Автор музыкального произведения сказка о царе салтане. Музыкальные характеристики персонажей

Зимним вечером в деревенской светлице прядут три сестры. Старшие сестры совсем загоняли младшую, Милитрису: и воды наноси, и печь истопи, и корову подои. Сами же знай похваляются своей красотой и дородством. "Кабы я была царица,- размечталась старшая,- то сама бы на весь мир приготовила я пир". Ей вторит средняя сестра: будь она царицей, наткала бы на весь мир полотна. Младшая же говорит, что она не мастерица ни печь, ни ткать; она бы "для батюшки царя родила богатыря". Только молвила - в светлицу входит царь Салтан и велит ей без промедления собираться ехать во дворец. Быть ей царицей, а сестры будут: одна - поварихой, а другая - ткачихой. Завистью исходят старшие сестры; подговаривают они сватью бабу Бабариху наворожить Милитрисе беду.

Действие первое

В царском дворце в Тмутаракани царица Милитриса ждет возвращения Салтана, с войны. Уже давно послала она к мужу гонца с радостной вестью о рождении царевича Гвидона, а от Салтана все нет и нет ответа. Не ведает царица, что злые сестры с Бабарихой подменили ее грамоту и послали с гонцом весть о том, что "родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Приезжает долгожданный гонец от Салтана и привозит указ, в котором царь велит "и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод". Со слезами и причитаниями народ выполняет царскую волю.

Действие второе

Долго плывет бочка по синему морю. Не по дням, а по часам растет в ней царевич Гвидон. Но вот волны выбрасывают бочку на пустынный берег острова Буяна. Одни на острове царица Милитриса и молодой царевич Гвидон. Вдруг видит царевич: высоко в небе белая Лебедь пытается спастись от когтей коршуна. Гвидон стреляет и убивает злого коршуна. Лебедь птица обещает царевичу за свое спасенье отплатить добром. Спускается вечер. Мать и сын засыпают, а проснувшись, не верят глазам своим: сверкает куполами на солнце чудный град Леденец. Из ворот его под звон колоколов валит народ и просит Гвидона стать их князем.

Действие третье

Картина первая. Хорошо живется Гвидону в городе Леденце. Но при виде кораблей, что плывут по морю в Тмутаракань, злая тоска точит его, сердце. Хочется Гвидону побывать на родине, повидать отца. Приходит он за советом к Лебеди-птице. Велит Лебедь Гвидону трижды окунуться в море - и превращается князь в шмеля.

Картина вторая. В царских палатах Салтан ласково угощает корабельщиков. Они рассказывают царю о дивном городе Леденце, которым правит князь Гвидон, о чудесах: о волшебной белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки, о тридцати трех богатырях, выходящих из волн морских. Совсем уже собрался Салтан ехать навестить Гвидона, да злые сестры Милитрисы и Бабариха не пускают его, пытаются отвлечь рассказом о чуде, которого нет и в городе Леденце: о царевне, которая своей красой "днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает". Шмель больно жалит злых теток и Бабариху и улетает прочь.

Действие четвертое

Картина первая. Царевич не может забыть рассказ о неведомой прекрасной царевне. Зовет он Лебедь-птицу и просит поведать ему, как найти царевну. Он готов "пешком идти отсель хоть за тридевять земель". "Нет, зачем искать далеко?.. Та царевна - это я!" - отвечает Лебедь и оборачивается красавицей-царевной. К морю спускается Милитриса. Она радостно благословляет Гвидона и Царевну-Лебедь.

Картина вторая. На остров приезжает царь Салтан. Долго дивится царь на три чуда города Леденца. Но самым дивным чудом оказывается то, что его любимая жена и сын живы и невредимы. На радостях Салтан прощает даже злодеек-сестер. Начинается пир на весь мир.

Показать краткое содержание









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд

Цель: приобщение учащихся к музыкальной культуре на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи: накопление опыта восприятия произведений крупного жанра, приобщение детей к произведениям высокого художественного уровня, воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального искусства.

Элементы сказочности наполняют большинство произведений Римского-Корсакова. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучностях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь – птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли, в огороде», которую с присвисточкой поет Белочка, и мощная остроритмованная, маршеобразная тема «Тридцати трех богатырей» - все это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». Под внешней причудливостью, пышным и нарядным сказочным узором произведений композитора всегда усматривается глубокий философский смысл.

