Личные качества руководителя. Качества хорошего руководителя: всё, что делает незаменимым начальника

Успех предприятия в немалой степени зависит от того, кто стоит во главе него. Квалифицированный руководитель поможет продвинуть бизнес за счет правильной организации труда своих подчиненных.

Быть хорошим руководителем непросто. Человек, имеющий руководящую должность, обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана.

Качества руководителя, ведущие к успеху

Основные качества руководителя подразделяются на три группы:

1. Профессиональные качества. В эту группу входят качества, характеризующие человека, как грамотного специалиста. Эти качества являются основой, которая позволяет человеку выполнять руководящую деятельность. В эту группу входят:

  • образование, опыт работы, компетентность, знание своей и смежных сфер деятельности;
  • сопутствующие навыки: знание иностранных языков, умение , владение навыками работы на компьютере.

В общем, в эту группу входят умения и навыки, которые обычно указываются в резюме.

2. Личные качества руководителя. В эту группу входят качества, которыми должен обладать каждый работник:

  • честность;
  • ответственность;
  • психологическое здоровье;
  • уравновешенность, умение себя контролировать;
  • отзывчивость, благожелательное отношение к окружающим.
  • Кроме этого сюда же входят и такие личные качества, которые имеют не все, но которыми обязан обладать руководитель:
  • оптимистичный взгляд на жизнь;
  • уверенность в себе;
  • коммуникабельность и желание общаться;
  • стрессоустойчивость;
  • харизматичность;
  • интерес к людям;
  • организованность;
  • целеустремленность и честолюбие;
  • справедливость.

3. Деловые качества руководителя. Сюда входят навыки по организации трудового процесса, самоорганизации и управленческие качества руководителя:

  • умение планировать свою деятельность, знание тайм-менеджмента;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • критическое восприятие и умение переосмысливать ситуации и окружающую действительность;
  • эрудированность;
  • умение обучать других;
  • открытость ко всему новому, умение искать новые формы и методы работы;
  • умение работать в команде;
  • умение поддержать и зажечь людей новой идеей;
  • способность создавать рабочий коллектив с благоприятной для работы психологической атмосферой;
  • умение управлять людьми, желание вести людей за собой, сообща добиваться поставленных целей;
  • способность к распределению внимания, удержанию в голове задач разной направленности;
  • логическое и критическое мышление;
  • инициативность;
  • оперативность в решении возникающих вопросов;
  • умение выделять первостепенные цели и задачи;
  • желание добиться успеха любой ценой.

5 качеств идеального руководителя

Качества идеального руководителя будут отличаться в зависимости от того, о каком руководящем звене идет речь. К примеру, руководитель низшего звена должен быть хорошим организатором, а руководитель высшего звена обязан быть стратегом. В общем можно выделить такие основные качества отличного руководителя.

Опыт евангелиста Microsoft в России

В закладки

Александр Ложечкин, отвечающий в Microsoft за технический «евангелизм» в Центральной и Восточной Европе, в своем блоге на Medium составил список ошибок, которые делают недавно назначенные руководители, и дополнил их примерами из своей практики.

Всегда честно признавай свои ошибки: это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые.

Марк Твен

Последую совету Марка Твена и расскажу о типичных ошибках начинающих (и не только начинающих) руководителей. Эту заметку мне писать особенно легко и неприятно:  рассказывать я собираюсь об ошибках, которые совершил сам - а некоторые продолжаю совершать. Поэтому это будет очень личная и очень откровенная заметка.

Кто-то, возможно, узнает в ней себя, и в этом случае кого-то заметка может обидеть. Но писал я про себя, а не про кого-то другого. Поэтому надеюсь, что всё-таки никого не обижу. По крайней мере, очень этого не хочу.

Вначале расскажу о двух типичных ситуациях появления начинающих руководителей. Подразумевается рост внутри компании, как чаще всего и происходит: нанимать извне человека без опыта руководства сразу на руководящую позицию слишком рискованно. Можно разделить ситуацию на четыре квадранта по двум осям:

  • Является руководитель экспертом в предметной области или нет.
  • Повышают ли в руководители одного из членов команды или руководитель назначается внешний.

