Художники раннего ренессанса. Живопись раннего возрождения

Озера занимают около 1,8% земного шара, в основном это небольшие тихие водоемы с пологими песчаными берегами. Но есть озера настоящие гиганты протяженностью в несколько сот километров, площадью больше чем некоторые моря, на поверхности которых бушуют самые настоящие штормы с многометровыми волнами. Встречайте десять самых больших озер в мире.

10. Большое Невольничье озеро

Большое Невольничье озеро имеет площадь 28.930 км², представляет собой остатки водоема образовавшегося после таяния ледников, образовавшихся во время ледникового периода. Это глубочайшее озеро Северной Америки, находящееся на территории Канада, глубиной 614 метров, которое с одной стороны граничит с тундрой, а другой с канадским граничным щитом. Название озера получило в честь индейского племени жившего на берегу, название которого было очень созвучно с английским словом «slave», что переводится как «раб».

9. Озеро Малави

Озеро Малави, так же известное как Ньяса, площадью 30.044 км 2 содержит в себе 7% запасов пресно воды в мире. Водоем представляет собой впадину на границе Мозамбика, Танзании и Малави, глубиной 706 метров, куда впадает 14 рек. У крутых берегов озера очень часто бушуют штормы, во время которых судоходство практически полностью останавливается.

8. Большое Медвежье озеро

Самое большое озеро Канады, Большое Медвежье озеро имеет площадь 31.153 км². Водоем находится за северным полярным кругом на высоте 186 метров над уровнем моря и имеет глубину 413 метров. Именно с урана, добытого на берегу Большого Медвежьего озера были сделаны атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.

7. Озеро Байкал

Озеро Байкал площадью 31.722 км² является самым большим хранилищем пресной воды в мире, в котором храниться 19% мировых запасов пресной воды мира. Водоем глубиной 1.637 метров образовался на месте тектонического разлома, и со всех сторон окружен сопками и горами. Кстати это самое глубокое озеро в мире, куда впадает более 300 рек и вытекает только одна река Ангара. Самое главное Байкал и его берега, это жилище для большого количества животных и растений, которые не встречаются нигде больше в мире.

6. Озеро Танганьика

Озеро Танганьика площадью 32.893 km 2 расположенное на границе Конго, Танзании, Замбии и Бурунди образовалось на месте тектонического разлома на границе Африканской и Аравийской тектонических плит. Это второй по глубине (его глубина составляет 1.470 метров) закрытый водоем в мире и второе по объему пресной воды, озеро в мире. Так же оно носит титул самого длинного озера в мире, с севера на юг имеет протяженность 673 километра. Берега Танганьики представляют собой высокие скалы и только с восточной стороны есть пологие участки. Из-за того тому, что озеро образовалось много миллионов лет назад с закрытой экосистемой, здесь водиться много уникальных видов рыб, которых нигде больше в мире не найдете.

5. Озеро Мичиган

Озеро Мичиган площадью 58.000 км 2 , единственное из пяти Великих озер, которое полностью находиться на территории США. Оно находиться на высоте 177 метров над уровнем моря, его глубина составляет 281 метра. Мичиган находиться высоко в северных широтах и около четырех месяцев в году его воды сковывает лёд.

4. Озеро Гурон

Озеро Гурон, на границе США и Канада, площадью 59.600 км 2 имеет глубину 229 метра и находится на высоте 176 метров над уровнем моря. Самое интересное, что Гурон имеет просто громадное количество островов, более 30 тысяч, среди которых особняком стоит остров Манитулин, самый большой пресноводный остров в мире, на котором в свою очередь находиться самое большое внутреннее озеро в мире – Маниту, площадью 106 км 2 .

3. Озеро Виктория

Озеро Виктория, площадью 69.485 км 2 , самое большое африканское и тропическое озеро в мире. Водоем образовался во впадине на Восточно-Африканской платформе на границе Кении, Танзании и Уганды на высоте 1134 метра над уровнем моря. Озеро с большим количеством бухт, заливов и островов, окружено низкими заболоченными берегами, только в юго-западной части, вода упирается в резко уходящие вверх скалы. Виктория имеет глубину 84 метра, основный источник пополнения воды которого, это тропические дожди. Кстати именно отсюда берет начало самая длинная река в мире – Нил.

2. Озеро Верхнее

Второе по величине в мир и самое крупное озеро Северной Америке – Верхнее, имеет площадь 82.414 км 2 . Водоем образовался в котловине в результате движения тектонических плит и эрозии почвы, которую заполнил вода растаявших ледников. Над озером, глубиной 406 метров, не защищенном горами, постоянно дуют сильные ветра из-за чего, на его поверхности, часто образуются сильные сейши (стоячие волны), сильно разрушающие берега.

1. Каспийское море

Самое большое озеро в мире, это Каспийское море, да-да именно озеро, несмотря на то, что его чаще всего называют морем, имеет площадь 371,000 km 2 . Берега этого водоема пологие и заболоченные, только в северной части сильно изрезаны, в районе дельты рек Волги и Урала. Каспийское море, которое находиться на границе России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, имеет глубину 1025 метров. Самое интересное, это озеро появилось в результате тектонических сдвигов, что привело к появление замкнутого водоема отделенного от мирового океана.

Волхов, Россия - известна из истории как начало пути «из варяг в греки». При поиске необычных рек мира встречается чаще всего. Привлекает она легендой, которую перескажем и мы. В средние века новгородцы, возмущенные непотребным поведением епископа своего Иоанна, решили изгнать его из своих владений. Посадили они его на плот и отправили восвояси. Да не тут-то было. Не успел плот выплыть на середину потока, как… он понес его в обратную сторону! Т.е., вверх по течению. Господь сотворил ЧУДО! – воскликнули новгородцы, и, достав своего духовного пастыря из необычной реки, с почестями вернули его обратно.

А ларчик открывался просто: уклон реки Волхов, текущей из озера Ильмень в Ладожское озеро, очень небольшой, и когда у устья идут обильные дожди, а у истока засуха, соотношение уровней озер меняется, и река начинает течь в обратную сторону. Именно это и произошло в день изгнания незадачливого служителя бога. Так что чуда никакого не было, но то, что епископ Иоанн очень везучий парень был – не подлежит никакому сомнению.

И таких рек с обратным течением в России и в мире не так уж и мало. Перечислим некоторые из них. Общим моментом здесь является небольшой уклон русла.

