Влияние сми на речь современного школьника. Исследовательский проект "современная речь школьника"

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

воспитательной службы, кафедры русского языка

и учащихся восьмых классов школы № 263

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Культурной столице – культуру речи»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня всё чаще можно услышать мнение, что современная молодёжь сталкивается с огромными сложностями при попытках грамотно, правильно и культурно излагать свои мысли как письменно, так и устно. Речь детей и подростков, а часто и взрослых людей, наполнена жаргонизмами, грубопросторечными словами, молодёжным сленгом, иноязычными словами, аналоги которых существуют в русском языке. Распространено в наши дни и использование при устном и письменном общении нецензурной и эвфемизмов инвективной лексики, «упрощённых» до неузнаваемости привычных слов.

М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей монографии «Не говори шершавым языком» видят эту проблему так: «В обществе действуют определенные языковые нормы. Норма − понятие всегда обязывающее. Но специфика культурно-речевой нормы в том, что она не предусматривает никаких санкций в противовес, скажем, правовым нормам или нормам общественного поведения. То есть нарушение как будто, на первый взгляд, остается безнаказанным, проходит бесследно. На деле же это не так. Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату, тексты, которые мы создали, воздействуют не только на слушающего. Они оставляют след и в нас, накладывают отпечаток на поведение говорящего. От бранных слов и сквернословия до антиобщественных поступков расстояние, как мы знаем, невелико; в употреблении жаргона скрыта идеологическая опасность − предпосылка противопоставления некоторой узкой группы лиц всему социальному коллективу. Осознав это, мы должны сделать вывод, что санкции против нарушения языковых норм должны быть также и внутренними».

Педагоги, родители и порой сами дети видят причину тенденции к снижению культуры речи в том, что Интернет и телевидение всё больше вытесняют книги и печатные издания. Но, хотя телевидение существует давно, именно в наши дни дикторы, журналисты и представители шоу-бизнеса перестали быть трансляторами нормативной речи.

Актуальность работы по реализации данного проекта очевидна. Ведь что объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания? Это – русский язык, наша родная речь. Способствование развитию культуры речи у подрастающего поколения было актуальным всегда и остаётся не менее актуальным сегодня.

Кроме того, согласно основному закону нашей страны − статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком России на всей её территории является русский язык. И говорить по-русски нужно грамотно уже хотя бы для того, чтобы быть «полноценным» гражданином нашей огромной страны.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью социального проекта «Культурной столице – культуру речи» является создание серии материалов, которые бы в лёгкой, доступной, ненавязчивой, но одновременно и обращающей на себя внимание учащихся, форме указывали на распространённые ошибки в устной и письменной речи, на моменты, вызывающие затруднения у большого количества людей, на интересные слова, которые редко употребляются в общении школьников, но с которыми их речь стала бы богаче и выразительнее. А равно и продвижение в микросоциум каждого учащегося речевых стандартов, существующих в русском языке.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Вышеназванные М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей публикации высказывают такую точку зрения: «Учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствуют адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своем языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценки собственной речи, формированию внутренних санкций как против обедненной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными “красивостями” стиля».

Используя эту точку зрения и основываясь на сформулированной цели социального проекта, авторы ставят следующие задачи, которые необходимо выполнить в рамках реализации программы:

Раскрыть учащимся понятие «культура речи», необходимости её развития и приобщения к ней;

Выработать стратегию по повышению уровня культуры устной и письменной речи ученического коллектива, а также их микросоциума;

Разработать и выпустить серию материалов (печатных, художественных, аудио- и пр.) просветительского характера, способствующие усвоению учащимися культурно-речевых норм;

Систематизировать комплекс мер, предпринимаемых учителями русского языка и литературы, воспитательной службой школы, классными руководителями, учителями-«предметниками» и родителями, направленных на дежаргонизацию и обогащение речи детей и подростков;

Популяризировать в молодёжной среде нормативную литературную и разговорную речь.

Работа по реализации социального проекта разделена на пять этапов:

1 этап. На данном этапе создаётся рабочая группа из числа учителей и учащихся восьмых классов школы, которым необходимо разработать общую концепцию проекта: стиль подачи материала, характер и содержание информации, транслируемой через проект, способы распространения материалов и пр. В рабочую группу входят авторы проекта, заинтересовавшиеся им учителя и инициативные учащиеся восьмых классов. Сроки первого этапа – сентябрь − ноябрь 2013 года.

