DHM_interview: «Результат танцевальных шоу – не показатель твоего таланта. «Зимний путь»: минимализм и музыка Шуберта

Объявлена программа XVI сезона Международного фестиваля балета Dance Open. Об основных событиях стартующего 13 апреля форума обозревателю «Известий» рассказала его основатель и художественный руководитель Екатерина Галанова.

У Dance Open всегда широкая жанровая палитра, но впервые вы включили в программу детский спектакль, более того, открываетесь им. Решили радикально омолодить аудиторию?

Мы действительно никогда раньше не включали в программу спектакли для детей, и, мне кажется, пришло время это исправить. Балетов для детей остро не хватает. А ведь балет, не устану повторять, - самый понятный, близкий и демократичный вид искусства. Как только маленький человек начинает задумываться о жизни, задавать вопросы о любви, дружбе, верности, отношениях между людьми, а это происходит где-то в 5–6 лет, балет становится ему и близок, и интересен.

«Снежная королева» Вячеслава Самодурова в исполнении Екатеринбургского балета - тот самый остродефицитный продукт высокого класса. С одной стороны, это серьезный спектакль с глубоким философским подтекстом, с другой, он рассказывает о вещах простых, важных и актуальных в любом возрасте. Кроме того, спектакль интересно решен с точки зрения оформления и режиссуры - это красочная сказка-квест с огромным количеством фантастических персонажей. Музыку сочинил композитор Артем Васильев по заказу балетмейстера и специально для этого балета. Такой творческий альянс, редкий в наши дни, всегда любопытен, и этот эксперимент, я полагаю, удался.

- Поняла, что дети этот балет с удовольствием посмотрят. А родителям-балетоманам он будет интересен?

Думаю, да. Здесь надо сказать отдельно о хореографии. Слава Самодуров - один из самых талантливых современных балетмейстеров. Все, что он делает, - тонко, изящно, свежо, с юмором, безумным количеством цитат и аллюзий на самые разные танцевальные стили. Если хотите, это «дайджест мирового балета», но в оригинальной интерпретации.

Большой театр строго придерживается ограничений по возрасту, и это, я считаю, правильно. Возрастная рекомендация у «Снежной королевы» - «6+». Тех, кто меньше, пускать не будете?

Родители знают своих детей лучше, и мы им доверяем. Просто надо помнить, что всем зрителям в зале должно быть комфортно и никто никого не должен отвлекать. Конечно, «Снежная королева», да и вообще подобный ей балет, могла бы понравиться и маленькому ребенку: спекаткль - яркий, множество сказочных существ. Но я бы рекомендовала просмотр с того возраста, который указан на афише, - только потому, что это не совсем развлекательная постановка. И требует не только образного восприятия, но и интеллектуального участия.

Маленький человек, который уже дозрел до первых философских размышлений о мире и о том, как в нем всё устроено, обязательно должен попасть на этот спектакль. У нас в планах - продолжать детскую линию, и я была бы рада, если со временем ее удастся превратить в еще одну фирменную примету фестиваля.

Вы пригласили в Петербург культовую израильскую труппу «Батшева». Отношение к ней в балетном мире неоднозначное. Некоторые мои коллеги уверены, что их спектакли - вообще не балет.

Судя по темпам, с которыми уходят билеты, у «Батшева» и ее худрука, ученика Марты Грэм, эзотерика танца Охада Наарина в Петербурге есть собственный фан-клуб (смеется) . Израильтяне привезут «Вирус Наарина». Это премьера в России, хотя спектаклю, как и нашему фестивалю, 16 лет.

Танец ли это? Про балет ли это? Точно не про балет. Это скорее драматический пластический спектакль. Некая философская метка, символ, идея, психоделический эксперимент… Работа в технике контактной импровизации gaga, которую развивают Наарин и «Батшева», - это полное раскрепощение, слияние материи и мысли. В результате тело обретает мудрость, а разум - животную интуицию на уровне сверхчувств. Словами не объяснить - надо видеть.

Увидят петербуржцы. А для тех, кто далеко, но хотел бы взять этот спектакль на заметку, как бы вы его представили?

Это спектакль для людей, погруженных в драматическое искусство. Это манифест неоавангардизма - отсюда адаптация текста пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики». И это личный манифест Наарина и его блистательной труппы.

Моя личная радость в программе вашего фестиваля - выступление Нидерландского театра танца (NDT 1). Вам за нее - особое спасибо. К тому же то, что они покажут, в России еще не видели.

Ох, мы гонялись за этой труппой четыре года, чтобы подписать контракт: ее гастрольные графики расписаны на много лет вперед. 21 и 22 апреля, два вечера подряд, будет программа из трех одноактных спектаклей. «Дотянуться до звезд» (Shoot The Moon) и «Немое пространство» (Silent Screen) - абсолютные шедевры Пола Лайтфута и Соль Леон. Это мэтры и гуру современной хореографии, и всё, что они делают, - абсолютный топ, самое свежее и острое, что есть на сегодня. Магнетическое зрелище на магнетическую музыку Филипа Гласса.

«Тонкая кожа» (Thin Skin) поставлена дерзким Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кейт Джарретт. И то и другое совершенно точно нужно увидеть, чтобы понимать вершину хореографической мысли. И философской, выраженной в танце, тоже.

NDT 1 - удовольствие для гурманов. А Пермский балет с «Золушкой», я так понимаю, удовлетворит чаяния широкой публики?

