Значение георгия победоносца в российской геральдики. «Московский герб: герой пронзает гада

Герб Москвы, на котором изображен всадник, поражающий черного Змия копьем, видели многие. Но что это означает и обозначает - ответят немногие.

Официально Москва получила свой герб в 1781 году, когда 20 декабря он был утвержден Екатериной Второй вместе с гербами городов всей Московской губернии и имел следующее описание в Полном собрании законов государства российского:

«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия».

Стоит отметить, что в документе было отмечено, что узаконенный герб Москвы «старый», т.е. данная эмблема известна давно.

К сожалению, история российских символов раскрыта достаточно слабо и поэтому придется обратиться к сохранившимся нечетким свидетельствам и вещественным материалам (скульптурные изображения, монеты и печати).

Обычай нанесения изображения князя, а также ликов святых ему покровительствовавших, на монеты и печати пришел в русские земли еще в конце X века из Византии.

Святой Георгий впервые появился на монетах и печатях в начале XI столетия. Связывают это с князем Ярославом Мудрым, который после крещения принял имя Юрий (по-иному - Георгий).

Юрий Долгорукий - основатель города Москвы - стал продолжателем этой традиции и нанес на свою печать образ святого. Георгий-Победоносец был представлен во весь рост, а его рука вынимала меч из расположенных на поясе ножен.

Вид, близкий к нынешнему изображению, впервые появился на монетах времен Василия II Темного.

В конце XV столетия всадник, своим копьем поражающий дракона, был утвержден в качестве символики Государства Российского. Свидетельством этому является общегосударственная печать времен Ивана III Васильевича.

Письменное сообщение, в котором впервые упоминается о всаднике, пронизывающим дракона, встречается в Ермолинской летописи.

В ней отмечено, что скульптурный образ Георгия-Победоносца был установлен над въездными воротами, расположенными во . Случилось это в 1464 году. Установил образ зодчий Василий Ермолин.

Некоторые историки полагают, что это и был в то время герб древнего града Москвы, аргументируя это расположением образа на главной башне Кремля и тем, что пред ним снимали головные уборы даже князья, проходившие сквозь ворота.

Но, скорее всего, изваяние имело лишь охранительные функции, т.к. на обратной стороне башни через два года появился барельеф святого Дмитрия. Устанавливал его все тот же зодчий Ермолин.

Интересно знать, что после перестройки Фроловской башни скульптурное изображение Георгия-Победоносца поместили в храм его имени в качестве иконы (культовое сооружение находилось рядом с башней), а вместо него установили икону Спаса Вседержателя. Именно это событие послужило поводом к переименованию сооружения - с тех пор это Спасская башня Кремля.

С шестнадцатого столетия на государственных печатях впервые соединяются двуглавый орел и расположенный на его груди всадник. Эта композиция оставалась в неизменном виде на протяжении ряда столетий и ставшая, по-существу, гербом государства - Российской империи.

Стоит отметить, что изображение всадника периодически изменяли: то в нем угадывалось сходство с чертами государя, то всадник был обращен в левую сторону, а не в привычную нам правую. И что еще важно - это то, что «московский ездец» (как тогда говорили) никоим образом уже не связывали со святым Георгием.

Так в описи 1666-1667 годов, проведенной в , о гербового знамени написано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него царь на коне колет копием змия».

В Титулярнике от 1672 года святой Георгий вообще был представлен как герб земель, принадлежавших грузинским царям.

Немаловажным будет привести и ассоциации простого народа с существовавшим тогда гербом. Вот только часть этих изречений - «царь на коне победил змия», «сам царь с копьем», «великий государь наш на аргамаке» и «человек на коне с копьем колет змея».

Сигизмунд Герберштейн, в качестве дипломата посетивший Москву в 1517 и 1526 годах, так описывает государственную печать в своих «Записках о Московии»:


«В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него царь на коне колет копием змия».


«Святым Егорием» впервые нарекает всадника царь-император Петр Первый. В его бумагах, датированных XVIII веком, и в которых описывается его личный штандарт и вновь вводимые морские флаги, встречается описание государственного герба:


«Сие имеет начало свое оттуда, когда Владимир монарх расписки свою империю разделил 12 сынам своим, из которых владимирские князья возымели себе сей герб святого Егория, но потом царь Иван Васильевич, когда монархию от деда его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил».


Окончательно Георгий-Победоносец был утвержден на гербе в качестве всадника в связи с развитием в Государстве Российском геральдики, что подразумевало утверждение городских гербов, в т.ч. и для Москвы.

Начало этого события приходится на время правления Петра Великого. Именно тогда начала формироваться система размещения армейских полков по городам. Воинское подразделение получало имя поселения, а на его боевом знамени изображали эмблему города.