Оба этих среза таят в себе много интересных возможностей для успехов и ошибок. Рассмотрю их чуть подробнее, прежде чем перейти к конкретным ошибкам.

Назначение руководителем лучшего специалиста

Наиболее типична ситуация, когда руководителем назначают кого-то из команды. Как правило, назначают лучшего специалиста в группе. Лучший программист становится тимлидом, лучший продавец - начальником отдела продаж, лучший маркетолог - руководителем маркетинга.

И опять -  нужен правильный баланс. Крайности не работают ни в ту, ни в другую сторону. Искать правильный баланс, индивидуальный для каждого сотрудника - искусство. Именно в этом и состоит мастерство руководителя.

Случай из жизни: однажды мы готовили большую конференцию с пленарным докладом большого начальника. Я полностью доверил подготовку ответственному, но не очень опытному в этом деле сотруднику. А сам занялся другими делами и даже не обращал внимания на проблемы, о которых сотрудник пытался мне рассказать. В итоге за день до конференции оказалось, что доклад никуда не годится, и пришлось в последнюю ночь полностью всё переделывать.

5. Я хочу повышать боевой дух команды

Мы хотим нравиться другим. Лучший способ понравиться - похвалить. Очень часто начинающие менеджеры, боясь быть непринятыми, стараются всем угодить, всех похвалить. Концентрируются на позитиве и умалчивают о недостатках, считая, что разговоры о проблемах могут ухудшить боевой дух команды. Это очень опасная ошибка, так как она мешает людям развиваться. К хорошим новостям от такого менеджера пропадает доверие: он же всё равно только и делает, что хвалит?

Случай из жизни: мне очень непросто далось впервые донести критику до своих сотрудников. Долго мучился. Думал, они меня потом ненавидеть будут (как и получилось, шутка), и только хвалил, чем довёл ситуацию до совсем критичной. С некоторыми - до неисправимой.

6. Я считаю, что команда всегда должна быть в тонусе

И тогда менеджеры начинают ругать. Что бы ни происходило - они всегда недовольны. Сделали проект хорошо? Но ведь могли ещё лучше. Достигли цели? Так это цель была занижена. Как найти правильный баланс между этой ошибкой и предыдущей? Однажды я услышал такое определение: «Критика - это хорошо, пока она не начинает демотивировать». То есть критики может и должно быть много. Но ровно столько, сколько нужно, чтобы становиться лучше.

Случай из жизни: решил помочь команде, рассказывая им о том, что можно было бы сделать лучше. Забыл при этом хвалить за то, что делалось хорошо. В итоге команда была демотивирована и всё время занималась тем, что пыталась мне (и себе) объяснить, что они - молодцы, думая, что я ими просто постоянно недоволен. Вместо того, чтобы обсуждать и исправлять проблемы.

7. Я свой парень

Часто начинающие менеджеры, особенно в ситуации, когда менеджером стал сотрудник из той же команды, стараются сохранить неформальные отношения с подчинёнными. На мой взгляд, это очень правильно. Человек - это прежде всего человек, а потом уже начальник. Важно при этом не перейти грань и сохранить уважительное отношение друг к другу. Поэтому переигрывать в «своего парня» не стоит, иначе вам будет тяжело спрашивать результат со своих сотрудников.

Случай из жизни: неет, я такой ошибки не совершал! Ха-ха.

8. Теперь я начальник

Бывает и обратная ситуация, когда начинающий руководитель пытается построить свой авторитет на сознательном построении дистанции: «Я теперь начальник». Здесь комментировать нечего, это просто смешно. Хотя подозреваю, что в некоторых областях, например в армии, без этого никуда. Но самое главное, конечно, быть собой, а не кем-то ещё, будь то «своим парнем» или «большим начальником».

Случай из жизни: и такой ошибки тоже не совершал! Это я за другими подсмотрел.

