Якутский эпос герой олонхо презентация. Смотреть что такое "Олонхо" в других словарях

Китайский театр Куньцюй готовит постановку спектакля-олонхо "Туйаарыма Куо", который будет представлен в ноябре на Днях культуры Земли олонхо в Пекине, сообщается на сайте правительства Якутии.

Олонхо - традиционный устный жанр якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило его одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Эпос олонхо рассказывает о трёх мирах: верхнем, где обитают боги, среднем, населённом людьми, и нижнем, заселённом злыми духами. Все три мира соединяет дерево жизни. Богатыри из мира людей совершают подвиги и побеждают зло.


"Спектакль по мотивам якутского героического эпоса будет поставлен театром Китая в рамках Дней культуры Земли олонхо в Пекине, которые пройдут в ноябре этого года. Проект является совместным: театр Олонхо, некоторое время назад заключивший соглашение о сотрудничество с театром Куньцюй, является соорганизатором постановки", - сообщается на сайте.

Министр культуры Якутии Владимир Тихонов встретился в Пекине с руководством театра и обсудил предстоящие Дни культуры Земли олонхо и вопросы дальнейшего сотрудничества.

Куньцюй, или Куньшаньская опера - древнейший вид оперного искусства. В спектаклях представлены не только пение и музыка, но и боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Большинство этих опер созданы на основе известных классических текстов из мифологии и китайской истории. В 2001 году куньцюй была объявлена ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.




РИА Новости http://ria.ru/culture/20150720/1137650077.html#ixzz3gPnNqpd7

25 ноября 2005 года - День провозглашения якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО - был объявлен как День олонхо в республике Саха , таким образом, родился ещё один народный праздник, как и национальный праздник ысыах.



Олонхо состоит из множества героических сказаний о подвигах древних богатырей. Средний размер сказаний достигает 10-12 тыс., а наиболее крупные насчитывают до 50 тыс. стихотворных строк. Например, олонхо Р. П. Алексеева из Усть-Алданского улуса «Алаатыыр Ала Туйгун Бухатыыр», опубликованный в I томе научно-популярной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке, имеет объём 50 тыс. стихотворных строк.

В периоды своего наивысшего живого бытования олонхо всегда поддерживалось исключительно самим народом, который во все времена стремился культивировать его как своё главное духовное богатство. В различных жанрах устного фольклора якуты, как бесписьменный народ, прежде всего, стремились сохранить свой язык, фольклор, культуру и историю.

Само содержание эпоса отражает период разложения родового строя, и считается, что зачатки олонхо возникли ещё в период территориальной близости предков якутов к тюрко-монгольским племенам (не позднее VI-VII вв.). Известна мысль П. А. Ойунского, создателя одного из крупных по объёму и художественному воплощению текстов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»: «Время появления олонхо в виде отдельных повествований о войне должно быть отнесено ко времени татарского и монгольского нашествия на Китай. К числу этих войн должна быть отнесена и война, приведшая к образованию трёх национальных единиц (в сказке трёх миров)… Древние якуты, ушедшие из Средней Азии, застали эти войны на территории древне-китайской империи» (Ойунский, 1962, с. 133-134).

В течение веков якутский эпос, как устная традиция, создавался усилиями многих поколений сказителей в основном в семейном кругу с приглашением близких соседей. У многих знаменитых олонхосутов в раннем детстве проявлялся наследственный дар к сказительству. Например, олонхосут Н. Е. Павлов из Кобяйского улуса «по отцовской линии не имел ни одного олонхосута, а по материнской линии - девять поколений сказителей, семь поколений шаманов». В семье знаменитого олонхосута Н. А. Абрамова-Кынат все трое братьев были олонхосутами и шаманами. Именно в семейном кругу будущий сказитель с детства усваивал содержание олонхо, воспринимал все нюансы сказительства, употребляя традиционные эпические формулы в повседневной разговорной речи, стараясь свои мысли передать поэтическим языком эпоса (Илларионов, 1982, с. 22-24).

Сегодня якутский эпос продолжает жить в разных модификациях: в театре и кино, книгах, радиопередачах, на телевидении, в детских студиях, изобразительном и прикладном искусстве, даже в компьютерных играх и т.д. Естественно, это уже не традиционное бытование олонхо как устной сказительской традиции, но с 90-х гг. ХХ в. в связи с принятием суверенитета в республике началось пробуждение этнического самосознания народа саха (якутов), повлекшее за собой подлинное возрождение духовной культуры и фольклора.

