Великий комбинатор: Кто был прототипом Остапа Бендера. Остап Бендер – реальная история великого комбинатора (2 фото)

Остап Бендер – главный герой знаменитых романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Вне всякого сомнения, Бендер – один из самых ярких персонажей русской литературы, каждая реплика которого давно разобрана на цитаты. Это удивительно обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный, цель, вера и вечная страсть которого - деньги. Он не скрывает своей искренней любви к денежным знакам, и вся его жизнь подчинена их добыче. Несмотря на то, что в итоге все его грандиозные проекты терпят фиаско, Бендер всегда остается победителем – даже с перерезанным горлом, даже ограбленный и пойманный, как случилось с ним в развязках обоих романов.


Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".



Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.


Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрский , Арчил Гомиашвили , Олег Меньшиков , и, конечно же, Андрей Миронов .

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".

Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".

Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.

Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрски й, Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков, и, конечно же, Андрей Миронов.

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".

"Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость".

Многие совграждане, начитавшиеся, а более насмотревшиеся фильмов про похождения сына турецкоподданного, время от времени порываются написать продолжение "стульев и теленка". Как так "переквалифицироваться в управдомы"!? Этот пост является одновременно ответом на этот порыв и историей жизни незаурядного человека.

Полное имя: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, Бендер-Задунайский, а также также Остап Ибрагимович. Главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенвадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Некоторые исследователи считают, что фамилия Бендер произошла от названия города Бендеры, который во времена появления романов о Бендере находился на румынской сторроне Днестра, а ещё раньше находился во владениях турков. «Мой папа, - любил говорить Остап Бендер, - был турецко-подданный».

Скорее всего папа Бендера, как и папа его создателей жил в Одессе и мог быть евреем-коммерсантом, которые нередко принимали турецкое поданнство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, существовавших в России.

Бендер извенстен как «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой - необъяснимый феномен природы» . Суде по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

В 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме вместе см Яковым Менелаевичем, сидевший там же по «пустяковому делу». В условиях НЭПа мошеничество из разряда преступления перешло в разряд аморальных поступков, поскольку деньги и ценности изымались ненасильственно6 «на блюдечке с голубой коёмочкой». С принятием уголовного законодательства былв произведена амнистия всех, кто сидел в переполненых тюрьмах «по пустяковым делам».

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, старший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Осип Шор родился 30 мая 1899 года в Никополе. Такие авантюрные эпизоды его жизни, как выдача себя за художника, гросмейстера, жениха, представителя антисоветской организации с целью добычи средств к существованию, срисованы с О. Шора. Это прототипство подтверждалось Валентином Катаевым.

Свидетельство о рождении Осипа Шора

Осип Вениаминович Шор родился 30 мая 1899 г. в г. Никополе (сейчас – Днепропетровская область) в семье владельца магазина колониальных товаров купца 2-ой гильдии Вениамина Шора и его жены – дочери крупного одесского банкира Екатерины (Куни) Бергер. Вырос в Одессе, куда Шоры переехали, когда Осе был год, т.е. в 1900 г.

В Одессе семья Шоров жила в доме №78 на улице Полтавской победы (ныне Канатной). Осип или Остап, как называли его домашние и друзья, был вторым ребенком в семье. Его старший брат Натан, впоследствии сыграл в жизни Остапа важную роль. В 1901 году их отец умер от сердечного приступа. Через несколько лет Екатерина Бергер вторично вышла замуж за удачливого петербургского купца Давида Раппопорта. От этого брака родилась девочка Эльза, ставшая впоследствии известной художницей.

Канатная улица в Одессе (начало ХХ в.)