Спектакль, и правда, - огромный, полновесный, красочный, с невозможным количеством костюмов, декораций и задействованных артистов. Декорации едут в Петербург пятью фурами. Хореограф-постановщик Алексей Мирошниченко сам написал либретто. Сюжет перенесен в 1957 год, в Москву. В главном театре страны ставят «Золушку», и действие разворачивается в двух планах одновременно.

С одной стороны, это сцены из сказки, с другой - перед нами история молодой исполнительницы, которая танцует ведущую партию. Ее судьба в чем-то пересекается с судьбой Золушки, а в чем-то нет. Вокруг плетут интриги стареющие примы; разворачиваются страсти с заграничными гастролями _ кто-то едет, кто-то нет; на роль принца приглашается иностранный солист…

- Лихо закручено…

Не то слово. Плюс оригинальная режиссура, богатство картин и эпизодов, роскошный Прокофьев, много советской эстетики, много света и воздуха, искрящийся юмор и богатый аллюзиями хореографический язык... Лично мне этот балет очень напоминает старые советские фильмы - чистые, светлые, очень позитивные и бойкие. Как «Веселые ребята» и «Весна» Григория Александрова, как «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Когда я его смотрела, то ощутила, что очень тоскую по этим фильмам, по их атмосфере. И мне показалось, что Алексей Мирошниченко тоже тоскует. А с нами - еще очень много людей. Будто это настроение - щемящей, но светлой ностальгии висит в воздухе.

- Последний вопрос о финальном гала-концерте. Что нового готовите на этот раз?

Гала звезд Dance Open пройдет 24 апреля и, надеюсь, удивит: будет много новых имен. Произошла ротация - пару лет она длилась, и в результате у нас появилось множество танцовщиков, которые никогда не приезжали в Санкт-Петербург и не участвовали в фестивале. Конечно, будут звезды мирового уровня и с классическими, и с современными номерами, и с тем, что поставлено за последние полтора года в разных точках земного шара, и уже признано лучшим. Как всегда, совершим прогулку вне времени и пространства по настоящему, прошлому и будущему мирового балета.

Поделюсь самым долгожданным. Мы привезем в Петербург два номера моего любимого хореографа Юры Посохова: невероятно изящный дуэт из балета «Лолита», который исполнят Маша Кочеткова и Себастиан Клобборг, и потрясающие «Перезвоны» с Юань Юань Тань и Давитом Карапетяном. Этот дуэт выйдет и в хореографии Эдварда Льянга.

Будет также новый номер премьера Dutch National Ballet Реми Вортмейера с участием Анны Оль и Даниэля Камарго. Фанаты стэпа порадуются приезду легенды - Севиона Гловера, заполучить которого стоит немалых усилий. Но всех секретов программы раскрывать не стану: всегда очень завидую зрителям, потому что я все это уже видела, а они - еще нет.

Художественный руководитель Dance Open - о программе фестиваля, возрастных ограничениях, мудрости тела и пяти фурах декораций.

Объявлена программа XVI сезона Международного фестиваля балета Dance Open.

Об основных событиях стартующего 13 апреля форума рассказала его основатель и художественный руководитель Екатерина Галанова.

У Dance Open всегда широкая жанровая палитра, но впервые вы включили в программу детский спектакль, более того, открываетесь им. Решили радикально омолодить аудиторию?

Мы действительно никогда раньше не включали в программу спектакли для детей, и, мне кажется, пришло время это исправить. Балетов для детей остро не хватает. А ведь балет, не устану повторять, - самый понятный, близкий и демократичный вид искусства.

Как только маленький человек начинает задумываться о жизни, задавать вопросы о любви, дружбе, верности, отношениях между людьми, а это происходит где-то в 5–6 лет, балет становится ему и близок, и интересен.

«Снежная королева» Вячеслава Самодурова в исполнении Екатеринбургского балета - тот самый остродефицитный продукт высокого класса. С одной стороны, это серьезный спектакль с глубоким философским подтекстом, с другой, он рассказывает о вещах простых, важных и актуальных в любом возрасте.

Кроме того, спектакль интересно решен с точки зрения оформления и режиссуры - это красочная сказка-квест с огромным количеством фантастических персонажей. Музыку сочинил композитор Артем Васильев по заказу балетмейстера и специально для этого балета. Такой творческий альянс, редкий в наши дни, всегда любопытен, и этот эксперимент, я полагаю, удался.

- Поняла, что дети этот балет с удовольствием посмотрят. А родителям-балетоманам он будет интересен?

Думаю, да. Здесь надо сказать отдельно о хореографии. Слава Самодуров - один из самых талантливых современных балетмейстеров. Все, что он делает, - тонко, изящно, свежо, с юмором, безумным количеством цитат и аллюзий на самые разные танцевальные стили. Если хотите, это «дайджест мирового балета», но в оригинальной интерпретации.

Большой театр строго придерживается ограничений по возрасту, и это, я считаю, правильно. Возрастная рекомендация у «Снежной королевы» - «6+». Тех, кто меньше, пускать не будете?

Родители знают своих детей лучше, и мы им доверяем. Просто надо помнить, что всем зрителям в зале должно быть комфортно и никто никого не должен отвлекать. Конечно, «Снежная королева», да и вообще подобный ей балет, могла бы понравиться и маленькому ребенку: спекаткль - яркий, множество сказочных существ.