Начали проводиться локальные и республиканские конкурсы по различным видам традиционной культуры, в том числе и конкурсы эпического пения и сказительства среди разных возрастных групп населения. С 1988 г. ежегодно стал проводиться республиканский фестиваль юных исполнителей олонхо «Я - дитя Земли олонхо», передающий молодому поколению эту традицию. С созданием Республиканской общественной организации «Ассоциация олонхо» (1999 г.) на новый уровень поднялся интерес к эпосу среди населения республики. Сегодня ассоциация имеет около 20 филиалов в республике. Центр олонхо вместе с ассоциацией выпутили 21-томную научно-популярную серию «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке.

В виде закона принята десятилетняя Государственная целевая программа по сохранению, изучению и возрождению якутского героического эпоса олонхо (2006-2015 гг.), принят закон Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию эпического наследия народов РС (Я), проводятся ежегодные республиканские «Ысыахи олонхо» по улусам, создан эпический театр олонхо, построены «Домоа олонхо», разработаны историко-культурные комплексы «Земля олонхо» в местах традиционного бытования олонхо и т.п.

Сегодня в реальных условиях потери самоидентификации малочисленного народа, каковым является народ саха, олонхо вновь востребован жизнью, как никогда ранее, именно с точки зрения объединения самого этноса и выражения его как символа общности с тюрко-монгольским миром. Получение статуса шедевра возлагает огромную ответственность на республику по сохранению, возрождению и изучению якутского героического эпоса олонхо, передаче устной сказительской традиции молодому поколению, популяризации эпоса на российском и международном уровнях.


Деятельность по передаче устной сказительской традиции молодому поколению имеет многоуровневый характер: в частности, по педагогике олонхо разработаны и внедряются специальные программы, начиная с детского сада до вуза; созданы кружки, студии, школы эпического пения, летние лагеря по эпическому исполнительству среди детей, продолжается проведение различных фестивалей и конкурсов для населения и т.д.

Различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством . Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности , остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток (дней и ночей). «Нюргун Боотур Стремительный» - наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Сюжеты

Действие в олонхо происходит в трёх мирах - Верхнем (якут. Үөhээ Дойду ), Среднем (якут. Орто Дойду ) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду ). В середине мироздания находится Аал Луук Мас - Мировое Древо , корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо , где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы , утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы . Отверженные потомки божеств Айыы , изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях -первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий ). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу -хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абасы (якут. Абааhы ) - враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену . И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абасы . В некоторых сказаниях богатыря , призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой - это богатырь или богатырка из племени Айыы . Основная их функция - борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абасы . Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якут. Үрүҥ Айыы Тойон ), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (якут. Күн Дьөhөгөй ), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйиэхсит и Айыысыт (якут. Айыыhыт ) и др.

Исполнение

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом , а прямая речь персонажей - пением . Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого , которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы . Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры , являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником ; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

В произведениях современных молодых художников образы Олонхо сливаются с поэзией народного фольклора, со сказочными образами.

Издания

Якутское книжное издательство, 1975 г. (на русском языке)

Дизайн. Информация. Картография, 2007 г., ISBN 978-5-287-00535-1 (на русском языке)

Ссылки

  • Культурно-информационное пространство «Портал Олонхо» - Официальный республиканский ресурс об Олонхо и культуре Республики Саха (Якутия)
  • Olonkho.info - мультиязычный портал Информационной системы «Олонхо»

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Олонхо" в других словарях:

    Якутский героический эпос. Состоит из множество сказаний, называется обычно по имени героя («Нюргун Боотур», «Мэлдью Сильный» и др.). Исполняется народными сказителями олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком,… … Энциклопедический словарь

    ОЛОНХО, якутский героический эпос. Цикл из многих сказаний (10 15 тыс. стихотворных строк каждое), называемых обычно по имени главного героя: Нюргун Боотур, Мэлдью Сильный и т.д. Исполняется сказителями олонхосутами без музыкального… … Современная энциклопедия

    Олонхо - ОЛОНХО, якутский героический эпос. Цикл из многих сказаний (10 15 тыс. стихотворных строк каждое), называемых обычно по имени главного героя: “Нюргун Боотур”, “Мэлдью Сильный” и т.д. Исполняется сказителями олонхосутами без музыкального… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, называемых обычно по имени героя (Нюргун Боотур, Мэлдью Сильный и др.). Исполняется народными сказителями олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, обычно… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 эпос (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    олонхо - ОЛОНХО´ устный эпос якутского народа, повествовательная форма мифологических и героических сказаний (былин). Олонхосу´т сказитель, исполнитель О. Основоположник якутской художественной литературы олонхосут А. Кулаковский был выдающимся знатоком… … Поэтический словарь

    ОЛОНХО - якутский героический эпос … Этнографический словарь

    олонхо - олонхо, якутский героический эпос … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен 10 15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками.… … Большая советская энциклопедия

«Олонхо»

ThankYou.ru: «Олонхо»

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО

НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения - якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.

Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.

Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.

Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов - курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои - в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент - не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские - через смешанные браки.

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).

Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.

В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII–XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.

«Взаимопроникаемость» и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.

Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.

Как указано выше, предки якутов, курыканы, имели общение с древними тюрками в VI–VIII вв. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты (вероятно, в северном Прибайкалье), были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII–IX вв.

Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты (борьба с чудовищами), пережитки общеродового дележа добычи (сохранившиеся в некоторых олонхо), экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда (на охоте). А на то, что это эпос позднеродового периода - времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев - преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота - в тени, на втором плане (герой охотится только в начале своей жизни). Родовое общество фактически разделено на героев (родовых аристократов и вождей) и их челядь - домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой - вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда - выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо - эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Выделился «олимп» - сонм добрых божеств во главе с Юрюнг Аар Тойоном (Белый Великий Господин). Добрым божеством противостоят злые подземные божества (мир дуалистичен) во главе с Арсан Дуолаем. Его люди - абаасы творят зло и насилие.

ThankYou.ru: «Олонхо»

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО

НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения - якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.

Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.

Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.

Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов - курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои - в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент - не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские - через смешанные браки.

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).

Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.

В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII–XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.

«Взаимопроникаемость» и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.

Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.

Как указано выше, предки якутов, курыканы, имели общение с древними тюрками в VI–VIII вв. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты (вероятно, в северном Прибайкалье), были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII–IX вв.

Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты (борьба с чудовищами), пережитки общеродового дележа добычи (сохранившиеся в некоторых олонхо), экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда (на охоте). А на то, что это эпос позднеродового периода - времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев - преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота - в тени, на втором плане (герой охотится только в начале своей жизни). Родовое общество фактически разделено на героев (родовых аристократов и вождей) и их челядь - домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой - вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда - выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо - эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Выделился «олимп» - сонм добрых божеств во главе с Юрюнг Аар Тойоном (Белый Великий Господин). Добрым божеством противостоят злые подземные божества (мир дуалистичен) во главе с Арсан Дуолаем. Его люди - абаасы творят зло и насилие.

Понятие Олонхо Олонхо древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».


Структура Структура. Поэмы, длина которых в среднем составляет стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» наиболее известный из якутских олонхо, состоит из тысяч стихотворных строк.


Сюжеты Сюжеты. Действие в олонхо происходит в трёх мирах Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.


Основная тема олонхо это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх- буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (якут. Абааhы) враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.


Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.


Знаменитые олонхосуты Абрамов, Николай Алексеевич - Кынат (Мегино-Кангаласский улус, I Нахаринский наслег) Алексеев, Михаил Иннокентьевич - Туһалыыр Мэхээлэ (на якут. яз.)(Таттинский улус, Игидейский наслег) Белолюбскай, Николай - Микичээнэп (Айыы ойууна) (на якут. яз.) Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, I Соттинский наслег) Бурнашев, Иннокентий Иванович - То ҥ Суорун (Мегино-Кангаласский улус, Тарагайский наслег) Бурцев, Константин Назарович - Оло ҥ хоһут Көстөкүүн (Борогонский (ныне Усть- Алданский)улус, Хоринский наслег) Говоров, Дмитрий Михайлович - Оло ҥ хоһут Миитэрэй (Борогонский (ныне Усть- Алданский) улус, II Ольтёхский наслег) Готовцев, Игнатий Степанович - Кынаачай (Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, Тюляхский наслег) Громов, Алексей Кириллович - Арылыас (Дюпсюнский улус, Тюляхский наслег) Данилов, Иван Иванович - Тойтуун Уйбаан (Борогонский (ныне Усть-Алданский) улус, II Ольтёхский наслег) Заболоцкай, Василий Петрович - Бачы Баһылай (на якут.яз) (Баягантайский улус, Баягантайский наслег) Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола (Сунтарский улус, Тюбяйский наслег) Кулаковскай, Алексей Елисеевич - Өксөкүлээх Өлөксөй (на якут. яз.) (Таттинский улус, Селляхский наслег) Оготоев, Петр Васильевич (Дюпсюнский улус, I Легейский наслег) Ойунский, Платон Алексеевич (на якут. яз.) (Таттинский улус, Черкёхский наслег) Саввин, Степан - Куохайаан (на якут. яз.) (Таттинский улус, Черкёхский наслег) Ушницкай, Гаврил Николаевич - Баалдьаха Хабырыыһа (Дюпсюнский улус, Онерский наслег) Ядрихинский, Прокопий Прокопьевич – Бэдьээлэ (на якут. яз.) (Намский улус, Кебекенский наслег)


