Мероприятие для детей о писателе шварце. Литературная гостиная, посвященная творчеству шварца

Литературная гостиная, посвященная творчеству Е.Л. Шварца Размещено на Евгений Львович Шварц ()










Литературное наследие Е. Л. Шварца Пьесы и сказки: "Обыкновенное чудо" "Дракон" "Голый король" "Тень" "Повесть о молодых супругах" "Снежная Королева" "Два клёна" "Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Скаска о потерянном времени" "Рассеянный волшебник" Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»


Сказки для детей Е.Л. Шварца «Скаска - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах " (1937) "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Скаска о потерянном времени» (1940); «Скаска о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).



Афоризмы Евгения Львовича Шварца Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги. Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!


Афоризмы Евгения Львовича Шварца Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса.


Благодарим за внимание! Размещено на

Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера.

Преподаватели - , учитель русского языка и литературы,

Учитель информатики

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество. Литературная гостиная «Жил-был сказочник».

Продолжительность занятия – 90 минут

Образовательное учреждение – Томская область , ЗАТО Северск, Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 000»

В массовой практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме традиционного урока, что снижает эффективность учебного процесса.

В январе 2008 г. исполнится 50 лет со дня смерти. О творчестве Евгения Львовича Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому решила посвятить урок изучению жизни и творчестве этого замечательного драматурга и провести его в нетрадиционной форме, в форме литературной гостиной. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к уроку, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы занятия под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, подготовить к восприятию фрагмента из сказки.

Сценка №1. Отрывок из пьесы «Тень»

Сценка №2. Отрывок из пьесы «Дракон»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы, показать особенности сатирических образов Шварца.

Продолжение рассказа о жизни Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №3. Отрывок из пьесы «Обыкновенное чудо»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы.

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, показать особенности философской лирики.

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Литературная гостиная, посвящённая Е. Шварцу,

«Жил – был сказочник».

Ведущий 1.

…В самые темные годы от сказочника-поэта мы столько вдохнули свободы, столько видали света…

Эти стихи поэтесса Ольга Берггольц посвятила удивительному сказочнику, писателю и драматургу. Пьесы - сказки Шварца: «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - знает каждый; фильмы, поставленные по его сценариям, «Золушка», «Дон Кихот», с детства любимы и вызывают только восторг.

Ведущий 2.

«Н а свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр Николай Павлович Акимов. И это есть обыкновенное чудо.

Ведущий 3.

Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.

Ведущий 4.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября , родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Ведущий 1.

Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.

Ведущий 2.

Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Он как-то сразу стал своим во всех петроградских литературных кружках, из «серапионов» он особенно подружился с Зощенко. Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Чуковский взял его к себе в секретари.

Ведущий 3.

Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.

Ведущий 4.

В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата. Вот как вспоминает свою первую встречу с руководителями отдела Л. Пантелеев (отрывок из кн. «Мы знали Евгения Шварца», стр.42)

Ведущий 1.

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни. Но для того, чтобы соединиться, обоим пришлось сломать то, что у них сложилось до встречи. Евгению Львовичу это было особенно трудно, так как он оставил жену и дочку.

Ведущий 2.

Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Волшебник . В тот день, когда началась эта сказка, в страну, где жили наши герои, приехал учёный. Его зовут Христиан – Теодор. Он добр, легковерен и близорук . Может быть, поэтому он и не заметил, как любит его самоотверженная Аннунциата, и влюбился в неизвестную белокурую красавицу, живущую в доме напротив.

Исполняется вальс.

Хозяйка.

По чисто сказочной случайности красавица эта оказалась принцессой. С этого начинается пьеса, с этого начинаются все злоключения Христиана Теодора.

Отрывок из пьесы «Тень»

Ведущий 3.

В сказке, как будто списанной с действительности 30 – 40-х годов, от ученого отворачиваются друзья, его предает невеста, но не желает унижаться перед своей тенью, и за это его казнят. По счастью, ученого воскресили, и он вместе с преданной Аннунциатой покинул эту страну. Ведь это уже не сказочная страна. Сказка когда-то жила здесь, но её выгнали.