Сухона, Россия. Так же, как и Волхов, имеет очень небольшой уклон – всего пару сантиметров на километр. Вытекая из Кубенского озера, Сухона спокойно держит свой путь к устью. Но весной, когда ее притоки Вологда и Лежа, переполненные талыми водами, стремительно врываются в нее, они своими потоками буквально блокируют течение реки. Уровень воды в этом месте повышается и Сухона, недолго думая, поворачивает вспять и течет снова в Кубенское озеро. В зависимости от года, это продолжается от трех до девяти дней.

Обь, Россия. Когда могучая, удивительная и самая длинная и широкая река России разливается, уровень ее повышается и блокирует некоторые притоки. И они на некоторое время начинают течь в обратную сторону от Оби.

Пенжина, Камчатка, Россия . Еще одна необычная река, меняющая свое направление течения. Впадает она в Пенжинскую губу, и с каждым приливом и отливом течет то туда, то обратно.

Шуя, Карелия, Россия . Ушкозеро, из которого вытекает эта интересная река, питается подземными источниками и, когда объем питающих вод уменьшается, уровень воды в озере понижается. Вследствие чего речка меняет свое направление. Это происходит 15-20 раз в году.

Сап, Королевство Камбоджи. Вытекает из озера Тонлесап и впадает в реку Меконг. Когда Меконг разливается, уровень ее повышается на 7-12 метров, и ее воды устремляются по руслу реки Сап в озеро Тонлесап. Местные жители празднуют это событие, даже дав ему название – «Праздник возвращенных вод». Повод для радости есть, и пребольшой: воды Меконга весьма пополняют озерные запасы рыбы. О ее количестве можно судить по тому, что за время обратного бега реки Сап уровень воды в озере увеличивается в 3-4 раза. Когда уровень Меконга падает, Сап начинает течь снова из озера, и оно потихоньку мелеет. На освобожденной от воды территории остается очень много плодороднейшего ила, и предприимчивые камбоджийцы выращивают здесь рекордные урожаи риса. Эту низменность называют "рисовым блюдом Азии".

Авар, Греция. Сродни камчатской реке Пенжине. Впадает в Эгейское море, и с каждым приливом и отливом меняет направление своего течения.

2. Уникальная река мира - Река, которая есть только ночью.

Уникальная река Уата-Рике. Даже уникальнейшая! А необычность ее состоит в том, что есть она только ночью, а днем ее нет. Но и этот секрет раскрыт уже давно. Дело в том, что питают реку растаявшие за день снега Анд, вода которых, стекая с гор ручейками, доходит до русла Уата-Рике только к вечеру. За ночь запас воды истощается и речка прекращает свое существование до следующей ночи. Рыбы здесь, конечно же, нет. И да, название этой необычной реки переводится с местного наречия как «Ночная бабочка». Весьма метко подмечено, не считаете?

Река может иметь не одно устье, а два. Это происходит, когда река раздваивается на рукава, которые впадают в разные водоемы.

Примером может служить р. Ориноко в Южной Америке . Разветвляется Ориноко в верховьях на два рукава, один из которых продолжает путь под тем же названием, а второй под названием Касикьяре впадает в приток Амазонки – Риу-Негру.

Другой пример р. Пижма Мезенская – это уже российская речка. Один ее рукав впадает в Мезень, другая – в Печору.

Кур, Дальний Восток, Россия . Устья ее рукавов находятся на расстоянии 200 км друг от друга: одно на Амуре недалеко от Хабаровска, другое – на озере Болон.

4. Уникальные реки мира и реки России - Реки, уходящие на время под землю.

В мире существуют водные потоки, которые текут не только по поверхности земли, но и периодически уходят под землю. На пути таких рек и горы не помеха. Такой, например, является р. Сим на Южном Урале : она уходит под землю у подножия горы, а на поверхность выходит с другой ее стороны.

Редкое зрелище - ключ на правом берегу той же реки Сим, в полутора километрах ниже устья другой речушки - Берды. Он бьёт прямо из утёса, но интересно, что вода изливается толчками: минуты три сильно, а затем столько же спокойно.

В Пермской области, недалеко от посёлка Кын, такой трюк проделывают притоки реки Чусовой: они как бы ныряют под землю и потом снова появляются на поверхности. То место, где они исчезают, местные жители называют нырками, а где снова выходят на свет - вынырками. Здешняя речка Кумыш прорезала себе такое русло, что на протяжении шести километров её почти не видно, и только потом она вырывается из-под скалы и опять становится обычной речкой.

На Урале около пятнадцати рек, больших, небольших и совсем маленьких, отличаются таким непостоянством - то они видны, то их нет, спрятались. Правый приток Косьвы - Губешка - не видна на протяжении десяти километров, на восемь скрывается речка Вежей .

5. Необычные реки мира - Реки, текущие выше окружающей местности.

Да, бывает и такое. Мы привыкли к тому, что реки текут в понижениях рельефа, но на земле есть естественные потоки, текущие по возвышенности. Так происходит с реками, берущими начало в горах. Стремительные потоки размывают горные породы и выносят их на равнину. На равнинах течение становится медленным и вынесенные водой ил, гравий и другой материал откладываются в руслах. Постепенно, год за годом, русло реки поднимается и становится выше окружающего ландшафта. Примерами могут служить Риони в Грузии, По в Италии, китайская Хуанхэ, Красная во Вьетнаме и другие.

6. Необычная река мира - Река с самым буйным нравом.

Р. Хуанхэ, Китай – в полной мере заслуживает этот титул. «Горе Китая», «Река, надрывающая сердце», «Река, приносящая тысячи неприятностей» - лишь некоторые из многочисленных прозвищ, данных Хуанхэ местными жителями. И она вполне заслужила эти нелицеприятные обвинения: 26 раз на человеческой памяти она круто меняла русло, 1500 раз выходила из берегов, неся катастрофические разрушения. При наводнении уровень реки становится выше берегов на 10-12 метров, вода стремительно затопляет всю прилегающую местность, сметая все на своем пути. Только за последние 40 лет при сооружении дамб и береговых укреплений на этой реке, было выполнено работ в три раза больше, чем при строительстве Панамского канала, и в два раза - Суэцкого канала.

7. Уникальная река мира - Река с очень мутной водой.

И вновь р. Хуанхэ, Китай бьет рекорды. Она является самой мутной крупной рекой: в одном метре кубическом речной воды здесь содержится до 30-40 кг твердого материала. Годовой вынос твердых веществ составляет 2 млрд. тонн. А сколько это будет, ну, не в попугаях, а, скажем, в пирамидах Хеопса? А будет это три с половиной сотни таких пирамид, состоящих из желтого песка. Поэтому неудивительно, что море, в которое впадает Хуанхэ, называется Желтым. Китайцы говорят о Хуанхэ, что "воду ее нельзя пить, так как она для этого слишком густа, на ней нельзя пахать, так как она очень редка".

