Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель. Мертвые души

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка (см. Артикуляционная классификация звуков речи). Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, - спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие - высокие звуки, резкие - нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями - тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные - тоновые звуки, глухие согласные - шумовые. Сонорные согласные - тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные - шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси - значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов - она «настроена» на несколько гармоник сразу. На рисунках показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид (см. рис.).

Области усиления энергии в спектре звука называются формантами. Поскольку звуки речи имеют протяженность во времени, их спектры удобно представлять с учетом трех характеристик: частоты, интенсивности и времени. На таких спектрограммах по горизонтальной оси отложена длительность, по вертикальной - частота. Об интенсивности свидетельствует степень потемнения различных участков спектрограммы.

Как по внешнему виду спектрограммы отличить спектр тонового звука, например гласного от шумового? На рисунках приведены спектры гласного [а] и согласного [ш]. Каждый из них типичен для того класса звуков, который они представляют.

Спектрограмма гласного [а].

Спектрограмма согласного [ш].

Спектр гласного отличается значительно бо́льшим уровнем энергии, об этом свидетельствует степень потемнения участков спектрограммы. Кроме того, на спектрограмме гласного отчетливо видны форманты - полосы усиления энергии, идущие параллельно горизонтальной оси.

На спектрограмме согласного уровень энергии несравненно ниже, шумовые спектральные составляющие расположены в высокочастотной области спектра. Они не образуют формант, а представлены в хаотическом беспорядке.

По форме спектра звуки речи могут быть:

1. Вокальные - невокальные. Для характеристики звука по этому признаку важно, есть ли в его спектре формантная структура, т. е. отчетливо выраженное регулярное усиление определенных частотных составляющих.

Вокальными являются все гласные и сонорные согласные, невокальными - шумные согласные.

2. Консонантные - неконсонантные. Признак консонантности связан с общим уровнем энергии в спектре: звуки со слабым уровнем консонантны, звуки с высоким уровнем энергии неконсонантны. К первой группе относятся все согласные, в том числе и сонорные, ко второй группе - гласные.

3. Высокие - низкие. Для этих звуков важно, в какой части спектра преимущественно расположены составляющие - в области низких частот или высоких.

Высокие - гласные переднего ряда, передне- и среднеязычные согласные, низкие - все непередние гласные, губные и заднеязычные согласные.

4. Компактные - диффузные. Компактность звука определяется относительной близостью усиленных составляющих друг к другу и одновременно к центру спектра (1000 Гц). Диффузные звуки не обладают этим качеством.

Диффузные - гласные верхнего подъема, а также губные и зубные согласные. Все остальные звуки речи компактны.

5. Диезные - недиезные. Признак диезности связан с более высоким положением в спектре одной или нескольких областей усиления энергии.

Диезные - мягкие согласные, а также гласные переднего ряда и те гласные, которые мы произносим между мягкими согласными. Все твердые согласные и непередние гласные недиезны.

6. Бемольные - небемольные. Бемольность - понижение всех или нескольких спектральных составляющих звука. Бемольны огубленные гласные и согласные, остальные небемольны.

7. Прерванные - непрерывные. У прерванных звуков начало отличается большим расходом энергии, который затем не возрастает. У непрерывных расход энергии относительно равномерно распределен во времени. Прерванные - смычные согласные. Непрерывные - все гласные и несмычные согласные.

8. Резкие - нерезкие. Резкие звуки - с явно выраженной неоднородностью спектра. Это аффрикаты и дрожащие согласные. Все остальные звуки речи - нерезкие.

9. Звонкие - глухие. Звонкие звуки - гласные и звонкие согласные - имеют в спектре самую низкую интенсивную составляющую (до 300 Гц), которая соответствует основному тону звука. Этот тон создается колебаниями голосовых связок.

Можно видеть, что приведенная классификация вполне проста и в то же время универсальна: она охватывает и гласные, и согласные.

Все эти признаки звуков можно обнаружить при помощи прибора «видимая речь». Это динамический спектрограф, передающий на бумаге изменяющуюся во времени картину спектров звуков речи.

Анализ этих спектров привел Р. О. Якобсона (США), Г. Фанта (Швеция) и М. Халле (США) в 1955 г. к созданию акустической классификации звуков речи.

Звук - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для слухового восприятия.

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

ТОН - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

ШУМ - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

ВЫСОТА ЗВУКА - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок.

СИЛА ЗВУКА (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

ОСНОВНОЙ т о н - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

ОБЕРТОН - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз,

отсюда и его название.