В 1906 году Остап Шор поступил в мужскую гимназию Илиади. Через много лет Ильф и Петров «определили» сюда Остапа Бендера, который, как утверждают авторы «Золотого теленка», на всю жизнь запомнил «латинские исключения, зазубренные... в третьем классе частной гимназии Илиади». Судя по оценкам, к точным наукам он был склонен больше, чем к гуманитарным (единственная тройка среди тринадцати дисциплин у него была по русскому языку и словесности, а вот по предмету, изучавшему «законы еврейской веры», Шор имел твёрдую четвёрку). Зато по законоведению, заметьте, пятерка!

Став студентом физико-математического факультета Новороссийского университета и передумав учиться в этом замечательном вузе, не имея ни гроша в кармане, семнадцатилетний Осип-Остап в 1916 году отправился в Санкт-Петербург, чтобы собственноручно написать заявление о поступлении на механический факультет Технологического института имени императора Николая I. Но, как говорят в Одессе, недолго музыка играла: дело о принятии в число студентов Осипа Шора, начавшееся 13 ноября 1916 года, было закончено 13 сентября 1917– го.

Непризнанный гений. У Шора было множество гениальных идей, но он мечтал найти курицу, которая будет нести ему золотые яйца. И он встретил эту курицу в буквальном смысле. Осип нашел ее на дороге и что-то в ее внешнем виде было неприличное – она была без единого перышка.

Впереди их ожидало прекрасное будущее на сельскохозяйственной выставке. Лысая курица стала знаменитостью. Одесские газеты разнесли весть об удивительном открытие отечественных селекционеров - мечте поваров и домохозяек - курице, которую не надо ощипывать! На это сообщение тут же отреагировала мясная промышленность.

Крупнейшие мясозаводчики прислали в Одессу своих агентов, которые были приглашены в местное научное общество, где седой профессор прочел им длинную лекцию о революции в области птицеводства. В роли профессора выступил переодетый Шор.

Фирма "Идеальная курица" заключила контракты с крупнейшими птицефабриками юга России. Однако в назначенный срок, курицы заказчикам не поступили. Заводчики забили тревогу, но профессора и фирму найти не удалось. Нашли только курицу, у которой на шее болталась записка: "Мы одесские селекционеры вывели еще курицу без головы и костей".

А вот ещё несколько «шуток».

30 мая 1918 года Осип Шор праздновал свое 18-тилетие, поздравлять его пришли весьма уважаемые люди - сахарозаводчик Евлампий Кутякин, бандит Васька Косой и раввин местной синагоги Берштейн. Все они обращались к имениннику с большим почтением и благодарили его за гениальные идеи.

Купец Кутякин был обязан Осипу по гроб жизни за то, что тот помог избавиться ему от конкурента купца Розенбаума. Оба они консервировали вино сахаром, и у обоих оно прокисало, не доехав и до Самары. Шор нашептал купцу Розенбауму тайный рецепт - если в вино добавить борной кислоты, то оно не превратиться в уксус, даже доехав до Хабаровска. В результате Розенбаум разорился - у вина оказался такой насыщенный букет, что его не стали пить даже горькие пьяницы.

Банда Васьки Косого давно присмотрела для грабежа банк, но там была огромная двухсоткилограммовая дверь с кодовыми замками, к которой было не подступиться. Только взглянув на здание банка, Осип понял, что дверь открывать не потребуется, нужно только переодеться трубочистами и попасть в банк через печные трубы. Стоит ли говорить, что Шор получил свой процент после осуществленного ограбления.

Но самую остроумною идею он предложил раввину. Берштейн хотел лучшей жизни для своих прихожан, и он по совету Осипа начал продавать места в раю. Для наглядности на стене синагоги был вывешена схема рая, представленная как дорогой пансионат. Внизу был прейскурант, где каждый мог выбрать себе местечко в раю по вкусу и по карману. На взносы желающих раввин отреставрировал синагогу и отремонтировал собственный дом.

Но конечно особого внимания заслуживает его 10-ти месячное путешествие из Москвы в Одессу. Кругом царил хаос, вот и выкручивался безденежный Осип как мог.