С 1712 года полки, расквартированные в городе Москве, в качестве эмблемы использовали двуглавого орла с изображением поверху трех корон и со щитом на груди, в центре которого был расположен всадник, разящий копьем дракона.

Уже к 1729-1730 годам эмблема на знаменах значительно изменилась: орел исчез, а на ней остался только всадник с короной, по-прежнему протыкающий копьем змея.

Святой Георгий, будучи частью герба Российской империи, стал вскорости гербом Москвы, которая была признана в петровские времена историческим центром России (столица к тому времени была перенесена в Санкт-Петербург).


Фото 2. Московский герб, утвержденный в 1730 и 1883 годах


Цветовое оформление было разработано в Герольдмейстерской конторе, консультантом в которую был приглашен Франциск Санти - пьемонтский дворянин. Не без его непосредственного участия Георгий-Победоносец стал изображаться «на коне белом, епанча и копие желтые (золотые), венец (корона) желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное».

В указе, датированным 1781 годом, в котором утверждаются гербы Москвы и городов Московской губернии, описание московского символа практически полностью совпадает с описанием от 1730 года:

«Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия».


В таком виде герб города Москвы оставался в неизменном виде до 1857 года, когда в ходе геральдических реформ, при Николае I, было создано Гербовое отделение, числившееся за Департаментом Герольдии Сената. Руководить новым ведомством было поручено барону Б.В. Кене.

Намеченные работы по изменению герба одобрил император, и уже 11 апреля 1857 года описание опубликовали:


«На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем».


Цвет плаща на гербе Москвы, скорее всего, выбрали лазоревым (синим), чтобы внести в атрибут все цвета, присущие государственному флагу Российской империи (конь - белый, щит - красный, плащ - синий). Непривычен на гербе сам всадник: повернут в левую сторону, на голове западноевропейский шлем.

На самом высоком месте Боровицкого холма Московского Кремля расположен огромный четырехугольник Большого Кремлевского Дворца. Среди старейших кремлевских памятников, включающих такие овеянные столетиями святыни как Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, колокольню Ивана Великого, этот дворец не выделяется древностью, хотя в его комплекс вводят Грановитая и Золотая Царицына палаты, Теремной дворец с шестью церквями. Само же здание дворца с тремя рядами окон на фасаде построено только в середине XIX века группой московских архитекторов во главе с К.А. Тоном .

Большой Кремлевский дворец нельзя назвать музеем в обычном понимании этого слова, ибо это место, предназначенное для официальных приемов и встреч. Здесь проходят заседания высших органов государственной власти, и по всему второму этажу с двумя рядами окон, отчего снаружи дворец кажется трехэтажным, расположены залы, посвященные русским дореволюционным орденам и носящие названия Георгиевского, Владимирского, Екатерининского, Андреевского, Александровского, причем два последних в 1934 году были объединены в один зал для заседаний.

Среди этих залов самый большой Георгиевский, сооруженный в честь ордена Георгия Победоносца, и барельефные изваяния воина на коне, поражающего дракона, помещаются на торцовых стенах этого парадного помещения. Цилиндрический свод его богато украшен лепниной, а в простенках помещены мраморные плиты с именами георгиевских кавалеров и названиями особо отличившихся в сражениях частей.

Все украшения этого белого прекрасного зала посвящены победе русского оружия, начиная с XV и кончая XIX веками. Под сводами размещены статуи аллегорий побед, а также Царств и княжеств, входивших в состав Русского государства.

Предназначенный быть "храмом славы победоносного русского воинства", Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца своим торжественным убранством еще раз подчеркивал то значение, которое придавало государство главнейшей из всех воинских наград, связанной с именем святого великомученика Георгия, издавна считавшегося на Руси олицетворением воинской доблести.

Орден в честь покровителя ратников Георгия Победоносца был учрежден на Руси во второй половине XVIII века императрицей Екатериной II и присуждался исключительно за храбрость на поле битвы. В статуте ордена специально оговаривалось, что "ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всем по присяге, чести и долгу, но сверху сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием" .

Орден имел четыре степени, причем сначала присуждалась четвертая, низшая степень, к которой, как и к третьей, полагался так называемый малый крест. К первой и второй степеням ордена прибавлялся большой крест и знаки с четырехлучевой золотой звездой.

Орден святого Георгия был четвертым орденом, установленным в России после первых трех, введенных еще Петром I: орденов Андрея Первозванного, святой великомученицы Екатерины и Александра Невского. Причем сразу же он приобрел особое значение именно как военный орден, выдаваемый за личную храбрость .

