Гравюра картины на металле. История развития и виды техник гравировки на металле

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании - это Лондон, во Франции - Марсель, Париж, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании - Бильбао, Барселона, в Италии - Венеция, Милан, в Нидерландах - так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть - Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции - Стокгольм, в США - Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии - Сидней, в Японии - Токио, в Китае - Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Транспортная система и связь

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем - от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Транспортный (перевозочный) процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операции, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2. Разработку на основе материалов обследовании грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок

4. Определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условии перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта

5. Нормирование скоростей движения автотранспорта

6. Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

10 Применение экономико-математических методов и расчетовдля повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

Своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.

Сохранность качества и количества перевозимого груза;

Выполнение требовании техники безопасности и требований безопасности движения,

Экономию топлива,

Охрану окружающей среды;

Выполнение требований трудового законодательства

Транспортный узел включает комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В состав транспортного узла могут входить железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские и речные порты или водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства промышленного и городского транспорта общего пользования.

В транспортном узле осуществляется пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой в стыковых пунктах. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции, автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты, станции метрополитенов. Грузовыми стыковыми пунктами являются грузовые железнодорожные станции, специализированные базы, морские и речные порты, аэропорты и др.

Транспортные узлы специализируются: по числу видов транспорта, обслуживающих узел; по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому признаку; численности населения обслуживаемого города; расположению транспортных устройств и геометрической форме схемы узла.

По числу видов транспорта выделяют железнодорожно-автодорожные (Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (Якутск).

По характеру эксплуатационной работы транспортные узлы делятся: на транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки (Ростов-на-Дону, Ярославль); местные (Мурманск).

По экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей. В зависимости от численности населения города, обслуживаемого узлом, они подразделяются: на малые и средние с населением до 100 тыс. чел и сравнительно слаборазвитой промышленностью; большие и крупные с населением до 1 млн чел. и развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью; крупнейшие с населением более 1 млн чел. и крупной промышленностью.

По расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются: на однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.

Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.

По геометрической форме транспортные узлы делятся на конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.

Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города.

Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме.

Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые потоки.

Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов - несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивая равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города.

Комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, включающие: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом.

Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать значительное количество разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации.

Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных и автодорожных узлов, морских и речных портов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно преобразовываются в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.

Транспортный узел – грузообразующий или грузопоглощающий объект, в котором происходит переработка большого количества грузов и через который проходит, в котором начинаются или заканчиваются пути сообщения одного или нескольких видов транспорта.

Транспортный узел характеризуется следующими особенностями:

    Единой целью функционирования всех видов транспорта.

    Ускорением доставки грузов и передвижения пассажиров.

    Сложностью функций и протекающих процессов (взаимодействие различных видов транспорта, погрузка, выгрузка, сортировка, хранение грузов и т.д.).

    Возможность деления на подсистемы, функционирование которых подчинено общей цели.

    Наличие системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических средств.

    Высокой пропускной способностью и осуществлением перевозок с минимальными затратами.

Транспортный узел как система представляет собой совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыковки нескольких видов магистрального транспорта.

Понятие транспортный узел включает:

    Перевозочный процесс.

    Технические устройства, станции, посты, магистрали, склады и другие средства для реализации перевозочного процесса.

    Средства контроля и управления.

Система транспортного узла

Транспортный узел характеризуется входами (5) и выходами (7), которыми являются потоки автомобилей, поездов и других транспортных средств, выполняющих завоз и вывоз грузов и пассажиров. Транспортный узел функционирует в условиях различного вида возмущений (6) (вероятностный характер транспортных процессов, выход из строя технических средств) для компенсации которых используются управляющие воздействия (4), вырабатываемые на основе информации, поступающей из систем более высокого ранга (3) и информации о работе узла, получаемой по каналам обратной связи (8) при этом происходит обмен информации с другими системами (1) и (2).

