Памятник Бескудниковской железнодорожной ветке. Памятник Российской интеллигенции

Удивительно, но не собиратели бриллиантовых табакерок, допетровских инкунабул или гарднеровского фарфора являются самыми закрытыми от мира людьми, — а именно коллекционеры сталинских, хрущёвских, брежневских, горбачёвских «членовозов». В некоторых загородных домах хранятся ЗИЛы-115 в отличном состоянии, на ходу и чуть ли не со свежим техосмотром — но о них не знают даже соседи, и машины никогда не покидают гаражей.

Коллекция — это всегда попытка приобрести неприобретаемое за деньги в принципе, то есть историю, пусть и в виде отпечатка. ЗИСы, ЗИЛы — вообще фантастическая вещь: отпечаток византийской, секретной, запутанной и мрачной власти.

Вот отличный экземпляр в представляемой сайт коллекции: бронированный лимузин ЗИЛ-41052 (аналог небронированного ЗИЛ-41047). Какой у него класс бронирования? А в СССР такого понятия не было. Известно, что немецкая компания Trasco Fahrzeuge Bremen, обшившая в своё время бронёй для советских вождей три ЗИЛа (один из них был немедленно расстрелян на полигоне в Германии), обеспечивала класс защиты 7В. Но дело в том, что немцы использовали основу-монокок, навешивали на неё бронированные листы, сваривали швы — а ЗИЛ-41052 представлял собой цельную бронированную капсулу, на которую затем навешивалась внешняя обшивка: крылья, «зеркала» дверей. Предположительно в итоге, что уровень защиты превышает все современные. Предположительно, выдерживает четыре минуты обстрела из миномётов. Предположительно, капсулу лили на заводе в Кургане. Сколько таких машин было выпущено? — неизвестно. Хотя бы потому, что непонятно, как считать. Когда машина исчерпывала ресурс — 100 000 километров — движок и ходовую часть меняли, а капсулу нет. Она вечная, эта капсула. Вон, стоит себе в одном дивном месте на территории одного ведомственного гаража.

Всё, что связано с правительственным транспортом в РСФСР и СССР — великая тайна, прежде всего, от своих собственных граждан. Сколько весит этот бронированный членовоз? А бог его знает. Владелец пока не взвешивал, но предполагает, что 7 тонн. В техпаспорте написано — 3,86 тонны. Зачем так написано? Ну, может, затем, чтобы управлять машиной мог шофёр, имеющий водительские права категории В, а не С. Не водилу же грузовика в ГОН (гараж особого назначения) «Кремль-9» было допускать. Хотя кто там знает правду!

Что ещё есть в коллекции? Есть совершеннейше слизанные с бьюиков сталинские ЗИС-101 и ЗИС-101А.

ЗИС-101 датирован 1936 годом. Тогда ещё не существовала массового производства металлопроката, и кузова ЗИСов собирались, как лодки — из дерева, по стрингерам и шпангоутам, а сверху обшивались металлом, а крыша была тканевой (сейчас, когда едешь на ЗИС-101, слышишь невероятный звук — каретное поскрипывание дерева). Есть вообще ВСЕ лимузины СССР, короткие машины и кабриолеты. Есть ЗИЛ-111А, который незнатоки путают с «Чайкой». У него, собственно, даже прозвище — «Большая Чайка». Эта выпускавшаяся при Хрущёве машина была, по сути, машиной советской мечты — перенятой, как это с мечтами случается, с мечты американской. Пришедший к власти Брежнев распорядился выпустить новый, целиком советский автомобиль: так появился скромный с виду, но дорогой ЗИЛ-114. Для которого даже болты вытачивались вручную, из нержавейки. Конструктор же «Большой Чайки» был сослан из Москвы в Горький, то есть с ЗИЛа на ГАЗ, но остался верен своей мечте: на ГАЗе был налажен выпуск «Чаек», повторявших ЗИЛ-111А, только в меньшем масштабе.

Однако вся эта линейка — ЗИЛ-114, ЗИЛ-115, «короткий» ЗИЛ-117 довольно разительно отличалась от обычных советских машин. И даже не ходовыми качествами, а немыслимым по тем временем комфортом. Уже на «сто четырнадцатом» (шёл 1965-й год) были транзисторный приёмник с автоматической настройкой на станции, электростеклоподъёмники, электроперегородка между представительским салоном и передними креслами. Был (начиная с 1958-го — на всех лимузинах) даже кондиционер, являвшийся порой абсолютнейшей необходимостью: конструкция бронированных «членовозов» капсульного типа (в отличие от продукции Trasco Fahrzeuge Bremen) не предусматривала опускания стёкол в дверях.

