Основы создания рэп минуса в Fl Studio. «Нам достаются брызги хайпа»: люди, которые пишут хиты русским рэперам, — о своей работе Кто пишет биты

Битмейкеры в рэпе - бойцы невидимого фронта: у них не просят автографы на улицах, редко когда знают по именам, а чаще всего у них нет даже пары фотографий. Но без этих людей песни вашего любимого артиста не были бы такими, как есть.

The Flow попросил популярных русских артистов и продюсеров рассказать о перспективных, на их взгляд, битмейкерах. Получился список из 10 имен - он не дает исчерпывающую картинку происходящего, но может сориентировать вас, за кем нужно следить.


Альянс двух чебоксарских битмейкеров - одного зовут RipBeat, другого SmitBeat, один участвует в группе Огни, другой в свое время был в группе Aztecs. Пишут для своих земляков, ATL и Луперкаля, в прошлом году выпустили EP “Forrest”. Звучит почти так же, как и называется - нью-эйдж в хип-хоповом обрамлении. Про такое принято говорить "атмосферно".

"С обоими участниками проекта знаком лет девять где-то. Благо город у нас небольшой и все кто занимаются рэпом более-менее давно, друг друга знают. Несомненно, в процессе столь долгого общения, мы так или иначе друг на друга повлияли, в плане музыкального вкуса. Поэтому и взгляды на музыку у нас более-менее совпадают - клауд, грайм, chill trap, глитч-хоп. У ребят выработался свой своеобразный стиль, некое сочетание мрачного электронного звука и мелодичности.

Последний трек, над которым мы с Dark Faders работали, вышел перед самым новым годом - сингл "Ночь". Они сделали атмосферный бит, я вдохновился и довольно быстро написал свой куплет. В принципе, так обычно рабочий процесс у нас и протекает всегда".


Если интересуетесь баттл-рэпом, музыка Scady должна быть вам известна. Под его биты читали Oxxxymiron и Johnyboy, Billy Milligan и Энди Картрайт - а еще он написал музыку для заставки Versus Main Event. Помимо этого: работа с ST и Bahh-Tee + недавний инструментальный EP “FVTV MORGVNV”, на котором заметно влияние EDM. Подытожим: музыкант, который из ниши интернет-баттлов протаптывает себе дорогу к более широкой аудитории.


"Scady - это, конечно, уникальный битмейкер. Помимо того, что он сам очень забавный тип, с которым всегда есть над чем поржать, он еще и дико талантлив. 80% минусов, которые он мне предлагает, я немедленно хочу использовать, так как мы на одной волне и чувствуем хит. Биты всегда мощнейшие.

Из моих треков он спродюсировал "#Ненайтиподвох", "Туса на всю ночь" и еще много других. Все они действительно мощные, непохожие друг на друга, где масса инструментов сливается в один сумасшедший механизм. И если он читает этот текст, пусть доделает мне два минуса, бл€&ь - он знает, какие".


Половина белорусской группы ЛСП, Рома писал аранжировки и своему более популярному соотечественнику - Максу Коржу. А еще был звукорежиссером в концертном туре Oxxxymiron. До того, как начать плотно сотрудничать с рэп-артистами, он играл в электропанк-группе, и прошлое выдает его: биты Англичанина - гремучая смесь EDM, дабстепа и (в меньшей степени) хип-хопа.

"С Ромой я работал в основном, как со звукорежиссером, а не как с битмейкером, за исключением "Мне скучно жить". Но могу точно сказать, что человек очень серьезно относится к теории музыки и звука.

Каждый раз он начинает грузить меня "прогрессиями" и прочими не очевидными для рэпера вещами, бредит живыми инструментами, но главное - вникает в весь спектр современной музыки, от ультракоммерческой до дико андеграундной и тяжелой. Ну и вообще наличие культурного багажа сильно сказывается. Еще он максимально трепетно относится к постпродакшну и добавлению композиционных фишек. Короче, это именно что музыка, а не просто биты. Но по этой же причине сила Ромы скорее в экспериментальном EDM, а не в хип-хопе".


Участник казахской тусовки Jillz, сформировавшейся вокруг Скриптонита. По слухам, Strong Symphony привлекали для работы над своим последним альбомом Баста и Смоки Мо. Поэтому в некоторым треках он звучит на удивление мрачно и индустриально. "Трэп из Казахстана" принято сравнивать с Travi$ Scott, и такое сравнение уже стало общим местом, но это тот случай, когда можно.