9. Фокус на результате, а не на развитии людей

Любой проект и любая задача - это прежде всего возможность научиться чему-то новому, а не только достичь результата. Хороший менеджер при планировании проекта и при разборе полётов всегда смотрит, какие новые знания и навыки может получить или получила команда. И тогда даже самый провальный проект становится полезным.

Рассказывают историю о каком-то топ-менеджере Генри Форда, который провалил большой проект и потратил зря кучу денег фирмы. Когда тот принёс Форду заявление об увольнении, тот воскликнул: «Я только что вложил в твоё образование миллионы долларов, и ты теперь хочешь, чтобы я отпустил тебя к конкурентам?».

Случай из жизни: руководя программистами в постоянно опаздывающем проекте (сейчас бы это назвали стартапом, создающим MVP), я совсем забыл, что программистам для хорошей работы нужно изучать новые технологии, ходить на конференции и общаться на форумах. В итоге потерял нескольких очень ценных сотрудников.

10. Попытка удерживать сотрудников

Этот пункт связан с предыдущим. Часто менеджеры пытаются удержать своих хороших сотрудников от ухода. Это большая ошибка, которую я сам совершал несколько раз. Нужно поступать ровно наоборот - всячески помогать людям реализовать себя за пределами вашей команды.

Тогда от вас никто не захочет уходить. А даже если и уйдёт, на смену ему будет очередь кандидатов: к руководителю, помогающему своим сотрудникам строить карьеру, захотят присоединиться лучшие кадры. Лучше Ремарка не скажешь: «Кто хочет удержать, тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить,  того стараются удержать».

Случай из жизни: одного очень хорошего сотрудника я отговаривал покинуть нашу команду несколько раз. До сих пор жалею, что он ушёл, и считаю его уход ошибкой для нас обоих. Но с тех пор я хорошо понял: если кто-то собрался уходить, то уйдёт обязательно.

11. Путать лояльность и преданность

Опасная ошибка. Вспоминаем Шекспира и «Короля Лира». Далеко не всегда те, кто с вами соглашается, будут рядом в трудную минуту. А те, кто с вами спорит, даёт не всегда приятную обратную связь и уберегает от ошибки, часто оказываются самыми преданными соратниками. Далеко не всегда нелояльность означает отсутствие преданности.

Следствие этой ошибки  - набирать в команду управляемых сотрудников, которые будут вам лояльны, а строптивых, имеющих собственное мнение избегать. Частный случай такого подхода - не нанимать людей сильнее себя, чтобы вас не «подсидели». Это большая ошибка. Калибр руководителя определяется калибром людей, которые на него работают.

Случай из жизни: бывали ситуации, когда я не любил «несогласных», обижался на них и иногда даже шёл на конфликт. К счастью, успевал спохватиться вовремя. Надеюсь.

12. Идти на компромиссы при найме

«Лучше ошибиться и не взять хорошего, чем ошибиться и взять плохого» - это правило так просто сформулировать и так тяжело выполнять. Я сам иногда поддавался на соблазн нанять лучшего из тех, кто есть. Ведь лучше хоть кто-то, чем никого? Нет, это не так.

Плохой сотрудник отличается от хорошего не тем, что он приносит меньше пользы. Его польза отрицательна, он приносит вред. Именно поэтому не стоит бояться увольнять плохих сотрудников. Жалея их, вы наказываете хороших. Это, конечно, не означает, что увольнять нужно безболезненно и без сомнений.

Случай из жизни: таких было несколько - когда я соглашался пойти на компромисс с собой и взять человека, ценности которого не казались мне на 100% правильными. Во всех случаях, когда я шел на компромисс при найме, потом об этом жалел.

13. Поддаться лести и поверить в свою значимость

Когда становишься руководителем, приходится сталкиваться с лестью - это медицинский факт. Часто лесть трудно распознать. Поэтому руководителям важно создавать в команде атмосферу доверия, когда сотрудники не будут бояться доносить не всегда приятную обратную связь. Ну и, конечно, очень важно научиться смотреть на себя со стороны.

А ещё опасно поддаться ощущению самоуверенности , которое неизбежно возникает в первые месяцы и годы работы руководителем. Впрочем, в последующие годы оно возникает ещё чаще, особенно если карьера была успешной.

