 1860 году. Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок она практически сама овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы. Далее девочка легко научилась играть на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Кроме того, Бог наградил её удивительно сильным голосом. Но после тяжёлой болезни горла мечты о сцене пришлось оставить навсегда. Поразмыслив некоторое время, Мария Башкирцева решила стать художницей. Академия живописи дала ей все необходимые знания. Но девушка серьёзно занималась и самообразованием. Довольно скоро её картины заметили и стали хвалить искусствоведы в прессе. Правда, вместе с успехами всё хуже становилось состояние её здоровья. Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя ещё время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887 году вышли в свет её дневники. Эта публикация стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую личность, многогранно талантливую женщину из загадочной России.

Анжелика Кауфман

Отец Анжелики работал на заказ, выполняя заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. В семье довольно часто случались переезды. Причём, не только по городам, но и по странам. С девяти лет ребёнок уже довольно сносно рисовал карандашом и даже маслом. Побывав в Италии, юное дарование поразили шедевры живописи великих мастеров. После этого желание Кауфман стать художницей утвердилось. В 1765 году её приняли в члены Академии св. Луки. А спустя пару лет Анжелика стала ещё и членом Французской королевской академии, куда принимали только самых достойных. Кстати, до того времени туда не принимали ни одну женщину. Портреты и пейзажи её кисти буквально светились талантом! Выполненный Анжеликой портрет Гёте считается одной из лучших работ. За время жизни вокруг неё плелись всевозможные интриги, созданные влюблёнными в художницу мужчинами. Она прожила 66 лет и скончалась в 1807 году.

Зинаида Серебрякова

Родилась в 1884 году. В семье Зинаиды трудно было не стать художником. Мать Зинаиды был родной сестрой Александра Бенуа. Девочка всё время слышала разговоры о великой роли искусства в жизни людей и посещала многочисленные выставки . Все родственники были творческими людьми и занимались работой по своему призванию. Автопортрет Серебряковой появился в 1909 году и был высоко оценён на выставке Союза русских художников. Более того — картину приобрела Третьяковская галерея. Рано оставшись без мужа и с четырьмя детьми, Зинаида была надолго отброшена от карьеры художницы. До тех пор, пока не состоялась большая выставка в США, где её картины были куплены за достаточно большие суммы. В Париже, куда переехала художница, за ней прочно закрепилась слава великой портретистки. Но помешал настоящий бум на абстрактное искусство, и поэтому многие её работы оказались незамеченными. После Второй мировой войны Серебрякова вознамерилась вернуться на родину. Но что-нибудь постоянно мешало это сделать: то оформление документов, то болезни. Незадолго до смерти состоялась персональная выставка её картин, которая привела в настоящий восторг всех посетителей и критиков. В 1967 году Зинаиды Серебряковой не стало.

Мари Тюссо

Она появилась на свет в Страсбурге в 1761 году. В детстве её окружение было крайне маленьким. Сказывался тот факт, что отец Мари был палачом. Вскоре оказалось, что её родным отцом был скульптор Филипп Кертис. Именно он в 1770 году основал Музей восковых фигур. Заказам Кертиса по лепке фигур из воска просто не было отбоя. Вскоре дочка стала преуспевать в технологии лепки и помогать отцу. Первые статуи в виде фигур Вольтера и Франклина были сделаны ею в 17-летнем возрасте. Кстати, они до сих пор украшают музей. Одновременно талантливая девушка достигла успехов в рисовании, шитье и моделировании причесок. В 1794 году Кертис умер и завещал всю восковую коллекцию своей дочери. Мари унаследовала не только коллекцию, но и его дело. А вскоре она вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Единственное, что принесло Мари пользу от этого брака — это фамилия. Несмотря на периодически неудачи в судьбе, Мари упорно работала, а слава о ней разрасталась. Почти всю жизнь она хотела иметь свой собственный музей, в котором можно было бы поместить все фигуры. И только незадолго до смерти мечта осуществилась. После смерти мадам Тюссо в 1884 году дело продолжил её внук, а затем и последовавшие потомки.

