Композиция поэмы «Мертвые души» и ее особенности (Гоголь Н. )

Сюжет и композиция “Мертвых душ” обусловлены предметом изображения – стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личности) сменяется нравоописательным (портрет общества в негероический момент его развития). Поэтому Гоголь ищет

Сюжет, который давал бы возможность как можно более широкого охвата действительности.

Такую возможность открывал сюжет путешествия: “Пушкин находил, что сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, – говорил Гоголь, – что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”. Поэтому мотив движения, дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы.

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, “и, косясь, постораниваются

И дают ей дорогу другие народы и государства”. В этом лейтмотиве – и неведомые пути русского национального развития:
“Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”, предлагающие антитезу путям иных народов: “Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…”

В образе дороги воплощен и житейский путь героя (“но при всем том трудна была его дорога…”), и творческий путь автора: “И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…”

Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею образов помещиков. При этом композиция выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых “сидят” помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. С самого начала писательской деятельно- сти Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нра- вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые ду- ши”, написанная в 1842 году. Первое издание книги называлось “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижа- ло […]...
  2. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало […]...
  3. Композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение. Автор смог завершить […]...
  4. Тему поэмы “Василий Теркин” сформулировал сам автор в подзаголовке: “Книга про бойца”, то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы – рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М. А. Шолохов, […]...
  5. “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
  6. Почему Гоголь назвал свое произведение “Мертвые души”, написанное в 1842 году – поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Произведение – названное при первом издании по цензурным соображениям “Похождения Чичикова, или Мертвые души”, конечно не было легким авантюрным романом, […]...
  7. “Мертвые души” – название-оксюморон, в котором отражается сложная, многогранная проблематика поэмы. Следует учитывать и то, что замысел ее менялся, а вместе с этим все новые грани значения включались в название произведения. Во-первых, “мертвая душа” – это словосочетание из бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина. Вокруг аферы с крепостными, которые, несмотря на факт смерти, продолжают числиться в […]...
  8. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
  9. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь Рассматривая галерею персонажей, выведенных Гоголем в первом томе “Мертвых душ”, невольно задаешься вопросом: а кто же из них главный герой? Конечно, нелепо искать его среди помещиков. Ни сладкий до приторности, бестолковый Манилов, ни “дубинноголовая” Коробочка, ни “истерический человек” Ноздрев, мелкий пакостник и […]...
  10. “Мертвые души” Н. В. Гоголя явились великим, крупным вкладом в литературную жизнь страны. Ни Пушкин, давший Гоголю сюжет к поэме, ни сам Гоголь не думали, какое значение будет иметь это произведение. Сюжет “Мертвых душ” состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих […]...
  11. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” создавалась в 40-е годы XIX столетия. Ни над одним своим произведением, включая и “Ревизора”, Гоголь не работал с таким увлечением, с такой верой в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал “Мертвые души”. Никакому другому произведению он не посвящал столько глубоких творческих раздумий, напряженного труда и времени, сколько своей […]...
  12. В “Авторской исповеди” Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: “Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”. Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать […]...
  13. Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга­низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба­зарова, который объединяет все художественное полотно произведе­ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его […]...
  14. Одной из замечательных особенностей пушкинского гения является гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определенность, стройность и соразмерность – основные композиционные свойства пушкинских творений. Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина “конец гармонирует с началом”. Действительно, одним из излюбленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда […]...
  15. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
  16. Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа […]...
  17. Предисловие произведения – мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, – что сделали бы с вором […]...
  18. Гоголь не закончил свою поэму “Мертвые души”, потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее. Гоголь написал “Мертвые души” в тот момент, когда в России еще существовало крепостное право. Поэтому многие помещики относились к крестьянам ужасно: били их, унижали, продавали, […]...
  19. Гоголь тщательно и с любовью изучает русский Народный язык, он вносит в свои “Записные книжки” разнообразные просторечные слова и выражения черпает их оттуда для своих произведений полными пригоршнями. Множество народных слов и выражений, подслушанных Гоголем в жизни и введенных в поэму, сообщают ей не только еще большую реалистическую достоверность, да и несомненную народность. Это дополняется […]...
  20. 1. Жизненный путь Чичикова. 2. Цель и средства героя. 3. Жизненная цепкость дельца. От трудов праведных не нажить палат каменных. Русская народная пословица Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли […]...