Так, например, знаменитый адмирал Федор Ушаков, тогда еще капитан-бригадир, получил в 1788 году орден святого Владимира третьей степени за то, что нанес поражение турецкой эскадре у острова Фидониси. Но через некоторое время в северной столице стали известны новые подробности сражения: Ушаков проявил незаурядную храбрость и рисковал собственной жизнью, находясь под огнем неприятеля. Через два месяца последовал новый указ о награждении за тот же самый бой: Ушаков как офицер, отличившийся особой храбростью, получил еще орден Георгия четвертой степени .

Александр Васильевич Суворов в порядке исключения сразу был отмечен орденом Георгия третьей степени, минуя четвертую, так как являлся к тому времени уже генералом. За отважный штурм города Турукая, где он сражался со шпагой в руках и получил ранение, отважный полководец был награжден орденом Георгия второй степени и большим крестом. Первую степень он заслужил через шестнадцать лет за победу при Рымнике .

О том, как ценился этот орден, говорят и такие факты. За всю историю России первая степень была вручена лишь двадцать пять раз, а полных Георгиевских кавалеров, имевших все четыре степени ордена, было лишь четверо: М.И. Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский д И.И. Дибич-Забалканский .

Популярность ордена в армии была очень велика, но он присуждался только офицерам. В 1807 году появился новый знак для низших воинских чинов, повторяющий форму Георгиевского ордена, который стал известен как "Георгиевский Крест". С 1856 года он разделился также на четыре степени, и солдат, имевший их все, стал считаться также "полным Георгиевским кавалером".

Хотя орден святого Георгия и Георгиевский Крест - это разные награды, но и на том, и на другом изображался святой Георгий Победоносец, воин на коне, поражающий копьем змея.

Знак описывался в первом статуте ордена следующим образом: "Крест большой золотой с белою с обе стороны финифтью по краям с золотой каймой, в середине которого изображен царства Московского герб на финифте же, то есть: в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный... Лента шелковая, о трех черных и двух желтых полосах. Крест для кавалеров третьего и четвертого классов во всем подобен большому, кроме того что несколько меньше..." .

На орденский знак святой Георгий, поражающий змея, пришел с герба Московского царства. Вообще еще с Киевской Руси святой Георгий считался покровитлем великих князей, а также небесным покровителем русского воинства. Всадник с копьем или мечом появился на печатях и монетах великого княжества Московского после победоносной Куликовской битвы, и постепенно он соединился с образом Георгия Победоносца.

В конце XIV века царь Иоанн III поместил на гербе образовывающегося русского централизованного государства вооруженного всадника, поражающего копьем крылатого дракона. Тогда же он повелел поставить изображение этого всадника как хранителя центральной княжеской власти на Фроловской стрельнице Московского Кремля, как в древности назывались Спасские ворота.

При великом князе Василии III близ Фроловской стрельницы была сооружена церковь во имя святого Георгия Победоносца. Еще в конце прошлого века существовало изваяние святого великомученика из этой церкви, вырубленное из белого камня во весь человеческий рост, которое долгое время находилось в Московском Вознесенском монастыре .

При царе Алексее Михайловиче, когда гербом Русского государства стал двуглавый орел, на груди его все равно помещался всадник на коне, как герб Москвы.

Правда, полностью отождествление "ездеца на коне" с именем Георгия Победоносца произошло несколько позже, в 1730 году, когда в описании герба всадник был назван именем великомученика.

Герб Московской губернии выглядел так: «В червленом щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем» .

На московский герб святой Георгий шагнул с русских икон как горячо любимый и почитаемый народом образ, с которым неизменно связывалась небесная помощь всем ратоборцам.

Особая судьба досталась образу святого Георгия Победоносца в русской геральдике и наградной системе. Начало государственной геральдики Руси следует относить ко времени формирования национального государства, когда личная эмблема государя становится эмблемой державы. После 1485 года великий князь московский именуется «государем Всея Руси». В конце XV века появляется первая печать великого князя Ивана III, которую уже с полным основанием можно назвать государственной. Это двусторонняя «кормчая» 1497 года, на лицевой стороне которой помещен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной - двуглавый орел. Сюжет лицевой стороны этой печати вызывал у исследователей много споров о его происхождении и значении. Что это? Символизированный образ царя? Или святой Георгий, с изображением которого всадник - «ездец» - имеет иконографическое сходство?

Впрочем, «ездец», с некоторыми различиями, встречается на княжеских печатях уже с XIII века. На печати великого князя Александра Невского вырезан всадник с мечом, на печатях других князей - сокольник. Академик Н. П. Лихачев, имея в виду сокольника, писал: «Можно думать, что в данном случае примешивается символизация власти, знатности». Вооруженный всадник утверждается на печатях московских князей только в XIV-XV веках. Он пришел на смену патрональным изображениям византийских печатей. Так, на печатях князя Василия Дмитриевича 1389-1405 годов всадник вооружен копьем, на печати 1423 года он взмахивает мечом, на монетах этого периода изображены и сокольник, и мечник. И, наконец, на печати Ивана III 1497 года появляется всадник, поражающий копьем дракона. Изображение всадника на коне с мечом встречается на печатях и других удельных князей.