Случай из жизни: много раз я был настолько уверен в себе и в своей команде, что не делал последний рывок в самом конце проекта, не «дожимал», рассчитывая, что уже всё сделано. А зря.

14. Имитировать вместо того, чтобы руководить

Если даже под руководством человека находится два-три человека — он руководитель, который должен организовать их работу. А если от вас и ваших действий зависит жизнь целого коллектива? Каким должен быть руководитель? Какими качествами обладать? Просто ли руководить, или руководителем может стать далеко не каждый? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Знаете ли вы, что означает слово «руководитель»? Ведущий за руку. И суть деятельности руководителя – следить за целым. Не заниматься решением конкретных специализированных задач, а следить за всем процессом в целом, чтобы он был результативным.

Руководитель — это лидер, за которым идут люди

Можно ли научиться эффективности

Как вы понимаете слово «эффективность»? Ответ довольно прост – это правильное выполнение поставленных задач. То же самое эффективный руководитель. Он может быть наделен великолепными умственными способностями, иметь лучшие знания, но на практике показать неэффективную работу.
Поэтому умение управлять людьми, быть лидером дается не каждому. Идеальный руководитель в специализированной литературе описывается, как человек, обладающий такими способностями:

  • умение анализировать;
  • принятие решений и ответственности за них;
  • умение работать с людьми;
  • творческое мышление;
  • хорошие знания математики;
  • понимание структуры управления и особенностей своего предприятия.

Людей, обладающих всеми этими качествами, катастрофически мало. Но это не значит, что их нельзя в себе наработать. Да, это большой труд, но возможный. Руководитель, о котором можно сказать, что он на своем месте, умеет во всем добиваться результата. Для эффективности своей работы человеку, занимающему руководящее положение, нужны пять качеств, которые можно выработать:

  1. Умение управлять временем . Правильно расходовать его.
  2. Концентрация нужна на конечный результат.
  3. Развитие сильных сторон не только у себя, но и у всех членов коллектива. Начинайте решать те задачи, которые выполнимы. Задачи, которые на данный момент решить невозможно, лучше отложить.
  4. Умение определять приоритеты .
  5. Умение принимать правильные решения . Надо понимать, что правильное решение – это не одно действие. Это правильные шаги в нужной последовательности.

Как распределять свое время

Время бесценно. Берегите его

Все на земле можно чем-то заменить, только не время. Поэтому нужно обязательно научиться им управлять. Определите, на что оно у вас расходуется. И если продуктивности мало, сократите время на этот процесс максимально.

Управление временем можно разделить на три этапа:

Регистрация

На выполнение любой работы тратится определенное количество времени. И его нужно научиться анализировать. Регистрируя затраты времени, можно выявить нерезультативные действия, от которых необходимо избавиться.

Управление

Полезные и необходимые дела нужно делать по плану. Плохое управление вами всего процесса производства забирает большое количество времени. А этого у хорошего руководителя быть не должно.

Читайте также: Как уволить за прогулы если работник не появляется на работе

Консолидация

Не делите дела на мелкие блоки. Таким образом, вы потратите безрезультатно слишком много времени. Временные блоки можно укрупнить, планируя все свои дела заранее. Берегите свое время. Разговоры с клиентами, проведение собраний, выдача необходимых документов – отнимает много времени. Эту работу могут делать ваши помощники, чтобы ваше время было потрачено на более продуктивные действия.

Как распоряжаться своим временем, чтобы его хватало на творчество и реализацию планов, мы поговорили. Рассмотрим, какими качествами должен обладать руководитель.

Личностные качества

Продуктивная работа на предприятии возможна в том случае, когда в коллективе создан соответствующий психологический климат. И здесь велика роль руководителя. Если он уверен в себе, то вызывает уважение со стороны подчиненных, и желание выполнять все его распоряжения.