  21. Н. В. Гоголь – выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Задумывались “Мертвые души” таким образом, чтобы в произведении “явилась” вся Русь. Естественно, что такой колоссальный замысел не укладывался в существующие жанровые рамки; композиционное строение тоже должно было стать чем-то особым. До сих пор вызывает споры […]...
  22. Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришел к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться. Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его […]...
  23. По замыслу Гоголя, композиция поэмы “Мертвые души” должна была состоять из трех томов, подобно “Божественной поэме” Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора -“крыльцо к дому”. Это своеобразный “Ад” российской действительности. Во 2 томе, подобном “Чистилищу”, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения […]...
  24. Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Коллежский советник Чичиков приехал в город, чтобы купить крестьян, числящихся в списках до новой ревизской сказки. Потом их можно заложить в казну и составить на этом капитал, а их прежние господа с удовольствием откажутся от мертвых, чтобы налоги с них не были столь велики. Вот Павел Иванович и знакомится со […]...
  25. Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мертвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться. Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и […]...
  26. 1. Первоначальный замысел Гоголя. 2. Две композиционные основы. 3. Сатирический план поэмы. Место Чичикова в нем. 4. Проповеднический план поэмы. 5. Место авторских отступлений. Особенности композиционного построения поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” обусловлены”прежде всего той творческой задачей, которую поставил перед собой автор. Первоначальный авторский замысел включал в себя три книги, объединенные общей идеей – […]...
  27. Герои интересны прежде всего ярко выраженной типизацией. В судьбе писателя поэма сыграла роль неподъемного груза. Н. В. Гоголь смог осилить только половину от первоначально за­думанного, и вечные сомнения сломали его на полдороге. Можно сказать, что Н. В. Гоголь чувствовал и понимал больше, нежели мог выразить словом, несмотря на всю красочность своего языка. Он взвалил на […]...
  28. Вы сами понимаете, что всякая фраза досталась мне Обдумываньями, долгими соображеньями, что мне Тяжелей расстаться с ней, чем другому писателю, Которому ничего не стоит в одну минуту одно Заменить другим. Н. В. Гоголь Мало кто из писателей обладал такой магией слова, как Гоголь. Заботу о языке он считал одной из важнейших задач художника. Гоголь всегда […]...
  29. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги. Связано это, в первую очередь, с тем, что в “Мертвых душах”, которые первоначально мыслились под знаком “веселости” и комизма, присутствует и иная, некомическая стихия – […]...
  30. …Дальнейшее продолжение выясняется в голове все чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное. Из письма Н. В. Гоголя С. Т. Аксакову. 1840г. Вчитаемся в этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно и понятно, кроме одного: “… кое-что колоссальное”. Создается впечатление, что это все замыслил в первом томе и “хитрит” с […]...
  31. Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...
  32. Н. В. Гоголь предполагал создать свою поэму “Мертвые души”, взяв за образец “Божественную комедию” итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Подобно тому, как Данте разделил свое произведение на три чести (“Ад”, “Чистилище” и “Рай”), так и поэма Гоголя должна была состоять из трех томов. Но этому грандиозному замыслу не суждено было осуществиться полностью. Целиком Гоголь […]...
  33. Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний”; Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чац­ким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке являет­ся […]...
  34. По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего автора “Мертвых душ”: “Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. Действительно, главным средством изображения русской жизни […]...
  35. Глава 1 В губернский город NN приезжает некий господин, остановившийся в гостинице и “с чрезвычайно тонкостью” принявшийся расспрашивать прислугу о здешних чиновниках и помещиках. Любопытный господин оказывается коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым. На следующий день он посетил многих городских чиновников, начиная с губернатора. В разговорах с ними Чичиков был исключительно любезен и всякий раз скромничал […]...
  36. Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено […]...
  37. В поэме “Мертвые души” продолжается основная гоголевская тема, проходящая через все его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской действительности. Но теперь она обогащается представлением о том, в чем заключается истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Эта идея пронизывает главную тему поэмы: размышление писателя о России […]...
  38. В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве. Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит […]...
  39. Художественные особенности. По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего ав­тора “Мертвых душ”;: “Ни у одного писателя не было этого дара вы­ставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая усколь­зает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”;. Действительно, главным средством изображения […]...
  40. Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” I. Вступление Заглавие поэмы символично (см. Словарик, ст. Символ) и содержит множество значений. II. Главная часть Словосочетание “мертвые души” парадоксально, пото­му что душа бессмертна. Самое простое значение: “мертвыми душами” называ­лись крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на са­мом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвен­ность канцелярской […]...
Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Мертвые души” Гоголя Н. В

Сюжет и композиция "Мертвых душ" обусловлены предметом изображения -- стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20--30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества.

