Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства. «Знатоки живописи» непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы Занятие день живописи в старшей группе

Программное содержание:

Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;

В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;

Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;

Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;

Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.

Оборудование:

фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.

Предыдущая работа:

рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Дети становятся в круг

Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.

Дети:

Доброе утро!

Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.

Доброе утро!

Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!

Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?

Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)

Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)

Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)

Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?

Дети: этот жанр называется портрет.

Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)

Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).

Чем отличаются эти женщины?

Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).

Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»

Я знаю, что вы очень любите своих мам!

Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.

А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.

Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)

Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».

Давайте немного разогреем руки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)

Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.

Хорошо и ровно сели!

Карандаш в руку взяли!

Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)

Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)

Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)

Остановились! Начали рисовать.

(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)

Окончание. Рефлексия

Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)

Молодцы!

Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.

, МХК и ИЗО

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайтерассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

(На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей:добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    Конспект занятия - путешествия в старшей группе по знакомству детей с изобразительным искусством.
    «Путешествие по Королевству изобразительного искусства».

    Составила: воспитатель МДУ детский сад № 228 Сизова Ольга Вадимовна

    Программное содержание:

    1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

    2. Формировать художественный вкус.

    3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

    4. Воспитывать начало музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям

    искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры

    внешней и внутренней.

    5. Знакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства:

    скульптура - скульптура малых форм;

    жанры - сказочно-былинный портрет; в живописи - натюрморт, пейзаж, бытовая картина.

    Подготовительная работа:

    Занятие познавательного характера, беседы об основных видах профильных музеев.

    Рассматривание тематических альбомов о художниках, фотографий,

    иллюстрации, дидактические игры.

    Материал к занятию:

    1. Ширма, оформленная как дворец, мольберты для заданий.

    2. Домик для персонажа. Незнайка-кукла.

    3. Атрибуты для задания.

    4. Скульптуры м/ф.

    фарфор (медвежонок, оленёнок, жеребенок, собачки, белка, зайчонок, телёнок, зебра, слон, девочка, вытирающая тарелку, девушка с чайником).

    дерево (медведь).

    мрамор (сова).

    стекло (мышь, гусеница, дракон, гусеница в яблоке).

    5. Кроссворд.

    6. Портреты художников.

    7. Мозаика по жанрам.

    8. Рамы и багет.

    Музыкальное оформление : Г. Гладков

    Веселая дискотека.

    Ход занятия:

    В: Ребята, вы любите приключения?

    Д: Да, конечно, мы любим!

    В: Вот и я очень люблю и хочу пригласить вас отправиться со мной в увлекательное путешествие!

    Д: А куда, куда мы поедем?

    В: Я уже говорила вам, что со дня на день жду письма от одной очень важной персоны.

    Д: Да, говорили, а пришло письмо.

    В: Письмо я получила, вот оно. Прислала его нам королева Кисточка. Она приглашает нас в путешествие по своему королевству Изобразительное искусство. Согласны?

    В: Но дорога нелегка, нужно много знать и, возможно, нас в дороге ждут приключения и неожиданности, а может и волшебные превращения. Не испугаетесь?

    Д: Нет, мы ничего не боимся.

    В: Чтобы дойти до королевства, надо знать дорогу. А что помогает путешественнику не сбиться с дороги?

    Д: Компас и карта.

    В: Правильно. Есть у меня такая карта, а компасом будет вот это перо Жар-Птицы. Хорошо взять в путь и веселую мелодию. (Звучит мелодия).

    В: Давайте развернём карту и поглядим. Здесь указан маршрут по которому мы должны идти, и первым кого мы видим?

    Д: Незнайка и его домик.

    В: Правильно, а вот и перо-компас показывает направление (Звучит мелодия, дети идут к домику Незнайки).

    Д: Тут конверт.