Чем он только не промышлял по пути домой! Не умея толком играть в шахматы, несостоявшийся студент представлялся гроссмейстером, не держав ни разу в руках кисти, он устроился художником на пароход, курсировавший с агитационными рейсами, наведывался в различные заведения в качестве пожарного инспектора…

Кроме того, Осип женился на тучной женщине, послужившей прототипом мадам Грицацуевой. Причем сделал он это исключительно из меркантильных соображений - времена были голодные, а она держала лавку. Так и пережил зиму.

«Борзый» опер. Он вернулся в Одессу в самое тяжёлое время. За очень короткое время в городе сменилось 14 властей. На улицах вовсю орудовали банды Мишки Япончика. Город утопал в бандитизме. Молодые одесситы начали объединяться в народные дружины под егидой местной милиции. Осип Шор был физически развитым человеком. Еще в гимназии он увлекался классической борьбой, гиревым спортом и футболом. Жить ему в Одессе было не на что. Поэтому Осип Шор устроился в одну из таких дружин и вскоре стал ведущим оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска.

Осип Шор налетчиков не щадил, а сопротивлявшихся при задержании бандитов беспощадно ликвидировал. Пойманных допрашивали с таким пристрастием, что они выдавали сообщников пачками. Естественно, Мишка Япончик распорядился "борзого" опера застрелить.

В кафе на Лонжероновской улице произошла знаменитая перестрелка, в ходе которой банда не досчиталась четверых наемных убийц, а Осип Шор не получил даже царапины.

И все же ему отомстили. Бандиты убили его брата, поэта Анатолия Фиолетова. Вычислив убийцу, сыщик лично явился в бандитскую «малину» во Втором Заливном на Пересыпи, выложил именное оружие на стол и спросил: «Кто из вас, подлецов, убил моего брата?». В широком пиджаке, матросской тельняшке и «капитанке» на голове, Шор, страшный и могучий, долго стоял перед кающимся убийцей. А потом...простил его. Всю ночь Остап провел у бандитов. При свете огарков они пили чистый спирт, не разбавляя его водой. Читали стихи убитого поэта и плакали. С первыми лучами солнца Остап спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел, чтобы снова начать борьбу с бандитами не на жизнь, а на смерть.

Гибель брата подействовала на Шора, как и рассчитывали бандиты, угнетающе. Он поклялся не брать больше в руки оружия, уволился из уголовного розыска и уехал в Петроград. Там сразу же (в 1922 г.) угодил в тюрьму за драку с человеком, оскорбившим его спутницу. В заключении Осип пробыл недолго: его освободили сразу же после поступления сведений из Одессы о его боевом прошлом и стали уговаривать поступить на службу в Петроградский уголовный розыск.

В 1934 году Шор уезжает в Челябинск помогать своему другу Василию Ильичеву, директору тракторного завода, поднимать народное хозяйство. В 37-м Ильичева арестовывают сотрудники НКВД в его служебном кабинете. Остап затевает с ними драку, что было, без сомнения, смелым поступком. Его арестовали, но он опять совершил нечто выдающееся – сбежал. Долгое время скрывался в Ленинграде, а затем перебрался в Москву, где жил у своего одесского приятеля, уже известного автора «Трех толстяков» и «Зависти» Юрия Олеши.

Из воспоминаний Натальи Камышниковой:

Его жизнью руководил сложнейший логический расчет, Остап был игрок по натуре. Страстный картежник. Рассчитывал, рассчитывал, а потом ставил все на карту – и часто проигрывал. А поражений не выносил (отсюда, может быть, его отказ ходить на похороны и кладбища?). Я думаю, что послереволюционный стиль жизни, безвкусица и ханжество советского языка, наступивший праздник дураков он ощущал своим личным жизненным проигрышем.