Ведущий 4.

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован и осел в столице Таджикистана. Через некоторое время удалось вызвать и Евгения Львовича. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством . Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Сценка из пьесы «Дракон».

Ведущий 1.

В последнее время Шварца всё чаще называют Ланцелотом. Но ни характером, ни поступками своими Шварц не походил на своего героя. Настоящий Шварц знал и неуверенность в собственных силах и страх. Это сейчас пьеса «Дракон» воспринимается как сатира на Сталина. На самом же деле смеяться над Сталиным Шварц никогда не решился бы. Это обстоятельство, возможно, и позволило ему создать гениальную пьесу не про Сталина, а про человеческую натуру, в которой заложено нечто такое, что делает возможным существование тоталитаризма. В сказке Ланцелот в открытом бою спасает и свою возлюбленную, и весь город. А что мог сделать Евгений Шварц? Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его ближайшие друзья – Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс. Кошмар 30-х годов воспринимался им как нечто мистическое, похожее на козни Дракона. Но он никогда не называл зло добром, не учил ни классовой, ни какой–нибудь другой ненависти. Не случайно вскоре после ареста Заболоцкого ночью и в квартире Шварца раздался страшный звонок в дверь. Некто постарался напомнить драматургу, что может прийти и его черёд.

Ведущий 2.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям. Исполняется «Песня Волшебника».

Сценка из пьесы «Обыкновенное чудо».

Ведущий 3. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно - ведь повествовала она о Любви. Мало того - в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин? Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника.

Волшебник. Стихотворение « Меня Господь благословил идти…»

Ведущий 4.

Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. По-моему, каламбур удался… А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.

Песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» (Выходят все актёры)

СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Вед.: Наши мамы всегда очень заняты, у них много дел: нужно и постирать и погладить, всех накормить и в доме убраться. Поэтому мамы очень рады, когда вы помогаете им. Помощь может быть разной, например, мама попросит вас убрать свои игрушки, или принести что-нибудь. Очень важно, чтобы вы понапрасну не теряли время, а выполнили все сразу, чтобы не приключилась с вами такая история, как с Петей Зубовым. Знаете Что случилось? Вот послушайте.

Жил-был в одном городе Петя Зубов. Учился он в первом классе и всегда везде опаздывал и тянул время. Надо ему сделать уроки, а он играет или рисует. Посылает его мама в магазин за продуктами, а он, вместо того, чтобы быстро собраться, увидит интересную книжку с картинками и сидит, рассматривает, и о мамином поручении совсем забывает. Любимыми его словами были: Потом! Еще успею!

И вот однажды...

На сцену выбегают 3 мальчика, у одного мяч в руках.

1 реб.: Давайте играть в футбол, только у нас одного человека не хватает.

2 реб.: Давайте Петьку позовем.

Все: Петька! Выходи!

Петя (из-за сцены) : Сейчас!

Все: Петька! Выходи!

Петя (из-за сцены): Уже иду!

3 реб.: Он всегда долго собирается. Давайте играть без него.

Дети начинают играть, пасуя друг другу. В это время выбегает Петька (взрослый) с бородой, в шортах, бейсболке набок. Дети пасуют ему мяч.

3 реб. Дедушка, подай нам мяч, пожалуйста.

Петя: Какой я вам дедушка, я же Петька! Вы что, меня не узнаете?

Все: Нет!

1 реб.: Странный какой-то! Пошли отсюда! (уходят, садятся на стулья).

Вед. : Петя очень удивился, посмотрел в стекло витрины магазина, увидел, что выросла у него борода, усы, лицо покрыли морщины. Он очень испугался и закричал:

Петя: Мама!

Вед.: И побежал Петя домой. Бежит и думает.

Петя: Если меня и мама не узнает, тогда совсем все пропало,

Петя подбегает к маме ребенка, в которого он потом превратится. Она немного выходит вперед, чтобы ее видели дети.

Петя: Мамочка! Это я, Петя! Ты меня узнаешь?