В образе дороги воплощен и житейский путь героя ("но при всем том трудна была его дорога..."), и творческий путь автора: "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями..." Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева; бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка как бы наделяется собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь -- так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: "Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?" Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе. Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею образов помещиков. При этом композиция выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичикова знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души. Гоголь в "Мертвых душах", как и в "Ревизоре", создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый помещик окружен множеством предметов, способных его характеризовать. Детали, связанные с определенными персонажами, не только живут автономно, но и "складываются" в своего рода мотивы. Например, с Плюшкиным связан мотив запустения, омертвения, деградации, в результате нагнетания которого возникает гротескный метафорический образ "прорехи на человечестве". С Маниловым -- мотив переслащенности, создающий своего рода пародию на героя сентиментальных романов. Положение в галерее образов помещиков тоже характеризует каждого из них. Распространено мнение, что каждый последующий помещик "мертвее" предыдущего, то есть, по словам Гоголя, "следуют у меня герои один пошлее другого". Но именно ли это имел в виду Гоголь? Является ли Плюшкин наихудшим из всех? Ведь это единственный герой, у которого есть предыстория, лишь на его лице мелькнуло подобие жизни, "вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства". Поэтому нельзя судить о Плюшкине как о наихудшем -- просто сама мера пошлости к шестой главе становится нестерпимой. Шестую главу Ю. Манн считает переломной. Эволюция Плюшкина вводит в поэму тему изменения к худшему. Ведь Плюшкин -- единственный некогда "живой" предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Именно с этим образом связано лирическое отступление в шестой главе о пламенном юноше, который "отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости". Поэтому шестую главу мы можем назвать кульминационной в поэме: представляя трагическую для Гоголя тему изменения к худшему, она и завершает сюжет путешествия, ведь Плюшкин -- последний из помещиков, кого посетил Чичиков. Итак, сюжет путешествия исчерпан, но в поэме еще есть пять глав: следовательно в основе произведения лежит еще какой-то сюжет. Таким сюжетом, с точки зрения Ю. Манна, оказывается миражная интрига. В самом деле, цель путешествия Чичикова миражна в самом прямом смысле слова: он покупает "один неосязаемый чувствами звук". Завязка миражной интриги происходит во время разговора с Маниловым, когда странный гость предлагает хозяину "негоцию". В этот момент проясняется цель путешествия Чичикова. Покупка "мертвых", которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", предпринимается героем для совершения мошенничества на законном основании: он хочет не только приобрести вес в обществе, но и заложить свою странную покупку в опекунский совет, то есть получить деньги. В сущности, путешествие Чичикова -- бесконечная погоня за миражем, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми, -- за тем, что не может быть в воле человеческой.

И по законам гоголевского художественного мира мираж начинает материализоваться, обретать реальные черты. Чем больше мертвых скупает Чичиков, тем все весомее оказывается его покупка: мертвые души оживают, становятся реальностью. В самом деле, зачем Собакевич начинает расхваливать своих умерших крестьян и говорит полную бессмыслицу: "Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор". Хочет ли он, расписывая достоинства каретника Михеева, плотника Степана Пробки, сапожника Максима Телятникова, кирпичника Милушкина, просто обмануть Чичикова? Но ведь это невозможно, оба прекрасно понимают, что их просто нет и все их качества в прошлом. Дело скорее не в обмане, а в непреднамеренности Собакевича: точно так же он будет описывать достоинства своих крестьян и в городе, уже после совершения купчей крепости, когда никакой обман уже не понадобится: купленные Чичиковым мертвые души становятся на наших глазах живыми, и помещики говорят о них как о живых. "Оживают" купленные крестьяне и в начале седьмой главы, когда Чичиков составляет документы для совершения купчей крепости, и "странное, непонятное ему самому чувство овладело им". "Казалось, как будто мужики еще вчера были живы". Автор как бы перехватывает внутренний монолог своего героя, рассказывает о судьбе крестьян, в которых воплотились все стороны русского народного характера.