Остап раньше многих понял, что произошло в стране, и рассчитал свое дальнейшее поведение. Он прошел через все то, что его веселые современники в творческом предвидении обозначили выражением "переквалифицироваться в управдомы". За недолгими годами безумных надежд, озорных выходок, легкой и лихой популярности в живописном мире богемы 20-х годов наступило время притаиться, молчать, отплевываться своими язвительными шутками, забыть все амбиции и, главное, дать забыть о себе. Растущая популярность его литературного двойника становилась для него опасной. Многие его родственники успели эмигрировать, при любой попытке устроиться на официальную работу это бы открылось. И он ушел в "подполье".

Остап никогда не говорил серьезно или весело. Это всегда было саркастическое остроумие, надсадное ерничание, утомительное, но завораживающее. С вызовом и какой-то злобой подчеркивал свои полууголовные связи и интересы. Утверждал, что ничего не делает "за спасибо", что в карты играет только ради выигрыша, что не верит ни в Бога, ни в черта, а того пуще в какое бы то ни было бескорыстное доброе побуждение. Его циничная манера говорить о людях, жеманные обращения "Mon ange" к знакомым, вне зависимости от возраста, а иногда и пола, французские цитаты вперемежку с довольно сальными каламбурами, явное ко всем презрение от него отталкивало, и все же были в нем следы когда-то могучего очарования. И несмотря на его манеру общения, он вызывал к себе полное доверие.

Можно было поверить, что ходили за ним толпой пижоны и босяки двадцатых годов, а знаменитые остроумцы эпохи повторяли его шутки. Сардонический антипафос его речи действовал, как освежающий душ или, вспоминая постоянно им цитируемое, – "Как целительная клизма душу радость озарила. Будет дочкой коммунизма электрическая сила!" Я впоследствии узнала, что это строчка из некогда знаменитой шутливой поэмы молодых харьковчан "От Космоса до Соцвоса или Цик и Вуцик". К сожалению, авторов я не знаю, и могу только догадываться, что имеется в виду Центральный исполнительный комитет и Всеукраинский центральный исполнительный комитет.

О нем рассказывали бесконечные фантастические истории, часть из которых я увидела на Интернете и потому не буду повторять, тем более, не быв их свидетелем. Дома у нас шутили, что летом он заведует катком, а зимой лодочной станцией. В октябре 41-го года, слышала я от мамы, он умудрился получить направление в Среднюю Азию для сопровождения эвакуированного московского зоопарка. В Ташкенте и он и его семья числились в составе сотрудников зоопарка, и на столе время от времени появлялся то сактированный як, то покусанный злым тигром кабан, то измученная малярией лама. Верность этой истории гарантировать не могу, но она соответствует "мифу" .

В 40-х 50-х Шор занимался тем, что впоследствии назовут теневой экономикой, один из его тогдашних работников художник Виктор Иоэльс так о нем отзывался: "Вы его не знали. Не знали, кем он был для нас. Остап Васильевич был необыкновенным человеком, честнейшим, справедливейшим. Никто теперь не знает, что такое деловая этика, что такое честное слово. Мы всецело от него зависели, и никогда он не обманул никого ни на копейку. Вам это кажется естественным, потому что вы не знаете, что такое "левые артели". А скольких людей он просто спас от голодной смерти, годами помогал семьям заключенных, часто малознакомых людей. Не много было домов в Москве, куда можно было придти переночевать, вернувшись из лагеря. Приходили почти чужие люди, оставались, иногда подолгу жили, пока он не устраивал их на работу, не находил им какую-нибудь возможность остаться в городе. А ведь это были какие годы – сорок девятый, пятьдесят первый, да и позже хватало".