ТЕМБР это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами.

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:



Лабиализация

Назализация

Дифтонгоизация

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

а) взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б т, д, к, г);

б) аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);в) смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское « frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую): (в,ф,с,ш,х);

Смычно-щелевые, к которым относятся следующие сонанты:

а) боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель(бок языка опущен);

б) дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

По активному органу согласные делятся на три группы:

Губные двух видов:

а) губно-губные (билабиальные) (п,б,м)

б) губно-зубные (в,ф)

Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

а) переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):

Дорсальные (латинское dorsum - спинка) : передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

Апикальные (лат.арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. );

Какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е.

имеется два фокуса образования шума.

б) хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией;

в) к заднеязычным согласным относятся (к, ч).

Заязычные делятся на три группы:

Язычковые (увулярные), например, французское [г];

Глоточные (фарингальные)- украинское(г), немецкое|Ъ];

Гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. ПАССИВНЫЙ ОРГАН

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки

(й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Учение о фонеме.

Аванесов – ввел понятие о фонеме.

Фоноло́гия (от греч. φωνή - «звук» и λόγος - «учение») - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка .

ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Признаки, по которым фонема отличается от других, называются

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Фонология появилась, т.к. звуки и буквы были неразличимы.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

ФОНОЛОГИЯ ТРУБЕЦКОГО (НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (1890-1938) один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в

эмиграции после революции 1917 года,)

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа « луг » существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой « г », но отражающей глухой звук [ к ].

Лингвисты, относящиеся к ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЕ (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре “луг - луга” звуки [к ] и [ г ] относятся к двум разным фонемам / к / и / г /

Однако языковеды МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове « луг » звук [ к ] - это вариант фонемы / г/

Они считают также, что для вариантов [к ] и [ г ] в словах “ луг - луга “ существует общая фонема / к/г / , которую они назвали гиперфонемой.

Три аспекта звуков: 1) акустический (физический). Звук – колебательное движение воздушной среды издаваемые органами речи.

2) Артикуляционный (физиологический). Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционный аппарат).

3) Функциональный (лингвистический). Звук – материальный вариант реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполнения смыслоразличительных и строительных функций.

Акустическая классификация звуков речи.

1) По соотношению тона и шума (природы колебания).

Звуки делятся на гласные (тон), согласные (тон и шум). Согласные делятся на низменные (делятся на глухие и звонкие) и сонорные.

2) По силе (амплитуде колебаний) звуки делятся на сильные (громкие), слабые (тихие)

3) По длительности звуки делятся на длинные и короткие

4) По высоте (числу колебаний в ед. времени) звуки дел. на высокие, средние и низкие.

13. Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков .

Речевой аппарат условно состоит из: 1) органы дыхания 2) голосовые связки, гортань 3)надгортанные полости 4) органы произношения 5) головной мозг и нервная система.

Звук речи – минимальная единица речевой цепи. Артикуляция – работа речевого аппарата.

Основные артикуляционные классификации звуков: 1)деление на гласные и согласные 2) классификация согласных 3) классификация гласных.

Классификация гласных: а) по степени подъема языка б) по степени продвинутости языка в) по положению губ г) по положению мягкого нёба.

Классификация согласных: а) по наличию катализации б) по месту образования шума в) по способу образования шума.

14. Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема; критерии фонематичности. Функциональный аспект – устанавливает какую роль, выполняет звук в языке как средство общения. Фонология – изучает функционирование звуковых единиц, осн. ед. является фонема. Фонема – ед.яз. кот выполняет смысловую функцию (дом, том). Фонема – звукотип кот. хранится в сознании человека, т.е. это некоторая группа языков похожих по артикулу и акустическим характеристикам.

Фонетические критерии: 1) смыслоразличительный (если в одинаковых условиях звуки различной звуковой оболочки единиц языка, то они являются представителями разных фонем, если не различаются – это аллофоны одной фонемы. 2) дистрибутивный (если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых условиях то они являются аллофонами.

15. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы. Дифференциальные признаки (акустика – артикуляционные) они различают звуковые оболочки значимых единиц языка. Дифференциальные признаки: жить –шить. Интегральные признаки – (акустика – артикуляционные) признаки кот. не различают значение единицы данного языка, а лишь дополняю состав фонемы. Фонема – совокупность дифференциальных признаков.

