Мир современного криминала. Гопник - это кто такой? Законы, по которым живут гопники

Наверное, любой человек, живущий на постсоветском пространстве, хотя бы раз слышал слово "гопники". Субкультура появилась ещё в двадцатом веке и стала крайне распространённой после распада Советского Союза.

Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Из-за отсутствия чёткой самоидентификации и отрицания самими гопниками принадлежности к определённой субкультуре, довольно трудно назвать количество "гопов" в странах СНГ. Некоторыми российскими политиками высказывались предположения, что четверть молодёжи России - гопы.

Зарождение

Ещё в начале 20-го века появилось Субкультура тогда ещё не была чётко сформирована и применялось только в пределах Санкт-Петербурга. В 20-х годах на окраине города (который уже носил название Ленинград) был район для беспризорных детей и подростков-хулиганов. "Городское общежитие пролетариата" среди жителей города именовалось по аббревиатуре ГОП. Отсюда и пошло название, которое постепенно распространилось по всему Советскому Союзу.

Распространение

Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей. В 90-х годах резко ухудшилась Многие люди предпочитали зарабатывать нелегальным путём. И чаще всего имели отношение к криминальному миру, живущему по так называемым зоновским понятиям.

Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.

Кто такие гопники: внешний вид

Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или (нередко именно под спортивный костюм). Из-за низкого материального положения они не могут себе позволить дорогостоящей одежды известных брендов. Поэтому чаще всего носят поддельные вещи таких брендов, как "Адидас", "Найк", "Рибок" и других.

Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто Девушки же, напротив, одеваются излишне контрастно и вызывающе, чтобы подчеркнуть свой гендер.

Поведение

Кто такие гопники стало известно благодаря их чертам поведения. Чаще всего они находятся на улице в пределах своего района. В крупных городах нередко происходили драки между представителями разных районов по надуманным поводам. Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка подсолнечных семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника.

Образ жизни

Особым видом времяпрепровождения являются драки и мелкие грабежи. Гопы нападают группой на так называемых лохов (немаргиальных членов общества) с целью присвоения их имущества - мобильных телефонов, карманных денег, драгоценных украшений. Чаще всего нападения происходят не ради получения прибыли, а ради самоутверждения. Неустойчивое эмоциональное состояние в среде гопников нередко приводит к конфликтам внутри их же группы. Главное для гопов - это мнимое уважение, которое, по их суждениям, можно достичь, продемонстрировав своё физическое превосходство над другими людьми.

Образ жизни гопников нашёл своё отражение в В первую очередь - это музыка, в которой присутствует жаргон гопников. Любимые жанры - шансон, "пацанский" рэп, примитивный поп.

»), а также пренебрежительно относятся к т. н. «лохам » - всем, кто не соблюдает «пацанские понятия » - негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» - это не менее 25 процентов среди современной молодежи. Социолог подразумевает под этим термином ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных. .

Характеристика субкультуры

Исследователь субкультуры «гопников» - сотрудник кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева - Рамиль Ханипов отмечает: «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“, и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет форумов говорят об уровне развитии этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“.»

Глава московского отделения Либерально-демократической партии России Олег Лавров заявил, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи , панки , ролевики), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения , из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру .

Стереотипный внешний вид

  • Спортивный костюм, как наиболее распространённая одежда в летний период, и включающее штаны и куртку из синтетического материала. Как отмечает, чаще всего таковыми оказываются приобретённые на вещевом рынке подделки продукции известных марок (например, Adidas или Puma). Реже - классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо;
  • Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани, либо жилетка из тех же материалов поверх спортивного костюма. Часто воротник поставлен «стойкой», также часто заправлена в штаны;
  • Из головных уборов предпочтение отдается кепке-«таблетке» (кепка-«восьмиклинка» или бейсболка). Отмечается такая особенность: в помещении шапка не снимается, а носится на макушке таким образом, чтобы она упиралась в уши сзади и их не закрывала.
  • Типичная стрижка - «налысо» либо очень короткая, иногда с челкой («полубокс»).
  • Также характерно ношение «борсетки ». Часто представителей субкультуры ассоциируют с пакетом с семечками, чётками и ножом -балисонгом .