Где-то в конце пятидесятых годов, уже пожилым господином, в период своего наибольшего финансового процветания Остап вдруг появился с новой женой. Ее сходство с мадам Грицацуевой казалось мистическим, невероятным! В жаркий летний вечер в нашу коммунальную квартиру в Кисловском переулке вошла томная, в кружевных перчатках и черном панбархатном платье с кружевцем, украшенная ювелирными изделиями и густой косметикой, чрезвычайно пухлая особа лет тридцати пяти с темными восточными подлазьями. Звали ее Тамара. Она сначала сильно робела и молчала, а мы старались не показать изумления, увидев такое великолепие за нашим скромным семейным столом. Как выяснилось, раньше Тамара торговала овощами в палатке на базаре, а теперь Остап устроил ее на какую-то должность в меховое ателье на Арбате, около Смоленской площади. Наверное, тогда она еще не читала знаменитого романа, и ласкательные имена, с которыми обращалась к Остапу ("Остапчик, мой ангел, мой пупсик") изобретала сама.

В 60-х годах Шор вышел из бизнеса и 15 лет работал проводником поезда Москва - Ташкент (15 суток туда - 15 обратно - месяц отпуска), его комната в коммуналке по большей части пустовала. В старости Шор стал слепнуть, сделался совершенно нелюдимым.
Он дожил почти до 80 лет и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве в 1978 г., перенеся два инфаркта и ослепнув на один глаз.

Были люди, которые его любили и помнили, но он не умел быть любимым.

Кто не знает Остапа Бендера, "великого комбинатора" и "сына лейтенанта Шмидта"? Наверняка каждый человек смотрел легендарные фильмы «12 стульев» и «Золотой теленок», снятые по одноименным романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Остап Бендер является главным действующим лицом этих экранизаций и произведений. Его по праву можно назвать одним из самых ярких и запоминающихся героев русской литературы. Каждая его фраза - шедевр! Он умный, хитрый, сообразительный, обаятельный, находчивый. Самая большая страсть Остапа - это деньги. Он постоянно стремится добыть их любой ценой.

Остап Бендер: годы детства и юности

Полное имя главного героя романа «12 стульев» - Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Именно так он представился в этом романе. Однако в произведении «Золотой теленок», написанном И. Ильфом и Е. Петровым позднее, он называет себя Бендер-Задунайский. Происхождение Остапа Бендера сложно установить достоверно, но по некоторым его фразам можно понять, что в детстве он проживал в Миргороде и Херсоне. Также он говорит о том, что отсидел срок в Таганской тюрьме, однако после выхода оттуда старается «чтить уголовный кодекс». Кроме этого, он утверждает, что является сыном турецко-подданного. Известно, что Остап учился в частной гимназии.

«12 стульев»

Биография Остапа Бендера подробно не описана ни в одном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В романе «12 стульев» он предстает перед читателями как «молодой человек лет 28». Он появляется в Старгороде, где знакомится с Ипполитом Матвеевичем, собравшимся на поиски бриллиантов покойной тещи. Остап тут же чувствует запах наживы, поэтому навязывается в партнеры к Воробьянинову. Бендер безумно любит деньги, ради них он готов пойти на любую аферу. В романе «12 стульев» описывается его женитьба на вдове Грицацуевой. Он пошел на это только ради того, чтобы заполучить стул, в котором, возможно, были спрятаны сокровища. Однако бриллиантов там не оказалось, и Остап вместе с Ипполитом Матвеевичем отправляются на поиски новых приключений. В Старгороде великий комбинатор создает «Союз меча и орала» и собирает деньги с местных влиятельных людей. Все средства идут в личный карман мошенника, однако членам организации он намекает на «святую цель». В конце романа Воробьянинов перерезает Остапу горло, но герой не погибает.

«Золотой теленок»

В романе «Золотой теленок» Остап Бендер предстает перед читателями как человек со своими мечтами, слабостями и переживаниями. В «12 стульях» образ героя схематичен, а здесь более полно отражается его внутренний мир. И снова он придумывает самые разные аферы: выдает себя за сына лейтенанта Шмидта, продает рецепт производства пшеничного самогона и так далее.