К началу седьмой главы сюжет путешествия исчерпывается -- Чичиков приезжает в город для оформления купчей. Этот момент, счастливая развязка сюжета путешествия, оказывается кульминацией миражной интриги: мираж, в погоню за которым был устремлен Чичиков, материализуется юридически, герой становится херсонским помещиком и сам забывает о том, "что души не совсем настоящие". Пустота, фикция, скупаемая Чичиковым, получает полновесный юридический статус! Он начинает жить своей жизнью, рождает в городе множество слухов, обрастает все более и более правдоподобными подробностями. Крестьяне, купленные без земли, оказывается, покупаются на вывод в Херсонскую губернию; там есть река и пруд; отмечая покупку, пили за благоденствие крестьян и счастливое их переселение; по возвращении Чичикова Селифан получает кое-какие хозяйственные приказания: "собрать всех вновь переселившихся мужиков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку". И в тот момент, когда герой сам забывает о характере своей "негоции", в городе появляются Ноздрев и Коробочка, которые разбивают хрустальный мираж Чичикова. Но разбившись, мираж, подобно осыпающемуся зеркалу, образует множество осколков, в которых отражается в искаженном свете его творец -- Чичиков. Он в суждениях жителей города оказывается миллионщиком, делателем фальшивых ассигнаций, похитителем губернаторской дочки, Наполеоном, бежавшим с острова, капитаном Копейкиным. Именно в последних четырех главах поэмы конкретизируется образ губернского города NN. В черновиках времен работы над первым томом писатель сформулировал смысл этого образа "Идея города, Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени". " Миражная интрига завершается в тот момент, когда прекращаются все сплетни о Чичикове. Конец им кладет смерть прокурора. Все внимание горожан переключается на это событие. Только после этого Чичиков, забытый, уезжает из города. Идейно-композиционная роль образа Чичикова предопределена в первую очередь тем, что ему принадлежит идея аферы, для ее осуществления ему предоставлено право свободного передвижения по художественному пространству поэмы, с ним автор не расстается почти никогда. Стоить отметить особо, что, не будь Чичикова, не было бы ни сюжета путешествия, ни самой поэмы. Но не они, не его судьба являются главным предметом изображения у Гоголя. Именно специфика предмета изображения заставляет нас обратиться к жанровому своеобразию произведения

Жанровая природа гоголевского произведения сложна и не проста для определения. Сам писатель попытался указать на своеобразие "Мертвых душ", назвав свою книгу поэмой, однако он не дал расшифровки этого понятия, что заставляет читателей и исследователей Гоголя -- с момента выхода книги и по сей день -- искать ключ к трактовке ее жанрового облика. Можно ли считать "Мертвые души" романом? Говоря о романе, обычно имеют в виду эпическое произведение большой художественной формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознании.

В том случае, если бы рассказ о происхождении, воспитании и попытках героя обеспечить себе "жизнь во всех довольствах, со всеми достатками" появился бы в начале повествования, лица и события объединились бы вокруг героя, встали бы в связь с его судьбой, превратив "Мертвые души" в роман, роман плутовского типа, где антигерой проходит через ряд удач и поражений. Но похождения Чичикова для Гоголя -- только путь к решению другой, главной для него задачи. В чем она состояла? Вернемся к тому определению, которое сам Гоголь дал "Мертвым душам". Он назвал свое произведение поэмой, подобно тому как Пушкин считал "Евгения Онегина" "романом в стихах". Произведение Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право ему дано поэтичностью, музыкальностью, выразительностью языка, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное -- постоянным присутствием автора, что делает "Мертвые души" произведением лиро-эпическим. Вся действительность, изображенная в ней, проходит сквозь призму авторского сознания. В лирических отступлениях Гоголь ставит и решает литературные вопросы.

Своеобразная жанровая структура "Мертвых душ" позволяет Гоголю изобразить картину нравов всей России, показывая при этом общее, а не частное, не историю жизни одного человека, а "разнообразную кучу" русских характеров. Лирическое начало выводит эти наблюдения на уровень философских размышлений о судьбе России в семье человечества.

Композиция «Мертвых душ» стройна и по-пушкински соразмерна.

Всего в 1-м томе 11 глав. Из них глава I представляет собою развернутую экспозицию. Следующие 5 глав (II-VI), завязывая и развивая действие, вместе с тем представляют собой как бы 5 законченных новелл-очерков, в центре каждой из них -- развернутый портрет одного из помещиков губернии, куда приехал Чичиков в надежде осуществить задуманную им аферу. Каждый портрет -- это определенный тип.

В следующих пяти главах (VII-XI) рисуются преимущественно чиновники губернского города. Однако построены эти главы уже не как отдельные очерки с одним главным персонажем в центре, а как последовательно развивающаяся цепь событий, принимающих все более сюжетно напряженный характер.

Глава XI завершает 1-й том и вместе с тем как бы возвращает читателя к началу повествования.

В главе I рисуется въезд Чичикова в город NN, и уже делается намек на завязку действия. В главе XI происходит развязка, герой спешно выезжает из города, и здесь же дается предыстория Чичикова. В целом глава представляет собой и завершение сюжета, его развязку, и экспозицию, "разгадку" характера главного героя и объяснение тайны его странной "негоции", связанной с покупкой мертвых душ.