Другие отличительные черты

Также отмечается, что для представителей данной субкультуры характерны следующие черты:

Отражение в музыкальной культуре

Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников зафиксировано в песне Леонида Утёсова - «Гоп со смыком» из его репертуара 1929-1933.

Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк » (). Один из куплетов песни характеризует манеры поведения гопников:

Впоследствии на песню «Зоопарка» было записано несколько кавер-версий самыми разными исполнителями: «DDT », «Последние Танки в Париже », «Разные люди », «Азъ», «FRONT» и другие.

Среди повествующих о гопниках песен известных исполнителей:

В 2000-х годах появились артисты, всё творчество которых посвящено пародированию типичных черт гопников и их хулиганского поведения в стиле так называемого «пацанского рэпа»: группы «Гопота», «Gopnik» (Украина), «Чорные GUN Доны », «a.b.i.b.a.s», «Ночные псы», а также исполнитель Рэпер Сява . Дэвид Браун посвятил новый альбом группы Brazzaville «Teenage Summer Days» русским гопникам .

Использование в качестве политического клише

Словосочетание активно использовалось позднее СМИ , политиками и блогерам, причем, если первоначально оно употреблялось лишь в негативном ключе в отношении движения «Наши», то затем стало употребляться шире.

27 января 2009 года обозреватель АПН Андрей Окара, описывая увиденное им ток-шоу в эфире НТВ «Честный понедельник» с участием писателя Сергея Минаева и политика Владимира Жириновского, замечает .

Го́пники (также гопы́ , гопари́ , собирательно - гопота́ , гопоте́нь , гопьё, гопна́, гопша́ , часто может взаимо-подменяться более общим понятием быдло , или даже сброд ) - жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной и не имеющей моральных ценностей, агрессивно настроенной молодёжи (подростки), обладающей криминальными чертами поведения (реже близкой к криминальному миру), часто происходящей из неблагополучных семей , и объединяющейся по признакам контркультуры (неформальной субкультуры), в виду необходимости компенсации собственного комплекса неполноценности . Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР (с конца ХХ века ).

Характеристика

В социальном отношении представители субкультуры главным образом родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из неблагополучных, бедных семей. Им чужды такие моральные ценности как честность, преданность, уважение, вежливость, трудолюбие. Они ушлы и меркантильны, плутливы, склонны к подлостям, предательству, заискиванию, лицемерию и пакостности. Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивный костюм также были переняты подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством, вымогательством денег, грабежами и избиениями случайных прохожих (особенно в ночное время).

Сами себя «гопниками» не называют, и обычно характеризуются самоназванием «нормальные пацаны», «реальные пацаны» или «правильные пацаны». Слово "гопник" в отношении к себе считают унизительным. Себе гопники противопоставляют т. н. «лохов», однако в среде гопников чёткого определения «лоха» не существует. В связи с этим, название «лох» используется гопниками, в зависимости от того, выгодно ли это гопнику или нет, и может применяться даже по отношению к другим гопникам. Помимо этого, представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, имеющих более высокое социальное положение , по сравнению с гопниками, а также других представителей общества, чье мировоззрение ориентированно на прогрессивный образ жизни, интеллигенцию и т. н. «западные ценности » (например, против ориентированных на западную культуру «неформалов », «оппозиционеров »).

Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета» . По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе» . Однако, Бессонова отмечает, что в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытаться напугать и унизить человека, совершить попытку испытать над ним свою власть, а потом уже - присвоить его деньги » . Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи , панков , рокеров), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения , из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру .

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из субкультур молодёжной среды, кто не увлекался никакой музыкой . Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг , группа «Бутырка» , Сергей Наговицын). Также многие предпочитают «попсу » (поп-музыку), «памп » (pumping house) и «пацанский рэп ».

Как отмечает кандидат социологических наук Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“» .

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение » Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» - это не менее 25 процентов современной молодёжи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся людей, без каких-либо моральных ценностей, находящих себя в массе себе подобных .

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:

Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Характерные черты

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте , было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда , затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?» .