2 этап. На данном этапе предусмотрено создание серии материалов, которые будут носить характер плакатов, призывающие использовать в своей речи только правильные слова и выражения, а также указывающие на распространённые ошибки, объясняющие их и предлагающие аналогичные им грамотные конструкции. Сроки второго этапа – октябрь 2013 – октябрь 2014 года.

3 этап. На данном этапе анализируется опыт предыдущих этапов, изменения в ученическом коллективе, которым способствовал социальный проект за первые этапы его реализации, прочая собранная информация, так или иначе касающаяся проекта. При необходимости вносятся изменения в общую концепцию проекта. Разрабатываются новые стороны развития идей, заключённых в проекте. Сроки третьего этапа – август – октябрь 2014 года.

4 этап. На данном этапе продолжается работа по созданию и распространению материалов проекта. С учётом итогов третьего этапа разрабатываются и включаются в реализацию новые формы подачи материалов. Проводятся акции и мероприятия, разработанные на третьем этапе. Сроки четвёртого этапа – ноябрь 2014 – март 2018 года.

5 этап. На последнем этапе проекта подводятся итоги работы, оценивается эффективность и результативность общего периода работы социального проекта. Проводятся заключительные акции и мероприятия в рамках данного проекта. Анализируются мнения всех участников проекта о всех этапах, принимается решение о полном завершении проекта либо о создании нового проекта на базе итогов работы данного. Сроки пятого этапа – март – июнь 2018 года.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта в правовом отношении

Социальный проект «Культурной столице – культуру речи» организован силами кафедры русского языка и литературы и воспитательной службы школы. Реализуется в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и воспитательной работы школы. Социальный проект осуществляется на базе ГБОУ СОШ № 263 с углублённым изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Таким образом, создания организации и/или привлечения других организаций для реализации проекта не требуется.

Реализация проекта в экономическом отношении

Исходя из правового обоснования реализации, социальный проект «Культурной столице – культуру речи» не требует дополнительных финансовых вложений и осуществляется с использованием материальных средств воспитательной службы школы, кафедры русского языка и литературы и силами сотрудников названных структур.

Реализация проекта в организационном отношении

Руководителями проекта и лицами, ответственными за его реализацию, являются:

1) Новикова Татьяна Борисовна – заместитель директор по УВР, учитель русского языка и литературы – отвечает за отбор информации, её проверку и редакцию выпусков;

2) Сироткина Мария Николаевна – заместитель директора по ВР –отвечает за распространения продукта социального проекта, своевременность выпуска материалов в рамках реализации проекта, организует деятельность педагогического коллектива, включённого в реализацию проекта;

3) Бледных Станислав Александрович –автор проекта, социальный педагог, руководитель Органа ученического самоуправления «Совет Школы» − отвечает за оформление и публикацию материалов, организует деятельность учащихся, включённых в реализацию проекта, занимается поиском актуальной информации для включения её в продукт проекта.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами социального проекта «Культурной столице – культуру речи» являются: повышения уровня культуры речи в среде учащихся, педагогов, родителей учащихся; вовлечение учащихся в социально значимую деятельность и их активное добровольное участие в ней; повышение интереса в ученической среде к вопросам культуры речи, родного языка, а через него к русской культуре.

Жизнеспособность проекта

Оценивая жизнеспособность проекта, стоит отметить, что проект осуществляется за счёт и силами сотрудников и учащихся школы, добровольно решившихся включиться в работу над проектом. Кроме того, проект не требует финансовых вложений и каких-либо правовых действий. Поэтому объективных факторов, способных помешать реализации проекта, группа разработчиков не находит.

Единственным фактором остановки работы над проектом может стать отсутствие интереса со стороны лиц, реализующих его, как следствие снижения актуальности значимости данного проекта.

Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица («портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

Елена Иванова

Исследовательская работа на основе речевой компетенции учеиков 5-8 классов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани г.о. Сызрань, Самарской области

Проект на тему:

«Речевая культура современного подростка»

Выполнил :

ученица 6-А класса

Иванова Елена

Научный руководитель :

Свечкова Анна Николаевна

Сызрань

2013

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.2. Ещё немного теории

2.2. Практическая часть

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников

3. Заключение

4. Список литературы

1. Введение

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает и культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевая культура очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Актуальность проекта

Речевая культура - это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых формул. Заинтересовавшись вопросом русской речевой культуры, мне стало интересно: владеют ли подростки (учащиеся 6-7 классов) нашей школы нормами культуры речи.