Герои Эпоса Олонхо Айталыын Куо персонаж многих олонхо, имя женщины из племени айыы айма ҕ а; Айталыын выступает в роли сестры или суженой невесты главного героя, а в олонхо «Дыырай Бэргэн (Бөгө)» невесты-оборотня, не желающей выйти замуж по предначертанию божеств; в других олонхо Айталыын сестра героя, богатырка, спасающая своего брата от гибели или пленения. Имя Айталыын носят и удаган из племени айыы, оживляющие погибшего богатыря. Ардьамаан Дьардьамаан персонаж многих олонхо, тунгусский богатырь и шаман. Соперник богатырей айыы айма ҕ а в героическом сватовстве, похищает женщин айыы. В некоторых олонхо выступает в роли друга и советника главного героя. Ардьамаан Дьардьамаан собирательный образ, отражающий взаимоотношения якутов и тунгусских племен в древности.


Дыырай Бэргэн (Бө ҕ ө) главный герой одноименного олонхо, отверженный потомок божеств айыы, поселенный в Среднем мире за поступок, совершенный им еще до рождения в утробе матери: когда беременная дочь Үрүн Айыы Тойона подносила ритуальный кубок (чороон) отцу, ребенок пинком расплескал кумыс, и в этот год погибло много детей, жеребят и телят. Разгневавный верховный небожитель решил еще неродившегося внука изгнать из Верхнего Мира. Мать Дыырай Бэргэна превратили в кобылу и спустили в Средний мир, и она у священного дерева Аал Кудук (Луук) Мас разрешилась недоношенным ребенком. Дыырай Бэргэн был воспитан духом-хозяйкой страны, наречен ею именем сын лошади Дыырай Бэргэн. По достижению зрелого возраста он спас от гибели богатыря айыы айма ҕ а соплеменника, побратался с ним. Спасенный богатырь оскорбил Дыырай Бэргэна и внезапно исчез. Дыырай Бэргэн, преследуя его, достиг родины побратима, родители которого за спасение сына подарили Дыырай Бэргэну щенка. Щенок потом превратился в прекрасную девушку, на которой Дыырай Бэргэн женился, и они стали родоначальниками ураанхай саха. По другой версии этого олонхо дочь божества-дарителя лошадей Күрүө Дьөсөгөя безбрачно зачатого ребенка родила, спустившись в Средний мир в образе кобылицы. Кулун Куллустуур главный герой одноименного олонхо, сын божества- дарителя лошадей Грозного Дьөсөгөя, богатырь со сложным бунтарским характером. Он поднимает протест за то, что его младенцем божества поселили в Среднем мире и против его воли решили женить на удаганке Күн Толомон Ньургустай, тем самым он идет против предначертаний судьбы, определяемой божествами. Удаган и богатырка Күн Толомон Ньургустай, предназначенная ему суженая, ведет упорную борьбу с Кулун Куллустуур за осуществление божественных предначертаний, и только силой своего волшебства укрощает строптивого жениха и избавляет его от нечистой силы, которую в него когда-то вселила богиня войны и раздоров Илбис Кыыһа. Очищенный от злых чар Кулун Куллустуур женится на Күн Толомон Ньургустай и становится родоначальником большого семейства людей ураанхай саха. Таким образом, побеждают традиционные законы, установленные божествами, бунтарь, решившийся идти против предопределений судьбы, подчиняется родовым этическим нормам.


