Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства. Загадочная цивилизация ольмеков Важнейшие достижения ольмеков

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду.

Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо – один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента – музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже).

Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Ольмеки

Ольмекская цивилизация имеет несомненные подтверждения своему существованию в виде археологических находок. Однако тайны ее происхождения и гибели до сих пор не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием упоминается одно из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории сегодняшней южной и центральной Мексики. Наиболее древние следы цивилизации относятся к 1400 г. до н. э. В городе Сан-Лоренцо были обнаружены остатки крупного (вероятно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, наиболее крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие исследователи считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что подтверждается и легендами индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

По обнаруженным артефактам можно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До нас дошли их пирамиды, дворы (предназначенные, вероятно, для каких-то церемоний), гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первую такую голову обнаружили в 1862 г. рядом с поселением Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считалось, что это «голова африканца», или, как ее называют по сей день, «голова эфиопа»). Эта знаменитая голова была полностью откопана только в 1939–1940 гг. Оказалось, что высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. До сих пор остается открытым вопрос, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта расположено в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота). В последующем были найдены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. Большинство ученых склоняется к мнению, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые современные исследователи полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: например, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX в мексиканскими археологами был обнаружен город Син Кабесас, что в переводе означает «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за многочисленных обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины сохранились до наших дней совершенно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, изображающих людей и животных.

Различные экспедиции, которые снаряжались на поиски и исследование артефактов в первой половине XX в, приводили к множеству новых открытий, однако некоторые свидетельства существования ольмекской культуры сначала ошибочно были приписаны культуре майя из-за схожести ликов.

Археологам приходилось добираться до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже достаточно сильно отрезаны от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но постепенно на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации. Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, по мнению исследователей, являются изображениями богов, которых почитали ольмеки. А в найденной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 столетий до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков, вероятно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму ученые объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки полагали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружали по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Облик ольмеков можно предположительно восстановить по многочисленным найденным изваяниям: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли быть получены по обнаруженным в усыпальницах останкам ольмеков, однако ни одного целого скелета не сохранилось.

Согласно легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас расположен город Панутла, они оставили лодки и пошли по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах нет объяснений появлению ольмекской цивилизации: говорится только, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

По мнению норвежского исследователя Тура Хейердала, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это указывают не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было найдено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она будто возникла в уже процветающем виде и так же внезапно оборвала свое существование. Однако это тоже всего лишь предположение. Многие ученые по-прежнему уверены, что цивилизации в разных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в абсолютной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят примерно ко второму тысячелетию до н. э. Согласно более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, по мнению ученых, пришли из Азии в то время, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь. По мнению палеоантропологов, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это некоторым образом объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи полагают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Возможно, ольмекская цивилизация появилась и вовсе в результате смешения выходцев из различных континентов.

В 1200-900 гг. до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: вероятно, в результате внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, расположенную на 55 миль восточнее, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 гг. до н. э. или в 800–400 гг. до н. э. (согласно различным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 г. до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержения вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до нашей эры археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, найденные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были обнаружены ольмекские артефакты с датами, исследователи после долгих споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Интересно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской культуре, были намеренно повреждены еще в древности: возможно, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I век до н. э. - I век н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя какое-то время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко полагает, что предки майя жили некогда на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? На этот вопрос еще предстоит ответить ученым.

Цивилизация возникла 30 в. назад.

Цивилизация остановилась 25 в. назад.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Наиболее продуктивной цивилизационной территорией Американского континета, Зоной высоких цивилизаций, считается Срединная Америка. Она подразделяется на три района: Мезоамерика; Андская область (Боливия - Перу); промежуточный район между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор).

Мезоамерика считается зоной высоких цивилизаций. Сюда исследователи относят следующие цивилизации:
Цивилизацию Ольмеков .
Цивилизацию Ацтеков.
Цивилизацию Майя классического периода (I-IX вв. н. э.)
Теотихуаканскую цивилизацию.

+++++++++++++++++++++++++++

Цивилизация Ольмеков -- п ервая цивилизация Мезоамерики на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус).

Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800-400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Лa-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы.

Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту - с расстояния 160 и даже 500 км.
Раскопки на другом «ольмекском» селении - Сан-Лоренсо - также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики - сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения.

Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов.
Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

Культура ольмеков со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины - последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте.
Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи.

Первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в Трес-Сапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» - с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями представлены в Оахаке с VII-VI вв. до н. э., а без надписей - в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре-родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях - долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.

Одно из первых мезо-американских обществ, ольмеки населяли тропические низины юго-цетральной Мексики. Первые следы ольмеков, датируемые 1400 г до н.э., были найдены в городе Сан-Лоренцо, где располагалось главное поселение, связанное с 2мя другими центрами, Теночтитланом и Потреро Нуэво. Ольмеки были искусными строителями. В каждом важном месте располагались церемониальные дворы, курганы, конические пирамиды и каменные памятники, включая известную огромную голову.