  1. агрессивно настроенный подросток
  2. примитивный, необразованный молодой человек
  3. ученик класса «Г» (на жаргоне школьников)

С ней согласна филолог Е. Н. Калугина, отмечающая, что словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека » . Социолог Альбина Гарифзянова характеризует гопников как «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно не толерантных » . Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп - жаргонного слова нищих , впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке» .

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей » . По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП , которое расшифровывается как «Городское общество призора» (от слова призор - забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призора занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством . Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка » (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник - «человек из социальных низов; босяк » . Филолог Т. Ф. Ефремова , словом «гопник» обозначает «опустившегося человека, бродягу » .

Близкие по значению понятия: урла, хулиганы , шпана, дворовые банды, люмпены . [ ]

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав » (анг. - chav) - широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом , который обычно носит «брендовую » спортивную одежду , что также характерно для гопников на постсоветском пространстве.

Кроме того, существует версия, что слово «гопники» взято из культовой для самиздата фантастической повести «Путешествие на Чёрную Ухуру» , в которой описывается «планета гопников» как олицетворение мирового зла. Популяризатор этого слова в конце XX века Майк Науменко в одном из интервью прямо сказал, что почерпнул это слово из произведения А. Старцева и А. Дидейкина. [ ]

Использование слова в качестве политического клише

С конца первой декады XXI века в СМИ, в выступлениях российских журналистов, писателей, а также оппозиционных политиков стало звучать новое идеологическое клише «ликующая гопота». При помощи этого эпитета они характеризовали участников различных молодёжных массовых организаций, поддерживающих политический курс властей. Впервые оно появилось 29 января 2008 года в газете «Коммерсантъ » в статье о движении «Наши » .

2 февраля 2008 года писатель и теле- и радиоведущий Виктор Шендерович в своей авторской радиопрограмме «Плавленый сырок», в ироническом ключе обыгрывает новый эпитет :

Активисты «Гринпис » всерьез озабочены ситуацией в российской глубинке, - информирует читателей журнал «Хомячки на марше». Одомашненные, но выброшенные бывшими хозяевами на улицу так называемые «Наши » бродят теперь по лесам и окраинам городов, сбиваются в стаи и проводят шумные митинги на опушках. Отлов бродячей гопоты и последующие попытки приучить их к чтению, письму и полезному труду результатов пока не принесли

Словосочетание активно использовалось позднее СМИ, политиками и блогерами, причем, если первоначально оно употреблялось лишь в негативном ключе в отношении движения «Наши», то затем стало употребляться шире.

19 сентября 2009 года в статье колумниста Павла Святенкова под «ликующей гопотой» подразумевается «реакционная сила, стоящая на пути переворота» .

10 октября 2009 года на ряде региональных порталов появляется статья, посвященная конфликту редакции калининградского информационного сайта с бывшим руководителем местного отделения молодёжного движения «Идущие вместе » и участником форума «Селигер 2009» Константином Миничем, которая была озаглавлена как «Контроль над „Калининград. Ru“ пытается получить „ликующая гопота“» .

Отражение в массовой культуре

В фильмах

  • «Пацаны » - фильм 1983 года.
  • «Американка » - фильм 1997 года.
  • «Меня зовут Арлекино » - фильм 1988 года .
  • «Одиссея 1989 » - фильм 2003 года .
  • «Бумер. Фильм второй » 2006 года.
  • «Парни из стали» - российский сериал 2004 года.
  • «Рэкетир » - фильм 2007 года.
  • «Чужая » - фильм 2010 года.
  • «Реальные пацаны » - российский телесериал 2010 года. Данный сериал вызывает большое количество споров, касательно того, был ли он снят для гопников, или же является сатирой на их жизнь. Создатели сериала заняли нейтральную позицию заявив что «реальные пацаны», являются «реальными», потому что «живут по реальным, а не вымышленным, жизненным сценариям».
  • «Даёшь молодёжь! » - российское скетч-шоу (персонажи Башка и Ржавый).
  • «Гоп-стоп » - фильм 2010 года.
  • «Зимний путь » - фильм 2013 года.
  • «Закон каменных джунглей » - российский криминальный телесериал 2015 года .
  • «Всё и сразу» - фильм 2014.
  • Документальный фильм из цикла «Следствие вели… » под названием «Жажда смерти», посвященный бойцу, который убивал хулиганов и гопников.