Камилла Клодель

Ровно в 18 лет никому ещё неизвестная девушка приехала покорять Париж. Но школа изящных искусств закрыла перед ней двери. Камилла не отчаялась и организовала курсы скульптуры. Через некоторое время наставник показал её работы директору той самой школы. Он одобрил эти работы, но сказал, что стиль очень похож на Роденовский. По иронии судьбы именно Роден стал новым наставником на курсах. Не прошло и года как Клодель и Роден сдружились и стали не только тесно общаться, но и работать вместе в одной мастерской. Конечно, рождение романа было неизбежным. Но проработав с Роденом долго время, работы Камиллы всё время сравнивали со скульптурами её «учителя». В 1896 году Она окончательно порывает с ним всяческие отношения. Тем не менее такие скульптуры как «Забвение», «За разговором», «Вальс» были выполнены мастерски и спустя десятилетия получили массовое одобрение у знатоков искусства. Но даже после смерти художницы в 1943 году, оставшиеся работы были помещены в отдельный зал музея Родена.

Давайте поговорим о «Женщинах художницах» и о том, что под этим термином подразумевается.

Вот некоторые вещи в мире искусства, о которых я знаю:

В 2013 году каждый художник в топе-100 аукционных продаж был мужчина.
В 2014 году не было ни одной женщины в топ-40.
В 2015 году, только пять из 34 художественных галерей хвастались списками, в которых женщины составляют более 50 процентов. И это в Америке - лидере мировой демократии!

Меньше четырех процентов художников в современном искусстве в коллекции Метрополитена в Нью-Йорке работы женщин, но, внимание(!) - 76% из полотен - обнаженные или полуобнаженные женщины. С 2007 года, только 29 процентов персональных выставок в музее Уитни в были посвящены женщинам -художницам.

Мужчины художники по-прежнему увековечивают миф, что женщины плохие художники: "Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками", сказал Георг Базелитц в этом году.

"Если женщины достаточно амбициозны, чтобы добиться успеха, они могут сделать это, спасибо. Но до сих пор, они не смогли доказать, что они хотят успеха. Как правило, женщины продают себя хорошо, но не как художники".

Это просто цифры, да, и я смогла их найти в обзорах американского искусства. Такая же удручающая картина в искусстве и у нас.
Я приветствую более полный статистический обзор (хотя сомневаюсь, что это будет другая история), и если у вас есть другие цифры - пишите. Но сегодня четко прослеживается одно - Реальность такова: женщины недостаточно представлены в мире искусства.

Маленький вопрос: почему так мало женщин - уличных художников? Их единицы, в то время, как мужчин в этой области сотни! Те художницы, которых мы сегодня знаем, не хуже, а иногда и лучше Бенкси. Получается, что для достижения успеха в стрит-арте женщинам надо серьезно превосходить мужчин - только тогда их заметят. Но только ли в этом направдении?

Термин "художница" обязательно подчеркивает женское авторство какой-либо работы, выполненной ею.

Разделяя женщин художников и мужчин, критик может сказать, что к «женскому искусству» надо подходить с другой меркой. Но подход с другой меркой означает в первую пренебрежение и завышение планки для женщин.

Рут Asawa родилась в 1926году, Калифорния. Получила прозвище "леди Фонтан" из-за склонности к проектированию необычных фонтанов, в частности, в Сан-Франциско. В начале своей карьеры, она научилась вязать крючком скульптуры из проводов, создавая произведения, в которых сочитался реализм и абстракция.


Вивианна Торунь часто упоминается как одна из самых известных ювелиров Швеции, мастер ювелир с личным стилем. Она общалась с Пикассо и Матиссом в парижских салонах.

Используя понятие гендера как фильтр, через который мы анализируем искусство, мы вносим ограничения.

Есть художники, которые твердо заявляют, «Я не считаю себя девушкой художницей, я просто художник». И это совершенно законное высказывание для человека.