Таким образом, со времени правления князя Василия Дмитриевича изображение светского всадника с копьем или мечом, реже - сокольника, приобретает наследственный характер и может быть рассмотрено как геральдическая фигура. К сожалению, мы не имеем свидетельств, раскрывающих семантику всадника на печати Ивана III, что и дало пищу для споров о том, символизирует ли это изображение самого великого князя или является образом святого Георгия. Сторонники последнего мнения приводили в качестве аргумента факт установки скульптурного изображения святого Георгия Победоносца в 1464 году над воротами Спасской башни Московского Кремля. Однако эта скульптура, скорее всего, не имела геральдического смысла. Ее место над воротами определялось иной функцией - защитной, которую часто на подобном же месте выполняли иконы с образами Богоматери или Спаса Нерукотворного.

Нельзя забывать и того, что на Руси уже существовала традиция изображения князя на печатях в виде всадника с копьем или с мечом и сокольника. В связи с этим представляется ошибочным распространенное мнение, будто светский всадник на печатях - символическое изображение русского воина, защищающего родную землю от врагов. Скорее всего, это был образ именно князя, государя, и это мнение находит подтверждение в источниках XVI-XVII веков. Вероятнее всего, в основе формирования этой эмблемы лежала традиция, уходящая корнями в языческое общество, когда богов-хранителей часто изображали в виде всадников-воинов или охотников - по образу и подобию главы рода или племенного вождя. Однако при Иване III это традиционное изображение получило оформление, возможно под влиянием византийского образца, в виде всадника, поражающего копьем змия. В этой композиции змий символизировал обобщенный образ врагов Русской земли. «Ездец» на монетах появился в 1535 году в ходе осуществления денежной реформы. Летопись повествует: «При великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на денгах: князь великий на коне, а имея мечь в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах: князь великий на коне, а имея копие в руце и оттоле прозваша денги копейныя». Смысл изображения на монетах оставался неизменным до начала XVIII столетия, когда в указе 1704 года о выпуске первых медных копеек говорилось, что на них будет «воображение великого государя на коне». С принятием Иваном IV царского титула в 1547 году, по всей вероятности, следует связывать появление на голове «ездца» короны. Обоснование этого акта содержалось в идее исторической древности права русских самодержцев на царский титул, которая с 1540-1550-х годов стала официальной доктриной.

На золотой булле 1562 года «ездец» впервые занимает место на груди двуглавого орла. Интерес представляет печать Лжедмитрия 1604 года. На ней орел впервые изображен с поднятыми крыльями, а «ездец» на груди орла вырезан по правилам геральдики, то есть повернут вправо. В течение всего XVII века понимание смысла «ездца» остается неизменным - это государь на коне. Лишь в официальном описании герба от 4 июня 1667 года, данном переводчику Посольского приказа при отправлении его к Бранденбургскому курфюрсту и к Курляндскому князю, говорится: «...Орел двоег-лавый есть герб державы... персях изображение наследника».

«Ездцом» называют всадника русского герба и в деловых бумагах. В описи Смоленска 1671 года при упоминании медных пищалей указывалось, что на них «вылит человек на коне с копьем, колет змия». Согласно «Титулярнику» (книге, содержавшей перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и государственных деятелей, а также описание их гербов и печатей), кормчая печать изображала «человека на коне с копьем, колет змия, около подпись Царскаго Величества именованье». В некоторых случаях изображенный на гербе всадник имел даже портретное сходство с государем. На гравированном титульном листе в Московской Библии 1663 года вокруг фигуры «ездца» в царском венце и с бородой помещены буквы: «В. Г. Ц. В. К. А. М. В. В. М. Б. Р. С», то есть «Великий государь, царь великий князь Алексей Михайлович Всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержец».