Ход урока

Беседу об опере «Сказка о царе Салтане» можно провести следующим образом.

Вы все, наверное, знаете «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Помните - царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не он» стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А. дальше по приказу царя
Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне-лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины.

Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Его единомышленниками были: С.И. Мамонтов, И. Врубель, Забела Врубель.

Просмотр презентации №1.

Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

Прежде чем начать беседу преподаватель дает детям прослушать «Полет шмеля .

Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах - на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования, А почему? Кто помнит, кого Царевна-лебедь превратила в шмеля и зачем? Верно: царевич Гвидон стал шмелем. Он очень тосковал по своему отцу - царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.

А теперь послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. (Включается аудиозапись «Три чуда» ).

Наверное, все сразу поняли, о каких персонажах идет речь.

Дети вспоминают, что в сказке говорится о белочке, которая грызет золотые орешки, о тридцати трех богатырях и о Царевне-лебеди. Они узнают все три чуда в этой оркестровой музыке.

Да, это «Три чуда» - так назвал Римский-Корсаков вступление ко второй картине четвертого действия оперы. Это программное произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении.

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.

Чудо первое.

Под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

Чудо второе:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря.

В этом чуде нисходящие гаммаобразные пассажи в сопровождении создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

Третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка. Мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок.

(Сравнение репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь» с музыкальным образом Н.А. Римского-Корсакова).

На примере музыки оперы. «Сказка о царе Салтане» можно провести с детьми полезную работу по дифференцированию ими тембровых звучаний. Римский-Корсаков, великолепный колорист, дал яркую тембровую окраску каждому образу.

Педагог включает какой-либо фрагмент из симфонической картины «Три чуда» и просит ребят сказать, о каком персонаже рассказывает музыка. Дети обычно сопоставляют поэтический и музыкальный текст и, опираясь на яркую тембровую окраску, а также на другие средства выразительности, в большинстве своем правильно определяют каждое из чудес.

В настоящее время постановка оперы «Сказка о царе Салтане» осуществляется во многих театрах России. Вашему вниманию предается просмотр фрагментов из спектакля государственного музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова.

Просмотр презентации №2

Для закрепления пройденного материала проводится музыкальная викторина-кроссворд.

По вертикали.

1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?

3. (Звучит в аудиозаписи тема богатырей из сюиты «Три чуда».)

4. (Звучит в аудиозаписи тема царевны – Лебедь из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент «Полет шмеля»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

8. Кто из персонажей оперы произносит эти слова:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября»?

10. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

По горизонтали.

2. Художник, написавший картину «Царевна-Лебедь»?

6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?

7. (Звучит в аудиозаписи тема белки из сюиты «Три чуда»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

9. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

Зимним вечером в деревенской светлице прядут три сестры. Старшие сестры совсем загоняли младшую, Милитрису: и воды наноси, и печь истопи, и корову подои. Сами же знай похваляются своей красотой и дородством. "Кабы я была царица,- размечталась старшая,- то сама бы на весь мир приготовила я пир". Ей вторит средняя сестра: будь она царицей, наткала бы на весь мир полотна. Младшая же говорит, что она не мастерица ни печь, ни ткать; она бы "для батюшки царя родила богатыря". Только молвила - в светлицу входит царь Салтан и велит ей без промедления собираться ехать во дворец. Быть ей царицей, а сестры будут: одна - поварихой, а другая - ткачихой. Завистью исходят старшие сестры; подговаривают они сватью бабу Бабариху наворожить Милитрисе беду.

Действие первое

В царском дворце в Тмутаракани царица Милитриса ждет возвращения Салтана, с войны. Уже давно послала она к мужу гонца с радостной вестью о рождении царевича Гвидона, а от Салтана все нет и нет ответа. Не ведает царица, что злые сестры с Бабарихой подменили ее грамоту и послали с гонцом весть о том, что "родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Приезжает долгожданный гонец от Салтана и привозит указ, в котором царь велит "и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод". Со слезами и причитаниями народ выполняет царскую волю.

Действие второе

Долго плывет бочка по синему морю. Не по дням, а по часам растет в ней царевич Гвидон. Но вот волны выбрасывают бочку на пустынный берег острова Буяна. Одни на острове царица Милитриса и молодой царевич Гвидон. Вдруг видит царевич: высоко в небе белая Лебедь пытается спастись от когтей коршуна. Гвидон стреляет и убивает злого коршуна. Лебедь птица обещает царевичу за свое спасенье отплатить добром. Спускается вечер. Мать и сын засыпают, а проснувшись, не верят глазам своим: сверкает куполами на солнце чудный град Леденец. Из ворот его под звон колоколов валит народ и просит Гвидона стать их князем.