Ольмекская цивилизация зависела от торговли как между разными ольмекскими регионами, так и с другими мезо-американскими народами. Будучи одной из самых ранних и развитых мезо-американских культур того времени, ольмеки часто считаются культурой-прародительницей других мезо-американских народов. В 400 г до н.э. восточная часть ольмекских земель опустела возможно, из-за изменений окружающей среды. Люди могли также переселиться из-за вулканической активности. Еще одной популярной теорией является то, что их захватили, однако никто не может сказать кто.

Визитной карточкой ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.

Ольмеки - ц ивилизация, чье исчезновение до сих пор ставит ученых в тупик.

Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие цивилизации.

Ольмеки -- о бщество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. (Беляев)

В конце II тысячелетия до н. э. начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом").

По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони. По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами. (Беляев)

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями.

Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики. (Беляев)

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой. (Беляев)

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией.

В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). (Беляев)

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты.

Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек. (Беляев)

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. Они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). (Беляев)

4 00 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского. (Беляев Д)

С тирлинг обнаружил детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так. Центральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка.

Е го облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики. (Беляев)

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. (Беляев)

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки. (Беляев Д)

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики. (Беляев)

_______________________________

О льмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры. Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее – в культурные общества, а другие – что ольмеки – результат миграции из Герреро или Оакса.

Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

С ан-Лоренцо, занятый в 1 200 – 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан (не столица ацтеков, а просто поселение с таким же именем) и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи (включая резные валуны, алтари и огромные скульптуры на вольную тему) и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Т орговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара (мифическое существо, перекидывавшееся из человека в ягуара) и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

++++++++++++++++++++

П осле симпозиума "Региональные перспективы в ольмекской проблеме" в 1983 г., термин "ольмеки" решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э.

С амые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.
По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.
По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га (последняя цифра явно преувеличена).
Археологические исследования в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень (тип 6 в классификации проекта Сан-Лоренсо) - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.
Постройки, обнаруженные на городище в 1990-е гг., располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Судя по анализу почв, крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна. Другая важная постройка (D4-7), длиной 12 м и апсидальная в плане, стояла на платформе из глины размерами 75 на 50 м.
В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Их незначительное количество и концентрация в центральном поселении дополнительно свидетельствуют в пользу этого. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари-троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах. Находки тронов в поселениях второго уровня, таким образом, говорят о существовании иерархии вождей.
Около 900 г. до н. э. заканчивается эпоха расцвета Сан-Лоренсо. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.
К 400 г. до н.э. Сан-Лоренсо приходит в упадок, после которого город забрасывается.

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек.
Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы "А" и "С". Центральной осью поселения являлась "Большая пирамида" - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс "А"). В данном случае это наиболее ранний в Ольмане сложный архитектурный ансамбль - так называемый двухчастный комплекс, ориентированный по оси север-юг. Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.
Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе "D" сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу. Эти постройки расположены по линии запад - восток и, вероятно, представляют собой пример новой архитектурной традиции, берущей начало в Чиапасе.
В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и "римским" профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.
На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе "А" внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница "А" состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м. в длину, 2 м. в ширину и 1,8 м. в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы "А" находилась Гробница "Е", также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница "В"), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.
В городе также есть колоссальные базальтовые головы - 4, и их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э.
Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э.

Е щё одно древнее поселение - Сан Андрес. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. здесь произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, где выше слоя 10 идет чистый ил. Это, видимо, привело к возвышению Ла-Венты. В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250-1150 гг. до н.э.). Город расположился в 5,5 километрах к северо-востоку от Ла-Венты. В период с 900 по 400 гг. до н.э., Сан Андрес снова стал центром цивилизации ольмеков. На месте данного поселения недавно была найдена одна удивительная находка - керамический цилиндр размера с кулак с выгравированными 2 глифами, связанными линиями с клювом птицы таким образом, что создаётся впечатление о "разговоре" птицы. Антрополог Мэри Поль (открывшая данную находку) считает, что это самое раннее свидетельство письменности в Мезоамерике.

М енее древним и размером поменьше является ещё одно поселение - Трес-Сапотес (1000-400 гг. до н.э.). Однако здесь не было найдено каких-либо построек, но зато были обнаружены огромные базальтовые скульптуры - каменные головы Ольмеков. Эти 3 головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трёх наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э.

Д ругими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км. поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Л ас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый "Правитель из Лас-Лимас"). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Т. Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

О ткрытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

400 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

К аменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

С тирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

П омимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Ц ентральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики.

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Подробнее - см. учебное пособие "Древние ольмеки : история и проблематика исследований", А.В. Табарев На этой странице использованы материалы статьи Д. Беляева "Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике".

Первая великая культура Центральной Америки возникла в заболоченных джунглях на юге . За 1250 лет до н. э. люди стали возводить величественные культовые центры там, где были только жалкие деревушки. Еще больше удивляют сохранившиеся каменные скульптуры, украшавшие эти центры.

Ольмеки – это название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках.

Именно про ольмеков мы и расскажем вам сейчас.

Сан-Лоренсо, первый церемониальный центр, был построен на огромном насыпном холме высотой 45 м (как 15-этажный дом). На этом уровне строители создали дополнительные земляные насыпи, сгруппированные вокруг прямоугольных дворов.