На гербовом знамени 1666-1667 годов на грудном щитке орла помещен «ездец», в старинной описи Оружейной палаты об этом сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами», а на груди у него «царь на коне колет копием змия». Следует отметить, что на всех вышеописанных памятниках «ездец» изображен повернутым влево, то есть геральдически неправильно (по правилам геральдики фигуры должны быть повернуты вправо). И лишь на печати 1625 года, приложенной к письму царя Михаила Федоровича патриарху Филарету, «ездец» в короне изображен геральдически верно. Все приведенные факты говорят о том, что восприятие «ездца» как изображения государя было признано официально. Русские дипломаты рассказывали о приеме в 1659 году у Тосканского герцога. На украшавших стол двуглавых орлах был изображен «Великий Государь наш на аргамаке» (аргамаками в старину называли породистых верховых лошадей). Г. К. Котошихин, подьячий Посольского приказа, писал, что посылаемые в Крым грамоты «печатают печатью, вырезано: царь на коне победил змия, около подпись царская... То есть самая истинная Московского княжения печать; она же вырезана и на самой большой печати, которою печатаетца во окрестные государства, в середи самого орла...». Еще раньше, в XVI веке, послы Ивана Грозного уверяли Александрийского патриарха, что всадник на печати есть русский царь. На вопрос патриарха: «На кони де благоверный Царь на сей печати?» - «Государь на коне», - отвечали послы. Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха во время путешествия в Россию в середине XVII века, отмечал, что царь Алексей Михайлович «выпустил новую монету... со своим изображением верхом на коне... когда же давали деньги с отчеканенным изображением цари, они (русские) целовали его, говоря: "сударь... это деньги нашего господина царя, лучше денег еретиков франков"». Дальше описывается «печать на золотых грамотах, клеймах, копейках и проч. - с одной стороны двуглавый орел, а с другой царь верхом на коне, под ногами которого что-то вроде дракона, коего он поражает копьем, как Св. Георгий», и красная сургучная печать, на которой «двуглавый орел и посредине его царь верхом». Отметим, что до начала XVIII века никто в России не воспринимал «ездца» как образ святого Георгия. Достаточно обратить внимание на то, что ни на одном изображении на печатях, монетах, в гербах всадник не имеет нимба! Не только в официальной трактовке, но и в сознании современников «ездец» воспринимался как образ государя.

Лишь иностранцы называли всадника русского герба святым Георгием. Это основывалось на иконографическом сходстве и на том, что в отличие от России в Европе было принято изображать святого Георгия без нимба. Именно в таком виде встречаются изображения этого святого на государственных регалиях и наградах разных стран, например на ордене Подвязки в Великобритании.

Итак, очевидно, что в допетровское время всадник русского герба символизировал государя, и лишь с 1710-х годов его стали называть святым Великомучеником и Победоносцем Георгием. С этого же времени образ святого Георгия, побеждающего дракона, стал гербом Москвы. Впервые всадника русского герба назвал святым Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми годами. Многие исследователи пытались дать толкование происхождению цветов российского государственного флага. Но для точного вывода нет достаточных документальных свидетельств. Предположение, что основой для выбора цветов флага послужили цвета герба Москвы, то есть образа святого Георгия, а именно: белый - цвет коня и доспехов, синий - цвет плаща, красный - цвет фона, - одна из самых слабых версий. Этот набор цветов становится характерным для герба Москвы лишь в XIX веке. А на древнерусских иконах такое цветовое сочетание не всегда обязательно. Но главное, образ святого Георгия до XVIII века не был гербом Москвы и поэтому не мог передать свои цвета русскому флагу. С 1712 года полки Русской армии получили новые знамена, на которых помещали герб того города, чье имя носил полк. На знаменах Московских пехотного идрагунского полков было помещено изображение святого Георгия.

Дальнейшая история образа святого Георгия Победоносца в России тесно связана с орденом, носящим его имя.

Гербы пришли на Русь из Европы. Их ближайшие родственники - родовые знаки-тотемы. А прообразом современных гербов стали символы, которые в древние времена изображали на военных доспехах и знаменах. Например, морской конь украшал шлем Александра Македонского. В античное время эмблемы были не только у людей, но и у островов и городов. Например, символом Афин была сова. Но обычно такие изображения не передавали по наследству, то есть они не были гербами в привычном нам понимании.

Появление геральдики связывают с началом крестовых походов в 1096 году. Тогда потребовались опознавательные знаки, заметные на большом расстоянии. Решили нанести на щит крест и тем самым разделить его на части. Затем щит стали делить не только горизонтально и вертикально, но и по диагонали, а получившиеся сегменты окрашивать в разные цвета.

В середине XII века влиятельная военная знать Европы начала использовать гербы в качестве личных знаков. Причина проста: во время боев и турниров лицо воина скрывали кольчужный капюшон и шлем, и нужны были специальные знаки, чтобы различать рыцарей. А уже в конце XII столетия появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, городов, корпораций, государств, провинций.


Первые русские гербы.

На Руси княжеские роды также имели отличительные знаки. У Владимиро-Суздальских князей, например, это было изображение льва, у Ярославских - медведя. Эти родовые символы ставили на печатях, они были знаком главного города княжества. За границей их называли русскими гербами, но, по сути, они еще не были гербами. Если гербы Западной Европы составляли по строгим правилам геральдики, то русские эмблемы этим правилам не следовали.