Женщины художники являются просто художниками. Но не сегодня. Сегодня женщина в искусстве это человек, чье творчество оценивают по гендерному принципу. Сегодня женщин меньшинство в искусстве.

И выбор профессии, который они делают это право, а не привилегия.

Теперь можете закидывать меня тапками, но то, что здесь написано - это всего лишь, правда.


С древнейших времен живопись, как и другие виды искусства, была прерогативой мужчин. У всех на слуху имена великих художников от эпохи Возрождения до знаменитых модернистов и абстракционистов XX века, вписавших большими буквами свои имена в историю мирового искусства. Чего нельзя сказать о не менее талантливых женщинах- художницах . О них знают совсем не многие. Так уж сложилось исторически, что талантливым женщинам веками приходилось отвоевывать место под солнцем у мужчин.


Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу 19 века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0005.jpg" alt="Автопортрет.

Софонисба Ангиссола (1532-1625)

Sofonisba Anguissola - испанская художница, которая была придворным живописцем короля Испании. Ее кисти принадлежат множество портретов членов королевской семьи и аристократов. Ее две сестры, также были художницами.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0039.jpg" alt="Автопортрет со спинетом.

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Имя Artemisia Gentileschi - символ борьбы женщины за право быть художником в Италии. В 17 веке ей удалось стать первой женщиной, которую приняли в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0022.jpg" alt="Автопортрет. (1671). Автор: Мария ван Остервейк." title="Автопортрет. (1671).

Анна Васер (1678–1714)

Anna Waser - швейцарская художница и гравер.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415937.jpg" alt="Автопортрет с портретом сестры. (1715 г.) Автор: Розальба Каррера." title="Автопортрет с портретом сестры. (1715 г.)

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Немецкая художница, дочь живописца Angelica Katharina Kauffmann вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков, она и Мэри Мозер - художница из Швейцарии, были единственными женщинами, получившими в ней членство.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0014.jpg" alt="Ангелика Кауфманн - Автопортрет 1787 г. Галерея Уфиццы." title="Ангелика Кауфманн - Автопортрет 1787 г. Галерея Уфиццы." border="0" vspace="5">


Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842)

Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun - французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентиментального направления в классицизме.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0009.jpg" alt="Автопортрет 1790 год. Автор: Элизабет Виже-Лебрен. " title="Автопортрет 1790 год.

Сентиментальный жанр позволял художнице изображать портретируемых в весьма выгодных позах и элегантных одеждах, поэтому Луиза Виже-Лебрён пользовалась любовью среди французской аристократии и членов монарших семей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0006.jpg" alt="Художница, пишущая портрет музыкантши. (1803). Автор: Маргарита Жерар. " title="Художница, пишущая портрет музыкантши. (1803).

Мария Башкирцева (1858-1884)

Башкирцева Мария Константиновна - уроженка села Гавронцы Полтавской губернии, большую часть прожившая во Франции, считала себя русской писательницей и художницей. Умерла в 26 лет от туберкулеза.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0012.jpg" alt="Автопортрет.

Мари Габриэль Капет (1761–1818)

Marie-Gabrielle Capet окончила Королевскую Академию Искусств в Париже в то время, когда в учебном заведении разрешалось учиться лишь четырем женщинам одновременно. Была талантливой портретисткой, мастерски писала акварелью, маслом и пастелью. Принимала участие в художественных выставках и салонах.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0015.jpg" alt=" Автопортрет с двумя моделями. (1785г.) Автор: Аделаида Лабиль-Жиар. " title=" Автопортрет с двумя моделями. (1785г.)

Анна Валлайе-Костер (1744-1818).

Анна Валлайе-Костер - французская художница, дочь королевского ювелира, любимица королевы Марии-Антуанетты.

Автопортрет.

Этот список можно продолжить и далее перечислять имена и достижения художниц с мировыми именами, жившими и творившими в 20 веке. Это и Тамара де Лемпицки с ее эффектными произведениями, Фрида Кало с пронзительными картинами. А также воодушевляться, испытав настоящий восторг, при виде работ русских художниц Зинаиды Серебряковой и Александры Экстер.