"Я люблю, когда музыка способна удивить. Сколько восторга и удивления было внутри меня, когда я впервые услышал "Ревность"" Влади (магия этих ударных работает до сих пор), "французский" звук "Карат-Тэ" (знал ли Марат, что создаёт эталон для целого поколения?) или же фанковые инструменталы BMB (откуда, чёрт побери, этот чёрный грув у 16 летнего питерского пацана?).

В 2014 году точно таким же откровением для меня стал звук новой казахской школы, флагманом которой по праву является Strong Symphony. Вам хочется нового ""разряженного"" R&B? Нужен качающий хип-хоп с реверансом в сторону "старой школы" или трендсеттерский трэп? Такое впечатление, что он способен делать всё, не теряя при этом своего лица и узнаваемого почерка. Чёрные гармонии, 808 ударные, звучащие на удивление небанально и непошло, внимание и любовь к мелочам. Не зря, по слухам, именно Strong Symphony привлекали для работы над недавно выведшим альбомом двух русских рэп-титанов, который звучит на удивление свежо, актуально и очень стильно. Впереди - альбом Скриптонита, ближайшего творческого союзника Strong Symphony. И я очень хочу удивиться. Слушать и не понимать, как это сделано. Точно так же, как не понимаю сейчас, почему будущее хип-хоп музыки куётся где-то в казахстанских степях. PVL stand up!".


Лондонец португальского происхождения писал инструменталы многим британским грайм-артистам - в его послужном списке Ghetts, P-Money, Naughty Boy и даже Maxim из The Prodigy. Российскому слушателю известен как человек, который находится на сцене с Oxxxymiron во время его концертов - а еще автор музыки к "Неваляшке", "Детектору лжи" и еще нескольким его трекам. Также: Porchy работал с L"One над его последним альбомом "Одинокая вселенная".

"Спросите у Kanye West: если нужно актуальное звучание, едьте в Лондон. Porchy оттуда. Он - гений: рука на пульсе, музыкальный вкус отличный. Мы с ним в плане музыки на одной волне. Он очень музыкальный. Отлично чувствует мелодики в припевах, возможно из-за того что сам поет, и поет отлично!

Один раз наткнулся на его видеоклип “Grindin”, сразу же решил написать и попросить инструменталы. Мне отчасти жаль что на “Одинокой вселенной” только один “Новый День” под его продакшн! Поверьте, в паке, который он мне прислал, были еще более сумасшедшие вещи!".


Автор почти всей музыки для прошлогоднего альбома Гуфа и Ригоса "420". Инструменталы BluntCath язык не повернется назвать "модными", но, с другой стороны, нафталинового "как в 90-е" в них тоже нет. Лучше всего подойдет тактичное определение "классические". При этом на готовящемся альбоме Ригоса нам обещают "очень современный звук".

"Сложно переоценить роль музыкантов в карьере артиста. Сколько угодно примеров того, насколько важно именно сочетание "МС/битмейкер", чтобы продукт получился самобытный, целостный и интересный. Я в последнее время получаю очень много музыки на почту. Иногда приходят письма с битами и текстом а-ля "я слышу твой войс на этот бит", "вот под тебя писал" С BlunthCath мы строим вайб совсем иначе. Андрюха не битмейкер, а продюсер-аранжировщик: он знает артистов с которыми записывает композиции, но не "пишет под", а показывает свой стиль с разных сторон - в зависимости от стиля МС и настроения трэка. "Бараний рог" он собрал с нуля за тридцать минут жесткого кача, и когда он добавил хоралы, мне отчётливо стало слышаться что они поют что то вроде "ми лорд". Спустя следующие полчаса структура песни была построена - и до конца вечера песня приобрела финальный вид. В этом весь BlunthCath: он не вах как продуктивен, но артисту легко писать под его инструменталы, раскрываясь в лучших своих качествах".


Визитной карточкой (а для кого-то - причиной сразу ставить на человеке крест) битмейкера Monte Molotov стоит назвать песню Big Russian Bo$$ “Сучка-людоедка”. Душераздирающая композиция, не в последнюю очередь - благодаря сэмплу оперетты, использованному здесь как инструмент нагнетания саспенса. Monte регулярно выпускает сольные релизы - и это тот самый случай, когда битам совсем не нужен речитатив. Музыка сложносоставная, сотканная из мельчайших виньеток и невесть где раскопанных звучков.