Маленький человек, который уже дозрел до первых философских размышлений о мире и о том, как в нем всё устроено, обязательно должен попасть на этот спектакль. У нас в планах - продолжать детскую линию, и я была бы рада, если со временем ее удастся превратить в еще одну фирменную примету фестиваля.

Вы пригласили в Петербург культовую израильскую труппу «Батшева». Отношение к ней в балетном мире неоднозначное. Некоторые мои коллеги уверены, что их спектакли - вообще не балет.

Судя по темпам, с которыми уходят билеты, у «Батшева» и ее худрука, ученика Марты Грэм, эзотерика танца Охада Наарина в Петербурге есть собственный фан-клуб (смеется). Израильтяне привезут «Вирус Наарина». Это премьера в России, хотя спектаклю, как и нашему фестивалю, 16 лет.

Танец ли это? Про балет ли это? Точно не про балет. Это скорее драматический пластический спектакль. Некая философская метка, символ, идея, психоделический эксперимент… Работа в технике контактной импровизации gaga, которую развивают Наарин и «Батшева», - это полное раскрепощение, слияние материи и мысли.

В результате тело обретает мудрость, а разум - животную интуицию на уровне сверхчувств. Словами не объяснить - надо видеть.

Увидят петербуржцы. А для тех, кто далеко, но хотел бы взять этот спектакль на заметку, как бы вы его представили?

Это спектакль для людей, погруженных в драматическое искусство. Это манифест неоавангардизма - отсюда адаптация текста пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики». И это личный манифест Наарина и его блистательной труппы.

Моя личная радость в программе вашего фестиваля - выступление Нидерландского театра танца (NDT 1). Вам за нее - особое спасибо. К тому же то, что они покажут, в России еще не видели.

Ох, мы гонялись за этой труппой четыре года, чтобы подписать контракт: ее гастрольные графики расписаны на много лет вперед. 21 и 22 апреля, два вечера подряд, будет программа из трех одноактных спектаклей. «Дотянуться до звезд» (Shoot The Moon) и «Немое пространство» (Silent Screen) - абсолютные шедевры Пола Лайтфута и Соль Леон.

Это мэтры и гуру современной хореографии, и всё, что они делают, - абсолютный топ, самое свежее и острое, что есть на сегодня. Магнетическое зрелище на магнетическую музыку Филипа Гласса.

«Тонкая кожа» (Thin Skin) поставлена дерзким Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кейт Джарретт. И то и другое совершенно точно нужно увидеть, чтобы понимать вершину хореографической мысли. И философской, выраженной в танце, тоже.

NDT 1 - удовольствие для гурманов. А Пермский балет с «Золушкой», я так понимаю, удовлетворит чаяния широкой публики?

Спектакль, и правда, - огромный, полновесный, красочный, с невозможным количеством костюмов, декораций и задействованных артистов. Декорации едут в Петербург пятью фурами.

Хореограф-постановщик Алексей Мирошниченко сам написал либретто. Сюжет перенесен в 1957 год, в Москву. В главном театре страны ставят «Золушку», и действие разворачивается в двух планах одновременно.

С одной стороны, это сцены из сказки, с другой - перед нами история молодой исполнительницы, которая танцует ведущую партию. Ее судьба в чем-то пересекается с судьбой Золушки, а в чем-то нет. Вокруг плетут интриги стареющие примы; разворачиваются страсти с заграничными гастролями _ кто-то едет, кто-то нет; на роль принца приглашается иностранный солист…

- Лихо закручено…

Не то слово. Плюс оригинальная режиссура, богатство картин и эпизодов, роскошный Прокофьев, много советской эстетики, много света и воздуха, искрящийся юмор и богатый аллюзиями хореографический язык…

Лично мне этот балет очень напоминает старые советские фильмы - чистые, светлые, очень позитивные и бойкие. Как «Веселые ребята» и «Весна» Григория Александрова, как «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Когда я его смотрела, то ощутила, что очень тоскую по этим фильмам, по их атмосфере. И мне показалось, что Алексей Мирошниченко тоже тоскует. А с нами - еще очень много людей. Будто это настроение - щемящей, но светлой ностальгии висит в воздухе.

- Последний вопрос о финальном гала-концерте. Что нового готовите на этот раз?

Гала звезд Dance Open пройдет 24 апреля и, надеюсь, удивит: будет много новых имен. Произошла ротация - пару лет она длилась, и в результате у нас появилось множество танцовщиков, которые никогда не приезжали в Санкт-Петербург и не участвовали в фестивале.

Конечно, будут звезды мирового уровня и с классическими, и с современными номерами, и с тем, что поставлено за последние полтора года в разных точках земного шара, и уже признано лучшим. Как всегда, совершим прогулку вне времени и пространства по настоящему, прошлому и будущему мирового балета.

Поделюсь самым долгожданным. Мы привезем в Петербург два номера моего любимого хореографа Юры Посохова: невероятно изящный дуэт из балета «Лолита», который исполнят Маша Кочеткова и Себастиан Клобборг, и потрясающие «Перезвоны» с Юань Юань Тань и Давитом Карапетяном. Этот дуэт выйдет и в хореографии Эдварда Льянга.

Будет также новый номер премьера Dutch National Ballet Реми Вортмейера с участием Анны Оль и Даниэля Камарго. Фанаты стэпа порадуются приезду легенды - Севиона Гловера, заполучить которого стоит немалых усилий.