Однако мужчины-художники по-прежнему норовят принизить роль женщин в истории искусства и поддерживают миф, что они плохие художники: "Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками",- заявил Георг Базелиц - известный немецкий художник.

Талантливым просвещенным женщинам во все времена приходилось нелегко. Многим приходилось отказываться от семейных уз ради своего творчества, оставаясь при этом

Традиционное английское чаепитие «файв-о-клок» (1880), художница Мэри Кассат

Ван Гог, Матисс, Гоген, Дали... И сотни других мужчин, гениев живописи, которые на слуху у всех, которых мы знаем и любим с самого детства. А вот представительницы прекрасной половины человечества как будто остаются в стороне... Как часто можно услышать обидный, несправедливый вопрос: «Почему среди женщин нет известных художников? Может, им не дано?»

Разумеется, это не так. Сегодня мы вспомним грандиозных художниц, русских и зарубежных, чьи картины по праву считаются мировыми шедеврами. Семь великих имен, семь непростых женских судеб в мире изобразительного искусства, который принято считать мужским...

Наталия Гончарова (1881—1962) – правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина (в свое время художница оформила «Сказки о царе Салтане», отдав таким образом дань знаменитому родству).

Она изучала живопись под руководством выдающегося художника и педагога Константина Коровина. Вместе с мужем – М. Ф. Ларионовым, одним из основателем русского авангарда, – организовала объединение «Ослиный хвост». В 1915 году получила приглашение Сергея Дягилева для работы над Русскими сезонами – гастролями артистов оперы и балета в Париже.

Сегодняшней стоимостью своих полотен Наталья Гончарова перещеголяла всех художниц мира. В 2008-ом ценовой рекорд в «женском зачете» побила картина «Цветы», проданная на аукционе Christie"s более чем за $10 млн. Работа является одним из ключевых произведений русского авангарда, так как объединяет в себе элементы европейского импрессионизма и абсолютно новаторского направления, созданного Гончаровой и ее мужем – т. н. «лучизма». Мол, все предметы, которые мы видим – сумма лучей, преломленных от этих самых предметов. Экспериментировала художница и с примитивизмом, используя иконопись.

В 2010-ом на лондонских торгах картина «Испанка» установила очередной ценовой рекорд – её счастливый обладатель расстался с $ 1, 216 млн.

Сегодня большинство работ Натальи Гончаровой находятся в Третьяковской галерее.

Наталья Гончарова. «Павлин под ярким солнцем». 1911.

Фрида Кало (1907—1954) – самая известная мексиканская художница, которую прославили колоритные автопортреты. На её творчество оказали заметное влияние мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки. Художественный стиль Фриды Кало характеризуют как фолк-арт или наивное искусство.

Всю жизнь у Фриды было слабое здоровье – она страдала полиомиелитом в возрасте шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на неё до конца жизни. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Она записывала в дневнике: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1929 году Кало вышла замуж за художника Диего Риверу. Их бурная совместная жизнь стала легендой.

В 1937 году в доме Диего и Фриды, придерживающихся коммунистических взглядов, ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман.

В сороковые картины Фриды Кало появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке. Через год культовая художница и икона стиля скончалась, но сама её жизнь, яркий образ и удивительные картины стали вдохновляющей легендой для миллионов людей во всем мире...

Фрида Кало. «Автопортрет (Диего в мыслях)». 1943.

Мария Башкирцева (1858 – 1884) – родилась в Полтавской губернии. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны. Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, Мария Башкирцева оставила после себя и литературное наследие – «Дневник», который вела с 15 лет на французском. После ее смерти его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Примечательно, что мать вырвала из дневника все страницы, на которых упоминались феминистические воззрения дочери. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. Её натуре казались тесными и академические каноны живописи. Она отдавала предпочтение работе на пленерах, писала выхваченные из повседневных уличных пейзажей лица парижанок.