В литературе

В музыке

Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников отмечено в песне Леонида Утёсова «Гоп со смыком » из его репертуара 1929-1933 годов.

Широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк » (). Один из куплетов песни описывает поведение гопников:

Среди повествующих о гопниках песен:

«Гопота» - название музыкальной группы из Санкт-Петербурга.

Иностранные аналоги

  • Чав - в Великобритании
  • Дресяры - в Польше
  • Аззи (сокр. от асоциальный) - в Германии
  • Нэкеры - в Ирландии
  • Боганы - в Австралии
  • Кани - в Испании
  • Ньеро - в Колумбии
  • Ракаи - во Франции
  • Янки - в Японии
  • Арсы - в Израиле

См. также

Примечания

  1. , Гопота, -ы, ж., собир. Агрессивно настроенные подростки, с. 55.
  2. , Гопник, -а, м. 1. чаще мн. Агрессивно настроенный подросток. 2. Примитивный, необразованный молодой человек. 3. Шк. Ученик класса „Г“, с. 55.
  3. , с. 114.
  4. Елена Бессонова. Не говори «гоп», пока его не перепрыгнешь… // www.rasklad.ru
  5. Павел Каныгин. Гопники // Новая Газета , № 33, 12 Мая 2008 г.
  6. Ханипов Р. А. «Гопники» - значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России // «Social Identities in Transforming Societies»
  7. Современная молодёжь // Говорит Москва , 16 октября 2009 года
  8. Марк Эймс и Яша Левин. В поисках гопников: Exile устраивает сафари в России // The Exile, перевод InoPressa.ru, 07 июня 2007

Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, также самоназвание — пацаны) — жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей

Происхождение и значения слова «гопник»

Российский писатель А. А. Сидоров, пишущий под псевдонимом Фима Жиганец, анализируя происхождение слова гопник, ссылается на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель. По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру» слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана».

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей». По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП, которое расшифровывается как «Городское Общество Призрения» (от слова призор — забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призрения занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов; босяк». Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу».

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное Общество Призрения, куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников, промышлявших в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда, затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?»

А. А. Сидоров отмечает, что в конце 1920-х годов «босяцкая братия» словом «гоп» называла ночлежки, а их обитателей — «гопниками», или «гопой». Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп — жаргонного слова нищих, впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке».

Сидоров обращает внимание на сюжет повести Л. Пантелеева и Г. Г. Белых «Республика ШКИД», в котором учительница, желая пригрозить воспитанникам, прикрикивает на них: «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!». Рассказывая о странствиях одного из героев повести, авторы пишут: «Королёв всё лето „гопничал“, ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт».

Анализируя происхождение слова, Сидоров также обращает внимание на распространённое и ассоциирующееся со словом «гопник» выражение гоп-компания, которое обозначает «весёлое сборище людей не слишком серьёзных и надёжных, на которых лучше не полагаться в ответственном деле».

По мнению Е. Н. Калугиной (Ставропольский государственный аграрный университет), словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека». Социолог Альбина Гарифзянова под гопниками понимает «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно нетолерантных».

Близкие по значению понятия: хулиганы, шпана, уличные пацаны, дворовые банды, люмпены.

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав» (анг. — chav) — широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом, который обычно носит «брендовую» спортивную одежду, что также характерно для гопников.
Характеристика представителей

Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было не столько профессиональным промыслом, сколько, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей.

Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.

Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. лохам — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Как отмечает Рамиль Ханипов (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева), «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“».

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии: Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов современной молодежи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения, из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.

В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из молодежной среды, кто не увлекался никакой музыкой. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.

В нашем обществе существует великое множество субкультур. Каждая из них имеет свои определенные особенности, атрибутику, стиль жизни, манеру поведения. Сегодня речь пойдет о гопниках.

Сам термин происходит от жаргонного слова "гоп", что означает "удар, прыжок". Словари русского языка говорят, что гопник - это уличный грабитель, хулиган.