8. Необычные реки мира - Реки, которые никуда не впадают.

Когда мы изучали строение реки , писали, что у каждой реки есть исток, русло и устье (т.е., место впадения реки в другой водоем). Так вот, это верно не для всех рек: некоторые из них не имеют устья. Такие реки характерны, прежде всего, для засушливых районов земного шара, например, Казахстана и Центральной Азии: Большой и Малый Узень, Чу, Зеравшан, Мургаб, Тургай, Сарысу и другие. Самой крупной такого типа рекой является Теджен . Его длина составляет 1150 км. Она берет начало в горах Афганистана и протекает по территории Ирана и Туркмении, где полностью разбирается на орошение.

Р. Окаванго в Южной Африке также не имеет устья: ее воды теряются в пустыне Калахари, образуя непроходимые болота.

9. Уникальная река мира - Река с резким перепадом температуры воды.


Р. Пуаренга, Новая Зеландия
– просто необыкновенная река! Вода у левого ее берега почти кипит, у правого – холодна как лед. Это связано с источниками питания реки, которыми являются горячие и холодные родники. А течение реки столь быстрое, что вода не успевает перемешаться.

10. Необычные реки России - Реки с необычным рисунком течений.

Р. Свияга, Россия, приток Волги. Уникальна тем, что на протяжении почти 400 км течет параллельно Волге, но в противоположном направлении. В некоторых местах, например, возле Ульяновска, Свияга очень близко подходит к Волге, но потом опять отдаляется, не спеша вливать в нее свои воды.

Р. Пьяна, Россия, приток Суры. Также очень необычная река. Ее длина около 400 км, а устье от истока располагается всего в 30 км. Рисунок ее течения очень извилист, напоминает поступь пьяного человека, за что и получила свое название. Академик Иван Иванович Лепехин путешествовал по России в 1768 году и описал Пьяну так: «Течение ее весьма излучисто и криво, отчего и наименование Пьяная река произошло».

Р. Урал и р. Печора, Россия. Эти реки интересны ступенчатым направлением течений: какое-то время они текут в меридиональном направлении на юг, затем резко под углом 90 гр. меняют свое направление, потом снова под прямым углом сворачивают к югу. Причиной такого странного поведения служат разломы земной коры, по которым текут реки.

11. Необычные реки мира и реки России - Реки, притоки которых больше главной.

Как правило, в речной системе наиболее крупной, длинной и полноводной является главная река. Но, как всегда, из каждого правила есть исключения. Перечислим некоторые реки, подтверждающие последнее утверждение.

По объему воды:

Ангара, Россия, правый приток Енисея – объем вод, который Ангара приносит в Енисей, почти вдвое больше, чем он сам приносит к месту слияния.

Кама, Россия, правый приток Волги – та же самая ситуация, что и с Ангарой. Только объем воды больше в 1,5 раза.

Йонна, Франция, приток Сены . К месту слияния Йонна приносит 105 кубометров воды в секунду, а Сена – всего лишь 75.

По длине:

Сухона, Россия, приток Северной Двины. 1130 и 750 км соответственно.

Брахмапутра, Индия, приток Ганга. Главная река короче своего притока на 200 км.

Дарлинг, Австралия, приток реки Муррей. Муррей короче Дарлинга на 170 км.

Миссури, США, приток Миссисипи. 4740 и 3950 км соответственно.

12. Уникальная река мира - Река под песком.

Гаскойн, Австралия. Есть такая удивительная река в Западной Австралии. Река-то есть, и на карте она обозначена, но увидеть ее невозможно. На месте русла широкой полосой лежит песок, окаймленный буйной растительностью по «берегам». А река течет под песком и немалая: 36 притоков у нее. По-английски Гаскойн метко называют «река вверх-вниз», по-русски «река наоборот».

13. Уникальные реки мира - Пересекающиеся реки.

Велна и Нельба, Польша. Именно пересекаются, а не сливаются. Причем, пересекаются под прямым углом. И даже больше: при пересечении их воды не смешиваются, а текут каждый своей дорогой. Ученые объяснили это явление разностью температур и скоростей течения двух рек. Был поставлен даже эксперимент: в две реки вливали краску – в Нельбу синюю, а в Велну красную. И в точке пересечения краски совсем не смешались: красная потекла по своему руслу, а синяя, поверх красной, по своему.

14. Уникальная река мира - Разноцветная река.

Река Каньо Кристалес, Колумбия - удивительная по красоте «река пяти цветов». Разнообразие цветов речной воде придают живущие в ней водоросли красного, желтого, зеленого и синего цветов. Вода в речке практически дистиллированная, в ней почти нет минералов и солей, для питья она непригодна. Однако в ней живут небольшие рыбки, которые каким-то образом все-таки находят себе пропитание.

15. Необычные реки мира - Очень короткие реки.

Мы привыкли мерить длину рек километрами, но на земле немало водных потоков, длина которых исчисляется всего несколькими метрами. Рассмотрим примеры.

Роу, Монтана, США . Один из ее рукавов имеет длину всего 17,7 метров.

Репруа, Абхазия. Вытекает из подземных пещер на берегу Черного моря и тут же в него и впадает. Является самой холодной рекой Кавказского побережья. Длина ее составляет 18 метров. Согласно древней абхазской легенде, Репруа - слёзы дочерей подземного духа.

Река Д, США. Длина – 36 метров. И название весьма соответствует длине.

16. Уникальная река мира - Самая высокогорная река.

Реки текут не только в долинах и низменностях, но и высоко в горах. Например,

Ярлунг Цангпо, Тибет - самая высокогорная река, протекающая через Южно-тибетские равнины, расположенные на высоте почти 3000 метров над уровнем моря.

17. Уникальная река мира - Самая широкая река.

Говоря о реках, как-то принято называть их длину. Ну, а какая же река самая широкая в мире?

Широчайшая в мире – р. Рио-де-ла-Плата . Она достигает в ширину 225 км и является результатом слияния двух рек - Уругвай и Парана. Кстати, самой широкой рекой России является Обь. Во время разлива ее ширина достигает 60 км.

18. Необычные реки мира и реки России - Реки с кислой водой.

Р. Эль-Рио-Винегре – самая кислая, протекает в районе действующего вулкана Пурасе (Колумбия). Протяженность ее около 1260 километров. Речная вода содержит 11 частей серной кислоты и 9 частей соляной кислоты на каждую 1000 частей и так кисла, что в ней не может жить ни одна рыба. Одной из причин высокого содержания кислоты является близость вулкана.