Изучая систему образов в «Мертвых душах», особо следует задуматься над особенностями типизации характеров, в частности образов помещиков. Обычно при всей их индивидуальной неповторимости в них акцентируется социальные черты помещиков-крепостников периода начавшегося в России разложения феодальной системы, о чем, в частности, говорится во всех школьных и вузовских учебниках.

В целом это правильно, но далеко не достаточно, поскольку при таком подходе остается неуясненной необычная широта художественного обобщения в этих образах. Отражая в каждом из них разновидность социального типа помещика-крепостника, Гоголь этим не ограничивался, ибо для него важна не только социально-видовая определенность, но и общечеловеческая характерность изображаемого художественного типа. Подлинно художественный тип (в том числе и у Гоголя) всегда шире любого социального типа, потому что он рисуется как индивидуальный характер, в котором социально-видовое, сословно-групповое сложно соотносится с социально-родовым, целостно-личностным, общечеловеческим -- с большим или меньшим преобладанием одного из этих начал. Вот почему в художественных типах Гоголя содержатся черты, характерные не только для помещиков или чиновников, но и для других классов, сословий и социальных прослоек общества.

Примечательно, что сам Гоголь неоднократно подчеркивал незамкнутость своих героев социально-сословными, социально-видовыми, узко групповыми и даже временными рамками. Говоря о Коробочке, он замечает: "Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка" . Мастерски охарактеризовав "широкую" натуру "исторического человека" Ноздрева, писатель и в этом случае не приписывает все его многообразные свойства исключительно помещику-крепостнику своей эпохи, утверждая: "Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком" .

При всей своей несомненной социально-психологической ограниченности характеры гоголевских персонажей далеки от схематической одномерности, это живые люди с массой индивидуальных оттенков. Тот же, по словам Гоголя, «многосторонний человек» Ноздрев с его «букетом» отрицательных качеств (кутила, игрок, беспардонный враль, драчун и пр.) в чем-то по своему симпатичен: своей неуемной энергией, умением быстро сходиться с людьми, своеобразным демократизмом, бескорыстием и нерасчетливостью, отсутствием скопидомства. Беда только в том, что все эти человеческие качества приобретают у него уродливое развитие, они не освещены каким-либо смыслом, подлинно человеческими целями.

Есть свои положительные зачатки в характерах и Манилова, и Коробочки, и Собакевича, и даже Плюшкина. Но это, точнее, остатки их человечности, которые еще больше оттеняют восторжествовавшую в них под влиянием среды бездуховность.

Если, к примеру, Лермонтов изображал преимущественно сопротивление «внутреннего человека» окружающим его внешним обстоятельствам жизни, то Гоголь сосредоточивает в «Мертвых душах» внимание на его подчинении этим обстоятельствам, вплоть до «растворения» в них, акцентируя внимание, как правило, на конечном результате этого процесса. Так представлены Манилов, Коробочка, Ноздрев. Но уже в изображении Собакевича присутствует и иная тенденция -- понять истоки процесса духовного омертвления человека: «Родился ли ты уж так медведем, -- говорится в поэме о Собакевиче, -- или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты через них сделался то, что называют человек-кулак» .

Чем больше человек теряет человеческие качества, тем в большей мере Гоголь стремится докопаться до причин его душевной омертвелости. Именно так он поступает «прорехой на человечестве» Плюшкиным, развертывая его жизненную предысторию, рассказывая о той поре, «когда он только был бережливым хозяином», «был женат и семьянин» примерный, когда в его «глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы, выбегал сын, разбитной мальчишка...» .

И затем автор, не скупясь на детали, показывает, как постепенно бережливость переходила у Плюшкина в бессмысленную скупость, как отмирали супружеские, отцовские и другие человеческие чувства. Умерли жена и младшая дочь. Старшая Александра Степановна сбежала с офицером в поисках вольной и счастливой жизни. Сын, став офицером, проигрался в карты. Вместо поддержки материальной или моральной Плюшкин послал им отцовское проклятие и еще больше замкнулся в себе и своей всепоглощающей страсти к накопительству, становящемуся со временем все бессмысленнее.

Наряду с патологической скупостью, подозрительностью, в нем развивается лицемерие, призванное создать подобие утраченных душевных свойств. В чем-то здесь Гоголь предвосхитил образ Иудушки Головлева, например, в сцене приема Плюшкиным «беглой» дочери с ее «двумя малютками»: «Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить; видно походная жизнь с штабс-ротмистром не была так привлекательна, какою казалась до свадьбы. Плюшкин однако же ее простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу... но денег... не дал. В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно. Плюшкин приласкал обоих внучков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна» .