Мама: Нет, дедушка. Мой Петя мальчик и он учится в первом классе. Вы, наверное, ошиблись.

Мама пожимает плечами и уходит на свое место. Петя с понурой головой возвращается на сцену.

Вед.: Совсем расстроился Петя, и побрел, куда глаза глядят. (Петя понуро бредет по сцене). Шел он, шел и забрел в лес. Вот уже смеркаться стало. Он устал и замерз. Между деревьев увидел Петя маленький домик и зашел туда погреться. Осмотрелся: Стол, большие часы на стене, в углу большие счеты и стог сена. Залез Петя в сено, согрелся и заснул.

Петя уходит за кулисы-сено. В дом заходят дети, наряженные взрослыми. Садятся за стол, 1 волш. включает лампу, идет к счетам и начинает считать.

Вед.: Проснулся Петя от бормотания.

1 волш.: Два года, да еще пять, да еще три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна.

Вед.: (Петя выглядывает из-за шторы). Слушает Петя каждое слово, и страшно ему стало от того, что он услышал. Оказалось, что не мальчики и девочки это вовсе, а злые волшебники сидели за столом! Оказывается, человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Бедные дети и сами того не заметили, как состарились. А время, потерянное ребятами, – волшебники забрали себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками. Как быть?

1 волш.: (покрутил стрелки часов, смешал костяшки на счетах) Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.

Все: Как?

1 волш.: (посмотрел по сторонам, приложил палец ко рту, подозвал других волшебников) Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут назад стрелку часов семьдесят семь раз, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

2 в-ца: Откуда им все это узнать?

3 в-к: Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Они всегда опаздывают.

1волш.: И все же нужно быть внимательными. А сейчас, нечего время терять, пошли на работу (уходят).

Вед.: (Петя выходит и «бежит» на месте). Выбрался Петя из дома и побежал в город искать других заколдованных детей.

Петя подбегает к родителям, спрашивает, не они ли ученики 1 класса. На сцену выходит девочка-старушка и садится на скамейку, под которой лежит мячик. Она его заметила и начала играть. Петя поворачивается и идет к ней.

Петя: Бабушка, вы ведь школьница.

Маша: Верно! Я ученица 1 класса Маша Поспелова. А вы кто?

Петя и Маша шепчутся. С краю сцены, около детей прыгает в классики еще одна бабуля.

Вед.: Рассказал Петя, что с ними произошло, и побежали они других ребят искать.

Петя и Маша побежали в другую сторону к родителям, оглянулись, увидели бабулю и побежали к ней.

Маша: Бабушка! Вы школьница?

Надя: Да! Я первоклассница! Меня зовут Надя Соколова. А что случилось?

Вед.: Рассказали ребята, что случилось и побежали они искать последнего мальчика. Только никак не могут его найти. Где же он может быть? Уже вечер настает, темнеет, а его нигде не видно.

Надя: (в противоположном углу сцены «старик» маневрирует мажду машин, раздаются гудки). Смотрите! Он переходит улицу в неположенном месте! Сейчас под машину попадет!

Герои хватают его за руку и ведут на середину. Дети-герои прячутся за столом. Дети-волшебники прячутся за шторой-стогом.

Петя: Ты школьник?

Вася: Да! Я учусь во втором классе. Чего вам?

Вед.: Ребята рассказали ему, что произошло и они все вместе бросились в лес искать дом.

Все оглянулись, на цыпочках прошли в дом, подходят к часам и Петя начинает крутить стрелки часов назад. Постепенно все присаживаются все ниже.

Петя: Тридцать пять, тридцать шесть…Поднимите меня, я не достаю. (поднимают Петю-ребенка, он продолжает крутить и считать).

Петя маленький: Семьдесят пять, семьдесят шесть, семьдесят семь!

Раздается перезвон курантов. Из-за шторы выходят волшебники, корчатся и падают на пол замертво. Из-за стола выходят герои-дети.

Все: Ура! Мы успели! Мы победили! Мамочка! (Дети бегут к своим мамам) .

Вед.: Ребята спаслись, но мы-то помним, что тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Аплодисменты.