Но всех секретов программы раскрывать не стану: всегда очень завидую зрителям, потому что я все это уже видела, а они - еще нет.


Танцевальные телешоу - это не только армия фанатов и блеск сцены. Об обратной стороне таких проектов рассказывает челябинский хореограф Екатерина Галанова, которой довелось увидеть жизнь шоу изнутри.

DH: Катя, в 2014 году ты поехала на кастинг украинского конкурса «Танцуют все». Как решилась на это?

Екатерина: Решение принималось очень легко. В то время я до дыр пересматривала сезоны британского шоу-аналога «So you think you can dance?». Мне даже рассказывали некоторую подоплеку таких проектов. И вот как-то впятером с друзьями-танцовщиками решили съездить на кастинг в Екатеринбург. Просто так, из интереса.

DH: Прошли?

Екатерина: Да, предкастинг мы прошли все, и нас позвали в Киев уже на видеокастинг. Там уже было жестче: сразу после выступления тебе говорят, прошел ты или нет, а в случае сомнений оставляют на вечернюю хореографию. Мне сразу сказали «да», моим друзьям повезло меньше. Через пару недель я снова приехала в танцевальный лагерь - уже на съемки отбора с ТОП-100 до ТОП-20.

DH: Сколько времени ты провела на проекте?

Екатерина: Четыре дня. Каждый день был отсев; на первых отборах взяли даже не сотню, а около 170 человек. Этого времени было достаточно, чтобы понять, что именно хотят видеть на проекте режиссеры.

DH: И что же?

Екатерина: Конечно, кроме танцев режиссеру важны зрелища, эмоции, истории. Те ребята, которые уже не первый раз на таких проектах, этим пользовались.

DH: Как строился ваш день?

Екатерина: Очень динамично. Спали по два часа в сутки - в 3 ночи ложились, а в 5 утра уже вставали и ехали учить хореографию. Потом отправлялись обратно в гостиницу, целиком паковали чемоданы, чтобы в случае вылета сразу со съемочной площадки отправляться домой.

DH: В какой момент ты покинула шоу?

Екатерина: На предпоследнем этапе на пути к ТОП-20. Это был четвертый из пяти дней. До этого все шло отлично, я слышала только положительные отзывы от жюри. Но в четвертом туре было неравное число мальчиков и девочек, мне дали двоих партнеров, с каждым из них я должна была успеть отработать номер и с каждым потом станцевать. Один мой партнер танцевал брейк, другой - хип-хоп, а хореографию нам дали афроджазовую. Весь номер на поддержках! Возможно, ребята были к этому не готовы. Меня оставили на «соло за жизнь», но его пройти уже не получилось.

DH: Что ты взяла от проекта?

Екатерина: Изначально я настраивалась на то, что это прежде всего мой опыт, и он не может быть бесполезным. В плане эмоций больше всего получила удовольствия от постановки джайва. Фишка номера была в том, что половину танца партнерша находится с завязанными глазами. Все на доверии к партнеру. И, конечно, увидеть этот мир изнутри было познавательно.

DH: Не было желания потом пойти на другие танцевальные проекты?

Екатерина: Мне было бы интересно поработать на таких проектах в качестве постановщика. Вот там ты практически не ограничен в сценических решениях: если хочешь супердекорации, видеопроекцию, полеты под потолком - все это будет.

DH: У кого больше всего шансов успешно влиться в такие шоу-проекты?

Екатерина: Ценятся универсальные танцовщики. Нужно себя к этому готовить, брать незнакомые стили. Также с проектов быстро «вылетают» импровизаторы. Они потрясающе двигаются на своих ощущениях, но как только им дают «хорягу», ребята даже не знают, как все это запомнить. Им приходится тяжело.

DH: А что касается эпатажа на площадке?

Екатерина: Это сработает до первого телеэфира. Когда начнется основательная работа, все заканчивается. С другой стороны, ты должен быть киногеничен, интересен режиссерам, у тебя должна быть своя история.

DH: Что бы ты посоветовала тем, кто собирается оказаться «в танцах»?

Екатерина: Помнить, что такие шоу - это не показатель твоего таланта. Это просто ресурс, который можно использовать для реализации своих задач. При этом проект требует большой отдачи: если играть в это всерьез, то придется надолго оставить все, чем ты занимался раньше.

«Зимний путь»: минимализм и музыка Шуберта

Алексей: Расскажи, как ты собирала программу фестиваля этого года - на Dance Open нужно показать и современную, и классическую хореографию, что-то и совсем новое, и интересное. Это крайне сложно, но тебе всегда удается.

Екатерина: Я тебе могу сказать, что новое у нас в приоритете, но не самоцель - мы не ставим перед собой задачу привезти «первыми и самое свежее». Самое главное все-таки - показать что-то действительно цепляющее. Недавно мы съездили в Цюрих на премьеру балета Кристиана Шпука «Зимний путь» - это 24 песни Франца Шуберта, но в современной обработке Ханса Цендера. Я поняла, насколько это здорово, и решительно включила спектакль в программу. И на Шпука пойдут эстеты - люди, готовые смотреть минималистичную работу, наслаждаться графичностью, музыкальностью, прекрасными ногами… В Цюрихе отличная труппа, в которой, кстати, множество первоклассных русских солистов.