Основные управляющие воздействия (3) обеспечивают рациональное распределение перевозок между различными видами транспорта, комплексное проектирование и планирование развития узла, его подсистем и элементов; оптимизацию параметров отдельных элементов и подсистем в процессе их эксплуатации и развития, оперативную оптимизацию транспортных процессов и режимов взаимодействия. По каналам обратной связи происходит обмен информацией с транспортным узлом, при изменении условий взаимодействия различных видов транспорта или при возникновении любого рода возмущений (6). Эти связи в узле проявляются с запаздыванием, что является следствием инерционности системы, следовательно, свойства, накапливаемые в подсистемах, проявляются лишь по истечении определенного промежутка времени.

Роль транспортных узлов в перевозочном процессе.

    В узлах концентрируется основной объем сортировочной работы, сосредоточенный на станции, в порту или другом грузовом районе с мощным путевым развитием и современным погрузочно-разгрузочными и сортировочными устройствами.

    Транспортные узлы занимают важное место в организации интермодальных и мультимодальных перевозок и в совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. Кроме перегрузки (перевалки) с одного вида транспорта на другой.

В узлах производятся следующие виды работ:

    обслуживание транзитных потоков;

    организация маршрутов с мест погрузки;

    транспортно–экспедиционная и коммерческая работа;

    хранение и складирование грузов;

    подгруппировка грузов по направлениям;

    ремонт и комплексное обслуживание подвижного состава;

    работа по обслуживанию пассажиров в пригородном и региональном сообщениях.

Структура транспортного узла

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА

Организация перевозки и транспортирования грузов в транспортных узлах, независимо связаны с техническим обеспечением узлов, подвижным составом, грузоподъемными механизмами и другим оборудованием.

Классификация средств технического обеспечения транспортного узла

магистральные прерывного оборудование контейнеры

маневровые непрерывного действия механизмы тара и упаковка

СО и М – складское оборудование и механизмы.

К и Т – контейнеры и тара.

Магистральные ТС – суда, локомотивы, вагоны, автомобили, прицепы, полуприцепы.

Маневровые – работают внутри транспортного узла (буксирные суда, локомотивы, автомобили, тягачи).

ПРС прерывного действия – краны, одноковшовые экскаваторы, электро- и автопогрузчики, роторные вагоно-опрокидыватели, механические перегружатели.

ПРС непрерывного действия – конвееры, шнековые и ковшовые элеваторы (нория), пневматические перегружатели.

СО – стеллажи многоярусные, резервуары для жидких грузов, бункеры, холодильное оборудование, контрольно-измерительные и весовые устройства.

СМ – краны и штабелеры, вилочные погрузчики, упаковочные и пакетоформирующие машины.

Контейнеры – крупно-тоннажные, средне-тоннажные, мало-тоннажные, универсальные и специализированные, жесткие и мягкие, стандартные и нестандартные.

Тара и упаковка – поддоны (пакеты), полочная тара с кассетами, ящики и клетки, барабаны пластмассовые и металлические, упаковочные материалы из пленки и бумаги.

Техническое оснащение пунктов взаимодействия видов транспорта во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом. Основным требованием к мощности технических устройств является соответствие их пропускной и перерабатывающей способности с заданным объемом работ.

Задача отыскания приемлемой мощности устройств решается для отдельных подсистем или всего пункта взаимодействия. В качестве критериев оптимальности используются приведенные затраты функционирующих устройств.

Текущие эксплутационные расходы на перевозку, вероятность безотказной работы системы и др.

В транспортных узлах присутствуют различные виды ресурсов. Часть ресурсов специализировано по видам транспорта и используется для выполнения соответствующей технологической операции.

Задача планирования и управления в транспортном узле состоит в том, чтобы найти такое распределение универсальных производств между видами транспорта, при котором эксплутационные затраты будут наименьшими.

Методы решения задач оптимизации взаимодействия разных видов транспорта при оперативном управлении до сих пор не получили должного вида и применения.

Три группы задач:

    Задачи упорядочивания обслуживания подвижного состава различных видов транспорта и различных видов типа одного вида транспорта.