Самая главная его мечта - завладеть деньгами подпольного миллионера Корейко. Бендер добивается этого всеми способами, и в итоге ему это удается. В конце романа он пытается перейти через румынскую границу, но пограничники обворовывают его. Однако Остап Бендер остается жив, и этот эпилог дарит надежду на то, что появится продолжение истории об этом обаятельном авантюристе. Известно, что Илья Ильф и Евгений Петров планировали написать еще один роман под названием «Подлец», но этому не суждено было сбыться.

Цитаты

Почти каждая цитата Остапа Бендера неповторима. Его выражения в народе стали крылатыми. Вот лишь некоторые из них:

  • «Знойная женщина - мечта поэта».
  • «Что вы на меня смотрите, как солдат на вошь».
  • «Дышите глубже: вы взволнованы».
  • «…Без уголовщины. Кодекс мы должны чтить!»
  • «Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
  • «Хрустальная мечта моего детства».
  • «Командовать парадом буду я!»
  • «Заграница нам поможет».

Кажется, что цитировать Остапа Бендера можно бесконечно. Стоит отметить, что романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова так и пестрят смешными фразами. Крылатые выражения, которые полюбились всем читателям, принадлежат не только Остапу Бендеру. Почти все герои романов «12 стульев» и «Золотой теленок» говорят что-то забавное и запоминающееся.

Аферы и махинации

Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.

Внешность и возраст

Остап Бендер - красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» - 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап - несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

Остап Бендер в кино

По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.

В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.

Музеи и памятники

Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.

Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее - шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.

В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру "Музей сатиры и юмора".

Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.

Заключение

Романы об Остапе Бендере написаны много десятилетий назад, однако и на сегодняшний день он остается одним из самых популярных литературных персонажей. Книги о его махинациях читают с огромным удовольствием. А фильмы, в которых Остапа играли известнейшие актеры (Андрей Миронов, Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Олег Меньшиков и другие), периодически транслируются на главных федеральных каналах. В принципе, его образ является отрицательным, ведь он - мошенник, лгун и обманщик. Однако, несмотря на эти существенные негативные стороны, Остап Бендер остается любимым героем многих поколений.

Имя: Остап Бендер (Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей)

Страна: СССР

Создатель:

Деятельность: авантюрист, «великий комбинатор»

Семейное положение: не женат

Остап Бендер: история персонажа

«Идейный борец за денежные знаки», мечтающий прогуляться по знойному Рио-де-Жанейро в белых штанах, украсил российскую литературу. Остап Бендер подкупает жаждой жизни, умением с юмором относиться к поражениям и железобетонным упорством в достижении желанной цели.

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» и получили должность «литературных негров» – писатель , тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.


Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».


Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина , которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно».

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.


С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста , здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.


Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».


Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.


Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Фильмы

По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит , и даже певец . Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении получил низкие оценки ценителей кинематографа.


Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа () и Кису Воробьянинова () с героями гайдаевских комедий Трусом () и Бывалым ().

В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:

«12 стульев» (1966)


Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.


«Золотой телёнок» (1968)

А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя , возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.


«12 стульев» (1970)

Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.


«12 стульев» (1971)

Цитаты

Цитаты, выдуманные тандемом репортеров «Гудка», прочно укоренились в лексиконе советских граждан, перейдя по наследству современному поколению. Одна из самых знаменитых:

«Остапа несло. Дело как будто налаживалось…».

Даже те, кто не знаком с произведениями, используют гениальные фразы «великого комбинатора»:

«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница»
«Знойная женщина - мечта поэта»
«Командовать парадом буду я!»
«Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
«Почём опиум для народа?»
«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»
«Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее. Это я говорю вам как специалист по рогам и копытам»
«Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами»
«Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»
«Утром деньги - вечером стулья!»
«Нет, это не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже!»
  • Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
  • Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.

  • Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
  • Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событие – возможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.

Памятник Ильфу и Петрову в Одессе "Двенадцатый стул"
  • В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.