Уважая своих подчиненных, вы получите уважение и от них

Важна и стрессоустойчивость. Во время производственного процесса могут возникать и проблемные моменты. И если в таких обстоятельствах руководитель теряет самообладание, теряется и авторитет.
Лидерские качества, несомненно, важны, чтобы вести людей за собой. Важно быть строгим, но справедливым. Люди смотрят не только на профессиональные качества руководителя. Они видят и мелочи: какой пример подает их начальник. И если он требователен к себе лично, не боится ответственности за свои поступки, сотрудники будут стараться соответствовать ему.

Очень важны человечные качества. Никто не отменял человеческого фактора. Уважение к подчиненным, понимание их личных проблем, вера в их силы вызовет обратное чувство уважения и желание лучше сделать свою работу.

Был проведен интересный опрос большого количества рядовых сотрудников различных компаний, у которых спросили, каким бы они хотели видеть своего руководителя. Ответы в большинстве своем совпали. Все предпочли бы начальника, который способен придумывать новые пути и новые способы организации производственного процесса. Чтобы его решения согласовывались с мнением своего коллектива, предоставлял свободу и был благосклонен к инициативам сотрудников. Чтобы он в них видел не только работников, но и людей, интересуясь их запросами, помогая решить их проблемы.

Подведем итоги: личные качества руководителя — это:

  • высокие моральные требования как к себе, так и к окружающим людям;
  • крепкое здоровье;
  • наличие внутренней богатой культуры;
  • доброе, заботливое и отзывчивое отношение к работникам;
  • уверенность в своих силах.

Профессиональные качества

Данные качества должны характеризовать менеджера, как специалиста, опытного и грамотного:

  • наличие соответствующего образования и, естественно, опыта;
  • компетентность;
  • эрудированность, самосовершенствование;
  • умение критически воспринимать действительность и переосмыслить ее;
  • поиск и использование новых технологий в работе;
  • обучение своего персонала;
  • планирование работы.

Но обладая этими качествами, можно не стать идеальным руководителем. Потому что помимо вышеперечисленных качеств для хорошего руководителя большое значение имеют деловые качества. Именно благодаря им он ведет за собой людей к успеху. Эти качества можно объединить в три блока.

Умение решать поставленные задачи

Практический интеллект

Логическое мышление. Использование своих знаний, навыков, опыта при решении производственных задач. Необходимые качества, но результативность управления не всегда зависит от правильного мышления и работы с информацией. Это происходит в связке с умением налаживания с людьми правильных отношений. И здесь не менее важен второй блок.

Идеальный руководитель в природе не существует в принципе. Один хороший человек, опытный профессионал, отлично разбирающийся в своем деле, может даже не представлять, как структурировать работу так, чтобы эффективность была максимальной. Другой, отличный по большинству пунктов руководитель, не способен слушать критику от сотрудников, и потому просто не способен посмотреть на проблему с разных сторон. И таких примеров можно привести бесконечное количество. Тем не менее это не значит, что к идеалу не нужно стремиться. Рассмотрим самые востребованные особенности и качества идеального руководителя.

Адекватность

Это первый и самый главный пункт. Начальник в первую очередь должен адекватно смотреть на окружающий мир, подчиненных и особенности стоящей перед ним задачи. Человек может не разбираться в вопросе, может не уметь управлять людьми, но если он адекватен, все нужные навыки придут очень быстро. Пусть это и не идеальный руководитель, но он в конечном итоге научится и приблизится к этому гордому званию намного ближе, чем полностью неадекватный начальник.

Примеров полного несоответствия своему положению в современном обществе можно найти очень много. Обычно это ни дня не работавшие дети влиятельных родителей и другие подобные личности, привыкшие получать все и сразу просто из-за того, что они удачно родились. Такие могут разрушить любой проект за самые короткие сроки.

Профессионализм и опыт

Второй важный показатель того, каким должен быть идеальный его опыт, профессионализм и полученные навыки. Начальник, ранее работавший в той же сфере, в которой сейчас существует его предприятие, способен принимать единственно верные решения и точно представлять объемы и направление требуемых работ. Это все позволяет очень быстро достигнуть отличного результата и получить высокие показатели эффективности организации.