    Задачи распределения подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и др.

    Задачи планирования завоза и вывоза груза с пунктов взаимодействия и обслуживания клиентуры.

Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.

Московский транспортный узел является одним из крупнейших в мире. Он пронизывает практически всю территорию столичного региона и простирается на площади свыше 40 тыс. кв. км в пределах Большой московской окружной (БМО) железной дороги. В состав МТУ входят: 11 железнодорожных магистралей, 2 окружных железнодорожных кольца (свыше 550 км), внутригородские железнодорожные линии, 202 железнодорожные станции (12 сортировочных и 157 грузовых), разветвленная сеть подъездных железнодорожных путей; 13 крупнейших автомагистралей и 3 кольцевых автомагистрали; 5 речных портов, разветвленная сеть водных путей, имеющая связь с Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным морями; 4 аэропорта (3 из которых имеют международное значение), сеть внутренних и международных авиалиний.
В качестве основных функциональных элементов МТУ включает: грузовые дворы и грузовые районы, предназначенные для выполнения операций по переработке грузов (погрузке, выгрузке, перевалке, временном хранении, сортировке и т.д.), оснащенные соответствующими техническими средствами и сооружениями; складские комплексы; контейнерные площадки; грузовые терминалы и мультимодальные терминальные комплексы; мастерские по ремонту подвижного состава и контейнеров; подъездные пути; маневровый подвижной состав; магистральные пути сообщения; административные здания и вспомогательные сооружения; сервисные службы и другие элементы логистической инфраструктуры.
Общетранспортный узел можно рассматривать одновременно с разных позиций: с точки зрения топологии - в качестве места стыковки разных видов транспорта; с точки зрения технологии - местом совместной работы разных видов транспорта, функционирующих на основе единого транспортно-технологического процесса; с точки зрения технического взаимодействия видов транспорта - в виде комплекса инженерно-технических сооружений, транспортных средств и механизмов в пункте стыковки разных видов транспорта.
С позиций рыночной экономики МТУ должен рассматриваться в качестве основы региональной интегрированной макрологистической системы с широким спектром логистических функций во всей транспортно-распре- делительной цепи от грузоотправителя до грузополучателя.
Геополитическое значение МТУ определяется его исключительно благоприятным географическим положением - на пересечении основных потоков грузов, следующих по МТК № 9 «Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев», № 9-а «Москва - Астрахань» и «Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск» и № 2 «Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород». Предполагается продлить коридор до Екатеринбурга с выходом по Транссибирской магистрали к дальневосточным портам, что будет способствовать обеспечению внешнеэкономических связей России с государствами Западной Европы и Тихоокеанского региона, а также с государствами Балтийского, Прикаспийского и Азово-Черноморского бассейнов.
С позиции интермодальных перевозок грузов в МТУ наибольший интерес представляют тарно-штучные грузы и грузы в контейнерах. По экспертным оценкам ЗАО «Мосавтопрогресс», объем переработки тарно-штучных грузов в Московском железнодорожном узле составляет 10,7 млн. т и на период до 2005 г. прогнозируется около 17,0 млн. т. Объем переработки грузов в контейнерах на станциях Московского железнодорожного узла составляет около 5,4 млн. т (свыше 400 тыс. контейнеров в год) при прогнозируемом росте к 2005 г. до 8,6 млн. т (свыше 750 тыс. контейнеров в год).
В настоящее время в зоне расположения МТУ создана мощная база по переработке контейнеров, тяжеловесных и тарно-штучных грузов. Всего в нем дислоцировано более 30 контейнерных терминалов и площадок, не считая грузовых дворов со складами и расположенными на них техническими средствами. Общая площадь грузовых терминалов, складов и контейнерных площадок превышает 1 млн. кв. м, что позволяет принимать и отправлять более 5000 контейнеров и перерабатывать порядка 15 000 т грузов в сутки. Завершаются работы по созданию на станции Москва-Товарная-Ярославс- кая (пл. Северянин) совместно с американской фирмой БеаЬапй международного интермодального терминала проектной мощностью 150 тыс. 20-футовых контейнеров в год.