«Коппелия»: блестящая реконструкция с роскошными костюмами

Екатерина: То же самое относится и к Вене, где балетной труппе 400 лет, но все ведущие партии танцуют наши с тобой знакомые из России. (Смеется.) Манюэль Легри, который возглавляет Венский балет, как грамотный руководитель, пригласил множество русских солистов и лет за пять семимильными шагами создал очень сильную компанию. Мы привозим из Вены «Коппелию» Пьера Лакотта - это было сознательное решение, потому что фестиваль всегда включает в программу одну постановку-реконструкцию. А Лакотт, конечно, чемпион среди хореографов-реконструкторов. Большая, серьезная, качественная работа с изумительными декорациями, потрясающими костюмами. Множество персонажей, а танцев такое количество, что возникает ощущение, будто у Лакотта было задумано три балета, а потом два ему не дали поставить и он решил все костюмы и танцы вставить в один спектакль. (Смеется.) И к нам приезжает из Вены весь этот огромный десант.

Алексей: И балетная труппа всегда виднее в классической работе: в современной хореографии есть за что спрятаться, а тут, что называется, будет товар лицом.

Екатерина: Да, это три акта абсолютного счастья. Я давно так не радовалась, как ребенок, потому что в этой «Коппелии» столько красивого сразу в одном балете.

«Алиса»: 3D-видеопроекция, инопланетная хореография и музыканты на сцене

Алексей: Есть еще в программе «Алиса» Мауро Бигонцетти.

Екатерина: Тут у меня была дилемма: я понимала, что спектакль, с одной стороны, не новый, 2014 года, а с другой стороны, Бигонцетти не то чтобы очень плодовит.

Алексей: Но он замечательный хореограф!

Екатерина: Прекрасный, один из моих любимых. Непохожий ни на кого вообще. С другой стороны, Дортмунд, откуда приедет этот спектакль, точно не балетная столица мира. Но так хотелось это показать здесь! Вот тот же Шпук с его «Зимним путем» - это все-таки осовремененная, но неоклассика: понятно, откуда у нее корни. А Бигонцетти - это какая-то история с другой планеты. Плюс совершенно потрясающая неаполитанская музыка, и музыканты вписаны внутрь действия, находятся на сцене вместе с балетными артистами. Невероятная 3D-видеопроекция итальянских художников, которая не просто является фоном, а становится действующим персонажем. Это настоящее искусство на стыке визуальных эффектов, музыки и хореографии! И еще неизвестно, что там важнее - видео, музыка или танцы.

Алексей: Я, к сожалению, не видел этого спектакля. А лучше один раз увидеть, конечно, - и балета это особенно касается.

Екатерина: Ну вот в Петербурге и посмотришь.


Introdans: непохожие балеты трех мастеров

Екатерина: И еще мы покажем программу Masters голландской труппы Introdans - с моей точки зрения, беспроигрышную. Это три абсолютно разных балета внутри одной программы. Начинается все постановкой Cantus Нильса Кристе на музыку Арво Пярта - она посвящена солдатам, которые погибли на войнах XX века. Если в начале это грустно-печальный, то под конец - мощно-трагический балет. Он сразу же выбивает тебя из равновесия. Вторыми идут «Польские пьесы» Ханса ван Манена - живого классика, балетного Пушкина. Все, как всегда у него, минималистично, графично, тонко, интеллигентно. И третий - Каетано Сото с очень забавной вещью-шуткой Conrazoncorazon. Труппа из Нидерландов невероятная: когда она впервые приехала на гастроли в нашу страну, в 1970 году, еще до нашего с тобой, Леша, рождения, по воспоминаниям очевидцев, у советских балетных артистов случился просто отвал башки. И с тех пор Introdans продолжает очень интересно развиваться.

Алексей: Да, исключительно разнообразная программа, поздравляю!


«Щелкунчик»: новая версия балета номер один

Екатерина: Ты привозишь к нам на фестиваль свой новый балет «Щелкунчик». Мы знакомы с тобой с детства, со времен учебы в Академии Вагановой; как и другие ее воспитанники, по мере взросления перетанцевали в Мариинском театре практически все партии в «Щелкунчике» Василия Вайнонена. Как только я слышу эту музыку, у меня не появляется никаких других ассоциаций - лишь хореография из этого спектакля, как будто это часть моей ДНК. И я вообще не понимаю: как ты смог абстрагироваться от постановки Вайнонена?

Алексей: Да, абсолютно согласен. Вайноненовский спектакль чудесный, мы на нем выросли. И абстрагироваться было правда сложно, но у меня были свои личные причины поставить этот балет. В Академии Вагановой я учился на балетмейстерском факультете у хореографа Игоря Бельского, который, как ты знаешь, в свое время возглавлял балетные труппы и в Малом оперном (Михайловском), и в Кировском (Мариинском) театрах. Как-то я пришел к Игорю Дмитриевичу, который уже совсем плохо себя чувствовал, и увидел у него на столе книги о Чайковском и «Щелкунчике». Он мне говорит: «Ты должен поставить этот балет». Я, естественно, отвечаю: «Зачем? Столько замечательных „Щелкунчиков“ уже существует». А он: «Обязательно поставь, только используй сказку о принцессе Пирлипат и реши проблему большого адажио. Иди!» И больше я его уже никогда не видел. Прошли годы, в 2009 году я переехал в Пермь, со временем у нас здесь обветшал вайноненовский спектакль, и встал вопрос, что делать - просто «переодеть» его в новые декорации и костюмы или создать совсем новый, хотя и неоклассический балет. настаивал на втором варианте: «Щелкунчик» Вайнонена идет по всей стране, от Петербурга до Новосибирска, и хотелось сделать что-то свое. И тут я вспомнил слова Бельского - а как ни крути, но это было творческое завещание моего педагога. Сколько себя помню, все твердили: «Да, великая музыка, но проблему большого адажио никто не может решить».