Проницательность

Идеальный руководитель должен уметь смотреть в самую суть вещей, процессов, людей и проблем. Многие люди, наделенные проницательностью, принимают верные решения инстинктивно, не отдавая себе отчета, почему они сделали именно так. К сожалению, такой навык обычно врожденный, но его можно и развить, достаточно уметь сопоставлять разные элементы в единую цепь и делать долгосрочные прогнозы, основываясь на не самых очевидных данных. Проницательный начальник сможет выбрать лучших сотрудников, даже если по их резюме этого не будет видно. Он сможет предвидеть возможные проблемы и решать их заранее, и будет видеть лучший вариант дальнейшего развития даже в такой ситуации, когда вроде бы все остальные утверждают обратное.

Критика

В книге «Идеальный руководитель» Ицхака Адизеса сказано о том, что когда два человека сходятся во всем, значит, один из них не нужен. Это абсолютно верное замечание. Нормальный начальник должен не просто без агрессии воспринимать критику собственных решений, но и уметь слышать всех оппонентов. как говорил Сократ, а самое главное, спор помогает услышать другую точку зрения, что бесценно для принятия верного решения.

Дисциплина и ответственность

Идеальный руководитель должен быть ответственным и дисциплинированным, хотя бы для того, чтобы подавать пример собственным подчиненным. Сложно добиться от сотрудников следования корпоративному стилю, если сам начальник будет его регулярно нарушать. Практически невозможно заставить приходить на работу вовремя или уходить с нее строго после окончания рабочего дня, если самый главный на предприятии человек позволяет себе регулярно опаздывать на несколько часов или уходит сразу после обеда. Разумеется, всегда бывают уважительные причины типа важной встречи, переговоров с перспективными клиентами и тому подобных ситуаций, но редко когда это все случается каждый день.

Сложные решения

Идеальный руководитель просто обязан уметь принимать сложные решения. Причем даже в таких ситуациях, когда однозначно верного ответа нет и нужно делать хоть что-то. Как сказано в книге того же Адизеса, в подавляющем большинстве случаев бездействие приводит к намного более печальным последствиям, чем неправильное действие. Из любого правила есть исключения, и можно сказать, что бывают ситуации, когда лучше как раз выжидать, но ожидание в таком случае также можно расценивать как действие. И вот настоящий начальник должен всегда быть готов не просто принять такие решения, но и нести за них ответственность, не перекладывая ее на головы подчиненных, просто выполняющих распоряжения.

Кадры решают все

Начальник должен уметь подобрать сотрудников так, чтобы они смогли выполнять абсолютно все функции и полностью реализовывать потенциал компании. Если руководитель начинает делать что-то, помимо общего руководства, подписания документов, переговоров с крупными клиентами и принятия судьбоносных для организации решений, значит один или несколько сотрудников подобраны неправильно. В самой идеальной ситуации начальство нужно только в форс-мажорных ситуациях. И это верно в обе стороны.

Если люди работают и выполняют свои задачи хорошо, даже если они делают это не совсем так, как сделал бы сам начальник, не стоит их трогать. В конечном итоге, по мере накопления опыта, оптимальное решение и наиболее эффективный вариант решения задачи будут найдены самостоятельно. А при попытке заставить подчиненного сделать что-то не так, как он это понимает, можно просто пустить весь более или менее отлаженный механизм работы под откос, и вместо более высоких показателей получить полностью противоположный результат.

Вывод

Подводя итоги, можно сказать, что идеальный руководитель должен отвечать одновременно слишком большому числу критериев. Такие люди если и есть, то их количество очень невелико, и на все фирмы, организации и предприятия их не напасешься. Так что условно хорошим начальником будет тот, кто отвечает хотя бы половине показателей, включая сюда в первую очередь адекватность, без этого важного критерия даже самый отличный руководитель вряд ли сможет эффективно развивать организацию и добиваться хороших результатов.