Не было на Руси и слова «герб». Его начали использовать лишь в конце царствования Алексея Михайловича. В то время страна уже не могла обойтись без герба: переговоры с иностранными державами требовали знания геральдики. Поэтому в 1672 году появился рукописный «Титулярник» с изображениями 33 гербов земель тогдашней России. В их основе лежали древние городские печати.

А в 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу человека для создания гербов. Тогда прежние «печати», «знамена» и «клейма» официально назвали «гербами» и обязательной государственной символикой.

Нужно было как можно скорее разработать государственный герб, гербы царств, провинций, городов, чтобы перенести их на знамена воинских частей. Тогда Петр попросил Якова Брюса найти знающего человека. Брюс рекомендовал пьемонтского дворянина графа Франциска Санти, знатока геральдических наук и художника. Тот получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера».


Герб Москвы работы Санти.

Несмотря на формальное отсутствие гербов на Руси, Санти признал, что гербы все же есть. В работе он опирался на существующие эмблемы печатей и изображения из «Титулярника». Некоторые эмблемы уже были оформлены по правилам геральдики: имели устойчивую традицию в рисунке и размещении в ограниченной плоскости на щите. Но над большинством гербов предстояло поработать.

Санти начал с государственного герба. Как образец он взял рисунок государственной печати с двуглавым орлом и эмблемой Москвы на груди, перерисовал орла, поместил эмблему во французский щит (четырехугольник с закругленно-заостренной нижней стороной) и привел размещение и раскраску в соответствие с правилами европейской геральдики. Но Санти признал, что у русской геральдики могут быть свои законы. Например, он принял типичное для нее положение фигур в левом геральдическом повороте (в геральдике стороны определяются по отношению к держащему щит), тогда как западноевропейская геральдика предписывает только правый поворот (левым боком к зрителю).

Санти увлеченно работал над созданием гербов, выписывал из-за границы литературу по геральдике, составлял геральдический словарь, запрашивал сведения для «сочинения» гербов в русских губерниях. А в 1724 году вышел указ о введении печатей для губерний, провинций и городов, и работа по созданию гербов пошла особенно интенсивно. Но в июне 1727 года Санти обвинили в заговоре против малолетнего внука Петра I, императора Петра II. Обвинение было ложным, но Санти пробыл в ссылке в Сибири 15 лет. Вернула его лишь Елизавета Петровна.

Описание герба работы Санти определяет, что всадник на нем - святой Георгий. Но до начала XVII века официально утверждали, что всадник на московском гербе - великий князь. При этом в народе говорили, что на московском гербе изображен святой Георгий Победоносец. А иностранцы прямо называли всадника святым Георгием. Лишь при Петре I Георгия Победоносца официально признали московским гербом.

Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нашего отечества, а в зловещем змее - поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам. В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге «святого» Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея.

В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и немецкого профессора И.С. Бекенштейна, специалиста в области юриспруденции. Он попытался отказаться от этой должности, но тщетно. Также Бекенштейну поручили подготовить студентов для работы в Герольдии, но и тут не все прошло гладко: геральдике пожелали учиться лишь студенты-чужестранцы.


Герб Москвы работы фон Эндена.

Вновь интерес к городским гербам возник во время царствования Екатерины II. После реформы местного управления в 1770-1780-х, города получили некоторую самостоятельность в управлении, а гербы превратились в правовой символ, подобно свободным городам Западной Европы.

В то время «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден. Существовало уже большое количество городских гербов, но некоторые он исправлял. Обновил он и герб Москвы. Новый герб утвердили 20 декабря 1781 года. На гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину. Энден одел его в полный доспех от пяток до макушки, подобно немецкому рыцарю XV-XVI веков.

Хотя «сочиненный» фон Энденом герб утвердили, им старались не пользоваться. И даже на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия сохранялось прежнее изображение святого.


Герб Москвы работы Кене.

В 1850-х управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий «ученый нумизмат» на русской службе Б.В. Кене. Он-то повернул всадника на гербе Москвы по западноевропейским правилам. Поэтому с 1856 до 1917 года Георгия Победоносца изображали на гербе в неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева.

В царствование Николая I и Александра II Георгия Победоносца изображали в западноевропейских сплошных доспехах, а при Александре III ему вернули прежний античный облик. А 23 февраля 1883 года герб Москвы утвердили как элемент Большого государственного герба.

На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем.