Гипотеза : владение языковыми нормами - один из показателей внутренней культуры учащегося.

Цель проекта: определение уровня владения нормами речевой культуры учащихся 6-7 классов ГБОУ CОШ № 10; привлечение внимания к проблеме разрушения норм речевой культуры.

Задачи проекта :

  • Расширить и уточнить представление о речевой культуре, изучив и проанализировав литературу по данной теме.
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-7 классов ГБОУ СОШ № 10.
  • Проанализировать результаты опроса.
  • Сделать выводы по теме исследования.
  • Выполнить компьютерную презентацию, представить результаты на научно-практической конференции.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Понятие «речевая культура»

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что «по отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку». В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, я пришла к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в язык «симпсонов», «шреков» и т. п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие «мелочи». Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. Чего ждать от молодёжи, если и с экранов телевизоров мы не всегда слышим грамотную речь.

Но ведь если разобраться, то можно убедиться и в том, что сленг оскорбителен по своей сути. Например, мы говорим: «чумовой» парень, когда имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу. Но, если задуматься над этимологией этого слова, придётся сделать вывод, что такой парень веселится и развлекается всеми возможными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент (ЧУМОВО́Й, чумовая, чумовое (·прост. ).

1. То же, что в 1 ·знач.

2. Шальной, дурной, очумелый (·бран. ).

3. То же в знач. сущ. чумовой, чумового, ·муж. , и чумовая, чумовой, ·жен. (·бран. ).

ЧУМНО́Й, чумная, чумное.

1. прил. к . Чумная эпидемия. Чумной микроб.

| Зараженный чумой. Чумной город.

2. в знач. сущ. чумной, чумного, ·муж. , и чумная, чумной, ·жен. Лицо, заболевшее чумой. Барак для чумных.

ЧУМА́, чумы, мн. нет, ·жен. Острозаразная эпидемическая болезнь. Легочная чума. Бубонная чума. «Царица грозная - чума теперь идет на нас сама и льстится жатвою богатой». Пушкин.)

Так же очень часто употребляется слово «прикалываться». («ПРИКАЛЫВАТЬСЯ»

Ударение: прика́лываться

Несов. разг.

Прикрепляться булавкой, становиться приколотым.

Страд. к глаг.: прикалывать .)

Это значит, человек, говоря «я прикалываюсь над тобой» в данный момент булавкой прикрепляет себя к воздуху или к потолку над вами? Смешно?

Никто не против школьного сленга, жаргонов, но я считаю, что их нужно употреблять уместно.

«Мой язык, как хочу, так и говорю» - можно ли отстаивать такую точку зрения? Но ведь если каждый будет говорить, как он хочет, мы можем не понять друг друга. Язык, речь наша превратиться из средства общения в средство разобщения. А этого допустить нельзя.

Инструмент любого труда должен быть хорошо отточен, налажен, настроен. Только тогда им можно работать и быстро, и правильно, и красиво. Литературные нормы – это и есть налаженный инструмент нашего общения. Точнее, то, что налаживает литературный язык, делает его правильным, выразительным, общепонятным. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке. Культура речи - это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка - произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: говорить класть и положить, а не ложить и покласть и т. д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной. Уточним, что речь культурную отличают:

  • богатство (разнообразие речи),
  • её чистота,
  • выразительность,
  • ясность и понятность,
  • точность и правильность.

Язык запечатлевает историю народа. Язык – это сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

Среди экологических призывов и вопросов наших дней пока ещё недостаточно громко и внятно звучат требования оберегать чистоту русского языка. Мы справедливо говорим о чистоте атмосферы, о здоровье лесов и трав, об ухоженности рек, водохранилищ и городов. Но пока ещё почему-то мало беспокоимся об экологии языка, о чистоте среды нашего повседневного «речевого существования», о проходящих на наших глазах отрицательных процессах, связанных с нечутким, неграмотным, а то и просто безответственным отношением к слову.

Изучение родного языка, его лексического и грамматического строя воспитывает сознательное отношение к важнейшему средству человеческого общения и воплощению культуры. Оно формирует живое чувство сопричастности к судьбе своего народа, развивает мыслительные способности человека, обогащает его духовно.