Но даже в таком «монстре» писатель ищет остатки человечности. В этом отношении показателен эпизод, когда Плюшкин во время «торга» с Чичиковым вспомнил единственного своего знакомого в городе, бывшего еще в детстве его однокашником: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства...» .

Кстати, по замыслу Плюшкин должен был появиться в последующих томах «Мертвых душ» если и не воскресшим нравственно-духовно, то осознавшим в результате сильного жизненного потрясения меру своего человеческого падения.

Еще более подробно дана предыстория главного героя -- «подлеца» Чичикова, который, по замыслу писателя, должен был на протяжении трех томов проделать существенную внутреннюю эволюцию.

Более лаконично, но не менее содержательно обрисованы типы чиновников, к примеру, прокурор с густыми бровями и непроизвольно подмигивающим левым глазом. Толки и слухи об истории с покупкой Чичиковым мертвых душ так на него подействовали, что он «стал думать, думать и вдруг... ни с того, ни с другого умер». Послали, было, за доктором, но вскоре увидели, что прокурор «был уже одно бездушное тело». И вот только тогда его сограждане «с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал» .

Комизм и сатиричность изображения здесь незаметно переходят в иную, нравственно-философскую тональность: покойный лежит на столе, «левый глаз уже не мигал вовсе, но бровь одна все еще была приподнята с каким-то вопросительным выражением. О чем покойник спрашивал, зачем он умер или зачем он жил, об этом один бог ведает» .

Поставлен именно тот кардинальный жизненный вопрос -- зачем жил, зачем живет человек? -- вопрос, который так мало беспокоил всех этих вроде бы благополучных обитателей губернского города с их заживо омертвевшими душами. Здесь невольно вспоминаются слова Печорина из «Героя нашего времени»: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Мы много и справедливо говорим о социальной сатире в «Мертвых душах», не всегда замечая их нравственно-философский подтекст, который с течением времени, и особенно в наше время, обретает все больше не только исторический, но и современный интерес, высвечивая в конкретно-историческом содержании «Мертвых душ» его общечеловеческий ракурс.

Глубокое единство этих двух аспектов подметил еще Герцен. Сразу же по прочтении гоголевской поэмы он записал в дневнике: «Мертвые души» -- это заглавие само носит что-то наводящее ужас... не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и tutti quaiili -- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу. Где интересы общие, живые?.. Не все ли мы после юности, так или иначе, ведем одну из жизней гоголевских героев? Один остается при маниловской тупой мечтательности, другой буйствует, как Ноздрев, третий -- Плюшкин и пр. Один деятельный человек Чичиков, и тот ограниченный плут» .

Всем этим мертвым душам писатель противопоставляет прежде всего «живые души» крестьян, умерших, как правило, не своей, а вынужденной смертью или не выдержавших крепостного гнета и ставших беглыми, таких, как плотник Степан Пробка («богатырь, что в гвардию годился бы»), сапожник Максим Телятников («что шило кольнет, то и сапоги»), удивительный мастер-кирпичник Милушкин, Абакум Фыров, «излюбивший вольную жизнь» и подавшийся в бурлаки, и другие.

Гоголь подчеркивает трагизм судеб большинства из них, все чаще «задумывающихся» над своей бесправной жизнью -- вроде того Григория Доезжай-не-доедешь, который «думал, думал, да ни с того, ни с другого заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь, и поминай как звали». И писатель делает многозначительное заключение: «Эх! русский народец! не любит умирать своей смертью!» .

Говоря о центральном конфликте в художественной структуре поэмы, надо иметь в виду его своеобразную двуплановость. С одной стороны, это конфликт главного героя с помещиками и чиновниками, основанный на авантюре Чичикова по скупке мертвых душ. С другой -- это глубинный конфликт между помещичье-чиновничьей, самодержавно-крепостнической верхушкой России с народом, прежде всего с крепостным крестьянством. Отзвуки этого глубинного конфликта то и дело звучат на страницах «Мертвых душ».

Даже «благонамеренный» Чичиков, раздосадованный неудачей своей хитроумной затеи, спешно покидая губернаторский бал, неожиданно обрушивается и на балы, и на всю связанную с ними праздную жизнь господствующих сословий: «Чтоб вас чёрт побрал всех, кто выдумал эти балы!.. Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы!.. А ведь на счет же крестьянских оброков...»