Век художницы, к несчастью, оказался не долгим: она умерла от туберкулеза всего в 25 лет. В последние годы жизни художница вела переписку с Ги де Мопассаном, который произнес на её могиле: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!». А великая Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник ранней лирики «Вечерний альбом».

Мария Башкирцева. «Дождевой зонтик». 1883.

Мэри Кассат (1844—1926)знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега и Бэртой Моризо. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.

Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1886 году переехала в Париж.

Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она написала другу: «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи. Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть.» Она встретилась с Дега в 1874 году. Он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и работы Мэри Кассат были выставлены на экспозиции в 1879 году.

Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике.

Серия строго написанных, тонко подмеченных, не сентиментальных картин о матери и ребёнке является основной темой её наиболее известных работ.

1890-е годы стали для Кассат самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. В знак признания её вклада в искусство, в 1904-м году она получила орден Почетного легиона.

Мэри Кассат скончалась в 1926 году в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

Мэри Кассат. «Женщины, восхищающиеся ребенком». 1897.

Зинаида Серебрякова (1884—1967) – русская художница-реалист. Её дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, поэтому с кистью и холстом Зинаида подружилась с детства.

Серебрякова вышла замуж за своего двоюродного брата; родня не одобрила этот союз, и художнице с супругом пришлось эмигрировать, оставив детей в России. Увидеть сына Зинаиде Серебряковой посчастливилось только спустя 36 лет...

Сегодня полотна художницы продаются за баснословные деньги. А при жизни в Париже она пыталась заработать на жизнь написанием портретов, но очень часто просто дарила их заказчикам. Из-за бедности Серебрякова даже была вынуждена самостоятельно изготавливать краски. Вернуться в Россию она так и не смогла: Вторая мировая война отрезала её от Родины.

Самая знаменитая картина Зинаиды Серебряковой – автопортрет художницы «За туалетом» (1909). Впервые общественность заговорила о таланте автора после презентации работы на VII выставке «Союза русских художников» (1910). Сегодня автопортрет 25-летней художницы хранится в Третьяковской галерее. А картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом». Автопортрет. 1909.

Берта Моризо (1841—1895) – французская художница, писавшая в стиле импрессионизма. Она доводилась внучатой племянницей знаменитому художнику, мастеру стиля рококо, Жану Оноре Фрагонару, была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане. Черты лица Берты хорошо знакомы знатокам импрессионизма, так как Мане часто её рисовал.

Моризо родилась в Бурже, в богатой буржуазной семье. Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами. Семья, после того как Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере. Живописи училась у К.Коро, работая с ним на пленэре.

В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне. Её работы отбирались для участия в шести Салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.

Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б.Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты. В ее картинах нет социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. Это направление живописи оказалось востребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интерес зрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев.

Берта Моризо. «Ловля бабочек». 1874.

Елена Поленова (1850 – 1898) – сестра известного русского живописца Василия Поленова. Художница, создававшая на полотнах сказочный мир.

Родилась в Санкт-Петербурге, в семье ученого-историка. Интерес к мифическим сюжетам – родом из детства: маленькой Лиле, как называли её домашние, всегда читали русские народные сказки. Рисованию вместе с братом она обучалась у знаменитого художника и педагога, автора метода «широкого взгляда», Павла Чистякова. Так как женщинам в ту пору в Академию художеств путь был заказан, девушка обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств.

Личная жизнь у Елены Поленовой так и не сложилась. В отличие от жизни творческой: несколько работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Сказочные сюжеты картин приходили к ней во сне. А работала над холстами она в имении мецената Мамонтова, Абрамцево. Здесь, например, родился «Зверь» – чудище, похищающее душу из царства светлых грез.