И в нашей необъятной стране обнаруживается ручей под названием Кислый : он стекает со склонов действующего вулкана Менделеева на острове Кунашир из группы Курильских островов.

19. Уникальная река России и мира - Самая холодная река.

Р. Индигирка , впадающая в Северный Ледовитый океан, считается самой холодной рекой мира. Ближе к концу зимы нижнее течение Индигирки может промерзать насквозь - зимы в этих местах (Якутия) одни из самых суровых в мире.

20. Необычные реки России - Реки с соленой водой.

Многие считают, что речная вода может быть только пресной. Но это не так. Если река протекает через соляные пласты, ее вода становится соленой. Примеров таких речек очень много, вот некоторые из них:

Солянка, Якутия, Россия. Соляные пласты образовались здесь много миллионов лет назад, когда отступило некогда плескавшееся здесь море.

Жидкая Солянка, Саратовская область, Россия.

Бердянка, Оренбургская область, Россия. В верхнем течении река пресная, но в нижнем течении размывает пласт соли и становится ощутимо соленой.

21. Уникальная река мира - Река, вытекающая из моря.

Как правило, реки впадают в какой-либо другой водоем: реку, озеро, море, океан… Но есть такая необычная река, которая вытекает из моря.

Таджура, северо-восток Африки. Вытекает из залива Таджура, течет вглубь материка и впадает в озеро Ассаль.

22. Уникальная река мира - Река, приговоренная к смертной казни.

Примеры самодурства власть предержащих во все времена поражали своей неожиданностью. Но персидский царь Кир превзошел всех: он приговорил к смертной казни реку!

Диала, Ирак. Была приговорена к смертной казни за то, что в ней утонул «священный» белый конь персидского царя. Приговор был приведен в исполнение: было вырыто 360 каналов для отведения речных вод. Река перестала существовать на 1000 лет. Но природа взяла свое. Пески пустыни занесли каналы, и «приговоренная» вернулась в свое прежнее русло.

23. Уникальная река мира - Река, меняющая русло каждый год и самая «грузоподъемная».

Коси, Индия . Река известна тем, что каждый год прокладывает себе новое русло, размывая на своем пути горную породу Гималаев. Весь вырытый материал река несет с собой. Ежегодный объем наносов доходит до 120 млн. кубических метров, что равнозначно объему 8 000 000 товарных вагонов!

Стикс – мифологическая река, протекающая по царству мертвых во владениях мрачного Аида. Есть у нее тезка и в реальном мире.

Стикс, Пермская область, Россия. И здесь, однако, не обошлось без мертвецов – река отделяет город Пермь от кладбища.

25. Необычные реки России - Реки-тезки, реки - клоны.

Девица, Воронежская область, Россия. Рек с таким названием здесь две. И даже больше того: они обе имеют притоки под названием Россошка, и обе впадают в Дон.

Дон. На земном шаре существует шесть рек под таким названием.

Контровод. Две реки под одним названием. Одна впадает в р. Уссури, другая в Бикин. В интернете почему-то распространено мнение, будто река Контровод одна, и она раз в три месяца меняет направление течения и впадает то в одну реку, то в другую. Но, в отличие от рек с обратным течением, описанных в начале статьи, две реки под названием Контровод отделяет хребет Стрельникова, через который водный поток не может течь туда-обратно ни при каких условиях.

26. Уникальные реки мира - Синие реки, ледяные берега.

Ледяные реки, Гренландия. Еще один вид необычных рек, существующих на нашей планете, - это реки ледяного острова Гренландия. Гренландия покрыта толстым ледяным щитом, поверхность которого с приходом лета начинает подтаивать. Талые воды собираются в ручьи, а ручьи стекаются в реки, впадающие в Атлантический океан. Вода этих уникальных рек умеет удивительный аквамариновый оттенок, который в сочетании с ослепительно-белыми ледяными берегами поражает воображение счастливых наблюдателей необыкновенной красотой.

27. Уникальные реки России - Самые чистые реки мира.

Вончи, Марий Эл, Россия – самая чистая река мира. Вончи – неглубокая речка длиной 33 км и шириной 2-3 метра, приток р. Илеть. В воде этой лесной речушки не обнаружено никаких загрязнений, чем она выделяется даже среди известных своей чистотой других водоемов этого региона.

Иртыш, Россия, приток Оби – также признан одной из самых чистых рек на нашей планете.

28. Необычные реки мира и реки России - Реки «мы с Тамарой ходим парой».

На земном шаре существуют реки, у которых есть подземные двойники.

Кара-Балта, Киргизия . С Киргизского хребта стекает р. Кара-Балта, отдающая свои воды пшеничным полям, плантациям сахарной свёклы, фруктовым садам. Обследуя её русло, учёные обнаружили, что ещё до выхода в долину река теряет примерно треть стока. Когда пробурили скважину, выяснилось, что река эта двухэтажная! Просачиваясь через галечник и песок, часть её воды образовала как бы второй, подземный, поток.

Волга, Россия. В 1981 году гидрогеологи установили, что по территории Марийской АССР параллельно Волге проходит, а в некоторых местах даже примыкает к ней русло большой подземной реки.

Амазонка, Южная Америка. В начале 21 века под самой длинной наземной рекой мира была открыта самая длинная в мире подземная река , текущая параллельно Амазонке на глубине 4000 м. Она берет начало в Андах и впадает в Атлантический океан. Ее пока неофициальное название Хамза – в честь ученого, ее открывшего. Скорость течения реки Хамзы не превышает нескольких метров в год, а ширина составляет порядка 400 метров.

29. Необычная река мира - Река, играющая в прятки.

В Югославии есть река, которая вначале несёт свои воды в узком ущелье, а затем совсем скрывается в огромных пещерах. Пройдя длинный путь по подземным галереям, она пропадает в глубокой трещине. Именно - пропадает, потому что никто не знает, куда она девается. Попытались выяснить это с помощью красящих веществ, однако окрашенную воду обнаружили во многих источниках вокруг Триеста и даже в городском водопроводе…

30. Уникальная река мира - Подводная река.

Оказывается, есть на нашей чудесной планете и такие необычные реки. В 2010 году на дне Черного моря была обнаружена уникальная река – подводная. Удивительная река имеет такие же элементы, как и поверхностные реки: берега, водопады, пороги, пойму и даже водовороты. Последние, кстати, закручиваются не против часовой стрелки (как у всех рек Северного полушария), а по ней. С чем связано это явление, ученые еще не выяснили.

Воды необычной подводной реки в несколько раз солонее окружающей морской воды. Река течет по желобу глубиной 35 метров и шириной около одного километра. Длина уникальной реки составляет 60 км. Скорость течения реки – 6,5 км\ч. Если бы эта необычная река текла по поверхности земли, она была бы шестой по полноводности рекой мира.