Чичиков занимает особое место в образно-смысловой структуре «Мертвых душ» -- не только как главный герой, но и как идейно-композиционный и сюжетно-образующий центр поэмы. Путешествие Чичикова, положенное в основу его авантюрно-меркантильных намерений, давало возможность писателю, по его слову, «изъездить... всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров», показать «всю Русь» в ее противоречиях и дремлющих потенциях .

Так, разбирая причины краха чичиковской идеи обогащения путем приобретения мертвых душ, стоит обратить особое внимание на два вроде бы побочных эпизода -- на встрече Чичикова с юной блондинкой, оказавшейся губернаторской дочкой, и на последствия этих встреч. Чичиков лишь на какое-то мгновение позволил себе искренние человеческие чувства, но этого было достаточно, чтобы спутать все его карты, разрушить его так расчетливо осуществлявшийся план. Конечно, говорит повествователь, «сомнительно, чтобы господа такого рода... способны были к любви...» Но, «видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов...» . Стоило Чичикову в его мимолетном увлечении забыть о принятой на себя роли и перестать оказывать должное внимание «обществу» в лице прежде всего дам, как те не замедлили отомстить ему за такое пренебрежение, подхватив версию о мертвых душах, сдобрив ее по-своему легендой о похищении губернаторской дочки: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова» . И они разом «отправились каждая в свою сторону бунтовать город», т.е. настраивать его против недавнего всеобщего любимца Чичикова . Эта «приватная» сюжетная линия по-своему высвечивает полную несовместимость в меркантильно-расчетливом мире деляческого преуспевания с искренними человеческими чувствами и движениями сердца.

В качестве основы сюжета в 1 -м томе «Мертвых душ» выступают злоключения Чичикова, связанные с его аферой, основанной на покупке мертвых душ. Весть об этом взбудоражила весь губернский город. Делались самые невероятные предположения, зачем Чичикову понадобились мертвые души.

Всеобщая растерянность и страх усиливались тем, что в губернию назначен новый генерал-губернатор. «Все вдруг отыскивали в себе такие грехи, каких даже не было» . Чиновники задумались, кто же такой Чичиков, которого они так любезно принимали по его платью и манерам: «такой ли он человек, которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных» .

В этой социальной «амбивалентности» Чичикова как возможного носителя одновременно и закона, и беззакония отразилась их относительность, противоположность и взаимосвязанность в изображаемом писателем обществе. Чичиков был загадкой не только для персонажей поэмы, но и во многом и для ее читателей. Вот почему, приковывая к нему внимание, автор не спешил с его разгадкой, отнеся экспозицию, объясняющую истоки подобного характера, в заключительную главу.

Вывод по главе: Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать «Ад» русской современной жизни.

Поэма имеет кольцевую «композицию»: она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция в «Мертвых душах» перенесена в конец произведения. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к «приобретению» мертвых душ. Построение «Мертвых душ» отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Главы, посвященные изображению помещиков, выстроены по схеме: описание пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед и отношение помещика к продаже мертвых душ. В композиции поэмы присутствуют лирические отступления, вставные новеллы («Повесть о капитане Копейкине»), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче.

Макрокомпозиция поэмы «Мёртвые души», то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: 1 том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; 2 том - чистилище; 3 том - рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Также можно отметить постепенность душевной деградации помещиков по мере знакомства с ними читателя. Такая картина создает у читателя довольно тяжелое эмоциональное ощущение от символических ступеней, по которым душа человека движется в ад.

Н.В.Гоголь во время написания «Мертвых душ» очень долго не мог определиться, что это: роман или поэма. И все-таки автор остановился на том, что «Мертвые души» - это лироэпическая поэма, потому что значительное место в ней занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что и характерно для этого литературного жанра. Следовательно, в "Мертвых душах" лирическое и эпическое начала равноправны.

Задача эпической части - показать «хотя с одного боку Русь», а лирические отступления придают поэтичность произведению. Например, в конце первого тома автор вводит образ птицы-тройки, которая несется по дороге и олицетворяет всю Русь. Какая гордость и любовь к Отечеству звучит в этом эпизоде. На мой взгляд, введение в эпический сюжет лирических отступлений является специфичной чертой композиционной целостности данной поэмы.