Впрочем, ещё более разительно отличал лимузины, ночующие в ГОН «Кремль-9», от прочих советских автомобилей, сам процесс подготовки к работе. Больше всего он напоминал подготовку к полёту самолёта, когда задолго до выезда из гаража целой бригадой проверялись все рабочие системы, уровень жидкостей и т. д. Одновременно подобным образом готовилось несколько автомобилей, потом их число сокращалось, но до последнего момента было неизвестно, на каком именно поедет Сам. Кстати, внешне тот же броневик ЗИЛ-41052 абсолютно неотличим от небронированного ЗИЛ-41047, и делалось это с умыслом.

Владелец описываемой коллекции полагает, что всего в мире осталось не более 150 лимузинов СССР всех моделей, но это по оптимистическим оценкам, и, опять же, точной цифры не знает никто. Среди владельцев олдтаймеров время от времени начинают циркулировать слухи, что в никуда не девшемся «Кремле-9» стоят законсервированными, в отличнейшем состоянии, тридцать ЗИЛов — но кто бы этот слух подтвердил? Иногда появляется ещё более невероятный слух, что в чьём-то гараже стоит легендарный первый советский правительственный лимузин Л-1 (его выпустили крохотным тиражом в 1930-х в Ленинграде, отсюда и название), но поиски заходят в тупик (правда, передний мост от Л-1 всё же нашли).

«Общее правило таково, — говорит владелец коллекции, — если стало известно, что на рынке появился ЗИЛ, а ты об этом в тот же день не услышал, — то завтра машины уже не будет».

Оно и понятно, почему. Те автомобили, что стоили четыре года назад $30 000, сегодня продаются за $150−180 000. Цены на ЗИС-110 стартуют от $200 000. На кабриолеты ЗИЛ-111 — от $1 миллиона. В прошлом году в галерее олдтаймеров Ильи Сорокина бронированный ЗИЛ-115 был выставлен за один миллион евро.

Впрочем, коллекция не продаётся. «Спрос растёт, — говорит владелец. — В том числе и со стороны иностранцев. Поживём — увидим».

По мнению знаменитого скульптора Зураба Церетели, памятник экс-мэру Юрию Лужкову в Москве обязательно поставят. "Если не будет, то я поставлю", - цитирует его BBC .

"Я ему благодарен за то, что не только мне, но и всем художникам и людям искусства он дал свободу, он создал галереи, много музеев, театров, помогает писателям. Дай Бог, чтобы новый мэр имел такой же рыцарский дух, какой был у Лужкова", - сказал скульптор.

Вместе с тем, Церетели заявил РИА "Новости" , что пока не видит смысла в третьем памятнике Лужкову - два он уже сделал. "У меня стоит Лужков-спортсмен и Лужков-дворник в музее на Пречистенке. Достаточно, я думаю, но если нужно будет, я готов сделать", - сказал художник.

Между тем, комиссия Мосгордумы по монументальному искусству заявила, что не намерена поддерживать предложения по установке памятника экс-мэру Москвы Юрию Лужкову при его жизни, заявил председатель комиссии Лев Лавренов.

Церетели опроверг слухи о том, что скрывается за границей. В телефонном разговоре из Парижа он заверил, что вернется в Москву, чтобы завершить несколько проектов. "Во-первых, парк для детей, который будет лучше, чем "Диснейленд". Так как я патриот и люблю столицу свою, то мне очень хочется это довести до конца в Москве", - сказал скульптор.

Он также заявил, что не возражает против созданного им в середине 1990-х годов памятника Петру Первому, который стоит в Москве рядом с храмом Христа Спасителя, и уверен, что история все расставит по местам.

На вопрос о возможном переносе памятника Церетели ответил: "Ради Бога, это не мой памятник. Он принадлежит России и Москве. Я - художник. Если они хотят его перенести, ради Бога, пусть перенесут в хорошее место. Санкт-Петербург просит, чтобы поставить там Петра. Даже на даче некоторые могут поставить, пусть возьмут".

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил расположить работу Зураба Церетели "посреди Финского залива при въезде в Санкт-Петербург".

Однако губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко посчитала, что городу достаточно одного монумента российскому императору. "У нас есть очень достойный памятник Петру, уникальный шедевр - "Медный всадник", - цитирует ее "Интерфакс" .

Напомним, после отставки Лужкова временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предложил перенести на другое место памятник Петру I на Обводном канале. Московские чиновники выступили против этого предложения, поскольку перенос обойдется бюджету города в 1 млрд рублей.

Вице-президент союза архитекторов России Александр Ремизов предложил перевезти пресловутый памятник в Эквадор, поскольку монумент изначально создавался для этого государства как памятник Колумбу. Он также отметил, что демонтаж и транспортировка памятника технически осуществима.

Между тем, министр культуры РФ Александр Авдеев считает, что решение о переносе памятника должны принимать москвичи и общественность. "Здесь надо полагаться на мнение общественности, москвичей. Свое вкусовое ощущение от этого памятника я сегодня высказывать не буду", - сказал в понедельник министр.