Кыыс Бухатыыр главная героиня одноименного олонхо, дева-богатырка. В основе развития сюжета олонхо о деве- богатырке лежат две сюжетные линии: взаимоотношение между богатыркой и плененым ею богатырем-рабом, потеря и поиск героиней похищенного коня. В переплетении этих двух сюжетных линий создается эпический образ женщины, первой жительницьи Среднего мира, ставшей прародителъницей племени ураанхай саха. Кыыс Дэбилийэ главная героиня одноименного олонхо, женщина-богатырка защитница племени. Кыыс Дэбилийэ сосланная божествами на Средний мир, возглавляет борьбу богатырей айыы айма ҕ а против агрессивных действий женщины из Нижнего мира и её троих воспитанников, двое из которых были похищены в младенчестве из семей айыы и воспитаны в духе вражды к родному племени. Кыыс Дэбилийэ, усмирив двух из этих воспитанников выходцев из племени айыы, очищает их от чар и скверны, причиненньих им племенем абааһы, возвращает их в родную им айыы айма ҕ а и обустраивает мирную счастливую жизнь в Среднем мире.


Мулдьу (Мулдьун, Мулдьует) Бөгө главный герой одноименного олонхо, богатырь, защитник айыы айма ҕ а. В младенчестве отверженный родителями из-за уродства младший сын; впоследствии в самый критический период жизни становится мотущественным защитником своего племени. Так, герой олонхо Д.М. Говорова появился на Среднем мире невероятно уродливым ребенком, зарытым в навозной куче. И так неподвижно пролежал тридцать лет отвергаемый всеми. Затем он поднимается и совершает подвиги в защиту людей айыы айма ҕ а. В разных олонхо персонажи под именем Мулдьу Бөгө выступают в роли родоначальника, старшего или младшего брата героев и даже сына женщины-богатырки. Всех этих богатырей объединяет то, что в детстве были они немощными калеками. Ньургун Боотур главный герой одноименного олонхо, богатырь- защитник племени Айыы. По просьбе обитателей Среднего мира верховные божества спускают с Верхнего мира могучего богатыря Ньургун Боотура с сестрой Айталы Куо и заселяют их в Среднем мире. Ньургун Боотур защищает соллеменников от злых замыслов враждебных сил, возвращает на Средний мир похищенных женщин, освобождает плененных богатырей айыы, обустраивает семейную жизнь вызволенных им из беды. Он сам становится родоначальником ураанхай саха, соединив судьбу с женщиной-богатыркой, побежденной в единоборстве с ним. Героический образ Ньургуна Боотура вдохновил П.А. Ойунского на создание эпопеи-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» и драматической поэмы "Туйаарыма Куо».


Кыыс Кыскыйдаан сатирический персонаж олонхо, женщина из племени абааһы, сестра богатыря Нижнего мира. Ее безобразный облик дополняется непривычной для людей айыы одеждой из шкуры жертвенных животных. Самое главное желание Кыыс Кыскыйдаан выйти замуж за богатыря айыы айма ҕ а. С юмором обрисованы ее старания понравиться богатырю айыы, ее страстные песнопения, в которых выражается характер женщины легкого поведения. Сорук (Сарык) Боллур (Боллостой) персонаж многих олонхо, парень- порученец или парень- табунщик у родоначальников, находящийся в прислугах или домашнего раба. Портрет Сорука Боллура и его поведение рисуется в юмористически- комедийном тоне. Но несмотря на приниженное положение он верен своим хозяевам, считается членом их семьи, дает мудрые советы и даже помогает герою в его богатырском поединке. Иногда Сорук Боллуром называются небесные вестники божеств.


Туйаарыма Куо персонаж многих олонхо, женщина айыы айма ҕ а суженая невеста героя или сестра его. Туйаарыма эпический женский идеал, наделенная красотой, устойчивой нравственной чистотой, настоящая представительница слабого пола, находящаяся под защитой и покровительством всего рода (племени) и богатырей (ср. Айталыын Куо). Эр Со ҕ отох главный герой одноименного олонхо, богатырь-родоначальник племени (рода). Эр Со ҕ отох (дословно Муж Одиночка) первый единственный человек в эпической стране, поселенный в ней божествами во младенчестве, воспитывается духами - хозяевами страны. Достигнув зрелого возраста, Эр Со ҕ отох узнает, что он потомок божеств айыы и послан с Верхнего мира с предназначением быть родоначальником племени ураанхай саха. Эр Со ҕ отох совершает поход за суженой невестой, в богатырских состязаниях добивается права жениться на ней и становится прародителем рода саха ураанхай.


Заключение В заключении хочу утвердить, что «Образцы народной литературы якутов» Пекарского, однозначно получившие высокую оценку отечественных фольклористов, несомненно сыграли свою положительную роль в провозглашении ЮНЕСКО якутского героического эпоса-олонхо 2005г. шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. Если бы, Э.К. Пекарский не собрал и не напечатал материалы по фольклору и олонхо, то возможно, многие виды фольклора не дошли бы до наших дней.