Это была статья "Уникальные и необычные реки мира и реки России. " Далее смотрите:

Площадь Красного моря равна 450 000 км² , почти 2/3 моря лежат в тропическом поясе .

Объём - 251 000 км³ .

По разным оценкам длина (в направлении север - юг) составляет от 1932 до 2350 км, ширина - от 305 до 360 км. Берега изрезаны слабо, их очертания в основном предопределены сбросовой тектоникой и почти на всём своём протяжении восточные и западные берега параллельны друг другу.

В рельефе дна выделяются: прибрежная отмель (до глубины 200 м), наиболее широкая в южной части моря, с многочисленными коралловыми и коренными островами; так называемый главный трог - узкая впадина, занимающая бо́льшую часть дна моря, в среднем до глубины 1000 м; осевой трог - узкий и глубокий жёлоб , как бы врезанный в главный трог, с максимальной глубиной, по разным источникам, от 2604 до 3040 метров . Средняя глубина моря составляет 437 м.

Островов в северной части моря мало (к примеру: остров Тиран) и только южнее 17° с. ш. образовались несколько групп с многочисленными островами: архипелаг Дахлак в юго-западной части моря является наибольшим, а архипелаги Фарасан , Суакин, Ханиш - поменьше. Есть и отдельные острова - например, Камаран .

На севере моря располагаются два залива: Суэцкий и Акаба , который соединяется с Красным морем через пролив Эт-Тиран . По заливу Акаба проходит разлом, поэтому глубина этого залива достигает больших значений (до 1800 метров).

Особенность Красного моря состоит в том, что в него не впадает ни одна река, а реки обычно несут с собой ил и песок , существенно снижая прозрачность морской воды. Поэтому вода в Красном море кристально чиста.

Красное море - самое солёное море Мирового океана. В 1 литре воды здесь содержится 41 г солей (в открытом океане - 34 г, в Чёрном море - 18, в Балтийском - всего 5 грамм солей на литр воды). За год над морем выпадает не более 100 мм атмосферных осадков (и то не везде и исключительно в зимние месяцы), тогда как испаряется за то же время в 20 раз больше - 2000 мм (это значит, что каждый день с поверхности моря испаряется больше полусантиметра воды). При полном отсутствии поступления воды с суши этот дефицит воды в море компенсируется лишь поступлением воды из Аденского залива. В Баб-эль-Мандебском проливе одновременно существуют течения, входящие в Красное море и выходящие из него. За год в море вносится воды почти на 1000 км³ больше, чем выносится из него. Для полного обмена воды в Красном море требуется всего 15 лет.

В 1886 году во время экспедиции на русском корвете «Витязь » в Красном море на глубине 600 метров были обнаружены воды с аномально высокой температурой :21 . Шведским судном «Альбатрос» в 1948 году также были обнаружены подобные воды, к тому же с аномально высокой солёностью. Окончательно наличие горячих металлоносных рассолов на больших глубинах в Красном море было установлено в 1964 году экспедицией на американском судне «Дискавери», когда температура воды с глубины 2,2 км составила 44 °C, а её солёность - 261 грамм на литр . К 1980 году было открыто 15 мест на дне Красного моря с подобными водами, которые вместе с прилегающими донными осадками сильно обогащены металлами :33 .

Геологическое строение и рельеф дна

Красное море очень молодо. Его формирование началось около 25 млн лет назад, когда в земной коре появилась трещина и образовалась Восточно-Африканская рифтовая долина . Под действием центробежной силы из-за вращения Земли Африканская плита отделилась от Аравийской , и их разворот с образованием «спирали», закручивающейся на северо-восток, и между ними в земной коре образовался провал, который постепенно, на протяжении тысячелетий, заполнялся морской водой. Плиты движутся постоянно - относительно ровные берега Красного моря расходятся в разные стороны со скоростью 1 см в год, или 1 м в столетие (Kendall F. Haven говорит, что при таком темпе расширения в ближайшие 200 млн лет Красное море станет шириной с Атлантический океан ) - но и с разной скоростью относительно друг друга: движение Африканской плиты было очень медленным, в то время как Аравийская двигалась существенно быстрее и в результате Сомалийская плита начала сдвигаться на восток. Спиральное движения Аравийской плиты привело к запиранию части огромного океана Тетиса , омывавшего Африку, и образованию впоследствии Средиземного моря . Это подтверждается тем, что горные породы и минералы, характерные для Средиземного моря, найдены и в Красном. А дальнейшее вращение Аравийской и Сомалийской плит открыло пролив на юге, в который хлынули воды Индийского океана, приведя в конце концов к образованию Аденского залива. Движение континентальных плит продолжало влиять на рельеф местности. На юге большой сегмент, отколовшийся от Аравийской плиты, со временем закрыл проход, который образовался между Африканской и Сомалийской плитами. Море здесь высохло, и образовалась долина, известная под названием «треугольник Афар ». Этот своеобразный в геологическом смысле регион дал учёным много информации об истории планеты и эволюции человечества . Самый нижний сегмент «треугольника Афар» в настоящее время медленно погружается под воду и в конце концов вновь окажется под уровнем океана.

Изменения, разумеется, затронули не только данный локальный участок земной поверхности. Сдвиг Сирийско-африканского разлома на север привёл к образованию Суэцкой бухты. Аравийская и африканская плиты продолжали своё движение с разными скоростями (это различие скоростей обуславливалось разным расстоянием плит от оси вращения). Неизбежно возникающее трение между плитами образовало ещё одну долину, очень похожую на ложе Красного моря. Этот разлом начинается от пролива Эт-Тиран и идёт дальше на север до Эйлатского залива, так же как и долины, в которых лежат Мёртвое море и Арава . Конечная точка этих долин - Сирия . Непрекращающаяся тектоническая активность сдвигала Суэцкую бухту к северу - в сторону Средиземного моря. Человеческое вмешательство завершило этот процесс в 1869 году, когда был открыт Суэцкий канал. Воды Средиземного моря влились в Красное море, и началась миграция подводной флоры и фауны в обоих направлениях.

Гидрологический режим

Красное море является единственным на Земле водоёмом, в который не впадает ни одной реки.

Сильные испарения тёплой воды превратили Красное море в одно из самых солёных на земном шаре: 38-42 грамма солей на литр.