Своеобразие «Мертвых душ» заключается и в особом построении. Так, в первой главе автор дает общее описание губернского города и вскользь знакомит читателя с главным героем. В следующих пяти главах Чичиков посещает помещиков и скупает у них мертвые души. Причем автор описывает крепостников в порядке деградации: один хуже другого. Например, Манилова, как самостоятельный образ, невозможно воспринимать положительно (он не читает, не развивается, не занимается хозяйством, обладает притворной вежливостью), но в сравнении с Ноздревым, драчуном и вруном, первый помещик выглядит духовно гораздо выше. И если сопоставить Коробочку и Плюшкина, то Настасья Петровна тоже выигрывает некоторыми чертами характера: она хотя и не развивается, как и Плюшкин, но помещица – образец хозяйственности.

Не случайно и то, что писатель строит каждую главу по определенной схеме: описание деревни, усадьбы, интерьер дома, встреча хозяина, сцена обеда, реакция крепостника на предложение Чичикова. И так на протяжении всех пяти глав он использует одни и те же способы типизации.

Интересна и та особенность, что читатель узнает биографию главного героя не в начале произведения, а только в конце первого тома. Мы уже узнали о том, что совершил Чичиков, какие были последствия его путешествия, а вот причины, побудившие Павла Ивановича начать эти «похождения», нам пока еще не известны. Оказывается, двигателем этой идеи является завет, данный Павлуше еще в детстве отцом: «копи копейку, она никогда не выдаст…»

Таким образом, особенностью композиции поэмы «Мертвые души» является необычность расположения глав всего произведения, существование лирических отступлений, способы типизации образов помещиков, построенные по одному и тому же методу.

Нашёл своё выражение в том, что образы помещиков, крестьян, описание их жизни, хозяйства и нравов изображены в поэме так отчётливо, что, прочитав эту часть поэмы, запоминаешь её навсегда. Изображение помещичье-крестьянской Руси было очень актуально в гоголевское время в связи с обострением кризиса системы крепостного права. Многие помещики перестали быть полезными для общества, морально опустились и превратились в заложников своих прав на землю и людей. На передний план начал выходить другой слой российского общества — жители городов. Как и ранее в «Ревизоре», в этой поэме Гоголь представляет широкую картину чиновничества, дамского общества, простых горожан, слуг.

Итак, изображение современной Гоголю России определяет главные темы «Мёртвых душ»: тему родины, тему поместной жизни, тему города, тему души. Среди мотивов поэмы основными являются мотив дороги и мотив пути. Мотив дороги организует повествование в произведении, мотив пути выражает центральную авторскую идею — обретение русским человеком истинной и одухотворённой жизни. Гоголь достигает выразительного смыслового эффекта, сочетая эти мотивы со следующим композиционным приёмом: в начале поэмы бричка Чичикова въезжает в город, в конце — выезжает. Тем самым автор показывает, что описанное в первом томе является частью невообразимо долгой дороги в поиске пути. Все герои поэмы находятся в пути — Чичиков, автор, Русь.

«Мёртвые души» состоят из двух больших частей, которые можно условно назвать «деревня» и «город». Всего в первом томе поэмы одиннадцать глав: первую главу, описывающую приезд Чичикова, знакомство с городом и городским обществом, следует считать экспозиционной; затем идут пять глав о помещиках (главы вторая — шестая), в седьмой Чичиков возвращается в город, в начале одиннадцатой выезжает из него, и следующее содержание главы с городом уже не связано. Таким образом, на описание деревни и города приходятся равные части текста произведения, что в полной мере соотносится с главным тезисом замысла Гоголя: «Вся Русь явится в нём!»

В поэме также есть два внесюжетных элемента: «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Цель включения в текст произведения повести — уточнить некоторые идеи поэмы. Притча выполняет функцию обобщения, связывая характеры поэмы с мыслью о назначении ума и богатырства как двух бесценных даров, данных человеку.

Примечательно также то, что автор рассказывает «историю Чичикова» в одиннадцатой главе. Главная цель помещения предыстории героя в конец главы состоит в том, что автор хотел избежать предубеждённого, подготовленного восприятия читателем событий и героя. Гоголь стремился, чтобы читатель составил своё мнение о происходящем, наблюдая за всем так, как если бы это было в реальной жизни.

Наконец, соотношение эпического и лирического в поэме тоже имеет своё идейное значение. Первое лирическое отступление в поэме появляется в конце пятой главы в рассуждении о русском языке. В дальнейшем их количество увеличивается, в конце 11 главы автор с патриотизмом и гражданской страстью говорит о Руси, птице-тройке. Лирическое начало в произведении нарастает потому, что задумка Гоголя была утвердить свой светлый идеал. Он хотел показать, как в мечте о счастливом будущем страны рассеивается туман, сгустившийся над «грустной Россией» (так охарактеризовал первые главы поэмы Пушкин).