"Как музыкант, оценивающий другого музыканта, мой главный критерий - зависть. Разумеется, в хорошем смысле: завидуешь этому снейру, дисторшну в правильном месте, построению инструментала. Про Monte Molotov я могу сказать - да он крут, я ему завидую.

У парня свой подход к написанию музыки и много нестандартных решений. Если раньше он был в роли "первого русского Сlams Сasino", то за эти пару лет сильно вырос в самостоятельного, узнаваемого по звуку музыканта".


Человек, написавший большинство инструменталов для третьего альбома Гуфа "Сам и...", а потом много работавший с группами the Chemodan и Каспийским Грузом. Отличает его музыку, прежде всего, разноплановость: в одном треке может быть грустная пианинка, в другом - африканские трайбл-барабаны.

Брутто: "Вадим с уважением относится к качеству звучания, и самое главное, имеет свой стиль. Это важно для исполнителя и слушателя. У него просто лучшие басы в треках. По собственному опыту знаю, что перед созданием очередного бита для нашего альбома "Сторона А / Сторона Б" я обговаривал с ним то, каким я хотел бы видеть данный бит. И в итоге все выходило именно так, как я представлял у себя в голове и порой даже лучше. Он умудрился соединить саксофон и оперное пение. И это звучало очень органично".

ВесЪ: "Он из тех музыкантов, которые не задирают нос. И к людям, с которыми работают, имеют ровно такое же уважение, как и к своему детищу, то есть к своим битам. Не могу не согласиться с тем, что у Вадима своё видение написания музыки, будь то в андерграунд-битах или в направлениях более популярных. Вадим умеет не только слушать, но и слышать, что важно не только в музыке, но и в отношениях между артистом и битмейкером. Не имея постоянной возможности написать бит, завидую в хорошем смысле слова Вадиму). Он не только музыкально одарённый, но и техничный".


Битмейкер, работающий не только с отечечественными трэп-артистами, но и "на экспорт". Его битами пользовались атлантцы Migos, сейчас "идут переговоры" с другими популярными зарубежными рэперами. Какую музыку он пишет, угадать несложно: трэп, автора которого никак не выдает зеленоградская прописка - настолько все звучит "фирменно" и по-американски.

"Вообще, логичнее было спросить за Breezey у Rich the Kid. Или у Migos. В конце концов, у Kevin Gates. Ну а если даже имя 2 Сhainz, который обращался к нему за битами, вам ничего не говорит, то уж мне-то сказать тем более нечего.

Биты Ромы - честный и мощный звук прямиком из русского трэп-хауса. Они написаны где попало и на чём попало, но при этом звучат более “фирменно”, чем основная масса подобных стерильных записей. Упорядоченный хаос ритм-секции в сочетании с фирменными глубокими бэйслайнами задают чёткий грув, который поддерживают хитовые, но не примитивные мелодические решения. Более того, Роме удаётся балансировать между минимализмом и композиционным перегрузом: каждый звук знает своё место, начиная от лид-синтезатора и заканчивая классическим сэмплом из "Дилеммы". Breezey легко улавливает новые веяния в американской музыке, оперативно и органично адаптируя их под свой саунд, а впечатляющие результаты, которых он достиг вопреки своей геолокации (Зеленоград, салют!), только подчёркивают его талант".


Валерий Теккель, музыкант-мультинструменталист, много работал с артистами Respect Production (Каста, Влади, Жара). Причем отвечал за самые большие хиты - "Сочиняй мечты" или "Вокруг шум". Эти два названия, в общем-то, являются самой лучшей рекомендацией: SoundBro делает "музыку для масс", поэтому сужающее рамки "хип-хоп битмейкер" ему вряд ли подойдет.

"К сожалению, большинство отечественных МС относятся к не самой платежеспособной категории артистов в стране. Так что понятно рано или поздно возникающее желание большинства битмейкеров выйти за пределы битов для рэперов. К примеру, на эстраде за продюсирование одной песни можно получить больше денег, чем за продюсирование целого рэп-альбома. Но не у всех битмейкеров это получается. Причина проста: многие просто не являются музыкантами, не знакомы даже с основами музыкальной грамоты, сольфеджио.