Успешное предприятие, быстро развивающую структуру, масштабную организацию может возглавлять человек, обладающий всеми ценными качествами, которые очень важны для руководящей работы. Развитые лидерские, деловые и профессиональные качества хорошего руководителя делают ценным и уважаемым среди подчинённых, а также высшего руководящего состава. Чтобы тать успешным и незаменимым, человек, занявший руководящий пост, должен непрерывно заниматься саморазвитием. Все качества, которые ему даны от природы нуждаются в огранке, а также придётся приобретать некоторые, недостающие качества и упорно над ними работать.



Хороший руководитель – это, в первую очередь, личность

Если спросить у любого служащего или рабочего, что такого выдающегося в его начальнике, первым качеством будет названо то, что касается его личностных характеристик. Высокопоставленные особы, не обременённые моральными принципами, к сожалению, встречаются нередко, однако есть и такие, которые чтят кодекс чести. Такие личностные качества необходимы человеку, способному управлять и не потому, что такие должностные требования, просто без этого невозможно стать уважаемым среди подчинённых.

Отчуждение команды, неблагоприятная атмосфера в коллективе, даже конфронтация могут быть вызваны отсутствием в начальнике необходимых нравственных особенностей. Под руководством непорядочного начальника подчинённые способны объединиться в команду, которая станет противоборствующей стороной. Управление таким коллективом очень сложное и не даёт тех результатов, на какие могут рассчитывать. Кто бы ни возглавил руководящий пост, мужчина или женщина, но если он обладает высокими моральными принципами, ждёт его почёт в коллективе.

Руководящее лицо зачастую служит примером для его сотрудников, поэтому отличная физическая форма, стабильное, уравновешенное психическое состояние, адекватное реагирование в самых разных стрессовых ситуациях могут стать отличным образцом для подчинённых. Оптимизм, бодрость духа, отзывчивость и доброжелательность по отношению не только к коллективу, но и ко всем окружающим, не только повысят рейтинг начальника в глазах работников, но и помогут ему самому в успешном развитии карьеры.





Зачем нужны деловые качества хорошему начальнику?

«И швец, и жнец, и на дуде игрец» — примерно все возможные функции должен выполнять хороший руководитель, но для этого он должен быть не только большим профи и человеком с большой буквы, а также стать деловым, прагматичным, способным вершить дела. Какие деловые качества бывают, и как они способствуют карьере успешного руководителя?

Очень ценное качество – это честолюбие, человек, им обладающий способен на большие дела, он амбициозен и настойчив, в достижении цели. Лидерство у таких людей в крови, они всегда готовы возглавлять и управлять. Умения организовать свою деятельность и людей на выполнение работы – это тоже очень важное качество делового руководителя. Хороший начальник не должен быть перфекционист, напротив он должен уметь грамотно делегировать полномочия.

Способность оперативно реагировать по любому, даже не стандартному вопросу очень помогает современному начальнику. Инициативность делового человека не даёт ему задаваться вопросом, почему это выполнять приходится именно ему, всю ответственность в решении проблемы он в основном возлагает на себя. Самоконтроль и координирование подчинённых, а также умение планировать своё рабочее время и всего коллектива, весьма эффективно в достижении высоких показателей. По-настоящему деловой руководитель не станет бояться новаторских идей, напротив он просчитает риски и если они оправданы, возглавит перспективное предприятие и поведёт за собой массы.




Большой профессионал в своём деле

Быть высококлассным специалистом – это основное требование к руководителю, так как только отлично знающий своё дело человек вправе его возглавить. К профессиональным навыкам относится образование. Высокая квалификация руководящего работника является одним из обязательных требований во многих организациях. Компетентность и опыт работы по своей специальности также считаются обязательными условиями у работодателей.

Обширное мышление, масштабное видение ситуации, быть эрудитом, стремиться к саморазвитию и карьерному росту – вот такие качества способны сделать руководителя успешным, а способность использовать новые, более совершенные методы работы помогут и коллективы стать успешными профессионалами своего дела.

По-настоящему хороший руководитель должен владеть целым набором ценных качеств, и умело применять их на практике. И не секрет, что идеальных людей, как и руководителей не бывает, но те качества, которые так необходимы, можно приобрести и отработать их до совершенства.