Ведутся работы по созданию в Московском железнодорожном узле единой системы информационного обеспечения транспортно-экспедиционно- го сервиса потребителей, базирующейся на центрах фирменного транспортного обслуживания. Организация системы фирменного транспортного обслуживания, информатизация основных технологических процессов, улучшение взаимодействия с пользователями услуг железнодорожного транспорта, а также с другими видами транспорта имеют фундаментальное значение для организации железнодорожного транспорта в соответствии с рыночными принципами.
Московская железная дорога уделяет исключительно большое внимание развитию контейнерных и контрейлерных перевозок. Смешанные перевозки внешнеторговых грузов осуществляются, как правило, в унифицированных контейнерах. На Московской железной дороге апробируется специальный подвижной состав для контрейлерных перевозок. Инфраструктура железных дорог по панъевропейским коридорам приводится в соответствие с международными нормативами.
Международные комбинированные перевозки требуют новых форм коммерческой работы и эксплуатации с привлечением фирм-операторов перевозочного процесса. Кроме того, потребуется создать новые типы специализированного железнодорожного подвижного состава, в частности скоростные специализированные платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Для реализации системы ускоренных контейнерных и контрейлерных перевозок в МТУ, развития и обустройства российской части международных транспортных коридоров, проходящих по территории МТУ, по некоторым оценкам, необходимо 400 млн. долл. на период до 2005 г.
Для обеспечения координации и взаимодействия железнодорожного и других видов транспорта в МТУ потребуется провести комплекс организационно-экономических и производственно-технологических мероприятий, внедрить новые технологии перевозочного процесса, усовершенствовать нормативно-правовую базу и привести ее в соответствие с международными стандартами, прежде всего при организации смешанных перевозок внешнеторговых грузов.
Финальным аккордом в координации работы станет создание в крупных транспортных узлах логистических центров на информационной базе ДЦФТО и ЦФТО МПС России, совмещенных с информационными технологиями, применяемыми на других видах транспорта, в частности на базе стандартных протоколов Е01.
Исключительно важное место в развитии транспортно-экономических связей Московского региона занимает автомобильный транспорт. На период до 2005 г. прогнозируется рост перевозок автомобильным транспортом до 50 млн. т. Ему отводится важная роль в реализации комплекса программных мероприятий по развитию в МТУ интермодальных перевозок грузов, осуществляемых по МТК.
Российская часть Критского коридора № 9, проходящего через МТУ, включает автомагистрали: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Брянск - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Рязань. Суммарный объем перевозок грузов автомобильным транспортом на этих направлениях составляет порядка 13,5 млн. т, к 2005 г. прогнозируется 19 млн. т.
Российская часть Критского коридора №2 включает автомагистрали: Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород. Прогнозная величина грузопотоков международных автомобильных перевозок по транспортному коридору №2, проходящему через МТУ, к 2005 г. оценивается в 10,0 млн. т, что более чем в 1,5 раза превышает современный уровень, составляющий 6,2 млн. т (2000 г.).
Роль и значение Московского водно-транспортного узла в становлении и развитии РЛТРС столичного мегаполиса определяются функционированием таких глубоководных соединений, как канал им. Москвы, Волго-Бал- тийский и Волго-Донской каналы, которые позволяют организовать связи Московского транспортного узла на Северо-Западном направлении с государствами Балтийского, Северного морей и на Южном направлении - с государствами Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей. В Московском водно-транспортном узле создана единая глубоководная система, по которой проходят крупные суда, в том числе смешанного плавания «река-море» с заходом в порты Москвы. Суда смешанного плавания позволяют осуществлять перевозки без перевалки с речного на морской транспорт и обратно.