Именно поэтому Валера SoundBro является одним из важнейших фигур в русском рэпе. Являясь потомственным музыкантом, он не просто не променял русский рэп на другие, более денежные жанры музыки, но и приложил все усилия для выведения "правильного", на его взгляд, рэпа в массы. Валера - соавтор хитов "Вокруг шум" и "Сочиняй мечты", знаковых песен для Касты и Влади. Он работал также с большим списком поп-артистов, чаще всего создавая аранжировки для их совместных с рэперами песен. Например он является продюсером совместной песни Елки и Жары. Если мне нужен живой звук, благородное звучание, богатые гармонии, то нужно обращаться к Валере. Наблюдать за его работой в студии - одно удовольствие: являясь мультинструменталистом, Валера очень легко записывает партии гитары поверх только что записанного фоно, тут же может доиграть что-то на саксе или на басу. Виртуоз, одним словом".

Американская легенда рэпа Эминем не нуждается в особом представлении: он является одним из самых продаваемых артистов современности. Этот парень получил 11 статуэток Грэмми и более того он является лучшим исполнителем современности по версии Billboard 2009 . В творчестве Эма всегда сочетаются хорошие рэп-текста и запоминающиеся припевы-хуки. Однако за всеми многочисленными хитами стоит целая команда специалистов. Соавторы композиций - его постоянные партнёры Dr Dre, продюсер-музыкант Майк Элизондо (Mike Elizondo), клавишники-аранжировщики Марк Бэтсон (Mark Batson) и Луис Ресто (Luis Resto). Следует отметить, что исполнитель самостоятельно пытался писать музыку к своим трекам, однако, рэпер не получил желаемого результата и доверился профессионалам.

Основным звукорежиссером треком Маршала Мэттерса является Майк Стрейндж.

Он работает с артистом довольно-таки продолжительное время: с 2001 года. Звукорежиссер раскрыл карты и признался, что до сих пор работает в Pro Tools. Стрейндж поведал, каким образом они с Эминемом работают на студии и как вообще происходит весь рабочий процесс.

Майк: Мы работаем в компьютере только во время записи вокала Эминема, я записываю его под двухдорожечный микс (демо-заготовку) продюсера. На этом этапе я остаюсь в Pro Tools, так легче переключаться между песнями во время сочинения и записи. Потом я прошу продюсера дать мне заготовку песни потреково и распределяю треки через пульт SSL. Мы используем Pro Tools как магнитофон. Мы используем какие-то плагины, но в основном для очистки партий от шумов. В конце (для сведения) мы используем железное оборудование и пульт SSL. Главное творческое создание песни, а не попытка добиться какого-то невероятного саунда.

Их собственная фишка это наложение инструментов после сведения. Однако такой стиль работы не распространен в мировой практике. Сперва продюсер присылает им комбинацию ритмических партий и инструментальной аранжировки. Это всё может быть как в зачаточном виде, так и в полном, как с мелодией припева, так и без неё. Эти партии записаны в единый стереотрек. Следующим этапом Эминем записывает свои вокалы всё кроме припево хуков. Это обычно записывается дабл-треком. И уже затем вся композиция выстраивается потреково из первоначальных продюсерских заготовок, выполняется сведение и наложение гитар и клавишных.

Звукорежиссер также раскрыл секрет, каким же микрофоном пользуется звезда. Это Sony C800 , и рэпер остается ему верен уже многие годы.

Вокалы Эминема редактируются очень редко, Стрейнджу нет необходимости резать и склеивать дубли: Эминем всегда знает, чего хочет и понимает, как этого добиться. Дабл-трек вокала записывается лишь из музыкальных соображений – для утолщения саунда.

После сведения за работу принимается Луис. Он занимается записью наложений. Следует отметить, что Луис играет живьем, он имеет серьезную коллекцию железных и программных синтезаторов (Oberheim OB8, Yamaha Motif, Roland Fantom G ). Вклад Луиса заключается в расширении уже готовой продюсерской аранжировки.

Эминем работает с различными талантливыми продюсерами, в том числе и с молодым Boi-1da, работающим с Drake, Lil Wayne, Kanye West.

Продюсер Boi-1da выполнил заготовку композиции Not Afraid. На рисунке ниже вы можете увидеть скриншот проекта этого трека.

В первую же неделю после релиза трек скачали 380.000 раз и он мгновенно стал песней номер 1 в чарте Billboard.

Что касается обработки ударных, тут команда Америку не открыла: тут все более-менее стандартно: эквалайзеры и компрессоры пульта SSL, плагины Antares Auto-Tune, Digidesign Trim и EQ III, различные ревербераторы.