Между Красным морем и Индийским океаном идёт интенсивный водообмен. Зимой в Индийском океане устанавливается Юго-Западное муссонное течение, начинающееся в Бенгальском заливе, переходящее в Западное течение, которое разветвляется, и одна ветвь идёт на север в Красное море. Летом к муссонному течению, начинающемуся у берегов Африки, в районе Аденского залива присоединяется течение из Красного моря. Кроме того, в Индийском океане есть глубинные водные массы, образующиеся плотными водами, вытекающими из Красного моря и Оманского залива. Глубже 3,5-4 тысяч метров распространены донные водные массы, формирующиеся из антарктических переохлаждённых и плотных солёных вод Красного моря и Персидского залива. .

Климат

Климат на побережье почти всего Красного моря - тропический пустынный, и лишь крайний север относится к средиземноморскому климату . Температура воздуха в самый холодный период (декабрь-январь) днём составляет +20-25 °C, а в самый жаркий месяц - август, превышает +35-40 °C и даже иногда доходит до +50 °C. Благодаря жаркому климату у берегов

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.


В течение ста лет после смерти Джотто во Флоренции не было ни одного столь же одаренного художника, как он. Лучшие из последующих мастеров сознавали свою неполноценность, но не видели иного пути, кроме усиленного копирования и искажения Джотто. Джотто опередил свое время, и лишь через сто лет другой флорентиец – Мазаччо (1401-1428) - поднял искусство на еще более высокую ступень.

Менее десяти лет творчества были отпущены ему судьбой. Но и за это короткое время ему удалось совершить, по оценке современников, «настоящий переворот в живописи». Во Флоренции он расписал два крупнейших собора - церковь Санта-Мария Новелла и капеллу Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине.

Преемник Джотто, Мазаччо всегда стремился к построению пространства по законам перспективы, передавая реальные объемы на плоскости. Но его новаторство не ограничивалось только освоением перспективы. Его привлекало изображение окружающего мира, подражание естественной природе. Искусствовед А. К. Дживелегов отмечал новаторский характер его творчества: «Живопись до Мазаччо и живопись после Мазаччо- две совершенно различные вещи, две разные эпохи. Джотто открыл тайну передачи ощущений человека и толпы. Мазаччо научил изображать человека и природу... Он совсем освободился от стилизации. Горы уже не заостренные, уступчатые голыши, а настоящие горы. Они то принимают мягкие очертания отрогов Апеннин... либо складываются в суровый скалистый пейзаж... Земля, на которой стоят люди,- настоящая плоскость, на которой действительно можно стоять и которую глаз может проследить до заднего фона. Деревья и вообще растительность- уже не бутафория, то стилизованная, то просто выдуманная, а сама природа... Если люди, фигурирующие на картине, вздумают войти в дома, от этого не произойдет никаких неудобств: крыши они головами не прошибут, стен плечами не развалят. Мазаччо стал смотреть, как все происходит в действительности. Тогда сами собою отпали и условные позы, и неестественные факты, и выдуманный пейзаж».

Главными сюжетами росписей Мазаччо были жизнь и деяния апостолов, Иисуса Христа, сцены сотворения мира. Таковы фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427-1428) [Приложение 3] и «Чудо со статиром» (1427-1428) [Приложение 4] в церкви Санта-Мария дель Кармине. Одна из ранних картин Мазаччо «Мадонна с младенцем и ангелами» [Приложение 5], была задумана как центральная часть большого алтаря для церкви Санта-Мария дель Кармине. На высоком троне, помещенном в глубокой нише, восседает Мария с младенцем на руках. Золотой фон, нимбы на головах, ниспадающие скидки одежды придают особую торжественность изображенному. В картине поражает новизна художественного решения. Ни у одного из мастеров XV в. не встретится такой четкости в передаче глубины пространства, "достигнутой благодаря геометрически точному сокращению размеров трона. Фигуры естественным образом вписаны в архитектурное пространство с готической аркой и классическими колоннами трона.

«Троица» [Приложение 6] - одно из последних и совершенных творений Мазаччо, в котором была предложена абсолютно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы. В трехмерном пространстве художник показывает реальные фигуры Бога Отца, Христа и Святого Духа, символически воплощающие образ мира, созданный человеческим разумом. В умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в объемности и осязаемости фигур Мазаччо во многом превосходит своих современников. Показывая обнаженное тело Христа, он придает ему идеальные, героические черты, возвеличивает его мощь и красоту, прославляет силу человеческого духа. Внутри капеллы у подножия креста стоят Дева Мария и апостол Иоанн. Лицо матери Христа, лишенное привычной красоты, обращено к зрителю. Являясь связующим звеном между Богом и человеком, она сдержанным жестом руки указывает на распятого Сына. В этой в целом статичной композиции жест Марии - единственное движение, символически организующее пространство. Перед аркой, у входа в капеллу, изображены в профиль коленопреклоненные мужчина и женщина - заказчики росписей для церкви.

Художественное единство Мазаччо, так же как и у великого Джотто, основателя новой итальянской живописи - было не тождеством с реальной действительностью, но представляло собой нечто стоящее выше нее, нечто долженствующее быть не копией этой действительности. Явление это становится более ясным при анализе изображения отдельных фигур, чем всей композиции в целом. И фрески капеллы Бранкаччи в этом отношении более всего отражают новую эпоху. Гигантская пропасть отделяет мощные фигуры Христа и его учеников от изящных костюмированных кукол из произведений непосредственно предшествующего периода. Исчезли не только драгоценные модные одеяния и занимательные подробности, но и все попытки воздействовать на зрителя при помощи правдоподобия в передаче реальных предметов, взятых из действительности: на фреске запечатлено вневременное, вечно человеческое существование, возникающее перед нами так же, как и у Джотто, и опять-таки - совершенно по-другому, чем у него. Обычно это различие определяется как иное ощущение формы. То, что можно увидеть на фресках Мазаччо, представляет собой типичность, возвышенную с помощью интенсивного изучения природы. Реальные формы, лежавшие в основе старых иконографических схем, оказались настолько обогащенными новым знанием, что они представляются уже не мертвыми формулами, а живыми людьми. Далекие от стройных и грациозных, изображенных в живом движении образов периода позднего треченто, фигуры эти напоминают нам мощных персонажей Джотто. Так же как и в античном искусстве, здесь тяжесть и безжизненность тела преодолеваются с помощью жизненной энергии, и это равновесие служит источником нового ощущения формы и источником того, что должно служить самым главным содержанием художественного изображения человеческой фигуры. И в то же время это и есть преодоление готики.