Типы фонологических оппозиции. 1) по количеству противопоставлений дифференциальных признаков: делятся на коррелятивные(противопоставления по одному признаку) и некоррелятивные (противопоставления по двум и более). Коррелятивные делятся на: замкнутые (представлены двумя членами, образуют замкнутую пару) и незамкнутые (представлены тремя и более членами с последовательным усиление или ослаблением признака) 2) по наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам: делятся на пропорциональные и изолированные.

16. Сильные и слабые позиции фонемы. Нейтрализация фонем. Системы фонем в разных языках. Позиция фонемы – произносимость условий функционирования фонемы в связной речи. Сильные – существует дифференциальные признаки фонемы кот. вып. смыслоразличимую функцию (сон,сын,сан) Слабая – произносительное условие, фонема утрачивает свои признаки, даже дифференциальные.

17. Фонетическое членение речи. Интонация, её элементы и функции. Элементы интонации: 1) мелодика (движение основного тона, голоса, повышение и понижение). Функция: различают коммуникативные типы высказывания (повествование, побуждение, вопрос).

2) интенсивности (усиление звучания) явл. формальным показателем актуальной части предложения.

3)длительность(протяжение во времени) явл. средством выражения грамматического значения.

4) темп (замедление или ускорение речи) способствует вып. экспрессивной функции языка.

5) ритм (размеренная упорядоченность звукового состава речи) характеризует говорящего и ситуацию общения в коммуникативном акте.

6) темп произнесения (сочетание основных тонов и окраска звучания) добавляет окраску текстов разных жанров.

7) паузы (прерывы в звучании)

Фонетическое членение речи. Речь (линейная последовательность звуков) делиться на фраза (самый крупный звуковой отрезок, объединенный в ед. целое). Такт (часть фразы, один или несколько слогов, объединенных ударением отделяется от других тактов малыми паузами, безударные слоги стремятся к ударным). Слог (часть такта, один или несколько звуков, объединенных слогообразующих звуков отделяется от других слогов слогоразделением). Звук (часть слога, объеденная одной артикуляцией (экспрессией, выдержкой, рекурсией) отделяется переходом от рекурсии предыдущего звука к экспурсии предыдущего)).

18. Словесное ударение, его типы и функции. Типы ударений и критерии выделения: 1) фонетические типы а) по преобладающему акустическому признаку, дел. на динамические (силовые основаны на большой интенсивности силы звука), количественные (основаны на ударении звука), музыкальные (тонические, основаны на повышении или понижении тона). Б) по звуковой соотнесённости между ударениями в одном многосложном слове, дел. на главные (с более выраженными акустическими свойствами), второстепенные (с менее выраж. акустическими свойствами). 2) структурные типы: а)по характеру расположения в силовой структуре слова, дел. на свободные (разноместные, может падать на любой слог), связное (фиксированное(всегда падает на определённый по порядку слог) и ограниченные (имеет опред. зону локации)). Б) по характеру расположения в морфологической структуре слова, дел. на подвижные (ударение может падать как на основу так и на окончание), неподвижные (падает всегда на опред. морфемы).

19. Изменение звуков речи. Звуки подразделяются на шумы и тоны. Тоны возникают в результате колебаний голосовых связок. Шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящего из лёгкого струи воздуха. Наиболее известный характер речевого сигнала явл. основной тон. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с 3 точек зрения: 1)акустическая, 2) физиологическая, 3) лингвистическая.

20. Морфема, проблема её определения. Исторические изменения морфемного состава слова. Типы изменения: 1)упрощение (соединение нескольких в одну в след. утраты силовой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое физиологических морфем) 2) переразложение (перемещение границ между морфемами в новом или привычном словосочетании. в результате может измениться вид морфемы, её функция или появится новая морфема). 3) осложнение (деление оной морфемы на две в результате утрата мотивированости и действия закона аналогии).

21. Классификация морфем 1) По функции, выполняемой в языке морфемы делятся на: словообразующие (несут часть лексического значения и служат для образования новых слов) и формообразующие (несут грамматическое значение и служат для образования грамматической формы слов). 2) По роли и положению в структуре слова морфемы дел. на: корень (основная обязательная морфема в слове несущая главную часть его лексического значения) и аффикс (служебные, факультативные морфемы, различным образом прикрепляющиеся к корню в словообразовании). 3) по количеству фонем в плане выражения морфем, морфемы дел. на а) нулевые, б)однофонемные, в)двухфонемные, г) многофонемные. 4) по количеству сем в плане содержания морфемы дел. на: моносемные (план содержания состоит из одной семы) и полисемные (план содержания состоит из двух и более сем).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12