Эминем очень трепетно относится к созданию и записи своих песен, поэтому присутствует в студии на всех этапах создания композиций.

К сожалению, это пока все, что нам удалось выяснить о работе по созданию хитов для Эма.

В этой статье мы будем рассматривать основы создания реп минуса, а также узнаем, что такое beats и bars в Fl Studio и почему нужно придерживаться к определённой шаблонности или закономерности в музыке.

В первую очередь шаблонность или закономерность в музыке должна присутствовать, и вы можете заметить это у многих известных реперов и у других исполнителей. Прислушайтесь к музыке, и вы услышите последовательность действий.

Давайте для начала посмотрим, что используется для создания rap минуса ну а в конце статьи рассмотрим шаблон.

На заметку:

При написании музыки не существует границ, так как это творческий процесс. И поэтому запомните что нету правил и слушать всех подряд (что-то типа это ты не так сделал или тут надо было по-другому сделать) не нужно, за исключением тональности нот. Создание музыки как я писал выше это творческий процесс и у каждого он свой. Но это так же не означает что, нарисовав кучу не гармоничных нот и выставив их в вы создадите шедевр.

Инструменты которые используют в реп стиле:

В основе создания реп минуса лежат инструменты. Этот базовый набор инструментов, которые сейчас мы рассмотрим. Но для начала обязательно скачайте этот fl проект. Для наглядного примера.

  • Бит – в любой музыке бит играет важную роль для создания ритмической картины вашего минуса. Бит мы слышим на протяжении всей музыки и поэтому нужно уделить ему внимание. В основе бита используются Kick, Clap или Snare, Hat. Также могут использоваться как дополнения Shaker, Cymbals, Percussions. Их в основном используют чтобы разнообразить бит.
  • Бас – дает большое количество низких частот от которых разрывает ваш rap минус. Необходимый элемент в рэп музыке.
  • Pad – нужен для создания объемности вашему минусу. Но не в больших количествах. Обычно они играют с длинным протяженным звучанием.
  • Lead или Instrument – это основной инструмент, который будет играть у вас на протяжении всей композиции. Выбрать можете абсолютно любой инструмент который вам понравиться.
  • Strings или Instrument 2,3,4 – это мелодии которые будут дополнять основную мелодию. Будут играть на подпеве, в припеве, в начале к основной мелодии. Это нужно для того чтобы минус стал более разнообразным и быстро не надоел слушателю.

Подбирайте инструменты на слух, так как другого метода я не знаю.

Сразу хочу вам сказать, чтобы вы не ограничивались этим списком. Просто имейте в виду, что этот набор инструментов может прибавиться. Это все зависит от вашей фантазии и вашего творчества.

Вот примерно так выглядит шаблон rap минуса. Он может чуть чуть отличаться. Это все зависит от задумки автора.

Я не вписал Vocal так как мы рассматриваем только рэп минус, но он конечно должен быть. Его записывают после составления самого минуса.

Также при записи вокала делают бэк-вокал, где каждый репер использует свои фишки и звуки. Бэк-вокал – это дополнение к основному вокалу.

Вообще в основу рэп минуса чаще всего используют сэмплы . Сэмплы – это отрывки различных звуков инструментов вырезанных из песен. Здесь по сути все просто и шаблоность инструментов можно сказать такая же. Просто здесь вы уже не будете думать как составить аккорды, но в случае добавления дополнительных инструментов вам необходимо будет узнать в какой тональности играет сэмпл чтобы под него наиграть мелодию. Далее нужно будет просто грамотно обрезать звуковую дорожку и подготовить несколько сэмплов чтобы раскидать их в .

Шаблон рэп минуса.

Я думаю не все знают, как должен выглядеть шаблон rap минуса. И поэтому давайте его рассмотрим. Но сразу хочу вас предупредить что этот пример, который представлен ниже наиболее распространен в реп стиле и он может отличаться от минусов других жанров так как у каждого жанра есть свои макеты.

Что такое beats и bars в Fl Studio? Beats и bars – это музыкальный интервал времени в треке. Без них было бы тяжко писать минуса. И поэтому они нужны для удобства создания музыки в целом.

Ниже на рисунке детально показано разделение на биты и бары ну и сам шаблон реп минуса.


Запомните, чтобы ваш реп минус получился цепляющим и слушатель после прослушивания хотел снова и снова его послушать нужно сделать.