Екатерина: Да-да, проблема большого адажио не давала покоя хореографам от Льва Иванова и Юрия Григоровича до Мориса Бежара, Мэтью Борна и Алексея Ратманского: в музыке там звучит чудовищная трагедия, а по сюжету это счастливый предфинал балета. У музыкальных людей наступает некоторый диссонанс. И как же ты решил эту главную балетную проблему столетия? (Смеется.)

«Щелкунчик», пожалуй, самый знаменитый в мире балет

Алексей: Вот ты смеешься, а ведь «Щелкунчик», пожалуй, самый знаменитый в мире балет. Чайковский действительно написал музыку космического масштаба, абсолютно гениальную. Удивительно, что даже Баланчин, самый музыкальный в мире хореограф, не захотел решать эту проблему: у него артисты, улыбаясь, танцуют па-де-де, когда в музыке четко слышен надрывный крик. Я следовал совету Бельского, который рекомендовал обратить внимание на принцессу Пирлипат: у Гофмана в сказке про Щелкунчика Дроссельмейер рассказывает Кларе/Маше эту историю о том, как принц превратился в деревянную куклу, решив освободить от чар заколдованную принцессу. Как только он сам стал Щелкунчиком, неблагодарная принцесса Пирлипат от него отвернулась. Девочка рефлексирует, она говорит: «Я никогда бы не поступила, как эта принцесса». Но у меня в спектакле Маша почти так и поступает: буквально на мгновение она засомневается в том, чтобы остаться в сказочном Блюменбурге, и принц снова одеревенеет у нее на глазах. Маша кричит над ним, гладя по страшному и любимому лицу, - и тогда становится совершенно объяснимой трагическая музыка разрушения, которая звучит в этот момент. У Чайковского умерла сестра, когда он ее писал. К счастью, происходит это с Машей лишь во сне. Вот так я и решил проблему большого адажио. Действие у нас происходит в Петербурге в 1892 году, когда состоялась премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре, - это такое старое доброе время, эпоха Александра III, когда еще спокойно, хорошо, уютно, а декаданс, революция и кошмар лишь впереди. Художник Альона Пикалова создала невероятную сценографию, в которой есть и сказочный Блюменбург, и отсылки к дореволюционным масленичным балаганам из «Петрушки» Александра Бенуа, и даже к кобальтовой сетке Императорского фарфорового завода.

Екатерина: Да-да, наш технический директор Максим Баландин обычно рыдает на твоих спектаклях - всегда все очень сложно с декорациями, бесконечная смена планов. (Смеется.) К сожалению, артисты из Перми не смогут остаться на гала-концерт, которым закончится фестиваль. Алексей: Нам тоже очень жаль, но я уверен, что у вас на гала-концерте выступит традиционно блестящий состав артистов.

Текст: Виталий Котов

Фото: предоставлены организаторами фестиваля (Bettina Stoess, B¦rn Hickmann, Hans Gerritsen)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Женить нельзя помиловать. Серия 1. Мелодрама 2018!

    ✪ Дмитрий Нагиев - Мачо, Хулиган или Слюнтяй? Нагиев личная инста

    ✪ Женить нельзя помиловать. Серия 4. Мелодрама 2018!

    Субтитры

Биография

Екатерина Галанова родилась в Ленинграде. Её отец - Анатолий Зиновьевич Юфит - известный театровед, доктор искусствоведения, являлся профессором Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ныне ), заведующим кафедрой русского театра; создатель первой в стране кафедры театрального менеджмента.

Екатерина Галанова окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой (класс Народной артистки СССР Наталии Дудинской , лауреата четырёх Сталинских премий второй степени (1941,1947, 1949, 1951) и была принята в труппу Мариинского театра , где продолжила карьеру балерины. Но в 90-е годы Галанова оставляет исполнительскую деятельность, серьёзно занявшись организацией концертных мероприятий, и создает масштабный международный фестивальный проект в сфере балета.

В 2001 году под её руководством совместно с хореографом, заслуженным артистом Эстонии Василием Медведевым в Петербурге прошёл первый Международный Фестиваль балета DANCE OPEN , который с тех пор проводится ежегодно. Фестиваль DANCE OPEN выполняет образовательную и пропагандистскую функцию, привлекая внимание широкой публики к искусству балета. Мастер-классы для детей, гала-концерты, фотовыставки, кинопрезентации и светские мероприятия - всё это DANCE OPEN. Фестиваль уже давно популярен не только в России, но и за рубежом.

В настоящее время Екатерина Галанова также руководит созданной ею компанией «Оазис», которая, вот уже более десяти лет, успешно работает в сфере event и конгресс-менеджмента. Клиентами компании являются крупнейшие федеральные, а также международные, государственные и бизнес-структуры.