В Москве начала XX века редко и неохотно пользовались официальным московским гербом. Зато было много художественных произведений на его тему, больше связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Это, например, барельеф работы В.М. Васнецова на фасаде Третьяковской галереи. А в 1919 году в Белом движении попытались сделать Святого Георгия государственной эмблемой России.


Советская власть уничтожила эмблематику царской России, и 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы работы архитектора Д.Н. Осипова.

Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу над надписью «Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динамо-машина - эмблема электрификации.
Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета.

Этот герб Москвы в конце 1920 - начале 1930-х изображали на печати Моссовета и печатали на его изданиях. Но уже к концу 1930-х годов он вышел из употребления. Сейчас советский герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Большого Каменного моста через Москву-реку.

Хрущевская «оттепель» затронула все стороны жизни СССР. Тогда же возродился интерес к геральдике. В журналах появились статьи о старых гербах. Любители начали сочинять новые гербы для городов и поселков, возникших уже после революции, и переделывать старые гербы на современный лад.

В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы. Из 177 проектов большинство предлагало гербы с новой - социалистической - символикой: красная звезда, серп и молот, Останкинская телевизионная башня, Ленина, горящий факел, голубь мира, восходящее солнце и другие подобные эмблемы на фоне зубчатой кремлевской стены. Но при этом много проектов включало изображение всадника наподобие дореволюционного герба Москвы. Ни один из проектов не удовлетворил жюри.

Вновь вопрос о гербе Москвы возник в 1992 году. Депутат Моссовета художник Константин Иванов по своей инициативе разработал эскизы и предложил на их основе восстановить старый герб с изображением Георгия Победоносца. Но этот вариант не утвердили и подвергли критике. Чаще всего художника упрекали, что изобразил святого Георгия без шлема. Так художника вынудили вернуться к «сочинению» подполковника фон Эндена.


Возвращение герба Москве.

23 ноября 1993 года вышло распоряжение Мэра Москвы «О восстановлении исторического герба города Москвы».

А каноническое изображение Георгия Победоносца как святого - с нимбом - есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста. Но почему святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий бог Перун. Не проливает света на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на Московском гербе как «Святой Георгий Победоносец», и при этом закон регламентирует изображать его как рыцаря, а в гербе Российской Федерации - как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, и был воином. Приняв христианство, он раздал свое имущество бедным и пошел проповедовать. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан. Георгий также попал в руки палачей. У него потребовали отречься от веры, но он отказался. Тогда Георгия казнили. Почитать великомученика сначала стали на Востоке, а затем и в христианских странах Европы.
Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывает его «Житие». Одно из них - спасение от змия. Возле одного языческого города поселился в пещере змий. Он похищал и губил жителей, и чтобы умилостивить его, жители отдавали своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к пещере. Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги. Святой привел его в город и на глазах у всех отрубил змию голову. Горожане обрадовались и приняли христианство.
На Руси о святом Георгии узнали еще до принятия христианства. Его считали покровителем воинов и князей, поэтому в 988 году князя Ярослава Владимировича крестили под именем Георгия. Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей. А Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в благодарность за победу заложил в селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.

А вам есть что добавить в рассказ об истории московского герба?

В разные моменты времени для Московской области было изготовлено несколько видов гербов, но самыми известными из них стали всего два. Автором первого герба в 1781 году выступил герольдмейстер Волков. Затем в 1884 году гербы Московской губернии были изменены и сделаны по новым стандартам, которые разработал герольдмейстер Кене по указу Николая I. И именно с этого исторического момента, все новые гербы должны были изготавливаться только согласно новым правилам. Нововведения коснулись также и старых гербов, которые были исправлены, однако лишь в Московской губернии были видоизменены все имеющиеся гербы. Кене сумел добиться того, что по стандартам, которые он создал, все гербы Российской империи стали соответствовать западноевропейской геральдике.

Описание герба

Всего существовало три допустимые версии создания герба, которые можно было использовать в разных композициях (в одном цвете или нескольких):

  • Гербовый щит - на гербе Московской области отсутствует корона и ленты.
  • Гербовый щит с короной - на гербе отсутствуют красно-желтые ленты трех орденов.
  • Полный гербовый щит - на гербе Московской области есть золотая корона и ленты.

Геральдическое описание герба: в червленом поле Георгий Победоносец в серебряном вооружении (латах и шлеме) и лазоревом плаще, сидящий в красном седле с золотой бахромой на серебристом скачущем коне, поражающий позолоченным копьем, увенчанным золотым восьмиконечным крестом, золотого крылатого змия (дракона о четырех лапах) с зелеными крыльями. Гербовый щит увенчан золотой императорской короной и дополнен лентами трех орденов Ленина.


Как возник герб?