2.1.2. Еще немного теории

В своей работе я использую следующие лингвистические понятия и термины.

Орфоэпией называется система норм правильного произношения.

О рфоэпические нормы - это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Сленг (от slang ) - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, общественных, возрастных и иных групп).

Вульгари́зм (от vulgaris - простонародный) - термин традиционной стилистики для обозначения слов или оборотов , применяемых в просторечии , но не допускаемых стилистическим каноном в .

2.2. Практическая часть

В ходе работы над проектом было проведено исследование трёх составляющих речевой культуры школьников: орфоэпические нормы (ударение), частотность употребления вульгаризмов и слов-сорняков и уровень понимания значения слов «речевая культура».

Методы исследования:

  • Изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация речевых ошибок.
  • Тестирование, анкетирование.
  • Наблюдение за речевым поведением школьников.

Объект исследования: учащиеся 6-7 классов ГБОУ COШ №10 г. Сызрани.

Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения литературными нормами языка .

2.2.1. Результаты тестирования соблюдения орфоэпических норм (ударение)

Я провела тестирование.

Учащимся было предложено расставить ударения в словах, в которых чаще всего, по моему наблюдению, делаются ошибки:

ЗвонИт, жалюзИ, гренкИ, баловАть, тОрты, бАнты, шкафЫ, новорОждЁнный, апострОф, деньгАми, мизЕрный, фОрзац, каталОг, слИвовый, квартАл (в городе), квартАл (часть года), творОг, свЁкла, грунтовАя, дефИс, зАнятый, кУхонный, мУскулИстый, нАчатый, Отнятый, пОднятый, повторИшь, подрОсткОвый, прИнятый, цЕнтнер, договОр, докумЕнт, шофЁр.

Было опрошено 30 человек.

В ходе тестирования получились следующие результаты :

100% опрошенных выполнили тест с ошибками.

Если представить подробные результаты, то получится следующее:

Частотность ошибок:

В течение одного дня я наблюдала за тем, какими словами «засорена» речь моих одноклассников . Результаты оказались следующими:

Наиболее популярно слово «блин». Далее по уменьшению частотности употребления:

  • как бы
  • в общем
  • короче
  • прикольный, клёво
  • больной
  • дурак
  • заколебал
  • обалденный
  • предки.

Это минимум, который не включает в себя нецензурные слова и выражения. Однако стоит отметить (хотя бранные слова не были взяты мною в качестве исследуемого материала), что речь современных школьников изобилует ими. И здесь можно смело говорить о справедливости высказывания: «Как выражаемся, так и живем». Грубые речевые формы свидетельствуют об увеличении агрессии в отношении подростков друг к другу, снижении уровня чуткости, утрате чувства прекрасного, к которому нас призывает искусство во всех проявлениях, в том числе и искусство говорить, общаться, слушать – строить коммуникационные связи с окружающими людьми.

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников.

Также я предложила 6-7-классникам ответить на вопросы анкеты, в результате чего я намерена была выяснить, знают ли шестиклассники, что такое речевая культура, и осознается ли ими проблема разрушения речевой культуры. Анкета содержала следующие вопросы:

1.Знакомы ли Вам понятия «речевая культура», «культура речи»?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь над необходимостью следования речевой культуре?

4.Следуете ли Вы правилам речевой культуры в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

В ходе проведённого анкетирования выяснилось, что :

100% из числа опрошенных считают, что знакомы с понятием «речевая культура», но не дают его точного определения;

70 % считают проблему речевой культуры актуальной;

80 % - опрошенных не всегда пользуются правильной речью, общаясь между собой и в сети интернет.

0 %, т. е. никто в анкете не признался в том, что употребляет нецензурные слова и выражения, хотя в процессе наблюдения я убедилась в обратном.

Таким образом, можно сделать вывод, что современным шести-семиклассникам понятие «речевой культуры» знакомо и ими осознается существование на сегодняшний день проблемы ее разрушения, а также необходимость следования правилам родного языка. Однако речь подростков еще изобилует орфоэпическими неправильностями, что свидетельствует о низкой сформированности у них этого навыка. Кроме того, слова-сорняки и вульгаризмы обедняют речь школьников.

3. Заключение

В процессе исследования отдельных составляющих речевой культуры шестиклассников я пришла к выводу, что, увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. «Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу, и совершая дело, и подводя итог, мы осмысляем все это словом , передавая открытое для себя – другим» .