Творчество

На счету Екатерины Галановой множество крупных проектов, в организации которых она выступала в роли режиссёра и продюсера. Некоторые из них за последние три года:
2010 год

  • Новогодний прием для представителей дипломатического корпуса, аккредитованного в Санкт-Петербурге, от имени Губернатора Санкт-Петербурга и Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в Санкт-Петербурге;
  • Культурные мероприятия в рамках Дней Санкт-Петербурга в Королевстве Норвегия (г. Осло, г. Ставангер);
  • Культурная программа в рамках «Дней Санкт-Петербурга в Гданьске», Польша;
  • Прием от имени Правительства Санкт-Петербурга для Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • Дни российской духовной культуры в Республике Сербии, г. Белград;
  • Дни российской духовной культуры в Боснии и Герцеговине, г. Сараево;
  • Дни российской духовной культуры в Республике Македонии, г. Скопье;
  • Дни российской духовной культуры в Республике Хорватии, г. Загреб;
  • Дни российской духовной культуры в Республике Сербской, г. Баня-Лука;
  • Культурные мероприятия в рамках участия Санкт-Петербурга в Фестивале Российского искусства в г. Канны, Франция;
  • Праздничная программа, посвященная Дню ВМФ. Концерты в БКЗ «Октябрьский» и на стрелке Васильевского Острова Санкт-Петербурга;
  • Прием от имени Правительства Санкт-Петербурга по случаю встречи мэров Прибалтийских городов ХЕЛКОМ;
  • Концерт для участников мероприятий, посвященных празднованию 65-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне;
  • Дни Санкт-Петербурга в Бордо, Франция;
  • Гала-концерт звезд российского балета в рамках официального визита Президента Российской Федерации в Королевство Дания, г. Копенгаген;
  • Выставка фотографий из личного архива Натальи Макаровой «Страдивариус танца»;
  • Торжественная церемония вручения Первой Санкт-Петербургской Международной Балетной Премии «DANCE OPEN»;
  • Гала-концерт мировых звезд балета «DANCE OPEN»;
  • Международная научно-практическая конференция, посвященная проблеме сохранения традиций в современном балете;
  • Балетные легенды Санкт-Петербурга: Гала-концерт, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения Вахтанга Чабукиани;
  • Балетные легенды Санкт-Петербурга: Гала-концерт, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения Галины Улановой;
  • Балетные легенды Санкт-Петербурга: Гала-концерт, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения Константина Сергеева;
  • Балетные легенды Санкт-Петербурга: Гала-концерт, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения Татьяны Вечесловой;

2011 год

  • Торжественный прием от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко, посвященный встрече Нового 2012 Года;
  • Торжественный прием по случаю празднования Нового года от имени Губернатора Санкт-Петербурга и представителей Министерства иностранных дел в Санкт-Петербурге для руководителей дипломатических и консульских учреждений, расположенных в Санкт-Петербурге;
  • Гала-концерт солистов оперы ведущих театров России (г. Ташкент);
  • Гала-концерт звезд Российского балета, посвященный закрытию перекрестного года России-Испании 2011;
  • Праздничный концерт, посвященный «Дню юриста» 2 декабря 2011 года в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии;
  • Премия Межведомственного музейного совета «Музейный Олимп - 2011»;
  • Гала-концерт солистов ведущих музыкальных театров России в сопровождении Orchestrina «Armonia» (г. Ашхабад);
  • Гала-концерт IV Международного фестиваля музыкальных исполнительских искусств «Жизнь прекрасна!» (Бухарест, Румыния) 12-15 ноября 2011 года;
  • Торжественный концерт «Музыка на все времена», посвященный 170-летию Сбербанка России;
  • Презентация оперного искусства Санкт-Петербурга в Забайкальском крае (г. Чита);
  • День открытых дверей и Хельсинкский дворик в рамках Дней Хельсинки в Санкт-Петербурге;
  • Гала-концерт звезд оперы России в рамках празднования «Дня Чайковского»;
  • Дни российской духовной культуры в Албании (г. Тирана, г. Дуррес, г. Шкодер);
  • Дни российской духовной культуры в Черногории (г. Подгорица, г. Цетине);
  • Дни российской духовной культуры в Болгарии (г. София);
  • Дни российской духовной культуры в Румынии (г. Бухарест);
  • Дни культуры Республики Сербской (Босния и Герцеговина) в России;
  • Дни культуры Республики Сербии в России;
  • Дни культуры Республики Македонии в России;
  • Дни культуры Республики Хорватии в России;
  • Гала-концерт Мировых звезд балета в Савонлинне, Финляндия;
  • Художественная российская программа в Италии в рамках Года России - Италии 2011;
  • Культурно-деловая миссия Санкт-Петербурга в рамках «Дней Санкт-Петербурга» в Кракове;
  • Гала-концерт звезд балета России в Зимнем Театре в Сочи;
  • Организация концертной программы в рамках приема от имени губернатора Санкт-Петербурга по поводу Х совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнёров ФСБ России;
  • Российско-Норвежский культурный форум в г. Харштад;
  • Гала-концерт солистов оперы в Ханты-Мансийске;
  • II Международный Молодёжный Экономический Форум 2011(ММЭФ);
  • Концертная программа в рамках Торжественной презентации «Hennessy» в Санкт-Петербурге;
  • Культурная программа в рамках XXIV Международной книжной ярмарки в Турине;
  • Международная встреча дружественных городов БРИК в Циндао, Китай;
  • Всероссийский открытый конкурс профессионалов фармацевтической отрасли 2010 «Платиновая Унция»;
  • 58-я Генеральная Ассамблея CIC;
  • Торжественная церемония вручения Второй Санкт-Петербургской Международной Балетной Премии «DANCE OPEN»;
  • «DANCE OPEN»: Гала-концерт Мировых Звезд балета;
  • X Международный Фестиваль балета «DANCE OPEN»: Международная научно-практическая конференция «Развитие академических традиций в современном балете», Санкт-Петербург;
  • «DANCE OPEN»: Гала-концерт в честь юбилея Натальи Макаровой;
  • «DANCE OPEN»: Гала-концерт Российских Звезд балета;
  • Вечерний прием в рамках мероприятия «ФОРТУМ САММИТ», Санкт-Петербург;