Ни для кого не секрет, что основой областного герба послужил герб столицы, вы уже могли ознакомиться с фото герба Московской области выше. Областной символ зародился еще в Средневековье. Давайте ближе познакомимся с историей герба Московской области.

Георгий Победоносец был духовным символом правителей и жителей русских земель. Еще до появления на Руси Георгий Победоносец был защитником византийских императоров. Как же он оказался на гербе Московской области?

В конце XIV века московский князь Иван III был обручен с Софьей Палеолог, которая происходила из древней византийской династии императоров. Конечно, правитель Руси перенял многие черты византийской геральдики и атрибутики, одной из них и был двуглавый орел с копьем, который убивал змея.

Окончательная версия была согласована лишь в 1883 году и изображала на гербовом щите великомученика Георгия. Герб был обрамлен короной, которая была символом власти императора, а также дубовыми ветвями как символом доблести и мужества.

Символика

Что изображено на гербе Московской области, мы можем увидеть на фото. Разберем подробнее, что означает каждый из негласных символов.


  • Георгий Победоносец - это основа гербового щита. Святой стал покровителем всего русского населения. Георгий Победоносец олицетворяет вечную тему противостояния добра и зла, в которой добро побеждает. Змей, пораженный копьем, погибает от руки хранитель русских земель.
  • Золото - как и во все времена, это символ богатства, а в христианстве этот благородный металл является еще и верой и милосердием.
  • Серебро - чистота и невинность, справедливость и откровение.
  • Червлень как символ отваги, мужества и силы русского народа. Красный цвет - цвет красоты и празднеств.
  • Голубой (лазурь) - это образ честности и добродетели, безупречность во всем.
  • Пурпур символизирует достоинство и власть.
  • Корона - символ статуса Московской области.
  • Ленты 3 орденов Ленина - это награды области, которых она была удостоена трижды в XX веке.

Сходства и различия


Как уже было сказано, гербовый щит Московской области очень похож на герб Москвы. Следует разобраться, какие же сходства есть, а чем отличаются эти гербы.

Первое, что бросается в глаза, это одинаковые главные фигуры на гербах, но здесь и всплывает первое существенное отличие - на гербе Москвы Георгий Победоносец повернут в другую сторону и цветовая гамма более яркая и красочная.

Следующее отличие коснулось изображения змея - на гербе Москвы он выполнен в черном цвете, а вот на гербе Московской области змей золотой с зеленоватыми крыльями.

Сходства в цвете щитов: оба герба выполнены в богатом, привлекающем внимание, алом цвете, помимо этого, всадники тоже похожи, оба в серебряном цвете.

Георгий Победоносец: жизнеописание


Главным достоинством и символом гербового щита является Георгий Победоносец, и поэтому хотелось бы более детально рассмотреть его не как символический образ, а как реально существовавшего человека.

Великомученик Георгий родился в богатой и богобоязненной семье, был воспитан в соответствии с христианскими устоями. Георгий рос сильным и смелым юношей и поступил на военную службу. Очень быстро он добился успехов на этом поприще и получил звание тысяченачальника. В то время правил Диоклетиан, который славился жестокостью к христианам и фанатичной пропагандой римских богов. Георгий не мог стерпеть мучительные казни и гонения христиан и однажды явился к Диоклетиану и объявил себя христианином. Правитель пытался уговорить Георгия отречься от христианской веры, но ничего не вышло, и святой Георгий был заключен в тюрьму, где подвергался изощренным пыткам, но никакие лишения и физические тяготы не сломили Георгия. Тогда император решил, что заключенный прибег к магии, и приказал отрубить ему голову. Так ушел из жизни заступник всех христиан.

Мощи Георгия Победоносца оставили в городе Лидда (ныне Лод), что находится в Израиле, голова же хранилась в римском храме, который был посвящен ему.

На иконах Георгий сидит верхом на белом коне и поражает копьем змея. Этот образ основан на легенде, по которой недалеко от места проживания семьи Георгия было озеро, в котором обитал змей. Жители регулярно по жребию отдавали змею на съедение человека. И вот однажды жребий пал на дочку императора тех мест, ее привязали к дереву и стали ожидать появления чудовища. Когда змей открыл свою пасть, чтобы поглотить несчастную, на берегу появился Георгий и убил змея, тем самым спас девушку.


Историческая преемственность

Областной герб положил начало для создания гербов для каждого из городов Московской области.

Так, в 1989 году, а именно 21 сентября по решению Дзержинского Совета депутатов был создан и утвержден герб города Дзержинска.

Конечно, Георгий Победоносец не включен в символику каждого герба, ведь тогда они не были бы уникальными. Но именно герб Московской области олицетворяет всю мощь и величие городов области, которые всегда способны сплотиться перед лицом опасности и победить любого врага.