Действие третье

Картина первая. Хорошо живется Гвидону в городе Леденце. Но при виде кораблей, что плывут по морю в Тмутаракань, злая тоска точит его, сердце. Хочется Гвидону побывать на родине, повидать отца. Приходит он за советом к Лебеди-птице. Велит Лебедь Гвидону трижды окунуться в море - и превращается князь в шмеля.

Картина вторая. В царских палатах Салтан ласково угощает корабельщиков. Они рассказывают царю о дивном городе Леденце, которым правит князь Гвидон, о чудесах: о волшебной белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки, о тридцати трех богатырях, выходящих из волн морских. Совсем уже собрался Салтан ехать навестить Гвидона, да злые сестры Милитрисы и Бабариха не пускают его, пытаются отвлечь рассказом о чуде, которого нет и в городе Леденце: о царевне, которая своей красой "днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает". Шмель больно жалит злых теток и Бабариху и улетает прочь.

Действие четвертое

Картина первая. Царевич не может забыть рассказ о неведомой прекрасной царевне. Зовет он Лебедь-птицу и просит поведать ему, как найти царевну. Он готов "пешком идти отсель хоть за тридевять земель". "Нет, зачем искать далеко?.. Та царевна - это я!" - отвечает Лебедь и оборачивается красавицей-царевной. К морю спускается Милитриса. Она радостно благословляет Гвидона и Царевну-Лебедь.

Картина вторая. На остров приезжает царь Салтан. Долго дивится царь на три чуда города Леденца. Но самым дивным чудом оказывается то, что его любимая жена и сын живы и невредимы. На радостях Салтан прощает даже злодеек-сестер. Начинается пир на весь мир.

Показать краткое содержание



Дирижер-постановщик
Александр Анисимов ,
режиссер-постановщик – (Москва),
художник-постановщик – заслуженный художник России (Москва).

Краткое содержание

Пролог

Первое действие




Второе действие




Александр Матусевич
operanews.ru, 07.07.2013




«Сказки о царе Салтане» в Опере

Татьяна БОГОМОЛОВА
Фото: Владимир КОТМИШЕВ


Татьяна Богомолова

Старая сказка – новая опера
Ирина ЕГОРОВА
Портал "Freetime63.ru", 15.05.2013

Закрытие сезона
ТРК "СКАТ", 04.06.2013

Премьеры - балет "Дама Пик" и опера - "Сказка о царе Салтане"
Телеканал "Губерния", 06.06.2013

82 театральный сезон САТОБ подходит к концу
Алина Леликова
РегионСамара.ру, 05.06.2013

В оперном театре сезон завершат премьерами
Ирина Егорова
Портал "Freetime63.ru", 07.06.2013

В Самаре представили новую версию "Сказки о царе Салтане"
Портал "tvkultura.ru", 20.06.2013

В Самаре представят «Сказку о царе Салтане»
Портал "muzcentrum.ru", 21.06.2013

В Самаре оперу «Сказка о царе Салтане» представят в 3D
ТРК "Терра", 20.06.2013

Две премьеры на сцене оперного
Информационный портал "63.ru", 07.06.2013

Экскурсия в Самарский театр оперы и балета
Нина Дюкова
livejournal.com, 19.06.2013

Репетиция оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"
Нина Дюкова
livejournal.com, 20.06.2013

Самара восхищалась «Сказкой о царе Салтане»
Фото Екатерины Елизаровой
"Самарская газета", 23.06.2013

В Самаре представили новую версию оперы "Сказка о царе Салтане"
Ирина Чечурина
"Российская газета", 24.06.2013

В театре оперы и балета состоялась премьера «Сказки о царе Салтане»
Aвтор: Татьяна БОГОМОЛОВА
Фото: Юлия РУБЦОВА, Андрей САВЕЛЬЕВ
"Волжская коммуна", 24.06.20213

Волшебная премьера - "Сказка о царе Салтане"
Телеканал "Губерния", 25.06.2013

В самарском оперном театре премьера - «Сказка о царе Салтане»
Фото Елизаветы Суховой
"Комсомольская правда", 24.06.2013

В свете ж вот какое чудо
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 27.06.32013