    В: Посмотрим, что в нем (открывает, читает):

    «Незнайка идет в гости к художнику Тюбику на урок рисования. Он собрал мольберт. Что лишнее положил Незнайка?» Дети выполняют задание, помогают Незнайке навести порядок в мольберте.

    В: Молодцы, все правильно. Давайте посмотрим на карту и продолжим путь. Здесь написано » Аллея художников», и перо-компас показывает, куда идти. (Звучит музыка. Дети идут ко второму пункту своего путешествия).

    Д: Здесь тоже конверт. Конверт оранжевого цвета.

    В: Давайте-ка откроем и поглядим. Читает:

    » Волшебница Чернильда перемешала все книги. Художники расстроены. Они не могут разобраться в своих иллюстрациях и просят им в этом помочь».

    В: Ну, этому несчастью мы сумеем помочь.

    Д: Да, мы разберем книги.

    В: Давайте, возьмите по книжке и кладите туда, где стоит фотография

    художника-иллюстратора.

    (Дети раскладывают иллюстрации).

    В: Вот, просто молодцы! Нам пора в дорогу. Взгляните на карту. Нам нужно на улицу Скульпторов, вот и перо показывает туда. (Звучит музыка).

    Д: Опять конверт. Желтого цвета.

    В: Прочитаем?

    В: » Кто такие скульптуры?

    Что вы знаете о скульптуре?

    Составьте маленький рассказ о медвежонке.» (Выслушивает ответы детей).

    В: Художник может передать тревогу, испуг своего героя с помощью выразительного жеста. А вы не хотите придумать историю про медвежонка? Медвежонок остался в большом лесу без мамы-медведицы, малыш-медвежонок, в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить - идти вперед или нет?

    Так с помощью движения скульптор сумел передать характер своего героя, его настроение, тревогу и нерешительность.

    В: А нам опять пора в путь, и перо показывает, что с улицы Скульпторов мы попадаем с вами в Жанровые переулки. (Звучит музыка).

    В: Знаете, ребята, в Жанровых переулках очень легко заблудиться. А чтобы этого не случилось, мы должны вспомнить, какие бывают жанры? Стихи? И мозаика? Поговорим и поиграем.

    Д: Это переулок Пейзажный. (Дети выполняют задание и читают стихи).

    В: Вот и вышли мы с вами из переулков и не заблудились. Поглядим на

    карту. Что вы видите?

    Д: Художника Тюбика и кроссворд.

    В: Значит идем к художнику Тюбику. (Звучит музыка).

    Д: Здесь конверт голубого цвета.

    В: Откроем и прочитаем.

    » Ребята, мы находимся в гостях у художника Тюбика. Все предметы, которыми он пользуется, всем хорошо знакомы. Назовите их, и вы узнаете, как называется комната, где работает Тюбик«.

    В: Что, поиграем в «Поле чудес?»

    (Дети и воспитатель выполняют задание).

    А нас зовет карта, поглядим, куда нам идти дальше. (Звучит музыка).

    В: Вот и пришли. Что за чудеса - рама есть, мольберт есть, а картины нет?

    Может это проделки злой Чернильды?

    Д: Есть конверт синего цвета. (Читает текст в конверте):

    Волшебница Чернильда залила чернилами картину Васнецова «Три богатыря». Богатыри просят о помощи. Их надо вернуть в картину.

    В: Как же это сделать? Разве что самим поиграть в богатырей. Ведь для чего-то лежат здесь богатырские доспехи и ждут добрые кони. (Дети делают предположения, обмениваются мнениями).

    Д: Мы согласны.

    В: Вспоминайте сюжет картины. Что за жанр? А теперь распределите, кто будет кто. (Звучит музыка).

    Вот так картина получилась, настоящая живая картина. Ребята, поглядите на мольберт. Чары злой Чернильды пропали. Богатыри вернулись на свое место. Вот, что значит быть смелыми и решительными. Давайте скажем богатырям «До свидания» и обратимся к карте. Что вы видите?