В результате на многих магистральных направлениях, на которых осуществляются смешанные перевозки, появилась возможность ликвидировать дорогостоящую перевалку грузов и ускорить их доставку, а также переключить сотни тысяч тонн грузов с железнодорожного и морского транспорта и расширить сферу применения речного транспорта, особенно в интермодальных сообщениях. В перспективе будет происходить увеличение интермодальных перевозок грузов, особенно в контейнерах, что потребует развития технических средств транспорта нового поколения, в частности внедрения универсальных ролкеров, судов-контейнеровозов, рефрижераторных судов, необходимых для обеспечения поставок в Москву продовольствия из Западной Европы в смешанном сообщении «река-море».
По предварительной оценке, грузооборот Московского воднотранспортного узла с учетом развития перевозок грузов по международному транспортному коридору № 9 на 2005 г. прогнозируется по экспортно-импортным грузам в объеме 500 тыс. т. Учитывая, что в Москву в значительных количествах импортируются из Западной Европы скоропортящиеся продовольственные продукты, в перспективе целесообразно, при наличии у судоходных компаний рефрижераторных судов смешанного плавания, перевозить их с участием водного транспорта.
За последнее десятилетие в России осуществлялся интенсивный процесс развития рынка транспортно-экспедиторских и логистических услуг. Сформирована конкурентная среда, особенно в сфере международных перевозок грузов и их сервисного обслуживания. На рост объемов перевозок грузов в МТУ большое влияние, помимо внутрирегиональных факторов, оказывают внешние факторы экономико-географического и социально-политического характера. Значительная часть грузов, перерабатываемых в МТУ, впоследствии вывозится в другие регионы, что по сути является скрытой формой транзита. Это обстоятельство повышает загрузку дорог и приводит к ухудшению дорожно-транспортной и экологической обстановки в регионе, но одновременно способствует росту доходов коммерческих и государственных структур и соответственно пополнению федерального и местного бюджетов в виде налоговых поступлений.
Благоприятное расположение МТУ - на пересечении проходящих по территории России МТК - определяет специфику его деятельности, направленную не только на удовлетворение внутренних потребностей Московского региона в перевозках и переработке грузов, но в значительной степени - на обслуживание внешнеторговых грузопотоков, следующих по МТК.
Учитывая, что на грузообразование Московского региона влияют проходящие через МТУ международные транспортные коридоры, была проведена сегментация территории региона по принципу тяготения к зонам влияния основных грузопотоков, следующих в междугородном и международном сообщении по российской части международных транспортных коридоров (№ 9 и № 2). Основой сегментации служило выделение из общего грузопотока терминально-ориентированных грузов, которые составляют основную долю в общем объеме перевозок грузов в международном и междугородном сообщениях.
Динамика перевозок терминально-ориентированных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом с распределением по зонам тяготения к основным грузопотокам, формирующимся по трассам МТК, представлена в табл. 5.19.
Сегментация МТУ по основным направлениям грузопотоков и уровню грузообразования представлена на рис. 5.19.
К первому сегменту «Север - Северо-Запад» отнесена территория, тяготеющая к северной и северо-западной части МТК № 9 «Хельсинки - Санкт- Петербург - Москва». Здесь проходит мощный грузопоток. Так, объем терминальных грузов, следующих в данном направлении, составил в 2000 г. 8,1 млн. т. или 34% от общего грузопотока МТУ. В перспективе ожидается значительный рост грузопотоков (до 11,9 млн. т в 2005 г.), возможен также прирост грузопотока, осваиваемого водным транспортом, за счет развития смешанных перевозок «река-море» в контейнерах. Здесь весомую роль может сыграть строительство мультимодального терминального комплекса в районе г. Дмитров с ориентацией на обслуживание судов смешанного сообщения «река-море».
В пределах второго сегмента «Восток» расположена территориальная зона, тяготеющая к восточному участку МТК №2 «Москва - Нижний Новгород».
Таблица 5.19. Динамика перевозок терминальных грузов (тарно-штучных и в контейнерах) автомобильным и железнодорожным транспортом с распределением по зонам
тяготения к трассам МТК, млн т