СКАЗОЧНАЯ ПРЕМЬЕРА В САМАРСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА:
«БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ…»
Ксения Чувелева, фото Елизаветы Суховой
Информационный портал "region63.info", 24.06.2013

" Место встречи "
Телеканал "Губерния", 05.07.2013

3D с саундтреком от Римского-Корсакова
Валерий Иванов
"Самарские известия", 27.09.2013


Действующие лица и исполнители:

ЦАРЬ САЛТАН
МИЛИТРИСА, младшая сестра
ТКАЧИХА, средняя сестра
ПОВАРИХА, старшая сестра
СВАТЬЯ БАБА БАБАРИХА
ЦАРЕВИЧ ГВИДОН
ЦАРЕВИЧ ГВИДОН в детстве
ЧЕРНОМОР
ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ
1-й КОРАБЕЛЬЩИК
2-й КОРАБЕЛЬЩИК
3-й КОРАБЕЛЬЩИК
ГОНЕЦ, ШМЕЛЬ
ДЬЯКИ
БОЯРЕ
НАРОД, СЛУГИ, ГОСТИ, СКОМОРОХИ, БОЯРЕ

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908).

Либретто В. Бельского по одноимённой сказке А.С. Пушкина.

Жанр: Опера

Название: Сказка о царе Салтане

Продолжительность: 2 часа

Количество действий: 2

Возраст: 6 +

О спектакле Действующие лица

В этой опере композитор обращается к знаменитой сказке Пушкина. Знакомые нам с детства сказочные образы - Царь Салтан, Царевич Гвидон, Милитриса, баба Бабариха, прекрасная Царевна-Лебедь, Шмель‒ получили у Римского-Корсакова выразительные музыкальные характеристики. В постановке использованы современные технические средства, в видеоконтенте в формате 3 D зрители смогут увидеть и «Полёт шмеля», и город Леденец, и коршуна, нападающего на прекрасную сказочную Царевну Лебедь. В постановке самарского театра опера Римского-Корсакова адаптирована для семейного просмотра, за счёт некоторого сокращения музыкального материала, но основные сюжетные линии и музыкальные образы «Сказки о царе Салтане» сохранены.

Дирижер-постановщик
– заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов ,
режиссер-постановщик – (Москва),
художник-постановщик – заслуженный художник России (Москва).

Краткое содержание

Пролог

Зимний вечер. На деревенской площади разыгрывается народное гулянье. Скоморохи и ряженые потешают толпу плясками и пением. Среди веселящихся нарядных односельчан появляются три девицы-сестрицы. Две старшие сестры похваляются друг перед другом своими дородством и красотой. Каждая из них мечтает стать царицей. Старшая сулит устроить пир на весь мир, средняя – наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Вдруг появляется царь, переодетый скоморохом. Он прислушивается к разговору сестёр и велит им следовать за ним во дворец. Милитриса станет царицей, а её сёстры – Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они вместо радостного известия сообщат царю: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». Сёстры одобряют её план и заранее торжествуют победу.

Первое действие

Царский двор Салтана. Милитриса грустит. Проснулся царевич. Все восхищаются им, хор исполняет здравицы в честь царевича Гвидона и царицы. Появляется гонец с царской грамотой. Милитриса велит дьякам читать: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод». Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Под плач Милитрисы и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и бросают в море.

Берег острова Буяна. Бурные волны выбрасывают бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело – мастерит лук и стрелу.

Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море «бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней». Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил».

Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением. Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Второе действие

Берег острова Буяна. Вдали виден корабль. Это гости-корабельщики едут в царство Салтана. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он хочет видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица помогает царевичу обернуться шмелём, и он улетает догонять корабль.

Царский двор. Царь Салтан сидит на троне. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, и они начинают рассказы о чудесах, виденных ими на острове Буяне. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя, а Шмель злится на них и жалит каждую в бровь. Царь Салтан желает посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет божий затмевает, ночью землю освещает». Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.

Спустился вечер на берег острова Буяна. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит помочь найти её. Лебедь сомневается в его чувстве. Но царевич настаивает, он готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И наконец, Лебедь молвит: «Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – я».

Наступает утро. Гвидон и Царевна видят в море корабли. Это приближается флот царя Салтана. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней – Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, появляются белки и водят хоровод, потом из моря выходят витязи с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выплывает Царевна Лебедь.

Салтан удивлён и взволнован. На крыльце показывается царица. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд. Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех.