Памятник Петру I является одним из самых высоких в мире - его общая высота достигает 98 метров.

В понедельник Церетели назвал идею переноса памятника позором для ее инициаторов , а для себя – рекламой. Церетели выразил удивление тем, как "те же самые люди во главе с Ресиным, когда Лужков был мэром, поставили вопрос об установке памятника, и общественный градостроительный совет вместе с главным архитектором приняли это место". Церетели предположил, что Владимир Ресин "нашел памятнику лучшее место, а возможно, хочет другую скульптуру там поставить". "Я готов сделать на месте Петра Первого скульптуру Ресина", - добавил скульптор.

Церетели также опроверг информацию о том, что памятник Петру - переделанный вариант памятника Колумбу, добавив, что сейчас он как раз устанавливает 126-метровую скульптуру Колумба в Америке. "Так они на руках носят, не ругают, а хвалят", - поделился скульптор.

Скульптор, находящийся сейчас во Франции, считает, что в российской столице должен быть установлен памятник бывшему мэру Юрию Лужкову. При этом З. Церетели в интервью ВВС подчеркнул, что если этого не произойдёт, то он сам поставит монумент. Скульптор считает, что Ю. Лужков заслуживает благодарности за вклад в развитие культуры и искусства. «Я ему благодарен за то, что не только мне, но и всем художникам и людям искусства он дал свободу, он создал галереи, много музеев, театров, помогает писателям. Дай бог, чтобы новый мэр имел такой же рыцарский дух, какой был у Лужкова», - сказал З. Церетели. Художники и архитекторы рассказали о том, как должен выглядеть памятник экс-мэру Лужкову. По мнению галериста Марата Гельмана, монумент должен быть выполнен в стиле кич. «С Юрием Михайловичем ассоциируется “Интеко”, коррупция, массовая застройка и, конечно, золотая кепка», - сказал он в интервью «Русской службе новостей». Скульптор, пятикратный чемпион мира по скульптуре из песка Павел Заданюк полагает, что скульптура должна быть больших размеров, около 5 метров в высоту. «Как вариант - импровизированные блоки в виде домов, олицетворяющие строительство, а на вершине Юрий Михайлович с поднятыми вверх руками», - сказал он РСН. Классический вариант - портрет с кепкой - предлагает создать председатель объединения Московских скульпторов и председатель Московского союза художников, академик российской академии художеств Иван Казанский. В то же время, директор Центрального дома художника Василий Бычков считает, что никакой памятник Юрию Лужкову не нужен. «Итак хорошо живет», - считает он. Художник, организатор галереи «Артмарин» Марина Звягинцева видит памятник бывшему мэру так: «Дворник, строительная каска или все, что связано с ЖКХ и строительством. Как вариант - поставить трансформаторную будку (или любую другую: ЦТП, например) и назвать ее в честь Лужкова, так как он был главным хозяйственником Москвы». Художник Анатолий Брусиловский построил бы здание в честь Лужкова, а архитектор-художник Карен Сапричан считает, что те постройки, что были возведены во время Лужкова, и могут служить памятником экс-мэру. «Как "сталинские высотки"», - сказал он. И только скульптор Георгий Франгулян придерживается закона и нормативных актов: «Когда Лужков уйдет из жизни, тогда и нужно говорить о памятниках. Необходимо следовать писаным правилам», - уверен он. По мнению председателя комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, профессора Российской академии архитектуры и строительных наук Льва Лавренова, установить такой памятник Церетели если и сможет, то только у себя во дворе, на своей территории. Чтобы памятник появился в столице, нужно подать соответствующее заявление и дождаться решения специальной комиссии - подчеркнул он в интервью РСН. При этом Л.Лавренов отметил, что по закону памятник можно ставить только тем, кто уже умер. "Это память о человеке, которого нет, а Лужков здравствует и дай бог ему здоровья", - сказал он. В настоящее время в Москве уже установлены два памятника Ю. Лужкову. Один из них - во дворе Московского музея современного искусства. Он изображает бывшего мэра в виде дворника. Второй памятник представляет Лужкова в виде атлета, играющего одновременно в футбол и теннис. Автор обоих памятников - З. Церетели.

Лужков ушел, а добрая память осталась. По крайней мере, у друга бывшего градоначальника - скульптора Зураба Церетели. Он вчера заявил журналистам:

Памятник Лужкову будет стоять! Если не будет, то я поставлю, Я ему благодарен за то, что не только мне, но и всем художникам и людям искусства он дал свободу, он создал галереи, много музеев, театров, помогает писателям. Дай бог, чтобы новый мэр имел такой же рыцарский дух, какой был у Лужкова.