Таким образом, считаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в данной работе. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В его основе лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т. е. официальное признание и описание нормы в словарях и справочниках. И пока словарь отмечает ту или иную форму, только она считается верной. Часто можно услышать возражения: «Но ведь многие говорят свекл а , зв о нит… » . Да, и говорят неверно. Вот когда язык «узаконит» такое произношение, отметит как норму или допустимый вариант, мы и перестанем исправлять эти слова. Родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.

Все это позволяет утверждать, что проект актуален и может найти свое применение в школьной практике. На основе полученных результатов учителя русского языка могут строить работу по исправлению речевых неправильностей школьников и формированию прочной речевой культуры у подростков. Учителя обществознания также могут привлекать материалы данного проекта для работы на своих уроках. И, несомненно, эта работа будет интересна самим школьникам: она побудит их следить за своей речью, применяя рекомендуемые правила, формировать себя как речевую личность. Точность - необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

4. Перечень используемых ресурсов

1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

2. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения. - Л., 1988

3. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта - М., 2009.

4. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

5. Фоменко, Ю.В. Слова-сорняки в современной русской речи. (Techne grammatike (Искусство грамматики). Вып. 1. - Новосибирск, 2004.

6. Энциклопедия "Русский язык"/под редакцией Караулова Ю.Н. - М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

7. Электронный ресурс

8. Электронный ресурс

Вспомним слова Л.Н.Толстого:«Единственное средство умственного общения людей есть слово,

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000

Энциклопедия "Русский язык"//под редакцией Караулова Ю.Н., М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

Интернет оказывает сильное влияние на самые разные сферы жизни современных школьников. Попала в этот список и культура речи. Развитие культуры речи является важной составляющей общего развития каждого человека. Поэтому данному вопросу обязательно должен уделять достаточное внимание любой школьник, а также его родители и педагоги.

Конечно, культура речи ребенка во многом зависит от традиций и стиля общения семьи, в которой он воспитывается. Именно с родителей малыш в самом раннем детстве берет пример во всем. Это касается и разговорной манеры. Так как мама и папа учат кроху говорить, то из их словарного запаса будет формироваться лексикон ребенка. Далее, когда мальчик или девочка отправляются в детский сад (а затем и в школу), то на него начинает влиять и окружающее общество. Нередко случаются ситуации, когда малыш приходит домой и «приносит» какое-то новое (возможно, даже нехорошее) слово. Поэтому так важно подбирать для него достойное окружение, которое позволит ребенку правильно развиваться. Например, отлично влияют на культуру речи детские сады со специальной программой, в которой особое внимание уделяется этому моменту. Кроме того, существует множество секций, на которых помимо родного языка изучается еще и иностранный.

В течении всей жизни на лексикон человека влияют и окружающие его люди (семья, друзья, коллектив на работе), и выбранная литература, и увлечения, и многие другие факторы. От всего этого зависит в итоге культура речи мужчины или представительницы прекрасного пола.

Считается, что наиболее подвержена внешним воздействиям и изменениям речь школьников. Во все времена в ней присутствовало огромное количество жаргонных слов. Правда, в разные периоды они значительно отличались. Например, в настоящее время прослеживается тенденция к максимальному сокращению слов. Влияет на это и интернет. Так слово «сяб» у многих подростков сегодня заменило привычное «спасибо», а вместо «хорошо» или «согласен» парни и девушки нередко используют «ок». Популярность подобных сокращений очень легко объяснить. Ведь в процессе переписки хочется как можно меньше нажимать на клавиатуру, но при этом набирать максимальное количество слов. Кстати, именно в письменной речи в сети сокращений и вовсе имеется огромное количество. «Пж-та» вместо «пожалуйста!, «спс» вместо «спасибо» и т.д. В некоторых случаях такие сокращение переходят и в разговорную речь.

В целом это совершенно нормальное явление, если оно временное и не оказывает серьезного влияния на язык. Но в последнее время существует опасная тенденция общей жаргонизации языка, которую активно ускоряют именно подростки. Очень многие жаргонные слова постепенно начинают вытеснять красивые и грамотные литературные выражения. Учителя нередко жалуются, что самые простые словосочетания, встречающиеся, например, в стихотворениях подросткам приходится разъяснять, так как они просто не могут их понять. А из-за слишком маленького словарного запаса порой бывают проблемы с успеваемостью. Ведь из-за этого школьники просто не могут полноценно выразить свои мысли, а также грамотно и правильно ответить на вопросы.