Самарское диво на любой возраст
Александр Матусевич
operanews.ru, 07.07.2013

«Сказки о царе Салтане» в Опере
Портал " БезФормата", 20.02.2013

«Сказки о царе Салтане» в Опере

Татьяна БОГОМОЛОВА
Фото: Владимир КОТМИШЕВ
"Волжская коммуна", 19.02.2013

В Самаре состоится премьера оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"

Татьяна Богомолова
Информационный портал "Волга Ньюс", 13.05.2013

Прекрасная опера-сказка была создана Н. А. Римским-Корсаковым к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина, хотя В. Стасов еще в 1880-х гг. обращал внимание композитора на этот сюжет.

3 ноября (21 октября) 1900 года в Москве в Товариществе русской частной оперы состоялась премьера "Сказки о царе Салтане".

Это был трудный период в мамонтовской антрепризе. Хотя Савва Иванович был уже по суду оправдан (речь идет о скандальном "Деле Мамонтова", в котором были замешаны высшие финансовые круги во главе с С. Ю. Витте, и где меценат-предприниматель стал жертвой финансово-политических интриг) и в июле вышел на свободу, от былой мощи не осталось и следа. Благодаря усилиям ряда артистов-энтузиастов, отдавших свои скромные накопления в кассу театра, опера Мамонтова была преобразована в Товарищество. Положение было крайне тяжелым. В начале 1899 года ушли на императорскую сцену Ф. Шаляпин, режиссер П. Мельников, К. Коровин (который позже, во время судебного преследования Мамонтова, вообще повел себя не очень корректно по отношению к нему, уничтожил всю переписку). Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича.

Но были и "приобретения". Более близкими и дружескими стали отношения с М. Врубелем. Канула в прошлое размолвка, связанная с участием в "Снегурочке" его жены Н. Забелы (Мамонтов не хотел отдавать предпочтение только ей одной, "двигал" и других певиц). Именно Врубель стал художником всех постановок 1900 - начала 1901 года ("Ася" Ипполитова-Иванова", "Чародейка" Чайковского, "Вильям Ратклиф" Кюи, "Тангейзер" Вагнера). Впрочем, психический недуг художника скоро прервал это плодотворное сотрудничество. Н

о пока еще полный сил Врубель отдает весь свой талант на декорации к "Салтану", вызвавшие восторг современников (особенно всех потрясла сцена появления из морских волн ослепительно яркого города Леденца).

Надежда Забела вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а ее Царевна-Лебедь (вслед за одноименной картиной художника) стала одним из символов той эпохи. Да и сейчас для многих из нас этот образ с детства является одним из самых ярких художественных впечатлений.

В главных ролях были задействованы (кроме Забелы) известнейшие певцы А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова и др. Режиссер М. Лентовский создал яркий сказочный мир народно-ярмарочного действа. Композитор активно участвовал в постановочном процессе. Например, по его настоянию шмеля и белку изображали дети (а не механические куклы, как предполагал режиссер). корсаков опера салтан музыкальный

Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер М. Ипполитов-Иванов, сумевший раскрыть замечательные изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко 2 акту "В синем море звезды блещут", симфоническая картина "Три чуда", "Полет шмеля" и др.).

Сам композитор был весьма доволен работой театра (что, при известной всем его строгости и взыскательности, можно рассматривать как значительное достижение Товарищества).

"Сказка о царе Салтане" - последняя из относительно "безмятежных" сказочных опер Римского-Корсакова. Наступали другие времена, и последующие произведения этого жанра (который сопутствовал композитору всю его творческую жизнь) были уже более сатирическими, нежели народно-фантастическими ("Кащей бессмертный", "Золотой петушок").

Проследим кратко постановочную судьбу произведения. В 1902 году опера была поставлена в Петербургской консерватории (антреприза У. Гвиди, дирижер В. Зеленый), в 1906 в Оперном театре Зимина (дирижер Ипполитов-Иванов). Только в 1913 произведение "добралось" до императорских театров и было исполнено в Москве (Большой театр, дирижер Э. Купер, партию Салтана пел Г. Пирогов, Царевны-Лебедя - Е. Степанова). В 1915 была осуществлена постановка оперы в Мариинском театре (дирижер А. Коутс, партию Гвидона исполнил выдающийся тенор И. Ершов). В советское время опера также неоднократно ставилась в Ленинграде (1937), Риге (1947), Москве (1959, Большой театр, дирижер В. Небольсин), Куйбышеве (1959), Фрунзе (1964) и других городах Советского Союза. Еще раз в репертуаре Большого театр опера появилась в 1986 году (дирижер А. Лазарев, режиссер - Г. Ансимов).