Персонажи Мазаччо гораздо более независимы, чем персонажи Джотто, поэтому они полны нового понимания человеческого достоинства, выраженного во всем их облике. Это понимание основывается на отражении некой духовной силы, оно опирается и на осознание героями Мазаччо собственной мощи и свободы воли. В этом кроется момент некоторого их обособления. Ибо в какой бы степени ни участвовали все эти персонажи священной истории в изображаемых событиях, все же они характеризуются не только своим отношением к этим событиям, но и собственной индивидуальной значимостью, что и придает им характер торжественности. Но это обособление выражается еще и в композиционной роли отдельных фигур. Джотто расчленил на отдельные фигуры традиционную средневековую массовую группу участников какого-нибудь события; у Мазаччо, напротив, группы строятся из отдельных, совершенно самостоятельных фигур. Каждая на этих фигур кажется абсолютно свободной в своем положении в пространстве и в своем пластическом объеме. Весь художественный процесс протекает у Мазаччо иначе, чем в искусстве предшествующего ему периода. Джотто, как и средневековые художники, отталкивается в своих композициях от общей концепции, в которой отдельным фигурам отводятся определенные функции содержания и формы, определяющие их характер. Композиции Мазаччо наделены особым своеобразием - для нее характерно то, что, несмотря на все достижения в изображении фигур и пространственного окружения, связь их между собой не стала теснее, чем раньше, но, напротив, ослабла.

Изображение пейзажного отрезка пространства стало более согласным с чувственным опытом. Те случайные успехи в соблюдении перспективы в период треченто, заменяются универсальной и более точной системой перспективы. У Джотто все - и пространство и фигуры - состоит из одного куска и построено как некое единство, здесь плоскость и пространство неразрывно переплетаются между собой. Это абсолютное единство, замыкающее собою все элементы композиции и создающее прочную структуру произведения, заменяется у Мазаччо (и еще более у его последователей) несколько условными связями. Это видно в разделении изображения на три сцены. Вследствие этого возникает дуализм фигуры и пространства. Этот дуализм еще сильнее бросается в глаза у более поздних мастеров периода кватроченто, чем у Мазаччо, у которого несколько сильнее чувствуется джоттовская композиция; у поздних мастеров этот дуализм приводит к противопоставлению пейзажного фона и фигур в плоскости. Этот дуализм основывается на том, что тело и пространство предстают как отдельные комплексы изобразительных средств. Вследствие этого картины становятся сопоставлением пространства и отдельных фигур, причем фигуры, как наиболее важная составная часть этого сложного единства, обладают преимуществом.

Без этого факта невозможно добиться понимания характера развития искусства в период кватроченто. Композиционные правила в течение всего ХV столетия меняются в незначительной степени - соответственно с этим сохранилось очень немного набросков композиций, - но зато в изображении фигур и в изображении пространства наблюдается непрерывный интенсивный прогресс, о котором говорят не только законченные произведения, но - в гораздо большей степени - многочисленные этюды и рисунки. Великим деянием Возрождения как раз было не «открытие мира и человека», а открытие материальных закономерностей. Исходя из этого открытия, которое самым тесным образом соприкасается с античным пониманием мира, смысл и содержание всего последующего развития искусства заключались теперь в задаче нового осмысления изображения и нового завоевания мира. Изображение человека как самого важного и ответственного комплекса должно было выдвинуться на передний план художественных интересов, и именно в этой области можно наблюдать дальнейшее совершенствование нового стиля. Насколько короток отрезок времени, отпущенный Мазаччо жизнью для создания фресок в капелле Бранкаччи, настолько же и велик прогресс, совершившийся за этот промежуток.

В узкой фреске «Святой Петр, исцеляющий своей тенью», [Приложение 7], Петр, погруженный в свои мысли, в сопровождении святого Иоанна проходит через квартал бедняков, и тень его исцеляет больных, расположившихся у стены дома. Взволнованность больных - она представлена различными оттенками, столь же прекрасна по замыслу, сколь прекрасна величавая поступь святого. Одежды святого - так же как и у Джотто - все еще касаются земли, чего, однако, Мазаччо обычно избегал. чтобы яснее охарактеризовать мотивы покоя и движения. Но и мешковатая одежда, при изображении которой лишь редкие складки в границах больших плоскостей создают пластическое оживление, напоминает Джотто. Признаки реализма искусства позднего треченто можно найти и во второй сцене, где изображены святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню. На этот раз изображена окраина города: здесь кончаются улицы, и лишь отдельные постройки предваряют поле. Сюда собрались бедняки, чтобы получить от святых скромные дары. Ничего подобного, конечно, не бывало ранее в итальянской живописи: благодаря своему величию и свободному стилю они напоминают классические одетые фигуры и свидетельствуют о том, что стремление изобразить одежду в ее естественной функции привело художника не только к подражанию античным образцам, но и к постижению художественного смысла античной одежды. И не только этого величия, но и лежащего в его основе понятия красоты и совершенства, - этому нас может научить фреска, расположенная над описанной выше и изображающая святого Петра, совершающего обряд крещения. Событие это происходит в пустынной гористой местности, мощные формы которой подчеркивают значительность сцены. Обращенные собрались полукругом возле святого, приступающего к крещению в воде коленопреклоненного человека. Уже все ХV столетие восхищалось фигурой обнаженного, кажущегося дрожащим от холода юноши среди свидетелей крещения, - но большего внимания заслуживает группа святого Петра и коленопреклоненного. Джотто в «Крещении Христа» [Приложение 8] изобразил нагого Спасителя: фигуру стоящего изможденного человека; во фреске же Мазаччо в искусство вновь введено прекрасное мужское тело, подобное античной статуе, введен классический идеал телесной красоты и совершенства. Мазаччо будто воспользовался античным образцом при изображении тела, - и все же, невзирая на некоторые противоречия, которые становятся заметными лишь при внимательном изучении, вся фигура коленопреклоненного воспринимается в целом как свободное состязание с античным изображением обнаженного тела. Чтобы вступить в подобное состязание с равными силами, недоставало еще, правда, - и об этом свидетельствует «Изгнание из рая» [Приложение 3] - точных знаний живого организма. Тяжелая, безнадежная поступь людей, оставляющих за воротами утраченное блаженство, кажется неуклюжей; в преодолении этой скованности и состояла проблема, которую предстояло разрешить. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры; он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Фигуры, трехмерность которых передана посредством мощной светотеневой моделировки, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написанным с учетом световоздушной перспективы.

Таким образом, можно сделать вывод, что Мазаччо был великим мастером, понимавшим сущность живописи, он был в высокой степени одарен умением передавать осязательную ценность в художественных образах.