Интересно, что два памятника Юрию Михайловичу маэстро уже изготовил. На одном бывший мэр запечатлен в образе сурового дворника. На другом - в образе спортсмена. Юрий Михайлович одет в трусы, в руке ракетка, а ногой он пинает мяч. Обычно в теннис и футбол одновременно даже завзятые спортсмены не играют... Но Зураб Константинович все-таки - художник, ему виднее.

На идею поставить Лужкову памятник уже откликнулись депутаты Мосгордумы .

Такие предложения поступали неоднократно, но несколько лет назад, - заявил председатель комиссии по монументальному искусству Лев Лавренов . - Если предложения поступят сейчас, мы не станем их поддерживать. Все-таки памятник - это память. А Лужков жив.

Впрочем, памятником экс-мэру можно считать Третье транспортное кольцо (правда, в пробках) или комплекс «Москва -Сити» - недостроенный... Но они очень неполно отражают многогранность личности Лужкова. Так какого же памятника достоин Юрий Михайлович? Мы решили провести шутливый опрос среди читателей.

Шутливый, потому что идею Церетели нельзя воспринимать всерьез. Ну нельзя же, на самом деле, поставить в Москве памятники всем друзьям именитого скульптора! Даже если они сделали для маэстро очень и очень много...

ОТВЕТ РЕГИОНОВ Питерские депутаты просят не присылать им Петра... Так они отреагировали на готовность Сергея Миронова установить московский памятник в городе на Неве

Заявление Сергея Миронова , в котором он предложил перенести памятник Петру I из Москвы к Финскому заливу, наделало много шума. Напомним, председатель Совета Федерации предложил принять творение Зураба Церетели, после того как и. о. мэра столицы Владимир Ресин заговорил о необходимости перенести памятник из центра столицы. - В Москве он странновато выглядит, - сказал на днях Миронов. - Когда я впервые его увидел, то подумал: этот памятник непременно надо поставить на въезде в Петербург . Там бы он смотрелся великолепно. В ответ на эти слова депутаты городского парламента, представляющие фракцию «Единой России », отправили Миронову гневное письмо. «Использование в Петербурге откровенно спорных архитектурных решений, которые не прижились в Москве, - пишут избранники, - является оскорблением для северной столицы». Депутаты надеются, что «тонкий вкус и доброе отношение к Петербургу» позволят спикеру Совфеда изменить свое мнение. Ответа от Миронова на момент подписания номера, правда, не последовало... ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...а в Петрозаводске, Ярославле и Воронеже кричат: «Царя - к нам!» Пока культурный Питер воротит нос от помпезного Петра, маленький и не настолько гордый Петрозаводск сам предложил: привезите памятник к нам, примем с удовольствием! «Считаем, что это будет исторически справедливо, так как наш город, основанный в 1703 году на месте первого Петровского завода и названный в честь первого российского императора, является одним из культурных центров Северо-Запада России», - написали вчера депутаты Петрозаводского городского совета врио мэра Москвы Владимиру Ресину. Водрузить скульптуру намереваются на набережной столицы Карелии вдоль Онежского озера - в компанию к уже стоящему там 30 лет железному Петру. - Московский Петр не станет конкурентом нашему, - не смущается этим соседством председатель Петросовета Олег Фокин . - Ведь он будет стоять примерно в километре от него и в более солидном месте - недалеко от мэрии! А пока народные избранники Петрозаводска пилят набережную меж двумя Петрами, место для шедевра Церетели подобрали уже в Воронеже (). Тамошние общественные организации вовсю собирают подписи под обращением к правительству Москвы: мол, перенос Петра стал бы отличным подарком к 425-летию города, который отпразднуют через год. - Если бы не Петр, Воронеж не сыграл бы столь значительную роль в истории России, - уверены активисты. - Ведь именно тут император начал строить первый русский флот! Пока мы готовили эту подборку, свои права на памятник Церетели предъявил Переславль -Залесский (Ярославская область). Поиском места для московского Петра озаботились депутаты тамошней городской Думы. Мол, историческая усадьба «Ботик Петра I» в нашем городе уже есть - аккурат памятника царю-батюшке не хватало! - Мы с большим удовольствием разместим в этом историческом месте памятник Церетели, раз москвичам он не нужен, - клятвенно пообещал зам. председателя гордумы Сергей Хабибулин . К слову, Зураб Церетели - частый гость на ярославской земле. Последний раз заезжал на празднование 1000-летия Ярославля, и, конечно, город не остался без подарка. Бронзовый медведь устрашающего вида теперь украшает местный «Парк тысячелетия». Анна ГАМЗИКОВА («КП» - Санкт-Петербург»), Галина ОНУЧИНА («КП» - Ярославль»), Елена ПЕРТУНЕН («КП» - Петрозаводск»), Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ («КП» - Воронеж»).