Среди недавних постановок - премьера 1997 года в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (режиссер А. Титель, который ранее поставил эту оперу в Свердловске), премьера 2005 года в Мариинском театре (режиссер А. Петров, дирижер П. Бубельников). В год 100-летия со дня смерти композитора (2008) опера была поставлена в Московском детском музыкальном театре им. Наталии Сац и в Ростовском музыкальном театре.

К опере обращались и зарубежные театры. Среди постановок спектакли в Барселоне (1924), Брюсселе (1926), Буэнос-Айресе (1927), Ахене (1928), Милане (1929), Софии (1933). Особо надо отметить постановку 1929 в Париже ("Театр Елисейских полей"), осуществленную "Русской частной оперой в Париже". Эта антреприза была организована выдающейся певицей М. Кузнецовой совместно с известным антрепренером А. Церетели (в частной труппе которого в 1904 состоялся ее оперный дебют в партии Маргариты в "Фаусте") на деньги ее тогдашнего мужа А. Массне (племянника выдающегося композитора). Премьеру осуществили дирижер Э. Купер и режиссер Н. Евреинов (впоследствии еще раз обратившийся к этой опере в 1935 году в Праге). В том же году спектакль (вместе с другими постановками, среди которых были "Князь Игорь", "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Снегурочка") был с большим успехом показан на гастролях в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Милане, городах Южной Америки. В послевоенные годы опера ставилась в Кельне, Дрездене и других городах Европы. В середине 90-х годов опера была поставлена в берлинской "Комише-опер" (режиссер Г. Купфер). В сезоне 2008/09 годов опера входит в репертуар театров Мюнхена, Афин и Маастрихта (Нидерланды).

Евгений Цодоков

Опера "Сказка о царе Салтане " написана в 4 действиях с прологом. Либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника. Премьеры первых постановок: Москва, Товарищество русской частной оперы, 21 октября 1900 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова, художник М. Врубель. Петербург - Большой зал консерватории 22 декабря 1902 г.

В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная её мысль заключается в том, что искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир; она воплощена в высокопоэтической форме.

Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы -- морской и небесной стихий -- и чудесами Леденца.

Голоса чародеев и духов, бояр, боярынь, придворных, нянюшек, дьяков, стражников, войска, корабельщиков, звездочётов, скороходов, певчих, слуг и прислужниц, плясунов и плясунь, народа, тридцати трёх морских витязей с дядькой Черномором, белки, шмеля - исполняет хор.

Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

Хор "С крепкий дуб тебе повырасти " из Первого действия оперы. Народ с поклонами обращается к Царевичу Гвидону, желает ему всяких благ. В литературном подлиннике "Сказки о Царе Салтане" слов, взятых для хора, нет. Можно предположить, что текст составлен автором либретто В. И. Бельским. По своему характеру текст близок русским былинным сказаниям. Текст написан тоническим стихом. Для тонического стиха характерно ударение на 3 слог от начала и от конца строки. В таком стихе может отсутствовать рифма. Кроме того, текст имеет циклическую форму, т. е. каждая последующая строфа начинается со слов предыдущей строфы.

"С крепкий ду б тебе повы расти,

Выше о блак вознеси сь умом.

Дай-то Боже!

Выше о блак вознеси сь умом,

Научи ться всем прему дростям,

Научи ться всем прему дростям,

Суд чини ть, расправу ца рскую.

Дай-то Боже!

В пору вре мя ожени тися,

Взять из-за моря хозя юшку,

Дай-то Боже!

Взять из-за моря хозя юшку,

С ней нажи ть казну несме тную!

Дай-то Боже!

С ней нажи ть казну несме тную,

Народи ть двеннадцать сы новей.

Народи ть двеннадцать сы новей,

До ста ле т тебе проца рствовать,

Дай-то Боже!

До ста ле т тебе проца рствовать,

Увида ть внучат и пра внуков,

Дай-то Боже!

До ста ле т тебе проца рствовать.

И в уме и в твёрдой па мяти

Безболе зненно преста виться,

Боже, дай-то!"

В данном случае "Дай-то Боже!" выступает в качестве рефрена.