Во дворах были установлены огромные головы, высеченные из камня; самая большая – 3,4 м в высоту и 20 т весом.

Поскольку ольмеки не знали колесного транспорта, каменные глыбы, из которых изготавливались скульптуры, доставлялись на плотах с гор, находившихся в 80 км. Затем они обрабатывались каменными орудиями, т. к. металлов ольмеки тоже еще не использовали.

Ученые считают, что эти скульптуры могли быть изображениями умерших правителей. На некоторые головы «надеты» шлемы, очень похожие на те, которые используют игроки в американский футбол.

Эта параллель может быть неслучайной – известно, что ольмеки выдумали ритуальную игру с мячом; впоследствии ее переняли все цивилизации Центральной Америки.

Игрокам запрещалось касаться мяча кистями рук и ступнями, и они действовали локтями, голенями и бедрами. Судя по тому, что статуэтки, украшения и другие изделия находили как на севере Мексики, так и в Сальвадоре и Коста-Рике, ольмеки вели широкую торговлю по всей Центральной Америке.

Зародившись в пронизанных болотными испарениями дождевых лесах возле Мексиканского залива, культура ольмеков распространилась за несколько веков на почти всю территорию современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.

Кроме ремесленников и торговцев в их обществе, по-видимому, существовало богатое правящее сословие и крестьяне-земледельцы, из числа которых поставлялась рабочая сила для строительства культовых центров.

Возможно, крестьяне восстали против чрезмерной эксплуатации. Сан-Лоренсо был намеренно разрушен около 900 г. до н. э., у скульптур изуродовали лица, после чего их закопали в землю.

Маленький женский бюст, вырезанный из редкого голубого нефрита, хорошо иллюстрирует высокое мастерство ольмекских камнерезов.

Их скульпторы изготавливали фигуры, пользуясь только каменными орудиями.

Слева вы можете видеть фото женского бюста, найденного на территории, где жили древние ольмеки.

Впоследствии возникли другие центры, сначала Ла-Вента, на острове посреди р. Тоналы, а затем Трес-Сапотес, который тоже пришел в запустение около 200 г. до н. э.

Это время считается концом ольмекской цивилизации.

Однако влияние ольмеков сохранилось в последующих культурах. Народы , тольтеки и ацтеки позаимствовали у ольмеков не только игру в мяч, но и астрономические календари, архитектуру с использованием больших каменных элементов и пиктографическое письмо.


Колоссальная каменная голова из 17, найденных в культовом центре Ла-Вента. Все такие скульптуры были высечены из базальтовых валунов в период между 1200 и 900 гг. до н. э. Размеры голов – от 1,5 до 3,4 м в высоту, а вес – до 20 т. На скульптуре, изображенной на фотографии, «надет» головной убор, который, как считается, может быть связан с ольмекской ритуальной игрой в мяч.

Культ ягуара

Ольмекские скульптуры и рельефы часто изображают людей, лицам которых было придано сходство с мордами – с узкими глазами и большим приоткрытым, словно в рычании, ртом.

Встречаются также изображения детей с отпечатанным на лбу следом кошачьей лапы. Ученые назвали эти фигуры «людьми-ягуарами» (имеются в виду оборотни).

Наличие таких изображений говорит о существовании культа ягуаров, самых сильных и опасных хищников центральноамериканских джунглей.

Возможно, что ольмекская аристократия возводила свой род к мистическому пращуру, получеловеку-полуягуару, и потому приписывала себе и такие присущие этому хищнику качества, как свирепость и хитрость.

В одном из богатых захоронений обнаружены скелеты ребенка и двух ягуаров, что подкрепляет гипотезу о том, что ольмеки видели прямую связь между ребенком из знатной семьи и этими животными.

Ольмеки кратко

Важнейшие даты истории древней цивилизации ольмеков. Все даты указаны с относительной точностью.

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Южной Мексике начинают культивировать красный (чили), хлопок и тыквенные растения.
4000 В Центральной Америке выращивают .
3500 В Центральной Америке культивируют бобы. На смену пещерным укрытиям охотников-собирателей приходят деревни с землянками.
2300 На юге Мексики начинают производить керамику.
2000 Преобладавший в регионе кочевой образ жизни охотников-собирателей сменяется оседлым сельскохозяйственным.
1400 На Тихоокеанском побережье Гватемалы построен первый найденный в ольмекском регионе земляной курган.
1250 В Сан-Лоренсо (юг совр. Мексики) построен первый культовый центр ольмеков.
1200 В Сан-Лоренсо воздвигнуты самые ранние каменные скульптуры.
900 Сан-Лоренсо уничтожен; у статуй разбиты лица.
800 Главным центром ольмекской культуры становится Ла-Вента (на побережье Мексиканского залива).
400 Ла-Вента разрушен, его изваяния зарыты в землю.
200 Культовый центр в Трес-Сапотес приходит в полный упадок, знаменуя тем самым конец ольмекской цивилизации.

Теперь вы знаете, кто такие ольмеки и чем примечательна их древняя цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.