Мазаччо был достойным преемником Джотто, чье искусство он хорошо знал и тщательно изучал. Джотто приобщил его к монументальным формам, научил изображать то, что важно и значительно с позиций высокого художественного единства. Искусство Мазаччо содержит в себе всю программу новой ренессансной живописи - человек как центр мироздания

В отличие от Джотто характерной чертой для творчества Мазаччо является более точное изучение природы. Так же он первым в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты. В живописи более позднего времени можно обнаружить большее совершенство деталей, но в ней не будет прежнего реализма, силы и убедительности. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры; он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству.

Для Мазаччо характерно рациональное, трехмерное, построенное по правилам перспективы пространство, светотеневая обработка формы, делающая ее выпуклой и объемной, усиление пластики формы через цвет. Фигуры, трехмерность которых передана посредством мощной светотеневой моделировки, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написанным с учетом световоздушной перспективы.

Мазаччо был великим мастером, понимавшим сущность живописи, он был в высокой степени озарен умением передавать осязательную ценность в художественных образах. Концепцию художника выражает высказывание одного из его современников: фреска или картина является окном, через которое мы видим мир.

Заключение

В эпоху Возрождения от живописи ждали изображения новых людей, предназначенных для великих целей. Объектом пристального внимания историков по-прежнему остается один из главных центров ренессансной культуры - Флоренция. Ведь именно в ней ранее, чем в других городах-государствах, сложились предпосылки для смены культурных эпох, зародились ренессансные гуманистические идеи, создавали свои величайшие творения писатели, художники, архитекторы, скульпторы. И в ней же необычайно интенсивно пульсировала общественная жизнь, втягивавшая в себя практически все взрослое мужское население, для которого заботы образования, воспитания, культуры оказались далеко не последними.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял психологический климат городской жизни. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы - идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей стремление к накопительству. Низовая городская среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

Новаторство Джотто проявилось в трех основных чертах его творчества, которые потом продолжали развивать его последователи. С одной стороны, совершенствовались красота линий, использовались различные слияния красок. С другой стороны, большое значение приобретает повествовательный элемент. Так же, фигуры и сцены, заимствованные из жизни, связываются с поэтическим осмыслением целого, и, таким образом, из этого источника также проистекает множество реалистических мотивов, таких как правдивость, в изображении природы, и т. д. Само понимание человека у Джотто было согласным с природой. Для Джотто важно изображение движения и действия. Группировка фигур и их жесты полностью подчинены смыслу изображаемого. Линией и светотенью, выражающими всю значительность события, взглядами, обращенными к небу или опущенными вниз, говорящей без слов жестикуляцией, исходя из простейшей живописной техники, без знания анатомии Джотто дает изображение движения.

Мазаччо подобен Джотто, но Джотто, родившемуся на столетие позже и попавшему в благоприятные для себя художественные условия. Он указал флорентийской живописи путь, по которому она шла вплоть до своего заката. Этот путь заключается в умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объемность, Мазаччо намного превосходит Джотто. В живописи более позднего времени можно обнаружить большее совершенство деталей, но в ней не будет прежнего реализма, силы и убедительности.

Мазаччо сделал следующий после Джотто решающий шаг в создании собирательного образа человека, освободившегося отныне от религиозно-этической подосновы и проникнутого новым, подлинно светским мироощущением. Он по-новому использовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму.

В целом, феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В этот период искусство развивается так стремительно, как не развивалось никогда ранее. Каждый художник добавляет что-то свое, свою неповторимую черту в развитие живописи этого периода. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленной эпохе, не только не утрачивают своего значения, но обретают новые оттенки в осмыслении своего содержания, нравственно-этической проблематики. Художественные формы, понятые с позиций нового времени, общечеловеческие ценности, заключенные в них, волнуют во все времена.

Список используемой литературы:

    Арган Дис. К. История итальянского искусства Пер. с ит. В 2т. Под науч. ред. В.Д. Даисиной - М,: Изд. Радуга, 1990.- 319с.

    Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.

    Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ. Белоусовой Н. А., Тепляковой И. П. – М.; Изд. Б.С.Г.-Пресс, 2006.-

    Брагина Л.М. Итальянский гуманизм - М.: Высш. Школа, 1977.- 252 с.

    Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.

    Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: ЛГУ, 1990.-618 с.

    Дворжак М., История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т.1. – М.: Изд. Искусство, 1971. – 392 с.

    Дмитриева И. А., Краткая история искусств. – М.: Изд. Искусство. – 1991. – 318 с.

    Лазарев В.Н, Всеобщая история искусств. - Т. 3. - М.: Изд. Искусство.- 1962. – 510 с.

    Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. - М.: Изд. Искусство, 1979. – 200 с.

    Лонги Р., От Чимабуэ до Моранди. – М.: Изд. Радуга. – 1984. – 352 с.

    Нессельштраус Г. Ц., История искусства Зарубежных стран. Средние века. Возрождение. – М.: Изд. Искусство, 1982. – 418 с.

    Степанов А. В., Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV-XV век. –СПб.: Изд. Азбука – классика. – 2003. – 500 с.

    Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Возрождения.-М., 1974. – 310 с.

Приложение 1. Джотто «Поцелуй Иуды».

Фреска.

Приложение 2. Джотто «Оплакивание Христа»

Фреска.
Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя

Приложение 3. Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая».

Фреска.

Приложение 4. Мазаччо «Чудо со статиром»

Фреска.
Церковь Санта-Мария дель Кармине (Капелла Бранкаччи), Флоренция

www.school.edu.ru

Приложение 5. Мазаччо «Мадонна с младенцем и ангелами»

Дерево, темпера.
Национальная галерея, Лондон

www.school.edu.ru

Приложение 6. Мазаччо «Троица»

Фреска.
Церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция

www.school.edu.ru

Приложение 7. Мазаччо «Святой Петр, исцеляющий своей тенью»

Фреска.
Церковь Санта-Мария дель Кармине (Капелла Бранкаччи), Флоренция

www.school.edu.ru

Приложение 8. Джотто «Крещение Христа»

Фреска.
Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя

www.school.edu.ru

  1. Искусство эпохи Возрождения (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Реферат на тему: «Искусство эпохи Возрождения» Выполнила студентка группы ЭК- ... -XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), Высокое... сюрреалистов. Крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительном искусстве был Альбрехт Дюрер. ...

  2. Культура эпохи Возрождения Ренессанса

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Джованни Пизано. в начало ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный... , почти портретен. Это типичная черта искусства раннего Возрождения , обусловленная стремлением художника освободиться от...

  3. Культура эпохи Возрождения XIV-XVI XVII вв.

    Реферат >> Культура и искусство

    ... искусство Раннего Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения , ... усовершенствовали масляную технику.Венецианское искусство завершает развитие искусства раннего