Нельзя не сказать несколько слов и про мат. Ведь он также оказывает серьезное негативное влияние на культуру речи подростков. Сегодня все чаще можно услышать матные слова от детей самого разного возраста даже в людных общественных местах. Так как все больше людей активно «обогащают» ими свой лексикон, то мат перестает считаться чем-то негативным и запретным. Поэтому с ним вести борьбу необходимо и родителям, и педагогам.

Психологи отмечают, что для этого потребуется придерживаться всего четырех основных правил. В первую очередь самому перестать употреблять бранные слова. Не только при ребенке, но и в целом по жизни. Важно не просто забыть о таких словах и вычеркнуть их из своего лексикона, но и постараться выработать к ним чувство брезгливости и отвращения. В результате оно обязательно передастся и детям. По статистике, школьники, которые никогда не слышали матных слов дома, практически не используют их и в компании своих сверстников.

Кроме того, потребуется избегать общения с любителями сквернословия, начать читать качественную литературу и разучивать понравившиеся афоризмы, стихи.

Некоторые педагоги, стремясь стать ближе к детям и понятнее для них, начинают и сами использовать в своей речи жаргонизмы или и вовсе популярные среди подростков бранные слова. Но это далеко не лучшее решение. Таким образом завоевать уважение школьников и влиться в их коллектив не получится. Скорее, наоборот, учитель будет выглядеть смешно и нелепо. Именно от него во многом зависит процесс формирования культуры речи учеников. А когда язык педагога не является образцовым, то этот процесс значительно затрудняется.

Если родители заметили, что их ребенок слишком активно употребляет в своей речи жаргонные слова и заменяет ими привычные грамотные выражение, то для начала потребуется выяснить основную причину такого явления. Нередко ей становятся различные социальные факторы. Возможно, жаргон звучит в теле- или радиопередачах, которые выбирает школьник. Нередко дети стараются во всем подражать своим кумирам и даже начинают копировать их манеру разговора, стиль речи и т.д. Поэтому задачей родителей станет вовремя сделанная подсказка о наиболее увлекательных и полезных для развития культуры речи передачах. Любовь и интерес к ним также стоит прививать в семье.

Еще одной причиной может быть расширение сферы общения молодежи. Развитие современных технологий активно снимает рамки в данной сфере. Особенно это касается интернета. Например, современные подростки любят общаться со своими сверстниками в онлайн-чатах. В результате они быстро усваивают существующие там нормы речи.

И, конечно, нередко основной причиной жаргонизации языка подростка становится потребность в самовыражении и понимании общества. Ведь невозможно общаться с молодежью, не зная ее язык. Среди подростков жаргоны и мат нередко используются просто как способы связи слов в предложении.

Поэтому родителям придется научить своего сына или дочь говорить с друзьями на их языке, но при этом не забывать о существующей культуре речи. Очень важно с детства прививать им любовь к литературе, вместе читать хорошие книги, стихотворения, заучивать последние наизусть.

Культуру речи можно считать показателем культуры в целом. Поэтому она так важна. Чтобы в совершенстве овладеть ей, недостаточно будет избавиться от речевых ошибок, потребуется также постоянно расширять свой словарный запас, делать его более разнообразным. Кроме того, к понятию «культура речи» относится еще и умение услышать, слушать и понимать собеседника, уважать его мнение, а также грамотно использовать слова, соответственно сложившейся ситуации.

Оно получилось в целом очень многогранным. В это понятие входит владение различными языковыми нормами, умение уместно использовать его выразительные средства и многие другие составляющие.

Речь является сложным инструментом, который позволяет человеку наладить общение с окружающими, повысить результативность беседы. Обучая подростков культуре речи педагог должен научить их также правильно выбирать слова, манеру говорить и даже скорость. Все это должно зависеть от ситуации и собеседника.

Полезно проводить со школьниками специальные игровые занятия. Тематические сценки помогут им научиться выбирать манеру речи под сложившиеся обстоятельства. Если они разыгрываются для учеников младших классов, то за основу таких миниатюрных спектаклей можно взять популярные сказки. Пусть один из участников окажется враждебно настроенным спорщиком, другой — пожилым человеком, третий — маленьким ребенком. Ученику потребуется выбирать подходящую манеру речи для беседы с каждым из персонажей. Эти полезные навыки обязательно пригодятся им и в жизни.