    Д: Дворец, замок, большой дом.

    В: Мы совсем близко от дворца Королевы Кисточки. Но на нашем пути еще

    один дворец. Там живет принцесса Цветана. Давайте поспешим туда.

    (Звучит музыка).

    Д: Конверт фиолетовый.

    В: Откроем, посмотрим. (Читает):

    «Злая волшебница Чернильда, пролетая над дворцом принцессы Цветаны, засыпала песком цветные тропинки, которые ведут к дворцу. Помогите Цветане освободить тропинки от песка, вспомнив волшебную фразу. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр.

    В: Принцессе Цветане нужна наша помощь. Вспомните, как звучит фраза.

    Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

    В: Вот и появились дорожки-тропинки.

    (Звучит музыка Королевы Кисточки, из дворца выходит Королева Кисточка). К.К. : Много ли вы узнали нового?

    К.К. : А знаете ли вы, что больше всего на свете любят дети?

    Д: Мороженое, пирожные, мультики, кукол, гулять, рисовать, конфеты.

    К.К. : Много всего любят дети. Я хочу подарить вам краски и волшебные

    конфеты, которые называются «Фантазия». Скушаете их и нарисуете

    прекрасные рисунки. Опустите их в большой конверт и пришлете ко мне во

    дворец, а мой дворец называется домом для муз, а где живут музы?

    Д: В музее.

    К.К. : Музыка, муза, музей… Какие красивые слова. Ну что ж, мои друзья, вам пора возвращаться, а я буду ждать ваших рисунков. До свидания. (Звучит музыка).

    В: Вот и закончилось наше путешествие, и хоть все мы знаем, что это была игра, но игра очень интересная. Спасибо вам, дети. Спасибо гостям.

    Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства».
    Автор: Сизова Ольга Вадимовна
    Должность: воспитатель первой квалификационной категории
    Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 228
    Месторасположение: г. Ярославль, Ярославская область

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

    Цели:

    Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
    Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
    Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
    Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
    Словарь: энциклопедия, искусство.
    Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

    Оборудование:

    Книга «Энциклопедия дошкольника».
    Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
    Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
    Музыкальные инструменты.
    Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
    Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
    Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
    Разнообразный строительный материал.

    Ход занятия:

    Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
    Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
    Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

    Здесь написано «Искусство».

    Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

    Живопись и скульптура

    Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

    Рисование «Наскальная живопись»

    Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
    Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
    Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

    Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

    Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

    В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

    Литература

    Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

    Дидактическая игра «Ошибка в названии»

    «Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
    «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
    «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
    «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
    «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
    «Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Если бы у елочки были ножки,
    Побежала бы она по... дорожке.
    Заплясала бы она
    Вместе с нами,
    Застучала бы она... каблучками.
    («Елка» Е. Трутнева)

    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался... вскачь?
    Я тебя ладонью хлопал.
    Ты скакал и звонко... топал.
    («Мяч» С. Маршак)

    Маша варежку надела.
    - Ой, куда я пальчик... дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не... попал!
    («Где мой пальчик» Н. Саконская)

    Вдруг откуда-то летит
    Маленький... Комарик.
    И в руке его горит
    Маленький... фонарик.
    («Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

    Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

    «Лев и собачка» Л. Толстой.
    «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
    «Цветик-семицветик» В Катаев.
    «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
    «Сова» В. Бианки.

    Музыка

    С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

    Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

    Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

    Ручной труд «Погремушка»

    Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

    Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

    Упражнение «Как звучит струна?»

    Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

    А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
    Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

    Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

    Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

    Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

    Подвижная игра «Оркестр»

    Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

    Танец

    Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

    Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

    Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

    Театр и кино

    Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
    В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
    Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

    Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

    Архитектура

    Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

    Итог занятия:

    О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

    Коллективное конструирование из строительного материала

    Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.