Гопники, они же гопы, гопота, гопори - обозначение некоторых представителей молодёжи. Они близки к криминальному миру, иногда с чертами криминального поведения. Чаще всего эти люди происходят из малоблагополучных семей. Имеют низкий уровень образования. По статистике, гопники учатся или закончили ПТУ, техникумы. Но и в школах их тоже можно встретить.

Чаще всего встретить гопников можно у подъездов и ларьков. Особенно любимое место – скамейки во дворе. Тут они обсуждают различные темы, например, у кого круче машина или подробности последней драки. Общение эмоциональное, обильная нецензурная лексика. Зачастую общение происходит под шансон, играющий в мобильном телефоне. Гопники любят сидеть на корточках. Часто пьют пиво из пластмассовых стаканчиков и грызут семечки.

Как одеваются гопники

Любую неформальную культуру можно отличить по их внешнему виду. Гопники тоже имеют свои отличительные особенности. Вот некоторые из них:

  • кроссовки, подделанные под известные бренды, таких как Adidas, Reebok, Puma;
  • спортивные штаны по типу трико, как правило, с одной-двумя полосками по швам;
  • кожаная куртка, обычно нараспашку, или куртка от спортивного костюма;
  • кепка-восьмиклинка, бейсболка или зимняя чёрная шапка (в народе "чеченка").

Стрижка у гопников очень короткая, иногда оставляют небольшую чёлку. Интересно то, как держится шапка у гопников. Надевается она на макушку. При этом шапка не должна закрывать уши, а напротив - упираться на них сзади.

В общем, одеваются эти люди крайне специфически. Полная несочетаемость и крайняя дешевизна одежды - вот основные критерии гардероба гопника.

Как вести себя с гопниками

Если же вы встретили на улице компанию, которая соответствует вышеуказанному описанию, то нужно соблюдать ряд правил:

  • Стараться пройти мимо, не оборачиваясь;
  • Передвигаться следует быстро, по ломанной траектории (дворами, например);
  • Держаться ближе к прохожим – это сделает вид, что вы не одни;
  • Избегайте тёмных безлюдных мест;
  • Старайтесь не начинать диалог с ними.

Если у вас все же завязалась беседа с гопником, то нужно знать, как говорить с ним.

Как разговаривать с гопниками

Беседа происходит, как правило, по их инициативе. У вас могут спросить сигаретку, попросить позвонить либо поинтересоваться, куда и зачем вы идете. Можно лишь догадываться об их намерениях. Однако последствия зачастую малоприятные. Гопники - агрессивные люди. Поэтому важно понять, как общаться с гопниками. Вот советы для диалога с гопниками:

  • улыбайтесь, доброжелательность всегда полезна;
  • на вопросы желательно не отвечать, а если уж и пришлось, то говорите коротко и по делу;
  • не выполняйте никаких просьб;
  • оставайтесь вежливым и спокойным;
  • не говорите терминами и мудреными словами.

Многих людей интересует вопрос, как бороться с гопниками. То, что таких людей становится всё больше – это показатель уровня развития государства. Естественно, физически уничтожать их не стоит. Ведь если нападать на гопников толпой, можно нажить себе врагов. Поэтому борьба с гопниками – риторический вопрос. Но не стоит забывать о своей безопасности. Необходимо держать себя в физической форме. Если вы не владеете ни одним из видов единоборств, то занятия в тренажерном зале один-два раза в неделю помогут вам быть в хорошей физической форме. Кроме того, увеличится сила и выносливость. Полезно знать и приемы уличной самообороны. Их легко найти в интернете, а отработать с другом.

А если вас привлекает романтика хулиганства, простота речи и мыслей, нравится дешевая спортивная одежда и шансон? Как стать гопником?

Гопником стать очень просто. Идем на рынок и покупаем одежду, о которой говорилось выше. Скачиваем себе на телефон композиции современного блатняка. Одеваемся и идем в ближайший двор. Подходим к любой компании гопников. За своего вас точно примут.

Итак, надеюсь, теперь вы будете знать, кто такие гопники. Будьте аккуратней!