Пополнить словарный запас детям отлично помогают книги. Поэтому важной задачей для учителя является и привить им любовь к литературе. Конечно, участвовать в этом процессе обязательно должны и родители. Например, приобретать для детей интересные книги, устраивать совместные литературные вечера, обсуждать прочитанное и, конечно же, подавать сыну или дочке пример своей любовью к чтению.

Способствует развитию речи и упражнение «Пересказ». Для этого стоит попросить школьника пересказать одну и ту же историю несколько раз. Но разными словами, стараясь как можно реже повторятся.

Важной составляющей культуры речи является умение при необходимости кратко и емко выражать свои мысли. И, наоборот, «раскрашивать» собственную речь различными литературными оборотами. Конечно, для этого их потребуется тщательно изучить. В этом школьнику помогут уроки литературы с грамотным педагогом. Метафоры, эпитеты, оксюморон и многие другие их варианты позволяют сделать свой язык более интересным и образным. Главное, чтобы учитель смог максимально точно объяснить детям их значение и научить правильно и уместно их применять.

Различных эффектны речевых оборотов зачастую не хватает современным школьникам. Слишком простые односложные предложения вряд ли позволят выразиться красиво и образно. В результате большую часть учебного материала им приходится заучивать, чтобы не растеряться у доски. Богатый словарный запас и умение «играть» с русским языком позволит учащемуся легко ответить на любой вопрос и даже в некоторой степени схитрить, заговорив окружающих, если знаний по обсуждаемой теме не хватает.

Правильно построить свое высказывание школьнику позволит специальная схема. На первом месте в ней стоит содержание. Прежде чем начать говорить, следует очень внимательно подумать над темой и основной мыслью собственной речи. Пусть мысль будет полностью раскрыта, но без лишней ненужной информации.

На второе место попадает логика. Важно, чтобы мысли не перескакивали с места на место, а высказывались в определенной последовательности. На третьем оказывается разнообразие. Поспособствуют ему различные языковые средства, о которых говорилось выше. Кроме того, не стоит слишком часто повторять одни и те же слова и использовать одинаковые конструкции предложений.

На четвертом месте стоит выразительность. В русском языке существует огромное количество слов и междометий, которые позволят ярко и эффектно передать свою мысль, а также воздействовать на собеседника.

На пятом — уместность. Школьник должен уметь всегда выбирать подходящий к определенной ситуации стиль речи. Именно для этого они так подробно и изучаются на уроках русского языка. Например, там где уместен научный стиль, точно не следует использовать разговорный. Выбор манеры повествования и беседы также зависит от обстановки, в которой она осуществляется и от того, с кем она ведется.

И, наконец, на шестом месте находится правильность. Одной красивой манеры изложения будет недостаточно для грамотной интеллектуальной беседы. Очень важно соблюдать все грамматические, орфоэпические, лексические и пунктуационные нормы. Причем это не зависит от условий беседы и собеседника. Безграмотность не допустима ни в каком случае. Даже если разговор ведется со сверстником на какие-либо веселые отвлеченные темы. Тщательно изучить все существующие нормы языка школьнику помогут уроки русского языка с грамотным педагогом.

Культура речи демонстрируют общий уровень образования каждого человека. Следить за ней и развивать следует в том числе и школьникам. Основы культуры речи современным подросткам должны объяснять не только педагоги, но также и родители. Последние могут своим примером продемонстрировать важность красивой грамотной речи.

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”,”классно”,”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы .

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

1. Социальные факторы. Сейчас т. н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

3. Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. А в разговоре с взрослыми?

 Самоутвердиться.

 Обмениваться информацией.

 Иногда.

 Иногда.

 Им не важно, как я говорю.

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Нормально.

 Мне все равно.

10. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

 Не всегда.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т. ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

1. Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

2. Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т. е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

3. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Памятка для учащихся

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические , лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т. п.

Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

Мат – дорога в ад!

Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

2. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

3. А в разговоре с взрослыми?

4. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

5. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

7. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

8. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

9. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

1. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся № 1

2. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

4. А в разговоре с взрослыми?

5. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

6. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

7. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

8. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

9. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

10. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

11. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.