2012 год

  • Новогодний прием от имени губернатора Санкт-Петербурга для руководителей дипломатических представительств, аккредитованных в Санкт-Петербурге;

Гала-концерт звезд российского балета «Gala Russe» в Бахрейне;

  • Гала-концерт звезд оперы Болгарии при участии Владимира Галузина;
  • Выставка «Забытые фотографии русско-турецкой войны»;
  • Проект «„DANCEOPEN“ в СНГ: школа русского балета - молодому поколению СНГ»;
  • Концерт фольклорного ансамбля «Базилик»;
  • Открытие фотовыставки «Красочная Румыния»;
  • Гала-концерт солистов Национальной Оперы Румынии (г. Яссы) и Оркестра Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета;
  • Концерт болгарского мужского хора «Иоан Кукузел Ангелогласный»;
  • Концерт болгарского камерного ансамбля «Софийские солисты»;
  • XI Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России»;
  • Фотовыставка «Албания в фотографиях»;
  • Открытие выставки «Черногорское современное искусство в XXI веке» в Музее современного искусства Эрарта;
  • Гала-концерт солистов Национальной оперы Бухареста;
  • Торжественное открытие Дней духовной культуры Албании. Концерт Национального камерного оркестра п/у Олега Арапи и хора «Мать Тереза» п/р Сюзанны Турку;
  • Открытие Дней духовной культуры Черногории, концерт камерного ансамбля «Черногорские Струны»;
  • Открытие «Дней духовной культуры Румынии в России», уникальное шоу «Моцарт Рокс»;
  • Российский фестиваль в Индии;
  • Фестиваль «Театрализованный культурно-просветительский проект» (Индия);
  • Концерт, посвященный 200-летию войны 1812 года. Большие Вяземы. Музей-Заповедник А. С. Пушкина;
  • Гала-концерт звезд русского балета (GALA RUSSE LES ETOILES DES BALLETS RUSSES) в Монако;
  • Гала-концерты звезд российского балета в Венесуэле в Каракасе и Маракайбо;
  • ST.PETERSBURG-SAVONLINNA BALLET DAYS: Гала-концерт звезд балета DANCE OPEN;
  • ST.PETERSBURG-SAVONLINNA BALLET DAYS: Мастер-классы;
  • Концерт Российского Рогового оркестра на открытой сцене Live Site Sochi 2014 у Морвокзала, г. Сочи;
  • Концерт лауреатов XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского, г. Сочи;
  • Гала-концерт солистов оперы ведущих театров России в г. Сочи;
  • Международный Форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развития территорий»;
  • Торжественный прием для участников и гостей 20-го Пленарного заседания Группы «Эгмонт»;
  • День защиты детей на Дворцовой площади Санкт-Петербурга;
  • Гала-концерт «Борис Эйфман и звезды балета» у Михайловского замка в рамках празднования Дня Города Санкт-Петербурга;
  • Гала-концерт звезд оперной сцены у Михайловского замка в рамках празднования Дня Города Санкт-Петербурга;
  • Церемония вручения премий Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год;
  • 16-я Международная конференция Европейского общества по изучению истории экономической мысли (ESHET);
  • Культурная программа в рамках Дней Санкт-Петербурга в Баварии, г. Мюнхен;
  • Торжественная церемония вручения III Санкт-Петербургской Международной Балетной Премии «DANCE OPEN»;
  • «DANCE OPEN»: Гала-концерт мировых звезд балета;
  • «DANCE OPEN»: Гала-концерт в честь 100-летия Наталии Дудинской;
  • «DANCE OPEN»: шоу «Bad Boys of Dance»;
  • Культурно-деловая миссия Санкт-Петербурга в г. Марибор, Словения;
  • Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта;

Международный фестиваль балета DANCE OPEN

, Большого театра России , Hamburg Ballet, The English National Ballet, The New York City Ballet, Мариинского театра , Михайловского театра , Staatsoper Berlin , Dresden Semper Oper Ballet, San Francisco Ballet, American Ballet Theatre и других престижных балетных трупп.

Программа современного Фестиваля включает:

  • гала-концерты звезд мирового балета;
  • тематические концерты с участием звезд,

посвященные юбилеям легенд мировой хореографии, истории русского и мирового балета и др.;

  • гастрольные спектакли лучших балетных трупп мира,

приезжающих в Россию впервые или крайне редко;

  • мастер-классы ведущих российских и зарубежных

педагогов и звезд балета для студентов разных стран;

  • концерты юных танцовщиков по итогам мастер-классов;
  • выставки и кинопрезентации;
  • Церемонию вручения Международной балетной премии DANCE OPEN;
  • светские события;

Для участия в звездных гала-концертах и тематических концертах DANCE OPEN ежегодно собираются лучшие солисты планеты на пике карьеры. Программа концертов включает только «коронные» номера и жемчужины мировой хореографии, как классической, так и современной.