Направления перевозок

1995 г.

2000 г.

2005 г. (прогноз)

1. Север - Северо-Запад

10,2

15,9

20,4

(коридор № 9) - всего,




в том числе:




автомобильный

9,3

14,7

18,5

железнодорожный

0,9

1,2

1,9

2. Запад (коридор № 2) - всего,

2,4

3,5

4,7

в том числе:




автомобильный

1,6

2,5

3,1

железнодорожный

0,8

1,0

1,6

3. Юг - Юго-Запад

3,5

5,5

7,0

(коридор № 9) - всего,




в том числе:




автомобильный

3,3

5,2

6,6

железнодорожный

0,2

0,3

0,4

4. Юго-Восток (коридор № 9-а) -

9,3

14,5

18,8

всего, в том числе:




автомобильный

8,1

12,9

16,2

железнодорожный

1,2

1,6

2,6

5. Восток (коридор № 2) - всего,

5,0

7,5

10,0

в том числе:




автомобильный

4,0

6,2

7,9

железнодорожный

1,0

1,3

2,1

Всего

21,9

29,8

43,1

Перспективным направлением развития данного сегмента является ожидаемый значительный рост грузопотоков в связи с продлением транспортного коридора от Нижнего Новгорода до Екатеринбурга с последующим выходом по Транссибирской магистрали к дальневосточным портам. Объем перевозок терминальных грузов на данном направлении в 2000 г. составил 5,1 млн. т и прогнозируется на период до 2005 г. на уровне 7,6 млн. т.
К третьему сегменту «Юго-Восток» была отнесена территория, тяготеющая к МТК № 9-а (Каширская и Рязанская магистрали) с выходом на Астрахань и Новороссийск. В этой зоне отмечается самый крупный объем перевозок терминальных грузов (тарно-штучных и в контейнерах), следующих в направлении Ростова-на-Дону и Новороссийска, а также к Каспийскому морю (Астрахань). Объем грузоперевозок оценивался в 2000 г. в 8,5 млн. т и в 2005 г. (прогноз) - в 12,6 млн. т.
Помимо контейнерных перевозок на направлении Новороссийск - Москва состоялась опытная контрейлерная перевозка. В составе контрейлерного поезда следовали 23 специализированные платформы с автопоездами с импортными грузами и один пассажирский вагон для водителей. Ежегодный поток грузов автомобильным транспортом на этом направлении составляет 37 тыс. автопоездов. Для этого направления МПС России установлены конкурентоспособные тарифные ставки для перевозки автопоездов и полуприцепов специализированными маршрутными контрейлерными поездами.
К четвертому сегменту МТУ «Юг - Юго-Запад» относится зона тяготения к южной и юго-западной части транспортного коридора № 9 с направлением на Киев и Симферополь. Объем перевозок терминальных грузов, проходящих по этому сегменту, составил в 2000 г. 4,6 млн. т, или 12% общего объема перевозок терминальных грузов данного узла. В перспективе на-БАЛТИКА
Транспортный коридор № 9 Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Росгов-нв-Дону - * Новороссийск * Астрахань
УРАЛ
Условные обозначения :
граница Московского региона
автомобильный дороги
железные дороги
водные пути
Гдоншортныв коридор I* 2 Берлин - Варшава -
- бреет - Москва -
- Нижний Новгород gt;
- Екатеринбург

Блюдается некоторое снижение удельного веса данного сегмента (до 11,3%) в связи с переключением части грузопотока на коридор № 9-а.
Пятый сегмент«Запад» включает территорию, тяготеющую к западному участку МТК № 2 «Берлин - Минск - Москва». В 2002 г. объем перевозок терминальных грузов в данном направлении был относительно небольшим и составлял 3,5 млн. т, или 7,6% общего объема по МТУ. В перспективе до 2005 г. ожидается увеличение грузопотока до 5,4 млн. т. Большое влияние на рост грузо- и товародвижения на Западном направлении может оказать намечаемое строительство на Минском направлении крупного Интернационального логистического транспортно-распределительного центра, который обеспечит необходимый уровень транспортно-логистического сервиса, соответствующий международным стандартам.