В последние годы жизни художница исполнила множество набросков фантастических цветочных орнаментов для обрамления икон, вышивок, керамики. Рисуя цветочные орнаменты, Поленова проявила неистощимую фантазию, каждый раз находя новое расположение цветов, новый ритм, создавая бурный и динамичный поток форм. Скончалась Елена Поленова 19 ноября 1898 года в Москве, в расцвете сил и таланта, не осуществив множества планов. Так, ей предстояло оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году...

Елена Поленова. «Иван-царевич и Жар-птица». 1896.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452-2 мая 1519) - знаменитый итальянский живописец, архитектор, философ, музыкант, писатель, исследователь, математик, инженер, анатом, изобретатель и геолог. Известен своими картинами, наиболее знаменитыми из которых являются «Тайная вечеря» и «Мона Лиза», а также многочисленными изобретениями , намного опережавшими своё время, но так и оставшимися только на бумаге. Кроме того, Леонардо да Винчи внёс немаловажный вклад в развитие анатомии, астрономии и техники.


Рафаэль Санти (28 марта 1483-6 апреля 1520) - великий итальянский художник и архитектор, работающий в эпоху Ренессанса, охватывающий период с конца XV и первые годы XVI века. Традиционно Рафаэль считается одним из трёх великих мастеров этого периода, наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Многие из его работ находятся в Апостольском дворце в Ватикане, в помещении под названием станцы Рафаэля. Среди прочих, здесь находиться самая знаменитая его работа - «Афинская школа».


Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня 1599-6 августа 1660) - испанский художник, портретист, придворный художник короля Филиппа IV, величайший представитель золотого века испанской живописи. Помимо, многочисленных картин, изображающих исторические и культурные сцены из прошлого, он написал множество портретов испанской королевской семьи, а также других известных европейских деятелей. Наиболее знаменитой работой Веласкеса считается картина «Менины» (или «Семья Филиппа IV») 1656 года находящаяся в музее Прадо в Мадриде.


Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881-8 апреля 1973) - всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве - кубизм. Считается одним из величайших художников повлиявшим на развитие изобразительного искусства в XX веке. Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс. работ (по другим данным 80 тысяч).


Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853-29 июля 1890) - знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. По мнению многих экспертов, Ван Гог является одним из величайших художников в истории европейского искусства, а также одним из самых ярких представителей постимпрессионизма. Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс. рисунков и 133 эскизов. Его многочисленные автопортреты, пейзажи и портреты являются одними из самых узнаваемых и дорогих произведений искусства в мире . Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи».


Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475-18 февраля 1564) -всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. Самой известной работой художника, пожалуй, являются фрески на потолке Сикстинской капеллы. Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид». Из произведений архитектуры - дизайн купола базилики Святого Петра. Интересно, что Микеланджело стал первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была написана ещё при жизни.


На четвёртом месте в списке самых известных художников мира находится Мазаччо (21 декабря 1401-1428) - великий итальянский художник, оказавший огромное влияние на других мастеров. Мазаччо прожил очень короткую жизнь, поэтому биографических свидетельств о нём немного. Сохранились лишь четыре его фрески, которые, без сомнения, являются работой Мазаччо. Другие, как полагают, были уничтожены. Наиболее известной работой Мазаччо считают фреску «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Италия.


Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577-30 мая 1640) - фламандский (южнонидерландский) живописец, один из величайших художников эпохи барокко, известен своим экстравагантным стилем. Считался самым универсальным художником своего времени. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Он написал многочисленные портреты, пейзажи и исторические картины с мифологическими, религиозными и аллегорическими сюжетами. Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность.


Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571-18 июля 1610) - великий итальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века. В своих работах Караваджо умело использовал контрасты света и тени, фокусируясь на деталях. Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн. Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.


Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - знаменитый нидерландский живописец и гравёр, который считается величайшим и самым известным художником мира. Автор около 600 картин, 300 офортов и 2 тыс. рисунков. Характерной его особенностью является мастерская игра с эффектами света и глубокими тенями. Наиболее известной работой Рембрандта считается четырёхметровая картина «Ночной дозор», написанная в 1642 году и хранящаяся сейчас в Государственном музее Амстердама.

Поделится в соц. сетях